Юлиан Табаков: Самая высокая театральная культура — в России

В петербургском Театре юных зрителей имени Брянцева готовится к постановке "Зимняя сказка" по Уильяму Шекспиру. Комедия со множеством драматических поворотов, с интригой, где, по задумке автора, ревность способна разрушить не одну судьбу — спектакль исключительно для взрослых зрителей. В ТЮЗ приехала готовая международная команда: режиссер Уланбек Баялиев — родом из Киргизии, ученик Сергея Женовача, и художник Юлиан Табаков — болгарин по происхождению, гражданин Швеции. Музыку к спектаклю пишет известный литовский театральный композитор, много работающий с Римасом Туминасом — Фаустас Латенас. Это и "Дядя Ваня", и "Онегин", и "Царь Эдип"...
Юлиан Табаков

24 апреля 2018.
Беседовала Елена Добрякова. Фото из личного архива Юлиана Табакова.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Судя по всему, спектакль станет громкой премьерой Санкт-Петербурга, которая ожидает зрителей очень скоро — в середине мая. Корреспондент «Петербургского авангарда» встретился с художником Юлианом Табаковым в самый разгар подготовки к спектаклю. Обаятельная улыбка озаряла лицо 40-летнего художника, который сразу предложил перейти на «ты».

Юлиан, расскажи, как сложился ваш союз с режиссером Уланбеком Баялиевым?

Уланбек увидел спектакль Римаса Туминаса в московском Театре имени Вахтангова по Шекспиру «Троил и Крессида». Спектакль был поставлен в 2008 году, я выступал там как художник, и мое решение заключалось в том, что две стороны  греки и троянцы выглядели как шахматные фигуры в темных и светлых костюмах. Сцена представляла собой картину после бури, когда из моря выбросило много обломков. Вещи составляли полукруг, и постепенно переходили в кладбище. И еще была большая уличная лампа. Автострада. Серый цвет. Ощущение, что главный герой, современно одетый, блуждает по Атлантиде. Постмодернизм и эклетика.

Уланбек Бялиев, Юлиан Табаков

Уланбек захотел со мной работать. Сразу это не произошло. Но год назад мы сделали в Вильнюсе «Двое на качелях». И все хорошо получилось. К нашей команде присоединился композитор Фаустас Латенас. В таком составе нас пригласил на постановку петербургский ТЮЗ, чему мы очень рады. Здесь работают очень симпатичные люди, они мне стали просто как родные.

Юлиан, это твой первый приезд в Санкт-Петербург? На что-нибудь вдохновил наш город в смысле художественного оформления в спектакле?

Приезд мой первый. Город большой силы, очень специфический. Но, наверное, впечатления от встречи с ним отразятся в каких-то моих будущих работах. А сейчас я приехал с готовыми эскизами для декораций и костюмов. Точнее, я уже приезжал зимой, и сегодня часть декораций, костюмов, реквизита выполнена.

Открой, если можно, изюминку будущего спектакля в визуальном плане.

«Зимняя сказка» написана в XVII веке. Но мы решили действие в эстетике XIX века. Вообще шекспировских героев можно поместить в любое время. Тема вечная  любовь, ревность, зависть, подлость, благородство, глупость. Все решено в коричнево-черной гамме. А небо будет вначале голубое, такой открытый цвет, как в анимации, подобно тому, что делает Роберт Уилсон. Но когда герои начнут ревновать, небо начнет закрываться, пока абсолютно не закроется. Как две огромные двери сомкнутся. И некоторое время неба совсем не будет видно и пойдет снег. А в конце пьесы зрители увидят, что небо начнет открываться.

Юлиан Табаков

Режиссер сразу принял это решение?

Да. Это как бы наше общее видение. Мы очень хорошо понимаем друг друга с Уланбеком. Я интуитивный, а не интеллектуальный декоратор, и не очень много читаю. Но когда читаешь пьесу, то ты ее видишь собственными глазами, а для меня важнее видеть пьесу глазами режиссерами. Потому я иногда даже не читаю материал, но режиссер говорит мне, про что он хочет ставить. Мы как-то в унисон подошли к ревности как к главной движущей силе в пьесе. И я захотел передать это настроение через декор.

Где ты учился? Твоя сценография, судя по выложенным в интернете снимкам, очень интересна, и будто впитала разные культуры мира.

Я учился в Софии декорации, сценографии, в Париже  скульптуре и фотографии, в Лондоне, где пробыл четыре месяца по обмену студентами скульптуре, моде и изготовлению работ из стекла. Все это в разной степени пригодилось. Отдельно скульптурой я сейчас не занимаюсь. Но ведь костюм  он сам как скульптура. И реквизит театральный  тоже. В тюзовском спектакле я добиваюсь того, чтобы люстры выглядели
совершенно натурально, будто сплетенные из оленьих рогов. Очень важно, чтобы это было эстетически серьезная работа, не похожая на реквизит к детскому спектаклю.

Юлиан Табаков

А сцена в ТЮЗе  она же сложная, это большой круг, как вы ее осваиваете?

Сложная, но интересная. Пожалуй, впервые вижу, чтобы просцениум сливался с рампой. Но мне нравится это пространство. Его можно интересно обыгрывать. И то, что внутри есть движущийся круг  мы это обязательно задействуем.

Вспомни самую необычную сцену, на которой приходилось работать?

Это было в Кении. Надо было сделать на берегу озера, рядом с которым кишели змеи, сцену. Мы нашли удобную поляну и поставили на ней при помощи местных жителей, большой шатер желтого цвета в фиолетовую полоску. Наш театр было видно за 30 километров! Это был проект с детьми, на который дала денег ЮНЕСКО. Проект длился шесть лет. Надо было работать с местными артистами. Мы собрали группы. Пришли дети из домов сирот, и мы сделали для них представление  пять африканских сказок. Какие-то спектакли дети исполняли сами. Все это проходило как большой фестиваль, совершенно не похожий на европейский. Такой социально-образовательный проект.

Юлиан Табаков

Где в мире для тебя самая высокая театральная культура?

Может быть, в России. Тут немного старомодно. Но это и хорошо, сохраняется традиция театральная, особенно в балете и опере. Даже в бытовой жизни много традиций. На Западе женщины обижаются, когда ты открываешь им дверь или уступаешь место в автобусе. В России все по-другому. Но при этом, думаю, тут, конечно, предстоит открывать новые территории в театре. Без этого невозможно вступить в мировой театральный процесс. А происходит очень много интересного. В качестве примера приведу спектакль John английской театральной группы DV8, который я посмотрел в программе National Theatre Live. Это что-то невероятное! Основан он на личных историях. Взяли одну основную и несколько маленьких. Такой синхрон у актеров в игре и общении со зрителями! И все это транслировалось онлайн в кинозал.

Юлиан Табаков

Скажи, ты увидел разницу в работе в российском театре и западном?

В Англии очень жесткая дисциплина. Один раз пригласили туда на постановку. И уже самое первое письмо продюсера было образцом делового общения: проект представлен безупречно, все действия были расписаны по дням и по часам. Опоздания артистов, режиссера, художника совершенно там недопустимы, можно распрощаться раз и навсегда с хорощей репутацией, перспективами, карьерой. Когда репетировали с Римасом в Вахтангова, то я никогда в течение года не видел актеров в полном составе. Только за три дня до премьеры они собрались все вместе. Один раз на первый акт, второй раз  на второй, третий раз на весь спектакль. Мне казалось все это очень несерьезным. Если бы потребовалось что-то переделывать, то как? Актеры опаздывали на репетицию каждое утро.

Юлиан Табаков

Где был самый нервный выпуск спектакля?

Это было в Национальном театре в Болгарии, опять-таки Шекспир. Ставили «Виндзорских насмешниц». Механика не работала, поправить ничего невозможно, так как задник сцены захламлен вещами. Это был настоящий стресс. И сроки неимоверно короткие! За шесть недель с начала проекта до премьеры было создано 75 костюмов, 16 перемен декорации. Я лично сам 17 костюмов сделал по ночам. Но так как меня в Софии хорошо знают, то все работали, как заведенные. Сделали в итоге супер, но на таком неимоверном напряжении.

Театральный дирижер Теодор Курентзис два месяца в год должен отдыхать от работы, он уезжает из Новосибирска в Грецию, где совершенно отрешается от мира искусства. Как ты снимаешь напряжение?

Ну, если учесть, что у меня уже было семь инсультов,  я видел снимки своей головы на МРТ, это сплошные звездочки, так вообще выглядят последствия инсульта,  то я ношу в своей голове целую Вселенную. Я снимаю напряжение в путешествиях, причем пеших. Совсем недавно я шел несколько сотен километров от Севильи до Сантьяго. Это пилигримская паломническая прогулка, в которой ты отрешаешься от забот, смотришь на мир вокруг себя и внутри себя. Такой ретрит, позволяющий собрать силы для следующего рывка. Можно из Сантьяго идти еще дальше  на мыс Финистерра. В Риме это место называли Конец мира. Так я почистил душу. Мне нравится быть одному и в тишине хотя бы какое-то время. Двадцать лет я работаю и мне не хочется ни на кого кричать. Или нормально работаем или не работаем вообще.

Юлиан Табаков

У тебя отличный русский язык.

Я застал те времена, когда нас в Болгарии учили русскому языку в школе. На одном уровне с русским я владею английским, французским, чуть-чуть шведским. С 2005 года я много работаю в Швеции и имею там гражданство. Но все же я живу в Болгарии, моей родной стране.

Работал ли ты раньше в театре юных зрителей?

Нет, такого опыта у меня не было. Но дважды я ставил спектакли для взрослых в кукольном театре  в Болгарии. А что касается детей, то я делал иллюстрации для детских книжек. Вообще много чем приходилось заниматься. Я снимал фильм «Цветанка»  о моей бабушке. Снимал картины для телевизионного канала в Германии ARTE. Работал с танцовщиками под чудеснейшую музыку Эрика Сати, настоящего реформатора-композитора, создателя «меблировочной музыки», которая дала начало так называемой music, которая фоном сегодня звучит в магазинах и торговых центрах, поставившего с Пикассо одноактный балет «Парад». Я радуюсь всем новым предложениям. И захвачен сегодня тем, что у нас получается с «Зимней сказкой». Надеюсь, мой второй опыт с режиссером Уланбеком Баялиевым получится таким же интересным и ярким по результатам.

Юлиан Табаков

Беседовала ЕЛЕНА ДОБРЯКОВА

Андреас Ланэ

Андреас Ланэ: Игровой культуре в России помог бы новый «Тетрис»

14 февраля — не только день Святого Валентина, но и неофициальный и при этом широко отмечаемый в профессиональном мире День компьютерщика. 14 февраля 1946 года впервые был продемонстрирован первый работающий электронный компьютер ENIAC I (Electrical Numerical Integrator And Calculator). В честь всех причастных к празднику «Петербургский авангард» публикует интервью с Андреасом Ланэ — президентом Европейской федерации игровых архивов, музеев и проектов по сохранению игр (EFGAMP), одним из основателей Музея компьютерных игр в Берлине — первой в мире постоянной выставки цифровой интерактивной развлекательной культуры.

Лючия Ди Ламмермур

«Лючия ди Ламмермур» — шедевр романтического бельканто

В конце 2018 года в Мариинском театре состоялась премьера оперы Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур». В основе сюжета — романтическая трагедия Вальтера Скотта «Ламмермурская невеста». А сюжет этот, напоминающий «Ромео и Джульетту», меломелодраматичен: лорд Генри Эштон хочет выгодно выдать сестру за лорда Артура Бакло, в противном случае замок Эштона может вернуть себе сын его прежнего владельца Эдгар. Но Лючия влюблена в таинственного незнакомца, которым оказался тот самый Эдгар. Возлюбленный девушки должен уехать с поручением во Францию. Расставаясь, влюбленные клянутся в вечной любви (и, как обычно, в подобных случаях, жди скорой смерти).

картина Репина

Одно из крупнейших полотен Репина покидает Русский музей

Сегодня в Русском музее состоялся демонтаж картины Ильи Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения». Полотно размером четыре на восемь метров отправится на выставку в Третьяковскую галерею.

Георгий Штиль, фото Анны Глебовой

Георгий Штиль: Сергея Юрского, по сути, выгнали из Ленинграда

8 февраля в возрасте 83 лет ушел из жизни народный артист России Сергей Юрский. Причиной смерти актера стала остановка сердца. На протяжении двадцати лет он служил в петербургском Большом драматическом театре. Этот артист мыслил иначе, чем большинство, и раньше других понял, что происходит со страной и народом, вспоминает актер БДТ Георгий Штиль, который дал интервью корреспонденту Росбалта и рассказал, почему Юрский был вынужден покинуть Ленинград.

Премия Прорыв, офф-программа, Гамлет

Офф-программа премии «Прорыв»: Гамлет и Тутанхамон

Офф-программа театральной премии для молодых «Прорыв» приготовила для зрителя открытия, которые будут сделаны 1 и 2 марта 2019 года, накануне вручения самой награды — церемония запланирована на 4 марта. Каждый год премия представляет в Санкт-Петербурге яркие работы постановщиков из других регионов России. В этом году свои спектакли покажут два театра — новосибирский «Старый дом» и Псковский драматический театр.

актриса Надежда Шумилова

Надежда Шумилова: Стараюсь влюбиться в каждую роль

Таких актеров-старожилов, помнящих времена Зиновия Корогодского, в петербургском Театре юных зрителей, осталось двенадцать. Из их числа — актриса Надежда Шумилова, прекрасная, чуткая, восприимчивая, скромная и в то же время отчаянная, рисковая. Эти характеристики можно отнести к ней и как к человеку, и как к артистке. В конце января 2019 года Надежде Александровне исполнилось 65 лет. Корреспондент «Петербургского авангарда» поздравил актрису и побеседовал с ней о сюрпризах и превратностях актерской судьбы.