Вадим Эйленкриг: Еще сыграем на Марсе

В Санкт-Петербурге стартовал Международный культурный форум (МКФ), и одним из самых ярких событий его программы станет джазовый фестиваль, который начнется 16 ноября. Под эгидой МКФ форум-фест Jazz Across Borders (JAB) проводится второй раз, его руководитель известный российский музыкант Игорь Бутман. На этой площадке встретятся молодые музыканты, живые легенды и профессионалы музыкальной индустрии со всего мира. Участник форум-феста, трубач-виртуоз Вадим Эйленкриг рассказал «Петербургскому авангарду» о джазовой части МКФ.
Вадим Эйленкриг

15 ноября 2018.
Текст: Андрей Гореликов. Фотографии предоставлены пресс-службой музыканта.
Рубрика: Литература Музеи / кино Стиль жизни Театры / музыка. Тэги: , , .

Расскажите, пожалуйста, о Jazz Across Borders. Каковы преимущества самого формата форум-феста?

В мире есть всего несколько подобных мероприятий: кажется, в Германии, точно — в Америке…  Туда приходят промоутеры, там заводятся знакомства, обсуждаются контракты. Особенно важны шоукейсы, где артисты показывают себя, а продюсеры ищут интересных артистов.

В России к этому добавятся мастер-классы, причем не только по игре на инструментах. Например, мой близкий друг и коллега, барабанщик Саша Машин будет на JAB спикером и расскажет о продвижении своего продукта в условиях дефицита финансирования. Эта тема, мне кажется, касается большинства музыкантов.

Лично мне форум-фест интересен как раз потому, что ожидаются продюсеры крупных европейских и мировых фестивалей, а мне хочется выйти на мировой рынок. Прекрасно, что еще несколько лет назад, чтобы показать себя мы летели в Нью-Йорк, а теперь это возможно в России. Мы, кстати, попали в основной карт шоукейса, что безумно приятно.

То есть в этом случае шоукейс — мероприятие не только для молодых начинающих джазменов?

Да, мне как раз показалось, что в основных шоукейсах будут известные музыканты, сделавшие себе имя в России. Теперь они, практически не выходя из дома, могут встретить промоутеров со всего мира.

Вадим Эйленкриг

Насколько я знаю, в Европе музыканты существуют часто за счет государственных грантов, а в США работают без подобной помощи извне. Видимо, несмотря на промоутеров, первый путь в России предпочтительнее?

Нет, в Америке есть, конечно, государственная поддержка. Джаз там считается национальным достоянием. Но, честно говоря, не могу сказать, какой из двух путей более правильный. Я за то, чтобы кому-то оказывали государственную поддержку. Но, если продукт настолько хорош, что за него голосуют рублем, это тоже правильно.

Иначе говоря, вы считаете, публика в России готова голосовать за джаз рублем?

Я могу привести самый простой пример: проект Вадим Эйленкриг никогда не имел ни государственной, ни частной поддержки — только раз мне помогли записать альбом, и то частично.

Тогда о продюсерах международного уровня: есть ли у русской культуры что предложить мировому джазу? А если нет, интересно ли миру очередное подражание американской музыке?

Знаете, если воспринимать джаз как би-боп шестидесятых годов, конечно, ехать в Петербург и показывать это бесполезно. Но если воспринимать джаз как живое, современное искусство двадцать первого века, если у тебя есть свои идеи и ты не играешь стандарты, копируя игру великих музыкантов, ты можешь себя показать.

Двадцать первый век — это век идей, и это применительно не только к музыке, но и к технологиям, искусству, бизнесу. Это время таких людей, как Илон Маск — великий мечтатель, который обещает сделать колонию на Марсе к 2025 году. Может, нам еще всем повезет, и мы сыграем джазовый концерт на Марсе. Ведь, если будет колония, там будет концертный зал, и российские музыканты обязательно поучаствуют в таком концерте.

Так что сегодня, если твой продукт отличается от того, чего на рынке и так избыток, он обязательно будет замечен. Воплощение идеи уже второй вопрос: хорошую идею всегда помогут воплотить.

Вадим Эйленкриг

Надо сказать, название «Джаз без границ» теперь звучит особенно актуально и остро. Не станут ли политические кризисы и новые границы помехой для продвижения идей?

Я стараюсь не следить за политическими кризисами. Уверен, что между людьми искусства кризиса не существует. Не могу представить двух людей искусства из разных точек мира, которые не нашли бы общий язык.

Но бывают экономические барьеры. Например, как в Великобритании, где в середине века не продавали почти американских джазовых пластинок, и в результате развитие джаза там было остановлено на долгие годы.

Мне кажется, сейчас совершенно другое время. Чтобы показать себя на рынке, не нужно стоять в очереди на звукозаписывающий лейбл. Чтобы все узнали о твоей записи, не обязательно обивать пороги на радио и на телевидении. Хороший продукт можно, по большому счету, сделать на коленке у себя дома, а затем загрузить в Глобальную Сеть. И если он интересен, тебя узнают, ты станешь популярным.

Понятно, что это время несет и определенные опасности — скажем, популярными также становятся люди, не имеющие мастерства. Но все же, я думаю, нельзя только за счет сиюминутных фишек поддерживать интерес к себе — по крайней мере, долго. В наш век в два клика доступна любая информация, включая и то, что делают твои коллеги в любой точке мира.

Но видимо, раз существует Международный культурный форум и джазовый фестиваль при нем, живое общение музыкантов так же важно?

Ну, конечно, живое общение — прекрасно. Гай Юлий Цезарь сказал, что все пути ведут в Рим. Я думаю, все-таки не все, но очень много. Уверен, что Jazz Across Borders – один из этих путей.

Гала-концерт по окончанию Jazz Across Borders – кажется, это первый случай, когда сцена Мариинки примет джазовый концерт?

Это касается только главной сцены. В этом году произошло уникальное событие — Международный день джаза в Петербурге. Его организовывает Херби Хэнкок и Институт джаза имени Телониуса Монка. Концерт транслируется в прямом эфире на множество стран. Раньше его проводили в Вашингтоне, Гаване, Париже, Осаке, Стамбуле. В 2018 он проходил на Новой сцене Мариинки. Выступали невероятные музыканты со всего мира: Хэнкок, Роберт Гласпер, Брэнфорд Марсалис и многие другие. Вела его Даяна Ривз, которая жутко коверкала мою фамилию — так и не выговорила. Мне было жутко приятно, что Игорь Бутман рекомендовал меня к выступлению, что Джон Бизли, директор концерта, одобрил меня. Я сыграл свои шестнадцать тактов, но для меня это был исторический, эпохальный момент — веха в моей карьере.

И все же, не кажется ли вам такие площадки, как Мариинский театр, излишне чопорными и академичными для джаза? Ведь он во многом остается клубной, камерной музыкой.

Спасибо за вопрос, вы мне подсказали, насколько универсален жанр, в котором я играю. Джаз — один из немногих видов искусства, который одинаково комфортно и уместно выглядит в филармонии, в маленьких клубах и даже на больших опен-эйрах, где сотни людей просто хорошо проводят время. Это внешнее подтверждение универсальности джаза.

Беседовал  АНДРЕЙ  ГОРЕЛИКОВ

Подробнее о программе МКФ и возможностях посетить интересующие события можно узнать на официальном сайте форума.

Андреас Ланэ

Андреас Ланэ: Игровой культуре в России помог бы новый «Тетрис»

14 февраля — не только день Святого Валентина, но и неофициальный и при этом широко отмечаемый в профессиональном мире День компьютерщика. 14 февраля 1946 года впервые был продемонстрирован первый работающий электронный компьютер ENIAC I (Electrical Numerical Integrator And Calculator). В честь всех причастных к празднику «Петербургский авангард» публикует интервью с Андреасом Ланэ — президентом Европейской федерации игровых архивов, музеев и проектов по сохранению игр (EFGAMP), одним из основателей Музея компьютерных игр в Берлине — первой в мире постоянной выставки цифровой интерактивной развлекательной культуры.

Лючия Ди Ламмермур

«Лючия ди Ламмермур» — шедевр романтического бельканто

В конце 2018 года в Мариинском театре состоялась премьера оперы Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур». В основе сюжета — романтическая трагедия Вальтера Скотта «Ламмермурская невеста». А сюжет этот, напоминающий «Ромео и Джульетту», меломелодраматичен: лорд Генри Эштон хочет выгодно выдать сестру за лорда Артура Бакло, в противном случае замок Эштона может вернуть себе сын его прежнего владельца Эдгар. Но Лючия влюблена в таинственного незнакомца, которым оказался тот самый Эдгар. Возлюбленный девушки должен уехать с поручением во Францию. Расставаясь, влюбленные клянутся в вечной любви (и, как обычно, в подобных случаях, жди скорой смерти).

картина Репина

Одно из крупнейших полотен Репина покидает Русский музей

Сегодня в Русском музее состоялся демонтаж картины Ильи Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения». Полотно размером четыре на восемь метров отправится на выставку в Третьяковскую галерею.

Георгий Штиль, фото Анны Глебовой

Георгий Штиль: Сергея Юрского, по сути, выгнали из Ленинграда

8 февраля в возрасте 83 лет ушел из жизни народный артист России Сергей Юрский. Причиной смерти актера стала остановка сердца. На протяжении двадцати лет он служил в петербургском Большом драматическом театре. Этот артист мыслил иначе, чем большинство, и раньше других понял, что происходит со страной и народом, вспоминает актер БДТ Георгий Штиль, который дал интервью корреспонденту Росбалта и рассказал, почему Юрский был вынужден покинуть Ленинград.

Премия Прорыв, офф-программа, Гамлет

Офф-программа премии «Прорыв»: Гамлет и Тутанхамон

Офф-программа театральной премии для молодых «Прорыв» приготовила для зрителя открытия, которые будут сделаны 1 и 2 марта 2019 года, накануне вручения самой награды — церемония запланирована на 4 марта. Каждый год премия представляет в Санкт-Петербурге яркие работы постановщиков из других регионов России. В этом году свои спектакли покажут два театра — новосибирский «Старый дом» и Псковский драматический театр.

актриса Надежда Шумилова

Надежда Шумилова: Стараюсь влюбиться в каждую роль

Таких актеров-старожилов, помнящих времена Зиновия Корогодского, в петербургском Театре юных зрителей, осталось двенадцать. Из их числа — актриса Надежда Шумилова, прекрасная, чуткая, восприимчивая, скромная и в то же время отчаянная, рисковая. Эти характеристики можно отнести к ней и как к человеку, и как к артистке. В конце января 2019 года Надежде Александровне исполнилось 65 лет. Корреспондент «Петербургского авангарда» поздравил актрису и побеседовал с ней о сюрпризах и превратностях актерской судьбы.