Владимир Круглов: Люди изголодались по безусловному классическому искусству

В Русском музее не ожидали такого интереса к выставке Льва Бакста. В залах людно даже в будни, в книге отзывов жалобы: «Мало!». Но Бакста и не могло быть много. Почему — рассказал куратор выставки Владимир Круглов.
Владимир Круглов

30 апреля 2016.
Текст: Егор Королев, фото: Анна Спиричева
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: , , .

100
Столько живописных, графических и театрально-декорационных работ Льва Бакста представлены на выставке в корпусе Бенуа.
Владимир Круглов — ведущий научный сотрудник отдела русской живописи второй половины XIX-XX веков Русского музея. Куратор выставок Льва Бакста, Константина Коровина, Михаила Врубеля, Филиппа Малявина, «Серов не портретист», «Первая мировая война. 1914-й – 1918-й», «Дягилев. Начало» и многих других.

В Русском музее есть маленький зал картин Льва Бакста, там его знаменитые «Ужин», портрет Бенуа, «Древний ужас», редко можно увидеть портрет Дягилева с няней, поскольку он путешествует по миру — музеи любят эту картину и часто просят ее на выставки. Но Бакст — из тех художников, которым мало одного зала. Все его работы из собраний Русского музея и еще десяти музеев страны можно увидеть на выставке в корпусе Бенуа до 9 мая.

Кажется, в самом Русском музее не ожидали такого интереса у публики к экспозиции Льва Бакста. В залах людно даже в будние дни. Каждая третья запись в книге отзывов с жалобой: «Мало!». Но Бакста и не могло быть много. Почему — рассказал «Авангарду» куратор выставки, ведущий научный сотрудник отдела русской живописи второй половины XIX-XX веков Русского музея Владимир Круглов.

Почему именно Бакст? Когда вы поняли, что надо организовать такую выставку?

— Все по нашему музейному календарю. Выставку готовили специально к 150-летнему юбилею художника. Нам показалось важным напомнить, а кому-то рассказать впервые о том, что это был выдающийся мастер.

Это первая большая выставка его работ в России?

— Не только в России, но и в мире. Мы с самого начала задумывали ее как комплексную. Цель была — показать все те виды искусства и те жанры, в которых работал Бакст. Поэтому сразу в первом зале зрители видят и монументальные произведения автора («Древний ужас», «Встреча адмирала Авелана в Париже»), и станковые рисунки, и журнальную графику, и портреты. Впервые мы собрали его замечательные пейзажи.

В экспозиции представлены работы десяти российских музеев, а к иностранным коллегам вы не обращались?

— Наследие Бакста до ужаса распылено по миру главным образом из-за того, что он последние годы работал на Западе, ежегодно устраивал выставки в Париже и Лондоне. Эти работы художника раскупались и музеями, и коллекционерами. В частности, Музей декоративных искусств в Париже имеет большую коллекцию его театральных эскизов. За последние сто лет все эти покупки мигрировали со страшной силой, работы Бакста есть и в Сан-Франциско, и в Сан-Диего, и даже в Санта-Барбаре. Но в западные музеи мы не обращались, потому что у нас мало денег. Бесплатно никто не привезет, нам еще страховку надо оплачивать. На аукционах цены чаще всего запредельные, это больше для олигархов доступно. Хотя Русский музей иногда все-таки приобретает картины. Кроме того, на Западе в основном графика. С другой стороны, Музей изобразительных искусств имени Пушкина в Москве тоже сейчас готовит выставку Бакста. Нам просто невозможно было бы у них что-то перехватывать. Но Бакста, из-за которого нужно биться, ранга наших портретов, не появляется.

На выставке Льва Бакста

Почему наша выставка первая в мире? На Западе он больше известен как театральный художник, а то, что он делал до «Русских сезонов» Дягилева, — это осталось здесь, у нас. К счастью, в Русском музее оказались самые лучшие его портреты и графические произведения.

Почти параллельная идея у двух крупных музеев страны показать работы Бакста — это хорошо или есть опасность конкуренции?

— Мы не конкурируем, мы даже дадим им все наши портреты маслом. В Москве портретов Бакста всего два, в Третьяковке. Один из них у нас на выставке — портрет Третьяковой-Гриценко. А ее маленький пастельный портрет мы брать не стали — Третьяковка дорожит своими пастелями, а пастель — это сыпучий материал, его сложно перевозить.

Когда он жил в Париже, модельеры как обезьянки перехватывали его идеи — эти идеи сразу шли в народ.


Баксту полезно такое внимание?

— Конечно, такой ажиотаж только на пользу. Он этого достоин, поскольку был многосторонним художником: и графиком, и живописцем, работал для театра, для прикладного искусства, был дизайнером выставок «Мира искусства».

Набор произведений действительно впечатляет — даже отдельный зал для тканей и костюмов. Это мне напомнило Алвара Аалто, который кроме архитектуры занимался дизайном, и на прошлогодней выставке финского модерна в Главном штабе тоже были и рисунки, и костюмы, и ткани. На выставке в вашем музее возникает похожее ощущение — перед нами не обычный художник, а человек-оркестр. Это Бакст такой талантливый или это примета той эпохи?

— Понимаете, это свойственно вообще рубежу веков: время развития модерна, который стремился стать и стилем жизни. Модерн отразился во всех видах и жанрах искусства. Поэтому художники того времени, во всяком случае мирискусники — Коровин, Врубель, Бакст, пробовали себя во всех жанрах. Их в этом плане вполне можно сравнить с мастерами эпохи Возрождения. Они все мечтали о новом высоком стиле, считали таким стилем неоклассицизм. Бакст был не просто художником, он пробовал себя в дизайне текстиля, проектировал моду, был одним из тех, кто вел за собой публику. Когда он жил в Париже, модельеры как обезьянки перехватывали его идеи — эти идеи сразу шли в народ. Появилась даже бакстомания. В начале 20-х годов он приехал в Штаты, американцы хотели, чтобы ткани были по мотивам их местной культуры. Бакст ездил в резервации индейцев, сидел в музеях, создал массу эскизов тканей. После его смерти еще лет десять по Америке прокатывали передвижные выставки его текстиля.

На выставке Льва Бакста

Как думаете, почему нынешняя выставка вызвала такой ажиотаж у зрителей?

— Зрителей действительно много, в первые дни публика стояла на улице. Может быть, это голод по безусловному классическому искусству?.. Бакст — не только утонченный художник, он еще и серьезный мыслитель.

Три года назад был издан двухтомник, в нем все статьи, письма и роман Бакста. Роман автобиографичен, в нем художник описывает свои мытарства. В статьях он рассматривает будущее европейского искусства, будущее моды. В общем, Бакста можно не только смотреть, но и читать.

Чью персональную выставку будете курировать в следующий раз?

— Сейчас я с коллегами готовлю выставку Василия Кандинского. Планируем открыть ее летом этого года.

Режиссер Владимир Богатырев

Владимир Богатырев: Отрадно быть причастным к воспитанию чувств

В ТЮЗе имени Брянцева 10 октября 2019 года состоится премьера спектакля «Время Ч», основанного на рассказах Антона Чехова, в которых фигурируют дети и родители. Режиссер спектакля – Владимир Богатырев, ученик Зиновия Корогодского, работающий в ведущих театрах страны, лауреат многочисленных премий. Для режиссера – это уже четвертая работа в петербургском ТЮЗе. Постановка «Время Ч» анализирует глубинные вопросы становления человека – роль семьи в формировании личности и ответственности каждого за наше будущее. Почему анекдотические рассказы Чехова оказываются философскими притчами, а спектакль несет в себе позитивный заряд – читайте в интервью «Петербургского авангарда» с Владимиром Богатыревым.

торжественный вечер в Театре эстрады

День рождения Театра эстрады

На сцене Театра эстрады имени Райкина 4 октября 2019 года состоялся торжественный вечер, посвященный 80-летию со дня основания театра. В этот день зал был переполнен. В ходе официальной части прозвучали поздравления руководству и коллективу театра от правительства и Законодательного собрания Санкт-Петербурга. А затем начался праздник!

цикл концертов «Музыка во всем» в РНБ

«Смышленые коты» ищут музыку во всем

Программой «Музыка, кино, театр, живопись», прошедшей 29 сентября 2019 года в Концертном зале Российской национальной библиотеки (набережная реки Фонтанки, 36), завершился цикл концертов «Музыка во всем», организованный Фондом культурных проектов «Городу и миру». Художественный руководитель проекта, петербургский композитор Ирина Вакуленко во вступительном слове определила прошедшую серию музыкальных программ как «концертный сериал».

Лендок

Лендок покажет «Фильмы без проката»

На киностудии «Лендок» (набережная Крюкова канала, 14) со 2 по 13 октября 2019 года будет проходить киномарафон фестивальных картин, многие из которых прогремели на конкурсах, завоевав главные призы, но не получили прокатной судьбы. Это — совместный проект единственной документальной киностудии России и фестиваля «Окно в Европу».

Lina Tur Bonet©Pablo F. Juárez

Лина Тур Бонет: Нужно читать партитуры, как чужие письма

На XXII фестивале EarlyMusic 2 октября 2019 года выступит прославленная испанская скрипачка Лина Тур Бонет со своим ансамблем MUSIca ALcheMIca и своей любимой программой: скрипичные сонаты Арканджело Корелли оп. 5 в ее исполнении признаны одной из лучших интерпретаций в мире. О барочном Риме, Корелли и собственном методе перехода с барочной скрипки на современную и обратно Лина Тур Бонет рассказала корреспонденту «Петербургского авангарда» в преддверии петербургской премьеры.

Послание к человеку

Итоги и призы «Послания к человеку»

XXIX международный фестиваль «Послание к человеку» подвел итоги. Кинофестиваль на протяжении многих лет удерживает лидирующее место среди российских киносмотров по количеству присланных заявок и географии участников. На отборочный тур было прислано более 3000 заявок из 98 стран. Для фестиваля были выбраны 70 из них. 20 сентября в Государственной Академической Капелле объявлены лучшие фильмы 2019 года.