Светлана Лаврецова: Детские театры должны быть в приоритете

Санкт-Петербургский ТЮЗ имени Брянцева входит в 2019 год с невероятным количеством планов и параллельно готовящихся премьер. Большое здание театра напоминает улей: тут и репетиции, и елки, и детские спектакли в течение дня, рядом с театром шумит новогодняя ярмарка с музыкой, веселыми коробейниками, катком. А вечером сюда идут взрослые зрители. В эти новогодние дни корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с директором ТЮЗа Светланой Лаврецовой.
Светлана Лаврецова, директор ТЮЗа

16 января 2019.
Текст и фото: Елена Добрякова.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , .

Наступивший 2019 год в России объявлен Годом театра. На Ваш взгляд: как это отразится на жизни театральных коллективов страны?

Это очень здорово – значит театральным проблемам будет уделено большее внимание со стороны властей. Театрам надо помогать, потому что без материальной составляющей творчество тоже не выживет. А особенно, я считаю, надо идти навстречу детским театрам, главной задачей которых является привлечение к театральному искусству как можно больше детей, воспитание своего зрителя.

И эта поддержка обещана, Светлана Васильевна?

В свое время президент РФ говорил о поддержке детских театров. На сегодняшний день в Санкт-Петербурге создана комиссия, в которую вошла и я. Мы подробно прописали программу, не раз обсудили самые проблемные вопросы. В итоге, как результат серьезной работы, появился проект постановления правительства города, необходимый документ для слаженной работы многих комитетов и учреждений Северной столицы. Теперь Комитет по культуре должен представить его на утверждение правительства города.

Радостно, что наконец-то все осознали, что детские театры должны стоять в приоритете, во всяком случае никак не меньше, чем театры для взрослого зрителя. В них должно быть престижно работать известным режиссерам и художникам. А это во многом зависит от финансирования, доходы у наших театров невысоки. Сохраняя низкие цены на билеты, мы обеспечиваем общедоступность театра для всех слоев населения.

Светлана Лаврецова, директор ТЮЗа

Какое время для возглавляемого вами театра было самым удачным на вашей памяти?

Детским театрам вcегда было нелегко, надо признаться. Наверное, наиболее серьезное внимание на ТЮЗы обращали во времена СССР. К детскому театру относились как к «орудию коммунистического воспитания». И мы действительно такой инструмент, который оказывает свое влияние на сознание молодежи в самый непростой период взросления, выбора пути, поиска нравственных ценностей.

Если говорить вообще о российском театре, большое значение имело, кто в каком регионе у власти, как мэр или губернатор относится к вопросам культуры, в частности, к театру. И считает ли руководитель региона существование театра для детей и юношества приоритетным в развитии отрасли. Мы в очень тяжелые 1990-е годы выживали с трудом, но нас спасал налог на прибыль, который законодательно был утвержден в стране и его можно было направлять на развитие соцкультбыта. Всего лишь полтора процента от налога. Но город на эти полтора процента мог содержать детские сады и подведомственные лагеря. А театру хватало этих денег даже на проведение фестивалей.

Закон быстро отменили. Почему – неизвестно. Говорят, нашли какие-то нарушения. Сегодня мы обратились в Госдуму, в различные структуры и ведомства по поводу возвращения этого закона как проверенного инструмента в работе. Надеюсь, наш общий голос будет услышан.

В этом году в ТЮЗе в пятый раз проходил телепроект «Герои нашего времени». Как развивается этот проект, находит ли он отклик у молодого поколения?

Совместными усилиями ТЮЗа и журналистов телеканала «Санкт-Петербург» был найден язык, которым мы говорим с подрастающим поколением, с молодежью, не заискивая, искренне, живо, зрелищно. Говорим о подвигах поколения старшего и наших современников. Как мне кажется, мы нашли и очень удачную форму сопоставления героев реальных и воплощенных в кино и на сцене. Встречи реальных людей и актеров происходят всегда невероятно трогательно и значительно. Школьники, которые сидят на зрительских местах в зале, порой не представляют размаха событий, которые происходили в нашей стране, и как порой отдельные человеческие судьбы влияли на ход истории.

Мы успели на одну из передач пригласить  потрясающего человека – почетного гражданина Санкт-Петербурга Михаила Боброва (он ушел от нас в августе 2018 года), который в войну укрывал от бомбежек купола Исаакиевского и Петропавловского соборов. Присутствовавший на передаче актер Александр Балуев, исполнитель роли Петра Первого в фильме «Завещание. Петр I», был изумлен героизмом этого легендарного человека.

На нашей сцене встречались совершившие настоящий подвиг в годы Великой Отечественной ленинградские зенитчицы. Их обнимала популярная у молодежи актриса Анастасия Микульчина, снявшаяся в современной картине «А зори здесь тихие».

Одной из последних тем был космос. Мы пригласили на передачу космонавтов и актеров, игравших космонавтов. Александр Домогаров приехал после ночных съемок, понимая важность  разговора с молодым поколением. Актриса Александра Яковлева из фильма «Экипаж» была в восторге от нашей идеи – говорить о патриотизме с молодым поколением столь интересно и не избито.

Светлана Лаврецова, директор ТЮЗа

А какие спектакли сегодня привлекают в театр молодого зрителя?

Наши залы всегда полны. На этот счет я не волнуюсь – мы интересны нашему зрителю, он у нас определенно есть. Мы пытаемся не угнаться за ним, а услышать его, понять и развиваться вместе с ним. Учитывая интерес молодежи, театр в последнее время ставит мюзиклы. Это и «Ленька Пантелеев», и «Кентервильское привидение», идут репетиции «Алых парусов» на музыку Максима Дунаевского.

Недавно состоялась премьера «Бедной Лизы» по Карамзину – мы пригласили на постановку  знаменитого режиссера, художественного руководителя московского театра «У Никитских ворот», ученика Георгия Товстоногова Марка Розовского. Он с готовностью согласился, зная о том, какая у нас поющая синтетическая труппа. Спектакль получился невероятно свежим по игре, по настроению, зал, а в нем было много молодежи, ответил на него доброжелательной реакцией. Лично мне кажется, что зритель соскучился по искренним чувствам и настоящим переживаниям на сцене. А если еще это сочетается с хорошим юмором и высоким профессионализмом…

Но вот «Лицо Земли» очень интересный и неожиданный по форме спектакль, и зритель, кажется, его не очень принял?

Может быть, наш театр немного опередил время. Но мы считаем, что с молодежью непременно надо говорить об экологических проблемах нашей Земли, о мусорных свалках,  о раздельном сборе мусора, о том, что надо сохранять планету в чистоте. Спектакль нацелен на очень серьезный разговор с молодежью об экологии. Чем чаще мы будем говорить со сцены театра о злободневных проблемах экологии языком художественных образов, устраивать выставки, флешмобы, перформансы, чем больше этим будут озадачены художники, писатели, поэты, тем быстрее мы добьемся каких-то реальных результатов.

В Братиславе проходит серьезный театральный фестиваль на тему экологии и мы предложили им включить в очередную фестивальную программу наш спектакль «Лицо Земли». И нас позвали! Возможно, там наши актеры найдут своего зрителя. Мы предложили Комитету по образованию этот спектакль. Ведь это прекрасная идея – соединить театральное действие с уроком по экологии. Для наших школьников этот спектакль может стать одним из самих ярких и наглядных уроков по экологии. Такое воздействие гораздо лучше дидактических разговоров.

Летом ТЮЗ возил на Эдинбургский фестиваль спектакль «Контракт». Будет ли продолжение в общении с шотландской театральной Меккой?

Город планирует в Шотландии – в Эдинбурге, Глазго и Петро – провести Петербургский театральный фестиваль. И я думаю, как и в Авиньоне, наша команда проведет его успешно. Нам доверено провести Петербургские театральные дни в Черногории. Там живет много наших соотечественников, и в День российской независимости город Герцог-Нова станет своего рода культурной столицей, там будут проходить интересные художественные выставки и спектакли наших петербургских театров.

Светлана Лаврецова, директор ТЮЗа

Какие премьеры готовятся в театре?

Сейчас репетирует пьесу по повести Евгения Водолазкина «Близкие друзья» Елизавета Бондарь. Режиссер знакома зрителям по прошлой «Радуге», на которой был представлен ее спектакль «Пилорама плюс», поставленный в Ярославском театре драмы. Молодого режиссера увлекает современный материал. Она выбрала историческое произведение о судьбе трех немцев, которые прошли через Вторую Мировую войну. Они вновь оказываются в России, уже стариками, в больнице. Спектакль о памяти и любви. Перед зрителями пройдет целая эпоха.

В январе зрителя ждет и романтическая музыкальная история – «Алые паруса» по Грину. Режиссер Сусанна Цирюк, очень опытный постановщик мюзиклов, сказала, что на ее памяти наш ТЮЗ – первый драматический театр, который справляется с постановкой своими силами: не потребовалось приглашать артистов мюзикла, хор, балет. И в этом уникальность постановки.

Адольф Шапиро собирается поставить на нашей сцене водевили Чехова. Пьесу «Обрыв», написанную самим Адольфом Яковлевичем по роману Гончарова, будет ставить режиссер Анатолий Ледуховский. Молодой режиссер Артем Устинов, уже поставивший в нашем театре спектакль «Зима, когда я вырос», в апреле представит на суд зрителей постановку «Спичек» Стешека. Жизнь кипит!

В конце мая в двадцатый раз пройдет наш международный театральный фестиваль «Радуга». Интересная новость: у нас появятся авторские статуэтки для призов, которые, возможно, станут брендом «Радуги». Известный скульптор Владимир Горевой уже предложил макет, и мы его утвердили. Статуэтки будут выполнены из натуральных материалов, совершенно уникальные по исполнению.

На «Радуге», как всегда, будет много интересных встреч, имен, постановок, мы ждем у себя знаменитого режиссера Питера Брука с его спектаклем. Пополнится именами наша Аллея звезд. Год театра обещает стать для ТЮЗа очень насыщенным и ярким временем.

Беседовала  ЕЛЕНА  ДОБРЯКОВА

Театр на Пролетарской

Настоящее искусство в пролетарском Доме культуры

Представители старшего поколения петербуржцев помнят о том, какую важную роль играла культурно-просветительская работа с населением в СССР. Традиция развития домов культуры началась в 1920-х годах прошлого столетия. Кто только этим не занимался! Советская интеллигенция, профсоюзы, колхозы, Советская Армия, пионерская организация. И до сих пор эти островки культуры объединяют людей, неравнодушных к искусству.

Мертвые души Гоголя, предоставлено пресс-службой Театра на Васильевском

Бал у Сатаны на Васильевском острове

Театр на Васильевском не первый год радует зрителя неординарным и непредвзятым подходом к классике. Хотя очевидно, что именно такой подход гарантирует внимание публики. Но на сей раз этот островной театр превзошел себя, представив петербургскому зрителю премьеру по мотивам поэмы Николая Гоголя «Мертвые души». Эта постановка — вполне осознанный и удавшийся эксперимент, хорошо срежиссированный и подготовленный. Такие эксперименты стали модны в последнее время, но не всем и не всегда удается придать им глубокий смысл и внятную форму, доступную пониманию не только махровых критиков и театроведов, которые разглядят в постановке влияние Мейерхольда и Вахтангова, но и для простых смертных.

Премия Сергея Курехина

Культурный СПА-салон в Центре Курехина

В воскресенье, 21 апреля (19:00), в Санкт-Петербурге будут определены победители Премии имени Сергея Курехина. Единственная петербургская награда в области современного искусства отличается от столичных тем, что отдает предпочтение новаторским, революционным, концептуальным и мультижанровым проектам. Ведь именно эти принципы развивал Сергей Курехин вместе с «Поп-Механикой».
До 16 мая в Центре современного искусства имени Курехина на Лиговском проспекте, 73, продлится выставка проектов, вошедших в лонг-лист Премии Сергея Курехина. В экспозицию вошли 72 произведения, по которым можно оценить, как развивается современное искусство.

Валерий Фокин

Валерий Фокин покидает секретариат СТД

Художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин написал заявление на имя премьер-министра РФ Дмитрия Медведева и главы Минкультуры России Владимира Мединского о выходе из секретариата Союза театральных деятелей (СТД). Валерий Фокин объяснил, что сделал это в знак протеста против позиции союза по поводу объединения Александринки и Волковского театра.

Евгений Водолазкин, фото предоставлено писателем

Евгений Водолазкин: «Близкие друзья» – спектакль для театральных гурманов

В мире современной литературы есть множество фамилий, но мало имен. Евгений Водолазкин – один из немногих, чье творчество заняло определенную литературную нишу и нашло свою публику среди читателей разных социокультурных кругов. Романы «Соловьев и Ларионов», «Лавр» и «Авиатор» – удивительные произведения, отразившие особое отношение автора к историческому процессу и личности человека. Евгений Водолазкин – финалист престижных литературных премий, таких как «Национальный бестселлер», «Русский Букер», «НОС» и «Книга года», лауреат премий «Ясная Поляна», «Большая книга», «Русский Рим», Премии Александра Солженицына, национальной премии «Русские рифмы, Русское слово» и других.

Молодежный театр на Фонтанке, Нас обвенчает прилив

Неутоленная страсть в морской пене

Удивительное впечатление производит камерная сцена Молодежного театра на Фонтанке: как будто это красивая шкатулка из детства, в которой хранятся все дорогие сердцу ребенка сокровища — красивая шелковая ленточка от коробки конфет, ракушка из лета, флакон из-под маминых духов, красивый камешек и… что там еще приберегают дети, склонные мечтать? Спектакли, которые идут на этой сцене, — предельно лиричные, построенные на соприкосновении душ, удивительно трогательные. Они возвращают надежду, желание остановиться и заглянуть в себя, туда, где вроде бы все отжило, но вдруг понимаешь — нет, еще что-то бьется в ритме сердца.