Только как же я с Вами расстанусь, Добрый зритель в девятом ряду?

Тридцать лет назад не стало Аркадия Исааковича Райкина. Любимый артист огромной страны ушел 17 декабря 1987 года. В одном из недавних интервью Михаил Жванецкий вспоминал вечер, организованный как-то в Доме актера на Невском проспекте, 86. Его афиша гласила: «Райкин о театре, Товстоногов об эстраде». Для театрального Ленинграда конца советской эпохи это были две абсолютно равновеликие фигуры.

Аркадий Райкин

Зрители со стажем утверждают, что в «золотую эпоху» Райкина очередь в его театр тянулась по всей улице Желябова (ныне – Большой Конюшенной). И была она не менее длинной, чем знаменитая очередь, что шла по набережной реки Фонтанки в БДТ. Евгений Гришковец, недавно приезжавший в Санкт-Петербург на премьеру своего «Дома» в Театре Эстрады, рассказывал: его родители-студенты, учившиеся в Ленинграде, в БДТ смогли попасть, а в театр Райкина – нет.

Жизнь Аркадия Исааковича была неразрывно связана с двумя столицами, с бесконечным переездами, с «Красной Стрелой». Сам артист говорил, что имеет полное право называть себя ленинградцем, ведь он прожил здесь более 60 лет.

Аркадий Райкин родился в Риге в 1911 году. Отец Исаак Давидович Райкин работал портовым бракером строительного леса, мама Елизавета Борисовна – акушеркой. Когда началась Первая Мировая война, семье будущего великого артиста пришлось переехать вглубь страны из ставшей прифронтовой Риги, сначала в Рыбинск, потом, в 1922 году – в город на Неве.

Послереволюционный Петроград – голод, разруха, неустроенность. И настоящий расцвет отечественной культуры: бум переживает сценическое искусство. Вот тогда, еще в детские годы, Райкин страстно увлекся театром. Выйдя из стен знаменитого Театрального института на Моховой, молодой артист пробовал себя сразу в нескольких театрах города. Но его судьбу определила победа на I Всесоюзном конкурсе артистов эстрады.

Театр Эстрады

В 1939 году Райкин был принят в труппу только что созданного Ленинградского театра эстрады и миниатюр. Так начался тот самый «золотой период» – и в истории молодого театра, и в истории советской эстрады. Райкин возглавил коллектив в очень трудное время, в военном 1943 году. Вместе с труппой театра он давал концерты на фронте, выступал на палубах боевых кораблей, несколько раз чудом избежал смерти. Победу встретил на гастролях – в родной Риге.

1960-1970-е годы – это действительно его эпоха: успех в кино и на сцене, в труппе театра – блистательные артисты, в том числе приглашенные Райкиным из Одессы Жванецкий, Карцев, Ильченко. Ленинградский театр эстрады и миниатюр знаменит по всей стране, на спектакли и концерты не попасть. Начинаются регулярные гастроли за границей. О Райкине пишет лондонская The Times, называя его «комическим гением».

К сожалению, даже всенародная любовь не всегда защищает артиста. Вне поля зрения преданной публики оставались: грубая цензура, конфликты на худсоветах, разгромные рецензии в прессе. Не сложились у Райкина отношения с главой Ленинграда. Сотрудники театра вспоминали, как после спектакля в гримерку к уставшему, уже пожилому артисту приходили некие чиновники с требованиями «вырезать-убрать».

Аркадий Райкин

Тогда и последовал знаменитый звонок Брежневу с просьбой «перенести» театр из Ленинграда в Москву. Так в столице появился Государственный театр миниатюр, ныне «Сатирикон», который открыл свой первый сезон спектаклем «Мир дому твоему».

А что же ленинградский театр, которому артист отдал сорок лет своей жизни? «Когда я пришел сюда в 2008 году, в зале проходила выставка кошек, – вспоминает Юрий Гальцев, художественный руководитель театра. – А ремонта здесь не было со времен Райкина». На рубеже нового века легендарный театр превратился в площадку для концертов и антреприз разного художественного уровня.

Юрий Гальцев, Театр эстрады

Современный Театр Эстрады, получивший в 2002 году имя Аркадия Райкина, создавался, по сути, с нуля: Гальцев приглашал в труппу именитых артистов, вместе с Владимиром Глазковым «растил» для театра эстрадный курс в академии на Моховой, сам ставил спектакли, а параллельно делал капитальный ремонт. В этом возрожденному театру очень помогла бывшая в те времена петербургским губернатором Валентина Матвиенко. А еще, по словам Гальцева, его в тот сложный период поддержал Антон Губанков. Бывший глава Комитета по культуре, трагически погибший год назад, в нашем городе у многих оставил самые добрые воспоминания.

Прошло время, и вот уже два театра имеют полное право говорить, что они хранят наследие Райкина: «Сатирикон» в Москве и петербургский Театр Эстрады имени Аркадия Райкина. Репертуар – разный, атмосфера – разная, пути – разные… Но самое главное, чтобы Райкина помнили – и в Санкт-Петербурге, и в Москве, и в самых дальних уголках нашей страны.

Аркадий Райкин

В чем был феномен этого человека? Коллеги вспоминают, что в работе он был очень требовательным, даже жестким. Он понимал особую ответственность артиста перед публикой. Райкин говорил, что главное в комедийном актере – это человеческая индивидуальность, гражданская позиция и… доброта. И сколько же доброты было в его глазах, когда он выходил на сцену.

Он любил этого безымянного зрителя в девятом ряду. Знал его, чувствовал, жалел, потому что вместе с ним пережил многое, включая самую страшную в истории нашей страны войну. А зрителя не обманешь, потому и любовь была взаимной. Пожалуй, сейчас, когда изменился и юмор, и эстрада, и театр, именно эта любовь должна оставаться главным наследием Райкина.

10 декабря 2017.
Текст: Валерия Троицкая. Фотографии предоставлены пресс-службой Театра Эстрады имени Райкина.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Дом культуры Ильича

Дом культуры без Ильича

Ведущее учреждение культуры Московского района Санкт-Петербурга 20 лет назад отказалось от имени, которым его назвали в советское время, но сохранило исторический облик и предназначение. Речь идет о Культурно-досуговом центре «Московский», который ранее назывался Дом культуры имени Ильича. Здание построено по проекту советского архитектора Николая Демкова и в наши дни оно признано памятником конструктивизма. В нем удивительно сочетаются суровость серых блоков и легкое настроение, витающее в этих стенах.

Белые ночи, Городской театр

Зимние «Белые ночи» в Русском музее

Странное это состояние — театр. Порой отсутствие красивых костюмов и декораций убивает всякий интерес, а иногда вдруг возбуждает такую фантазию, что удивляешься: откуда что берется в твоей, в общем, рациональной голове! В бездействии и безмолвии иногда такая бездна смысла, которой не найдешь и в самом страстном монологе. А вдруг случается и такое: придя на спектакль по Достоевскому, которого знаешь почти наизусть, вдруг понимаешь, что… ничего не понимаешь.

Мизери

Святочная «Мизери» в ДК Выборгский

Популярные московские актеры Евгения Добровольская и Даниил Спиваковский вновь привезли в Санкт-Петербург антрепризную постановку «Мизери» по роману Стивена Кинга, давно вошедшему в ряды классических произведений литературы ужасов. Четвертого января зрители увидели спектакль на сцене Выборгского дворца культуры. Режиссером является Нина Островская.

режиссер Владимир Глазков

Владимир Глазков: Я – за актерский театр

Театр Эстрады имени Аркадия Райкина выпустил уже третью с начала сезона 2017-2018 годов премьеру. После чудесного «Волшебного кольца» по сказкам архангельского писателя Бориса Шергина состоялось не менее чудесное перевоплощение Юрия Гальцева в драматического артиста в спектакле «Дом» по одноименной пьесе Евгения Гришковца. А совсем недавно режиссер «Дома» Владимир Глазков представил зрителям театра свою версию знаменитой комедии Оскара Уайльда «Как важно быть серьезным» – спектакль «Искусство жениться». Накануне премьеры мы встретились с режиссером и поговорили об Оскаре Уайльде, современном юморе, а еще – о великом Георгии Александровиче Товстоногове и легендарных ленинградских спектаклях.

Жанна Зарецкая

Жанна Зарецкая: Всех номинантов премии «Прорыв» считаю победителями

Девять лет в Санкт-Петербурге существует театральная премия для молодых «Прорыв». Не так давно были объявлены претенденты на эту награду сезона 2016-2017 годов в шести номинациях. Как водится, выбор Экспертного совета вызвал бурное обсуждение в профессиональном сообществе. И по мнению одного из соучредителей Жанны Зарецкой, это говорит лишь о том, что премия развивается, живет и зарабатывает авторитет. Какие «прорывы» случились в этом году и что ждет молодых творцов театра будущего, Жанна Зарецкая рассказала в интервью «Петербургскому авангарду».

царское село

Царское Село накануне столетия

Уходящий 2017 год стал для музея-заповедника «Царское Село» временем успехов и счастливых приобретений. Три главных события – завершение создания экспозиции в Ратной палате; обретение архива Романовых; выставка «Царское Село. 1917. Накануне» признана лучшей в конкурсе «Музейный Олимп-2017».