Русский музей: Революция Online

Потеряет ли Русский музей посетителей, когда все выставки будут доступны онлайн? И почему школьникам интересны картины о революции? Об этом корреспонденту «Петербургского авангарда» рассказали начальник службы «Виртуальный Русский музей» Мария Гладких и заведующая сектором организации мероприятий Центра мультимедиа Русского музея Анастасия Гордеева.
Мария Гладких и Анастасия Гордеева

4 декабря 2017.
Текст и фото: Петр Михайлов.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Благодаря современным технологиям, увидеть выставки, которые проходят в Санкт-Петербурге, можно за сотни километров от Северной столицы. В разных городах России и за рубежом работают больше 200 филиалов Русского музея. Их посетители получают доступ к играм по искусству, фильмам, виртуальным выставкам, статьям. Здесь же проходят кинопоказы, мастер-классы и лекции. В качестве полученных знаний можно не сомневаться — весь контент разрабатывают сотрудники Русского музея.

В интервью «Петербургскому авангарду» они рассказали о том, какие проекты подготовили к 100-летию Русской революции и какие сюрпризы ждут любителей живописи в грядущем году.

В этом году отмечается юбилей Октябрьской революции. А в Русском музее тоже происходит своеобразная «революция» — переход в виртуальный формат. На какой стадии она сейчас?

Революция в Русском музее в плане перехода в виртуальную реальность стартовала в 2003 году. Именно тогда мы начали открывать представительства в разных городах России. За эти годы появились новые технологии, и наш проект ждут изменения.

Какие именно?

Сейчас большая часть нашего онлайн-контента — фильмы об искусстве, игры, виртуальные туры, методические материалы — доступна только посетителям и сотрудникам представительств (филиалов) музея в разных городах России. Потому что медиатека устанавливается на стационарных компьютерах. Получить к ней доступ, скажем, из дома, не получится. В общем доступе в Глобальной Сети мы выкладываем лишь часть контента. А в будущем мы хотим, чтобы каждый человек мог зайти на наш сайт — и получить всю эту информацию. Это будет революционный переворот.

Когда это произойдет?

Возможно, уже к концу следующего года. Для начала нам нужно приобрести оборудование и запустить программное обеспечение. Мы очень рассчитываем на благотворительный фонд «Система», который осуществляет поддержку этого проекта.

А в ваши игры тоже можно будет онлайн играть?

Те программы, которые создавались до настоящего времени, были разработаны для персональных компьютеров. Поэтому нужно переделывать их под онлайн-версии или разрабатывать новые.

Несмотря на то, что мы выходим в онлайн, виртуальные представительства продолжат работать. Но открывать большое количество новых мы не планируем.

Давайте вернемся непосредственно к 100-летию революции. Как эту дату отметили в филиалах музея?

Мы сняли фильм «Две картины из одной эпохи. Праздники на Дворцовой». Он посвящен произведениям Василия Купцова «АНТ-20 “Максим Горький”» и Бориса Кустодиева «Праздник в честь 2-го конгресса Коминтерна 19 июля 1920 года. Демонстрация на площади Урицкого». Фильм позволяет зрителю почувствовать себя участником событий, изображенных на картинах, перенестись в эту эпоху.

На картине Кустодиева изображена непосредственно Дворцовая площадь, а произведение Купцова представляет нам взгляд в небо, рассказ о зарождении российской авиации, о политагитации. Фильм идет всего 15 минут, но рассказывать об этом периоде в творчестве художников можно много.

1

При помощи видеоконференцсвязи мы провели методические занятия для сотрудников виртуальных филиалов: рассказали, что происходило в Петрограде в это время, над чем работали художники, почему это изобразили. Постарались максимально подготовить специалистов к предстоящим занятиям и вопросам публики. После этого в филиалах прошли открытые показы. Где-то киносеансы совмещали с экскурсией по музею, где-то — с лекциями-беседами. А в одном из центров гостей учили рисовать агитационные плакаты.

Какой была ваша аудитория?

Самая разная — школьники, студенты, люди старшего возраста. К каждой встрече лекторы готовились заранее, им очень помогли наши методические занятия.

Как слушатели отреагировали на эти показы?

Взрослой аудитории понравилось, что после фильма они могли задать дополнительные вопросы. Очень много было политических вопросов, не касающихся искусства. Подчас нашим представителям приходилось возвращать аудиторию к теме творчества.

А для современных школьников в той эпохе многое является загадкой: почему люди носили такие шляпы, костюмы, почему нельзя было ставить рядом фигуру вождя и кого-то из его окружения и так далее. Эта эпоха для ребят — резко контрастная даже по цветоощущению.

Вообще когда герои со страниц учебника предстают перед вами в красках, живыми на полотнах художника, то вся история приобретает другой вид.

Возьмем, к примеру, работу Купцова «АНТ-20 “Максим Горький”». На картине изображен агитационный самолет. Это был большой лайнер с радиоустановкой и типографским станком, на котором печатали, а потом сбрасывали на город листовки. Пилот этого самолета Николай Журов трагически погиб. У школьников картина Купцова вызвала огромный интерес к истории самолетостроения той эпохи, ее героям. Дети захотели узнать больше, стали искать дополнительную информацию.

Василий Купцов, «АНТ-20 “Максим Горький”»

Какие еще мероприятия к 100-летию революции вы проводили?

У нас была серия онлайн-лекций, которые транслировались в представительствах и на сайте «Культура.РФ». Специалисты Академии Штиглица рассказали про двойной портрет Николая II и Ленина (они проводили реставрацию этой картины и сделали это открытие).

Николай и Ленин

Про «Искусство и революцию» прочитала лекцию кандидат искусствоведения Светлана Ершова. Ее рассказ — о том, как еще до 1917 года революция произошла в умах художников — людей, которые опережают, предвидят события. Еще одна лекция этого автора — о художниках соцреализма, «Революционный миф в русской живописи XX века». О том, как для нового времени стало необходимым иное искусство. Этим циклом мы постарались создать целостный образ революционной эпохи. Кстати, все эти лекции записаны и выложены на YouTube.

В планах у музея — создать виртуальную выставку «Мечты о мировом расцвете». Как это будет выглядеть?

Эта выставка проходила в корпусе Бенуа, сейчас она уже закрыта. Но все залы, картины мы запечатлели в хорошем качестве, и посмотреть эту экспозицию онлайн сможет любой пользователь интернета. Посетители нашего сайта получат доступ к панорамной съемке, они смогут приблизить картины, рассмотреть их в деталях, прочитать описание или прослушать аудиокомментарии.

Вы очень активно работаете над «виртуализацией» коллекции. Не боитесь ли, что люди будут меньше ходить в настоящие музеи, отдавая предпочтение виртуальным?

Все опасения напрасны. На самом деле, чем больше мы показываем и рассказываем о произведениях искусства, тем больше у людей появляется интерес увидеть все своими глазами, почувствовать всеми фибрами своей души.

После наших лекций и занятий люди приходят к нам более подготовленными. Все-таки музей — отнюдь не развлекательный торговый центр, он не стремится за количеством. И если люди приходят туда осознанно, то это — большая победа.

И потом нельзя один раз увидеть картину и сказать: «Я ее уже видел». Между человеком и произведением искусства происходит диалог. Иногда возникает потребность видеть какую-то работу постоянно.

Юлиан Табаков

Юлиан Табаков: Самая высокая театральная культура — в России

В петербургском Театре юных зрителей имени Брянцева готовится к постановке «Зимняя сказка» по Уильяму Шекспиру. Комедия со множеством драматических поворотов, с интригой, где, по задумке автора, ревность способна разрушить не одну судьбу — спектакль исключительно для взрослых зрителей. В ТЮЗ приехала готовая международная команда: режиссер Уланбек Баялиев — родом из Киргизии, ученик Сергея Женовача, и художник Юлиан Табаков — болгарин по происхождению, гражданин Швеции. Музыку к спектаклю пишет известный литовский театральный композитор, много работающий с Римасом Туминасом — Фаустас Латенас. Это и «Дядя Ваня», и «Онегин», и «Царь Эдип»…

Александр Марголис

Александр Марголис: Попытки снести памятник архитектуры происходят почти ежедневно

18 апреля весь мир отмечает День охраны памятников культуры. Нет необходимости объяснять, насколько эта тема важна для Санкт-Петербурга. К этой дате приурочено открытие нового сезона проекта «Открытый город», который существует в Северной столице с 2016 года. В рамках проекта жители и гости города могут посетить здания, внесенные в перечень охраняемых объектов как памятники архитектуры, в сопровождении лучших специалистов-искусствоведов и краеведов. Для этого нужно просто записаться на одноименном сайте.

книги

Библионочь-2018: Песни, танцы, квесты, фесты

В течение двух дней — 20 и 21 апреля — 115 из 198 петербургских библиотек предлагают всем желающим побывать на мероприятиях «Библионочи». Современные библиотеки уже давно стали высокотехнологичными заведениями, которые предлагают своим читателям не только книги, но и экскурсии, лекции, спектакли и даже планирование путешествий. Очередная «Библионочь» — лишнее тому подтверждение. Это — не просто просветительская акция, благодаря которой все желающие могут совершенно бесплатно побывать в библиотечном закулисье. Это — призыв и манифест, грандиозный перформанс и невероятно ценный подарок от преданных своему делу людей родному городу.

Премия Курехина за 2017 год

Гран-при «Поп-Механика» получили «Огни Урала»

В петербургском БДТ имени Товстоногова 17 апреля состоялась церемония вручения Премии имени Сергея Курехина в области современного искусства за 2017 год. На церемонии состоялась премьера балетной постановки «Воробьиное озеро», созданной на музыку Сергея Курехина в постановке хореографа Максима Севагина. Костюмы для балета созданы Андреем Бартеневым, а костюмы для перфоманса – Сергеем Черновым.

Татьяна Юрьева

Энди Уорхол — «истинный американец»

В пресс-центре «Росбалта» 14 апреля состоялся «Квартирник» с искусствоведом Татьяной Юрьевой — директором Музея современного искусства имени Дягилева СПбГУ, членом Союза художников России и Международной ассоциации художественных критиков. На ее счету — множество научных работ по искусству США и России XVIII-ХХ веков. Свою лекцию она озаглавила «Энди Уорхол как зеркало Америки».

Учебный театр на Моховой

«О мышах и людях»: молодость не всегда цинична

Спектакль «О мышах и людях» на сцене Учебного театра на Моховой снова собирает полные залы. Во многом, быть может, из-за того, что режиссер-постановщик Сергей Бызгу и его студенты сделали основной акцент не на философской подоплеке с социально-политическим оттенком, как это подразумевалось у Джона Стейнбека, а на человеческих чувствах, маленьких надеждах и огромных, жутких разочарованиях.