Сусанна Цирюк: Наши «Алые паруса» приобретают более крупный масштаб

Сусанна Цирюк – одна из ведущих режиссеров-постановщиков в сфере музыкального театра России. Она талантливый либреттист, автор русских версий культовых мюзиклов: «Бал вампиров», «Граф Монте-Кристо», «Аладдин», поставленных в Санкт-Петербургском государственном театре музыкальной комедии. Именно Сусанна Цирюк написала стихи к романтичным шлягерам – Belle из Notre Dame de Paris и «Короли ночной Вероны» из «Ромео и Джулетты» Московского театра оперетты.
Сусанна Цирюк

27 декабря 2018.
Текст: Елезавета Ронгинская. Фотографии репетиций — Надежда Бакина, фотографии Сусанны Цирюк — из ее личного архива.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , .

Ее спектакли с успехом идут на театральных площадках Новосибирска, Ростова, Челябинска, Иркутска, Петрозаводска, Минска, Риги, Таллинна, Караганды, Бургаса и Пловдива. Сейчас режиссер занята постановкой мюзикла «Алые паруса» в ТЮЗе имени Брянцева. Премьера запланирована на 25 января — это будет масштабная работа с яркой визуальной концепцией, эффектными массовыми сценами и стильной хореографией. В интервью «Петербургскому авангарду» Сусанна Цирюк оценила уровень профессиональной подготовки артистов ТЮЗа и поразмышляла о синтезе драмы и музыки в предстоящей премьере.

Сусанна Цирюк

Сусанна Юрьевна, вы не ставили в ТЮЗе имени Брянцева ранее?

Это моя первая постановка в ТЮЗе. Я — свободный художник и часто езжу по стране. Мне было очень приятно и лестно получить приглашение поработать с легендарным театром и знаменитой труппой.

Алые паруса – знаковый символ для Петербурга. Что он значит для вас?

Я всегда воспринимала повесть Грина как символ взросления, перехода на новый этап жизни, когда проверяются на прочность все надежды и мечтания юности.

В чем самобытность либретто Михаила Бартенева и стихов Андрея Усачева, которые легли в основу мюзикла Максима Дунаевского?

Я с детства люблю фильм-сказку с Анастасией Вертинской — романтичную, чудесную, трактовка которой наиболее близка к повести Грина. Но благодаря версии Бартенева, Усачева и Дунаевского, смысл происходящего приобретает иной, более крупный масштаб. Авторы создали настоящую притчу, в которой градус эмоций, выдаваемых музыкой, степень философского обобщения – шире, чем предполагает сказка о чуде или легенда о любви.

Это история о том, что лишь человек, наделенный талантом любить, может сохранить себя в любой, самой тяжелой жизненной ситуации. Либретто мюзикла — драматичнее и жестче романтической феерии Грина: обстоятельства, в которые авторы помещают своих героев, более безжалостны. Тем больше нужно эмоциональных сил, души и веры героям, чтобы выжить и сохранить верность своей мечте. У нашего спектакля возрастной маркер «16 плюс» именно по масштабу осмысления ситуации.

Расскажите о вашей команде. Кто помогает воплощать чудо?

У меня есть несколько любимых творческих команд, с которыми я работаю уже много лет. Автором сценографического решения, световой партитуры и видеоконтента к «Алым парусам» является Алексей Тарасов, эскизы костюмов созданы художницей Татьяной Королевой, и в этот раз с нами впервые работают талантливый молодой хореограф Антон Дорофеев, обладатель нескольких международных премий, и музыкальный руководитель спектакля Александра Чопик, хорошо знакомая труппе ТЮЗа по нескольким предыдущим постановкам. Премьерный блок пройдет под аккомпанемент оркестра «Таврический» во главе с замечательным дирижером Михаилом Голиковым.

Артисты ТЮЗа справляются с поставленными музыкальными задачами?

Этот театр всегда пел – здесь вообще очень сильная труппа, с самыми разносторонними синтетическими навыками. Мне кажется, что артисты репетируют с удовольствием, и им интересно. «Алые паруса» Дунаевского идут в 24 театрах страны – и музыкальных, и драматических. ТЮЗ имени Брянцева — первый драматический театр, который справляется с постановкой своими силами — то есть не приглашает актеров мюзикла, хор, балет. Мы все делаем сами – в этом состоит уникальность постановки. Мюзикл в нашем воплощении обретает несколько иной способ актерского существования, поскольку все его участники — драматические артисты. Все, что мы делаем с точки зрения хореографии, музыки, слова — осмысленно и наполнено неподдельным драматизмом.

Театр «Глобус» пытался обойтись приглашением хора и балета, но был вынужден позвать опытного актера-вокалиста на роль Священника, потому что по тесситуре и вокальному диапазону его партия считается очень сложной. А у нас потрясающий Артемий Веселов делает это легко, с удовольствием и по нескольку раз в день — поет, как дышит. Лилиан Наврозашвили владеет вокальной техникой на высоком профессиональном уровне. Абсолютно свободно справляются с музыкальным материалом Александр Титков и Владимир Чернышев. Мало того — у нас запели даже артисты, которые прежде не пели в спектаклях – Анна Лебедь, Олег Сенченко, Федор Федотов.

репетиция мюзикла "Алые паруса" в ТЮЗе

Чем отличаются ТЮЗы от других драматических театров?

ТЮЗы выносливее и мобильнее, потому что работают больше всех театров страны. Сейчас уже считается нормой, что в детских театрах идут не только сказки и пьесы из школьной программы, но и произведения лучшей мировой драматургии, а это значит, что у актеров ТЮЗов гораздо шире актерской диапазон. Попробуй: утром белочку сыграй, а вечером — Офелию.

У ТЮЗов очень сложная миссия: им нужно привить детям любовь к хорошей драматургии, к хорошим спектаклям, чтобы они ходили в театр с удовольствием, а потом водили туда своих детей.

Почему жанр мюзикла так любим зрителем?

Потому что музыка обладает усиленным эмоциональным воздействием. У Дунаевского потрясающе мелодичная музыка — шлягер на шлягере. Плюс необходимой составляющей музыки является хореография, а это зрелищно. Придуманные нами пластические персонажи — Духи моря (Олег Сенченко, Иван Стрюк, Никита Остриков, Илья Божедомов, Алиса Золоткова, Анна Мигицко, Мария Хрущева, Анна Зубарева) — не сходят со сцены в течение всего действа. Причем в другом составе эти же артисты играют главные роли в этой постановке. Оказалось, что в ТЮЗе — потрясающе пластичные ребята, они не просто профессионально выполняют задачи хореографа, но наполняют каждое движение смыслом и эмоцией, становясь отдельным и важным действующим лицом спектакля.

Сусанна Юрьевна, какими будут главные герои мюзикла: Ассоль и Грей?

Ассоль — лирико-романтическая героиня, но в нашем мюзикле у нее более многогранный, страстный и сильный характер. Грин писал это произведение в революционном Петрограде: собственно, он делал то же самое, что делает Ассоль, пытающаяся уйти от грязи, которая творится вокруг, во что-то светлое, возвышенное. Наша Ассоль — Анна Слынько – актриса без кожи, я просто поражена ее талантом. Параллельно с ней очень интересно репетирует молодая актриса Анастасия Казакова. У нас играют два состава, и никакой ревности между артистами нет, все друг другу помогают, и это здорово.

Роль Грея мы пытаемся как-то очеловечить, чтобы уйти от абстрактного образа-символа. Он у нас разный: иногда более земной и брутальный, иногда – романтичный и одухотворенный. Оба Грея — Дмитрий Ткаченко и Кузьма Стомаченко, обладают яркой индивидуальностью, замечательно поют и репетируют с полной отдачей.

репетиция мюзикла "Алые паруса" в ТЮЗе

Трактовка второстепенных персонажей тоже отличается от первоисточника?

Мы старались наполнить каждый образ внутренней логикой и разнообразить гамму чувств и переживаний, чтобы получилась объемная история. У авторов мюзикла интересно трактована роль Меннерса-младшего, сына хозяина таверны, за которого Ассоль решает выйти замуж, чтобы спасти отца. Он влюблен в девушку, но они люди, живущие абсолютно разными духовными ценностями. Что делают авторы? Они дают ему такой красоты и романтизма музыкальный номер о любви, что персонаж получается гораздо более сложным и многогранным – от него никак не ждешь такого взрыва эмоций.

Музыка очень неожиданно поворачивает сюжет. Роль Меннерса-младшего репетируют Федор Федотов и Олег Сенченко. У них абсолютно разная психофизика, но оба актера очень талантливы и эмоциональны, и результат, несомненно, будет убедительным и интересным. В роли Меннерса-старшего, хозяина таверны — Сергей Шелгунов, артист николсоновского плана, харизматичный и обаятельный. Жену Меннерса репетируют очень яркие актрисы — Анна Лебедь и Лилиан Наврозашвили. Мы расширили эту роль: по нашему замыслу, эта женщина — бывшая Ассоль, которую сломала жизнь, поэтому она пытается оградить своего сына от опасных иллюзий. Лонгрен, которого играет блистательный Алексей Титков, наоборот, воспитывает дочь в иллюзорном мире, желая защитить ее от жестокой реальности.

Всю историю затевает, инспирирует и движет мой любимый персонаж – Эгль. У Грина — это бродячий сказочник, у авторов мюзикла – трикстер, посредник между двумя мирами — реальным и инфернальным. Пронзительно тонкий и одухотворенный Борис Ивушин и элегантно сдержанный и невероятно пластичный Владимир Чернышев прекрасно справляются с этой, пожалуй, самой сложной и неоднозначной ролью в спектакле.

В мюзикле есть еще один очень важный персонаж – Хозяйка борделя «Маяк». Эту роль сыграют Анна Мигицко и Мария Хрущева. Мы придумали, что Хозяйка давно любит Грея и встречает его из каждого плавания. Она понимает, что у нее нет никакой надежды на взаимность, и квинтэссенция переполняющих ее чувств выплескивается в музыкальном номере – дуэте с Греем, который изначально был написан, как сольная баллада Грея.

Вообще, мы представим публике два совершенно разных, но при этом совершенно равноценных, ярких и убедительных актерских состава. И у каждого, поверьте, найдутся свои поклонники.

репетиция мюзикла "Алые паруса" в ТЮЗе

Чем жанр мюзикла обогащает драматический театр?

Некоторые театры ставят мюзиклы, чтобы поднять посещаемость, но в этом театре залы и так всегда заполнены. Я считаю, что артистам полезно поискать новый способ существования. Другое дело, это может понравиться или нет, но попробовать и освоить жанр мюзикла важно. Это, безусловно, расширяет диапазон актерских возможностей. Пение — это продолжение речи: когда ты выходишь на высокий эмоциональный градус, тебе недостаточно слов. Найти баланс между словом, музыкой и пластикой, перейти в другой накал, оставаясь органичным и естественным — трудно, но интересно.

Какую главную режиссерскую задачу вы ставите перед собой?

Чтобы зрители смотрели спектакль с тем же пристальным интересом, вниманием и драйвом, как болельщики смотрят футбольный матч.

Беседовала  ЕЛИЗАВЕТА  РОНГИНСКАЯ

Екатерина Айвазова, гример Театра музкомедии

Екатерина Айвазова: У нашей крови клубничный вкус

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» решил познакомить своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Одна из таких «невидимок» — Екатерина Айвазова, заведующая гримерным цехом Театра музкомедии, в котором она работает уже пять лет. Екатерина Айвазова по образованию актер драматического театра, но по профессии не успела поработать ни дня. Конечно, в первое время осваиваться в гримерном цехе было тяжело, потому что у нее не было опыта. Но желание учиться, совершенствоваться в мастерстве и огромный интерес помогли постепенно втянуться в работу.

Полина Фрадкина

Полина Фрадкина: Понимание музыки помогает ориентироваться в жизни

Пианистка Полина Фрадкина проведет в пресс-центре информационного агентства «Росбалт» лекцию «Музыка и эмоциональный интеллект. О пользе грусти». Она начала заниматься музыкой в пять лет, позже окончила Музыкальный лицей при Санкт-Петербургской консерватории, затем — Петербургскую консерваторию и аспирантуру, а также Академию музыки имени Рубина Тель-Авивского университета и Санкт-Петербургский Институт глубинной психологии. Сейчас Полина Фрадкина выступает как солирующая пианистка и лектор в России и за рубежом. Сотрудничает с современными композиторами, пишущими музыку специально для нее. Участвует в международных музыкальных фестивалях. Ее аудитория: от академических залов, таких как Капелла, Филармония и Концертный зал Мариинского театра, до арт-пространств, лофтов и джазовых клубов.

Елена Щелчкова

Елена Щелчкова: В обнаженке меня увлекает накал и незащищенность

В конце сентября 2019 года в арт-пространстве mArs на Марсовом поле, 3, состоялась выставка «Рисунки на обоях» Елены Щелчковой — художницы, создающей самобытную, загадочную и пронизанную темными лучами эротизма графику. Елена родилась в 1960 году в Зеленогорске, в литературной семье. Она была одаренным ребенком, с детства много читала и любила рисовать. Позже училась в Ленинградском художественно-графическом училище, попала в самое сердце петербургского андеграунда, подружилась с Олегом Котельниковым, Тимуром Новиковым и Владимиром Гооссом, за него она вышла замуж. Семья Щелчковых-Гоосс всегда привлекала к себе чуть ли не весь питерский андеграунд, а их дом стал одним из центров современной культуры.

Кадр из фильма "Грех" Андрея Кончаловского

В «Родине» — жаркий итальянский RIFF

До 8 декабря 2019 года в киноцентре «Родина» уже в шестой раз проходит Российско-итальянский кинофестиваль RIFF, самый крупный италоязычный кинофестиваль России. В этом году на RIFF в Петербурге представлена самая большая программа итальянских фильмов – 26 отборных премьер. Среди картин, которые нельзя пропустить: проект 2017 года «Чамбра» Мартина Скорсезе, мировая премьера которого состоялась на 70-м Каннском фестивале. Фильм был отобран от Италии претендентом в номинацию «Лучший фильм на иностранном языке» на 90-ю церемонию «Оскара», принимал участие в кинофестивале «Санденс», завоевал итальянский «Оскар» – премию «Давид ди Донателло» – и множество других наград.

Satori, Сергей Полунин

Просветление от Сергея Полунина

Сергей Полунин – имя широко известное не только в балетном мире. В этом можно было убедиться и совсем недавно: в городах России, в огромных залах — например, в Москве это был «Крокус Сити Холл» вместимостью до семи тысяч зрителей — прошел тур его программы «Сатори». А начался он в начале октября 2019 года представлением в петербургском БКЗ «Октябрьский», после чего танцовщики показали балет в шести городах России.

Дирижер Иван Демидов. Фото Daniel Biskup из личного архива Ивана Демидова.

Иван Демидов: Музыку, которой занимаюсь в данный момент, считаю лучшей на земле

Иван Демидов в 2009 году с отличием закончил теоретико-композиторское отделение Санкт-Петербургского музыкального училища имени Римского-Корсакова, а в 2014 году — Санкт-Петербургскую консерваторию имени Римского-Корсакова по классу оперно-симфонического дирижирования.

Он дирижировал в театре «Санкт-Петербург Опера» и в театре Санкт-Петербургской консерватории такими операми, как «Евгений Онегин» Чайковского, «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Паяцы» Леонковалло, а также многочисленными концертами симфонической музыки. Дирижировал оперой «Евгений Онегин» во время гастролей театра «Санкт-Петербургъ опера» в Ярославле (2014). С 2014 по 2017 год преподавал на кафедре оперной подготовки Санкт-Петербургской консерватории.