Сусанна Цирюк: Наши «Алые паруса» приобретают более крупный масштаб

Сусанна Цирюк – одна из ведущих режиссеров-постановщиков в сфере музыкального театра России. Она талантливый либреттист, автор русских версий культовых мюзиклов: «Бал вампиров», «Граф Монте-Кристо», «Аладдин», поставленных в Санкт-Петербургском государственном театре музыкальной комедии. Именно Сусанна Цирюк написала стихи к романтичным шлягерам – Belle из Notre Dame de Paris и «Короли ночной Вероны» из «Ромео и Джулетты» Московского театра оперетты.
Сусанна Цирюк

27 декабря 2018.
Текст: Елезавета Ронгинская. Фотографии репетиций — Надежда Бакина, фотографии Сусанны Цирюк — из ее личного архива.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , .

Ее спектакли с успехом идут на театральных площадках Новосибирска, Ростова, Челябинска, Иркутска, Петрозаводска, Минска, Риги, Таллинна, Караганды, Бургаса и Пловдива. Сейчас режиссер занята постановкой мюзикла «Алые паруса» в ТЮЗе имени Брянцева. Премьера запланирована на 25 января — это будет масштабная работа с яркой визуальной концепцией, эффектными массовыми сценами и стильной хореографией. В интервью «Петербургскому авангарду» Сусанна Цирюк оценила уровень профессиональной подготовки артистов ТЮЗа и поразмышляла о синтезе драмы и музыки в предстоящей премьере.

Сусанна Цирюк

Сусанна Юрьевна, вы не ставили в ТЮЗе имени Брянцева ранее?

Это моя первая постановка в ТЮЗе. Я — свободный художник и часто езжу по стране. Мне было очень приятно и лестно получить приглашение поработать с легендарным театром и знаменитой труппой.

Алые паруса – знаковый символ для Петербурга. Что он значит для вас?

Я всегда воспринимала повесть Грина как символ взросления, перехода на новый этап жизни, когда проверяются на прочность все надежды и мечтания юности.

В чем самобытность либретто Михаила Бартенева и стихов Андрея Усачева, которые легли в основу мюзикла Максима Дунаевского?

Я с детства люблю фильм-сказку с Анастасией Вертинской — романтичную, чудесную, трактовка которой наиболее близка к повести Грина. Но благодаря версии Бартенева, Усачева и Дунаевского, смысл происходящего приобретает иной, более крупный масштаб. Авторы создали настоящую притчу, в которой градус эмоций, выдаваемых музыкой, степень философского обобщения – шире, чем предполагает сказка о чуде или легенда о любви.

Это история о том, что лишь человек, наделенный талантом любить, может сохранить себя в любой, самой тяжелой жизненной ситуации. Либретто мюзикла — драматичнее и жестче романтической феерии Грина: обстоятельства, в которые авторы помещают своих героев, более безжалостны. Тем больше нужно эмоциональных сил, души и веры героям, чтобы выжить и сохранить верность своей мечте. У нашего спектакля возрастной маркер «16 плюс» именно по масштабу осмысления ситуации.

Расскажите о вашей команде. Кто помогает воплощать чудо?

У меня есть несколько любимых творческих команд, с которыми я работаю уже много лет. Автором сценографического решения, световой партитуры и видеоконтента к «Алым парусам» является Алексей Тарасов, эскизы костюмов созданы художницей Татьяной Королевой, и в этот раз с нами впервые работают талантливый молодой хореограф Антон Дорофеев, обладатель нескольких международных премий, и музыкальный руководитель спектакля Александра Чопик, хорошо знакомая труппе ТЮЗа по нескольким предыдущим постановкам. Премьерный блок пройдет под аккомпанемент оркестра «Таврический» во главе с замечательным дирижером Михаилом Голиковым.

Артисты ТЮЗа справляются с поставленными музыкальными задачами?

Этот театр всегда пел – здесь вообще очень сильная труппа, с самыми разносторонними синтетическими навыками. Мне кажется, что артисты репетируют с удовольствием, и им интересно. «Алые паруса» Дунаевского идут в 24 театрах страны – и музыкальных, и драматических. ТЮЗ имени Брянцева — первый драматический театр, который справляется с постановкой своими силами — то есть не приглашает актеров мюзикла, хор, балет. Мы все делаем сами – в этом состоит уникальность постановки. Мюзикл в нашем воплощении обретает несколько иной способ актерского существования, поскольку все его участники — драматические артисты. Все, что мы делаем с точки зрения хореографии, музыки, слова — осмысленно и наполнено неподдельным драматизмом.

Театр «Глобус» пытался обойтись приглашением хора и балета, но был вынужден позвать опытного актера-вокалиста на роль Священника, потому что по тесситуре и вокальному диапазону его партия считается очень сложной. А у нас потрясающий Артемий Веселов делает это легко, с удовольствием и по нескольку раз в день — поет, как дышит. Лилиан Наврозашвили владеет вокальной техникой на высоком профессиональном уровне. Абсолютно свободно справляются с музыкальным материалом Александр Титков и Владимир Чернышев. Мало того — у нас запели даже артисты, которые прежде не пели в спектаклях – Анна Лебедь, Олег Сенченко, Федор Федотов.

репетиция мюзикла "Алые паруса" в ТЮЗе

Чем отличаются ТЮЗы от других драматических театров?

ТЮЗы выносливее и мобильнее, потому что работают больше всех театров страны. Сейчас уже считается нормой, что в детских театрах идут не только сказки и пьесы из школьной программы, но и произведения лучшей мировой драматургии, а это значит, что у актеров ТЮЗов гораздо шире актерской диапазон. Попробуй: утром белочку сыграй, а вечером — Офелию.

У ТЮЗов очень сложная миссия: им нужно привить детям любовь к хорошей драматургии, к хорошим спектаклям, чтобы они ходили в театр с удовольствием, а потом водили туда своих детей.

Почему жанр мюзикла так любим зрителем?

Потому что музыка обладает усиленным эмоциональным воздействием. У Дунаевского потрясающе мелодичная музыка — шлягер на шлягере. Плюс необходимой составляющей музыки является хореография, а это зрелищно. Придуманные нами пластические персонажи — Духи моря (Олег Сенченко, Иван Стрюк, Никита Остриков, Илья Божедомов, Алиса Золоткова, Анна Мигицко, Мария Хрущева, Анна Зубарева) — не сходят со сцены в течение всего действа. Причем в другом составе эти же артисты играют главные роли в этой постановке. Оказалось, что в ТЮЗе — потрясающе пластичные ребята, они не просто профессионально выполняют задачи хореографа, но наполняют каждое движение смыслом и эмоцией, становясь отдельным и важным действующим лицом спектакля.

Сусанна Юрьевна, какими будут главные герои мюзикла: Ассоль и Грей?

Ассоль — лирико-романтическая героиня, но в нашем мюзикле у нее более многогранный, страстный и сильный характер. Грин писал это произведение в революционном Петрограде: собственно, он делал то же самое, что делает Ассоль, пытающаяся уйти от грязи, которая творится вокруг, во что-то светлое, возвышенное. Наша Ассоль — Анна Слынько – актриса без кожи, я просто поражена ее талантом. Параллельно с ней очень интересно репетирует молодая актриса Анастасия Казакова. У нас играют два состава, и никакой ревности между артистами нет, все друг другу помогают, и это здорово.

Роль Грея мы пытаемся как-то очеловечить, чтобы уйти от абстрактного образа-символа. Он у нас разный: иногда более земной и брутальный, иногда – романтичный и одухотворенный. Оба Грея — Дмитрий Ткаченко и Кузьма Стомаченко, обладают яркой индивидуальностью, замечательно поют и репетируют с полной отдачей.

репетиция мюзикла "Алые паруса" в ТЮЗе

Трактовка второстепенных персонажей тоже отличается от первоисточника?

Мы старались наполнить каждый образ внутренней логикой и разнообразить гамму чувств и переживаний, чтобы получилась объемная история. У авторов мюзикла интересно трактована роль Меннерса-младшего, сына хозяина таверны, за которого Ассоль решает выйти замуж, чтобы спасти отца. Он влюблен в девушку, но они люди, живущие абсолютно разными духовными ценностями. Что делают авторы? Они дают ему такой красоты и романтизма музыкальный номер о любви, что персонаж получается гораздо более сложным и многогранным – от него никак не ждешь такого взрыва эмоций.

Музыка очень неожиданно поворачивает сюжет. Роль Меннерса-младшего репетируют Федор Федотов и Олег Сенченко. У них абсолютно разная психофизика, но оба актера очень талантливы и эмоциональны, и результат, несомненно, будет убедительным и интересным. В роли Меннерса-старшего, хозяина таверны — Сергей Шелгунов, артист николсоновского плана, харизматичный и обаятельный. Жену Меннерса репетируют очень яркие актрисы — Анна Лебедь и Лилиан Наврозашвили. Мы расширили эту роль: по нашему замыслу, эта женщина — бывшая Ассоль, которую сломала жизнь, поэтому она пытается оградить своего сына от опасных иллюзий. Лонгрен, которого играет блистательный Алексей Титков, наоборот, воспитывает дочь в иллюзорном мире, желая защитить ее от жестокой реальности.

Всю историю затевает, инспирирует и движет мой любимый персонаж – Эгль. У Грина — это бродячий сказочник, у авторов мюзикла – трикстер, посредник между двумя мирами — реальным и инфернальным. Пронзительно тонкий и одухотворенный Борис Ивушин и элегантно сдержанный и невероятно пластичный Владимир Чернышев прекрасно справляются с этой, пожалуй, самой сложной и неоднозначной ролью в спектакле.

В мюзикле есть еще один очень важный персонаж – Хозяйка борделя «Маяк». Эту роль сыграют Анна Мигицко и Мария Хрущева. Мы придумали, что Хозяйка давно любит Грея и встречает его из каждого плавания. Она понимает, что у нее нет никакой надежды на взаимность, и квинтэссенция переполняющих ее чувств выплескивается в музыкальном номере – дуэте с Греем, который изначально был написан, как сольная баллада Грея.

Вообще, мы представим публике два совершенно разных, но при этом совершенно равноценных, ярких и убедительных актерских состава. И у каждого, поверьте, найдутся свои поклонники.

репетиция мюзикла "Алые паруса" в ТЮЗе

Чем жанр мюзикла обогащает драматический театр?

Некоторые театры ставят мюзиклы, чтобы поднять посещаемость, но в этом театре залы и так всегда заполнены. Я считаю, что артистам полезно поискать новый способ существования. Другое дело, это может понравиться или нет, но попробовать и освоить жанр мюзикла важно. Это, безусловно, расширяет диапазон актерских возможностей. Пение — это продолжение речи: когда ты выходишь на высокий эмоциональный градус, тебе недостаточно слов. Найти баланс между словом, музыкой и пластикой, перейти в другой накал, оставаясь органичным и естественным — трудно, но интересно.

Какую главную режиссерскую задачу вы ставите перед собой?

Чтобы зрители смотрели спектакль с тем же пристальным интересом, вниманием и драйвом, как болельщики смотрят футбольный матч.

Беседовала  ЕЛИЗАВЕТА  РОНГИНСКАЯ

Режиссер Владимир Богатырев

Владимир Богатырев: Отрадно быть причастным к воспитанию чувств

В ТЮЗе имени Брянцева 10 октября 2019 года состоится премьера спектакля «Время Ч», основанного на рассказах Антона Чехова, в которых фигурируют дети и родители. Режиссер спектакля – Владимир Богатырев, ученик Зиновия Корогодского, работающий в ведущих театрах страны, лауреат многочисленных премий. Для режиссера – это уже четвертая работа в петербургском ТЮЗе. Постановка «Время Ч» анализирует глубинные вопросы становления человека – роль семьи в формировании личности и ответственности каждого за наше будущее. Почему анекдотические рассказы Чехова оказываются философскими притчами, а спектакль несет в себе позитивный заряд – читайте в интервью «Петербургского авангарда» с Владимиром Богатыревым.

торжественный вечер в Театре эстрады

День рождения Театра эстрады

На сцене Театра эстрады имени Райкина 4 октября 2019 года состоялся торжественный вечер, посвященный 80-летию со дня основания театра. В этот день зал был переполнен. В ходе официальной части прозвучали поздравления руководству и коллективу театра от правительства и Законодательного собрания Санкт-Петербурга. А затем начался праздник!

цикл концертов «Музыка во всем» в РНБ

«Смышленые коты» ищут музыку во всем

Программой «Музыка, кино, театр, живопись», прошедшей 29 сентября 2019 года в Концертном зале Российской национальной библиотеки (набережная реки Фонтанки, 36), завершился цикл концертов «Музыка во всем», организованный Фондом культурных проектов «Городу и миру». Художественный руководитель проекта, петербургский композитор Ирина Вакуленко во вступительном слове определила прошедшую серию музыкальных программ как «концертный сериал».

Лендок

Лендок покажет «Фильмы без проката»

На киностудии «Лендок» (набережная Крюкова канала, 14) со 2 по 13 октября 2019 года будет проходить киномарафон фестивальных картин, многие из которых прогремели на конкурсах, завоевав главные призы, но не получили прокатной судьбы. Это — совместный проект единственной документальной киностудии России и фестиваля «Окно в Европу».

Lina Tur Bonet©Pablo F. Juárez

Лина Тур Бонет: Нужно читать партитуры, как чужие письма

На XXII фестивале EarlyMusic 2 октября 2019 года выступит прославленная испанская скрипачка Лина Тур Бонет со своим ансамблем MUSIca ALcheMIca и своей любимой программой: скрипичные сонаты Арканджело Корелли оп. 5 в ее исполнении признаны одной из лучших интерпретаций в мире. О барочном Риме, Корелли и собственном методе перехода с барочной скрипки на современную и обратно Лина Тур Бонет рассказала корреспонденту «Петербургского авангарда» в преддверии петербургской премьеры.

Послание к человеку

Итоги и призы «Послания к человеку»

XXIX международный фестиваль «Послание к человеку» подвел итоги. Кинофестиваль на протяжении многих лет удерживает лидирующее место среди российских киносмотров по количеству присланных заявок и географии участников. На отборочный тур было прислано более 3000 заявок из 98 стран. Для фестиваля были выбраны 70 из них. 20 сентября в Государственной Академической Капелле объявлены лучшие фильмы 2019 года.