«Терем-квартет»: Мурашка — главный критерий в музыке

Самый яркий инструментальный коллектив в России «Терем-квартет», создавший необычное и увлекательное музыкальное направление кроссовер, собирает на берегах Невы претендентов на «Золотую мурашку». С 22 октября в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга (набережная Мойки, 20) начнется V Международный музыкальный турнир «Терем Кроссовер». Он, как Ноев ковчег, берет на борт самых разнообразных исполнителей, играющих на классических, а подчас — необычных и редких, музыкальных инструментах. И эта музыка не укладывается ни в один формат или стиль. «Терем Кроссовер» — это всегда захватывающее приключение, которое преподносит сюрпризы и открытия, стирая границы музыкальных направлений и даже стран.
Терем-квартет

15 октября 2018.

Рубрика: Стиль жизни Театры / музыка. Тэги: , .

Корреспонденту «Петербургского авангарда» удалось побеседовать с музыкантами «Терем-квартета» Андреем Константиновым (домра) и Андреем Смирновым (баян) — вдохновителями и организаторами музыкального турнира — о том, какими творческими качествами должны обладать участники «Терем Кроссовера», об импровизации в творчестве и жизни.

Андрей Константинов и Андрей Смирнов

Буквально две недели осталось до гала-концерта, на котором вы вручите эксклюзивный приз — «Золотую мурашку» в виде солнца и денежную премию — победителю. Но до того, как это случится, жюри должно будет послушать и оценить всех участников турнира. А они настолько не похожи друг на друга, что поневоле задумаешься: как выбрать лучшего?

Андрей Константинов: Наш коллектив с самого начала расширял свое музыкальное пространство, залезал на территорию симфонической музыки, балетной, вокальной и так далее. Долго думая, мы пришли к главному критерию оценки — он выражен в гран-при «Золотая мурашка». Она же олицетворяет и солнце, и восходящую звезду, она же выразитель того, что нас волнует.

Самой важной является способность музыканта будоражить сердце слушателя. Поэтому у турнира есть не только профессиональное жюри — мы еще принимаем во внимание мнение публики. На бесплатные прослушивания всегда приходит много поклонников инструментальной музыки, которых мы просим голосовать. Гран-при вручается тем музыкантам, которые произвели неизгладимое впечатление и на жюри, и на слушателей: то есть победитель понравился и профессионалам, и любителям.

Но вообще мы выработали пять основных критериев, которые принимают все члены жюри. Во-первых, наличие кроссовера — это значит, что исполнители используют разные стили с оправданной художественной целью. Во-вторых — профессионализм, в-третьих — артистизм, в-четвертых — искусство аранжировки и ансамблевой игры, в-пятых — глубокое содержание исполняемого материала.

Андрей Смирнов: Пятый критерий — особенно важен, потому что поставлен самой жизнью. Как ансамблю выжить и быть интересным в течение многих лет, играть инструментальную музыку на протяжении двухчасового концерта и удержать внимание публики? Только содержанием!

Выступления должны быть интересными, а это значит, что каждое исполняемое произведение становится ярким событием со своей интригой, динамикой и неожиданными поворотами. Произведение — это бурный поток, который должен подхватить публику и втянуть в себя вместе с музыкантами…

…«Терем-квартет» однажды выступал в Швейцарии, в ЦЕРНе, где расположен коллайдер. Мы играли для физиков, и наши русские ученые после концерта заявили: «Мы все понимаем, знаем все про атомы, энергии и поля, но что именно в музыке заставляет бегать мурашки по человеческому телу, почему это происходит — не можем объяснить». Вот так возникла идея «мурашки». Она стала для нас одним из главных показателей исполнительского искусства. Мурашка не зависит от теорий, стиля или концепций — она либо есть, либо нет.

Какие музыканты, открытые на турнире «Терем Кроссовер», сейчас широко известны и популярны?

Андрей Константинов: Первым победителем стал японский коллектив Hide-Hide. В 2010 году они выиграли первую премию и тур по городам России. Теперь они постоянно приезжают в нашу страну, их регулярно приглашают на разные фестивали. Мы с ними иногда встречаемся в Японии.

В том же 2010 году третье место заняло латвийское The Cello Trio Melo-M.

Петербургский «Квинтет четырех» тоже продолжает успешно жить. С этим коллективом вышло забавно: они сыграли на первом-втором туре, единогласным решение жюри их допустили к третьему туру, но они выбыли… Один из музыкантов — виртуоз-балалаечник Георгий Нефедов, игравший в составе коллектива, — подошел к нам и сказал, что у «Квинтета четырех» нет произведений на третий тур. Поэтому победила группа Only Just, тоже очень талантливые ребята. Потом все-таки «Квинтет четырех» еще раз принял участие и стал лауреатом «Терем кроссовера».

Вообще, благодаря турниру, в Санкт-Петербурге побывали более 500 музыкантов из 30 стран Европы, Азии и Америки.

Понятно, что сейчас многие музыканты работают на стыке жанров, экспериментируют. Но «Терем-квартет» был пионером в кроссовере. Тяжело вам дался этот путь?

Андрей Константинов: «Терем-квартет» родился 32 года назад и сразу же начал очень активную жизнь, несмотря на то, что мы не попадали ни в один жанр или стиль: эстрадники сказали, что мы слишком классичны, классики заявили, что мы слишком народны, а народники — что чересчур эстрадны. Мы открыли новый жанр, создавая произведения, сочетающие классический подход с народным, на основе сочинений любимых композиторов. А самый любимый сочинитель «Терем-квартета» — Петр Ильич Чайковский. У нас ему посвящены целые музыкальные фантазии.

Надо сказать, что нам очень везло с самого начала: после первого же выступления нашего коллектива нам удалось попасть на Всесоюзный конкурс артистов эстрады. К тому времени нашему квартету едва исполнилось три месяца. Второй тур конкурса проходил в Ленинграде, а в жюри входили такие известные артисты, как Эдуард Хиль, Эдита Пьеха и другие. На третий тур мы поехали в Москву, где нас слушали и оценивали Алла Пугачева, Иосиф Кобзон. Про нас сразу же заговорили, мы появились на телевидении — в 1987 году играли на всесоюзном новогоднем «Огоньке». Но именно тогда обозначилась наша проблема: «Терем-квартет» не вписывался в рамки определенных форматов.

В 1988 году в Россию приезжал немецкий телеканал ZDF, который снимал нас, когда мы играли «Барыню» на Дворцовой площади, возле Александрийской колонны. Тогда же «Терем-квартет» появился в репортаже телепрограммы «600 секунд» Александра Невзорова. Правда он говорил, что это жуткое кощунство — играть на балалайках в центре Санкт-Петербурга. Второй раз мы привлекли внимание «600 секунд» совершенно случайно, когда в помещении, где мы репетировали, нашли клад. Съемочная группа подъехала к крыльцу, а мы уже встречали их исполнением народной песни «Когда бы имел златые горы…». Вот так, практически мгновенно, мы стали известными…

И сразу после этого началось победное шествие «Терем-квартета» по другим городам, странам и континентам?

Андрей Константинов: В 1990-е годы мы больше гастролировали за рубежом. Начиная с 2000-х годов мы больше времени проводим в России. Как ни странно, в просвещенной Европе стали значительно меньше выделять денег на культуру. Например, если раньше в каждом городке Италии был фестиваль, проводимый за счет муниципалитета, и они приглашали музыкальные коллективы со всего мира, то сейчас этого нет. Тем не менее мы бываем за рубежом и выступаем с разными оркестрами на концертах и фестивалях.

И на протяжении всей нашей жизни мы периодически встречали и встречаем такие музыкальные коллективы, которые, как и мы, находятся между жанров, вне стилей. И таких групп очень много. Поэтому у нас родилась идея «Терем-фестиваля» — первый был организован в 2004 году. Потом он переродился в турнир «Терем Кроссовер».

Терем-квартет

«Терем-квартет» — вполне успешный коллектив, очень известный, востребованный, любимый публикой. Зачем таким маститым музыкантам, в принципе, заниматься конкурсами? Какова цель турнира «Терем Кроссовер»?

Андрей Константинов: Мы создали такой музыкальный форум, на который могут приехать музыканты со всего мира, пробующие новые направления. Они могут показать себя и посмотреть на других. Это очень важно не только для них, но и для нас всех! Конкурс позволяет понять, что творится в современной музыке здесь и сейчас, как она развивается, что родилось нового в нашем мире.

А в состав жюри входят известные музыканты и организаторы концертов, авторитетные продюсеры из России, Европы, Азии, США. В этом году среди них: управляющий директор японской концертной ассоциации «Мин-Он» Хисао Кондо; директор немецкой компании Saron Music GmbH Иван Тан; вокалист и битбоксер Тобиас Хуг, самый харизматичный экс-участник легендарного британского ансамбля The Swingle Singers; один из лучших виолончелистов мира Борислав Струлев; ярчайший джазовый исполнитель Андрей Кондаков, а также сам «Терем-квартет». Таким образом молодые исполнители могут найти своих антрепренеров и менеджеров. Да и слушатели не в накладе — все мероприятия нашего турнира бесплатны. Только на гала-концерт, который пройдет 26 октября, мы продаем билеты. При этом на сайте конкурса будет проходить интернет-трансляция.

Терем-квартет

Санкт-Петербург очень нас поддерживает в материальном плане, и мы бесконечно благодарны городскому правительству за это. Нам кажется, что городу необходимы такие музыкальные события, как «Терем Кроссовер». К тому же ведь именно город на Неве является родиной концертной балалайки — здесь 130 лет назад состоялось первое выступление «Кружка любителей игры на балалайках» под руководством Василия Андреева. С этого начался триумфальный успех инструмента в России и Европе, что и сегодня подтверждают многие участники «Терем Кроссовера». Теперь только наша культурная столица организовывает такой представительный форум для неформатных музыкантов. И нам бы хотелось, чтобы больше частных инвесторов проявляли интерес к нашему турниру.

Андрей Смирнов: Я добавлю, что в современном музыкальном пространстве музыканты, как правило, делятся на известных солистов, которые выступают с самыми знаменитыми оркестрами мира, и на крупные симфонические коллективы или хоры. Но ансамбли малых форм — трио, квартеты и тому подобное — остаются, как правило, за пределами этой большой сцены, им трудно пробиться. Именно для этих исполнителей, в основном, предназначен турнир «Терем Кроссовер». Для них мы предоставляем возможность заявить о себе, найти талантливого и грамотного менеджера. Турнир «Терем Кроссовер» открывает и дарит миру молодых, талантливых и виртуозных музыкантов.

Беседовала ЮЛИЯ ИВАНОВА

Игорь Шибанов, актер ТЮЗа, из личного архива

Игорь Шибанов: театр, театр и еще раз театр

Народный артист России Игорь Шибанов отмечает юбилей 14 сентября 2019 года. Обаятельный, с легкостью импровизирующий, глубокий и нестандартно мыслящий актер служит в ТЮЗе имени Брянцева с 1964 года. Выдающийся ученик Зиновия Корогодского к своему 75-летию — корифей труппы и любимец зрителей. За время работы в ТЮЗе артист сыграл более 90 ролей. Вспомним вошедшие в летопись театра художественные образы Игоря Шибанова, каждый из которых являет крупицу удивительного дарования артиста.

джазовый фестиваль "Большой джем", пресс-служба

Чудеса «Большого Джема» в Сестрорецке

В минувшие выходные, 7 и 8 сентября 2019 года, прошел пятый юбилейный джазовый фестиваль «Большой Джем», который ежегодно считается самым продолжительным джазовым openair-джемом в мире. Этот семейный фестиваль открыл свои двери в историческом центре Сестрорецка — на территории культурного креативного пространства «Петровский арсенал», где два дня звучал высококлассный джаз. Более 22 тысяч гостей фестиваля порадовал бесплатный вход и созданные организаторами лаундж-зоны. Все детские и спортивные зоны фестиваля работали абсолютно бесплатно, чтобы каждый желающий мог беспрепятственно все попробовать и во всем поучаствовать.

Мертвые души. Фото Юлии Смелкиной предоставлено пресс-службой Театра Ленсовета

Мертвые души: Поэма застоя

В апреле этого года в Театре имени Ленсовета состоялась премьера по поэме «Мертвые души» и другим текстам Николая Васильевича Гоголя. Режиссер постановки — Роман Кочержевский, уже получивший за спектакль «Золотой софит» в номинации «За лучший режиссерский дебют». Эта постановка ни на что не похожа – в прямом, изначальном смысле этих слов. Она не претендует на что-то чрезвычайное, из ряда вон, и ее выразительные средства напоминают те, что публика видит на других сценических площадках города. Но нет! отличия огромные.

Диорама Блокада Ленинграда

Ленинград — это Мы. Ленинград — это Я

На сцене театра «Суббота» 7 и 8 сентября 2019 года состоялись первые показы спектакля «872 дня. Голоса блокадного города». Премьера была приурочена к 75-й годовщине освобождения Ленинграда от блокады 1941-1944 годов. На основе «Блокадной книги» Алеся Адамовича и Даниила Гранина, текстов и дневников Лидии Гинзбург, Дмитрия Лихачева, Ирены Дубицкой, Геннадия Гора, Павла Зальцмана, Татьяны Великотной, Веры Берхман и других очевидцев труппа театра создала совершенно особый спектакль, который необходимо увидеть всем петербуржцам от мала до велика. В спектакле заняты артисты Софья Андреева, Иван Байкалов, Анна Васильева, Владислав Демьяненко, Марина Конюшко, Анастасия Резункова, Екатерина Рудакова, Григорий Сергеенко, Снежана Соколова, Оксана Сырцова, Григорий Татаренко, Владимир Шабельников, Дарья Шиханова, Кристина Якунина.

Блокадный хлеб, фото Военно-медицинского музея

В городе проходят мероприятия в память о жертвах Блокады Ленинграда

В воскресенье, 8 сентября (12.00), в городе на Неве проходя публичные чтения списков погибших в Ленинграде во время блокады 1941-1944 годов. К акции Дня памяти присоединились: Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Музей Анны Ахматовой, Капелла, Дом журналиста, Дом актера, Театр “Балтийский дом”, Театр имени Ленсовета, Музей Достоевского, Российская национальная библиотека, библиотека Маяковского и ее филиалы, Библиотека Гоголя и многие другие площадки (более 30), список которых постоянно расширяется.

Светлана Лаврецова

Светлана Лаврецова: 98-й сезон ТЮЗа будет очень насыщенным

Санкт-Петербургский театр юных зрителей открывает сезон 1 сентября 2019 года, в унисон со школьниками, празднующими День знаний. Театр живет активной жизнью, являясь частью культурного наследия Санкт-Петербурга. Новый, 98-й, сезон будет наполнен премьерами, гастролями и грандиозными международными фестивалями. Директор ТЮЗа Светлана Лаврецова в интервью «Петербургскому авангарду» подвела итоги предыдущего года и поделилась планами на следующий. Она рассказала, какие премьеры запланированы в ТЮЗе и в каких городах спектакли театра можно будет посмотреть.