Владимир Рекшан: Думаю, Путина беспокоит ужас надвигающейся смерти

Известный писатель, рок-музыкант, спортсмен, философ и путешественник, основатель легендарной рок-группы «Санкт-Петербург» Владимир Рекшан в ближайшее время примет участие в «Квартирнике» информационного агентства «Росбалт». Он проведет беседу на тему: «Революция любви». В интервью корреспонденту «Петербургского авангарда» Владимир Рекшан рассказал о своем Музее русского рока, планах, увлечениях и природе творчества.
Владимир Рекшан

24 октября 2017.
Беседовала Юлия Иванова.
Рубрика: Литература Музеи / кино Стиль жизни Театры / музыка. Тэги: , , , .

Что вас сподвигло на создание Первого национального музея русского рока и написание истории рок-музыки в нашей стране?

В Санкт-Петербурге, где за последние полвека проходило много общественных, культурных и политических событий, должно быть такое пространство, где представлены реальные предметы из истории рок-музыки. Если в нашем городе есть музеи революции или железнодорожного транспорта, то должен быть и такой.

К тому же история рока прошла на моих глазах — я непосредственный участник и свидетель, я самый старый рок-музыкант в стране.

У вас вышло много книг. Почему вы начали писать?

В 1988 году в журнале «Нева», а тиражи тогда были огромные — более 600 тысяч экземпляров, вышла моя повесть «Кайф», в которой я рассказал об истории группы «Санкт-Петербург». Она имела успех, и до сих пор куда бы я ни приезжал, нахожу моих читателей. Тогда впервые мы стали говорить на тему рок-музыки в официальной печати и на телевидении.

В 1987 году началась Перестройка, а рок-музыка появилась в нашей стране за 20 лет до этого. Но только на исходе 1980-х ее заметили. Я чувствовал какую-то несправедливость в отношении рок-музыкантов и решил написать, как все было. Это не строго научное сочинение, скорее — художественно-документальное. В итоге оно было переиздано семь раз с последующими моими дополнениями.

Что для вас русский рок? Какова его миссия?

Русская рок-музыка ничем не отличается от английской или американской, потому что по форме это определенный музыкальный жанр, у которого есть отличительные особенности: ритм-секция, яркая гитара, запоминающийся вокал. В определенный момент эта музыка появилась и охватила практически весь мир, став своеобразным знаменем поколения послевоенного времени. Поскольку я к этому поколению принадлежу, для меня это значительная, яркая часть жизни. Самое интересное, что по обе стороны железного занавеса рок-музыка имела бешеный успех. Конечно, была своя особенность в развитии этого жанра в Советском Союзе.

И каковы же особенности развития русской рок-музыки?

Во всем мире рок-музыка приносит приличную прибыль своим создателям. А в Советском Союзе эта изначально коммерческая музыка в течение примерно 15-18 лет после того, как появилась, не давала никаких заработков. У нас это было, на мой взгляд, своеобразное молодежно-религиозное движение. Пророки с гитарами вели полукатакомбный вид деятельности и жизни.

В нашей стране рок-музыку еще можно отнести к городскому фольклору, поскольку поневоле рок-группы реагировали на то, что происходило в стране или родном городе. В Советском Союзе многое не разрешалось по-советски и глупо. СССР потому и развалился, что властители совершили много глупостей…

Не кажется ли вам, что расцвет русского рока уже миновал, и мы многое потеряли из той эпохи? Такое впечатление, что большинство наших рок-коллективов кануло в небытие.

Их сейчас нет на телевидении, но есть еще социальные сети, где они звучат и существуют. Эти коллективы собирают аншлаговые концерты, особенно ДДТ или Борис Гребенщиков. Ну естественно, нет ничего бесконечного.

Русская рок-музыка пережила два топовых момента: первый — это когда жанр проник в нашу страну и укоренился. А второй — в середине 1980-х годов, когда развитие этого музыкального жанра совпало с Перестройкой.

Вторая волна более известна, потому что совпала с новой эпохой в жизни страны. Средства массовой информации вдруг обратили внимание на рок-группы, и музыканты обрели широкую популярность. Но с моей точки зрения, более яркой была первая волна.

Потом пути государства и рок-музыки разошлись. Тем не менее, популярные рок-группы никуда не исчезли, но стали частью окружающей среды.

А вы можете назвать те коллективы, которые сейчас не существуют, но оставили свой след в истории русского рока?

Несомненно, такие коллективы были, но я пока не готов выделить какие-то конкретно. Например, группа «Санкт-Петербург» была создана в 1969 году совершенно спонтанно. Завоевала сразу же бешеную популярность и продержалась довольно долго. Интересна наша группа была тем, что пела по-русски собственные песни. Как явление она оказала влияние на развитие русского рока. И дело тут не во мне или моих друзьях. Просто так должно было сложиться. Если не мы, то кто-нибудь другой появился бы…

И я считаю, что в определенном смысле наша группа недооценена, и это нормально, ведь мы были первыми. Так, Борис Гребенщиков в одной из своих книг писал, что если бы не группа «Санкт-Петербург», и не Рекшан, то и самого Гребенщиков не было бы.

Как вы думаете, музыкальная энергетика и этика христианства могут уживаться друг с другом?

Ну, в принципе, неверующих людей не бывает: одни верят в догматы мировых религий, другие — в законы физики. Кто-то верит в то, что Бог — един, кто-то — в первоначальный взрыв. Человеку нужно как-то обосновать свое существование: зачем и откуда он появился, жалкий биологический комочек, который страдает, переживает, а потом… умирает. И что — на этом все? Нет, человеку нужна жизнь после смерти или, на крайний случай, в памяти будущих поколений.

Я не стал бы разделять рок-группы на христианские и не христианские. На мой взгляд, это все искусственно и неинтересно. В принципе, есть такое направление — христианский рок, хотя есть и сатанинский — можно вспомнить Black Sabbath. В рок-музыке, как и в жизни, есть все.

Как вы считаете, произведение искусства может быть оскорбительным, вызвать раскол в обществе?

Люди по разному поводу могут вызывать друг у друга отвращение. Вот я недавно шел по улице и увидел, как возле группы геев бегал Милонов и выкрикивал оскорбления. В итоге его избили. И те, и другие в данном конфликте мне не близки. Но все они люди, часть государства, часть общества, и если это есть в государстве и в обществе, то есть и в рок-музыке.

Вообще, раскол среди граждан одной страны начинается не с произведений искусства, а в результате каких-то общественных процессов. Например, сейчас на каждом углу кричат о фильме «Матильда» — про балерину, у которой были в обороте два великих князя, как минимум, а то и три… Народ просто сошел с ума с помощью информационных инструментов — телевидения, социальных сетей. Общественным сознанием грамотно манипулируют.

Вот даже у меня в музее есть экспонат, символизирующий определенный раскол в рок-кругах. Одна из музейных электрогитар привезена моим знакомым музыкантом из Германии в начале 1990-х годов. Потом он ее перепродал другому рок-музыканту. Сейчас один из них стал государственником, а второй — либералом. И государственник сказал, что не хочет держать в руках гитару гнусного либерала, поэтому и отдал мне, в музей. Примиряющей силой в данном случае может выступать только здравый смысл.

Представители власти могут не беспокоиться ни о чем, пока есть возможность решить вопросы обеспечения народа хлебом и зрелищем. Сейчас в России, по большому счету, голодных нет и зрелищ тоже хватает: кому — футбол, кому — сериал, кому — политическое ток-шоу, кому — скандал в соцсетях. Когда появятся голодные, тогда и возникнут проблемы.

А все эти скандалы, наподобие «Матильды», наша власть создает из-за страха: правители боятся заранее. Еще ничего не произошло, а меры уже приняты.

Могут рок-музыканты как-то повлиять на свою публику? Или они самоустранились и не хотят проблем?

Рок-группы могут влиять на общественное мнение, сочиняя музыку и стихи. И вообще не нужно переоценивать роль музыканта в обществе. Это просто человек, который развлекает за деньги.

Надо понимать, что артист — человек зависимый: если будешь сильно возникать, то работы не будет. А музыкант изначально нацелен на то, чтобы зарабатывать своим творчеством. Я считаю, что рок-исполнитель должен быть талантлив и талант свой демонстрировать на сцене.

Бывшие рок-бунтари ныне воспринимаются как часть истеблишмента. Создается впечатление, что они спокойно почивают на лаврах…

Стремление к сытости еще никого не сгубило, скорее — губит голод. Стремление к достатку — это нормально. Любой вменяемый человек хочет работать и получать достойное вознаграждение. Например, группу The Beatles богатство не погубило. Пол Маккартни до сих пор великий композитор.

Вы автор нескольких романов. Но самая неожиданная ваша книга — «Поиски пропавшего времени». Расскажите немного о ней и о ее герое.

Чтобы не умереть от старости раньше времени, я занимаюсь спортом. Вообще-то легкой атлетикой я начал заниматься еще в школе. У меня были хорошие данные, поэтому однажды я попал к тренеру Виктору Ильичу Алексееву. Это — величайший советский тренер, незаслуженно забываемый. Хотя сейчас стали проводить мемориальные соревнования имени Алексеева и даже отметили 100-летие со дня его рождения.

Поэтому я решил написать о нем книгу — «Поиски потерянного времени». И это подтолкнуло меня к возобновлению занятий легкой атлетикой. Мало кто знает, что есть мировые соревнования для ветеранов спорта — возраст этих людей иногда достигает 100 лет.

Я выступаю на таких соревнованиях. Два года назад даже выиграл первенство страны. До этого последний раз я был чемпионом Советского Союза в 1969 году — среди юниоров.

Кстати, допинговые санкции ударили и по ветеранам-легкоатлетам. Теперь мы невыездные из-за того, что Всероссийская федерация легкой атлетики находится под санкциями. А наша Федерация ветеранов-легкоатлетов входит в состав Всероссийской.

Творчество для вас хобби, работа или развлечение?

Так сложилось, что человек — это такое биологическое существо, которое занимается еще и какой-то креативной деятельностью. На планете Земля только люди наделены способностью к творчеству. Эта деятельность позволяет нам изменять окружающую действительность. Творчество — зачастую единственный способ избавиться от страданий и страха смерти, неудовлетворенности жизнью и действительностью. Потому что ты создаешь какой-то другой мир, которым сам управляешь. В этом идеальном мире ты можешь сделать все что угодно и самореализоваться.

Вот, например, наш бедный Путин… Что с ним не так? Ему 65 лет, он вроде бы бодр и крепок. Вы думаете, что ужас надвигающейся смерти его не беспокоит? Конечно, беспокоит. Думаю, что его особенно, поскольку слишком многого он достиг. В этом возрасте неизбежны размышления: а дальше что? Я спасаюсь от этого спортом, творчеством и самообманом — у меня всегда есть планы на завтрашний день. Юмор и самоирония тоже помогают. Кстати, в ближайшее время у меня запланированы встречи в росбалтовском «Квартирнике». Еще один интересный план на будущее.

Александра Магелатова

Александра Магелатова: Зрители даже сами не знают, что они единомышленники

Александра Магелатова известна по ролям Гимназистки, написавшей письмо губернатору («Губернатор», режиссер Андрей Могучий) и Черного Ангела («Zholdak Dreams: похитители чувств», режиссер Андрий Жолдак), которые она сыграла на сцене БДТ. За роль Черного ангела в этой постановке Александра Магелатова была номинирована на «Золотой софит» 2016 года. В том же году актрису номинировали и на премию «Прорыв». В интервью «Петербургскому авангарду» актриса БДТ Александра Магелатова рассказала про репетиции с Андреем Могучим, как попала в главный театр Санкт-Петербурга и почему зрители играют особенную роль.

Театр Особняк

Живая комната в театре «Особняк»

Понятие «лирический хоррор» в российской культуре пока явно очень молодо. Пояснения ему, во всяком случае, ни один источник не дает. Среди поджанров литературы ужасов такого термина не встречается. Есть, правда, «романтические ужасы», где, согласно источникам, смешиваются черты любовной истории и элементы ужаса. Может быть, именно это имеют в виду постановщики спектаклей с такой формулировкой. Но поскольку содержание идет вразрез с этим предположением в плане «любовной истории», то скорее всего они преследуют другую задачу.

реставрация Оргии Котабринского

«Оргия»: смотреть и не дышать

В Русском музее проходит выставка «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме». Ее главным открытием стала картина Вильгельма Котабринского «Оргия». Этот тот редкий случай, когда реставратор выходит за грань возможного и невозможного, возвращая миру бесценный шедевр. Специально к выставке «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме» специалисты службы «Виртуальный Русский музей» при поддержке Благотворительного фонда «Система» создали фильм «Вильгельм Котарбинский. Искусством … мечтать». Его можно посмотреть в одном из залов Корпуса Бенуа, в котором расположилась экспозиция.

фильмы Хироси Тэсигахара

В «Родине» стартуют бесплатные показы фильмов легендарного японского режиссера

Генеральное консульство Японии в Санкт-Петербурге совместно с киноцентром «Родина» (Караванная улица, 12) представляют ретроспективу фильмов японского режиссера Хироси Тэсигахара. Вход на все киносеансы – свободный.

выставка Виталия Тюленева

Виталий Тюленев — сюрреалист «оттепели»

В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков (набережная канала Грибоедова. 103) проходит экспозиция работ необычного советского художника Виталия Тюленева. В соответствии с мечтательным изобразительным языком мастера она названа «Во сне и наяву».

40-летие Театра Бориса Эйфмана

В Петербурге появится детский театр балета Бориса Эйфмана

Во вторник, 13 февраля (20:00), на сцене Александринского театра (площадь Островского, 6) состоится спектакль-концерт «Вчера, сегодня, завтра», посвященный 40-летию Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана. На днях знаменитый хореограф встретился с журналистами, чтобы рассказать о том, что ждет его театр и академию в будущем.