Виталий Манский: Враги народа сидят в Министерстве культуры

В Санкт-Петербурге завершается кинофестиваль «Артдокфест». До 12 декабря он проходит в Северной столице параллельно с московскими показами. Из-за цензуры конкурсную часть ранее перенесли за рубеж, на площадку Рижского международного кинофестиваля. Президент «Артдокфеста», режиссер Виталий Манский рассказал о съемках раннего Путина и о новом витке борьбы Мединского с фестивалем «Артдокфест».
режиссер Виталий Манский

11 декабря 2018.

Рубрика: Музеи / кино Театры / музыка. Тэги: .

Стараниями Минкульта ни один год у «Артдокфеста» и у вас как его президента не обходится без проблем. Нынешний, я так понимаю, не исключение?

Я только что прочел воспоминания рокеров о том, как они устраивали подпольные концерты на излете Советского союза. То есть тогда никто не знал, что это излет. Но реакция властей говорила о том, что страна близка к краху. Власть впадала в маразм: сотрудники КГБ ловили группу «Браво» и в текстах про кошек пытались найти антисоветскую риторику. Сейчас, к сожалению, Минкульт выполняет ту же роль дуста, который травит последнее живое в государстве. И все эти акции по отменам концертов и посадкам рэперов, по запретам фильмов — все это только приближает отнюдь не желанный мной момент разрушения. Хотя рушиться дальше особо некуда. Если и есть в России враги народа и враги государства, то это как раз люди, которые сидят в высоких кабинетах, в первую очередь в Министерстве культуры.

Вся эта борьба с «Артдокфестом» уже выглядит сюрреалистичной. Тем временем в Петербурге спокойно проходит фестиваль «Послание к человеку», где тоже регулярно показывают нашумевшие документальные картины. То есть противодействие «Артдокфесту» — это все-таки личная история?

Одну и ту же песню могла петь и запрещенная группа «Браво», и какое-нибудь официальное трио «Меридиан». Для государства важно, чтобы артисты были встроены в систему. Если ты встроен и подконтролен, тебе дают как бы лицензию или индульгенцию — действуй. Но эту лицензию в любой момент могут отозвать. Ты у них на крючке. Я никогда не перекидываюсь на своих коллег, но хочу сказать по факту, не называя имен: любой фестиваль, который финансирует Минкульт, на 100% зависит от этого финансирования. И если оно будет отключено, фестиваль исчезнет в тот же день. И Минкульту даже комфортно, чтобы существовали фестивали, которые допускают какую-то вольницу. Потому что вся эта вольница управляется одной кнопкой. А «Артдокфест» доказал, что ни на какой кнопке не находится. И даже если Мединский лично ляжет и попробует перекрыть вход в кинотеатр, его снесет толпа зрителей. Фестиваль же существует не потому что есть люди, которые хотят его проводить. А потому что есть авторы, которые снимают кино, и зрители, которые нуждаются в этом кино. И тут никакой министр культуры ничего не может сделать, пока у нас есть хоть и сжатое, стесненное и напуганное, но все же гражданское общество. Это как запретить секс в конце концов. Уже запрещали, в Советском союзе его не было. Но как-то мы с вами родились.

Госдума летом приняла закон «О господдержке кинематографии», который на самом деле ужесточает правила проведения фестивалей. Как это отразилось на вас?

Минкульт затеял историю с этим законом для того, чтобы установить абсолютный контроль над фестивалями как по сути последним легальным окном для актуального независимого кино в России. Я даже не стал бы называть это окном — больше похоже на форточку или даже какую-то щель в полу. Никто не скрывает, что закон по большому счету писался под «Артдокфест». Но наша непрофессиональная Госдума, не разобравшись, заодно устроила проблемы своим безобидным и дружественным киномероприятиям. Сейчас они пытаются все перестроить. Де юре закон принят, но-де факто у нас такое межзаконие. Должно быть введено лицензирование фестивальной деятельности, но критерии попадания в разрешенный список пока не определены.

В итоге «Артдокфест» открывается в момент законодательного вакуума и оказывается в самом невыгодном положении. Поэтому решено юридически проводить все не как фестиваль, а как прокат целого ряда фильмов, выстроенных в фестивальную программу. Показываем только картины, имеющие прокатные удостоверения. Для Петербурга это пройдет незаметно: мы здесь всегда показывали не всю программу, а некий дайджест. Но в Москве у нас культурная катастрофа: из 129 картин официальной программы на экранах города будет показано меньше половины. Точное число до сих пор неизвестно — режиссеры до последнего пытаются получить прокатные удостоверения.

Но все эти проблемы укрепляют нас и заставляют расширяться. Мы запустили онлайн-синематеку «Артдокмедиа» — по сути это архив альтернативного кино. Часть программы фестиваля мы будем показывать не в кино, а там. В том числе фильм закрытия, мою картину «Свидетели Путина». Мы поставили пять онлайн-сеансов на 12 декабря. Для интернета достаточно необычная форма: сеансы с четко ограниченным началом и концом, с ограниченным количеством мест в виртуальном кинозале. Вообще мы увидели, что настоящее кино сейчас начали снимать специально для интернета. У нас есть конкурс «Артдоксеть», мы с этого года сделали его вторым по статусу. В нем такие картины, как «Театральное дело» Екатерины Гордеевой и Романа Супера, «Возраст несогласия» и «Березовский — это кто?» Андрея Лошака, «1968. DIGITAL» Михаила Зыгаря.

Ваш фильм «Свидетели Путина» основан на хронике, снятой вами еще в 1999—2000 годах, во время работы на первой президентской кампании Путина. Что вы хотели сказать зрителю, демонстрируя эти кадры сейчас? Какой главный посыл?

Как только появляется фильм, как-то сопряженный с политикой, и зрители, и профессионалы сразу ставят вопрос: «С кем вы, мастера культуры?». Но я считаю, что документальное кино тем и ценно, что оно предлагает зрителю погрузиться в пространство, позволяющее ему самостоятельно анализировать те или иные вопросы. «Артдокфест» — это попытка объединить людей, а не вывести их на митинг или поставить на баррикады. Зритель должен почувствовать, что он не одинок в своих вопросах, в своих сомнениях, в своем желании разобраться на примерах, вызывающих доверие. Фильмы, которые дают однолинейную установку, мы на «Артдокфесте» не показываем. И я надеюсь, что «Свидетели Путина» — не такое кино.

Но там есть очень четко поставленный вопрос о степени ответственности каждого из нас за ту страну, в которой мы живем. Именно ответственности, потому что со времен пушкинского «Бориса Годунова» народ безмолвствует, полагая, что у него нет права на высказывание своей точки зрения. И пока мы безмолвствуем, небольшой круг людей правит нашей страной по собственному усмотрению. От которого мы становимся слишком зависимыми. Иногда это приводит к бесконфликтному разделению Чехии и Словакии, как при Вацлаве Гавеле. Иногда — к войне между сербами и хорватами, как при Милошевиче. Доверие лидерам — очень опасная вещь, в каком-то смысле об этом говорит и моя картина. Потому она и называется «Свидетели Путина», а не «Путин и команда».

Вы познакомились с Путиным, когда он только готовился стать президентом. Расскажите о своем первом впечатлении о нем?

Путин по-человечески производил адекватное впечатление. А может, он на тот момент еще и был в адеквате. Первые встречи оставили у меня достаточно позитивное ощущение. Думаю, оно продержалось недели две-три. И только потом стали возникать сомнения и вопросы.

Но окончательное решение сделать еще один фильм о тех событиях вы приняли только после 2012 года?

Я был уязвлен, оскорблен и унижен даже не тем, что Путин вернулся, а тем, как он вернулся. Это для меня перечеркнуло очень многое. Так нельзя поступать с собственным народом, это крайне неприлично. Когда я услышал про рокировку, про изменение Конституции, то понял, что Путин будет править 24 года. В России это вечность. Тогда я стал мысленно возвращаться к тем событиям, коим был свидетелем, вспоминать их. Какие-то вещи стали всплывать, и я подумал, не вернуться ли к этому материалу. А после начала войны на Украине и присоединения Крыма я понял, что просто обязан это сделать. И сделал.

Сейчас вы не жалеете, что сняли те первые фильмы для президентской кампании Путина?

Жалею.

Но это было слишком интересно, чтобы отказываться?

Мне это было, безусловно, очень интересно. С другой стороны, не сделай я эти фильмы, ничего не изменилось бы. Но вопрос в том, что каждый из нас, не совершая какого-то действия, допускает наступление на нашу свободу. И я тогда, особенно после появления сомнений, мог бы начать бить в колокола. Но я этого не сделал. Это воспроизводится уже в новом фильме.

Никита Михалков в недавнем интервью Юрию Дудю заявил, что может назвать Путина своим другом, хотя никогда у него ничего не просит…

Конечно, не просит. Эти дома и угодья сами как грибы после дождя вырастают. Как и эти бесчисленные миллионы на фильмы, которые никто не смотрит. Он просто просыпается, а деньги уже лежат. И бюджет его фильма равен всему бюджету российского кино. Как же он может попросить. Оно само. Как сказал Кадыров: «Аллах дает».

Да, но я, собственно, хотела спросить о возможности дружбы с кем-то из высших эшелонов власти. Вы вот с кем-то из Кремля общаетесь?

Конечно, но не буду говорить, с кем. Они знают, что я о них думаю. Я им так и говорю: «Ты нехороший человек». Но мы продолжаем общаться.

Была ли оттуда какая-то реакция на «Свидетелей Путина»?

Я думаю, в России реакция — это либо поздравление в программе «Время», либо некролог. Ни того, ни другого мы пока не видели. Поэтому будем считать, что реакции не было.

Можете себе представить, что снимете про Путина еще что-нибудь?

Он должен заслужить. Пока не заслужил.

Беседовала  СОФЬЯ  МОХОВА

Режиссер Владимир Богатырев

Владимир Богатырев: Отрадно быть причастным к воспитанию чувств

В ТЮЗе имени Брянцева 10 октября 2019 года состоится премьера спектакля «Время Ч», основанного на рассказах Антона Чехова, в которых фигурируют дети и родители. Режиссер спектакля – Владимир Богатырев, ученик Зиновия Корогодского, работающий в ведущих театрах страны, лауреат многочисленных премий. Для режиссера – это уже четвертая работа в петербургском ТЮЗе. Постановка «Время Ч» анализирует глубинные вопросы становления человека – роль семьи в формировании личности и ответственности каждого за наше будущее. Почему анекдотические рассказы Чехова оказываются философскими притчами, а спектакль несет в себе позитивный заряд – читайте в интервью «Петербургского авангарда» с Владимиром Богатыревым.

торжественный вечер в Театре эстрады

День рождения Театра эстрады

На сцене Театра эстрады имени Райкина 4 октября 2019 года состоялся торжественный вечер, посвященный 80-летию со дня основания театра. В этот день зал был переполнен. В ходе официальной части прозвучали поздравления руководству и коллективу театра от правительства и Законодательного собрания Санкт-Петербурга. А затем начался праздник!

цикл концертов «Музыка во всем» в РНБ

«Смышленые коты» ищут музыку во всем

Программой «Музыка, кино, театр, живопись», прошедшей 29 сентября 2019 года в Концертном зале Российской национальной библиотеки (набережная реки Фонтанки, 36), завершился цикл концертов «Музыка во всем», организованный Фондом культурных проектов «Городу и миру». Художественный руководитель проекта, петербургский композитор Ирина Вакуленко во вступительном слове определила прошедшую серию музыкальных программ как «концертный сериал».

Лендок

Лендок покажет «Фильмы без проката»

На киностудии «Лендок» (набережная Крюкова канала, 14) со 2 по 13 октября 2019 года будет проходить киномарафон фестивальных картин, многие из которых прогремели на конкурсах, завоевав главные призы, но не получили прокатной судьбы. Это — совместный проект единственной документальной киностудии России и фестиваля «Окно в Европу».

Lina Tur Bonet©Pablo F. Juárez

Лина Тур Бонет: Нужно читать партитуры, как чужие письма

На XXII фестивале EarlyMusic 2 октября 2019 года выступит прославленная испанская скрипачка Лина Тур Бонет со своим ансамблем MUSIca ALcheMIca и своей любимой программой: скрипичные сонаты Арканджело Корелли оп. 5 в ее исполнении признаны одной из лучших интерпретаций в мире. О барочном Риме, Корелли и собственном методе перехода с барочной скрипки на современную и обратно Лина Тур Бонет рассказала корреспонденту «Петербургского авангарда» в преддверии петербургской премьеры.

Послание к человеку

Итоги и призы «Послания к человеку»

XXIX международный фестиваль «Послание к человеку» подвел итоги. Кинофестиваль на протяжении многих лет удерживает лидирующее место среди российских киносмотров по количеству присланных заявок и географии участников. На отборочный тур было прислано более 3000 заявок из 98 стран. Для фестиваля были выбраны 70 из них. 20 сентября в Государственной Академической Капелле объявлены лучшие фильмы 2019 года.