Владимир Богатырев: Отрадно быть причастным к воспитанию чувств

В ТЮЗе имени Брянцева 10 октября 2019 года состоится премьера спектакля «Время Ч», основанного на рассказах Антона Чехова, в которых фигурируют дети и родители. Режиссер спектакля – Владимир Богатырев, ученик Зиновия Корогодского, работающий в ведущих театрах страны, лауреат многочисленных премий. Для режиссера – это уже четвертая работа в петербургском ТЮЗе. Постановка «Время Ч» анализирует глубинные вопросы становления человека – роль семьи в формировании личности и ответственности каждого за наше будущее. Почему анекдотические рассказы Чехова оказываются философскими притчами, а спектакль несет в себе позитивный заряд – читайте в интервью «Петербургского авангарда» с Владимиром Богатыревым.
Режиссер Владимир Богатырев

7 октября 2019.

Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Владимир Александрович, Чехов писал: «Детям надо давать то, что годится для взрослых. Детской литературы я не признаю». Вы согласны с драматургом?

Абсолютно согласен. Наш мастер Зиновий Яковлевич Корогодский тоже не признавал необходимости существования какой-то специальной, усеченной литературы для детей. При этом способ подачи материала, несомненно, должен учитывать возрастную психологию зрителя.

Наш спектакль «Время Ч» расскажет взрослым о себе и о детях. Становление человека зависит от того, как мы воспитываем наших детей: до какого-то периода времени ребенок еще не осознает мир и не в состоянии собой управлять, в него влезает все, что его окружает — среда, улица, родители, друзья – все это воспитывает, формирует нейронные связи. Потом ребенок становится взрослым и начинает сам за себя отвечать. В спектакле мы анализируем, как человек формирует свою судьбу, став сознательным, и как детей формируют родители, окружение, среда.

Человеком не рождаются, а становятся — в каждом можно убить Моцарта, как говорил Экзюпери. Мы, взрослые, забываем о том, что сами были детьми, и даем детям далеко не то, что нужно давать. Хотелось бы, чтобы у нас получился спектакль-размышление. Для нас важно, чтобы зритель не только увидел интересную историю, а задумался о том, как каждый ведет себя, как сосуществует в мире с другими. Наша жизнь чаще всего такая несчастливая не потому, что нам кто-то мешает, а потому, что мы сами, будучи монстрами, воспитываем монстров. Мы привыкли обвинять общество — да, оно не идеальное, но кто составляет это общество? Мы сами. Мы пожинаем плоды собственного бытия, поэтому только в наших силах что-то исправить.

Многие писатели поднимали вопрос детства. Чем вас привлекает чеховское видение конфликта между миром детей и взрослых?

Я для себя открыл жесткого Чехова, сострадающего детям и беспокоящегося о воспитателях. В начале спектакля звучат цитаты из записных книжек писателя, и одна из первых цитат такая: «В детстве у меня не было детства». Чехов в 13 уже начал зарабатывать и кормить семью, отвечал за отца, сбежавшего от долгов в Москву. У Чехова была очень тяжелая судьба, это меня сильно взволновало. Я перечитал рассказы Чехова и по-новому взглянул на них: они оказались не комичными осколками, а глубокими произведениями на серьезные темы. Проблемы, поднимаемые Чеховым, — вечные. Конфликтный быт актуален как в восемнадцатом или девятнадцатом веке, так и сегодня.

Каким образом вы соединяете воедино различные рассказы Чехова?

Для того, чтобы различные рассказы соединялись, и для того, чтобы внимание было сосредоточено на главном, я попытался убрать подробности быта. Психологически — да, я хотел бы, чтобы существование было подробным, но совершенно в условных декорациях, без реквизита, чтобы все внимание было сосредоточено на взаимоотношениях людей. Я бы хотел извлечь из произведений Чехова вечные проблемы, которые могут происходить в любой среде – поэтому внешний мир условен: кубики, с которыми работают артисты, становятся и столом, и стулом, и деревом.

Я отталкиваюсь от того, что жизнь – игра, все люди играют определенные социальные роли – дочки, мамы, папы, мужа, начальника, подчиненного. Группа артистов на сцене тоже будет играть, представляя то взрослых, то детей. При этом кто-то по росту и индивидуальности должен играть папу, а он играет ребенка или наоборот. Все вариативно. Мы играючи строим свою жизнь: маленькие дети играют в свои маленькие игрушки, взрослые – в большие, ведь машина, дача, дом – тоже игрушки. Получается, что в малом есть большое, а в большом есть малое, казалось бы, дети и взрослые должны понимать друг друга, а между ними лежит огромная пропасть.

Мы хотели, чтобы взрослые помнили, что были детьми, а дети знали, что вырастут во взрослых, чтобы между ними было взаимопонимание, и одни уважали других. Счастье наше в наших руках. Мне бы не хотелось назидательного тона и ответов на вопросы, мне интересно поразмышлять на эти темы вместе со зрителем. Наш спектакль будет определенным зеркалом, в которое посмотрят взрослые и увидят себя.

Режиссер Владимир Богатырев

В части чеховских рассказов дети оказываются счастливыми носителями гармонии и целесообразности мира. В других – показаны с негативных сторон: например, как в «Зиночке», «Папаше». Автор все равно находится на стороне детей?

Дети становятся такими только по вине родителей и среды. Чехов говорил, что дети – чисты и невинны. Каждый должен постараться сделать из своего чада хорошего человека. Но прежде нам самим необходимо стать хорошими людьми. Рассказы о воспитании превращаются в рассказы о нашей жизни – до тех пор пока мы не научимся любить и поступать благородно, перестанем гоняться за меркантильным – бездуховных людей будет много. Мысль о том, что все заложено в генах – сомнительна, все зависит в первую очередь от того, «какого волка мы в себе кормим»: того, который озабочен меркантильным, или духовным.

Почти во всех рассказах Чехова дети – жертвы родительского настроения или произвола. С виду милые, хорошие взрослые оказываются монстрами. Ученая-нейропсихолог Татьяна Черниговская говорит о том, что мы — продукт того, что мы потребляем, причем своих детей мы тоже вовлекаем в это потребление. Круговорот бесконечен, но его можно разорвать. Сейчас я общаюсь со студентами и вижу, что приходит много безграмотных людей. Говорить, что они плохие — нельзя, их создала среда. За ребенка страшно: он приходит в мир, и мир начинает его ломать. Все рождаются гениями в разных профессиях, но почему-то мы это убиваем – родители заставляют или сам человек, когда способен отвечать за себя, выбирает не то, что ему нужно – в итоге мы имеем то, что имеем.

Воспитание – основа основ. Учителя должны быть той элитой, которая помогает родителям, тогда мы могли бы воспитать человека будущего. Школа – это не только постижение знаний, на это есть книги. Школа должна быть Храмом, недаром Чехов говорил, что учитель – это артист, творческая личность. Очень многое зависит от Учителя с Большой Буквы. Школа должна давать ростки к развитию. Многое в нашем образовании и культуре в корне неверно, хотя все в нашей власти. Мы затрагиваем вопросы воспитания, а упираемся в вечность.

Владимир Александрович, на какую аудиторию рассчитан спектакль?

Это семейный спектакль, с рейтингом «четырнадцать плюс», хочется, чтобы подростки приходили вместе с родителями. В спектакле постоянно сталкиваются высокое и низкое, вечность и быт. Для сопровождения выбрана музыка Шнитке, Каравайчука, песни Градского, романсы — все эти пазлы должны сложиться в многоголосицу и принести гармонию. Трагикомичность жизни, тонко подмеченная Чеховым, позволяет нарисовать определенную картину жизни человека.

В репертуаре ТЮЗа значится другой ваш спектакль, завоевавший любовь подростков — «Летучкина любовь». Что для вас значит работа в этом театре?

Я ценю, уважаю, люблю и помню ТЮЗ. «Время Ч» в чем-то соотносится со спектаклем на основе наблюдений за взрослыми и детьми, в котором я играл, – «Открытый урок. Взрослым о детях». Мне хотелось бы сделать определенный парафраз на спектакль Зиновия Яковлевича Корогодского: ТЮЗ был и остается моим родным домом, здесь столько прожито, почти шесть лет жизни. Работа в ТЮЗе — это возвращение к светлому и дорогому, началу моей профессиональной деятельности. Отрадно, когда ты причастен к воспитанию чувств и можешь наполнить жизнь молодых людей чем-то добрым и важным.

Режиссер Владимир Богатырев

ЕЛИЗАВЕТА  РОНГИНСКАЯ

Екатерина Айвазова, гример Театра музкомедии

Екатерина Айвазова: У нашей крови клубничный вкус

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» решил познакомить своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Одна из таких «невидимок» — Екатерина Айвазова, заведующая гримерным цехом Театра музкомедии, в котором она работает уже пять лет. Екатерина Айвазова по образованию актер драматического театра, но по профессии не успела поработать ни дня. Конечно, в первое время осваиваться в гримерном цехе было тяжело, потому что у нее не было опыта. Но желание учиться, совершенствоваться в мастерстве и огромный интерес помогли постепенно втянуться в работу.

Полина Фрадкина

Полина Фрадкина: Понимание музыки помогает ориентироваться в жизни

Пианистка Полина Фрадкина проведет в пресс-центре информационного агентства «Росбалт» лекцию «Музыка и эмоциональный интеллект. О пользе грусти». Она начала заниматься музыкой в пять лет, позже окончила Музыкальный лицей при Санкт-Петербургской консерватории, затем — Петербургскую консерваторию и аспирантуру, а также Академию музыки имени Рубина Тель-Авивского университета и Санкт-Петербургский Институт глубинной психологии. Сейчас Полина Фрадкина выступает как солирующая пианистка и лектор в России и за рубежом. Сотрудничает с современными композиторами, пишущими музыку специально для нее. Участвует в международных музыкальных фестивалях. Ее аудитория: от академических залов, таких как Капелла, Филармония и Концертный зал Мариинского театра, до арт-пространств, лофтов и джазовых клубов.

Елена Щелчкова

Елена Щелчкова: В обнаженке меня увлекает накал и незащищенность

В конце сентября 2019 года в арт-пространстве mArs на Марсовом поле, 3, состоялась выставка «Рисунки на обоях» Елены Щелчковой — художницы, создающей самобытную, загадочную и пронизанную темными лучами эротизма графику. Елена родилась в 1960 году в Зеленогорске, в литературной семье. Она была одаренным ребенком, с детства много читала и любила рисовать. Позже училась в Ленинградском художественно-графическом училище, попала в самое сердце петербургского андеграунда, подружилась с Олегом Котельниковым, Тимуром Новиковым и Владимиром Гооссом, за него она вышла замуж. Семья Щелчковых-Гоосс всегда привлекала к себе чуть ли не весь питерский андеграунд, а их дом стал одним из центров современной культуры.

Кадр из фильма "Грех" Андрея Кончаловского

В «Родине» — жаркий итальянский RIFF

До 8 декабря 2019 года в киноцентре «Родина» уже в шестой раз проходит Российско-итальянский кинофестиваль RIFF, самый крупный италоязычный кинофестиваль России. В этом году на RIFF в Петербурге представлена самая большая программа итальянских фильмов – 26 отборных премьер. Среди картин, которые нельзя пропустить: проект 2017 года «Чамбра» Мартина Скорсезе, мировая премьера которого состоялась на 70-м Каннском фестивале. Фильм был отобран от Италии претендентом в номинацию «Лучший фильм на иностранном языке» на 90-ю церемонию «Оскара», принимал участие в кинофестивале «Санденс», завоевал итальянский «Оскар» – премию «Давид ди Донателло» – и множество других наград.

Satori, Сергей Полунин

Просветление от Сергея Полунина

Сергей Полунин – имя широко известное не только в балетном мире. В этом можно было убедиться и совсем недавно: в городах России, в огромных залах — например, в Москве это был «Крокус Сити Холл» вместимостью до семи тысяч зрителей — прошел тур его программы «Сатори». А начался он в начале октября 2019 года представлением в петербургском БКЗ «Октябрьский», после чего танцовщики показали балет в шести городах России.

Дирижер Иван Демидов. Фото Daniel Biskup из личного архива Ивана Демидова.

Иван Демидов: Музыку, которой занимаюсь в данный момент, считаю лучшей на земле

Иван Демидов в 2009 году с отличием закончил теоретико-композиторское отделение Санкт-Петербургского музыкального училища имени Римского-Корсакова, а в 2014 году — Санкт-Петербургскую консерваторию имени Римского-Корсакова по классу оперно-симфонического дирижирования.

Он дирижировал в театре «Санкт-Петербург Опера» и в театре Санкт-Петербургской консерватории такими операми, как «Евгений Онегин» Чайковского, «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Паяцы» Леонковалло, а также многочисленными концертами симфонической музыки. Дирижировал оперой «Евгений Онегин» во время гастролей театра «Санкт-Петербургъ опера» в Ярославле (2014). С 2014 по 2017 год преподавал на кафедре оперной подготовки Санкт-Петербургской консерватории.