Юлиан Табаков: Самая высокая театральная культура — в России

В петербургском Театре юных зрителей имени Брянцева готовится к постановке "Зимняя сказка" по Уильяму Шекспиру. Комедия со множеством драматических поворотов, с интригой, где, по задумке автора, ревность способна разрушить не одну судьбу — спектакль исключительно для взрослых зрителей. В ТЮЗ приехала готовая международная команда: режиссер Уланбек Баялиев — родом из Киргизии, ученик Сергея Женовача, и художник Юлиан Табаков — болгарин по происхождению, гражданин Швеции. Музыку к спектаклю пишет известный литовский театральный композитор, много работающий с Римасом Туминасом — Фаустас Латенас. Это и "Дядя Ваня", и "Онегин", и "Царь Эдип"...
Юлиан Табаков

24 апреля 2018.
Беседовала Елена Добрякова. Фото из личного архива Юлиана Табакова.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Судя по всему, спектакль станет громкой премьерой Санкт-Петербурга, которая ожидает зрителей очень скоро — в середине мая. Корреспондент «Петербургского авангарда» встретился с художником Юлианом Табаковым в самый разгар подготовки к спектаклю. Обаятельная улыбка озаряла лицо 40-летнего художника, который сразу предложил перейти на «ты».

Юлиан, расскажи, как сложился ваш союз с режиссером Уланбеком Баялиевым?

Уланбек увидел спектакль Римаса Туминаса в московском Театре имени Вахтангова по Шекспиру «Троил и Крессида». Спектакль был поставлен в 2008 году, я выступал там как художник, и мое решение заключалось в том, что две стороны  греки и троянцы выглядели как шахматные фигуры в темных и светлых костюмах. Сцена представляла собой картину после бури, когда из моря выбросило много обломков. Вещи составляли полукруг, и постепенно переходили в кладбище. И еще была большая уличная лампа. Автострада. Серый цвет. Ощущение, что главный герой, современно одетый, блуждает по Атлантиде. Постмодернизм и эклетика.

Уланбек Бялиев, Юлиан Табаков

Уланбек захотел со мной работать. Сразу это не произошло. Но год назад мы сделали в Вильнюсе «Двое на качелях». И все хорошо получилось. К нашей команде присоединился композитор Фаустас Латенас. В таком составе нас пригласил на постановку петербургский ТЮЗ, чему мы очень рады. Здесь работают очень симпатичные люди, они мне стали просто как родные.

Юлиан, это твой первый приезд в Санкт-Петербург? На что-нибудь вдохновил наш город в смысле художественного оформления в спектакле?

Приезд мой первый. Город большой силы, очень специфический. Но, наверное, впечатления от встречи с ним отразятся в каких-то моих будущих работах. А сейчас я приехал с готовыми эскизами для декораций и костюмов. Точнее, я уже приезжал зимой, и сегодня часть декораций, костюмов, реквизита выполнена.

Открой, если можно, изюминку будущего спектакля в визуальном плане.

«Зимняя сказка» написана в XVII веке. Но мы решили действие в эстетике XIX века. Вообще шекспировских героев можно поместить в любое время. Тема вечная  любовь, ревность, зависть, подлость, благородство, глупость. Все решено в коричнево-черной гамме. А небо будет вначале голубое, такой открытый цвет, как в анимации, подобно тому, что делает Роберт Уилсон. Но когда герои начнут ревновать, небо начнет закрываться, пока абсолютно не закроется. Как две огромные двери сомкнутся. И некоторое время неба совсем не будет видно и пойдет снег. А в конце пьесы зрители увидят, что небо начнет открываться.

Юлиан Табаков

Режиссер сразу принял это решение?

Да. Это как бы наше общее видение. Мы очень хорошо понимаем друг друга с Уланбеком. Я интуитивный, а не интеллектуальный декоратор, и не очень много читаю. Но когда читаешь пьесу, то ты ее видишь собственными глазами, а для меня важнее видеть пьесу глазами режиссерами. Потому я иногда даже не читаю материал, но режиссер говорит мне, про что он хочет ставить. Мы как-то в унисон подошли к ревности как к главной движущей силе в пьесе. И я захотел передать это настроение через декор.

Где ты учился? Твоя сценография, судя по выложенным в интернете снимкам, очень интересна, и будто впитала разные культуры мира.

Я учился в Софии декорации, сценографии, в Париже  скульптуре и фотографии, в Лондоне, где пробыл четыре месяца по обмену студентами скульптуре, моде и изготовлению работ из стекла. Все это в разной степени пригодилось. Отдельно скульптурой я сейчас не занимаюсь. Но ведь костюм  он сам как скульптура. И реквизит театральный  тоже. В тюзовском спектакле я добиваюсь того, чтобы люстры выглядели
совершенно натурально, будто сплетенные из оленьих рогов. Очень важно, чтобы это было эстетически серьезная работа, не похожая на реквизит к детскому спектаклю.

Юлиан Табаков

А сцена в ТЮЗе  она же сложная, это большой круг, как вы ее осваиваете?

Сложная, но интересная. Пожалуй, впервые вижу, чтобы просцениум сливался с рампой. Но мне нравится это пространство. Его можно интересно обыгрывать. И то, что внутри есть движущийся круг  мы это обязательно задействуем.

Вспомни самую необычную сцену, на которой приходилось работать?

Это было в Кении. Надо было сделать на берегу озера, рядом с которым кишели змеи, сцену. Мы нашли удобную поляну и поставили на ней при помощи местных жителей, большой шатер желтого цвета в фиолетовую полоску. Наш театр было видно за 30 километров! Это был проект с детьми, на который дала денег ЮНЕСКО. Проект длился шесть лет. Надо было работать с местными артистами. Мы собрали группы. Пришли дети из домов сирот, и мы сделали для них представление  пять африканских сказок. Какие-то спектакли дети исполняли сами. Все это проходило как большой фестиваль, совершенно не похожий на европейский. Такой социально-образовательный проект.

Юлиан Табаков

Где в мире для тебя самая высокая театральная культура?

Может быть, в России. Тут немного старомодно. Но это и хорошо, сохраняется традиция театральная, особенно в балете и опере. Даже в бытовой жизни много традиций. На Западе женщины обижаются, когда ты открываешь им дверь или уступаешь место в автобусе. В России все по-другому. Но при этом, думаю, тут, конечно, предстоит открывать новые территории в театре. Без этого невозможно вступить в мировой театральный процесс. А происходит очень много интересного. В качестве примера приведу спектакль John английской театральной группы DV8, который я посмотрел в программе National Theatre Live. Это что-то невероятное! Основан он на личных историях. Взяли одну основную и несколько маленьких. Такой синхрон у актеров в игре и общении со зрителями! И все это транслировалось онлайн в кинозал.

Юлиан Табаков

Скажи, ты увидел разницу в работе в российском театре и западном?

В Англии очень жесткая дисциплина. Один раз пригласили туда на постановку. И уже самое первое письмо продюсера было образцом делового общения: проект представлен безупречно, все действия были расписаны по дням и по часам. Опоздания артистов, режиссера, художника совершенно там недопустимы, можно распрощаться раз и навсегда с хорощей репутацией, перспективами, карьерой. Когда репетировали с Римасом в Вахтангова, то я никогда в течение года не видел актеров в полном составе. Только за три дня до премьеры они собрались все вместе. Один раз на первый акт, второй раз  на второй, третий раз на весь спектакль. Мне казалось все это очень несерьезным. Если бы потребовалось что-то переделывать, то как? Актеры опаздывали на репетицию каждое утро.

Юлиан Табаков

Где был самый нервный выпуск спектакля?

Это было в Национальном театре в Болгарии, опять-таки Шекспир. Ставили «Виндзорских насмешниц». Механика не работала, поправить ничего невозможно, так как задник сцены захламлен вещами. Это был настоящий стресс. И сроки неимоверно короткие! За шесть недель с начала проекта до премьеры было создано 75 костюмов, 16 перемен декорации. Я лично сам 17 костюмов сделал по ночам. Но так как меня в Софии хорошо знают, то все работали, как заведенные. Сделали в итоге супер, но на таком неимоверном напряжении.

Театральный дирижер Теодор Курентзис два месяца в год должен отдыхать от работы, он уезжает из Новосибирска в Грецию, где совершенно отрешается от мира искусства. Как ты снимаешь напряжение?

Ну, если учесть, что у меня уже было семь инсультов,  я видел снимки своей головы на МРТ, это сплошные звездочки, так вообще выглядят последствия инсульта,  то я ношу в своей голове целую Вселенную. Я снимаю напряжение в путешествиях, причем пеших. Совсем недавно я шел несколько сотен километров от Севильи до Сантьяго. Это пилигримская паломническая прогулка, в которой ты отрешаешься от забот, смотришь на мир вокруг себя и внутри себя. Такой ретрит, позволяющий собрать силы для следующего рывка. Можно из Сантьяго идти еще дальше  на мыс Финистерра. В Риме это место называли Конец мира. Так я почистил душу. Мне нравится быть одному и в тишине хотя бы какое-то время. Двадцать лет я работаю и мне не хочется ни на кого кричать. Или нормально работаем или не работаем вообще.

Юлиан Табаков

У тебя отличный русский язык.

Я застал те времена, когда нас в Болгарии учили русскому языку в школе. На одном уровне с русским я владею английским, французским, чуть-чуть шведским. С 2005 года я много работаю в Швеции и имею там гражданство. Но все же я живу в Болгарии, моей родной стране.

Работал ли ты раньше в театре юных зрителей?

Нет, такого опыта у меня не было. Но дважды я ставил спектакли для взрослых в кукольном театре  в Болгарии. А что касается детей, то я делал иллюстрации для детских книжек. Вообще много чем приходилось заниматься. Я снимал фильм «Цветанка»  о моей бабушке. Снимал картины для телевизионного канала в Германии ARTE. Работал с танцовщиками под чудеснейшую музыку Эрика Сати, настоящего реформатора-композитора, создателя «меблировочной музыки», которая дала начало так называемой music, которая фоном сегодня звучит в магазинах и торговых центрах, поставившего с Пикассо одноактный балет «Парад». Я радуюсь всем новым предложениям. И захвачен сегодня тем, что у нас получается с «Зимней сказкой». Надеюсь, мой второй опыт с режиссером Уланбеком Баялиевым получится таким же интересным и ярким по результатам.

Юлиан Табаков

Беседовала ЕЛЕНА ДОБРЯКОВА

Motorpsycho

Бент Сэтер: Motorpsycho любят специфические люди

Культовая норвежская группа Motorpsycho выступила на Новой сцене Александринского театра. Впервые российские поклонники вживую услышали своих кумиров — четырехкратных обладателей норвежской Grammy. Концерт Motorpsycho прошел 18 мая в Санкт-Петербурге на фестивале SKIF, который посвящен памяти легендарного музыканта Сергея Курехина.

Андрей Шишкин

Андрей Шишкин: Стремлюсь к тому, чтобы в театре всегда был дирижер мирового уровня

В рамках больших гастролей в Санкт-Петербурге с оперой «Сатьяграха» Филипа Гласса выступил Екатеринбургский театр оперы и балета. Эта опера, обращающаяся к такой великой фигуре, как Махатма Ганди, идет на санскрите, а написана одним из величайших композиторов ХХ века. Безусловно, она стала событием в культурной жизни России.

Иван Пинженин

Иван Пинженин: Хочу завести вечный двигатель обмена энергией

Петербургский поэт и музыкант Иван Пинженин родом из Екатеринбурга. Он сотрудничает со многими современными музыкантами и рок-группами. Его первая книга «В моем magazine» вышла в петербургском издательстве «Геликон Плюс» в 2012 году. К слову сказать, это издательство основано писателем Александром Житинским, который одним из первых обратился к созданию летописи российской рок-музыки.

двор Санкт-Петербурга

Новые пешеходные маршруты в Петербурге: свет и тень

Санкт-Петербург — город, который невозможно узнать до конца. Все три столетия он развивается, меняется, преподносит сюрпризы своим жителям, а уж гостям на этот город и вовсе невозможно насмотреться. Вот недавно новые пешеходные маршруты по Северной столице предложило предприятие «Ленсвет» и петербургских архитектор Екатерина Новикова.

Елена Боброва

Елена Боброва: Петербуржцы заново открывают свой город

В город, кажется, пришла теплая погода. Уже открылся сезон катаний на велосипедах и череда городских праздников для любителей двухколесных: 18 мая состоится традиционная акция «На работу на велосипеде», а 3 июня на фестивале ЗСД будет велопробег. Корреспондент «Петербургского Авангарда» поговорил с Еленой Бобровой — велогидом по Санкт-Петербургу.

Босх и Брейгель

Северное Возрождение в Северной столице

В одном из самых популярных арт-пространств Санкт-Петербурга «Этажи» до конца мая можно посетить выставку «Босх и Брейгель. Мистические образы и тайны», посвященную творчеству двух величайших мастеров Северного Возрождения. Оба художника мало изучены и их наследие невелико в количественном смысле, однако сложно оспорить ценность их вклада в мировую культуру. В России их работ нет ни в музеях, ни в частных собраниях, поэтому «Этажи» собрали на своей площадке качественные репродукции наиболее известных картин, и объявили девизом мероприятия лозунг «Мистическому городу — мистическая выставка».