Только как же я с Вами расстанусь, Добрый зритель в девятом ряду?

Тридцать лет назад не стало Аркадия Исааковича Райкина. Любимый артист огромной страны ушел 17 декабря 1987 года. В одном из недавних интервью Михаил Жванецкий вспоминал вечер, организованный как-то в Доме актера на Невском проспекте, 86. Его афиша гласила: «Райкин о театре, Товстоногов об эстраде». Для театрального Ленинграда конца советской эпохи это были две абсолютно равновеликие фигуры.

Аркадий Райкин

Зрители со стажем утверждают, что в «золотую эпоху» Райкина очередь в его театр тянулась по всей улице Желябова (ныне – Большой Конюшенной). И была она не менее длинной, чем знаменитая очередь, что шла по набережной реки Фонтанки в БДТ. Евгений Гришковец, недавно приезжавший в Санкт-Петербург на премьеру своего «Дома» в Театре Эстрады, рассказывал: его родители-студенты, учившиеся в Ленинграде, в БДТ смогли попасть, а в театр Райкина – нет.

Жизнь Аркадия Исааковича была неразрывно связана с двумя столицами, с бесконечным переездами, с «Красной Стрелой». Сам артист говорил, что имеет полное право называть себя ленинградцем, ведь он прожил здесь более 60 лет.

Аркадий Райкин родился в Риге в 1911 году. Отец Исаак Давидович Райкин работал портовым бракером строительного леса, мама Елизавета Борисовна – акушеркой. Когда началась Первая Мировая война, семье будущего великого артиста пришлось переехать вглубь страны из ставшей прифронтовой Риги, сначала в Рыбинск, потом, в 1922 году – в город на Неве.

Послереволюционный Петроград – голод, разруха, неустроенность. И настоящий расцвет отечественной культуры: бум переживает сценическое искусство. Вот тогда, еще в детские годы, Райкин страстно увлекся театром. Выйдя из стен знаменитого Театрального института на Моховой, молодой артист пробовал себя сразу в нескольких театрах города. Но его судьбу определила победа на I Всесоюзном конкурсе артистов эстрады.

Театр Эстрады

В 1939 году Райкин был принят в труппу только что созданного Ленинградского театра эстрады и миниатюр. Так начался тот самый «золотой период» – и в истории молодого театра, и в истории советской эстрады. Райкин возглавил коллектив в очень трудное время, в военном 1943 году. Вместе с труппой театра он давал концерты на фронте, выступал на палубах боевых кораблей, несколько раз чудом избежал смерти. Победу встретил на гастролях – в родной Риге.

1960-1970-е годы – это действительно его эпоха: успех в кино и на сцене, в труппе театра – блистательные артисты, в том числе приглашенные Райкиным из Одессы Жванецкий, Карцев, Ильченко. Ленинградский театр эстрады и миниатюр знаменит по всей стране, на спектакли и концерты не попасть. Начинаются регулярные гастроли за границей. О Райкине пишет лондонская The Times, называя его «комическим гением».

К сожалению, даже всенародная любовь не всегда защищает артиста. Вне поля зрения преданной публики оставались: грубая цензура, конфликты на худсоветах, разгромные рецензии в прессе. Не сложились у Райкина отношения с главой Ленинграда. Сотрудники театра вспоминали, как после спектакля в гримерку к уставшему, уже пожилому артисту приходили некие чиновники с требованиями «вырезать-убрать».

Аркадий Райкин

Тогда и последовал знаменитый звонок Брежневу с просьбой «перенести» театр из Ленинграда в Москву. Так в столице появился Государственный театр миниатюр, ныне «Сатирикон», который открыл свой первый сезон спектаклем «Мир дому твоему».

А что же ленинградский театр, которому артист отдал сорок лет своей жизни? «Когда я пришел сюда в 2008 году, в зале проходила выставка кошек, – вспоминает Юрий Гальцев, художественный руководитель театра. – А ремонта здесь не было со времен Райкина». На рубеже нового века легендарный театр превратился в площадку для концертов и антреприз разного художественного уровня.

Юрий Гальцев, Театр эстрады

Современный Театр Эстрады, получивший в 2002 году имя Аркадия Райкина, создавался, по сути, с нуля: Гальцев приглашал в труппу именитых артистов, вместе с Владимиром Глазковым «растил» для театра эстрадный курс в академии на Моховой, сам ставил спектакли, а параллельно делал капитальный ремонт. В этом возрожденному театру очень помогла бывшая в те времена петербургским губернатором Валентина Матвиенко. А еще, по словам Гальцева, его в тот сложный период поддержал Антон Губанков. Бывший глава Комитета по культуре, трагически погибший год назад, в нашем городе у многих оставил самые добрые воспоминания.

Прошло время, и вот уже два театра имеют полное право говорить, что они хранят наследие Райкина: «Сатирикон» в Москве и петербургский Театр Эстрады имени Аркадия Райкина. Репертуар – разный, атмосфера – разная, пути – разные… Но самое главное, чтобы Райкина помнили – и в Санкт-Петербурге, и в Москве, и в самых дальних уголках нашей страны.

Аркадий Райкин

В чем был феномен этого человека? Коллеги вспоминают, что в работе он был очень требовательным, даже жестким. Он понимал особую ответственность артиста перед публикой. Райкин говорил, что главное в комедийном актере – это человеческая индивидуальность, гражданская позиция и… доброта. И сколько же доброты было в его глазах, когда он выходил на сцену.

Он любил этого безымянного зрителя в девятом ряду. Знал его, чувствовал, жалел, потому что вместе с ним пережил многое, включая самую страшную в истории нашей страны войну. А зрителя не обманешь, потому и любовь была взаимной. Пожалуй, сейчас, когда изменился и юмор, и эстрада, и театр, именно эта любовь должна оставаться главным наследием Райкина.

10 декабря 2017.
Текст: Валерия Троицкая. Фотографии предоставлены пресс-службой Театра Эстрады имени Райкина.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Владимир Тюрин, рок-группа Астера

Владимир Тюрин: Запреты властей — это хороший пиар

Петербургская рок-команда «Астера» представляет в нашем городе один из самых интересных и красивых жанров альтернативной музыки — классический heavy metal. Сами музыканты называют свой стиль «Metal с добрым лицом». В 2018 году группа записала второй номерной альбом «Темный век» и в декабре презентовала его для своих поклонников. «Петербургский авангард» побеседовал с руководителем и гитаристом группы «Астера» Владимиром Тюриным о том, почему развитие и продвижение в России тяжелой музыки запаздывает по сравнению с Европой, в то время как рэп покоряет молодежь и телевидение.

Христос в темнице, предоставлено пресс-службой Манежа

Христос в ГУЛАГе

На выставке в петербургском Манеже умудрились создать странный синтез голливудского хоррора с русским севером. Есть в русском искусстве такое потрясающее явление, как деревянная скульптура XVII—XIX веков, иногда называемая «пермской» — по тому региону, где собраны, кажется, лучшие ее образцы. Пермская скульптура печальна и даже трагична. Как правило, это Христос, сидящий в темнице. Измученный. Окровавленный. В терновом венце. Ждущий казни и размышляющий о том, почему же его оставил Отче.

Светлана Лаврецова, директор ТЮЗа

Светлана Лаврецова: Детские театры должны быть в приоритете

Санкт-Петербургский ТЮЗ имени Брянцева входит в 2019 год с невероятным количеством планов и параллельно готовящихся премьер. Большое здание театра напоминает улей: тут и репетиции, и елки, и детские спектакли в течение дня, рядом с театром шумит новогодняя ярмарка с музыкой, веселыми коробейниками, катком. А вечером сюда идут взрослые зрители. В эти новогодние дни корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с директором ТЮЗа Светланой Лаврецовой.

дирижер Владимир Беглецов

В Петербургской филармонии состоится концерт к 55-летию Владимира Беглецова

В среду, 23 января (20:00), в Большом зале Петербургской филармонии имени Шостаковича (Михайловская улица, 2) состоится юбилейный концерт к 55-летию дирижера, заслуженного артиста России Владимира Беглецова. В программу включены сцены и арии из оперы Николая Римского-Корсакова «Снегурочка», а также оратория Сергея Прокофьева «На страже мира» на стихи Самуила Маршака для чтеца, солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра.

Фантазии Фарятьева в Приюте комедианта

«Фантазии Фарятьева» вне времени и пространства

Потери в театре трагичны как нигде: слишком ярко освещены подмостки, слишком много людей их видят. Уход из жизни драматурга Аллы Соколовой — огромная утрата для ее коллег по цеху и для преданной публики. Премьера ее «Фантазий Фарятьева» состоялась 21 декабря 2018 года, на следующий день после того, как стало известно о смерти автора, отчего постановка приобрела еще более пронзительное звучание. Впрочем в спектакле театра «Приют комедианта» трагическое тесно переплетено с комическим, смех со слезами, преходящее с вечным, что и отличает талантливые и глубокие произведения от остальных, быть может, тоже имеющих свой смысл.

Алексей Васильев, Сказ про Федота-стрельца

Алексей Васильев: У артиста должна быть гражданская позиция

Алексей Васильев пока мало известен широкой публике, хотя к своим 39 годам успел поработать во многих театрах Северной столицы и сняться в нескольких фильмах. Человек бескомпромиссный и ищущий, он не стал связывать свою жизнь ни с одним театральным коллективом, уйдя на «вольные хлеба». По словам Алексея, все в его жизни происходит случайно, хотя у стороннего наблюдателя по этому поводу возникают сомнения. Закончив школу с серебряной медалью, он с первого раза поступил в театральный вуз и завершил обучение с красным дипломом. А это редко кому удается сделать случайно!