Вадим Эйленкриг: Еще сыграем на Марсе

В Санкт-Петербурге стартовал Международный культурный форум (МКФ), и одним из самых ярких событий его программы станет джазовый фестиваль, который начнется 16 ноября. Под эгидой МКФ форум-фест Jazz Across Borders (JAB) проводится второй раз, его руководитель известный российский музыкант Игорь Бутман. На этой площадке встретятся молодые музыканты, живые легенды и профессионалы музыкальной индустрии со всего мира. Участник форум-феста, трубач-виртуоз Вадим Эйленкриг рассказал «Петербургскому авангарду» о джазовой части МКФ.
Вадим Эйленкриг

15 ноября 2018.
Текст: Андрей Гореликов. Фотографии предоставлены пресс-службой музыканта.
Рубрика: Литература Музеи / кино Стиль жизни Театры / музыка. Тэги: , , .

Расскажите, пожалуйста, о Jazz Across Borders. Каковы преимущества самого формата форум-феста?

В мире есть всего несколько подобных мероприятий: кажется, в Германии, точно — в Америке…  Туда приходят промоутеры, там заводятся знакомства, обсуждаются контракты. Особенно важны шоукейсы, где артисты показывают себя, а продюсеры ищут интересных артистов.

В России к этому добавятся мастер-классы, причем не только по игре на инструментах. Например, мой близкий друг и коллега, барабанщик Саша Машин будет на JAB спикером и расскажет о продвижении своего продукта в условиях дефицита финансирования. Эта тема, мне кажется, касается большинства музыкантов.

Лично мне форум-фест интересен как раз потому, что ожидаются продюсеры крупных европейских и мировых фестивалей, а мне хочется выйти на мировой рынок. Прекрасно, что еще несколько лет назад, чтобы показать себя мы летели в Нью-Йорк, а теперь это возможно в России. Мы, кстати, попали в основной карт шоукейса, что безумно приятно.

То есть в этом случае шоукейс — мероприятие не только для молодых начинающих джазменов?

Да, мне как раз показалось, что в основных шоукейсах будут известные музыканты, сделавшие себе имя в России. Теперь они, практически не выходя из дома, могут встретить промоутеров со всего мира.

Вадим Эйленкриг

Насколько я знаю, в Европе музыканты существуют часто за счет государственных грантов, а в США работают без подобной помощи извне. Видимо, несмотря на промоутеров, первый путь в России предпочтительнее?

Нет, в Америке есть, конечно, государственная поддержка. Джаз там считается национальным достоянием. Но, честно говоря, не могу сказать, какой из двух путей более правильный. Я за то, чтобы кому-то оказывали государственную поддержку. Но, если продукт настолько хорош, что за него голосуют рублем, это тоже правильно.

Иначе говоря, вы считаете, публика в России готова голосовать за джаз рублем?

Я могу привести самый простой пример: проект Вадим Эйленкриг никогда не имел ни государственной, ни частной поддержки — только раз мне помогли записать альбом, и то частично.

Тогда о продюсерах международного уровня: есть ли у русской культуры что предложить мировому джазу? А если нет, интересно ли миру очередное подражание американской музыке?

Знаете, если воспринимать джаз как би-боп шестидесятых годов, конечно, ехать в Петербург и показывать это бесполезно. Но если воспринимать джаз как живое, современное искусство двадцать первого века, если у тебя есть свои идеи и ты не играешь стандарты, копируя игру великих музыкантов, ты можешь себя показать.

Двадцать первый век — это век идей, и это применительно не только к музыке, но и к технологиям, искусству, бизнесу. Это время таких людей, как Илон Маск — великий мечтатель, который обещает сделать колонию на Марсе к 2025 году. Может, нам еще всем повезет, и мы сыграем джазовый концерт на Марсе. Ведь, если будет колония, там будет концертный зал, и российские музыканты обязательно поучаствуют в таком концерте.

Так что сегодня, если твой продукт отличается от того, чего на рынке и так избыток, он обязательно будет замечен. Воплощение идеи уже второй вопрос: хорошую идею всегда помогут воплотить.

Вадим Эйленкриг

Надо сказать, название «Джаз без границ» теперь звучит особенно актуально и остро. Не станут ли политические кризисы и новые границы помехой для продвижения идей?

Я стараюсь не следить за политическими кризисами. Уверен, что между людьми искусства кризиса не существует. Не могу представить двух людей искусства из разных точек мира, которые не нашли бы общий язык.

Но бывают экономические барьеры. Например, как в Великобритании, где в середине века не продавали почти американских джазовых пластинок, и в результате развитие джаза там было остановлено на долгие годы.

Мне кажется, сейчас совершенно другое время. Чтобы показать себя на рынке, не нужно стоять в очереди на звукозаписывающий лейбл. Чтобы все узнали о твоей записи, не обязательно обивать пороги на радио и на телевидении. Хороший продукт можно, по большому счету, сделать на коленке у себя дома, а затем загрузить в Глобальную Сеть. И если он интересен, тебя узнают, ты станешь популярным.

Понятно, что это время несет и определенные опасности — скажем, популярными также становятся люди, не имеющие мастерства. Но все же, я думаю, нельзя только за счет сиюминутных фишек поддерживать интерес к себе — по крайней мере, долго. В наш век в два клика доступна любая информация, включая и то, что делают твои коллеги в любой точке мира.

Но видимо, раз существует Международный культурный форум и джазовый фестиваль при нем, живое общение музыкантов так же важно?

Ну, конечно, живое общение — прекрасно. Гай Юлий Цезарь сказал, что все пути ведут в Рим. Я думаю, все-таки не все, но очень много. Уверен, что Jazz Across Borders – один из этих путей.

Гала-концерт по окончанию Jazz Across Borders – кажется, это первый случай, когда сцена Мариинки примет джазовый концерт?

Это касается только главной сцены. В этом году произошло уникальное событие — Международный день джаза в Петербурге. Его организовывает Херби Хэнкок и Институт джаза имени Телониуса Монка. Концерт транслируется в прямом эфире на множество стран. Раньше его проводили в Вашингтоне, Гаване, Париже, Осаке, Стамбуле. В 2018 он проходил на Новой сцене Мариинки. Выступали невероятные музыканты со всего мира: Хэнкок, Роберт Гласпер, Брэнфорд Марсалис и многие другие. Вела его Даяна Ривз, которая жутко коверкала мою фамилию — так и не выговорила. Мне было жутко приятно, что Игорь Бутман рекомендовал меня к выступлению, что Джон Бизли, директор концерта, одобрил меня. Я сыграл свои шестнадцать тактов, но для меня это был исторический, эпохальный момент — веха в моей карьере.

И все же, не кажется ли вам такие площадки, как Мариинский театр, излишне чопорными и академичными для джаза? Ведь он во многом остается клубной, камерной музыкой.

Спасибо за вопрос, вы мне подсказали, насколько универсален жанр, в котором я играю. Джаз — один из немногих видов искусства, который одинаково комфортно и уместно выглядит в филармонии, в маленьких клубах и даже на больших опен-эйрах, где сотни людей просто хорошо проводят время. Это внешнее подтверждение универсальности джаза.

Беседовал  АНДРЕЙ  ГОРЕЛИКОВ

Подробнее о программе МКФ и возможностях посетить интересующие события можно узнать на официальном сайте форума.

Юрий Темирканов

«Площадь Искусств» под крылом Темирканова

Девятнадцатый международный фестиваль «Площадь Искусств» пройдет в этому году с 14 по 26 декабря и будет посвящен 80-летию выдающегося дирижера Юрия Темирканова. Публику ждет встреча с крупнейшими мастерами современности, среди которых — сам Юрий Темирканов, а также Марис Янсонс, Рудольф Бухбиндер, Гидон Кремер, Лейф Ове Андснес, Юрий Башмет, Денис Мацуев, Николай Луганский, Вадим Репин, Маттиас Гёрне, Камерный оркестр Concerto Köln, Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр филармонии и другие прославленные музыканты и коллективы.

режиссер Виталий Манский

Виталий Манский: Враги народа сидят в Министерстве культуры

В Санкт-Петербурге завершается кинофестиваль «Артдокфест». До 12 декабря он проходит в Северной столице параллельно с московскими показами. Из-за цензуры конкурсную часть ранее перенесли за рубеж, на площадку Рижского международного кинофестиваля. Президент «Артдокфеста», режиссер Виталий Манский рассказал о съемках раннего Путина и о новом витке борьбы Мединского с фестивалем «Артдокфест».

Денис Мацуев

Денис Мацуев и банда юных волшебников (фото)

Свое выступление знаменитый пианист Денис Мацуев анонсировал с нью-йоркских улиц за день до 5 декабря, пообещав слушателям классику и джаз, огромное количество сюрпризов, импровизацию, душевность и хорошее настроение. Однако к этому моменту почти все билеты и так уже были распроданы. Мацуевский «Джаз среди друзей» в БКЗ «Октябрьский» в представлении не нуждается – первый концерт с большим успехом состоялся в прошлом году.

Павел Сафонов

Павел Сафонов: Мольер не предал себя

На сцене Выборгского дворца культуры 8 и 9 декабря состоится петербургская премьера спектакля московского Театра Ленком — «Сны господина де Мольера» по пьесе Михаила Булгакова «Кабала святош». Премьера постановки собрала аншлаги, невиданные уже давно, а теперь и в Санкт-Петербурге билеты на «Сны господина де Мольера» стремительно разлетаются.

Андрей Носков

Андрей Носков: Я всегда обожал музыкальный театр

Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии готовит премьеру мюзикла «Девчонка на миллион», в основе которого – киносценарий известного советского фильма «Начальник Чукотки». Музыку к проекту написал актер и музыкант Максим Леонидов, который исполнит в нем одну из центральных ролей. Премьерные показы пройдут на сцене театра 8-10 февраля 2019 года. Над постановкой работает Андрей Носков – актер театра и кино, известный по работам на различных сценах Санкт-Петербурга – от ТЮЗа до БДТ, а с недавних пор освоивший еще и профессию режиссера. О новом спектакле, о фугах Баха и мюзикле Элтона Джона «Билли Эллиот» Андрей Носков рассказал в преддверии премьеры.

Русский музей, Карл Маркс

Путь марксизма: в хрустале, с Микки Маусом и Пушкиным (фото)

В этом году мир отметил 200-летний юбилей Карла Маркса, остающегося одним из самых значимых и ярких мыслителей не только XX века, но и всей мировой истории. Понятия «марксизм» и «марксисты» прочно укоренились, как некий маркер политических и социальных ориентиров, в разных поколениях. Русский музей в честь этого события подготовил большую и многогранную выставку «Карл Маркс навсегда», которую петербуржцы смогут посетить в течение всего декабря и новогодних каникул.