Только как же я с Вами расстанусь, Добрый зритель в девятом ряду?

Тридцать лет назад не стало Аркадия Исааковича Райкина. Любимый артист огромной страны ушел 17 декабря 1987 года. В одном из недавних интервью Михаил Жванецкий вспоминал вечер, организованный как-то в Доме актера на Невском проспекте, 86. Его афиша гласила: «Райкин о театре, Товстоногов об эстраде». Для театрального Ленинграда конца советской эпохи это были две абсолютно равновеликие фигуры.

Аркадий Райкин

Зрители со стажем утверждают, что в «золотую эпоху» Райкина очередь в его театр тянулась по всей улице Желябова (ныне – Большой Конюшенной). И была она не менее длинной, чем знаменитая очередь, что шла по набережной реки Фонтанки в БДТ. Евгений Гришковец, недавно приезжавший в Санкт-Петербург на премьеру своего «Дома» в Театре Эстрады, рассказывал: его родители-студенты, учившиеся в Ленинграде, в БДТ смогли попасть, а в театр Райкина – нет.

Жизнь Аркадия Исааковича была неразрывно связана с двумя столицами, с бесконечным переездами, с «Красной Стрелой». Сам артист говорил, что имеет полное право называть себя ленинградцем, ведь он прожил здесь более 60 лет.

Аркадий Райкин родился в Риге в 1911 году. Отец Исаак Давидович Райкин работал портовым бракером строительного леса, мама Елизавета Борисовна – акушеркой. Когда началась Первая Мировая война, семье будущего великого артиста пришлось переехать вглубь страны из ставшей прифронтовой Риги, сначала в Рыбинск, потом, в 1922 году – в город на Неве.

Послереволюционный Петроград – голод, разруха, неустроенность. И настоящий расцвет отечественной культуры: бум переживает сценическое искусство. Вот тогда, еще в детские годы, Райкин страстно увлекся театром. Выйдя из стен знаменитого Театрального института на Моховой, молодой артист пробовал себя сразу в нескольких театрах города. Но его судьбу определила победа на I Всесоюзном конкурсе артистов эстрады.

Театр Эстрады

В 1939 году Райкин был принят в труппу только что созданного Ленинградского театра эстрады и миниатюр. Так начался тот самый «золотой период» – и в истории молодого театра, и в истории советской эстрады. Райкин возглавил коллектив в очень трудное время, в военном 1943 году. Вместе с труппой театра он давал концерты на фронте, выступал на палубах боевых кораблей, несколько раз чудом избежал смерти. Победу встретил на гастролях – в родной Риге.

1960-1970-е годы – это действительно его эпоха: успех в кино и на сцене, в труппе театра – блистательные артисты, в том числе приглашенные Райкиным из Одессы Жванецкий, Карцев, Ильченко. Ленинградский театр эстрады и миниатюр знаменит по всей стране, на спектакли и концерты не попасть. Начинаются регулярные гастроли за границей. О Райкине пишет лондонская The Times, называя его «комическим гением».

К сожалению, даже всенародная любовь не всегда защищает артиста. Вне поля зрения преданной публики оставались: грубая цензура, конфликты на худсоветах, разгромные рецензии в прессе. Не сложились у Райкина отношения с главой Ленинграда. Сотрудники театра вспоминали, как после спектакля в гримерку к уставшему, уже пожилому артисту приходили некие чиновники с требованиями «вырезать-убрать».

Аркадий Райкин

Тогда и последовал знаменитый звонок Брежневу с просьбой «перенести» театр из Ленинграда в Москву. Так в столице появился Государственный театр миниатюр, ныне «Сатирикон», который открыл свой первый сезон спектаклем «Мир дому твоему».

А что же ленинградский театр, которому артист отдал сорок лет своей жизни? «Когда я пришел сюда в 2008 году, в зале проходила выставка кошек, – вспоминает Юрий Гальцев, художественный руководитель театра. – А ремонта здесь не было со времен Райкина». На рубеже нового века легендарный театр превратился в площадку для концертов и антреприз разного художественного уровня.

Юрий Гальцев, Театр эстрады

Современный Театр Эстрады, получивший в 2002 году имя Аркадия Райкина, создавался, по сути, с нуля: Гальцев приглашал в труппу именитых артистов, вместе с Владимиром Глазковым «растил» для театра эстрадный курс в академии на Моховой, сам ставил спектакли, а параллельно делал капитальный ремонт. В этом возрожденному театру очень помогла бывшая в те времена петербургским губернатором Валентина Матвиенко. А еще, по словам Гальцева, его в тот сложный период поддержал Антон Губанков. Бывший глава Комитета по культуре, трагически погибший год назад, в нашем городе у многих оставил самые добрые воспоминания.

Прошло время, и вот уже два театра имеют полное право говорить, что они хранят наследие Райкина: «Сатирикон» в Москве и петербургский Театр Эстрады имени Аркадия Райкина. Репертуар – разный, атмосфера – разная, пути – разные… Но самое главное, чтобы Райкина помнили – и в Санкт-Петербурге, и в Москве, и в самых дальних уголках нашей страны.

Аркадий Райкин

В чем был феномен этого человека? Коллеги вспоминают, что в работе он был очень требовательным, даже жестким. Он понимал особую ответственность артиста перед публикой. Райкин говорил, что главное в комедийном актере – это человеческая индивидуальность, гражданская позиция и… доброта. И сколько же доброты было в его глазах, когда он выходил на сцену.

Он любил этого безымянного зрителя в девятом ряду. Знал его, чувствовал, жалел, потому что вместе с ним пережил многое, включая самую страшную в истории нашей страны войну. А зрителя не обманешь, потому и любовь была взаимной. Пожалуй, сейчас, когда изменился и юмор, и эстрада, и театр, именно эта любовь должна оставаться главным наследием Райкина.

10 декабря 2017.
Текст: Валерия Троицкая. Фотографии предоставлены пресс-службой Театра Эстрады имени Райкина.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Jazz across bording

Jazz Across Borders стер границы 15 стран

Представители более чем 15 стран собрались на форум-фесте Jazz Across Borders (JAB) в Северной столице России. Этот фестиваль проходит в рамках Международного культурного форума, который в седьмой раз проходит в Санкт-Петербурге. Программа JAB включает панельные дискуссии, выставку российской и зарубежной джазовой индустрии, мастер-классы, концерты в клубах Санкт-Петербурга и шоукейсы. Грандиозным финалом двухдневного джазового марафона станет гала-концерт звездных музыкантов в Мариинском театре 17 ноября.

Вадим Эйленкриг

Вадим Эйленкриг: Еще сыграем на Марсе

В Санкт-Петербурге стартовал Международный культурный форум (МКФ), и одним из самых ярких событий его программы станет джазовый фестиваль, который начнется 16 ноября. Под эгидой МКФ форум-фест Jazz Across Borders (JAB) проводится второй раз, его руководитель известный российский музыкант Игорь Бутман. На этой площадке встретятся молодые музыканты, живые легенды и профессионалы музыкальной индустрии со всего мира. Участник форум-феста, трубач-виртуоз Вадим Эйленкриг рассказал «Петербургскому авангарду» о джазовой части МКФ.

Константин Райкин

Константин Райкин: Очень хочется высказаться, и очень опасно

На Новой сцене Александринского театра в рамках Международного культурного форума состоялась встреча с руководителем театра «Сатирикон», народным артистом России Константином Райкиным. Корреспондент «Росбалта» выбрал лучшие цитаты из монолога и ответов артиста на вопросы аудитории — о творческом пути, ролях, отношении к зрителям и тени отца.

Главный штаб, МКФ

В Петербурге — Международный культурный форум

В Северной столице утром 15 ноября официально открылся VII Международный культурный форум. На торжестве в Главном Штабе собрались важные гости, организаторы и участники МКФ. В пятницу, 16 ноября (19:00), праздник по случаю начала работы форума пройдет в Мариинском театре. Телеграмма, в которой участников форума поприветствовал президент РФ Владимир Путин, опубликована на сайте Кремля.

Мир знаний

Петербург погрузится в космологию «Мира знаний»

С 16 по 20 ноября в Санкт-Петербурге пройдет XIII Международный кинофестиваль научно-популярных и образовательных фильмов «Мир знаний». Почетный гость фестиваля – доктор биологических наук, бессменный ведущий телепередачи «В мире животных» Николай Дроздов. Тема фестиваля – космология. Ученые, кинематографисты, представители общественных организаций и просто зрители соберутся для обсуждения актуальных проблем развития современной науки и культуры, знакомства с традициями и новыми направлениями научно-популярного кино.

Добрая мина

«Добрая мина» современных абстракционистов

Открытие VI Балтийской биеннале современного искусства в Новом Музее (Средний проспект Васильевского острова, 28) под названием «Добрая мина» состоялось в начале ноября. На выставке традиционно представлен срез современного петербургского искусства. Организатором является Музей современного искусства имени Дягилева Санкт-Петербургского государственного университета под руководством доктора искусствоведения Татьяны Юрьевой. Кураторы выставки — доцент кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств, кандидат искусствоведения Глеб Ершов и художница Лера Лернер.