«Терем-квартет»: Мурашка — главный критерий в музыке

Самый яркий инструментальный коллектив в России «Терем-квартет», создавший необычное и увлекательное музыкальное направление кроссовер, собирает на берегах Невы претендентов на «Золотую мурашку». С 22 октября в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга (набережная Мойки, 20) начнется V Международный музыкальный турнир «Терем Кроссовер». Он, как Ноев ковчег, берет на борт самых разнообразных исполнителей, играющих на классических, а подчас — необычных и редких, музыкальных инструментах. И эта музыка не укладывается ни в один формат или стиль. «Терем Кроссовер» — это всегда захватывающее приключение, которое преподносит сюрпризы и открытия, стирая границы музыкальных направлений и даже стран.
Терем-квартет

15 октября 2018.

Рубрика: Стиль жизни Театры / музыка. Тэги: , .

Корреспонденту «Петербургского авангарда» удалось побеседовать с музыкантами «Терем-квартета» Андреем Константиновым (домра) и Андреем Смирновым (баян) — вдохновителями и организаторами музыкального турнира — о том, какими творческими качествами должны обладать участники «Терем Кроссовера», об импровизации в творчестве и жизни.

Андрей Константинов и Андрей Смирнов

Буквально две недели осталось до гала-концерта, на котором вы вручите эксклюзивный приз — «Золотую мурашку» в виде солнца и денежную премию — победителю. Но до того, как это случится, жюри должно будет послушать и оценить всех участников турнира. А они настолько не похожи друг на друга, что поневоле задумаешься: как выбрать лучшего?

Андрей Константинов: Наш коллектив с самого начала расширял свое музыкальное пространство, залезал на территорию симфонической музыки, балетной, вокальной и так далее. Долго думая, мы пришли к главному критерию оценки — он выражен в гран-при «Золотая мурашка». Она же олицетворяет и солнце, и восходящую звезду, она же выразитель того, что нас волнует.

Самой важной является способность музыканта будоражить сердце слушателя. Поэтому у турнира есть не только профессиональное жюри — мы еще принимаем во внимание мнение публики. На бесплатные прослушивания всегда приходит много поклонников инструментальной музыки, которых мы просим голосовать. Гран-при вручается тем музыкантам, которые произвели неизгладимое впечатление и на жюри, и на слушателей: то есть победитель понравился и профессионалам, и любителям.

Но вообще мы выработали пять основных критериев, которые принимают все члены жюри. Во-первых, наличие кроссовера — это значит, что исполнители используют разные стили с оправданной художественной целью. Во-вторых — профессионализм, в-третьих — артистизм, в-четвертых — искусство аранжировки и ансамблевой игры, в-пятых — глубокое содержание исполняемого материала.

Андрей Смирнов: Пятый критерий — особенно важен, потому что поставлен самой жизнью. Как ансамблю выжить и быть интересным в течение многих лет, играть инструментальную музыку на протяжении двухчасового концерта и удержать внимание публики? Только содержанием!

Выступления должны быть интересными, а это значит, что каждое исполняемое произведение становится ярким событием со своей интригой, динамикой и неожиданными поворотами. Произведение — это бурный поток, который должен подхватить публику и втянуть в себя вместе с музыкантами…

…«Терем-квартет» однажды выступал в Швейцарии, в ЦЕРНе, где расположен коллайдер. Мы играли для физиков, и наши русские ученые после концерта заявили: «Мы все понимаем, знаем все про атомы, энергии и поля, но что именно в музыке заставляет бегать мурашки по человеческому телу, почему это происходит — не можем объяснить». Вот так возникла идея «мурашки». Она стала для нас одним из главных показателей исполнительского искусства. Мурашка не зависит от теорий, стиля или концепций — она либо есть, либо нет.

Какие музыканты, открытые на турнире «Терем Кроссовер», сейчас широко известны и популярны?

Андрей Константинов: Первым победителем стал японский коллектив Hide-Hide. В 2010 году они выиграли первую премию и тур по городам России. Теперь они постоянно приезжают в нашу страну, их регулярно приглашают на разные фестивали. Мы с ними иногда встречаемся в Японии.

В том же 2010 году третье место заняло латвийское The Cello Trio Melo-M.

Петербургский «Квинтет четырех» тоже продолжает успешно жить. С этим коллективом вышло забавно: они сыграли на первом-втором туре, единогласным решение жюри их допустили к третьему туру, но они выбыли… Один из музыкантов — виртуоз-балалаечник Георгий Нефедов, игравший в составе коллектива, — подошел к нам и сказал, что у «Квинтета четырех» нет произведений на третий тур. Поэтому победила группа Only Just, тоже очень талантливые ребята. Потом все-таки «Квинтет четырех» еще раз принял участие и стал лауреатом «Терем кроссовера».

Вообще, благодаря турниру, в Санкт-Петербурге побывали более 500 музыкантов из 30 стран Европы, Азии и Америки.

Понятно, что сейчас многие музыканты работают на стыке жанров, экспериментируют. Но «Терем-квартет» был пионером в кроссовере. Тяжело вам дался этот путь?

Андрей Константинов: «Терем-квартет» родился 32 года назад и сразу же начал очень активную жизнь, несмотря на то, что мы не попадали ни в один жанр или стиль: эстрадники сказали, что мы слишком классичны, классики заявили, что мы слишком народны, а народники — что чересчур эстрадны. Мы открыли новый жанр, создавая произведения, сочетающие классический подход с народным, на основе сочинений любимых композиторов. А самый любимый сочинитель «Терем-квартета» — Петр Ильич Чайковский. У нас ему посвящены целые музыкальные фантазии.

Надо сказать, что нам очень везло с самого начала: после первого же выступления нашего коллектива нам удалось попасть на Всесоюзный конкурс артистов эстрады. К тому времени нашему квартету едва исполнилось три месяца. Второй тур конкурса проходил в Ленинграде, а в жюри входили такие известные артисты, как Эдуард Хиль, Эдита Пьеха и другие. На третий тур мы поехали в Москву, где нас слушали и оценивали Алла Пугачева, Иосиф Кобзон. Про нас сразу же заговорили, мы появились на телевидении — в 1987 году играли на всесоюзном новогоднем «Огоньке». Но именно тогда обозначилась наша проблема: «Терем-квартет» не вписывался в рамки определенных форматов.

В 1988 году в Россию приезжал немецкий телеканал ZDF, который снимал нас, когда мы играли «Барыню» на Дворцовой площади, возле Александрийской колонны. Тогда же «Терем-квартет» появился в репортаже телепрограммы «600 секунд» Александра Невзорова. Правда он говорил, что это жуткое кощунство — играть на балалайках в центре Санкт-Петербурга. Второй раз мы привлекли внимание «600 секунд» совершенно случайно, когда в помещении, где мы репетировали, нашли клад. Съемочная группа подъехала к крыльцу, а мы уже встречали их исполнением народной песни «Когда бы имел златые горы…». Вот так, практически мгновенно, мы стали известными…

И сразу после этого началось победное шествие «Терем-квартета» по другим городам, странам и континентам?

Андрей Константинов: В 1990-е годы мы больше гастролировали за рубежом. Начиная с 2000-х годов мы больше времени проводим в России. Как ни странно, в просвещенной Европе стали значительно меньше выделять денег на культуру. Например, если раньше в каждом городке Италии был фестиваль, проводимый за счет муниципалитета, и они приглашали музыкальные коллективы со всего мира, то сейчас этого нет. Тем не менее мы бываем за рубежом и выступаем с разными оркестрами на концертах и фестивалях.

И на протяжении всей нашей жизни мы периодически встречали и встречаем такие музыкальные коллективы, которые, как и мы, находятся между жанров, вне стилей. И таких групп очень много. Поэтому у нас родилась идея «Терем-фестиваля» — первый был организован в 2004 году. Потом он переродился в турнир «Терем Кроссовер».

Терем-квартет

«Терем-квартет» — вполне успешный коллектив, очень известный, востребованный, любимый публикой. Зачем таким маститым музыкантам, в принципе, заниматься конкурсами? Какова цель турнира «Терем Кроссовер»?

Андрей Константинов: Мы создали такой музыкальный форум, на который могут приехать музыканты со всего мира, пробующие новые направления. Они могут показать себя и посмотреть на других. Это очень важно не только для них, но и для нас всех! Конкурс позволяет понять, что творится в современной музыке здесь и сейчас, как она развивается, что родилось нового в нашем мире.

А в состав жюри входят известные музыканты и организаторы концертов, авторитетные продюсеры из России, Европы, Азии, США. В этом году среди них: управляющий директор японской концертной ассоциации «Мин-Он» Хисао Кондо; директор немецкой компании Saron Music GmbH Иван Тан; вокалист и битбоксер Тобиас Хуг, самый харизматичный экс-участник легендарного британского ансамбля The Swingle Singers; один из лучших виолончелистов мира Борислав Струлев; ярчайший джазовый исполнитель Андрей Кондаков, а также сам «Терем-квартет». Таким образом молодые исполнители могут найти своих антрепренеров и менеджеров. Да и слушатели не в накладе — все мероприятия нашего турнира бесплатны. Только на гала-концерт, который пройдет 26 октября, мы продаем билеты. При этом на сайте конкурса будет проходить интернет-трансляция.

Терем-квартет

Санкт-Петербург очень нас поддерживает в материальном плане, и мы бесконечно благодарны городскому правительству за это. Нам кажется, что городу необходимы такие музыкальные события, как «Терем Кроссовер». К тому же ведь именно город на Неве является родиной концертной балалайки — здесь 130 лет назад состоялось первое выступление «Кружка любителей игры на балалайках» под руководством Василия Андреева. С этого начался триумфальный успех инструмента в России и Европе, что и сегодня подтверждают многие участники «Терем Кроссовера». Теперь только наша культурная столица организовывает такой представительный форум для неформатных музыкантов. И нам бы хотелось, чтобы больше частных инвесторов проявляли интерес к нашему турниру.

Андрей Смирнов: Я добавлю, что в современном музыкальном пространстве музыканты, как правило, делятся на известных солистов, которые выступают с самыми знаменитыми оркестрами мира, и на крупные симфонические коллективы или хоры. Но ансамбли малых форм — трио, квартеты и тому подобное — остаются, как правило, за пределами этой большой сцены, им трудно пробиться. Именно для этих исполнителей, в основном, предназначен турнир «Терем Кроссовер». Для них мы предоставляем возможность заявить о себе, найти талантливого и грамотного менеджера. Турнир «Терем Кроссовер» открывает и дарит миру молодых, талантливых и виртуозных музыкантов.

Беседовала ЮЛИЯ ИВАНОВА

Дмитрий Пимонов

Дмитрий Пимонов: Фантазию творца ограничить невозможно

Дмитрий Пимонов — разносторонне одаренный человек и талантливый хореограф, начавший свой творческий путь со Школы-студии Ленинградского мюзик-холла. Он танцевал в Городском театре Лахти (Финляндия), сотрудничал с Компанией неоклассического танца Каталонии (Испания), с Академией танца Фернанды Каноссы (Португалия), Балетной труппой казино и телевидения острова Мадейра, работал в Театре танца «Эри» (Финляндия). В 2010 году он окончил Академию Русского балета имени Вагановой по специальности хореограф. Дипломной работой Дмитрия Пимонова стала музыкально-хореографическая сюита по мотивам сказки Гофмана «Шелкунчик и Мышиный король» — совместный спектакль Академии Вагановой и Нового японского филармонического оркестра в Suntory Hall (Токио).

Юрий Мамин

Юрий Мамин: Деньги на фильм мне дали питерские бандиты

В современной России у кинематографистов, отказывающихся обслуживать интересы власти, нет никаких перспектив, считает режиссер Юрий Мамин. Из России в США на прошлой неделе вместе с супругой актрисой Людмилой Самохваловой уехал известный кинорежиссер, автор культовых фильмов «Праздник Нептуна», «Фонтан» и «Окно в Париж» Юрий Мамин. Перед отъездом в интервью «Росбалту» он рассказал о причинах своего решения и о том, как устроена российская киноиндустрия.

Алла Шелест, с сайта Мариинского театра

Алла Шелест – трагическая фигура русского балета

Алла Яковлевна Шелест. Великая Алла Шелест. В этом году поклонники русского балета отмечают ее столетие. Легенды ходили об ее уникальном прыжке, шаге, стремительных вращениях. Но главное – она обладала неповторимым даром создания глубокого образа. Только так она подходила к каждой из станцованных ею партий. Масштаб личности балерины отражался в масштабе ее сценических образов. Ее можно назвать великой драматической и трагедийной актрисой. И сама она – трагическая фигура русского балета. Беда заключалась в отсутствии вокруг подлинной художественной жизни.

Борис Березовский

Горячий февраль Бориса Березовского

В Большом зале Петербургской филармонии февраль 2019 года выдался на редкость интересным. Состоялось несколько событийных концертов. «Петербургский авангард» посетил некоторые из них и решил рассказать своим читателям. Начнем с последнего — на сцене Большого зала выступил знаменитый пианист Борис Березовский, редкий гость в Санкт-Петербурге.

Марина Колдобская, предоставлено художницей

Марина Колдобская: Фрики украшают жизнь

Художник и журналист Марина Колдобская окончила ЛВХПУ имени Веры Мухиной. Входит в состав Товарищества «Свободная культура» и Культурного Европарламента. Марина Колдобская известна как участница первой в России женской арт-группы «Я люблю тебя, Жизнь!» (1991) и организатор женской арт-группы «Любимые люди» (1995).

ТЮЗ, режиссер Елизавета Бондарь

Во всем есть музыка

На Малой сцене Санкт-Петербургского Театра юных зрителей оперный режиссер Лиза Бондарь поставила драматический спектакль по повести известного писателя, обладателя множества литературных премий Евгения Водолазкина «Близкие друзья». Премьера постановки состоялась 6 марта, а 7 марта состоится второй показ. Приглашение на постановку в ТЮЗ молодого режиссера из Москвы Елизаветы Бондарь можно отнести к новаторству и поискам нового пути в разговоре с современным зрителем.