Томас Азир: самое главное в жизни — это делиться настоящим

23-й Международный фестиваль SKIF прошел на Новой сцене Александринского театра две недели назад. За хедлайнером — культовой группой Goblin — несколько потерялись остальные участники: берлинский дуэт CEEYS, британцы Blurt, Lau Nau из Финляндии, белорус Егор Забелов и другие. «Петербургский аванград» много лет поддерживает проекты ЦСИ имени Сергея Курёхина, и на этот раз корреспонденту агентства удалось в общей суматохе фестиваля не проглядеть очень неординарное и интересное выступление молодого нидерландского исполнителя Томаса Азира. Судя по реакции аудитории, его уже ждут здесь снова. Сразу после окончания своего очередного европейского тура Томас дал интервью нашему корреспонденту.
Томас Азир

5 июня 2019.
Фото: Екатерина Аболмасова. Текст: Александра Афонина.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , .

Это ваше первое выступление в России, но, судя по надписи на вашей майке, вы для нас далеко не посторонний.

Два года назад я уже должен был выступать в Петербурге и Москве, но концерты тогда сорвались. Помню, ужасно расстроился, но все равно прилетел, просто посмотреть страну. «Кино» я люблю давно, они оказали на меня большое влияние — это очень важная отсылка. Когда в этот раз Наташа Падабед, промоутер фестиваля, рассказала, что в Петербурге есть блошиный рынок, я, конечно, захотел что-нибудь с символикой группы, и, наконец, нашел майку с Цоем. А еще мне подарили «Чёрный альбом» группы «Кино» на пластинке! Вот это — просто невероятно здорово…

Томас Азир

Занятно такое слышать. Кого-то еще из русских исполнителей знаете? Да и вообще, кого можете отметить из тех, кто на вас повлиял? Кого слушаете?

После последнего посещения Петербурга пытаюсь знакомиться с музыкой Земфиры. Что касается влияния — много разного, это не только музыка, многое — из кино или поэзии. Из того, что слушаю, мне нравятся Скотт Уокер, Серж Генсбур, Рой Орбисон, Portishead, но это далеко не все. У меня есть подборка музыки на Spotify, называется The Nightside Of The Earth…

Будете смеяться, стриминг в России есть, а Spotify — нет…

Да? В этом листе вы найдете Ника Кейва, the Cure, Джони Митчелл, Cigarettes After Sex, Боуи, Cocteau Twins, Pulp, Леонарда Коэна, Fleetwood Mac… И перед каждым концертом мы запускаем подборку наших любимых песен.

Очень интересный набор. Придется теперь спросить, где и как вы выросли?

Я родился в Нидерландах, но у моих родителей была сильная связь с Индией — это было что-то вроде коммуны. Так что мы ездили в Индию часто и надолго пока я был маленьким, и детство у меня поэтому было очень необычное. А когда мне исполнилось десять, мы переехали на север Голландии, где, кроме зеленых полей, нет ничего. Как вы, наверное, знаете, Голландия расположена ниже уровня моря, так что ты живешь практически на морском дне. До школы мне было добираться час на велосипеде, и каждая такая поездка была, в сущности, уроком минимализма. Бесконечные зеленые поля, какие-нибудь коровы или овцы — и горизонт. По пути я слушал музыку, а когда началась эпоха пиратства, мне стало ее попадаться очень много разной. От болгарской фолк-музыки до Wu-Tang Clan из Нью-Йорка, Боуи и Sex Pistols, и очень много джаза и классики. Я слушал все. Это были хорошие путешествия, совмещенные с уроками музыки.

Томас Азир

А вы можете определить ваш жанр? Ваша музыка очень разнообразная, песни отличаются по стилю в пределах одного альбома, и от пластинки к пластинке, видны разные влияния… На вашем выступлении тоже было понятно, что это — смесь, но смесь чего именно?

На самом деле, не могу — я сам постоянно меняюсь, как и все люди. Поэтому иногда так трудно определить, кто ты на самом деле. Люди сейчас любят иметь очень четкий ответ на вопрос, кто они, а я думаю, что это невозможно. Потому что понять, что именно с тобой происходит, можно, только оглядываясь назад. Но эту неопределенность и двойственность жизни я и нахожу интересной. Поэтому я принимаю перемены и хочу меняться в соответствии с ними настолько, насколько смогу. Сегодня не нужно четкого ответа, чтобы определить себя — мир не черно-белый, кажется даже, что, в зависимости от твоей точки зрения, существуют разные реальности. Мне нравятся контрасты, и не мне давать музыке определения, моя главная задача — исполнять ее вживую и продолжать трансформироваться. Я думаю, жизнь заставляет нас думать, что мы все время должны все контролировать, а я как раз ищу музыку, которая позволяет мне перестать это делать.

А что скажете насчет ваших концертов?

Мне нравятся живые выступления. Это — тот самый момент, когда можно отключить контроль, и, когда вы попадаете на концерт, вы — у меня дома, я могу показать его вам, могу дать вам почувствовать себя уютно — или наоборот. Именно здесь живет подлинное самовыражение — а не в социальной сети, картинке или фильме. Оно происходит здесь и сейчас, и прожить это по-настоящему можно всего один раз.

В Петербург вы привезли ваш новый альбом Raven on the First Floor. Он не похож на предыдущие.

Это первый альбом, который я записал в Амстердаме, где я живу с августа прошлого года. Я работал с моим другом, экспериментальным гитаристом Obi Blanche — он привнес в альбом необузданный гитарный звук, который я искал.

Томас Азир

Надо сказать, все ваше выступление публике очень понравилось, организаторы завалены благодарностями. Как вам реакция и прием?

Если честно, это счастье, что наконец-то получилось выступить. Очень много времени и организационных усилий уходит на попытки пробиться, и визы с нашей стороны получить трудно — нужно очень хотеть выступить в России, чтобы даже пытаться. А я действительно давно стучался в эту дверь. Замечательно, что это наконец получилось с фестивалем SKIF. Мне понравился фестиваль: у него смелая программа, которая дает голос экспериментальному искусству — как российскому, так и иностранному.

Ну, другого шанса узнать о вас у российской публики почти не было, может быть, только если случайно набрести на видео в интернете.

Кажется, сейчас есть фанатское сообщество «ВКонтакте», но его ведут из Минска.

Томас Азир

Похоже на старые времена, когда музыка из-за рубежа — правда, совсем по другим причинам — в нашу страну не попадала. Хотя, надо сказать, ее и сейчас недолюбливают.

Да. Именно поэтому тогда так важна была группа «Кино». Вообще я не верю, что можно ненавидеть страну и людей, которые в ней живут. Надеюсь, мы намного более цивилизованные. Мне интересно делиться — выступлением, беседой, эмоциями — чем-то настоящим. Я думаю, это намного ценнее сейчас чем все то, что мы видим в интернете.

Вообще, российским исполнителям и самим пробиться к зрителю непросто, традиционные каналы заняты теми, кто уже известен, некоторые популярны еще со времен Цоя. Остальные пробиваются через соцсети.

Я не очень люблю соцсети, речь ведь о музыке — полагаю, вы больше поймете, слушая ее, чем глядя на мой профиль в Instagram. В остальном — у нас все очень похоже на то, что вы описываете. Видимо, решив стать независимым, я сделал свой выбор. У меня есть свой лейбл, Hylas, мы сами выпускаем музыку и организуем свои туры. Это как подниматься по лестнице вместо того, чтобы воспользоваться лифтом — команда у меня маленькая, мы продвигаемся медленно, шаг за шагом, но кажется, что так — более правильно и честно. То, что можно делать это по своим правилам, вдохновляет, и я благодарен всем, кто меня поддерживает. Идея внезапно прославиться никогда меня не привлекала, мне кажется, многие идеи, связанные с успешной музыкальной карьерой, очень ностальгические. А жизнь, как у типичной рок-звезды, мне совсем не интересна.

Томас Азир

Но я вижу массу комментариев к вашим видео на YouTube из серии «как же я не знал об этом раньше?», а кто-то вообще нашел вас только потому, что какой-то из ваших треков был использован в рекламе Yves Saint Laurent… Это-то как получилось?

Они ко мне подошли очень рано утром после одного концерта в Париже, мне кажется, их привлекла энергия на сцене, и им понравилось.

Что в ближайших планах?

Мы провели полтора месяца в туре, вот только вернулись, а теперь я планирую работать над новыми записями.

Очевидный вопрос — как скоро ждать вас снова в России?

Здесь многое зависит не от меня, а от того, видели ли выступление организаторы концертов, от их интереса — покажется ли им, что оно соберет зал. Я иногда удивляюсь — люди приезжают из России на мои концерты в Париже или Нидерландах, и я, конечно, был бы рад выступать у вас, но это вопрос организации. Кстати, я очень люблю русский язык и мне нравится идея спеть что-нибудь по-русски. Будем надеяться, осенью получится к вам приехать.

Томас Азир

Я вижу, вы очень старались до нас достучаться, и все было против вас. Но все же получилось.

Вообще, последние пять лет я получаю массу сообщений из России с просьбами у вас выступить, и очень печально объяснять, что одного моего желания тут мало. У меня небольшая команда, а это — сложная задача, предполагающая участие местных организаторов. Европейские лейблы, как правило, сфокусированы на своих странах, продвигать музыку у вас им не интересно. Поэтому в моем случае работает сарафанное радио — все началось с того, что я выразил желание у вас появиться. Если кому-то музыка понравилась, появляется эмоциональная вовлеченность, и с этим можно работать дальше. Но это — медленный процесс, и совсем не так просто, как насобирать много лайков в социальных сетях. Наконец-то получилось, и то, что фестиваль SKIF стал таким позитивным опытом для всех участников, значит, что здесь есть основание, на котором можно построить что-то большее.

Спасибо вам за ответы и за потрясающий концерт. Очень жалко, что его не увидело больше зрителей, я думаю, в будущем в России их у вас будет очень много.

Беседовала АЛЕКСАНДРА АФОНИНА

Юлия Галкина

Юлия Галкина: Люди всегда интереснее, чем оконная фурнитура и дореволюционный паркет

В декабре в издательстве «Бомбора» вышла книга «Истории домов Петербурга, рассказанные их жителями». Ее написали краевед Максим Косьмин, который известен подписчикам в Инстаграме как maax_sf и журналистка Юлия Галкина, автор телеграм-канала fake empire. Фотографом выступил Антон Акимов, работавший над аналогичной книгой про московские дома. «Петербургский авангард» встретился с Юлией Галкиной, чтобы поговорить о книге, которую спустя месяц после ее выхода уже едва найдешь в книжных, о жителях домов, встречающих журналистов едва ли не со сковородкой, и о городе, где каждый район — это почти отдельный мир.

Виктор Косаковский

Ты меня больше не любишь!

Петербургский режиссер-документалист Виктор Косаковский не получит Оскар в этом году — его картина «Акварель» не попала в шорт-лист. В феврале на Берлинале он покажет новый фильм «Гунда», снова снятый на 96 кадров секунду (быстрее, чем «Хоббит»). По мнению режиссера, скоро все кинематографисты перейдут на этот стандарт скорости изображения. Автор «Петербургского Авангарда» рассказывает, как менялось отношение режиссера к герою и куда его приведет новая технология.

Рождество и Новый год

Театральные проводы 2019 года

Многие петербуржцы наверняка захотят провести 31 декабря 2019 года в приятной атмосфере театров, которые приготовили для взрослых и маленьких зрителей новогоднее меню на любой вкус — и веселое, и музыкальное, и романтичное, и задумчивое. Это касается не только больших залов и площадок, расположенных в центре города и всегда выглядящих респектабельно и празднично. Спальные районы Петербурга уже давно не отстают в стремлении к культурному и интеллектуальному досугу и не желают делать расслабляющий перерыв даже в главный праздник года.

Татьяна Семенова, реквизиторский цех Театра музыкальной комедии

Татьяна Семенова: Принесенные мной стаканы семь лет «работают» на сцене

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» знакомит своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Татьяна Семенова заведует реквизиторским цехом. Профессия реквизитора – одна из немногих в театре, которую не преподают ни в одном учебном заведении. Этому можно научиться только на месте. Главное – желание и хороший пример перед глазами.

Михаил Шемякин

Пикассо в диалоге с Шемякиным

До 5 апреля 2020 года в выставочном центре Михаила Шемякина на Садовой улице проходит необычная экспозиция — «Шемякин. Пикассо. Веласкес. Картины как модели. История трансформаций». Это еще один из способов великого художника современности совместить в познании мира и себя два подхода — научный и артистический. Мастера разных жанров и искусств обращаются к работам своих предшественников, чтобы получить вдохновение, воздать должное великому творцу или переосмыслить оригинал, а возможно — превзойти его. Обычно каждая индивидуальная реакция на старое произведение искусства представляет собой синтез намерений художника: зафиксировать, интерпретировать и учиться.

Костюмеры женской стороны. В центре - Маринэлла Лукинская

Маринэлла Лукинская: Артисты – существа не от мира сего

«Петербургский авангард» предлагает своим читателям историю Маринэллы Лукинской, заведующей женским костюмерным цехом Театра музыкальной комедии Петербурга. Мы продолжаем цикл интервью представителей театральных профессий, которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музкомедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице.