Юлиан Табаков: Самая высокая театральная культура — в России

В петербургском Театре юных зрителей имени Брянцева готовится к постановке "Зимняя сказка" по Уильяму Шекспиру. Комедия со множеством драматических поворотов, с интригой, где, по задумке автора, ревность способна разрушить не одну судьбу — спектакль исключительно для взрослых зрителей. В ТЮЗ приехала готовая международная команда: режиссер Уланбек Баялиев — родом из Киргизии, ученик Сергея Женовача, и художник Юлиан Табаков — болгарин по происхождению, гражданин Швеции. Музыку к спектаклю пишет известный литовский театральный композитор, много работающий с Римасом Туминасом — Фаустас Латенас. Это и "Дядя Ваня", и "Онегин", и "Царь Эдип"...
Юлиан Табаков

24 апреля 2018.
Беседовала Елена Добрякова. Фото из личного архива Юлиана Табакова.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Судя по всему, спектакль станет громкой премьерой Санкт-Петербурга, которая ожидает зрителей очень скоро — в середине мая. Корреспондент «Петербургского авангарда» встретился с художником Юлианом Табаковым в самый разгар подготовки к спектаклю. Обаятельная улыбка озаряла лицо 40-летнего художника, который сразу предложил перейти на «ты».

Юлиан, расскажи, как сложился ваш союз с режиссером Уланбеком Баялиевым?

Уланбек увидел спектакль Римаса Туминаса в московском Театре имени Вахтангова по Шекспиру «Троил и Крессида». Спектакль был поставлен в 2008 году, я выступал там как художник, и мое решение заключалось в том, что две стороны  греки и троянцы выглядели как шахматные фигуры в темных и светлых костюмах. Сцена представляла собой картину после бури, когда из моря выбросило много обломков. Вещи составляли полукруг, и постепенно переходили в кладбище. И еще была большая уличная лампа. Автострада. Серый цвет. Ощущение, что главный герой, современно одетый, блуждает по Атлантиде. Постмодернизм и эклетика.

Уланбек Бялиев, Юлиан Табаков

Уланбек захотел со мной работать. Сразу это не произошло. Но год назад мы сделали в Вильнюсе «Двое на качелях». И все хорошо получилось. К нашей команде присоединился композитор Фаустас Латенас. В таком составе нас пригласил на постановку петербургский ТЮЗ, чему мы очень рады. Здесь работают очень симпатичные люди, они мне стали просто как родные.

Юлиан, это твой первый приезд в Санкт-Петербург? На что-нибудь вдохновил наш город в смысле художественного оформления в спектакле?

Приезд мой первый. Город большой силы, очень специфический. Но, наверное, впечатления от встречи с ним отразятся в каких-то моих будущих работах. А сейчас я приехал с готовыми эскизами для декораций и костюмов. Точнее, я уже приезжал зимой, и сегодня часть декораций, костюмов, реквизита выполнена.

Открой, если можно, изюминку будущего спектакля в визуальном плане.

«Зимняя сказка» написана в XVII веке. Но мы решили действие в эстетике XIX века. Вообще шекспировских героев можно поместить в любое время. Тема вечная  любовь, ревность, зависть, подлость, благородство, глупость. Все решено в коричнево-черной гамме. А небо будет вначале голубое, такой открытый цвет, как в анимации, подобно тому, что делает Роберт Уилсон. Но когда герои начнут ревновать, небо начнет закрываться, пока абсолютно не закроется. Как две огромные двери сомкнутся. И некоторое время неба совсем не будет видно и пойдет снег. А в конце пьесы зрители увидят, что небо начнет открываться.

Юлиан Табаков

Режиссер сразу принял это решение?

Да. Это как бы наше общее видение. Мы очень хорошо понимаем друг друга с Уланбеком. Я интуитивный, а не интеллектуальный декоратор, и не очень много читаю. Но когда читаешь пьесу, то ты ее видишь собственными глазами, а для меня важнее видеть пьесу глазами режиссерами. Потому я иногда даже не читаю материал, но режиссер говорит мне, про что он хочет ставить. Мы как-то в унисон подошли к ревности как к главной движущей силе в пьесе. И я захотел передать это настроение через декор.

Где ты учился? Твоя сценография, судя по выложенным в интернете снимкам, очень интересна, и будто впитала разные культуры мира.

Я учился в Софии декорации, сценографии, в Париже  скульптуре и фотографии, в Лондоне, где пробыл четыре месяца по обмену студентами скульптуре, моде и изготовлению работ из стекла. Все это в разной степени пригодилось. Отдельно скульптурой я сейчас не занимаюсь. Но ведь костюм  он сам как скульптура. И реквизит театральный  тоже. В тюзовском спектакле я добиваюсь того, чтобы люстры выглядели
совершенно натурально, будто сплетенные из оленьих рогов. Очень важно, чтобы это было эстетически серьезная работа, не похожая на реквизит к детскому спектаклю.

Юлиан Табаков

А сцена в ТЮЗе  она же сложная, это большой круг, как вы ее осваиваете?

Сложная, но интересная. Пожалуй, впервые вижу, чтобы просцениум сливался с рампой. Но мне нравится это пространство. Его можно интересно обыгрывать. И то, что внутри есть движущийся круг  мы это обязательно задействуем.

Вспомни самую необычную сцену, на которой приходилось работать?

Это было в Кении. Надо было сделать на берегу озера, рядом с которым кишели змеи, сцену. Мы нашли удобную поляну и поставили на ней при помощи местных жителей, большой шатер желтого цвета в фиолетовую полоску. Наш театр было видно за 30 километров! Это был проект с детьми, на который дала денег ЮНЕСКО. Проект длился шесть лет. Надо было работать с местными артистами. Мы собрали группы. Пришли дети из домов сирот, и мы сделали для них представление  пять африканских сказок. Какие-то спектакли дети исполняли сами. Все это проходило как большой фестиваль, совершенно не похожий на европейский. Такой социально-образовательный проект.

Юлиан Табаков

Где в мире для тебя самая высокая театральная культура?

Может быть, в России. Тут немного старомодно. Но это и хорошо, сохраняется традиция театральная, особенно в балете и опере. Даже в бытовой жизни много традиций. На Западе женщины обижаются, когда ты открываешь им дверь или уступаешь место в автобусе. В России все по-другому. Но при этом, думаю, тут, конечно, предстоит открывать новые территории в театре. Без этого невозможно вступить в мировой театральный процесс. А происходит очень много интересного. В качестве примера приведу спектакль John английской театральной группы DV8, который я посмотрел в программе National Theatre Live. Это что-то невероятное! Основан он на личных историях. Взяли одну основную и несколько маленьких. Такой синхрон у актеров в игре и общении со зрителями! И все это транслировалось онлайн в кинозал.

Юлиан Табаков

Скажи, ты увидел разницу в работе в российском театре и западном?

В Англии очень жесткая дисциплина. Один раз пригласили туда на постановку. И уже самое первое письмо продюсера было образцом делового общения: проект представлен безупречно, все действия были расписаны по дням и по часам. Опоздания артистов, режиссера, художника совершенно там недопустимы, можно распрощаться раз и навсегда с хорощей репутацией, перспективами, карьерой. Когда репетировали с Римасом в Вахтангова, то я никогда в течение года не видел актеров в полном составе. Только за три дня до премьеры они собрались все вместе. Один раз на первый акт, второй раз  на второй, третий раз на весь спектакль. Мне казалось все это очень несерьезным. Если бы потребовалось что-то переделывать, то как? Актеры опаздывали на репетицию каждое утро.

Юлиан Табаков

Где был самый нервный выпуск спектакля?

Это было в Национальном театре в Болгарии, опять-таки Шекспир. Ставили «Виндзорских насмешниц». Механика не работала, поправить ничего невозможно, так как задник сцены захламлен вещами. Это был настоящий стресс. И сроки неимоверно короткие! За шесть недель с начала проекта до премьеры было создано 75 костюмов, 16 перемен декорации. Я лично сам 17 костюмов сделал по ночам. Но так как меня в Софии хорошо знают, то все работали, как заведенные. Сделали в итоге супер, но на таком неимоверном напряжении.

Театральный дирижер Теодор Курентзис два месяца в год должен отдыхать от работы, он уезжает из Новосибирска в Грецию, где совершенно отрешается от мира искусства. Как ты снимаешь напряжение?

Ну, если учесть, что у меня уже было семь инсультов,  я видел снимки своей головы на МРТ, это сплошные звездочки, так вообще выглядят последствия инсульта,  то я ношу в своей голове целую Вселенную. Я снимаю напряжение в путешествиях, причем пеших. Совсем недавно я шел несколько сотен километров от Севильи до Сантьяго. Это пилигримская паломническая прогулка, в которой ты отрешаешься от забот, смотришь на мир вокруг себя и внутри себя. Такой ретрит, позволяющий собрать силы для следующего рывка. Можно из Сантьяго идти еще дальше  на мыс Финистерра. В Риме это место называли Конец мира. Так я почистил душу. Мне нравится быть одному и в тишине хотя бы какое-то время. Двадцать лет я работаю и мне не хочется ни на кого кричать. Или нормально работаем или не работаем вообще.

Юлиан Табаков

У тебя отличный русский язык.

Я застал те времена, когда нас в Болгарии учили русскому языку в школе. На одном уровне с русским я владею английским, французским, чуть-чуть шведским. С 2005 года я много работаю в Швеции и имею там гражданство. Но все же я живу в Болгарии, моей родной стране.

Работал ли ты раньше в театре юных зрителей?

Нет, такого опыта у меня не было. Но дважды я ставил спектакли для взрослых в кукольном театре  в Болгарии. А что касается детей, то я делал иллюстрации для детских книжек. Вообще много чем приходилось заниматься. Я снимал фильм «Цветанка»  о моей бабушке. Снимал картины для телевизионного канала в Германии ARTE. Работал с танцовщиками под чудеснейшую музыку Эрика Сати, настоящего реформатора-композитора, создателя «меблировочной музыки», которая дала начало так называемой music, которая фоном сегодня звучит в магазинах и торговых центрах, поставившего с Пикассо одноактный балет «Парад». Я радуюсь всем новым предложениям. И захвачен сегодня тем, что у нас получается с «Зимней сказкой». Надеюсь, мой второй опыт с режиссером Уланбеком Баялиевым получится таким же интересным и ярким по результатам.

Юлиан Табаков

Беседовала ЕЛЕНА ДОБРЯКОВА

Маргарита Аброськина

Маргарита Аброськина: На сцене Александринки всегда чувствую реакцию зрителей

Маргарита Аброськина к своим 25 годам вполне уверено и стремительно делает карьеру актрисы. Казалось бы, совсем недавно она окончила Высшее театральное училище имени Щепкина по курсу Юрия Соломина. И вот Маргарита уже занята в пяти спектакля на сцене Александрийского театра. В ее активе уже есть и вполне обширная фильмография. А с 20 мая в эфире канала ТНТ стартует новый комедийный сериал «Толя робот» с участием молодой питерской актрисы.

20 лет после Войны

«Ночь музеев»: несколько вселенных в одном городе

В Северной столице прошла «Ночь музеев» — уникальное событие, позволяющее иначе взглянуть на культурные площадки города. В этом году в акции приняли участие более 120 музеев, галерей, библиотек и выставочных залов. Конечно, все они по-своему интересны. Но есть среди них пространства, удивительная и загадочная атмосфера которых никого не оставила равнодушным. Популярная акция больше всего привлекла посетителей в Ботанический сад, Артиллерийский музей и на студию «Ленфильм». Петербуржцы вышли в параллельный мир, где без труда можно было поболтать с Пушкиным и космонавтами, увидеть взрывающиеся «Тополя» и вполне мирные субтропики, погрузиться в морскую бездну без ущерба для здоровья, побродить по могилам классиков с фонариком и заглянуть за кулисы Блокадного театра.

Реюнион

«Реюнион» совместит вкусное с научным

Санкт-Петербургский государственный университет — старейшее учебное заведение России, основанное в 1724 году — проведет 18 мая фестиваль «Реюнион». Огромная историческая территория первого университета в самом центре города будет открыта весь день для всех заинтересованных. «Реюнион’295» — это попытка переосмыслить академическое наследие университета за почти 300 лет. В честь юбилея СПбГУ Ассоциация выпускников университета расширила традиционную встречу до масштабов городского фестиваля. «Петербургский авангард» предлагает гид по «Реюниону».

Детская деревня в Пушкине, Молодежный театр, Дружим домами

«Детская деревня – SOS» на сцене и за кулисами Молодежного театра

Благотворительная организация в помощь детям-сиротам «Детские деревни – SOS» в день своего 25-летия, 13 мая 2019 года, собрала друзей под крышей Молодежного театра на Фонтанке и устроила грандиозный праздник. В начале своего пути австрийский социальный педагог и создатель концепции «Детской деревни – SOS» Герман Гмайнер говорил: «Если построим в Австрии хотя бы три Детские деревни, можем считать, что жизнь прожита не зря». Сегодня же более 550 «Детских деревень – SOS» существуют в 135 странах мира на всех континентах.

Ленрезерв

Живое сердце «Ленрезерва»

В праздничные дни, связанные с событиями Великой Отечественной войны, в Петербурге открылась масштабная выставка Патриотического объединения «Ленрезерв» (Феодосийская улица, 4). Когда оказываешься внутри, удивляешься, почему она работает так редко. Кажется, что здесь могли бы собираться толпы посетителей каждые выходные. Но возможно, это правильное решение. Тот факт, что запросто увидеть предметы «Ленрезерва», когда заблагорассудится, не получится, в корне меняет отношение к ним, заставляя присматриваться к каждой детали. Экспозиция воспринимается уже как личный опыт, момент, который необходимо прочувствовать и закрепить в памяти.

Нонконформизм в СПбГУ

Против течения: взгляд из недавнего прошлого

В эти майские дни в здании Двенадцати коллегий (Университетская набережная, 7/9, второй этаж, выставочный зал) проходила выставка графики из коллекции Музея современного искусства имени Дягилева Санкт-Петербургского государственного университета. Основную часть работ, представленных на выставке, собрала на рубеже 1980–1990 годов организатор Центра искусств имени Дягилева, а ныне – директор одноименного Музея современного искусства СПбГУ, профессор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации Татьяна Юрьева.