Владимир Круглов: Люди изголодались по безусловному классическому искусству

В Русском музее не ожидали такого интереса к выставке Льва Бакста. В залах людно даже в будни, в книге отзывов жалобы: «Мало!». Но Бакста и не могло быть много. Почему — рассказал куратор выставки Владимир Круглов.
Владимир Круглов

30 апреля 2016.
Текст: Егор Королев, фото: Анна Спиричева
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: , , .

100
Столько живописных, графических и театрально-декорационных работ Льва Бакста представлены на выставке в корпусе Бенуа.
Владимир Круглов — ведущий научный сотрудник отдела русской живописи второй половины XIX-XX веков Русского музея. Куратор выставок Льва Бакста, Константина Коровина, Михаила Врубеля, Филиппа Малявина, «Серов не портретист», «Первая мировая война. 1914-й – 1918-й», «Дягилев. Начало» и многих других.

В Русском музее есть маленький зал картин Льва Бакста, там его знаменитые «Ужин», портрет Бенуа, «Древний ужас», редко можно увидеть портрет Дягилева с няней, поскольку он путешествует по миру — музеи любят эту картину и часто просят ее на выставки. Но Бакст — из тех художников, которым мало одного зала. Все его работы из собраний Русского музея и еще десяти музеев страны можно увидеть на выставке в корпусе Бенуа до 9 мая.

Кажется, в самом Русском музее не ожидали такого интереса у публики к экспозиции Льва Бакста. В залах людно даже в будние дни. Каждая третья запись в книге отзывов с жалобой: «Мало!». Но Бакста и не могло быть много. Почему — рассказал «Авангарду» куратор выставки, ведущий научный сотрудник отдела русской живописи второй половины XIX-XX веков Русского музея Владимир Круглов.

Почему именно Бакст? Когда вы поняли, что надо организовать такую выставку?

— Все по нашему музейному календарю. Выставку готовили специально к 150-летнему юбилею художника. Нам показалось важным напомнить, а кому-то рассказать впервые о том, что это был выдающийся мастер.

Это первая большая выставка его работ в России?

— Не только в России, но и в мире. Мы с самого начала задумывали ее как комплексную. Цель была — показать все те виды искусства и те жанры, в которых работал Бакст. Поэтому сразу в первом зале зрители видят и монументальные произведения автора («Древний ужас», «Встреча адмирала Авелана в Париже»), и станковые рисунки, и журнальную графику, и портреты. Впервые мы собрали его замечательные пейзажи.

В экспозиции представлены работы десяти российских музеев, а к иностранным коллегам вы не обращались?

— Наследие Бакста до ужаса распылено по миру главным образом из-за того, что он последние годы работал на Западе, ежегодно устраивал выставки в Париже и Лондоне. Эти работы художника раскупались и музеями, и коллекционерами. В частности, Музей декоративных искусств в Париже имеет большую коллекцию его театральных эскизов. За последние сто лет все эти покупки мигрировали со страшной силой, работы Бакста есть и в Сан-Франциско, и в Сан-Диего, и даже в Санта-Барбаре. Но в западные музеи мы не обращались, потому что у нас мало денег. Бесплатно никто не привезет, нам еще страховку надо оплачивать. На аукционах цены чаще всего запредельные, это больше для олигархов доступно. Хотя Русский музей иногда все-таки приобретает картины. Кроме того, на Западе в основном графика. С другой стороны, Музей изобразительных искусств имени Пушкина в Москве тоже сейчас готовит выставку Бакста. Нам просто невозможно было бы у них что-то перехватывать. Но Бакста, из-за которого нужно биться, ранга наших портретов, не появляется.

На выставке Льва Бакста

Почему наша выставка первая в мире? На Западе он больше известен как театральный художник, а то, что он делал до «Русских сезонов» Дягилева, — это осталось здесь, у нас. К счастью, в Русском музее оказались самые лучшие его портреты и графические произведения.

Почти параллельная идея у двух крупных музеев страны показать работы Бакста — это хорошо или есть опасность конкуренции?

— Мы не конкурируем, мы даже дадим им все наши портреты маслом. В Москве портретов Бакста всего два, в Третьяковке. Один из них у нас на выставке — портрет Третьяковой-Гриценко. А ее маленький пастельный портрет мы брать не стали — Третьяковка дорожит своими пастелями, а пастель — это сыпучий материал, его сложно перевозить.

Когда он жил в Париже, модельеры как обезьянки перехватывали его идеи — эти идеи сразу шли в народ.


Баксту полезно такое внимание?

— Конечно, такой ажиотаж только на пользу. Он этого достоин, поскольку был многосторонним художником: и графиком, и живописцем, работал для театра, для прикладного искусства, был дизайнером выставок «Мира искусства».

Набор произведений действительно впечатляет — даже отдельный зал для тканей и костюмов. Это мне напомнило Алвара Аалто, который кроме архитектуры занимался дизайном, и на прошлогодней выставке финского модерна в Главном штабе тоже были и рисунки, и костюмы, и ткани. На выставке в вашем музее возникает похожее ощущение — перед нами не обычный художник, а человек-оркестр. Это Бакст такой талантливый или это примета той эпохи?

— Понимаете, это свойственно вообще рубежу веков: время развития модерна, который стремился стать и стилем жизни. Модерн отразился во всех видах и жанрах искусства. Поэтому художники того времени, во всяком случае мирискусники — Коровин, Врубель, Бакст, пробовали себя во всех жанрах. Их в этом плане вполне можно сравнить с мастерами эпохи Возрождения. Они все мечтали о новом высоком стиле, считали таким стилем неоклассицизм. Бакст был не просто художником, он пробовал себя в дизайне текстиля, проектировал моду, был одним из тех, кто вел за собой публику. Когда он жил в Париже, модельеры как обезьянки перехватывали его идеи — эти идеи сразу шли в народ. Появилась даже бакстомания. В начале 20-х годов он приехал в Штаты, американцы хотели, чтобы ткани были по мотивам их местной культуры. Бакст ездил в резервации индейцев, сидел в музеях, создал массу эскизов тканей. После его смерти еще лет десять по Америке прокатывали передвижные выставки его текстиля.

На выставке Льва Бакста

Как думаете, почему нынешняя выставка вызвала такой ажиотаж у зрителей?

— Зрителей действительно много, в первые дни публика стояла на улице. Может быть, это голод по безусловному классическому искусству?.. Бакст — не только утонченный художник, он еще и серьезный мыслитель.

Три года назад был издан двухтомник, в нем все статьи, письма и роман Бакста. Роман автобиографичен, в нем художник описывает свои мытарства. В статьях он рассматривает будущее европейского искусства, будущее моды. В общем, Бакста можно не только смотреть, но и читать.

Чью персональную выставку будете курировать в следующий раз?

— Сейчас я с коллегами готовлю выставку Василия Кандинского. Планируем открыть ее летом этого года.

выставка Союз молодежи в Русском музее

«Союз молодежи» в Русском музее

До конца лета в Корпусе Бенуа Русского музея можно увидеть выставку «Союз молодежи». Она посвящена творческому пути петербургского общества художников-авангардистов. Это первая попытка представить обобщающий показ работ этой яркой группы. Организаторы постарались отойти от монографического или тематического однообразия и придать мероприятию атмосферу реальных выставок «Союза» 1910–1914 года.

Фестиваль Музыки мира, Музей музыки

«Музыки мира»: придворный оупен-эйр

Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства в четвертый раз проводит Петербургский международный этнический фестиваль «Музыки мира». С 10 по 11 августа 2019 года у Шереметевского дворца – Музея музыки на набережной Фонтанки, 34, в уникальной усадьбе XVIII века в самом центре Петербурга, на парадном дворе, в саду и в концертных залах соберутся лучшие этно-рок-, этно-джазовые и этно-электронные группы, переводящие традиционную музыку регионов России и сопредельных стран на современный музыкальный язык. Представляем участников.

театр "Суббота"

Начало «Субботы»

У порога «Субботы» на Звенигородской улице, 30, развернулась сцена под открытым небом: самый настоящий петербургский двор, провинциальный и столичный одновременно. Но уже здесь начинается тот самый «душевный заповедник», о котором говорил основатель театра Юрий Смирнов-Несвицкий. В новом сезоне заповедник «Субботы» вышел далеко за ее границы — у него появилось новое пространство и флигель, в котором будет жить микродраматический театр. Об этом рассказали художник театра Мария Смирнова-Несвицкая, главный режиссер театра Андрей Сидельников и директор Андрей Лобанов.

Экофестиваль в Курортном районе

Парк «Дубки» зовет на экофестиваль

В Курортном районе развернется Большой фестиваль экологии. В субботу, 3 августа, парк «Дубки» примет мероприятие, посвященное осознанному потреблению и здоровому образу жизни на планете земля, которая стала единственным домом для человечества во Вселенной. В красивейшем парке развернутся концерты, лекции экологов, выставки, эко-маркет, спектакли и киносеансы. В спортивную программу вошли заплывы по сапсерфингу, плоггинг, пешие и велосипедные забеги, йога под открытым небом.

Точка доступа

«Точка доступа» на пересечении старого и нового

С 15 по 30 июля в Северной столице проходит международный летний фестиваль «Точка доступа», уже ставший славной традицией и культурной визитной карточкой города. В этом году он входит в программу Театральной олимпиады — Санкт-Петербург до декабря является площадкой для театров со всех уголков мира, которые едут сюда со своими спектаклями, лекциями и мастер-классами.

Алексей Архиповский

Алексей Архиповский: Мои послания — в звуках

Музыкант Алексей Архиповский — уникальный балалаечник-виртуоз, услышать которого — большое счастье для поклонников как этнической, так и джазовой музыки. «Архиповский — смесь гитарных богов Стива Вая и Джеффа Бэка, и это на традиционном треугольном и трехструнном русском народном инструменте. Его техника захватывает дух, его звук всеобъемлющ. Яркая выразительность в его трактовке традиционных вещей вызывает мурашки по коже», — написал критик издания De Volkskrant (Нидерланды) о выступлении Алексея Архиповского на Jazz Zomer Fiets Tour в Гронингене, в августе 2006 года.