Светлана Лаврецова: В этом году у нашего фестиваля – женское лицо

В петербургском ТЮЗе имени Брянцева 29 мая откроется XIX Международный театральный фестиваль «Радуга». В этот день зрители увидят, пожалуй, самый поэтичный спектакль — постановку театра «Турски» из Марселя (Франция) «Память и море». Режиссером и актером выступит Ришар Мартен. До 4 июня зрители Северной столицы познакомятся с самыми яркими постановками театральных коллективов из Франции, Китая, Румынии, Венгрии, Италии, Польши, Литвы, Белоруссии, Эстонии и России. В этом году очень широко представлена именно женская режиссура. Об этом «Петербургскому авангарду» рассказала директор ТЮЗа Светлана Лаврецова.
Светлана Лаврецова

29 мая 2018.

Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , .

Во-первых, как я знаю, Вы стояли у истоков фестиваля «Радуга». Расскажите, пожалуйста, как все начиналось? Что толкнуло на создание фестиваля?

В то время, когда я придумывала этот фестиваль, не было мест, где театральные люди бы собирались, разговаривали о театре, о том, что ставить, о том, как ставить. Не было такой площадке, где могли встретиться режиссеры или директора театров, чтобы обсудить свои проблемы. А это очень нужно любому профессиональному сообществу: для того, чтобы генерировать идеи, делиться наработками, добиваться каких-то изменений на уровне правительства города, страны. Поодиночке почти невозможно ничего достичь.

Что касается творчества, то в тот момент был вакуум драматургии, почти ничего не писали. А для того чтобы что-то ставить, особенно у нас, в ТЮЗе, необходимы новые пьесы для подростков, для молодежи. Но современных пьес практически не было. Мы это все осознали, и удивительным образом в этом наша позиция совпала с позицией Министерства культуры РФ. Тогдашний министр культуры Михаила Швыдкой поддержал наш фестиваль.

Когда он родился, у него была совершенно другая структура. Мы тогда вместе с Олегом Лоевским и Михаилом Бартеневым устраивали отбор пьес: их им присылали в огромном количестве. Лучшие пьесы они отбирали, и мы организовывали здесь читки, на которые приходили режиссеры. Нами было открыто много драматургов. Помните пьесу «Ю» Ольги Мухиной? Ее уже кто только потом ни ставил. А когда появились пьесы, когда современную драматургию стали ставить по всей России, мы поняли, что это теперь для нас не самое главное, что нам это уже не нужно.

И вот Адольф Яковлевич Шапиро, художественный руководитель ТЮЗа, предложил: «Светлана Васильевна, а давайте, уберем вообще жюри». И это правильно, потому что в конкурсе фестивальная атмосфера радости и дружелюбия уходит. Состязательность очень многое уничтожает.

Видимо на этом же этапе возникла идея проведения мастер-классов?

А как же! И это тоже была идея Адольфа Яковлевича Шапиро. Он предложил мастер-классы, чтобы знакомить с другими театральными школами. И знаете, мастер-классы у нас очень востребованы. Мы приглашали таких известных специалистов, как Альшиц из Германии или Лагос из Греции. Вот сейчас мастер-классы проведут Ирина Брук и Клаудиа Контин. Это то, что сегодня необходимо, в первую очередь, нашим актерам.

Шапиро говорит, что на то и фестиваль, чтобы привозить их сюда, знакомить актеров с другой школой, а нашим актерам не разъезжать по миру для участия в мастер-классах. Что мы и делаем. Кроме того, мы проводим конференции, где мы разговариваем друг с другом. Они проходят в конце фестиваля, когда уже все друг друга знают.

В этом году у нас 120 гостей из разных стран мира. Мы всех заселили в «Нептун»: там утром бассейн, а потом все встречаются за завтраком. И вот после нескольких фестивальных дней они уже что-то новое увидели, познакомились, и наступает время для общения и мастер-классов.

А как возникло такое поэтическое название «Радуга»?

Когда я обдумывала будущий фестиваль, я возвращалась зимой с Васильевского острова, от мамы, к себе домой, на Римского-Корсакова, где недалеко от Мариинского театра я жила с ребенком. Переезжая Неву, я вдруг увидела радугу! Зимой!!! Сразу же родилась мысль, что она является синтезом всего в искусстве: семь нот, семь красок. И поняла, что для разговора о театре нужно именно такое название. Тут же позвонила губернатору Яковлеву и говорю ему: так и так, хочу фестиваль проводить. Как вам такое название – «Радуга зимой»? К тому же у нас спектакль был в театре под таким названием.

Губернатор говорит, что такое название уже использовано в Балтийском Доме, подумай еще. Я очень долго думала, потом звоню ему: «А если «зимой» уберем, а оставим «радуга»?» Так и получилось. Но первый фестиваль мы провели зимой, приурочив его ко дню театра: 3 февраля – юбилей нашего театра, его день рождения. А потом поняли, что в наш город надо приглашать гостей в белые ночи. И даже появилась традиция: каждый год ночью, после спектакля, берем кораблик или два и катаем наших гостей по Неве. Вы себе не представляете, как люди довольны.

Как формируется программа фестиваля? Как происходит отбор? Вы отсматриваете видеозаписи?

Мы что-то видим сами, о чем-то наслышаны, но и записи тоже смотрим. К сожалению, видео не дает полного представления о спектакле, ведь он рассчитан на определенную сцену и зал. Именно поэтому фестивальные постановки идут на разных сценах — в Балтийском Доме, БТК или Молодежномо театре на Фонтанке. Мы стараемся подбирать подходящую площадку, даже иногда располагаем зрителей на сцене.

Вы сказали на пресс-конференции, что у нынешнего фестиваля — женское лицо…

Да, так получилось, но мы не специально это сделали. При этом три женщины-режиссера – дочери знаменитых режиссеров. Говорят, что природа на детях гениев отдыхает. На этих детях природа точно не отдохнула. Например, Мария Петерсон везет спектакль «Отец» по произведению Зеллера, где главную роль играет ее отец. Спектакль — просто замечательный.

Затем к нам приезжает Ирина Брук — она возглавляет Национальный театр в Ницце. Она поставил шекспировскую «Бурю», которую после нас сразу повезет на Авиньонский фестиваль. Мне кажется, что это тоже должно быть очень интересно. Конечно, всем известно имя Питера Брука, и всем любопытно посмотреть, на что способна его дочь.

Еще дочь Римаса Туминаса — Габриэле Туминайте. Она — известный режиссер, ставила в Москве, привозила свой спектакль на фестиваль «Балтийский дом».

Можно сказать, что папа передал ей свой Малый театр в Вильнюсе. Там сейчас, кстати, Уланбек Баялиев поставил спектакль «Двое на качелях». Так вот, она везет литовскую современную пьесу Паулины Пуките «Горемыка и благодетель». Мы посмотрели и выбрали именно этот спектакль. Очень хочется, чтобы Римас Туминас тоже приехал и увидел постановку. Хотя этот выдающийся режиссер — наш частый гость. Его спектакли — один лучше другого!

Я вообще люблю метафорический, символический театр, я люблю разгадывать эти ребусы. Мне не нужен лобовой, пусть и очень понятный театр. Ведь недаром Римас пригласил к себе в театр Уланбека Баялиева. Уверена, что Уланбек считает его своим вторым учителем. Вот у нас он поставил «Зимнюю сказку».

На «Радуге» появятся еще и российские режиссеры-женщины?

Да, я рассказала о трех режиссерах-женщинах, из Литвы, Эстонии, Франции. Но нельзя, конечно, не сказать о Юлии Пересильд, которая у себя на родине в Пскове поставила мюзикл для молодежи «Каштанка». Не знаю, понравится или не понравится он зрителю, но мне захотелось, чтобы люди в нашем городе увидели ее высказывание. А Юля очень талантливый человек и актриса, которая смогла перенести это произведение Чехова в современность.

И пятая режиссер — это Елизавета Бондарь, поставившая пьесу современного автора Натальи Милантьевой «Пилорама плюс» в Ярославском театре имени Волкова. Пьеса вошла в шорт-лист авторитетного российского фестиваля «Любимовка». Елизавета Бондарь тоже очень известный режиссер, несмотря на свою молодость.

 Как вы думаете, сохранится ли «Любимовка» после такой невосполнимой утраты, как Михаил Угаров и Елена Гремина? С их уходом невозможно смириться. Я восприняла это как личную трагедию: телефон Михаила Угарова я не удаляю из телефонной книги…

Михаил Угаров был частым гостем нашего фестиваля. Сохранится ли » Любимовка»? Трудно сказать. Но она точно будет другой. Как с назначением Сергея Женовача совсем другим будет МХТ. Наступила другая эпоха.

А какие еще режиссеры прибудут на фестиваль?

Конечно, Оскарас Коршуновас — кто же его не любит? Он поставил спектакль в Драматическом театре Варшавы — «Мера за меру» по Шекспиру.

Очень гордимся тем, что приедет Олег Рыбкин, ведь обычно он отказывался от всех предложений. Он везет к нам спектакль «Розенкранц и Гильденстерн мертвы». Пьеса, на самом деле, очень сложная: она достаточно монотонна — сплошной диалог. Но Рыбкин нашел такой театральный язык, такой режиссерский ход! И она заиграла театральными красками! Это удивительно прекрасный спектакль! Я очень хочу, чтобы Вы его посмотрели.

Даниил Безносов будет открытием нашего фестиваля. Он поставил «Грозу». Венгерский театр Йозефа Катоны везет «Записки сумасшедшего» в постановке известного режиссера Виктор Бодо. О нем тоже очень много говорят. Венгерский театр впервые будет у нас.

Хотелось бы еще упомянуть Виталия Салтыкова, который работал в нашем ТЮЗе актером. Сейчас он создал свой театр в Москве — Театр Шмелева. Выпустил уже два спектакля по Шмелеву. Виталий — очень одаренный молодой человек, поэтому мы не могли не обратить внимания на этот молодой театр из столицы. Да и Шмелева у нас нигде не ставят, поэтому мы еще хотим Шмелева для российского зрителя открыть.

Расскажите, какие иностранные труппы приезжают на фестиваль?

Открывает фестиваль Ришар Мартэн из Марселя. Во Франции он весьма уважаемый режиссер, очень смелый. Создавая свой театр, а у него огромный театр в Марселе, он был в конфликте с властью. Человек открытый, прямолинейный, талантливый актер и режиссер. Спектакль «Память и море» — это стихи современного французского поэта, которые читает Ришар Мартэн под аккомпанемент оркестра.

Театр из Могилева покажет пьесу «Июль» Ивана Вырыпаева, и это его последняя пьеса. Поставил ее Саулюс Варнас, литовский режиссер, который не так давно возглавил театр в Могилеве. «Июль» — тоже поэтический спектакль.

Театр из Парденоне привозит постановку «Жители Арлекинии». Ее представят в фойе ТЮЗа. Китайцы везут удивительный спектакль, необыкновенной красоты — «Путешествие на запад» в постановке румынского режиссера, которому удалось сохранить всю китайскую эстетику. Здесь гармонично соединились европейская театральная культура и китайский колорит.

Ну и напоследок: как появилась Аллея звезд? И чья звезда будет следующей?

Площадь перед театром принадлежит нам — мы взяли ее в оперативное управление. И в 1990-е годы это нам помогало зарабатывать деньги на жизнь летом, когда не было работы. На нашей площади располагались аттракционы. Позже городские власти провели реконструкцию парка, площади и театра. А в ноябре 2017 года мы совместно с Союзом театральных деятелей предложили открывать именные звезды на площади перед ТЮЗом, чтобы увековечить наших замечательных творцов, пока они в силе, пока они живы. И уже открыты две звезды — Льву Додину и Борису Эйфману.

Когда закладывали, был снегопад. Это была такая красота! И они радовались как дети. Сейчас городские власти решили, что это будет премия правительства Санкт-Петербурга. Ее будут вручать ежегодно — ко Дню города. Следующие две звезды — Темирканову и Богачевой. Это будет теперь не только театральная премия, но награда нашим выдающимся людям.

Так вот: 29 мая, в 16 часов мы будем вручать эту награду, в 18 часов будем закладывать звезды, а в 19:00 — откроем «Радугу».

Беседовала ИРИНА СОРИНА

Владимир Фейертаг

Владимир Фейертаг: Публика всегда довольна

Владимира Фейертага без преувеличения можно назвать легендой российского джаза. Он первым в нашей стране написал книгу о джазе на русском языке: она вышла в 1960 году в издательстве «Музыка». Но задолго до этого события он руководил эстрадными и джазовыми коллективами. С 1966 года организовал в Ленинграде и других городах (Рига, Ярославль, Одесса, Донецк, Великий Новгород, Горький) джазовые филармонические абонементы и фестивали. С 1978 по 1992 год был художественным руководителем и ведущим ленинградского джазового фестиваля «Осенние ритмы». В 1990 году создал Ассоциацию джазовых музыкантов и менеджеров «Интерджаз», с помощью которой проводил ленинградские фестивали «Открытая музыка», организовывал фестивали в Калининграде, Мурманске и Витебске, а также отдельные концерты зарубежных музыкантов.

Geek Picnic

Geek Picnic: секс, ракеты и будущее

С 18 по 19 августа в ЦПКиО имени Кирова на Елагином острове пройдет восьмой фестиваль технологий, науки и искусства Geek Picnic. Будущее отношений и секса, эволюцию ракет и космической одежды, нейроинтерфейсы и теорию струн обсудят интересные эксперты и участники фестиваля. «Петербургский авангард» рассказывает, что посмотреть и послушать на Geek Picnic в этом году в Санкт-Петербурге.

Будь с городом!

«Будь с городом!»: Как это было (фото)

В воскресенье, 5 августа, на Дворцовой площади петербуржцы веселились на фестивале «Будь с городом!». Концерт, игры и квесты проходили в поддержку благотворительных организаций Санкт-Петербурга. Лучше всех смысл названия-призыва раскрыл руководитель волонтеров организации «Мята» Антон Кашкаров: «Город — это не улицы и фонтаны, это, прежде всего, люди, которые его населяют. Будьте с городом — будьте городом». Ему вторит вице-губернатор Константин Серов: «Наш город, переживший многое, знаменит тем, что всегда считал боль других и своей болью».

Музыки мира

Кого слушать на фестивале «Музыки мира»

С 11 по 12 августа в Шереметевском дворце (Музее музыки) в третий раз пройдет этнический фестиваль «Музыки мира». Сердце фестиваля – это, конечно, этническая музыка в блистательном исполнении современных звезд этно-рока и этно-джаза. А вены и артерии – это материальная культура, окружающая традиционную музыку разных регионов.
Самый этнический уикенд лета раскинется в центре Санкт-Петербурга, на набережной Фонтанки, 34, сразу на трех площадках. На парадном дворе Шереметевского дворца с 14:00 до 20:00 зрителей ждут башкирская, киргизская и тувинская юрты, уроки каллиграфии, акварели, рисунков хной и работы со стеклом, а главное – встречи с мастерами, которые строят этнические инструменты.

Дмитрий Мирапольский

Дмитрий Миропольский: Для России секретные службы — основа основ

Дмитрий Миропольский уже заслужил прозвище Петербургский Дюма. В августе издательство «Эксмо-АСТ» выпускает его новую книгу — роман «American’ец», посвященный приключениям и кругосветному путешествию, пожалуй, самого знаменитого русского авантюриста начала XIX века графа Федора Толстого.

Захватывающее повествование об этом ярком и противоречивом персонаже российской истории написал автор бестселлеров последних лет, названный «Медиаперсоной 2017 года», лауреат Национальной литературной премии «Золотое перо Руси» Дмитрий Миропольский. Его роман «1916/Война и Мир» вошел в лонг-лист премии «Национальный бестселлер», а по книге «1814/Восемнадцать-четырнадцать» были сняты одноименный фильм и сериал. Роман «Тайна трех государей» победил в литературном конкурсе «Книга года: Сибирь – Евразия», и только за первые месяцы после выхода в свет эта книга разошлась тиражом более 160 000 экземпляров.

Дарья Павленко, стоп-кадр видео

Дарья Павленко: Лучший балет — тот, который репетируешь

28 июля 2018 года прима Мариинского театра, заслуженная артистка России Дарья Павленко танцевала последний балет в родном театре, после чего покинула труппу, в которую влилась в 1996 году. В 2004 году Дарья Павленко стала самой молодой примой Мариинки. На сцене этого театра она станцевала почти четыре десятка спектаклей.
В 2000 году балерина награждена призом «Душа танца» от журнала «Балет» в номинации «Восходящая звезда», а в 2001-м получила специальную премию музыкального жюри фестиваля «Золотая маска» — за исполнение партии Королевы снежинок в балете «Щелкунчик» Петра Чайковского.