Светлана Бирюкова: Мы создали инструмент для живого рассказа об искусстве

Проект «Русский музей: виртуальный филиал» стартовал в 2003 году, тем самым поставив крупнейшее собрание произведений русского искусства в авангарде музейного дела. Несмотря на стремительные изменения в сфере информационных технологий, проект начала 2000-х не забронзовел — он развивается, вызывая живой отклик и у публики, и у специалистов, имеющих непосредственное к нему отношение. Быть впереди всех и служить примером — отнюдь не просто...
Светлана Бирюкова, Русский музей

24 августа 2017.

Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Не так давно в Санкт-Петербурге собрались представители региональных представительств Русского музея – его виртуальных филиалов, чтобы обсудить развитие своей обширной сети. Одним из главных стал вопрос о роли технологий, а именно: зачем музею мультимедиа по искусству, если он весь — культурное национальное достояние, а интернет есть в каждом доме?

Семинар «От виртуального к реальному» значительно прояснил перспективы для региональных участников проекта «Русский музей: виртуальный филиал». О том, что обсуждалось на семинаре, зачем вообще нужен виртуальный филиал и в какую сторону он будет развиваться, «Петербургский авангард» побеседовал с заведующей отделом «Центр мультимедиа Русского музея» Светланой Бирюковой.

Светлана Владимировна, современный обыватель об инновациях в старых музеях обычно говорит следующее: «Я как-нибудь подальше от технологий, я лучше подлинники посмотрю». Ни одна виртуальная экскурсия, мол, не заменит музей… Так ли это?

— Если бы наши сограждане реально интересовались подлинниками, то в академических залах возле Айвазовского была бы такая же толпа, как и на нашумевшей выставке, но ведь этого нет!

Вопрос, нужны ли информационные технологии в святилище муз, уже не обсуждается, они давно там. Плазмы, компьютеры, QR-коды, аудио-гиды и прочие девайсы — надежные помощники в цифровой информационной поддержке музея. Если кому-то удобнее обратиться к технологиям, чем к экскурсоводу, — пожалуйста, сколько угодно, разными способами.

Но совершенно иначе выглядит ситуация за пределами музея, а тем более — в регионах. Вспомните: в нашей стране уже не первое десятилетие модернизируются образовательные и просветительские программы на всех уровнях. Это явный признак, что изменения в восприятии, усваивании знаний, в образовании и просвещении зреют, и пока они не удовлетворяют все новые поколения учителей и учеников.

С чего обычно начнется общедоступная лекция в какой-нибудь районной библиотеке о поэтике русского пейзажа? Правильно — с поэтичных же биографий Щедрина-Айвазовского-Куинджи-Левитана… Вы на какой минуте обычно засыпаете? Разум спит, а чудовища множатся.

И вроде недостатка в изобразительном материале уже давно нет, и выложены в сети книги, каталоги, и видеоролики, и многое другое. И вот тут наступает момент выбора для лектора — сделает он цифровые технологии оружием массового поражения или удобным инструментом с широчайшими возможностями.

Как цифровые технологии влияют на восприятие и, в конечном итоге, на мышление современного зрителя, изучено пока мало. В чем же недостаток обычного лектора?

— Можно бесконечно любоваться картинами великих русских художников, знать наизусть их биографии и при этом ничего не понимать в искусстве. Так же мы изучаем литературу в школе: стихи наизусть, сочинения, биографии писателей…

Но кто и почему решил, что жизнеописание художника плюс сюжеты его полотен — это изучение изобразительного искусства? Может, и не надо всем-то это изучать? Но тем, кто действительно пришел на лекцию в библиотеку или наш филиал, может, им надо иначе показать произведение — профессионально, интеллектуально и уникально? Может быть, любопытствующим хочется глубокого понимания живописи, а не статистических данных и узнавания знакомых картинок.

Вот тут главный секрет нашего семинара: все это (профессионально, интеллектуально и уникально) просто так не появится от одних только харизм, этому учатся, перенимают многолетний опыт, используют наработанные методики и формы.

И где же хранится это сокровище?

— Часть этих методик и наработок структурированы в Медиатеке Русского музея, а это — более 500 программ и фильмов. Другую часть участники семинара получают в процессе практических занятий — экскурсии, лекции, мастер-классы, тестовые задания, круглые столы и прочее. Мы стремились раскрыть потенциал каждого участника, вынудить его рефлексировать, высказываться и даже возмущаться.

«Ну как можно шестиклассникам предлагать урок о Золотом сечении в искусстве?» — спрашивают, например, наши семинаристы. «А Вы попробуйте! Мы даем Вам много всего — методики, знания, умения рассыпаны на разных уровнях. Берите их и лепите свои идеи», — отвечаем мы.

Наши специалисты подсказывают: вот инструменты (мультимедиа), ну хоть линию горизонта на разных пейзажах нарисуйте, хоть первый маленький шаг сделайте! Все есть — множество картин, размышления экспертов, интерпретации и новейшие сценарии. Но почему-то многие предпочитают «по-советски»: дайте мне утвержденную где-то кем-то программу, я нажму на указанную кнопку в определенном фильме, и все — моя задача выполнена, окультурено сколько-то граждан.

Вы хотите, чтобы в каждом городе России был виртуальный филиал? Проводите своего рода «культурную интервенцию»?

— Да нет! У нас весьма трезвый взгляд на деятельность виртуальных филиалов. У семинара другая цель — спровоцировать творческую подачу нашего материла на местах, уникальную, интеллектуальную и по возможности профессиональную. При этом главным итогом работы для каждого участника, приехавшего из региона, должен стать основной посыл: когда мы посмотрели на искусство и так, и эдак, когда вдруг закономерности в творчестве станут очевидными, тогда у той самой любопытствующей аудитории родится мысль «а КАК художник это сделал? — надо бы в музее посмотреть». В том музее, который помог придти к искусству, или в другом, который рядом.

Судя по недавно открывшемуся Центру мультимедиа Русского музея, Вам удалось достичь определенных высот…

— Русский музей умудрился вывести свое мультимедиа на уникальный, интеллектуальный и профессиональный уровень. Многое можно увидеть своими глазами в Центре мультимедиа на Инженерной улице, 8, посмотреть в нашем мультимедийном кинотеатре или, например, пройти техно-игровым маршрутом «Романтический наш император»…

И слушатели нашего семинара уезжали радостные, словно раскрыли давно заржавевшую дверь. География участников проекта «Русский музей: виртуальный филиал» у нас красивая — от Таллинна до Южно-Сахалинска, и полагаю, есть некий камертон при общей неразберихе. А как нам удалось этого достичь — это наш секрет.

Гете-институт

Гёте-институт дарит на свой юбилей Фестиваль немецкого кино

С 25 по 28 октября в киноцентре «Родина» пройдет Фестиваль немецкого кино. Публика сможет насладиться премьерами новейших немецких фильмов, которые уже принимали участие в Берлинском кинофестивале. Этот год стал для кинематографа Германии очень успешным, и четыре картины с Берлинале можно будет увидеть в рамках 15-го Фестиваля немецкого кино в Петербурге. Организатором мероприятия, как и в предыдущие 14 лет, выступает Гёте-институт, который в 2018-м отмечает 25-летие своей деятельности в Петербурге.

Андрей Плахов

Андрей Плахов: «Кино сверхреальности» — грань игрового и документального

Международный кинофестиваль с 30-летней историей — «Послание к человеку» — зарождался как смотр документальных фильмов, но за три десятка лет оброс программами анимации, экспериментального кино и игровых картин. Современный кинофестиваль не заканчивается на церемонии награждения — его эхо еще долго разносится по городам и странам.

Терем-квартет

«Терем-квартет»: Мурашка — главный критерий в музыке

Самый яркий инструментальный коллектив в России «Терем-квартет», создавший необычное и увлекательное музыкальное направление кроссовер, собирает на берегах Невы претендентов на «Золотую мурашку». С 22 октября в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга (набережная Мойки, 20) начнется V Международный музыкальный турнир «Терем Кроссовер». Он, как Ноев ковчег, берет на борт самых разнообразных исполнителей, играющих на классических, а подчас — необычных и редких, музыкальных инструментах. И эта музыка не укладывается ни в один формат или стиль. «Терем Кроссовер» — это всегда захватывающее приключение, которое преподносит сюрпризы и открытия, стирая границы музыкальных направлений и даже стран.

Татьяна Юрьева

Юбилей великого человека и верного друга

18 октября свой юбилей встречает яркая представительница петербургского арт-мира — Татьяна Семеновна Юрьева. Она носит гордое звание заслуженного деятеля искусств РФ, является доктором искусствоведения, профессором кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств, директором Музея современных искусств имени Дягилева СПбГУ.

Нужен ли искусству супермаркет?

В течение минувших выходных — 13 и 14 октября — петербургский Музей стрит-арта на шоссе Революции стал площадкой для выставки-ярмарки Sam Fair. На это время музей превратился в большой супермаркет, где художники сами оформили стенды своими работами, а любители и коллекционеры современного искусства смогли не только купить произведения, но и пообщаться с авторами. Среди участников — 120 художников и арт-объединений из разных регионов России. Также в программу были включены лекции, концерт, дискуссия, перформансы и тату-бар, а в одной из социальных сетей прошел онлайн-аукцион.

Cosmoscow-2018

Что сейчас покупают на выставках

Cosmoscow-2018 – арт-ярмарка современного искусства, которая раз в год предлагает вниманию публики актуальные работы российских художников, а также знакомит с лучшими галереями России. Это мероприятие собирает в одном месте всех ценителей, знатоков, коллекционеров, галеристов, художников и просто интересующихся искусством людей. Основательница успешнейшего арт-рынка страны – Маргарита Анатольевна Пушкина – искусствовед, коллекционер, директор Cosmoscow.