Светлана Воронцова: Мне дали прозвище «Главная по чрезвычайным ситуациям»

«Петербургский авангард» продолжает знакомить своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице. Следующий рассказ — о Светлане Воронцовой, которая вот уже 22 года работает в Театре музкомедии помощником директора труппы, помощником режиссера.
Светлана Воронцова, помощник режиссера в Театре музыкальной комедии

22 декабря 2019.
Текст: Дина Калинина. Фотографии предоставлены пресс-службой Театра музыкальной комедии.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Она перешла в этот коллектив из Большого театра кукол, где работала помощником режиссера, по приглашению режиссера Александра Аркадьевича Белинского, который возглавлял Театр музкомедии с 1995 по 2002 годы. Свою творческую карьеру Светлана Воронцова начала в семнадцать лет: сначала два года служила в Театре комедии реквизитором, затем перешла к Николаю Георгиевичу Товстоногову в БТК. Безграничная любовь к театру помогла Светлане Воронцовой обрести свою профессию. Этому не помешала даже неудачная попытка поступления в театральный институт на актерское отделение. Она нашла себя на другом поприще, но все равно — в театре, потому что преданна этому делу и особенно Театру музыкальной комедии, в который ходила с детства и  пересмотрела все спектакли.

Удается ли ходить в другие театры? И получается ли смотреть спектакль отстраненным взглядом простого зрителя?

Нет. Взгляд зависим. Я мешаю себе и мешаю друзьям, которые находятся рядом. Все подвергается критике. Полагаю, что это издержки профессии. Бывать в других театрах сегодня мне удается очень редко.

Помните свой первый спектакль, выпущенный на сцене Театра музыкальной комедии?

Не только первый, но и очень мной любимый спектакль – «Дорога в Нью-Йорк» в постановке Александра Белинского. Премьера пришлась на период реконструкции, когда здание театра находилось в затяжном капитальном ремонте, и условия были очень сложные.

Есть ли различия в работе помощника режиссера разных театральных жанров?

Принципы работы едины для всех. Но разница между театрами огромная. И в первую очередь, в таком вопросе как дисциплина. В моих первых театрах существовали строгие правила, нарушение которых каралось очень сурово. Например, категорически запрещено было находиться за кулисами всем, кто не имеет отношения к вечернему спектаклю. Также сотрудникам не разрешалось смотреть спектакли ближе шестого ряда партера, чтобы не мешать коллегам на сцене. В музкомедии, которая к моменту моего вступления в коллектив, несколько лет жила на чужих площадках из-за ремонта, закулисная жизнь была подобна стихии. Сегодня ситуация изменилась. Хотя пришлось усиленно поработать над этим.

В выпуске скольких спектаклей на сцене Театра музыкальной комедии вы приняли участие?

Их было порядка двадцати пяти. Самый масштабный и самый сложный – «Бал вампиров». Лучше и труднее этого проекта в моей практике не было ничего и, к сожалению, пока нет.

Спектакль Бал вампиров в Театре музыкальной комедии

Что входит в обязанности помощника режиссера?

Задача помрежа – сделать так, чтобы все службы на сцене работали, как часовой механизм, по выстроенной режиссером партитуре: монтировщики перемещали декорации и делали перестановки мебели и других сценических элементов, костюмеры подносили костюмы, артисты вовремя успевали на свой выход и так далее. Одним словом, помощник режиссера должен организовать процесс за сценой.

Какими личными качествами важно обладать в этой профессии?

В первую очередь, надо уметь быстро реагировать на изменяющуюся вокруг ситуацию. Очень большие коррективы в работу помощников режиссера в нашем театре внес выпуск «Бала вампиров». Режиссер Корнелиус Балтус, работавший над российской премьерой, показал, как можно выстроить взаимодействие за кулисами по несколько иным принципам, чем те, по которым мы работали до того. Этот мюзикл очень сложный. Во время его проведения необходимо отдать порядка ста команд на перемены сценических положений и около пятидесяти команд «Внимание!». С момента выпуска «Бала» все закулисные перестановки раскладываются на цифры, то есть каждой присваивается порядковый номер. За каждым номером может стоять несколько действий, но все за сценой знают свою часть партитуры, и поэтому не приходится отдавать несколько команд представителям разных цехов. Например, в цифру «пять» входит поворот круга, подъем штанкетов и подъем супер-занавеса «Замороженное окно». Такой принцип требует большой подготовительной работы во время репетиций, но облегчает эксплуатацию спектакля после премьеры.

Светлана Воронцова, помощник режиссера в Театре музыкальной комедии

Но самое главное в нашей работе – умение принимать решение. У меня был прецедент, когда на одном из показов отключилось электричество. Произошел сбой в технической программе спектакля, за сценой началась паника. Но дирижер не остановился, и я тоже продолжила отдавать команды. Ситуация выровнялась, спектакль мы доиграли. Так что остаться при своем решении самое трудное. Остальному можно научиться.

Можно ли сказать, что помощник режиссера – его правая рука? С кем из режиссеров было комфортнее всего работать?

Самый последовательный из всех – Юрий Исаакович Александров. Например, на первой репетиции своего спектакля «Продавец птиц» он дал список реквизита, и ни на один предмет не отклонился от него. А когда он объявлял расписание на следующий день, именно по нему он и работал, репетируя именно те сцены, которые обозначил накануне, и к которым приготовились артисты и все службы. Так бывает далеко не всегда. Но при определенном авторитете в силах помощника режиссера вернуть ситуацию в русло запланированной репетиции.

Светлана Воронцова за кулисами Театра музыкальной комедии, спектакль Чаплин

Помимо работы в качестве помощника режиссера вы являетесь помощником директора труппы. Что входит в зону ответственности по этой должности?

В этой части моя работа состоит из урегулирования всевозможных экстренных ситуаций, связанных с актерским составом. Один из артистов даже дал мне прозвище «Главная по чрезвычайным ситуациям». Да, это так.

За годы вашей работы в Театре музыкальной комедии многое ли изменилось?

Сегодня это совершенно другой театр. В моем представлении – отличный. Это заслуга генерального директора Юрия Алексеевича Шварцкопфа. Без него театр не сделал бы такого прорыва в жанре мюзикла. «Бал вампиров» – его личный риск – был бы невозможен раньше. Также был исключительный по своему таланту и грации спектакль «Чаплин». Без каких-либо особенных декораций, подкупающий своей трогательностью и стилем…

Спектакль Чаплин в Театре музыкальной комедии

Коснулись ли изменения вашей работы? Пришлось ли осваивать какие-то технические новшества?

Какими бы мониторами или рациями меня ни окружили, я все равно буду стараться разместить свой рабочий стол максимально близко к краю сцены, чтобы видеть выражение лица артиста, на котором прочитываются живые эмоции. Ведь так и только так, в реальном времени я вижу, что артист забыл текст, или что ему кажется, что опаздывает партнер. То же касается и всего остального: от декорации до света. Никакая трансляция мне лично в этом не поможет. А вообще наш театр не имеет какого-то грандиозного технического оснащения, но люди, в нем работающие, умеют очень многое. И это гораздо важнее.

Беседовала  ДИНА  КАЛИНИНА

Сталин

Про Родину. Про Сталина

В день смерти Сталина в прокат вышел документальный фильм Сергея Лозницы «Прощание со Сталиным» («Государственные похороны»). О ложной гармонии, разрушающейся на экране с помощью статистики, — кинокритик Наталия Эфендиева.

Dmitry_Mirilenko_Coronavirus

Героиня на карантине: запираемся дома от вируса книгами и трансляциями

Пришлось в четырех стенах спасаться от коронавируса? Это повод узнать много нового — и бесплатно.

Аустерлиц

Театр текста или театр Сафоновой?

Автор «Петербургского Авангарда» разбирается в одном из самых сложных и важных спектаклей сезона.

Григорий Козлов

Актеры и режиссеры о Григории Козлове молвят слово

В 2020 году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. «Петербургский Авангард» вместе с «Мастерской» собрал смешные и трогательные истории о Мастере.

Виктория Исакова

Российские сериалы, которые мы ждём в 2020 году

Нынешний год обещает широкий выбор разноплановых многосерийных проектов, затрагивающих и страницы давней истории, и нынешнюю реальность. «Петербургский авангард» рассказывает об отечественных сериалах, которые должны выйти в 2020 году.

Григорий Козлов

В театре не должно быть духа соревнования. Цитатник Григория Козлова

В этом году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. Свой первый юбилей — 10 лет — в 2020 году отметит и сама «Мастерская». «Петербургский Авангард» сердечно поздравляет Григория Михайловича и публикует десять цитат Мастера о театре и не только.