В Санкт-Петербурге состоится концерт к 85-летию Александра Городницкого

Александру Городницкому, автору более 400 песен, человеку, первым в мире рассчитавшему мощность океанической литосферы, исполнилось 85 лет. Похоже, к юбилею своего знаменитого уроженца Санкт-Петербург подготовился основательно: сегодня в Городском Дворце творчества юных пройдет встреча Городницкого с участниками I Международного фестиваля детского творчества «Все начинается с детства», посвященного как раз 85-летию поэта и ученого. А в субботу, 24 марта, в Концертном зале у Финляндского вокзала состоится творческий вечер и концерт юбиляра.
Александр Городницкий

23 марта 2018.
Беседовал Владимир Сергеев. Фото Татьяны Зайцевой.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

На следующий день, 25 марта, в Царском Селе откроется выставка «Атланты держат небо» в Историко-литературном музее и состоится творческая встреча в Пушкинском доме культуры. В понедельник, 26 марта, пройдет творческая встреча Александра Городницкого в Доме журналиста. «Петербургский авангард» узнал у Александра Моисеевича, как пройдет его юбилейный концерт, как рождаются стихи и куда он отправится в свободное от юбилейных мероприятий время.

У концерта в «Зале у Финляндского» будет какой-то особый торжественный статус? Официоз, утвержденная программа и список песен, согласованный сценарий?…

Никакого официоза. Никогда заранее не составляю программу, и в этот раз все будет, как и прежде. Я рад пришедшим людям, люблю разговор с аудиторией, всегда реагирую на записки из зала, содержащие не только вопросы, но и просьбы исполнить ту или иную песню, и учитываю эти пожелания. Хотя знаю, какой песней начну концерт и какой закончу. Вначале будет одна из моих первых песен «Снег», а в завершении — «Атланты», неофициальный гимн родного Питера, и это для меня — большая честь.

Ну да, «Снег» — песня лиричная и о Ленинграде, кстати. Многие Ваши поэтические строки проникновенны, а некоторые стали афоризмами. Такие, например, как «не страшно потерять уменье удивлять, но страшно потерять уменье удивляться» или «родство по слову порождает слово, родство по крови порождает кровь». Они родились легко или в творческих муках?

Спасибо за оценку. «Родство по слову порождает слово, родство по крови порождает кровь» — важные для меня строки. Как ни странно, они, как и другие важные для меня, появились сами по себе: сразу и без усилий. В этом и проявляется загадочный процесс творчества. Если я пишу стихи вообще, то это тяжело, и перечитывать иногда безрадостно, но в те минуты, когда появляется что-то настоящее, есть точное ощущение, что это не я, что я — антенна. Поэт и художник вообще — это Божья антенна, поэтому должен нести ответственность за творчество, он должен думать: как пишет, зачем и что значит написанное.

А неспешная прогулка по родному городу в этот приезд планируется? У Вас есть традиционный маршрут?

В Санкт-Петербурге у меня два любимых места, куда я иду в первую очередь: Васильевский остров и пушкинская Коломна. На Васильевском я родился и пережил блокаду, и у моей недавней книги есть заголовок «Воспоминания старого островитянина». А в Коломне я учился в школе, жил на набережной Мойки, и 17 лет работал в НИИ геологии Арктики на Мойке, 120. Эти 17 лет командировок и экспедиций на Север, где эгоисты не выживают, стали (кроме правильного и памятного родительского воспитания) хорошей жизненной школой…


Александр Городницкий — автор неофициального гимна Санкт-Петербурга «Атланты держат небо» и многих других песен и стихов. Наряду с Владимиром Высоцким, Булатом Окуджавой, Александром Галичем, Юрием Визбором является признанным классиком бардовской песни, стоявшим у истоков возникновения этого жанра.

В этом году, 20 марта, Александру Моисеевичу Городницкому исполнилось 85 лет. В детстве он пережил в Ленинграде первую блокадную зиму и эвакуацию в апреле 1942 года по Дороге жизни. Закончил Ленинградский горный институт имени Плеханова, защитил кандидатскую и докторскую диссертации и является доктором геолого-минералогических наук, известным российским ученым в области геологии и геофизики океана и заслуженным деятелем науки РФ.

Стихи Александр Городницкий начал писать еще в школе, а песни — в первых экспедициях. В 1967 году вышел первый сборник поэта — «Атланты». Сейчас он является автором более 50 книг стихов, песен и мемуарной прозы. С 1970 года возглавляет жюри Всероссийского фестиваля авторской песни памяти Валерия Грушина. Член Русского ПЕН-центра. В 1999 году стал первым лауреатом Государственной литературной премии имени Булата Окуджавы.

Александр Городницкий — автор нескольких документальных фильмов и сериалов, в числе которых цикл научно-популярных фильмов (42 серии) «Атланты. В поисках истины», который шел на канале «Культура» с 2003 по 2012 годы; фильм «В поисках идиша», признанный лучшим иностранным документальным фильмом в номинации «Культура» на Нью-Йоркском международном независимом киновидеофестивале фильм; фильм «Мой Питер», удостоенный Царскосельской художественной премии.

Точка доступа. Трехгоршковая опера

«Точка доступа» началась с мест общего пользования

Самый изысканный фестиваль, который всегда радует любого заядлого театрала, «Точка доступа» начался в Северной столице с приема в Social Club 19 июля и представлением в дамском туалете отеля Hilton ExpoForum 20 июля. Последовательность посещений одного и другого места отнюдь не свидетельствует о том, что прием был гастрономически провальным. Роскошный туалет гостиницы выбран для необычного представления — «Трехгоршковой оперы», которая никак не скомпрометировала себя местом действия.

Синие носы, ПроТоАрт

Александр Шабуров: Современное искусство — это симуляция творческой деятельности

В петербургском Манеже 21-22 июля пройдет «ПроТоАрт» — фестиваль современного искусства, организованный по принципу иммерсивного спектакля. Пространство Манежа трансформируется в город будущего, созданный по фантазиям Мондриана, в зданиях и на площадях которого будет представлена современная живопись, скульптура, музыка, видеоарт, механические объекты, инсталляции, а гости смогут принять участие в творческом процессе, поставив себя на место художника.

«ПротоАрт» предлагает большую перфомативную программу: тут будет и московский Театр.doc со спектаклем Всеволода Лисовского, и финский перформер Пиа Линди, и Джулиен Хамильтон, обладатель многочисленных наград Европейских театральных фестивалей, основоположник модного сейчас в Европе направления physical theatre, и перфоманс «Живые шахматы», в ходе которого люди станут фигурами на доске, а управлять ими будет компьютерная программа.

Гатчинский дворец

Гатчинский дворец — эпицентр искусства

Так случилось, что Гатчинский дворцово-парковый ансамбль относительно недавно — в 1985 году — последним из пригородных дворцов вновь стал музеем. А до Великой Отечественной войны это был крупнейший из пригородных музеев и лучший по собранию произведений искусства. Помимо дворца, это еще и уникальный парковый ансамбль. Уже несколько лет они он становится главным местом притяжения, благодаря проводимым праздникам и концертам open air. Начало положила замечательная «Ночь музыки», которая состоялась с 7 на 8 июля, а продолжился праздник «Опереттой-парком».

Безликие

Спецпрограмма «Точки доступа»: новая грань привычного

Спецпрограмма летнего фестиваля искусств «Точка доступа», который в четвертый раз пройдет в Санкт-Петербурге с 19 июля по 5 августа, включает проекты, которые многие зрители могли уже видеть. Это — иммерсивные и site-specific-спектакли, проекты, предлагающие зрителю новый опыт восприятия и коммуникации с пространством. В рамках фестиваля они предстанут в обновленном виде. Не смотря на то, что эти постановки уже не первый сезон идут на различных площадках, они не теряют своей актуальности и привлекательности. Их объединяет активная роль зрителя в действе.

Центр мультимедиа Русского музея

Шесть самых невероятных спектаклей лета

Летний фестиваль искусств «Точка доступа» в четвертый раз пройдет в Санкт-Петербурге с 19 июля по 5 августа. Это — уникальное международное событие в мире театра, современного искусства и паблик-арта. В его программу вошли иммерсивные и site-specific-спектакли, проекты, предлагающие зрителю новый опыт восприятия и коммуникации с пространством.

Как всегда, программа фестиваля условно делится на три части: собственные спектакли «Точки доступа», созданные силами организаторов, гастрольные спектакли и спецпрограмма. «Петербургский авангард» представляет шесть самых ярких постановок — собственных и гастрольных.

Иннокентий Волкоморов

Иннокентий Волкоморов: Хотим, чтобы наша публика развивалась вместе с нами

На площади Островского с 27 по 29 июля в четырнадцатый раз пройдет международный «Петроджаз». В 2017 году он стал самым востребованным российским джазовым фестивалем на открытом воздухе. В этом году представители десяти стран станут участниками трехдневной программы, причем не только музыканты, но и танцоры будут перенимать эстафету джазовых импровизаций.

В Санкт-Петербург едут более 25 коллективов из Аргентины, Дании, Испании, Германии, Израиля, Эстонии, Литвы, Латвии, России. Впервые участниками «Петроджаза» становятся музыканты из Норвегии, Болгарии, Аргентины и Республики Сербской. Хэдлайнерами станут не только иностранные коллективы, но и всемирно известный джазмен, руководитель Петербургской Джазовой филармонии Давид Голощекин.