Светлана Богомолова: Мужские корсеты и подвязки ушли в прошлое

«Петербургский авангард» продолжает знакомить своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице. Одна из них — заведующая мужским костюмерным цехом Театра музкомедии Светлана Богомолова.
Светлана Богомолова, заведующая костюмерным цехом Театра музкомедии

18 декабря 2019.
Текст: Дина Калинина. Фотографии предоставлены пресс-службой Театра музыкальной комедии.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Как и многие другие, она полюбила театр с детства, занималась в драмкружке и даже пыталась поступать в театральный институт. Но Светлане Богомоловой не пришлось блистать на сцене, зато безупречные костюмы артистов Театра музкомедии — целиком и полностью ее заслуга. Творческая карьера Светланы Богомоловой была полна взлетов и падений, но талант и доскональное знание профессии сделали свое дело.

Светлана, с чего началось ваше увлечение театром?

Театр я люблю с того момента, как в детстве мама сводила меня на «Щелкунчика». Я сидела в последнем ряду, практически ничего не видела — только музыку слушала, но впечатление было такое сильное, что помню до сих пор. Потом занималась в драмкружке. После школы трижды безуспешно пыталась поступить в театральный институт. Окончила училище по курсу индивидуального пошива женской одежды, работала в ателье. Параллельно продолжала заниматься в театральной студии при Кораблестроительном институте. В этой студии мы сами шили костюмы, делали декорации и даже съездили в Москву на конкурс и заняли призовое место со спектаклем «Великий Будда, помоги им!» по пьесе Казанцева. Потом в коллективе начались разногласия, было понятно, что редкими выступлениями на хлеб не заработать.

Светлана Богомолова за подготовкой костюмов к спектаклю Джекилл и Хайд в Театре музкомедии

Как вы пришли в Театр музыкальной комедии?

Свершенно случайно. В 1990-м году стечение обстоятельств привело меня даже не в театр, потому что здание на Итальянской было на ремонте, а в ДК Выборгский, где шли спектакли театра. Год я отработала мужским костюмером, но экономическая ситуация в стране была такая, что приходилось выживать, людям было не до театра… И я покинул театр на тринадцать лет — работала в торговле. Но потом вернулась, правда сначала отработала два года осветителем. Как только появилось свободное место у костюмеров, перешла к ним. И уже спустя два месяца возглавила мужской костюмерный цех.

Костюмы спектакля Бал вампиров в Театре музкомедии

Что важнее в вашей работе — профессионализм в швейном деле или знание театра?

Все, чему я училась в училище, в театре пригодилось: и уроки эстетики, и умение разбираться в материалах, в фасонах – исторических и современных. Но если говорить о работе с костюмами вообще, могу сказать, что для начала совершенно точно надо уметь держать иголку с ниткой и иметь хоть самое простое понятие о стиле и гармонии, сочетаемости цветов и материалов. Ведь нам, костюмерам, нередко приходится выкручиваться в разных ситуациях: где-то что-то порвалось, надо это соединить, чтобы артист мог быстро вернуться на сцену, и зритель ничего не заметил. А еще важна скорость реакции. Театр не кино. Времени для второго дубля нет. Поэтому все решения необходимо принимать моментально.

Мужские костюмы, подготовленные для переодевания на фестивале в Гатчине, Театр музкомедии

Интересно, каковы особенности работы с мужчинами-актерами? Насколько они требовательны?

Работа с сильным полом радикально отличается от работы с женщинами. Все-таки дистанция между костюмером и артистом очень короткая. Тонкостей много, и важно соблюдать рабочую этику и находить общий язык, не конфликтовать. Каждого, кто приходит устраиваться в цех, я настраиваю так: артист всегда прав, даже если он не прав. От того, в каком настроении он выйдет на сцену, зависит, как пойдет спектакль. При этом если у кого-то из артистов есть устойчивое желание работать с каким-то конкретным костюмером, всегда иду навстречу. Хотя все костюмеры у нас знают любой спектакль и могут подменять друг друга при необходимости. За последние два года команда у нас все-таки сформировалась. До этого текучка кадров была большая – приходило много случайных людей, не понимающих, что работа в театре требует такой же полноты ответственности, а иногда даже больше, чем любая другая. И это нелегкая работа. Кроме того, важно осознать, что в нашей закулисной работе нет места собственным прихотям: мы делаем одно дело, и взаимоотношения внутри цеха чем-то похожи на взаимоотношения внутри семьи.

Сильва. Сцена из спектакля в Театре музкомедии

Очевидно, что последние два десятка лет развитие Театра музкомедии не стояло на месте. Постановки стали разнообразные, технологичнее, сложнее, изменился репертуар. Это сказалось на вашей профессии?

Когда в 2006-м году я решилась возглавить мужской костюмерный цех, театр был совершенно другой – такого большого количества сложных спектаклей в репертуаре еще не было. Сегодня идут масштабные мюзиклы, в которых огромное количество костюмов и быстрых переодеваний – «Джекилл&Хайд», «Граф Монте-Кристо» и многие другие. Сложнее, чем работа над самым трудным проектом, – только подготовка к выпуску нового спектакля. На этом этапе важно отработать всю схему взаимодействия с материалом. Потом уже остается только все делать вовремя. Например, когда театр выпускал мюзикл «Чаплин», режиссер и вся его команда очень внимательно отнеслись к тому, как мы готовились к этому спектаклю. Многое обсуждалось, и наши решения по мгновенным переодеваниям, которые мы делали незаметно, но эффектно, как фокусы, были ими приняты с уважением. И мне было очень приятно слышать от друзей, которые посмотрели потом этот мюзикл: «Как вы это делаете?!». Это было лучшей похвалой – наша работа незаметна для зрителя, но производит впечатление.

Костюмы, подготовленные для переодевания за сценой на спектакле Чаплин в Театре музкомедии

Понятно, что век театральных костюмов недолог. Приходится ли вам подбирать специальные материалы для их изготовления?

Вообще надо сказать, самое сложное для нас – приспособить костюм для работы актера. Ведь не каждый художник, нарисовав эскиз, думает о том, как он будет эксплуатироваться. Например, Кентаур, художник «Бала вампиров» настаивал на том, чтобы все костюмы были из натуральных тканей – кожа, шерсть, мех. А такие материалы очень сложны в уходе. Ведь от спектакля к спектаклю костюмы должны высохнуть, какие-то элементы надо постирать, разгладить, а натуральная ткань изнашивается быстрее. Приходилось очень бережно и быстро готовить рабочие комплекты особенно в тех случаях, когда спектакль показывался продолжительными сериями. Конечно, в целом функциональность и продолжительная жизнь костюма – задача театральных технологов. Они должны просчитать все нюансы – чтобы ткань, из которой делаются костюмы для балетных артистов, была эластичной, а солист, который должен в мгновение оказаться в нижнем белье, как это происходит в одной из сцен спектакля «Белый. Петербург», не разоблачился раньше времени. И, конечно, наши специалисты в пошивочных мастерских с их золотыми руками, очень облегчают всем нам жизнь. Но в конечном итоге за то, в каком виде герой появляется на сцене, отвечаем именно мы.

Бал вампиров. Художник Кентаур на примерке костюма К. Гордеева в Театре музкомедии

Как поменялся гардероб современного артиста, выходящего на сцену в исторических постановках?

Приступая к работе с новыми костюмами, первым делом смотрим на застежки. Сейчас даже в исторических костюмах стали применять «молнии», а до них было множество крючков, крайне неудобных как для артистов, так и для костюмеров. Крючки сохраняются только в женских корсетах, потому что лифы приходится затягивать, чтобы создать специфический силуэт. В мужских костюмах сейчас корсетов нет, а раньше и с ними приходилось иметь дело. В прошлое ушли подвязки для носков, которые раньше тоже составляли часть мужского костюма. Сегодня мы заменяем их на удлиненные носки или гольфы с латексной резинкой. Это удобно при быстрых переодеваниях, которых у мужчин во время спектакля довольно много. Каждый спектакль у нас расписан в специальных описях, составленных для конкретной постановки. В ней перечислены все персонажи и все элементы их костюмов, которые необходимо приготовить к началу спектакля и в дальнейшем использовать при переменах. Есть общая опись для всех сотрудников цеха и у каждого есть своя личная «шпаргалка», по которой ему удобнее работать.

Белый. Петербург. Сцена из спектакля в Театре музкомедии

Светлана, ваша профессия не мешает вам смотреть спектакли, не обращая внимания на костюмы? Просто прийти в любой театр, расслабиться и насладиться постановкой?

Сегодня я по долгу службы не веду спектакли, но все равно до последней минуты проверяю, считаю, приглядываю, переживаю за всех, как за себя. А вдруг у одного артиста чего-то нет, а если закончилось на складе, успеют ли закупить в срок, все ли укомплектовали на гастроли?.. Кроме того, как простой зритель, я уже очень давно не могу смотреть спектакли из зала. Просто не могу усидеть, потому что знаю: здесь переодевание, а здесь надо перенести костюм на другую сторону сцены. Но из всего репертуара больше люблю классику – «Мистер Икс» и «Баронессу Лили». На этих спектаклях особая актерская атмосфера. Впрочем, в другие театры я давно не хожу. Предпочитаю смотреть фильмы, и если артисты играют хорошо, на их костюмы я уже не отвлекаюсь. Но любовь к театру как к особому миру осталась. Знание всей его внутренней кухни чувство мое не охладило. Наоборот – только интереснее стало.

Беседовала ДИНА КАЛИНИНА

Рождество и Новый год

Театральные проводы 2019 года

Многие петербуржцы наверняка захотят провести 31 декабря 2019 года в приятной атмосфере театров, которые приготовили для взрослых и маленьких зрителей новогоднее меню на любой вкус — и веселое, и музыкальное, и романтичное, и задумчивое. Это касается не только больших залов и площадок, расположенных в центре города и всегда выглядящих респектабельно и празднично. Спальные районы Петербурга уже давно не отстают в стремлении к культурному и интеллектуальному досугу и не желают делать расслабляющий перерыв даже в главный праздник года.

Татьяна Семенова, реквизиторский цех Театра музыкальной комедии

Татьяна Семенова: Принесенные мной стаканы семь лет «работают» на сцене

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» знакомит своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Татьяна Семенова заведует реквизиторским цехом. Профессия реквизитора – одна из немногих в театре, которую не преподают ни в одном учебном заведении. Этому можно научиться только на месте. Главное – желание и хороший пример перед глазами.

Михаил Шемякин

Пикассо в диалоге с Шемякиным

До 5 апреля 2020 года в выставочном центре Михаила Шемякина на Садовой улице проходит необычная экспозиция — «Шемякин. Пикассо. Веласкес. Картины как модели. История трансформаций». Это еще один из способов великого художника современности совместить в познании мира и себя два подхода — научный и артистический. Мастера разных жанров и искусств обращаются к работам своих предшественников, чтобы получить вдохновение, воздать должное великому творцу или переосмыслить оригинал, а возможно — превзойти его. Обычно каждая индивидуальная реакция на старое произведение искусства представляет собой синтез намерений художника: зафиксировать, интерпретировать и учиться.

Костюмеры женской стороны. В центре - Маринэлла Лукинская

Маринэлла Лукинская: Артисты – существа не от мира сего

«Петербургский авангард» предлагает своим читателям историю Маринэллы Лукинской, заведующей женским костюмерным цехом Театра музыкальной комедии Петербурга. Мы продолжаем цикл интервью представителей театральных профессий, которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музкомедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице.

Светлана Воронцова, помощник режиссера в Театре музыкальной комедии

Светлана Воронцова: Мне дали прозвище «Главная по чрезвычайным ситуациям»

«Петербургский авангард» продолжает знакомить своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице. Следующий рассказ — о Светлане Воронцовой, которая вот уже 22 года работает в Театре музкомедии помощником директора труппы, помощником режиссера.

Легенды ретро fm

Торжество вечной молодости

В Ледовом дворце 21 декабря 2019 года свое 15-летие отметил фестиваль «Легенды ретро FM», объединяющий звезд 1970-х, 1980-х и 1990-х. Шоу артистов, пик популярности которых пришелся на вторую половину прошлого столетия, состоялось при полном аншлаге, смешав безудержное веселье с легкой грустью и обманув время. В этот раз в «Легендах» приняли участие зарубежные звезды E-Type, Dschinghis Khan, Ottawan, Lian Ross, Lou Bega, Thomas Anders. Из отечественных исполнителей – Татьяна Буланова, Ирина Салтыкова, Игорь Корнелюк и Сергей Васюта.