Светлана Лаврецова: В этом году у нашего фестиваля – женское лицо

В петербургском ТЮЗе имени Брянцева 29 мая откроется XIX Международный театральный фестиваль «Радуга». В этот день зрители увидят, пожалуй, самый поэтичный спектакль — постановку театра «Турски» из Марселя (Франция) «Память и море». Режиссером и актером выступит Ришар Мартен. До 4 июня зрители Северной столицы познакомятся с самыми яркими постановками театральных коллективов из Франции, Китая, Румынии, Венгрии, Италии, Польши, Литвы, Белоруссии, Эстонии и России. В этом году очень широко представлена именно женская режиссура. Об этом «Петербургскому авангарду» рассказала директор ТЮЗа Светлана Лаврецова.
Светлана Лаврецова

29 мая 2018.

Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , .

Во-первых, как я знаю, Вы стояли у истоков фестиваля «Радуга». Расскажите, пожалуйста, как все начиналось? Что толкнуло на создание фестиваля?

В то время, когда я придумывала этот фестиваль, не было мест, где театральные люди бы собирались, разговаривали о театре, о том, что ставить, о том, как ставить. Не было такой площадке, где могли встретиться режиссеры или директора театров, чтобы обсудить свои проблемы. А это очень нужно любому профессиональному сообществу: для того, чтобы генерировать идеи, делиться наработками, добиваться каких-то изменений на уровне правительства города, страны. Поодиночке почти невозможно ничего достичь.

Что касается творчества, то в тот момент был вакуум драматургии, почти ничего не писали. А для того чтобы что-то ставить, особенно у нас, в ТЮЗе, необходимы новые пьесы для подростков, для молодежи. Но современных пьес практически не было. Мы это все осознали, и удивительным образом в этом наша позиция совпала с позицией Министерства культуры РФ. Тогдашний министр культуры Михаила Швыдкой поддержал наш фестиваль.

Когда он родился, у него была совершенно другая структура. Мы тогда вместе с Олегом Лоевским и Михаилом Бартеневым устраивали отбор пьес: их им присылали в огромном количестве. Лучшие пьесы они отбирали, и мы организовывали здесь читки, на которые приходили режиссеры. Нами было открыто много драматургов. Помните пьесу «Ю» Ольги Мухиной? Ее уже кто только потом ни ставил. А когда появились пьесы, когда современную драматургию стали ставить по всей России, мы поняли, что это теперь для нас не самое главное, что нам это уже не нужно.

И вот Адольф Яковлевич Шапиро, художественный руководитель ТЮЗа, предложил: «Светлана Васильевна, а давайте, уберем вообще жюри». И это правильно, потому что в конкурсе фестивальная атмосфера радости и дружелюбия уходит. Состязательность очень многое уничтожает.

Видимо на этом же этапе возникла идея проведения мастер-классов?

А как же! И это тоже была идея Адольфа Яковлевича Шапиро. Он предложил мастер-классы, чтобы знакомить с другими театральными школами. И знаете, мастер-классы у нас очень востребованы. Мы приглашали таких известных специалистов, как Альшиц из Германии или Лагос из Греции. Вот сейчас мастер-классы проведут Ирина Брук и Клаудиа Контин. Это то, что сегодня необходимо, в первую очередь, нашим актерам.

Шапиро говорит, что на то и фестиваль, чтобы привозить их сюда, знакомить актеров с другой школой, а нашим актерам не разъезжать по миру для участия в мастер-классах. Что мы и делаем. Кроме того, мы проводим конференции, где мы разговариваем друг с другом. Они проходят в конце фестиваля, когда уже все друг друга знают.

В этом году у нас 120 гостей из разных стран мира. Мы всех заселили в «Нептун»: там утром бассейн, а потом все встречаются за завтраком. И вот после нескольких фестивальных дней они уже что-то новое увидели, познакомились, и наступает время для общения и мастер-классов.

А как возникло такое поэтическое название «Радуга»?

Когда я обдумывала будущий фестиваль, я возвращалась зимой с Васильевского острова, от мамы, к себе домой, на Римского-Корсакова, где недалеко от Мариинского театра я жила с ребенком. Переезжая Неву, я вдруг увидела радугу! Зимой!!! Сразу же родилась мысль, что она является синтезом всего в искусстве: семь нот, семь красок. И поняла, что для разговора о театре нужно именно такое название. Тут же позвонила губернатору Яковлеву и говорю ему: так и так, хочу фестиваль проводить. Как вам такое название – «Радуга зимой»? К тому же у нас спектакль был в театре под таким названием.

Губернатор говорит, что такое название уже использовано в Балтийском Доме, подумай еще. Я очень долго думала, потом звоню ему: «А если «зимой» уберем, а оставим «радуга»?» Так и получилось. Но первый фестиваль мы провели зимой, приурочив его ко дню театра: 3 февраля – юбилей нашего театра, его день рождения. А потом поняли, что в наш город надо приглашать гостей в белые ночи. И даже появилась традиция: каждый год ночью, после спектакля, берем кораблик или два и катаем наших гостей по Неве. Вы себе не представляете, как люди довольны.

Как формируется программа фестиваля? Как происходит отбор? Вы отсматриваете видеозаписи?

Мы что-то видим сами, о чем-то наслышаны, но и записи тоже смотрим. К сожалению, видео не дает полного представления о спектакле, ведь он рассчитан на определенную сцену и зал. Именно поэтому фестивальные постановки идут на разных сценах — в Балтийском Доме, БТК или Молодежномо театре на Фонтанке. Мы стараемся подбирать подходящую площадку, даже иногда располагаем зрителей на сцене.

Вы сказали на пресс-конференции, что у нынешнего фестиваля — женское лицо…

Да, так получилось, но мы не специально это сделали. При этом три женщины-режиссера – дочери знаменитых режиссеров. Говорят, что природа на детях гениев отдыхает. На этих детях природа точно не отдохнула. Например, Мария Петерсон везет спектакль «Отец» по произведению Зеллера, где главную роль играет ее отец. Спектакль — просто замечательный.

Затем к нам приезжает Ирина Брук — она возглавляет Национальный театр в Ницце. Она поставил шекспировскую «Бурю», которую после нас сразу повезет на Авиньонский фестиваль. Мне кажется, что это тоже должно быть очень интересно. Конечно, всем известно имя Питера Брука, и всем любопытно посмотреть, на что способна его дочь.

Еще дочь Римаса Туминаса — Габриэле Туминайте. Она — известный режиссер, ставила в Москве, привозила свой спектакль на фестиваль «Балтийский дом».

Можно сказать, что папа передал ей свой Малый театр в Вильнюсе. Там сейчас, кстати, Уланбек Баялиев поставил спектакль «Двое на качелях». Так вот, она везет литовскую современную пьесу Паулины Пуките «Горемыка и благодетель». Мы посмотрели и выбрали именно этот спектакль. Очень хочется, чтобы Римас Туминас тоже приехал и увидел постановку. Хотя этот выдающийся режиссер — наш частый гость. Его спектакли — один лучше другого!

Я вообще люблю метафорический, символический театр, я люблю разгадывать эти ребусы. Мне не нужен лобовой, пусть и очень понятный театр. Ведь недаром Римас пригласил к себе в театр Уланбека Баялиева. Уверена, что Уланбек считает его своим вторым учителем. Вот у нас он поставил «Зимнюю сказку».

На «Радуге» появятся еще и российские режиссеры-женщины?

Да, я рассказала о трех режиссерах-женщинах, из Литвы, Эстонии, Франции. Но нельзя, конечно, не сказать о Юлии Пересильд, которая у себя на родине в Пскове поставила мюзикл для молодежи «Каштанка». Не знаю, понравится или не понравится он зрителю, но мне захотелось, чтобы люди в нашем городе увидели ее высказывание. А Юля очень талантливый человек и актриса, которая смогла перенести это произведение Чехова в современность.

И пятая режиссер — это Елизавета Бондарь, поставившая пьесу современного автора Натальи Милантьевой «Пилорама плюс» в Ярославском театре имени Волкова. Пьеса вошла в шорт-лист авторитетного российского фестиваля «Любимовка». Елизавета Бондарь тоже очень известный режиссер, несмотря на свою молодость.

 Как вы думаете, сохранится ли «Любимовка» после такой невосполнимой утраты, как Михаил Угаров и Елена Гремина? С их уходом невозможно смириться. Я восприняла это как личную трагедию: телефон Михаила Угарова я не удаляю из телефонной книги…

Михаил Угаров был частым гостем нашего фестиваля. Сохранится ли » Любимовка»? Трудно сказать. Но она точно будет другой. Как с назначением Сергея Женовача совсем другим будет МХТ. Наступила другая эпоха.

А какие еще режиссеры прибудут на фестиваль?

Конечно, Оскарас Коршуновас — кто же его не любит? Он поставил спектакль в Драматическом театре Варшавы — «Мера за меру» по Шекспиру.

Очень гордимся тем, что приедет Олег Рыбкин, ведь обычно он отказывался от всех предложений. Он везет к нам спектакль «Розенкранц и Гильденстерн мертвы». Пьеса, на самом деле, очень сложная: она достаточно монотонна — сплошной диалог. Но Рыбкин нашел такой театральный язык, такой режиссерский ход! И она заиграла театральными красками! Это удивительно прекрасный спектакль! Я очень хочу, чтобы Вы его посмотрели.

Даниил Безносов будет открытием нашего фестиваля. Он поставил «Грозу». Венгерский театр Йозефа Катоны везет «Записки сумасшедшего» в постановке известного режиссера Виктор Бодо. О нем тоже очень много говорят. Венгерский театр впервые будет у нас.

Хотелось бы еще упомянуть Виталия Салтыкова, который работал в нашем ТЮЗе актером. Сейчас он создал свой театр в Москве — Театр Шмелева. Выпустил уже два спектакля по Шмелеву. Виталий — очень одаренный молодой человек, поэтому мы не могли не обратить внимания на этот молодой театр из столицы. Да и Шмелева у нас нигде не ставят, поэтому мы еще хотим Шмелева для российского зрителя открыть.

Расскажите, какие иностранные труппы приезжают на фестиваль?

Открывает фестиваль Ришар Мартэн из Марселя. Во Франции он весьма уважаемый режиссер, очень смелый. Создавая свой театр, а у него огромный театр в Марселе, он был в конфликте с властью. Человек открытый, прямолинейный, талантливый актер и режиссер. Спектакль «Память и море» — это стихи современного французского поэта, которые читает Ришар Мартэн под аккомпанемент оркестра.

Театр из Могилева покажет пьесу «Июль» Ивана Вырыпаева, и это его последняя пьеса. Поставил ее Саулюс Варнас, литовский режиссер, который не так давно возглавил театр в Могилеве. «Июль» — тоже поэтический спектакль.

Театр из Парденоне привозит постановку «Жители Арлекинии». Ее представят в фойе ТЮЗа. Китайцы везут удивительный спектакль, необыкновенной красоты — «Путешествие на запад» в постановке румынского режиссера, которому удалось сохранить всю китайскую эстетику. Здесь гармонично соединились европейская театральная культура и китайский колорит.

Ну и напоследок: как появилась Аллея звезд? И чья звезда будет следующей?

Площадь перед театром принадлежит нам — мы взяли ее в оперативное управление. И в 1990-е годы это нам помогало зарабатывать деньги на жизнь летом, когда не было работы. На нашей площади располагались аттракционы. Позже городские власти провели реконструкцию парка, площади и театра. А в ноябре 2017 года мы совместно с Союзом театральных деятелей предложили открывать именные звезды на площади перед ТЮЗом, чтобы увековечить наших замечательных творцов, пока они в силе, пока они живы. И уже открыты две звезды — Льву Додину и Борису Эйфману.

Когда закладывали, был снегопад. Это была такая красота! И они радовались как дети. Сейчас городские власти решили, что это будет премия правительства Санкт-Петербурга. Ее будут вручать ежегодно — ко Дню города. Следующие две звезды — Темирканову и Богачевой. Это будет теперь не только театральная премия, но награда нашим выдающимся людям.

Так вот: 29 мая, в 16 часов мы будем вручать эту награду, в 18 часов будем закладывать звезды, а в 19:00 — откроем «Радугу».

Беседовала ИРИНА СОРИНА

Ольга Черданцева

Ольга Черданцева: «Цветочная ассамблея» перенесет гостей Летнего сада во времена Петра I

В этом году впервые в Летнем саду свои цветочные ковры и гирлянды развернет XI Международный фестиваль «Императорские сады России», который всегда проходил в Михайловском саду. О том, почему праздник флористики и искусства поменял локацию, какой резонанс он получил на мировом уровне и что от него ждать в дальнейшем, «Петербургский авангард» побеседовал с Ольгой Черданцевей, главным хранителем садов Русского музея.

Радуга

Женский цвет «Радуги»

Международный театральный фестиваль «Радуга», в 19-й раз проведенный Санкт-Петербургским ТЮЗом имени Брянцева, открыл интересную особенность нынешнего времени: в режиссуру приходит все больше женщин. Совпало это или нет, но из 17 спектаклей, показанных на «Радуге», пять поставили женщины. Мы знаем немало примеров прекрасных женских работ в кино и в театре, и тем не менее по статистике режиссерская профессия – преимущественно мужская. Потому и захотелось провести небольшое исследование – какие же темы выбирают режиссеры-женщины?

Алексей Ерофеев

Алексей Ерофеев: Равнодушие к истории Петербурга ведет к его разрушению

Сотрудник Топонимической комиссии Санкт-Петербурга, известный краевед, историк и знаток города Алексей Ерофеев неоднократно был гостем «Квартирника» в пресс-центре «Росбалта». Он одним из первых на волне Перестройки в 1986 году начал активную деятельность, связанную с возвращением исторических названий улицам города. Свои знания о городской истории он изложил в нескольких книгах. Кроме того, Алексей Ерофеев активно занимается просветительской деятельностью, проводя экскурсии и семинары для школьников, поскольку убежден, что знание города защищает его от вандализма.

Синий сарафан

Театральный Петербург примеряет «Синий сарафан»

В современном обществе все большую силу набирает феминизм, а в изобразительном искусстве — минимализм. Пока мы только стремимся перенять те отголоски, что доносятся с Запада, и важный вклад в это вносят молодые андеграундные театры. В их числе — театр «Синий сарафан», родившийся в августе 2016 года. Это первый и пока что единственный в Санкт-Петербурге полностью женский театр, который к тому же стремится компилировать традиции русской драматической школы и театра физической пластики тела. Сами девушки называют свой коллектив «театральным матриархатом», но к феминисткам себя не относят.

Вера Кричевская

Вера Кричевская: «Владимир Путин» — главное дело Собчака

Нынешний президент РФ создал систему, где никто не способен на тот поступок, который он сам совершил в 1997 году, говорит режиссер фильма «Дело Собчака» Вера Кричевская. 12 июня в России состоится премьера документального фильма о первом мэре Санкт-Петербурга Анатолии Собчаке. Двухчасовой документальный фильм «Дело Собчака» буквально обречен на внимание и споры. Монтаж архивных хроник с тремя десятками интервью, взятыми у участников и свидетелей событий, у друзей и противников заглавного героя, у тех, кто поднялся выше некуда, и у тех, кто ушел в тень, раскрывает и глубокое внутреннее родство, и радикальную несовместимость двух наших эпох, девяностых и десятых.

ресторанный гид

Дорог Spoon Guide к лету

В понедельник, 4 июня, на гастрономическом ужине от ресторана MEGUmi в Lotte Hotel St. Petersburg (переулок Антоненко, 2) был представлен справочник «Spoon Guide: 50 лучших ресторанов Санкт-Петербурга 2018». Ресторанный проект Spoon не похож ни на одну из существующих в Санкт-Петербурге премий. Особенности премии бросаются в глаза сразу.