В Санкт-Петербурге состоится концерт к 85-летию Александра Городницкого

Александру Городницкому, автору более 400 песен, человеку, первым в мире рассчитавшему мощность океанической литосферы, исполнилось 85 лет. Похоже, к юбилею своего знаменитого уроженца Санкт-Петербург подготовился основательно: сегодня в Городском Дворце творчества юных пройдет встреча Городницкого с участниками I Международного фестиваля детского творчества «Все начинается с детства», посвященного как раз 85-летию поэта и ученого. А в субботу, 24 марта, в Концертном зале у Финляндского вокзала состоится творческий вечер и концерт юбиляра.
Александр Городницкий

23 марта 2018.
Беседовал Владимир Сергеев. Фото Татьяны Зайцевой.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

На следующий день, 25 марта, в Царском Селе откроется выставка «Атланты держат небо» в Историко-литературном музее и состоится творческая встреча в Пушкинском доме культуры. В понедельник, 26 марта, пройдет творческая встреча Александра Городницкого в Доме журналиста. «Петербургский авангард» узнал у Александра Моисеевича, как пройдет его юбилейный концерт, как рождаются стихи и куда он отправится в свободное от юбилейных мероприятий время.

У концерта в «Зале у Финляндского» будет какой-то особый торжественный статус? Официоз, утвержденная программа и список песен, согласованный сценарий?…

Никакого официоза. Никогда заранее не составляю программу, и в этот раз все будет, как и прежде. Я рад пришедшим людям, люблю разговор с аудиторией, всегда реагирую на записки из зала, содержащие не только вопросы, но и просьбы исполнить ту или иную песню, и учитываю эти пожелания. Хотя знаю, какой песней начну концерт и какой закончу. Вначале будет одна из моих первых песен «Снег», а в завершении — «Атланты», неофициальный гимн родного Питера, и это для меня — большая честь.

Ну да, «Снег» — песня лиричная и о Ленинграде, кстати. Многие Ваши поэтические строки проникновенны, а некоторые стали афоризмами. Такие, например, как «не страшно потерять уменье удивлять, но страшно потерять уменье удивляться» или «родство по слову порождает слово, родство по крови порождает кровь». Они родились легко или в творческих муках?

Спасибо за оценку. «Родство по слову порождает слово, родство по крови порождает кровь» — важные для меня строки. Как ни странно, они, как и другие важные для меня, появились сами по себе: сразу и без усилий. В этом и проявляется загадочный процесс творчества. Если я пишу стихи вообще, то это тяжело, и перечитывать иногда безрадостно, но в те минуты, когда появляется что-то настоящее, есть точное ощущение, что это не я, что я — антенна. Поэт и художник вообще — это Божья антенна, поэтому должен нести ответственность за творчество, он должен думать: как пишет, зачем и что значит написанное.

А неспешная прогулка по родному городу в этот приезд планируется? У Вас есть традиционный маршрут?

В Санкт-Петербурге у меня два любимых места, куда я иду в первую очередь: Васильевский остров и пушкинская Коломна. На Васильевском я родился и пережил блокаду, и у моей недавней книги есть заголовок «Воспоминания старого островитянина». А в Коломне я учился в школе, жил на набережной Мойки, и 17 лет работал в НИИ геологии Арктики на Мойке, 120. Эти 17 лет командировок и экспедиций на Север, где эгоисты не выживают, стали (кроме правильного и памятного родительского воспитания) хорошей жизненной школой…


Александр Городницкий — автор неофициального гимна Санкт-Петербурга «Атланты держат небо» и многих других песен и стихов. Наряду с Владимиром Высоцким, Булатом Окуджавой, Александром Галичем, Юрием Визбором является признанным классиком бардовской песни, стоявшим у истоков возникновения этого жанра.

В этом году, 20 марта, Александру Моисеевичу Городницкому исполнилось 85 лет. В детстве он пережил в Ленинграде первую блокадную зиму и эвакуацию в апреле 1942 года по Дороге жизни. Закончил Ленинградский горный институт имени Плеханова, защитил кандидатскую и докторскую диссертации и является доктором геолого-минералогических наук, известным российским ученым в области геологии и геофизики океана и заслуженным деятелем науки РФ.

Стихи Александр Городницкий начал писать еще в школе, а песни — в первых экспедициях. В 1967 году вышел первый сборник поэта — «Атланты». Сейчас он является автором более 50 книг стихов, песен и мемуарной прозы. С 1970 года возглавляет жюри Всероссийского фестиваля авторской песни памяти Валерия Грушина. Член Русского ПЕН-центра. В 1999 году стал первым лауреатом Государственной литературной премии имени Булата Окуджавы.

Александр Городницкий — автор нескольких документальных фильмов и сериалов, в числе которых цикл научно-популярных фильмов (42 серии) «Атланты. В поисках истины», который шел на канале «Культура» с 2003 по 2012 годы; фильм «В поисках идиша», признанный лучшим иностранным документальным фильмом в номинации «Культура» на Нью-Йоркском международном независимом киновидеофестивале фильм; фильм «Мой Питер», удостоенный Царскосельской художественной премии.

Владимир Тюрин, рок-группа Астера

Владимир Тюрин: Запреты властей — это хороший пиар

Петербургская рок-команда «Астера» представляет в нашем городе один из самых интересных и красивых жанров альтернативной музыки — классический heavy metal. Сами музыканты называют свой стиль «Metal с добрым лицом». В 2018 году группа записала второй номерной альбом «Темный век» и в декабре презентовала его для своих поклонников. «Петербургский авангард» побеседовал с руководителем и гитаристом группы «Астера» Владимиром Тюриным о том, почему развитие и продвижение в России тяжелой музыки запаздывает по сравнению с Европой, в то время как рэп покоряет молодежь и телевидение.

Христос в темнице, предоставлено пресс-службой Манежа

Христос в ГУЛАГе

На выставке в петербургском Манеже умудрились создать странный синтез голливудского хоррора с русским севером. Есть в русском искусстве такое потрясающее явление, как деревянная скульптура XVII—XIX веков, иногда называемая «пермской» — по тому региону, где собраны, кажется, лучшие ее образцы. Пермская скульптура печальна и даже трагична. Как правило, это Христос, сидящий в темнице. Измученный. Окровавленный. В терновом венце. Ждущий казни и размышляющий о том, почему же его оставил Отче.

Светлана Лаврецова, директор ТЮЗа

Светлана Лаврецова: Детские театры должны быть в приоритете

Санкт-Петербургский ТЮЗ имени Брянцева входит в 2019 год с невероятным количеством планов и параллельно готовящихся премьер. Большое здание театра напоминает улей: тут и репетиции, и елки, и детские спектакли в течение дня, рядом с театром шумит новогодняя ярмарка с музыкой, веселыми коробейниками, катком. А вечером сюда идут взрослые зрители. В эти новогодние дни корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с директором ТЮЗа Светланой Лаврецовой.

дирижер Владимир Беглецов

В Петербургской филармонии состоится концерт к 55-летию Владимира Беглецова

В среду, 23 января (20:00), в Большом зале Петербургской филармонии имени Шостаковича (Михайловская улица, 2) состоится юбилейный концерт к 55-летию дирижера, заслуженного артиста России Владимира Беглецова. В программу включены сцены и арии из оперы Николая Римского-Корсакова «Снегурочка», а также оратория Сергея Прокофьева «На страже мира» на стихи Самуила Маршака для чтеца, солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра.

Фантазии Фарятьева в Приюте комедианта

«Фантазии Фарятьева» вне времени и пространства

Потери в театре трагичны как нигде: слишком ярко освещены подмостки, слишком много людей их видят. Уход из жизни драматурга Аллы Соколовой — огромная утрата для ее коллег по цеху и для преданной публики. Премьера ее «Фантазий Фарятьева» состоялась 21 декабря 2018 года, на следующий день после того, как стало известно о смерти автора, отчего постановка приобрела еще более пронзительное звучание. Впрочем в спектакле театра «Приют комедианта» трагическое тесно переплетено с комическим, смех со слезами, преходящее с вечным, что и отличает талантливые и глубокие произведения от остальных, быть может, тоже имеющих свой смысл.

Алексей Васильев, Сказ про Федота-стрельца

Алексей Васильев: У артиста должна быть гражданская позиция

Алексей Васильев пока мало известен широкой публике, хотя к своим 39 годам успел поработать во многих театрах Северной столицы и сняться в нескольких фильмах. Человек бескомпромиссный и ищущий, он не стал связывать свою жизнь ни с одним театральным коллективом, уйдя на «вольные хлеба». По словам Алексея, все в его жизни происходит случайно, хотя у стороннего наблюдателя по этому поводу возникают сомнения. Закончив школу с серебряной медалью, он с первого раза поступил в театральный вуз и завершил обучение с красным дипломом. А это редко кому удается сделать случайно!