Светлана Богомолова: Мужские корсеты и подвязки ушли в прошлое

«Петербургский авангард» продолжает знакомить своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице. Одна из них — заведующая мужским костюмерным цехом Театра музкомедии Светлана Богомолова.
Светлана Богомолова, заведующая костюмерным цехом Театра музкомедии

18 декабря 2019.
Текст: Дина Калинина. Фотографии предоставлены пресс-службой Театра музыкальной комедии.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Как и многие другие, она полюбила театр с детства, занималась в драмкружке и даже пыталась поступать в театральный институт. Но Светлане Богомоловой не пришлось блистать на сцене, зато безупречные костюмы артистов Театра музкомедии — целиком и полностью ее заслуга. Творческая карьера Светланы Богомоловой была полна взлетов и падений, но талант и доскональное знание профессии сделали свое дело.

Светлана, с чего началось ваше увлечение театром?

Театр я люблю с того момента, как в детстве мама сводила меня на «Щелкунчика». Я сидела в последнем ряду, практически ничего не видела — только музыку слушала, но впечатление было такое сильное, что помню до сих пор. Потом занималась в драмкружке. После школы трижды безуспешно пыталась поступить в театральный институт. Окончила училище по курсу индивидуального пошива женской одежды, работала в ателье. Параллельно продолжала заниматься в театральной студии при Кораблестроительном институте. В этой студии мы сами шили костюмы, делали декорации и даже съездили в Москву на конкурс и заняли призовое место со спектаклем «Великий Будда, помоги им!» по пьесе Казанцева. Потом в коллективе начались разногласия, было понятно, что редкими выступлениями на хлеб не заработать.

Светлана Богомолова за подготовкой костюмов к спектаклю Джекилл и Хайд в Театре музкомедии

Как вы пришли в Театр музыкальной комедии?

Свершенно случайно. В 1990-м году стечение обстоятельств привело меня даже не в театр, потому что здание на Итальянской было на ремонте, а в ДК Выборгский, где шли спектакли театра. Год я отработала мужским костюмером, но экономическая ситуация в стране была такая, что приходилось выживать, людям было не до театра… И я покинул театр на тринадцать лет — работала в торговле. Но потом вернулась, правда сначала отработала два года осветителем. Как только появилось свободное место у костюмеров, перешла к ним. И уже спустя два месяца возглавила мужской костюмерный цех.

Костюмы спектакля Бал вампиров в Театре музкомедии

Что важнее в вашей работе — профессионализм в швейном деле или знание театра?

Все, чему я училась в училище, в театре пригодилось: и уроки эстетики, и умение разбираться в материалах, в фасонах – исторических и современных. Но если говорить о работе с костюмами вообще, могу сказать, что для начала совершенно точно надо уметь держать иголку с ниткой и иметь хоть самое простое понятие о стиле и гармонии, сочетаемости цветов и материалов. Ведь нам, костюмерам, нередко приходится выкручиваться в разных ситуациях: где-то что-то порвалось, надо это соединить, чтобы артист мог быстро вернуться на сцену, и зритель ничего не заметил. А еще важна скорость реакции. Театр не кино. Времени для второго дубля нет. Поэтому все решения необходимо принимать моментально.

Мужские костюмы, подготовленные для переодевания на фестивале в Гатчине, Театр музкомедии

Интересно, каковы особенности работы с мужчинами-актерами? Насколько они требовательны?

Работа с сильным полом радикально отличается от работы с женщинами. Все-таки дистанция между костюмером и артистом очень короткая. Тонкостей много, и важно соблюдать рабочую этику и находить общий язык, не конфликтовать. Каждого, кто приходит устраиваться в цех, я настраиваю так: артист всегда прав, даже если он не прав. От того, в каком настроении он выйдет на сцену, зависит, как пойдет спектакль. При этом если у кого-то из артистов есть устойчивое желание работать с каким-то конкретным костюмером, всегда иду навстречу. Хотя все костюмеры у нас знают любой спектакль и могут подменять друг друга при необходимости. За последние два года команда у нас все-таки сформировалась. До этого текучка кадров была большая – приходило много случайных людей, не понимающих, что работа в театре требует такой же полноты ответственности, а иногда даже больше, чем любая другая. И это нелегкая работа. Кроме того, важно осознать, что в нашей закулисной работе нет места собственным прихотям: мы делаем одно дело, и взаимоотношения внутри цеха чем-то похожи на взаимоотношения внутри семьи.

Сильва. Сцена из спектакля в Театре музкомедии

Очевидно, что последние два десятка лет развитие Театра музкомедии не стояло на месте. Постановки стали разнообразные, технологичнее, сложнее, изменился репертуар. Это сказалось на вашей профессии?

Когда в 2006-м году я решилась возглавить мужской костюмерный цех, театр был совершенно другой – такого большого количества сложных спектаклей в репертуаре еще не было. Сегодня идут масштабные мюзиклы, в которых огромное количество костюмов и быстрых переодеваний – «Джекилл&Хайд», «Граф Монте-Кристо» и многие другие. Сложнее, чем работа над самым трудным проектом, – только подготовка к выпуску нового спектакля. На этом этапе важно отработать всю схему взаимодействия с материалом. Потом уже остается только все делать вовремя. Например, когда театр выпускал мюзикл «Чаплин», режиссер и вся его команда очень внимательно отнеслись к тому, как мы готовились к этому спектаклю. Многое обсуждалось, и наши решения по мгновенным переодеваниям, которые мы делали незаметно, но эффектно, как фокусы, были ими приняты с уважением. И мне было очень приятно слышать от друзей, которые посмотрели потом этот мюзикл: «Как вы это делаете?!». Это было лучшей похвалой – наша работа незаметна для зрителя, но производит впечатление.

Костюмы, подготовленные для переодевания за сценой на спектакле Чаплин в Театре музкомедии

Понятно, что век театральных костюмов недолог. Приходится ли вам подбирать специальные материалы для их изготовления?

Вообще надо сказать, самое сложное для нас – приспособить костюм для работы актера. Ведь не каждый художник, нарисовав эскиз, думает о том, как он будет эксплуатироваться. Например, Кентаур, художник «Бала вампиров» настаивал на том, чтобы все костюмы были из натуральных тканей – кожа, шерсть, мех. А такие материалы очень сложны в уходе. Ведь от спектакля к спектаклю костюмы должны высохнуть, какие-то элементы надо постирать, разгладить, а натуральная ткань изнашивается быстрее. Приходилось очень бережно и быстро готовить рабочие комплекты особенно в тех случаях, когда спектакль показывался продолжительными сериями. Конечно, в целом функциональность и продолжительная жизнь костюма – задача театральных технологов. Они должны просчитать все нюансы – чтобы ткань, из которой делаются костюмы для балетных артистов, была эластичной, а солист, который должен в мгновение оказаться в нижнем белье, как это происходит в одной из сцен спектакля «Белый. Петербург», не разоблачился раньше времени. И, конечно, наши специалисты в пошивочных мастерских с их золотыми руками, очень облегчают всем нам жизнь. Но в конечном итоге за то, в каком виде герой появляется на сцене, отвечаем именно мы.

Бал вампиров. Художник Кентаур на примерке костюма К. Гордеева в Театре музкомедии

Как поменялся гардероб современного артиста, выходящего на сцену в исторических постановках?

Приступая к работе с новыми костюмами, первым делом смотрим на застежки. Сейчас даже в исторических костюмах стали применять «молнии», а до них было множество крючков, крайне неудобных как для артистов, так и для костюмеров. Крючки сохраняются только в женских корсетах, потому что лифы приходится затягивать, чтобы создать специфический силуэт. В мужских костюмах сейчас корсетов нет, а раньше и с ними приходилось иметь дело. В прошлое ушли подвязки для носков, которые раньше тоже составляли часть мужского костюма. Сегодня мы заменяем их на удлиненные носки или гольфы с латексной резинкой. Это удобно при быстрых переодеваниях, которых у мужчин во время спектакля довольно много. Каждый спектакль у нас расписан в специальных описях, составленных для конкретной постановки. В ней перечислены все персонажи и все элементы их костюмов, которые необходимо приготовить к началу спектакля и в дальнейшем использовать при переменах. Есть общая опись для всех сотрудников цеха и у каждого есть своя личная «шпаргалка», по которой ему удобнее работать.

Белый. Петербург. Сцена из спектакля в Театре музкомедии

Светлана, ваша профессия не мешает вам смотреть спектакли, не обращая внимания на костюмы? Просто прийти в любой театр, расслабиться и насладиться постановкой?

Сегодня я по долгу службы не веду спектакли, но все равно до последней минуты проверяю, считаю, приглядываю, переживаю за всех, как за себя. А вдруг у одного артиста чего-то нет, а если закончилось на складе, успеют ли закупить в срок, все ли укомплектовали на гастроли?.. Кроме того, как простой зритель, я уже очень давно не могу смотреть спектакли из зала. Просто не могу усидеть, потому что знаю: здесь переодевание, а здесь надо перенести костюм на другую сторону сцены. Но из всего репертуара больше люблю классику – «Мистер Икс» и «Баронессу Лили». На этих спектаклях особая актерская атмосфера. Впрочем, в другие театры я давно не хожу. Предпочитаю смотреть фильмы, и если артисты играют хорошо, на их костюмы я уже не отвлекаюсь. Но любовь к театру как к особому миру осталась. Знание всей его внутренней кухни чувство мое не охладило. Наоборот – только интереснее стало.

Беседовала ДИНА КАЛИНИНА

Сталин

Про Родину. Про Сталина

В день смерти Сталина в прокат вышел документальный фильм Сергея Лозницы «Прощание со Сталиным» («Государственные похороны»). О ложной гармонии, разрушающейся на экране с помощью статистики, — кинокритик Наталия Эфендиева.

Dmitry_Mirilenko_Coronavirus

Героиня на карантине: запираемся дома от вируса книгами и трансляциями

Пришлось в четырех стенах спасаться от коронавируса? Это повод узнать много нового — и бесплатно.

Аустерлиц

Театр текста или театр Сафоновой?

Автор «Петербургского Авангарда» разбирается в одном из самых сложных и важных спектаклей сезона.

Григорий Козлов

Актеры и режиссеры о Григории Козлове молвят слово

В 2020 году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. «Петербургский Авангард» вместе с «Мастерской» собрал смешные и трогательные истории о Мастере.

Виктория Исакова

Российские сериалы, которые мы ждём в 2020 году

Нынешний год обещает широкий выбор разноплановых многосерийных проектов, затрагивающих и страницы давней истории, и нынешнюю реальность. «Петербургский авангард» рассказывает об отечественных сериалах, которые должны выйти в 2020 году.

Григорий Козлов

В театре не должно быть духа соревнования. Цитатник Григория Козлова

В этом году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. Свой первый юбилей — 10 лет — в 2020 году отметит и сама «Мастерская». «Петербургский Авангард» сердечно поздравляет Григория Михайловича и публикует десять цитат Мастера о театре и не только.