Владимир Рекшан: Думаю, Путина беспокоит ужас надвигающейся смерти

Известный писатель, рок-музыкант, спортсмен, философ и путешественник, основатель легендарной рок-группы «Санкт-Петербург» Владимир Рекшан в ближайшее время примет участие в «Квартирнике» информационного агентства «Росбалт». Он проведет беседу на тему: «Революция любви». В интервью корреспонденту «Петербургского авангарда» Владимир Рекшан рассказал о своем Музее русского рока, планах, увлечениях и природе творчества.
Владимир Рекшан

24 октября 2017.
Беседовала Юлия Иванова.
Рубрика: Литература Музеи / кино Стиль жизни Театры / музыка. Тэги: , , , .

Что вас сподвигло на создание Первого национального музея русского рока и написание истории рок-музыки в нашей стране?

В Санкт-Петербурге, где за последние полвека проходило много общественных, культурных и политических событий, должно быть такое пространство, где представлены реальные предметы из истории рок-музыки. Если в нашем городе есть музеи революции или железнодорожного транспорта, то должен быть и такой.

К тому же история рока прошла на моих глазах — я непосредственный участник и свидетель, я самый старый рок-музыкант в стране.

У вас вышло много книг. Почему вы начали писать?

В 1988 году в журнале «Нева», а тиражи тогда были огромные — более 600 тысяч экземпляров, вышла моя повесть «Кайф», в которой я рассказал об истории группы «Санкт-Петербург». Она имела успех, и до сих пор куда бы я ни приезжал, нахожу моих читателей. Тогда впервые мы стали говорить на тему рок-музыки в официальной печати и на телевидении.

В 1987 году началась Перестройка, а рок-музыка появилась в нашей стране за 20 лет до этого. Но только на исходе 1980-х ее заметили. Я чувствовал какую-то несправедливость в отношении рок-музыкантов и решил написать, как все было. Это не строго научное сочинение, скорее — художественно-документальное. В итоге оно было переиздано семь раз с последующими моими дополнениями.

Что для вас русский рок? Какова его миссия?

Русская рок-музыка ничем не отличается от английской или американской, потому что по форме это определенный музыкальный жанр, у которого есть отличительные особенности: ритм-секция, яркая гитара, запоминающийся вокал. В определенный момент эта музыка появилась и охватила практически весь мир, став своеобразным знаменем поколения послевоенного времени. Поскольку я к этому поколению принадлежу, для меня это значительная, яркая часть жизни. Самое интересное, что по обе стороны железного занавеса рок-музыка имела бешеный успех. Конечно, была своя особенность в развитии этого жанра в Советском Союзе.

И каковы же особенности развития русской рок-музыки?

Во всем мире рок-музыка приносит приличную прибыль своим создателям. А в Советском Союзе эта изначально коммерческая музыка в течение примерно 15-18 лет после того, как появилась, не давала никаких заработков. У нас это было, на мой взгляд, своеобразное молодежно-религиозное движение. Пророки с гитарами вели полукатакомбный вид деятельности и жизни.

В нашей стране рок-музыку еще можно отнести к городскому фольклору, поскольку поневоле рок-группы реагировали на то, что происходило в стране или родном городе. В Советском Союзе многое не разрешалось по-советски и глупо. СССР потому и развалился, что властители совершили много глупостей…

Не кажется ли вам, что расцвет русского рока уже миновал, и мы многое потеряли из той эпохи? Такое впечатление, что большинство наших рок-коллективов кануло в небытие.

Их сейчас нет на телевидении, но есть еще социальные сети, где они звучат и существуют. Эти коллективы собирают аншлаговые концерты, особенно ДДТ или Борис Гребенщиков. Ну естественно, нет ничего бесконечного.

Русская рок-музыка пережила два топовых момента: первый — это когда жанр проник в нашу страну и укоренился. А второй — в середине 1980-х годов, когда развитие этого музыкального жанра совпало с Перестройкой.

Вторая волна более известна, потому что совпала с новой эпохой в жизни страны. Средства массовой информации вдруг обратили внимание на рок-группы, и музыканты обрели широкую популярность. Но с моей точки зрения, более яркой была первая волна.

Потом пути государства и рок-музыки разошлись. Тем не менее, популярные рок-группы никуда не исчезли, но стали частью окружающей среды.

А вы можете назвать те коллективы, которые сейчас не существуют, но оставили свой след в истории русского рока?

Несомненно, такие коллективы были, но я пока не готов выделить какие-то конкретно. Например, группа «Санкт-Петербург» была создана в 1969 году совершенно спонтанно. Завоевала сразу же бешеную популярность и продержалась довольно долго. Интересна наша группа была тем, что пела по-русски собственные песни. Как явление она оказала влияние на развитие русского рока. И дело тут не во мне или моих друзьях. Просто так должно было сложиться. Если не мы, то кто-нибудь другой появился бы…

И я считаю, что в определенном смысле наша группа недооценена, и это нормально, ведь мы были первыми. Так, Борис Гребенщиков в одной из своих книг писал, что если бы не группа «Санкт-Петербург», и не Рекшан, то и самого Гребенщиков не было бы.

Как вы думаете, музыкальная энергетика и этика христианства могут уживаться друг с другом?

Ну, в принципе, неверующих людей не бывает: одни верят в догматы мировых религий, другие — в законы физики. Кто-то верит в то, что Бог — един, кто-то — в первоначальный взрыв. Человеку нужно как-то обосновать свое существование: зачем и откуда он появился, жалкий биологический комочек, который страдает, переживает, а потом… умирает. И что — на этом все? Нет, человеку нужна жизнь после смерти или, на крайний случай, в памяти будущих поколений.

Я не стал бы разделять рок-группы на христианские и не христианские. На мой взгляд, это все искусственно и неинтересно. В принципе, есть такое направление — христианский рок, хотя есть и сатанинский — можно вспомнить Black Sabbath. В рок-музыке, как и в жизни, есть все.

Как вы считаете, произведение искусства может быть оскорбительным, вызвать раскол в обществе?

Люди по разному поводу могут вызывать друг у друга отвращение. Вот я недавно шел по улице и увидел, как возле группы геев бегал Милонов и выкрикивал оскорбления. В итоге его избили. И те, и другие в данном конфликте мне не близки. Но все они люди, часть государства, часть общества, и если это есть в государстве и в обществе, то есть и в рок-музыке.

Вообще, раскол среди граждан одной страны начинается не с произведений искусства, а в результате каких-то общественных процессов. Например, сейчас на каждом углу кричат о фильме «Матильда» — про балерину, у которой были в обороте два великих князя, как минимум, а то и три… Народ просто сошел с ума с помощью информационных инструментов — телевидения, социальных сетей. Общественным сознанием грамотно манипулируют.

Вот даже у меня в музее есть экспонат, символизирующий определенный раскол в рок-кругах. Одна из музейных электрогитар привезена моим знакомым музыкантом из Германии в начале 1990-х годов. Потом он ее перепродал другому рок-музыканту. Сейчас один из них стал государственником, а второй — либералом. И государственник сказал, что не хочет держать в руках гитару гнусного либерала, поэтому и отдал мне, в музей. Примиряющей силой в данном случае может выступать только здравый смысл.

Представители власти могут не беспокоиться ни о чем, пока есть возможность решить вопросы обеспечения народа хлебом и зрелищем. Сейчас в России, по большому счету, голодных нет и зрелищ тоже хватает: кому — футбол, кому — сериал, кому — политическое ток-шоу, кому — скандал в соцсетях. Когда появятся голодные, тогда и возникнут проблемы.

А все эти скандалы, наподобие «Матильды», наша власть создает из-за страха: правители боятся заранее. Еще ничего не произошло, а меры уже приняты.

Могут рок-музыканты как-то повлиять на свою публику? Или они самоустранились и не хотят проблем?

Рок-группы могут влиять на общественное мнение, сочиняя музыку и стихи. И вообще не нужно переоценивать роль музыканта в обществе. Это просто человек, который развлекает за деньги.

Надо понимать, что артист — человек зависимый: если будешь сильно возникать, то работы не будет. А музыкант изначально нацелен на то, чтобы зарабатывать своим творчеством. Я считаю, что рок-исполнитель должен быть талантлив и талант свой демонстрировать на сцене.

Бывшие рок-бунтари ныне воспринимаются как часть истеблишмента. Создается впечатление, что они спокойно почивают на лаврах…

Стремление к сытости еще никого не сгубило, скорее — губит голод. Стремление к достатку — это нормально. Любой вменяемый человек хочет работать и получать достойное вознаграждение. Например, группу The Beatles богатство не погубило. Пол Маккартни до сих пор великий композитор.

Вы автор нескольких романов. Но самая неожиданная ваша книга — «Поиски пропавшего времени». Расскажите немного о ней и о ее герое.

Чтобы не умереть от старости раньше времени, я занимаюсь спортом. Вообще-то легкой атлетикой я начал заниматься еще в школе. У меня были хорошие данные, поэтому однажды я попал к тренеру Виктору Ильичу Алексееву. Это — величайший советский тренер, незаслуженно забываемый. Хотя сейчас стали проводить мемориальные соревнования имени Алексеева и даже отметили 100-летие со дня его рождения.

Поэтому я решил написать о нем книгу — «Поиски потерянного времени». И это подтолкнуло меня к возобновлению занятий легкой атлетикой. Мало кто знает, что есть мировые соревнования для ветеранов спорта — возраст этих людей иногда достигает 100 лет.

Я выступаю на таких соревнованиях. Два года назад даже выиграл первенство страны. До этого последний раз я был чемпионом Советского Союза в 1969 году — среди юниоров.

Кстати, допинговые санкции ударили и по ветеранам-легкоатлетам. Теперь мы невыездные из-за того, что Всероссийская федерация легкой атлетики находится под санкциями. А наша Федерация ветеранов-легкоатлетов входит в состав Всероссийской.

Творчество для вас хобби, работа или развлечение?

Так сложилось, что человек — это такое биологическое существо, которое занимается еще и какой-то креативной деятельностью. На планете Земля только люди наделены способностью к творчеству. Эта деятельность позволяет нам изменять окружающую действительность. Творчество — зачастую единственный способ избавиться от страданий и страха смерти, неудовлетворенности жизнью и действительностью. Потому что ты создаешь какой-то другой мир, которым сам управляешь. В этом идеальном мире ты можешь сделать все что угодно и самореализоваться.

Вот, например, наш бедный Путин… Что с ним не так? Ему 65 лет, он вроде бы бодр и крепок. Вы думаете, что ужас надвигающейся смерти его не беспокоит? Конечно, беспокоит. Думаю, что его особенно, поскольку слишком многого он достиг. В этом возрасте неизбежны размышления: а дальше что? Я спасаюсь от этого спортом, творчеством и самообманом — у меня всегда есть планы на завтрашний день. Юмор и самоирония тоже помогают. Кстати, в ближайшее время у меня запланированы встречи в росбалтовском «Квартирнике». Еще один интересный план на будущее.

Аркадий Райкин

Только как же я с Вами расстанусь, Добрый зритель в девятом ряду?

Тридцать лет назад не стало Аркадия Иссаковича Райкина. Любимый артист огромной страны ушел 17 декабря 1987 года. В одном из недавних интервью Михаил Жванецкий вспоминал вечер, организованный как-то в Доме актера на Невском проспекте, 86. Его афиша гласила: «Райкин о театре, Товстоногов об эстраде». Для театрального Ленинграда конца советской эпохи это были две абсолютно равновеликие фигуры.

Вадим Каспаров

Вадим Каспаров: Танец — мост в будущее

Одна из первых в Санкт-Петербурге и России школа танцев — Kannon dance — отмечает 20-летие. Cейчас петербургскому зрителю эта школа больше известна как учредитель Международного фестиваля современного танца Open Look. Основатели школы — Вадим и Наталья Каспаровы, муж и жена, продюсер и хореограф, соавторы и союзники. За два десятилетия им удалось сделать Open Look площадкой, на которой собираются лучшие зарубежные педагоги и самые продвинутые танцевальные компании.

Мария Гладких и Анастасия Гордеева

Русский музей: Революция Online

Потеряет ли Русский музей посетителей, когда все выставки будут доступны онлайн? И почему школьникам интересны картины о революции? Об этом корреспонденту «Петербургского авангарда» рассказали начальник службы «Виртуальный Русский музей» Мария Гладких и заведующая сектором организации мероприятий Центра мультимедиа Русского музея Анастасия Гордеева.

Фестиваль японского кино

В «Родине» состоится 51-й Фестиваль японского кино

С 6 по 12 декабря в киноцентре «Родина» (Караванная улица, 12) в 51-й раз будет проходить Фестиваль японского кино. Все фильмы демонстрируются на японском языке с русскими субтитрами. Премьерой номер один будет «Клинок Бессмертного» (2017 год), ставший событием юбилейного 70-го Каннского кинофестиваля.

Русский музей

Русский музей стремится в Online

Не так давно в Санкт-Петербурге состоялся очередной Международный культурный форум, который официально открылся 16 ноября, но задолго до его открытия в Северной столице начались мероприятия, приготавливающие культурное сообщество к МКФ. Событие такого масштаба не обошло стороной и Русский музей, который не устает совершенствоваться и осваивать новые технологии. Так, 14-15 ноября в Лектории Михайловского замка (Садовая улица, 2) состоялась международная научно-практическая конференция «Русский музей: виртуальный филиал». Новая стратегия и лучший опыт информационно-образовательных центров». А 16 ноября под эгидой МКФ вопросы, поднятые на конференции, обсуждались на Рабочей встрече с представителями учреждений — партнеров проекта «Русский музей: виртуальный филиал».

Чай и кофе

Блеск и нищета петербургского чаепития

В последний уик-энд ноября в Петербурге состоятся сразу два тематических мероприятия на схожую тему. В лофт-проекте «Этажи» проходит «Кофе фестиваль»: на территории второго этажа, в «Синем пространстве», запланированы мастер-классы и семинары о приготовлении и распитии любимого многими напитка, акции от кофеен и дегустации.