Владимир Богатырев: Отрадно быть причастным к воспитанию чувств

В ТЮЗе имени Брянцева 10 октября 2019 года состоится премьера спектакля «Время Ч», основанного на рассказах Антона Чехова, в которых фигурируют дети и родители. Режиссер спектакля – Владимир Богатырев, ученик Зиновия Корогодского, работающий в ведущих театрах страны, лауреат многочисленных премий. Для режиссера – это уже четвертая работа в петербургском ТЮЗе. Постановка «Время Ч» анализирует глубинные вопросы становления человека – роль семьи в формировании личности и ответственности каждого за наше будущее. Почему анекдотические рассказы Чехова оказываются философскими притчами, а спектакль несет в себе позитивный заряд – читайте в интервью «Петербургского авангарда» с Владимиром Богатыревым.
Режиссер Владимир Богатырев

7 октября 2019.

Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Владимир Александрович, Чехов писал: «Детям надо давать то, что годится для взрослых. Детской литературы я не признаю». Вы согласны с драматургом?

Абсолютно согласен. Наш мастер Зиновий Яковлевич Корогодский тоже не признавал необходимости существования какой-то специальной, усеченной литературы для детей. При этом способ подачи материала, несомненно, должен учитывать возрастную психологию зрителя.

Наш спектакль «Время Ч» расскажет взрослым о себе и о детях. Становление человека зависит от того, как мы воспитываем наших детей: до какого-то периода времени ребенок еще не осознает мир и не в состоянии собой управлять, в него влезает все, что его окружает — среда, улица, родители, друзья – все это воспитывает, формирует нейронные связи. Потом ребенок становится взрослым и начинает сам за себя отвечать. В спектакле мы анализируем, как человек формирует свою судьбу, став сознательным, и как детей формируют родители, окружение, среда.

Человеком не рождаются, а становятся — в каждом можно убить Моцарта, как говорил Экзюпери. Мы, взрослые, забываем о том, что сами были детьми, и даем детям далеко не то, что нужно давать. Хотелось бы, чтобы у нас получился спектакль-размышление. Для нас важно, чтобы зритель не только увидел интересную историю, а задумался о том, как каждый ведет себя, как сосуществует в мире с другими. Наша жизнь чаще всего такая несчастливая не потому, что нам кто-то мешает, а потому, что мы сами, будучи монстрами, воспитываем монстров. Мы привыкли обвинять общество — да, оно не идеальное, но кто составляет это общество? Мы сами. Мы пожинаем плоды собственного бытия, поэтому только в наших силах что-то исправить.

Многие писатели поднимали вопрос детства. Чем вас привлекает чеховское видение конфликта между миром детей и взрослых?

Я для себя открыл жесткого Чехова, сострадающего детям и беспокоящегося о воспитателях. В начале спектакля звучат цитаты из записных книжек писателя, и одна из первых цитат такая: «В детстве у меня не было детства». Чехов в 13 уже начал зарабатывать и кормить семью, отвечал за отца, сбежавшего от долгов в Москву. У Чехова была очень тяжелая судьба, это меня сильно взволновало. Я перечитал рассказы Чехова и по-новому взглянул на них: они оказались не комичными осколками, а глубокими произведениями на серьезные темы. Проблемы, поднимаемые Чеховым, — вечные. Конфликтный быт актуален как в восемнадцатом или девятнадцатом веке, так и сегодня.

Каким образом вы соединяете воедино различные рассказы Чехова?

Для того, чтобы различные рассказы соединялись, и для того, чтобы внимание было сосредоточено на главном, я попытался убрать подробности быта. Психологически — да, я хотел бы, чтобы существование было подробным, но совершенно в условных декорациях, без реквизита, чтобы все внимание было сосредоточено на взаимоотношениях людей. Я бы хотел извлечь из произведений Чехова вечные проблемы, которые могут происходить в любой среде – поэтому внешний мир условен: кубики, с которыми работают артисты, становятся и столом, и стулом, и деревом.

Я отталкиваюсь от того, что жизнь – игра, все люди играют определенные социальные роли – дочки, мамы, папы, мужа, начальника, подчиненного. Группа артистов на сцене тоже будет играть, представляя то взрослых, то детей. При этом кто-то по росту и индивидуальности должен играть папу, а он играет ребенка или наоборот. Все вариативно. Мы играючи строим свою жизнь: маленькие дети играют в свои маленькие игрушки, взрослые – в большие, ведь машина, дача, дом – тоже игрушки. Получается, что в малом есть большое, а в большом есть малое, казалось бы, дети и взрослые должны понимать друг друга, а между ними лежит огромная пропасть.

Мы хотели, чтобы взрослые помнили, что были детьми, а дети знали, что вырастут во взрослых, чтобы между ними было взаимопонимание, и одни уважали других. Счастье наше в наших руках. Мне бы не хотелось назидательного тона и ответов на вопросы, мне интересно поразмышлять на эти темы вместе со зрителем. Наш спектакль будет определенным зеркалом, в которое посмотрят взрослые и увидят себя.

Режиссер Владимир Богатырев

В части чеховских рассказов дети оказываются счастливыми носителями гармонии и целесообразности мира. В других – показаны с негативных сторон: например, как в «Зиночке», «Папаше». Автор все равно находится на стороне детей?

Дети становятся такими только по вине родителей и среды. Чехов говорил, что дети – чисты и невинны. Каждый должен постараться сделать из своего чада хорошего человека. Но прежде нам самим необходимо стать хорошими людьми. Рассказы о воспитании превращаются в рассказы о нашей жизни – до тех пор пока мы не научимся любить и поступать благородно, перестанем гоняться за меркантильным – бездуховных людей будет много. Мысль о том, что все заложено в генах – сомнительна, все зависит в первую очередь от того, «какого волка мы в себе кормим»: того, который озабочен меркантильным, или духовным.

Почти во всех рассказах Чехова дети – жертвы родительского настроения или произвола. С виду милые, хорошие взрослые оказываются монстрами. Ученая-нейропсихолог Татьяна Черниговская говорит о том, что мы — продукт того, что мы потребляем, причем своих детей мы тоже вовлекаем в это потребление. Круговорот бесконечен, но его можно разорвать. Сейчас я общаюсь со студентами и вижу, что приходит много безграмотных людей. Говорить, что они плохие — нельзя, их создала среда. За ребенка страшно: он приходит в мир, и мир начинает его ломать. Все рождаются гениями в разных профессиях, но почему-то мы это убиваем – родители заставляют или сам человек, когда способен отвечать за себя, выбирает не то, что ему нужно – в итоге мы имеем то, что имеем.

Воспитание – основа основ. Учителя должны быть той элитой, которая помогает родителям, тогда мы могли бы воспитать человека будущего. Школа – это не только постижение знаний, на это есть книги. Школа должна быть Храмом, недаром Чехов говорил, что учитель – это артист, творческая личность. Очень многое зависит от Учителя с Большой Буквы. Школа должна давать ростки к развитию. Многое в нашем образовании и культуре в корне неверно, хотя все в нашей власти. Мы затрагиваем вопросы воспитания, а упираемся в вечность.

Владимир Александрович, на какую аудиторию рассчитан спектакль?

Это семейный спектакль, с рейтингом «четырнадцать плюс», хочется, чтобы подростки приходили вместе с родителями. В спектакле постоянно сталкиваются высокое и низкое, вечность и быт. Для сопровождения выбрана музыка Шнитке, Каравайчука, песни Градского, романсы — все эти пазлы должны сложиться в многоголосицу и принести гармонию. Трагикомичность жизни, тонко подмеченная Чеховым, позволяет нарисовать определенную картину жизни человека.

В репертуаре ТЮЗа значится другой ваш спектакль, завоевавший любовь подростков — «Летучкина любовь». Что для вас значит работа в этом театре?

Я ценю, уважаю, люблю и помню ТЮЗ. «Время Ч» в чем-то соотносится со спектаклем на основе наблюдений за взрослыми и детьми, в котором я играл, – «Открытый урок. Взрослым о детях». Мне хотелось бы сделать определенный парафраз на спектакль Зиновия Яковлевича Корогодского: ТЮЗ был и остается моим родным домом, здесь столько прожито, почти шесть лет жизни. Работа в ТЮЗе — это возвращение к светлому и дорогому, началу моей профессиональной деятельности. Отрадно, когда ты причастен к воспитанию чувств и можешь наполнить жизнь молодых людей чем-то добрым и важным.

Режиссер Владимир Богатырев

ЕЛИЗАВЕТА  РОНГИНСКАЯ

фестиваль "Брасс-Осень"

Медная осень в романтических тонах

Гала-концертом «Романтика классики и джаза» 15 октября 2019 года в Северной столице завершился международный фестиваль медных духовых инструментов «Брасс-Осень». Он проходил с 11 октября при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга и фонда культурных проектов «Городу и миру». Концерты и мастер-классы для молодых музыкантов приняли красивейшие залы Невского проспекта – Капелла, Дворец Белосельских-Белозерских, Концертный зал РНБ на Фонтанке.

"Женитьба Бальзаминова" в театре "Мастерская"

«Грезы любви» в «Мастерской»

Новый сезон 2019-2020 годов петербургский театр «Мастерская» открыл в конце августа 2019 года спектаклем «Грезы любви, или Женитьба Бальзаминова», прошедшим проверку временем и вниманием поклонников. И на протяжении всей наступившей осени, интересной еще и тем, что театру только что исполнилось девять лет, эта постановка задает на его подмостках легкий, остроумный тон с примесью задумчивости.

Режиссер Владимир Богатырев

Владимир Богатырев: Отрадно быть причастным к воспитанию чувств

В ТЮЗе имени Брянцева 10 октября 2019 года состоится премьера спектакля «Время Ч», основанного на рассказах Антона Чехова, в которых фигурируют дети и родители. Режиссер спектакля – Владимир Богатырев, ученик Зиновия Корогодского, работающий в ведущих театрах страны, лауреат многочисленных премий. Для режиссера – это уже четвертая работа в петербургском ТЮЗе. Постановка «Время Ч» анализирует глубинные вопросы становления человека – роль семьи в формировании личности и ответственности каждого за наше будущее. Почему анекдотические рассказы Чехова оказываются философскими притчами, а спектакль несет в себе позитивный заряд – читайте в интервью «Петербургского авангарда» с Владимиром Богатыревым.

торжественный вечер в Театре эстрады

День рождения Театра эстрады

На сцене Театра эстрады имени Райкина 4 октября 2019 года состоялся торжественный вечер, посвященный 80-летию со дня основания театра. В этот день зал был переполнен. В ходе официальной части прозвучали поздравления руководству и коллективу театра от правительства и Законодательного собрания Санкт-Петербурга. А затем начался праздник!

цикл концертов «Музыка во всем» в РНБ

«Смышленые коты» ищут музыку во всем

Программой «Музыка, кино, театр, живопись», прошедшей 29 сентября 2019 года в Концертном зале Российской национальной библиотеки (набережная реки Фонтанки, 36), завершился цикл концертов «Музыка во всем», организованный Фондом культурных проектов «Городу и миру». Художественный руководитель проекта, петербургский композитор Ирина Вакуленко во вступительном слове определила прошедшую серию музыкальных программ как «концертный сериал».

Лендок

Лендок покажет «Фильмы без проката»

На киностудии «Лендок» (набережная Крюкова канала, 14) со 2 по 13 октября 2019 года будет проходить киномарафон фестивальных картин, многие из которых прогремели на конкурсах, завоевав главные призы, но не получили прокатной судьбы. Это — совместный проект единственной документальной киностудии России и фестиваля «Окно в Европу».