Русский музей: Революция Online

Потеряет ли Русский музей посетителей, когда все выставки будут доступны онлайн? И почему школьникам интересны картины о революции? Об этом корреспонденту «Петербургского авангарда» рассказали начальник службы «Виртуальный Русский музей» Мария Гладких и заведующая сектором организации мероприятий Центра мультимедиа Русского музея Анастасия Гордеева.
Мария Гладких и Анастасия Гордеева

4 декабря 2017.
Текст и фото: Петр Михайлов.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Благодаря современным технологиям, увидеть выставки, которые проходят в Санкт-Петербурге, можно за сотни километров от Северной столицы. В разных городах России и за рубежом работают больше 200 филиалов Русского музея. Их посетители получают доступ к играм по искусству, фильмам, виртуальным выставкам, статьям. Здесь же проходят кинопоказы, мастер-классы и лекции. В качестве полученных знаний можно не сомневаться — весь контент разрабатывают сотрудники Русского музея.

В интервью «Петербургскому авангарду» они рассказали о том, какие проекты подготовили к 100-летию Русской революции и какие сюрпризы ждут любителей живописи в грядущем году.

В этом году отмечается юбилей Октябрьской революции. А в Русском музее тоже происходит своеобразная «революция» — переход в виртуальный формат. На какой стадии она сейчас?

Революция в Русском музее в плане перехода в виртуальную реальность стартовала в 2003 году. Именно тогда мы начали открывать представительства в разных городах России. За эти годы появились новые технологии, и наш проект ждут изменения.

Какие именно?

Сейчас большая часть нашего онлайн-контента — фильмы об искусстве, игры, виртуальные туры, методические материалы — доступна только посетителям и сотрудникам представительств (филиалов) музея в разных городах России. Потому что медиатека устанавливается на стационарных компьютерах. Получить к ней доступ, скажем, из дома, не получится. В общем доступе в Глобальной Сети мы выкладываем лишь часть контента. А в будущем мы хотим, чтобы каждый человек мог зайти на наш сайт — и получить всю эту информацию. Это будет революционный переворот.

Когда это произойдет?

Возможно, уже к концу следующего года. Для начала нам нужно приобрести оборудование и запустить программное обеспечение. Мы очень рассчитываем на благотворительный фонд «Система», который осуществляет поддержку этого проекта.

А в ваши игры тоже можно будет онлайн играть?

Те программы, которые создавались до настоящего времени, были разработаны для персональных компьютеров. Поэтому нужно переделывать их под онлайн-версии или разрабатывать новые.

Несмотря на то, что мы выходим в онлайн, виртуальные представительства продолжат работать. Но открывать большое количество новых мы не планируем.

Давайте вернемся непосредственно к 100-летию революции. Как эту дату отметили в филиалах музея?

Мы сняли фильм «Две картины из одной эпохи. Праздники на Дворцовой». Он посвящен произведениям Василия Купцова «АНТ-20 “Максим Горький”» и Бориса Кустодиева «Праздник в честь 2-го конгресса Коминтерна 19 июля 1920 года. Демонстрация на площади Урицкого». Фильм позволяет зрителю почувствовать себя участником событий, изображенных на картинах, перенестись в эту эпоху.

На картине Кустодиева изображена непосредственно Дворцовая площадь, а произведение Купцова представляет нам взгляд в небо, рассказ о зарождении российской авиации, о политагитации. Фильм идет всего 15 минут, но рассказывать об этом периоде в творчестве художников можно много.

1

При помощи видеоконференцсвязи мы провели методические занятия для сотрудников виртуальных филиалов: рассказали, что происходило в Петрограде в это время, над чем работали художники, почему это изобразили. Постарались максимально подготовить специалистов к предстоящим занятиям и вопросам публики. После этого в филиалах прошли открытые показы. Где-то киносеансы совмещали с экскурсией по музею, где-то — с лекциями-беседами. А в одном из центров гостей учили рисовать агитационные плакаты.

Какой была ваша аудитория?

Самая разная — школьники, студенты, люди старшего возраста. К каждой встрече лекторы готовились заранее, им очень помогли наши методические занятия.

Как слушатели отреагировали на эти показы?

Взрослой аудитории понравилось, что после фильма они могли задать дополнительные вопросы. Очень много было политических вопросов, не касающихся искусства. Подчас нашим представителям приходилось возвращать аудиторию к теме творчества.

А для современных школьников в той эпохе многое является загадкой: почему люди носили такие шляпы, костюмы, почему нельзя было ставить рядом фигуру вождя и кого-то из его окружения и так далее. Эта эпоха для ребят — резко контрастная даже по цветоощущению.

Вообще когда герои со страниц учебника предстают перед вами в красках, живыми на полотнах художника, то вся история приобретает другой вид.

Возьмем, к примеру, работу Купцова «АНТ-20 “Максим Горький”». На картине изображен агитационный самолет. Это был большой лайнер с радиоустановкой и типографским станком, на котором печатали, а потом сбрасывали на город листовки. Пилот этого самолета Николай Журов трагически погиб. У школьников картина Купцова вызвала огромный интерес к истории самолетостроения той эпохи, ее героям. Дети захотели узнать больше, стали искать дополнительную информацию.

Василий Купцов, «АНТ-20 “Максим Горький”»

Какие еще мероприятия к 100-летию революции вы проводили?

У нас была серия онлайн-лекций, которые транслировались в представительствах и на сайте «Культура.РФ». Специалисты Академии Штиглица рассказали про двойной портрет Николая II и Ленина (они проводили реставрацию этой картины и сделали это открытие).

Николай и Ленин

Про «Искусство и революцию» прочитала лекцию кандидат искусствоведения Светлана Ершова. Ее рассказ — о том, как еще до 1917 года революция произошла в умах художников — людей, которые опережают, предвидят события. Еще одна лекция этого автора — о художниках соцреализма, «Революционный миф в русской живописи XX века». О том, как для нового времени стало необходимым иное искусство. Этим циклом мы постарались создать целостный образ революционной эпохи. Кстати, все эти лекции записаны и выложены на YouTube.

В планах у музея — создать виртуальную выставку «Мечты о мировом расцвете». Как это будет выглядеть?

Эта выставка проходила в корпусе Бенуа, сейчас она уже закрыта. Но все залы, картины мы запечатлели в хорошем качестве, и посмотреть эту экспозицию онлайн сможет любой пользователь интернета. Посетители нашего сайта получат доступ к панорамной съемке, они смогут приблизить картины, рассмотреть их в деталях, прочитать описание или прослушать аудиокомментарии.

Вы очень активно работаете над «виртуализацией» коллекции. Не боитесь ли, что люди будут меньше ходить в настоящие музеи, отдавая предпочтение виртуальным?

Все опасения напрасны. На самом деле, чем больше мы показываем и рассказываем о произведениях искусства, тем больше у людей появляется интерес увидеть все своими глазами, почувствовать всеми фибрами своей души.

После наших лекций и занятий люди приходят к нам более подготовленными. Все-таки музей — отнюдь не развлекательный торговый центр, он не стремится за количеством. И если люди приходят туда осознанно, то это — большая победа.

И потом нельзя один раз увидеть картину и сказать: «Я ее уже видел». Между человеком и произведением искусства происходит диалог. Иногда возникает потребность видеть какую-то работу постоянно.

20 лет после Войны

«Ночь музеев»: несколько вселенных в одном городе

В Северной столице прошла «Ночь музеев» — уникальное событие, позволяющее иначе взглянуть на культурные площадки города. В этом году в акции приняли участие более 120 музеев, галерей, библиотек и выставочных залов. Конечно, все они по-своему интересны. Но есть среди них пространства, удивительная и загадочная атмосфера которых никого не оставила равнодушным. Популярная акция больше всего привлекла посетителей в Ботанический сад, Артиллерийский музей и на студию «Ленфильм». Петербуржцы вышли в параллельный мир, где без труда можно было поболтать с Пушкиным и космонавтами, увидеть взрывающиеся «Тополя» и вполне мирные субтропики, погрузиться в морскую бездну без ущерба для здоровья, побродить по могилам классиков с фонариком и заглянуть за кулисы Блокадного театра.

Реюнион

«Реюнион» совместит вкусное с научным

Санкт-Петербургский государственный университет — старейшее учебное заведение России, основанное в 1724 году — проведет 18 мая фестиваль «Реюнион». Огромная историческая территория первого университета в самом центре города будет открыта весь день для всех заинтересованных. «Реюнион’295» — это попытка переосмыслить академическое наследие университета за почти 300 лет. В честь юбилея СПбГУ Ассоциация выпускников университета расширила традиционную встречу до масштабов городского фестиваля. «Петербургский авангард» предлагает гид по «Реюниону».

Детская деревня в Пушкине, Молодежный театр, Дружим домами

«Детская деревня – SOS» на сцене и за кулисами Молодежного театра

Благотворительная организация в помощь детям-сиротам «Детские деревни – SOS» в день своего 25-летия, 13 мая 2019 года, собрала друзей под крышей Молодежного театра на Фонтанке и устроила грандиозный праздник. В начале своего пути австрийский социальный педагог и создатель концепции «Детской деревни – SOS» Герман Гмайнер говорил: «Если построим в Австрии хотя бы три Детские деревни, можем считать, что жизнь прожита не зря». Сегодня же более 550 «Детских деревень – SOS» существуют в 135 странах мира на всех континентах.

Ленрезерв

Живое сердце «Ленрезерва»

В праздничные дни, связанные с событиями Великой Отечественной войны, в Петербурге открылась масштабная выставка Патриотического объединения «Ленрезерв» (Феодосийская улица, 4). Когда оказываешься внутри, удивляешься, почему она работает так редко. Кажется, что здесь могли бы собираться толпы посетителей каждые выходные. Но возможно, это правильное решение. Тот факт, что запросто увидеть предметы «Ленрезерва», когда заблагорассудится, не получится, в корне меняет отношение к ним, заставляя присматриваться к каждой детали. Экспозиция воспринимается уже как личный опыт, момент, который необходимо прочувствовать и закрепить в памяти.

Нонконформизм в СПбГУ

Против течения: взгляд из недавнего прошлого

В эти майские дни в здании Двенадцати коллегий (Университетская набережная, 7/9, второй этаж, выставочный зал) проходила выставка графики из коллекции Музея современного искусства имени Дягилева Санкт-Петербургского государственного университета. Основную часть работ, представленных на выставке, собрала на рубеже 1980–1990 годов организатор Центра искусств имени Дягилева, а ныне – директор одноименного Музея современного искусства СПбГУ, профессор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации Татьяна Юрьева.

шоу "Торук. Первый полет"

Торук — спаситель Древа жизни на Пандоре

Тех, кому довелось побывать на любом шоу канадского Cirque Du Soleil, можно считать счастливчиками — этот цирк всегда делает красочные представления, которыми невозможно не восхищаться. Теперь в сотрудничестве с Джэймсом Кэмероном, подарившим миру «Аватар», цирк сделал спектакль-приквел к картине.