Только как же я с Вами расстанусь, Добрый зритель в девятом ряду?

Тридцать лет назад не стало Аркадия Исааковича Райкина. Любимый артист огромной страны ушел 17 декабря 1987 года. В одном из недавних интервью Михаил Жванецкий вспоминал вечер, организованный как-то в Доме актера на Невском проспекте, 86. Его афиша гласила: «Райкин о театре, Товстоногов об эстраде». Для театрального Ленинграда конца советской эпохи это были две абсолютно равновеликие фигуры.

Аркадий Райкин

Зрители со стажем утверждают, что в «золотую эпоху» Райкина очередь в его театр тянулась по всей улице Желябова (ныне – Большой Конюшенной). И была она не менее длинной, чем знаменитая очередь, что шла по набережной реки Фонтанки в БДТ. Евгений Гришковец, недавно приезжавший в Санкт-Петербург на премьеру своего «Дома» в Театре Эстрады, рассказывал: его родители-студенты, учившиеся в Ленинграде, в БДТ смогли попасть, а в театр Райкина – нет.

Жизнь Аркадия Исааковича была неразрывно связана с двумя столицами, с бесконечным переездами, с «Красной Стрелой». Сам артист говорил, что имеет полное право называть себя ленинградцем, ведь он прожил здесь более 60 лет.

Аркадий Райкин родился в Риге в 1911 году. Отец Исаак Давидович Райкин работал портовым бракером строительного леса, мама Елизавета Борисовна – акушеркой. Когда началась Первая Мировая война, семье будущего великого артиста пришлось переехать вглубь страны из ставшей прифронтовой Риги, сначала в Рыбинск, потом, в 1922 году – в город на Неве.

Послереволюционный Петроград – голод, разруха, неустроенность. И настоящий расцвет отечественной культуры: бум переживает сценическое искусство. Вот тогда, еще в детские годы, Райкин страстно увлекся театром. Выйдя из стен знаменитого Театрального института на Моховой, молодой артист пробовал себя сразу в нескольких театрах города. Но его судьбу определила победа на I Всесоюзном конкурсе артистов эстрады.

Театр Эстрады

В 1939 году Райкин был принят в труппу только что созданного Ленинградского театра эстрады и миниатюр. Так начался тот самый «золотой период» – и в истории молодого театра, и в истории советской эстрады. Райкин возглавил коллектив в очень трудное время, в военном 1943 году. Вместе с труппой театра он давал концерты на фронте, выступал на палубах боевых кораблей, несколько раз чудом избежал смерти. Победу встретил на гастролях – в родной Риге.

1960-1970-е годы – это действительно его эпоха: успех в кино и на сцене, в труппе театра – блистательные артисты, в том числе приглашенные Райкиным из Одессы Жванецкий, Карцев, Ильченко. Ленинградский театр эстрады и миниатюр знаменит по всей стране, на спектакли и концерты не попасть. Начинаются регулярные гастроли за границей. О Райкине пишет лондонская The Times, называя его «комическим гением».

К сожалению, даже всенародная любовь не всегда защищает артиста. Вне поля зрения преданной публики оставались: грубая цензура, конфликты на худсоветах, разгромные рецензии в прессе. Не сложились у Райкина отношения с главой Ленинграда. Сотрудники театра вспоминали, как после спектакля в гримерку к уставшему, уже пожилому артисту приходили некие чиновники с требованиями «вырезать-убрать».

Аркадий Райкин

Тогда и последовал знаменитый звонок Брежневу с просьбой «перенести» театр из Ленинграда в Москву. Так в столице появился Государственный театр миниатюр, ныне «Сатирикон», который открыл свой первый сезон спектаклем «Мир дому твоему».

А что же ленинградский театр, которому артист отдал сорок лет своей жизни? «Когда я пришел сюда в 2008 году, в зале проходила выставка кошек, – вспоминает Юрий Гальцев, художественный руководитель театра. – А ремонта здесь не было со времен Райкина». На рубеже нового века легендарный театр превратился в площадку для концертов и антреприз разного художественного уровня.

Юрий Гальцев, Театр эстрады

Современный Театр Эстрады, получивший в 2002 году имя Аркадия Райкина, создавался, по сути, с нуля: Гальцев приглашал в труппу именитых артистов, вместе с Владимиром Глазковым «растил» для театра эстрадный курс в академии на Моховой, сам ставил спектакли, а параллельно делал капитальный ремонт. В этом возрожденному театру очень помогла бывшая в те времена петербургским губернатором Валентина Матвиенко. А еще, по словам Гальцева, его в тот сложный период поддержал Антон Губанков. Бывший глава Комитета по культуре, трагически погибший год назад, в нашем городе у многих оставил самые добрые воспоминания.

Прошло время, и вот уже два театра имеют полное право говорить, что они хранят наследие Райкина: «Сатирикон» в Москве и петербургский Театр Эстрады имени Аркадия Райкина. Репертуар – разный, атмосфера – разная, пути – разные… Но самое главное, чтобы Райкина помнили – и в Санкт-Петербурге, и в Москве, и в самых дальних уголках нашей страны.

Аркадий Райкин

В чем был феномен этого человека? Коллеги вспоминают, что в работе он был очень требовательным, даже жестким. Он понимал особую ответственность артиста перед публикой. Райкин говорил, что главное в комедийном актере – это человеческая индивидуальность, гражданская позиция и… доброта. И сколько же доброты было в его глазах, когда он выходил на сцену.

Он любил этого безымянного зрителя в девятом ряду. Знал его, чувствовал, жалел, потому что вместе с ним пережил многое, включая самую страшную в истории нашей страны войну. А зрителя не обманешь, потому и любовь была взаимной. Пожалуй, сейчас, когда изменился и юмор, и эстрада, и театр, именно эта любовь должна оставаться главным наследием Райкина.

10 декабря 2017.
Текст: Валерия Троицкая. Фотографии предоставлены пресс-службой Театра Эстрады имени Райкина.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Театр на Пролетарской

Настоящее искусство в пролетарском Доме культуры

Представители старшего поколения петербуржцев помнят о том, какую важную роль играла культурно-просветительская работа с населением в СССР. Традиция развития домов культуры началась в 1920-х годах прошлого столетия. Кто только этим не занимался! Советская интеллигенция, профсоюзы, колхозы, Советская Армия, пионерская организация. И до сих пор эти островки культуры объединяют людей, неравнодушных к искусству.

Мертвые души Гоголя, предоставлено пресс-службой Театра на Васильевском

Бал у Сатаны на Васильевском острове

Театр на Васильевском не первый год радует зрителя неординарным и непредвзятым подходом к классике. Хотя очевидно, что именно такой подход гарантирует внимание публики. Но на сей раз этот островной театр превзошел себя, представив петербургскому зрителю премьеру по мотивам поэмы Николая Гоголя «Мертвые души». Эта постановка — вполне осознанный и удавшийся эксперимент, хорошо срежиссированный и подготовленный. Такие эксперименты стали модны в последнее время, но не всем и не всегда удается придать им глубокий смысл и внятную форму, доступную пониманию не только махровых критиков и театроведов, которые разглядят в постановке влияние Мейерхольда и Вахтангова, но и для простых смертных.

Премия Сергея Курехина

Культурный СПА-салон в Центре Курехина

В воскресенье, 21 апреля (19:00), в Санкт-Петербурге будут определены победители Премии имени Сергея Курехина. Единственная петербургская награда в области современного искусства отличается от столичных тем, что отдает предпочтение новаторским, революционным, концептуальным и мультижанровым проектам. Ведь именно эти принципы развивал Сергей Курехин вместе с «Поп-Механикой».
До 16 мая в Центре современного искусства имени Курехина на Лиговском проспекте, 73, продлится выставка проектов, вошедших в лонг-лист Премии Сергея Курехина. В экспозицию вошли 72 произведения, по которым можно оценить, как развивается современное искусство.

Валерий Фокин

Валерий Фокин покидает секретариат СТД

Художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин написал заявление на имя премьер-министра РФ Дмитрия Медведева и главы Минкультуры России Владимира Мединского о выходе из секретариата Союза театральных деятелей (СТД). Валерий Фокин объяснил, что сделал это в знак протеста против позиции союза по поводу объединения Александринки и Волковского театра.

Евгений Водолазкин, фото предоставлено писателем

Евгений Водолазкин: «Близкие друзья» – спектакль для театральных гурманов

В мире современной литературы есть множество фамилий, но мало имен. Евгений Водолазкин – один из немногих, чье творчество заняло определенную литературную нишу и нашло свою публику среди читателей разных социокультурных кругов. Романы «Соловьев и Ларионов», «Лавр» и «Авиатор» – удивительные произведения, отразившие особое отношение автора к историческому процессу и личности человека. Евгений Водолазкин – финалист престижных литературных премий, таких как «Национальный бестселлер», «Русский Букер», «НОС» и «Книга года», лауреат премий «Ясная Поляна», «Большая книга», «Русский Рим», Премии Александра Солженицына, национальной премии «Русские рифмы, Русское слово» и других.

Молодежный театр на Фонтанке, Нас обвенчает прилив

Неутоленная страсть в морской пене

Удивительное впечатление производит камерная сцена Молодежного театра на Фонтанке: как будто это красивая шкатулка из детства, в которой хранятся все дорогие сердцу ребенка сокровища — красивая шелковая ленточка от коробки конфет, ракушка из лета, флакон из-под маминых духов, красивый камешек и… что там еще приберегают дети, склонные мечтать? Спектакли, которые идут на этой сцене, — предельно лиричные, построенные на соприкосновении душ, удивительно трогательные. Они возвращают надежду, желание остановиться и заглянуть в себя, туда, где вроде бы все отжило, но вдруг понимаешь — нет, еще что-то бьется в ритме сердца.