Татьяна Семенова: Принесенные мной стаканы семь лет «работают» на сцене

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» знакомит своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Татьяна Семенова заведует реквизиторским цехом. Профессия реквизитора – одна из немногих в театре, которую не преподают ни в одном учебном заведении. Этому можно научиться только на месте. Главное – желание и хороший пример перед глазами.
Татьяна Семенова, реквизиторский цех Театра музыкальной комедии

27 декабря 2019.
Текст: Дина Калинина. Фотографии предоставлены пресс-службой Театра музыкальной комедии.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

По словам Татьяны Семеновой, ее главный учитель в этой профессии – Нина Павловна Новосельская, которая возглавляла реквизиторский цех в Большом театре кукол, где началась карьера героини нашего интервью. Нина Павловна была уникальным специалистом: из балетного училища пришла на должность костюмера в Кировский театр, где проработала несколько лет, оказавшись в итоге в БТК. Татьяна Семенова признается, что бесконечно любит театр, и считает, что это очень важно для ее профессии.

Татьяна, в какой момент увлечение театром переросло в профессию?

Очень быстро. Разочаровавшись в работе пионервожатой, которую успела попробовать после училища, я стала обзванивать по справочнику все театры города с вопросом: «Нет ли рабочих вакансий?». Когда дозвонилась в Театр кукол (а в этот момент я даже не подозревала о его существовании – никогда в нем не была), услышала, что требуется работник гардероба. Я спросила: «Когда выходить?» — и на следующий день уже приехала оформлять документы. Через три месяца меня перевели в реквизиторский цех.

В Большом театре кукол я впервые столкнулась с теми, кто казался почти небожителями. Очень хорошо помню первую встречу с Александром Аркадьевичем Белинским, который в те годы был главным режиссером театра. В один из первых дней работы в реквизиторском цехе пришлось мне трясущимися руками пришивать ему пуговицу. При этом в те годы атмосфера в театре кукол, впрочем, как и сегодня, была очень домашней. Это всегда был театр-дом. Для меня тоже. Здесь я встретила будущего мужа…

Реквизит к спектаклю Страна улыбок в Театре музыкальной комедии

Сколько лет вы служите в Театре музыкальной комедии?

В Театре музыкальной комедии я работаю уже семнадцать лет. Пришла, когда выпускали спектакль «Дорога в Нью-Йорк». А первый мой выпуск «от и до» – это мюзикл «Калиф-Аист» на музыку Ольги Петровой. С тех пор многое в театре изменилось. Что говорить – сегодня он совершенно другой. Но все-таки он, как и мой первый театр, во многом остается для меня домом, иначе мы не проводили бы здесь круглые сутки — с утра и до ночи.

Реквизит к спектаклю Бабий бунт в Театре музыкальной комедии

Сколько элементов реквизита используется обычно в классической оперетте или в мюзикле? Какой спектакль самый сложный?

Из спектаклей текущего репертуара проще всего «Мистер Икс» Имре Кальмана. В нем — всего двадцать предметов. Если говорить про сложные проекты, такие как «Девчонка на миллион» Максима Леонидова, «Джекилл&Хайд» и «Граф Монте-Кристо» Фрэнка Уайлдхорна, то цифра будет раз в десять больше.

Белый.Петербург. Реквизит, подготовленный к показу спектакля в Театре музыкальной комедии

Как формируется «парк» реквизита? Это вещи, сделанные специально по эскизу художника или какие-то элементы покупаются в магазине, подбираются на блошином рынке? Встречаются ли пожелания со стороны художника, чтобы в спектакле «работала» какая-то вещь, абсолютно соответствующая изображаемой на сцене эпохе? Принимаете ли вы вещи, которые приносят к вам «на всякий случай»?

Все варианты возможны. Например, в спектакле «Белый. Петербург» Георгия Фиртича посуда в сцене «Завтрак у Аблеуховых» – конечно, не антиквариат, но она соответствует эпохе. Если говорить про ценность другого рода, то, когда мы выпускали бродвейский мюзикл «Чаплин», американцы-постановщики привезли фотографию матери Чаплина, которую герой все время носил в кармане. Зрители вообще ее не видели, но с точки зрения режиссера она была нужна для создания атмосферы. Если говорить о «приходящих» в театр предметах, то да, мы принимаем их. И именно текущий сезон потряс меня «урожаем» старых чемоданов. Был момент, когда я обегала весь город, не зная, где их купить, а сейчас мне в течение трех месяцев принесли восемь штук!

Реквизит к мюзиклу Бал вампиров в Театре музыкальной комедии

Как решается вопрос с так называемым исходящим реквизитом, который артисты съедают или выпивают по ходу спектакля? Подбирается ли, к примеру, кислое или сладкое яблоко в зависимости от вкуса артиста?

Конечно! Вспоминая ушедшую Олечку Лозовую, могу сказать, что в спектакле «Свадьба в Малиновке» пирожки с мясом и капустой у нее не шли. Она приносила морковные. А работавший с ней артист ел то, что выбирала артистка. Нам вообще приходится очень внимательно относиться к выбору продуктов, потому что у вокалистов есть много ограничений. Например, мороженое в спектакле «Севастопольский вальс» мы заменяем сливками. Понятно, что, схватив на сцене холодного, можно и не допеть спектакль.

Реквизит к мюзиклу Чаплин в Театре музыкальной комедии

А как готовится такой реквизит, как разбивающиеся на сцене тарелки?

Это особый случай. Такие предметы заказываются к каждому спектаклю. Например, для оперетты Иоганна Штрауса «Венская кровь» наши мастера из поделочного цеха пилят тарелки, после чего склеивают половинки определенным образом. Задача актеров ударить их так, чтобы не пришлось «добивать» повторно.

Реквизит к мюзиклу Бал вампиров в Театре музыкальной комедии

Быстро ли реквизит выходит из употребления? Часто приходится заменять рабочие предметы в спектакле?

В основном, по мере износа. Хотя тоже зависит от артиста: например, Ростислав Колпаков в спектакле «Джекилл&Хайд» иногда мог так вжиться в образ, что в его руках лопались пробирки, не говоря уже о других, более и менее хрупких материях. А в спектакле «Мистер Икс», которому скоро двадцать лет, до сих пор используется афиша с премьеры и премьерные же стеки и скакалка у цирковых артистов. Хоть в музей сдавай. Более того, когда в 1995 году спектакль выпускали, использовали в качестве реквизита афишу спектакля-предшественника 1956 года.

Мюзикл Джекилл и Хайд. Реквизит. Театр музыкальной комедии

Все ли артисты работают с реквизитом по одной схеме или приходится учитывать нюансы работы каждого?

По-разному. И задача реквизитора запомнить, кто из актеров кладет бумажник в правый карман, а кто – в левый, и «зарядить» реквизит в соответствующий. Но если карманов в костюме много, а у нас остаются сомнения в том, как быстро артист сориентируется в них, раскладываем купюры во все карманы. А некоторым особо внимательным, еще и монетки к ним добавляем.

Бывает так, что артист приносит свою личную вещь и работает с ней?

Если он договорился с режиссером и художником, да.

Реквизит к спектаключ Белый.Петербург, подготовленный за сценой, Театр музыкальной комедии

С какой наиболее сложной задачей в работе над той или иной постановкой вам пришлось иметь дело?

Не самая сложная, но самая «любимая» – подготовка реквизита к мюзиклу «Бал вампиров». В одной из сцен артистка режет на разделочной доске огромную редьку – дайкон. Поиски этого компонента, которого в нужный момент, как водится, практически невозможно обнаружить в магазинах города, ничто по сравнению с тем, что обнаруженный с огромным трудом плод к каждому спектаклю необходимо было сварить до нужной «сценической консистенции». Запах от него «радовал» весь театр.

Но в нашей работе бывает так, что решение той или иной задачи мы находим вместе с артистами. Например, в спектакле «Чаплин» был такой эпизод: по сюжету на съемочной площадке Чаплин разыгрывал репризу с тортом, прилетающим в лицо одному из персонажей фильма. На Бродвее эта сцена решалась с использованием особенных облегченных взбитых сливок, которые не оставляли жирных следов на костюмах и не забивали звуковые гарнитуры. У нас такие купить было невозможно. Решение подсказал артист Юрий Мазихин, в лицо которому прилетал торт: он принес пену для бритья, которая идеально подошла в качестве заменителя.

Бал Вампиров. Сцена из спектакля в Театре музыкальной комедии

Какими качествами надо обладать, чтобы работать в реквизиторском цехе?

Безусловно требуются скорость реакции и хорошая память. Но кроме того очень важно понимать свое место в процессе создания спектакля. И место это – обслуживающее. Поэтому личные амбиции здесь должны отступить на второй план. Хотя бывает очень приятно, когда еще на этапе репетиции, пока нет предметов, которые будут использованы на сцене, я могу так подобрать рабочие экземпляры, что режиссер их принимает и оставляет до премьеры. Это значит, что я попала в унисон с постановщиком. И тому пример — один из спектаклей, в котором уже семь лет «работают» два принесенных мною на репетицию стакана.

Чаплн. Сцена из спектакля в Театре музыкальной комедии

Беседовала  ДИНА  КАЛИНИНА

Сталин

Про Родину. Про Сталина

В день смерти Сталина в прокат вышел документальный фильм Сергея Лозницы «Прощание со Сталиным» («Государственные похороны»). О ложной гармонии, разрушающейся на экране с помощью статистики, — кинокритик Наталия Эфендиева.

Dmitry_Mirilenko_Coronavirus

Героиня на карантине: запираемся дома от вируса книгами и трансляциями

Пришлось в четырех стенах спасаться от коронавируса? Это повод узнать много нового — и бесплатно.

Аустерлиц

Театр текста или театр Сафоновой?

Автор «Петербургского Авангарда» разбирается в одном из самых сложных и важных спектаклей сезона.

Григорий Козлов

Актеры и режиссеры о Григории Козлове молвят слово

В 2020 году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. «Петербургский Авангард» вместе с «Мастерской» собрал смешные и трогательные истории о Мастере.

Виктория Исакова

Российские сериалы, которые мы ждём в 2020 году

Нынешний год обещает широкий выбор разноплановых многосерийных проектов, затрагивающих и страницы давней истории, и нынешнюю реальность. «Петербургский авангард» рассказывает об отечественных сериалах, которые должны выйти в 2020 году.

Григорий Козлов

В театре не должно быть духа соревнования. Цитатник Григория Козлова

В этом году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. Свой первый юбилей — 10 лет — в 2020 году отметит и сама «Мастерская». «Петербургский Авангард» сердечно поздравляет Григория Михайловича и публикует десять цитат Мастера о театре и не только.