Семен Александровский: Будущее за людьми с мозгами и воображением

Зачем режиссеру работать в поле, откуда художник берет ресурсы и какой уникальный опыт дает современный российский театр? «Авангард» поговорил с режиссером Семеном Александровским.

24 апреля 2016.
Текст: Артем Мельник, фото: Дарья Аксенова, Наталья Феокистова
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , , .

20
Столько спектаклей на сегодняшний день поставил Семен Александровский. Одна из последних работ «Элементарные частицы» претендовала на премию «Золотая маска» сразу в трех номинациях.
Семен Александровский родился в Перми в 1982 году. С 1990 по 2002 годы жил и учился в Израиле. Первый спектакль — «Мой друг Гитлер» по пьесе Юкио Мисимы. Окончил режиссерский факультет СПбГАТИ в 2007 году. В 2006−2007 годах был актером в МДТ — Театре Европы. В 2015 году стал одним из основателей и идеологом «Pop-up театра» в Петербурге, в рамках которого выпустил спектакль «Топливо».

Семен АлександровскийПосле недавнего показа спектакля «Топливо» вы вышли к зрителям и попросили оставить отзывы в Сети. Для вас так важна реакция зала?

— Театр — это во многом коммуникация, контакт между людьми. Для нас важно создать пространство диалога. Мы все время помним про зрителя и отдаем себе отчет, что ведем с ним разговор. Конечно, это своеобразная форма разговора, когда один говорит, а другой молча слушает, но это все равно разговор. От того, как зритель слушает и как он внутренне откликается, зависит очень многое. И все же услышать зрителя, дать ему возможность тоже высказаться — важная практика для современного театра. Мы иногда устраиваем дискуссии после спектаклей. Был очень интересный разговор с молодежным клубом премии «Прорыв»: сидели школьники, и разговор вышел далеко за пределы нашего спектакля. Я рад, что театр дает нам и такую возможность. Сложно себе представить, где бы мы могли еще встретиться, чтобы состоялся такой разговор.

Кажется, сейчас вся интеллектуальная, культурная жизнь переместилась в театр: российский театр переживает расцвет, о нем все говорят. Как думаете, почему?

— Мы живем в стремительно меняющемся мире, еще недавно общество было индустриальным, и система взаимоотношений между людьми была другой. Я с каждым днем вижу новые признаки постиндустриального общества. В нем тоже есть свои сложности, которые нам во многом еще предстоит обнаружить, но очевидно, что мир меняется. А вместе с этим меняется наше восприятие, средства и механизмы коммуникации. В центре мира — не большие идеи, а человек. Возможно, человек с большими идеями, но важно, что это просто человек, не герой. Он несовершенен, ему так же страшно, как и мне, у него то же желание, что и у меня, — быть счастливым. Театр дает возможность испытать эти модели, рассмотреть их вблизи, и — что еще очень важно — он дает возможность коллективного опыта. Те процессы, которые возникают в обществе, происходят в театре очень интенсивно.

Сцена из спектакля Семена Александровского

Театр без стационарного здания (как театр Post, например) — это скорее преимущество для современного театра?

— Это реальные обстоятельства, и с ними тоже можно интересно работать. Наличие собственной площадки или государственной поддержки не может гарантировать возникновение интересных спектаклей, как и их отсутствие — это не залог творческого прорыва. Художник работает с тем, что находится в его орбите. Если эта орбита сужается до его собственного тела, он будет работать с собственным телом. Художник всегда найдет ресурс, пусть даже исключительно в своей голове. Но это не значит, что ему не стоит предлагать большего. Современная экономика устроена так, что город, в котором не развивается искусство, уходит на обочину, в то время как маленькие и небогатые города, сделавшие ставку на развитие искусства и создавшие для этого подходящие условия, выходят вперед и становятся новыми центрами.

Вы часто работаете с документальным материалом. В чем особенность обращения с историями, которые происходили реально? Чем это отличается от работы с исключительно художественными текстами?

— Позволю себе не в первый раз процитировать Михаила Ямпольского: «Искусство — это один из видов антропологической практики постижения мира». Можно изучать мир и человека через его творения, при этом не заниматься интерпретацией, но можно и самому выйти в поле и заняться лабораторной работой. Мне сейчас в основном интереснее второе.

Компании Disney и Pixar, продавая мультфильмы, заработали в прошлом году больше, чем Росвооружение.


Как вы выбираете форму спектакля? В «Радио Таганка» зрителю дают наушники, он совершает аудиоэкскурсию, «Топливо» — это что-то среднее между стендапом и презентацией нового продукта IT-компании…

— Нужно ли говорить о том, что форма содержательна? Итальянская сцена-коробка по случайному стечению обстоятельств стала довлеть над другими формами театра. Все, что выходит за ее пределы, принято записывать в эксперимент. Но театр, как и любое искусство, имеет возможность работать с собственными границами и постоянно их переосмысливать. Есть множество стратегий в работе с материалом и контекстом, однако есть и пределы наших возможностей. Где-то на грани возможностей, на одну десятую миллиметра за этой гранью и возникает форма спектакля.

Вы ставите спектакли на очень разные темы. Есть ли тема, которая является для вас самой важной?

— Если честно, особенно не думаю над темами, что вот хочу делать работу на определенную тему. Я их для себя формулирую в последнюю очередь. Возникает идея сделать спектакль про новосибирский Академгородок. Мы с драматургом едем туда и собираем материал, берем интервью у ученых, читаем мемуары и другие документы. Или я оказываюсь в Театре на Таганке, изучаю его историю и обнаруживаю, что в театре 50 лет идет спектакль, в нем сменились три поколения артистов, и вместе с тем есть несколько человек, которые его играют все полвека. Это уникальная ситуация для нашего театра, и ее интересно изучить.

Сцена из спектакля Семена Александровского

Насколько сложно было вам отказаться от академической традиции (как ученику Льва Додина) и делать что-то отдельное, новое, свое?

— Нам только кажется, что у нас есть выбор, на самом деле мы принимаем единственно возможное для себя решение. У меня не было вопроса уходить от учителя или оставаться, решение сформировалось задолго до окончания учебы. Это не значит, что я отрицаю своего мастера, просто я отчетливо понимаю, что идти можно только своей дорогой.

Будущее за айтишниками, вроде героя вашего спектакля «Топливо»?

— Будущее за людьми с мозгами и воображением. И как это ни пафосно — за теми, кто хочет сделать других людей счастливее. Компании Disney и Pixar, продавая мультфильмы, заработали в прошлом году больше, чем Росвооружение на продаже оружия. Россия заработала на продаже нефти в 2015 году столько же, сколько компания Apple за один квартал того же года. Это грубые примеры, но они симптоматичны. Вчера я видел, как глухонемой парень общается с девушкой по смартфону языком жестов, используя Facetime. Новая реальность соразмерна человеку, и в этом ее сила.

Игорь Шибанов, актер ТЮЗа, из личного архива

Игорь Шибанов: театр, театр и еще раз театр

Народный артист России Игорь Шибанов отмечает юбилей 14 сентября 2019 года. Обаятельный, с легкостью импровизирующий, глубокий и нестандартно мыслящий актер служит в ТЮЗе имени Брянцева с 1964 года. Выдающийся ученик Зиновия Корогодского к своему 75-летию — корифей труппы и любимец зрителей. За время работы в ТЮЗе артист сыграл более 90 ролей. Вспомним вошедшие в летопись театра художественные образы Игоря Шибанова, каждый из которых являет крупицу удивительного дарования артиста.

джазовый фестиваль "Большой джем", пресс-служба

Чудеса «Большого Джема» в Сестрорецке

В минувшие выходные, 7 и 8 сентября 2019 года, прошел пятый юбилейный джазовый фестиваль «Большой Джем», который ежегодно считается самым продолжительным джазовым openair-джемом в мире. Этот семейный фестиваль открыл свои двери в историческом центре Сестрорецка — на территории культурного креативного пространства «Петровский арсенал», где два дня звучал высококлассный джаз. Более 22 тысяч гостей фестиваля порадовал бесплатный вход и созданные организаторами лаундж-зоны. Все детские и спортивные зоны фестиваля работали абсолютно бесплатно, чтобы каждый желающий мог беспрепятственно все попробовать и во всем поучаствовать.

Мертвые души. Фото Юлии Смелкиной предоставлено пресс-службой Театра Ленсовета

Мертвые души: Поэма застоя

В апреле этого года в Театре имени Ленсовета состоялась премьера по поэме «Мертвые души» и другим текстам Николая Васильевича Гоголя. Режиссер постановки — Роман Кочержевский, уже получивший за спектакль «Золотой софит» в номинации «За лучший режиссерский дебют». Эта постановка ни на что не похожа – в прямом, изначальном смысле этих слов. Она не претендует на что-то чрезвычайное, из ряда вон, и ее выразительные средства напоминают те, что публика видит на других сценических площадках города. Но нет! отличия огромные.

Диорама Блокада Ленинграда

Ленинград — это Мы. Ленинград — это Я

На сцене театра «Суббота» 7 и 8 сентября 2019 года состоялись первые показы спектакля «872 дня. Голоса блокадного города». Премьера была приурочена к 75-й годовщине освобождения Ленинграда от блокады 1941-1944 годов. На основе «Блокадной книги» Алеся Адамовича и Даниила Гранина, текстов и дневников Лидии Гинзбург, Дмитрия Лихачева, Ирены Дубицкой, Геннадия Гора, Павла Зальцмана, Татьяны Великотной, Веры Берхман и других очевидцев труппа театра создала совершенно особый спектакль, который необходимо увидеть всем петербуржцам от мала до велика. В спектакле заняты артисты Софья Андреева, Иван Байкалов, Анна Васильева, Владислав Демьяненко, Марина Конюшко, Анастасия Резункова, Екатерина Рудакова, Григорий Сергеенко, Снежана Соколова, Оксана Сырцова, Григорий Татаренко, Владимир Шабельников, Дарья Шиханова, Кристина Якунина.

Блокадный хлеб, фото Военно-медицинского музея

В городе проходят мероприятия в память о жертвах Блокады Ленинграда

В воскресенье, 8 сентября (12.00), в городе на Неве проходя публичные чтения списков погибших в Ленинграде во время блокады 1941-1944 годов. К акции Дня памяти присоединились: Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Музей Анны Ахматовой, Капелла, Дом журналиста, Дом актера, Театр “Балтийский дом”, Театр имени Ленсовета, Музей Достоевского, Российская национальная библиотека, библиотека Маяковского и ее филиалы, Библиотека Гоголя и многие другие площадки (более 30), список которых постоянно расширяется.

Светлана Лаврецова

Светлана Лаврецова: 98-й сезон ТЮЗа будет очень насыщенным

Санкт-Петербургский театр юных зрителей открывает сезон 1 сентября 2019 года, в унисон со школьниками, празднующими День знаний. Театр живет активной жизнью, являясь частью культурного наследия Санкт-Петербурга. Новый, 98-й, сезон будет наполнен премьерами, гастролями и грандиозными международными фестивалями. Директор ТЮЗа Светлана Лаврецова в интервью «Петербургскому авангарду» подвела итоги предыдущего года и поделилась планами на следующий. Она рассказала, какие премьеры запланированы в ТЮЗе и в каких городах спектакли театра можно будет посмотреть.