Светлана Бирюкова: Мы создали инструмент для живого рассказа об искусстве

Проект «Русский музей: виртуальный филиал» стартовал в 2003 году, тем самым поставив крупнейшее собрание произведений русского искусства в авангарде музейного дела. Несмотря на стремительные изменения в сфере информационных технологий, проект начала 2000-х не забронзовел — он развивается, вызывая живой отклик и у публики, и у специалистов, имеющих непосредственное к нему отношение. Быть впереди всех и служить примером — отнюдь не просто...
Светлана Бирюкова, Русский музей

24 августа 2017.

Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Не так давно в Санкт-Петербурге собрались представители региональных представительств Русского музея – его виртуальных филиалов, чтобы обсудить развитие своей обширной сети. Одним из главных стал вопрос о роли технологий, а именно: зачем музею мультимедиа по искусству, если он весь — культурное национальное достояние, а интернет есть в каждом доме?

Семинар «От виртуального к реальному» значительно прояснил перспективы для региональных участников проекта «Русский музей: виртуальный филиал». О том, что обсуждалось на семинаре, зачем вообще нужен виртуальный филиал и в какую сторону он будет развиваться, «Петербургский авангард» побеседовал с заведующей отделом «Центр мультимедиа Русского музея» Светланой Бирюковой.

Светлана Владимировна, современный обыватель об инновациях в старых музеях обычно говорит следующее: «Я как-нибудь подальше от технологий, я лучше подлинники посмотрю». Ни одна виртуальная экскурсия, мол, не заменит музей… Так ли это?

— Если бы наши сограждане реально интересовались подлинниками, то в академических залах возле Айвазовского была бы такая же толпа, как и на нашумевшей выставке, но ведь этого нет!

Вопрос, нужны ли информационные технологии в святилище муз, уже не обсуждается, они давно там. Плазмы, компьютеры, QR-коды, аудио-гиды и прочие девайсы — надежные помощники в цифровой информационной поддержке музея. Если кому-то удобнее обратиться к технологиям, чем к экскурсоводу, — пожалуйста, сколько угодно, разными способами.

Но совершенно иначе выглядит ситуация за пределами музея, а тем более — в регионах. Вспомните: в нашей стране уже не первое десятилетие модернизируются образовательные и просветительские программы на всех уровнях. Это явный признак, что изменения в восприятии, усваивании знаний, в образовании и просвещении зреют, и пока они не удовлетворяют все новые поколения учителей и учеников.

С чего обычно начнется общедоступная лекция в какой-нибудь районной библиотеке о поэтике русского пейзажа? Правильно — с поэтичных же биографий Щедрина-Айвазовского-Куинджи-Левитана… Вы на какой минуте обычно засыпаете? Разум спит, а чудовища множатся.

И вроде недостатка в изобразительном материале уже давно нет, и выложены в сети книги, каталоги, и видеоролики, и многое другое. И вот тут наступает момент выбора для лектора — сделает он цифровые технологии оружием массового поражения или удобным инструментом с широчайшими возможностями.

Как цифровые технологии влияют на восприятие и, в конечном итоге, на мышление современного зрителя, изучено пока мало. В чем же недостаток обычного лектора?

— Можно бесконечно любоваться картинами великих русских художников, знать наизусть их биографии и при этом ничего не понимать в искусстве. Так же мы изучаем литературу в школе: стихи наизусть, сочинения, биографии писателей…

Но кто и почему решил, что жизнеописание художника плюс сюжеты его полотен — это изучение изобразительного искусства? Может, и не надо всем-то это изучать? Но тем, кто действительно пришел на лекцию в библиотеку или наш филиал, может, им надо иначе показать произведение — профессионально, интеллектуально и уникально? Может быть, любопытствующим хочется глубокого понимания живописи, а не статистических данных и узнавания знакомых картинок.

Вот тут главный секрет нашего семинара: все это (профессионально, интеллектуально и уникально) просто так не появится от одних только харизм, этому учатся, перенимают многолетний опыт, используют наработанные методики и формы.

И где же хранится это сокровище?

— Часть этих методик и наработок структурированы в Медиатеке Русского музея, а это — более 500 программ и фильмов. Другую часть участники семинара получают в процессе практических занятий — экскурсии, лекции, мастер-классы, тестовые задания, круглые столы и прочее. Мы стремились раскрыть потенциал каждого участника, вынудить его рефлексировать, высказываться и даже возмущаться.

«Ну как можно шестиклассникам предлагать урок о Золотом сечении в искусстве?» — спрашивают, например, наши семинаристы. «А Вы попробуйте! Мы даем Вам много всего — методики, знания, умения рассыпаны на разных уровнях. Берите их и лепите свои идеи», — отвечаем мы.

Наши специалисты подсказывают: вот инструменты (мультимедиа), ну хоть линию горизонта на разных пейзажах нарисуйте, хоть первый маленький шаг сделайте! Все есть — множество картин, размышления экспертов, интерпретации и новейшие сценарии. Но почему-то многие предпочитают «по-советски»: дайте мне утвержденную где-то кем-то программу, я нажму на указанную кнопку в определенном фильме, и все — моя задача выполнена, окультурено сколько-то граждан.

Вы хотите, чтобы в каждом городе России был виртуальный филиал? Проводите своего рода «культурную интервенцию»?

— Да нет! У нас весьма трезвый взгляд на деятельность виртуальных филиалов. У семинара другая цель — спровоцировать творческую подачу нашего материла на местах, уникальную, интеллектуальную и по возможности профессиональную. При этом главным итогом работы для каждого участника, приехавшего из региона, должен стать основной посыл: когда мы посмотрели на искусство и так, и эдак, когда вдруг закономерности в творчестве станут очевидными, тогда у той самой любопытствующей аудитории родится мысль «а КАК художник это сделал? — надо бы в музее посмотреть». В том музее, который помог придти к искусству, или в другом, который рядом.

Судя по недавно открывшемуся Центру мультимедиа Русского музея, Вам удалось достичь определенных высот…

— Русский музей умудрился вывести свое мультимедиа на уникальный, интеллектуальный и профессиональный уровень. Многое можно увидеть своими глазами в Центре мультимедиа на Инженерной улице, 8, посмотреть в нашем мультимедийном кинотеатре или, например, пройти техно-игровым маршрутом «Романтический наш император»…

И слушатели нашего семинара уезжали радостные, словно раскрыли давно заржавевшую дверь. География участников проекта «Русский музей: виртуальный филиал» у нас красивая — от Таллинна до Южно-Сахалинска, и полагаю, есть некий камертон при общей неразберихе. А как нам удалось этого достичь — это наш секрет.

Владимир Фейертаг

Владимир Фейертаг: Публика всегда довольна

Владимира Фейертага без преувеличения можно назвать легендой российского джаза. Он первым в нашей стране написал книгу о джазе на русском языке: она вышла в 1960 году в издательстве «Музыка». Но задолго до этого события он руководил эстрадными и джазовыми коллективами. С 1966 года организовал в Ленинграде и других городах (Рига, Ярославль, Одесса, Донецк, Великий Новгород, Горький) джазовые филармонические абонементы и фестивали. С 1978 по 1992 год был художественным руководителем и ведущим ленинградского джазового фестиваля «Осенние ритмы». В 1990 году создал Ассоциацию джазовых музыкантов и менеджеров «Интерджаз», с помощью которой проводил ленинградские фестивали «Открытая музыка», организовывал фестивали в Калининграде, Мурманске и Витебске, а также отдельные концерты зарубежных музыкантов.

Geek Picnic

Geek Picnic: секс, ракеты и будущее

С 18 по 19 августа в ЦПКиО имени Кирова на Елагином острове пройдет восьмой фестиваль технологий, науки и искусства Geek Picnic. Будущее отношений и секса, эволюцию ракет и космической одежды, нейроинтерфейсы и теорию струн обсудят интересные эксперты и участники фестиваля. «Петербургский авангард» рассказывает, что посмотреть и послушать на Geek Picnic в этом году в Санкт-Петербурге.

Будь с городом!

«Будь с городом!»: Как это было (фото)

В воскресенье, 5 августа, на Дворцовой площади петербуржцы веселились на фестивале «Будь с городом!». Концерт, игры и квесты проходили в поддержку благотворительных организаций Санкт-Петербурга. Лучше всех смысл названия-призыва раскрыл руководитель волонтеров организации «Мята» Антон Кашкаров: «Город — это не улицы и фонтаны, это, прежде всего, люди, которые его населяют. Будьте с городом — будьте городом». Ему вторит вице-губернатор Константин Серов: «Наш город, переживший многое, знаменит тем, что всегда считал боль других и своей болью».

Музыки мира

Кого слушать на фестивале «Музыки мира»

С 11 по 12 августа в Шереметевском дворце (Музее музыки) в третий раз пройдет этнический фестиваль «Музыки мира». Сердце фестиваля – это, конечно, этническая музыка в блистательном исполнении современных звезд этно-рока и этно-джаза. А вены и артерии – это материальная культура, окружающая традиционную музыку разных регионов.
Самый этнический уикенд лета раскинется в центре Санкт-Петербурга, на набережной Фонтанки, 34, сразу на трех площадках. На парадном дворе Шереметевского дворца с 14:00 до 20:00 зрителей ждут башкирская, киргизская и тувинская юрты, уроки каллиграфии, акварели, рисунков хной и работы со стеклом, а главное – встречи с мастерами, которые строят этнические инструменты.

Дмитрий Мирапольский

Дмитрий Миропольский: Для России секретные службы — основа основ

Дмитрий Миропольский уже заслужил прозвище Петербургский Дюма. В августе издательство «Эксмо-АСТ» выпускает его новую книгу — роман «American’ец», посвященный приключениям и кругосветному путешествию, пожалуй, самого знаменитого русского авантюриста начала XIX века графа Федора Толстого.

Захватывающее повествование об этом ярком и противоречивом персонаже российской истории написал автор бестселлеров последних лет, названный «Медиаперсоной 2017 года», лауреат Национальной литературной премии «Золотое перо Руси» Дмитрий Миропольский. Его роман «1916/Война и Мир» вошел в лонг-лист премии «Национальный бестселлер», а по книге «1814/Восемнадцать-четырнадцать» были сняты одноименный фильм и сериал. Роман «Тайна трех государей» победил в литературном конкурсе «Книга года: Сибирь – Евразия», и только за первые месяцы после выхода в свет эта книга разошлась тиражом более 160 000 экземпляров.

Дарья Павленко, стоп-кадр видео

Дарья Павленко: Лучший балет — тот, который репетируешь

28 июля 2018 года прима Мариинского театра, заслуженная артистка России Дарья Павленко танцевала последний балет в родном театре, после чего покинула труппу, в которую влилась в 1996 году. В 2004 году Дарья Павленко стала самой молодой примой Мариинки. На сцене этого театра она станцевала почти четыре десятка спектаклей.
В 2000 году балерина награждена призом «Душа танца» от журнала «Балет» в номинации «Восходящая звезда», а в 2001-м получила специальную премию музыкального жюри фестиваля «Золотая маска» — за исполнение партии Королевы снежинок в балете «Щелкунчик» Петра Чайковского.