Владимир Миронов: В современном театре зрителю не хватает сопереживания

В четверг, 21 декабря (19:15), в ДК Выборгский (улица Комиссара Смирнова,15) состоится премьера антрепризного спектакля «Скандал в Брикмилле» по мотивам произведения Джона Пристли. Комедия-фарс в постановке заслуженного артиста России, режиссера Владимира Миронова, известного петербургским зрителям по работам в Театре комедии имени Акимова, — не бытовая английская история, а откровенный разговор со зрителем о смелости быть самим собой.
«Скандал в Брикмилле»

18 декабря 2017.

Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Действие разворачивается в доме главного героя — успешного Управляющего филиалом Лондонского банка Джорджа Кеттла, «в прекрасном старинном поместье со всеми современными удобствами». Вместо работы в банке он вдруг начал играть на угольном ведерке как на барабане и с большим удовольствием потягивает виски с содовой, но не потому, что устал и решил расслабиться, а потому, что позволил себе наконец-то стать другим человеком — с совершенно другими чертами и привычками…

Владимир Миронов рассказал «Петербургскому авангарду», почему выбрал эту пьесу, что в ней изменилось и кому она адресована.

Владимир Миронов

Почему вы выбрали именно пьесу Пристли «Скандал в Брикмилле»?

Для того, чтобы родился спектакль, важна не столько пьеса, сколько тема. Здесь сложилось много обстоятельств. В моих спектаклях определенным образом складывается некое направление… Мои последние постановки – «Варшавская мелодия», «Старомодная комедия» – это лирические комедии. После того, как они были выпущены, я естественным образом задумался: куда идти дальше? Пьеса Пристли появилась достаточно спонтанно, я бы даже сказал – случайно. Возникла сначала где-то в голове, потому что я искал хорошую сильную классику. Прочитав пьесу еще раз, я понял, что тема очень интересная: человек, который устал от сегодняшней рутины и не может реализовать то, что он хочет.

Пьеса не кажется вам устаревшей?

Пристли написал свое произведение в 1956 году и сейчас, конечно, какие-то моменты уже устарели. В пьесе присутствует мягкий английский юмор, она строилась по определенным законам жанра – в то время играли именно так. Сегодня скорость жизни увеличилась настолько, что играть ее нужно иначе. В своей постановке я не ломаю хребет пьесе, а заостряю какие-то актуальные вещи, которые сегодня кажутся интересными.

Что вы изменили?

Пьеса была сокращена и уплотнена по действию до двух актов с антрактом. Мы внесли приметы сегодняшнего времени, что придает динамичность действию. По сюжету оригинальной пьесы, из Лондона приезжает мужчина в возрасте решать создавшуюся ситуацию, а в моей постановке – это 30-летний молодой человек, который занимает ту же должность. Это совершенно естественно для сегодняшнего делового слоя общества. Я осовременил и других персонажей: в постановке появляются девочка с селфиманией, доктор-гипнотезер из «Битвы экстрасенсов» и другие герои.

Кинопостановка Юрия Соломина по мотивам этого же произведения относится скорее к жанру философской драмы или даже притчи. У вас – комедия-фарс. Почему выбрали именно такой жанр?

Я бы не назвал постановку Соломина философской драмой. Возможно, она более лирическая, у Пристли это заложено. Я не выбирал жанр «комедия-фарс», он сложился во время репетиций. Спектакль рождается постепенно, мой получился таким. Знаете, когда пишут роман, говорят, что персонаж поволок в другую сторону. Так и мой спектакль потянул меня в другую историю от мелодрамы и философской притчи. Что значит фарс? Это характеры персонажей и ситуация, доведенные до абсурда, до некой точки обострения.

Когда вы подбирали актерский состав, точно знали, кто какую роль сыграет?

Нет. На главную роль был приглашен другой актер: он, в отличие от Дениса Зайцева, был старше. Мне казалось, что это было лучше. Однако потом мы поняли, что ритм пьесы начинает увеличиваться и актер не укладывается в эту историю, он ближе к той постановке, что была у Соломина. Я понял: чтобы спектакль получился, мне нужен человек моложе и активнее, более зараженный желанием изменить жизнь, поэтому у нас было несколько проб.

Сейчас вы считаете, что типажи и образы Дарьи Камушер и Дениса Зайцева полностью соответствуют героям?

Да. Спектакль живет, он еще будет развиваться и набирать. Чем и хорош театр: в отличие от кино, процесс продолжается. Спектакль неуловимо меняется, и каждый раз, когда вы приходите в театр, вы видите что-то новое.

Насколько успешно проходили репетиции? Все из задуманного получилось?

В общем-то – да. К сожалению, мы живем в бешеном ритме. Раньше долго сидели за столом, ковырялись, разбирали, а сейчас – прочитали, собрались, вышли. Актер становится режиссером собственной роли. Мне хотелось выпустить очень качественный, сыгранный спектакль. Я уделил процессу очень большое время. За время репетиций сложился хороший ансамбль. Каждый чувствует друг друга, актеры плотно играют. Это очень хорошо.

Для какой публики этот спектакль?

Каждый зритель берет от спектакля что-то свое. Кому-то нравится, кому-то нет. Думаю, что тема, которую мы подняли в постановке и ее трактовка будут интересны большинству. Сегодня зрителю очень не хватает элемента сопереживания в спектакле. Люди приходят или посмеяться над комедией, или посмотреть изыски режиссуры, но все это как-то не задевает сердце.

В моих спектаклях, к чему я очень привык и что мне очень нравится, зритель может и смеяться, и плакать, и переживать. Человек выходит из зала, открыв себя эмоционально. Например, во время спектакля «Старомодная комедия» зрители очень часто начинают обсуждать и реагировать как дети на то, что происходит на сцене. Они заряжены и включаются в игру. Это замечательная вещь, когда зритель начинает сопереживать.

Чего не хватает современному театру?

Мне кажется, что сегодня мы немножко потеряли русский национальный театр переживания. Утеряна культура актерской игры, которой нас поражали наши учителя. Темп увеличился, и актер думает не о том, как хорошо сыграть, а о том, как больше заработать. Это уже не профессия, а шоу-бизнес. Нас учили – надо пропустить роль через себя.

Какие у вас творческие планы?

Я собираюсь искать новую пьесу для своей будущей постановки, которая будет трогать в первую очередь меня, я буду заражать ею актеров, а потом и зрителей.


После Нового года спектакль «Скандал в Брикмилле» в ДК Выборгский можно будет увидеть 24 января (19:15).

выставка Душа Петербурга

«Душа Петербурга»: от императора до хипстера

До 26 июня петербуржцы смогут полюбоваться всеми гранями и символами родного города на выставке «Душа Петербурга», в залах Особняка Румянцева (Английская набережная, 44). Экспозиция является художественно-просветительским проектом, существующим с 2009 года и сплотившим мастеров из разных поколений, избравших образ города центром своего творчества. Проект под руководством искусствоведа и художника Юрия Иваненко включает в себя ретроспективу из работ мастеров старой школы, хранившихся в частных собраниях, и картин современных художников.

Платоновский фестиваль

Много Петербурга на Платоновском фестивале

Платоновский фестиваль искусств, который в Воронеже проходит уже в девятый раз, можно без всяких скидок на провинцию назвать одним из ведущих и самых значимых и знаковых фестивалей России. Директор его все эти годы – ведущий театральный режиссер Михаил Бычков, которому удается собирать в Воронеж лучших представителей мирового искусства XXI века.

Тимур Новиков

«В Садах Тимура» — выставка эпохи Новикова

В Центре современного искусства имени Сергея Курехина 16 июня открылась выставка к 60-летию художника Тимура Новикова. Это знаковый момент: Новиков и Курехин были друзьями и творческими деятелями, формировавшими образ своей эпохи. Выставка названа «В Садах Тимура» и состоит из произведений, предоставленных семьей мастера и его друзьями и коллегами.

Ольга Черданцева

Ольга Черданцева: «Цветочная ассамблея» перенесет гостей Летнего сада во времена Петра I

В этом году впервые в Летнем саду свои цветочные ковры и гирлянды развернет XI Международный фестиваль «Императорские сады России», который всегда проходил в Михайловском саду. О том, почему праздник флористики и искусства поменял локацию, какой резонанс он получил на мировом уровне и что от него ждать в дальнейшем, «Петербургский авангард» побеседовал с Ольгой Черданцевей, главным хранителем садов Русского музея.

Радуга

Женский цвет «Радуги»

Международный театральный фестиваль «Радуга», в 19-й раз проведенный Санкт-Петербургским ТЮЗом имени Брянцева, открыл интересную особенность нынешнего времени: в режиссуру приходит все больше женщин. Совпало это или нет, но из 17 спектаклей, показанных на «Радуге», пять поставили женщины. Мы знаем немало примеров прекрасных женских работ в кино и в театре, и тем не менее по статистике режиссерская профессия – преимущественно мужская. Потому и захотелось провести небольшое исследование – какие же темы выбирают режиссеры-женщины?

Алексей Ерофеев

Алексей Ерофеев: Равнодушие к истории Петербурга ведет к его разрушению

Сотрудник Топонимической комиссии Санкт-Петербурга, известный краевед, историк и знаток города Алексей Ерофеев неоднократно был гостем «Квартирника» в пресс-центре «Росбалта». Он одним из первых на волне Перестройки в 1986 году начал активную деятельность, связанную с возвращением исторических названий улицам города. Свои знания о городской истории он изложил в нескольких книгах. Кроме того, Алексей Ерофеев активно занимается просветительской деятельностью, проводя экскурсии и семинары для школьников, поскольку убежден, что знание города защищает его от вандализма.