Только как же я с Вами расстанусь, Добрый зритель в девятом ряду?

Тридцать лет назад не стало Аркадия Исааковича Райкина. Любимый артист огромной страны ушел 17 декабря 1987 года. В одном из недавних интервью Михаил Жванецкий вспоминал вечер, организованный как-то в Доме актера на Невском проспекте, 86. Его афиша гласила: «Райкин о театре, Товстоногов об эстраде». Для театрального Ленинграда конца советской эпохи это были две абсолютно равновеликие фигуры.

Аркадий Райкин

Зрители со стажем утверждают, что в «золотую эпоху» Райкина очередь в его театр тянулась по всей улице Желябова (ныне – Большой Конюшенной). И была она не менее длинной, чем знаменитая очередь, что шла по набережной реки Фонтанки в БДТ. Евгений Гришковец, недавно приезжавший в Санкт-Петербург на премьеру своего «Дома» в Театре Эстрады, рассказывал: его родители-студенты, учившиеся в Ленинграде, в БДТ смогли попасть, а в театр Райкина – нет.

Жизнь Аркадия Исааковича была неразрывно связана с двумя столицами, с бесконечным переездами, с «Красной Стрелой». Сам артист говорил, что имеет полное право называть себя ленинградцем, ведь он прожил здесь более 60 лет.

Аркадий Райкин родился в Риге в 1911 году. Отец Исаак Давидович Райкин работал портовым бракером строительного леса, мама Елизавета Борисовна – акушеркой. Когда началась Первая Мировая война, семье будущего великого артиста пришлось переехать вглубь страны из ставшей прифронтовой Риги, сначала в Рыбинск, потом, в 1922 году – в город на Неве.

Послереволюционный Петроград – голод, разруха, неустроенность. И настоящий расцвет отечественной культуры: бум переживает сценическое искусство. Вот тогда, еще в детские годы, Райкин страстно увлекся театром. Выйдя из стен знаменитого Театрального института на Моховой, молодой артист пробовал себя сразу в нескольких театрах города. Но его судьбу определила победа на I Всесоюзном конкурсе артистов эстрады.

Театр Эстрады

В 1939 году Райкин был принят в труппу только что созданного Ленинградского театра эстрады и миниатюр. Так начался тот самый «золотой период» – и в истории молодого театра, и в истории советской эстрады. Райкин возглавил коллектив в очень трудное время, в военном 1943 году. Вместе с труппой театра он давал концерты на фронте, выступал на палубах боевых кораблей, несколько раз чудом избежал смерти. Победу встретил на гастролях – в родной Риге.

1960-1970-е годы – это действительно его эпоха: успех в кино и на сцене, в труппе театра – блистательные артисты, в том числе приглашенные Райкиным из Одессы Жванецкий, Карцев, Ильченко. Ленинградский театр эстрады и миниатюр знаменит по всей стране, на спектакли и концерты не попасть. Начинаются регулярные гастроли за границей. О Райкине пишет лондонская The Times, называя его «комическим гением».

К сожалению, даже всенародная любовь не всегда защищает артиста. Вне поля зрения преданной публики оставались: грубая цензура, конфликты на худсоветах, разгромные рецензии в прессе. Не сложились у Райкина отношения с главой Ленинграда. Сотрудники театра вспоминали, как после спектакля в гримерку к уставшему, уже пожилому артисту приходили некие чиновники с требованиями «вырезать-убрать».

Аркадий Райкин

Тогда и последовал знаменитый звонок Брежневу с просьбой «перенести» театр из Ленинграда в Москву. Так в столице появился Государственный театр миниатюр, ныне «Сатирикон», который открыл свой первый сезон спектаклем «Мир дому твоему».

А что же ленинградский театр, которому артист отдал сорок лет своей жизни? «Когда я пришел сюда в 2008 году, в зале проходила выставка кошек, – вспоминает Юрий Гальцев, художественный руководитель театра. – А ремонта здесь не было со времен Райкина». На рубеже нового века легендарный театр превратился в площадку для концертов и антреприз разного художественного уровня.

Юрий Гальцев, Театр эстрады

Современный Театр Эстрады, получивший в 2002 году имя Аркадия Райкина, создавался, по сути, с нуля: Гальцев приглашал в труппу именитых артистов, вместе с Владимиром Глазковым «растил» для театра эстрадный курс в академии на Моховой, сам ставил спектакли, а параллельно делал капитальный ремонт. В этом возрожденному театру очень помогла бывшая в те времена петербургским губернатором Валентина Матвиенко. А еще, по словам Гальцева, его в тот сложный период поддержал Антон Губанков. Бывший глава Комитета по культуре, трагически погибший год назад, в нашем городе у многих оставил самые добрые воспоминания.

Прошло время, и вот уже два театра имеют полное право говорить, что они хранят наследие Райкина: «Сатирикон» в Москве и петербургский Театр Эстрады имени Аркадия Райкина. Репертуар – разный, атмосфера – разная, пути – разные… Но самое главное, чтобы Райкина помнили – и в Санкт-Петербурге, и в Москве, и в самых дальних уголках нашей страны.

Аркадий Райкин

В чем был феномен этого человека? Коллеги вспоминают, что в работе он был очень требовательным, даже жестким. Он понимал особую ответственность артиста перед публикой. Райкин говорил, что главное в комедийном актере – это человеческая индивидуальность, гражданская позиция и… доброта. И сколько же доброты было в его глазах, когда он выходил на сцену.

Он любил этого безымянного зрителя в девятом ряду. Знал его, чувствовал, жалел, потому что вместе с ним пережил многое, включая самую страшную в истории нашей страны войну. А зрителя не обманешь, потому и любовь была взаимной. Пожалуй, сейчас, когда изменился и юмор, и эстрада, и театр, именно эта любовь должна оставаться главным наследием Райкина.

10 декабря 2017.
Текст: Валерия Троицкая. Фотографии предоставлены пресс-службой Театра Эстрады имени Райкина.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Екатерина Айвазова, гример Театра музкомедии

Екатерина Айвазова: У нашей крови клубничный вкус

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» решил познакомить своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Одна из таких «невидимок» — Екатерина Айвазова, заведующая гримерным цехом Театра музкомедии, в котором она работает уже пять лет. Екатерина Айвазова по образованию актер драматического театра, но по профессии не успела поработать ни дня. Конечно, в первое время осваиваться в гримерном цехе было тяжело, потому что у нее не было опыта. Но желание учиться, совершенствоваться в мастерстве и огромный интерес помогли постепенно втянуться в работу.

Полина Фрадкина

Полина Фрадкина: Понимание музыки помогает ориентироваться в жизни

Пианистка Полина Фрадкина проведет в пресс-центре информационного агентства «Росбалт» лекцию «Музыка и эмоциональный интеллект. О пользе грусти». Она начала заниматься музыкой в пять лет, позже окончила Музыкальный лицей при Санкт-Петербургской консерватории, затем — Петербургскую консерваторию и аспирантуру, а также Академию музыки имени Рубина Тель-Авивского университета и Санкт-Петербургский Институт глубинной психологии. Сейчас Полина Фрадкина выступает как солирующая пианистка и лектор в России и за рубежом. Сотрудничает с современными композиторами, пишущими музыку специально для нее. Участвует в международных музыкальных фестивалях. Ее аудитория: от академических залов, таких как Капелла, Филармония и Концертный зал Мариинского театра, до арт-пространств, лофтов и джазовых клубов.

Елена Щелчкова

Елена Щелчкова: В обнаженке меня увлекает накал и незащищенность

В конце сентября 2019 года в арт-пространстве mArs на Марсовом поле, 3, состоялась выставка «Рисунки на обоях» Елены Щелчковой — художницы, создающей самобытную, загадочную и пронизанную темными лучами эротизма графику. Елена родилась в 1960 году в Зеленогорске, в литературной семье. Она была одаренным ребенком, с детства много читала и любила рисовать. Позже училась в Ленинградском художественно-графическом училище, попала в самое сердце петербургского андеграунда, подружилась с Олегом Котельниковым, Тимуром Новиковым и Владимиром Гооссом, за него она вышла замуж. Семья Щелчковых-Гоосс всегда привлекала к себе чуть ли не весь питерский андеграунд, а их дом стал одним из центров современной культуры.

Кадр из фильма "Грех" Андрея Кончаловского

В «Родине» — жаркий итальянский RIFF

До 8 декабря 2019 года в киноцентре «Родина» уже в шестой раз проходит Российско-итальянский кинофестиваль RIFF, самый крупный италоязычный кинофестиваль России. В этом году на RIFF в Петербурге представлена самая большая программа итальянских фильмов – 26 отборных премьер. Среди картин, которые нельзя пропустить: проект 2017 года «Чамбра» Мартина Скорсезе, мировая премьера которого состоялась на 70-м Каннском фестивале. Фильм был отобран от Италии претендентом в номинацию «Лучший фильм на иностранном языке» на 90-ю церемонию «Оскара», принимал участие в кинофестивале «Санденс», завоевал итальянский «Оскар» – премию «Давид ди Донателло» – и множество других наград.

Satori, Сергей Полунин

Просветление от Сергея Полунина

Сергей Полунин – имя широко известное не только в балетном мире. В этом можно было убедиться и совсем недавно: в городах России, в огромных залах — например, в Москве это был «Крокус Сити Холл» вместимостью до семи тысяч зрителей — прошел тур его программы «Сатори». А начался он в начале октября 2019 года представлением в петербургском БКЗ «Октябрьский», после чего танцовщики показали балет в шести городах России.

Дирижер Иван Демидов. Фото Daniel Biskup из личного архива Ивана Демидова.

Иван Демидов: Музыку, которой занимаюсь в данный момент, считаю лучшей на земле

Иван Демидов в 2009 году с отличием закончил теоретико-композиторское отделение Санкт-Петербургского музыкального училища имени Римского-Корсакова, а в 2014 году — Санкт-Петербургскую консерваторию имени Римского-Корсакова по классу оперно-симфонического дирижирования.

Он дирижировал в театре «Санкт-Петербург Опера» и в театре Санкт-Петербургской консерватории такими операми, как «Евгений Онегин» Чайковского, «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Паяцы» Леонковалло, а также многочисленными концертами симфонической музыки. Дирижировал оперой «Евгений Онегин» во время гастролей театра «Санкт-Петербургъ опера» в Ярославле (2014). С 2014 по 2017 год преподавал на кафедре оперной подготовки Санкт-Петербургской консерватории.