Русский музей: Революция Online

Потеряет ли Русский музей посетителей, когда все выставки будут доступны онлайн? И почему школьникам интересны картины о революции? Об этом корреспонденту «Петербургского авангарда» рассказали начальник службы «Виртуальный Русский музей» Мария Гладких и заведующая сектором организации мероприятий Центра мультимедиа Русского музея Анастасия Гордеева.
Мария Гладких и Анастасия Гордеева

4 декабря 2017.
Текст и фото: Петр Михайлов.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Благодаря современным технологиям, увидеть выставки, которые проходят в Санкт-Петербурге, можно за сотни километров от Северной столицы. В разных городах России и за рубежом работают больше 200 филиалов Русского музея. Их посетители получают доступ к играм по искусству, фильмам, виртуальным выставкам, статьям. Здесь же проходят кинопоказы, мастер-классы и лекции. В качестве полученных знаний можно не сомневаться — весь контент разрабатывают сотрудники Русского музея.

В интервью «Петербургскому авангарду» они рассказали о том, какие проекты подготовили к 100-летию Русской революции и какие сюрпризы ждут любителей живописи в грядущем году.

В этом году отмечается юбилей Октябрьской революции. А в Русском музее тоже происходит своеобразная «революция» — переход в виртуальный формат. На какой стадии она сейчас?

Революция в Русском музее в плане перехода в виртуальную реальность стартовала в 2003 году. Именно тогда мы начали открывать представительства в разных городах России. За эти годы появились новые технологии, и наш проект ждут изменения.

Какие именно?

Сейчас большая часть нашего онлайн-контента — фильмы об искусстве, игры, виртуальные туры, методические материалы — доступна только посетителям и сотрудникам представительств (филиалов) музея в разных городах России. Потому что медиатека устанавливается на стационарных компьютерах. Получить к ней доступ, скажем, из дома, не получится. В общем доступе в Глобальной Сети мы выкладываем лишь часть контента. А в будущем мы хотим, чтобы каждый человек мог зайти на наш сайт — и получить всю эту информацию. Это будет революционный переворот.

Когда это произойдет?

Возможно, уже к концу следующего года. Для начала нам нужно приобрести оборудование и запустить программное обеспечение. Мы очень рассчитываем на благотворительный фонд «Система», который осуществляет поддержку этого проекта.

А в ваши игры тоже можно будет онлайн играть?

Те программы, которые создавались до настоящего времени, были разработаны для персональных компьютеров. Поэтому нужно переделывать их под онлайн-версии или разрабатывать новые.

Несмотря на то, что мы выходим в онлайн, виртуальные представительства продолжат работать. Но открывать большое количество новых мы не планируем.

Давайте вернемся непосредственно к 100-летию революции. Как эту дату отметили в филиалах музея?

Мы сняли фильм «Две картины из одной эпохи. Праздники на Дворцовой». Он посвящен произведениям Василия Купцова «АНТ-20 “Максим Горький”» и Бориса Кустодиева «Праздник в честь 2-го конгресса Коминтерна 19 июля 1920 года. Демонстрация на площади Урицкого». Фильм позволяет зрителю почувствовать себя участником событий, изображенных на картинах, перенестись в эту эпоху.

На картине Кустодиева изображена непосредственно Дворцовая площадь, а произведение Купцова представляет нам взгляд в небо, рассказ о зарождении российской авиации, о политагитации. Фильм идет всего 15 минут, но рассказывать об этом периоде в творчестве художников можно много.

1

При помощи видеоконференцсвязи мы провели методические занятия для сотрудников виртуальных филиалов: рассказали, что происходило в Петрограде в это время, над чем работали художники, почему это изобразили. Постарались максимально подготовить специалистов к предстоящим занятиям и вопросам публики. После этого в филиалах прошли открытые показы. Где-то киносеансы совмещали с экскурсией по музею, где-то — с лекциями-беседами. А в одном из центров гостей учили рисовать агитационные плакаты.

Какой была ваша аудитория?

Самая разная — школьники, студенты, люди старшего возраста. К каждой встрече лекторы готовились заранее, им очень помогли наши методические занятия.

Как слушатели отреагировали на эти показы?

Взрослой аудитории понравилось, что после фильма они могли задать дополнительные вопросы. Очень много было политических вопросов, не касающихся искусства. Подчас нашим представителям приходилось возвращать аудиторию к теме творчества.

А для современных школьников в той эпохе многое является загадкой: почему люди носили такие шляпы, костюмы, почему нельзя было ставить рядом фигуру вождя и кого-то из его окружения и так далее. Эта эпоха для ребят — резко контрастная даже по цветоощущению.

Вообще когда герои со страниц учебника предстают перед вами в красках, живыми на полотнах художника, то вся история приобретает другой вид.

Возьмем, к примеру, работу Купцова «АНТ-20 “Максим Горький”». На картине изображен агитационный самолет. Это был большой лайнер с радиоустановкой и типографским станком, на котором печатали, а потом сбрасывали на город листовки. Пилот этого самолета Николай Журов трагически погиб. У школьников картина Купцова вызвала огромный интерес к истории самолетостроения той эпохи, ее героям. Дети захотели узнать больше, стали искать дополнительную информацию.

Василий Купцов, «АНТ-20 “Максим Горький”»

Какие еще мероприятия к 100-летию революции вы проводили?

У нас была серия онлайн-лекций, которые транслировались в представительствах и на сайте «Культура.РФ». Специалисты Академии Штиглица рассказали про двойной портрет Николая II и Ленина (они проводили реставрацию этой картины и сделали это открытие).

Николай и Ленин

Про «Искусство и революцию» прочитала лекцию кандидат искусствоведения Светлана Ершова. Ее рассказ — о том, как еще до 1917 года революция произошла в умах художников — людей, которые опережают, предвидят события. Еще одна лекция этого автора — о художниках соцреализма, «Революционный миф в русской живописи XX века». О том, как для нового времени стало необходимым иное искусство. Этим циклом мы постарались создать целостный образ революционной эпохи. Кстати, все эти лекции записаны и выложены на YouTube.

В планах у музея — создать виртуальную выставку «Мечты о мировом расцвете». Как это будет выглядеть?

Эта выставка проходила в корпусе Бенуа, сейчас она уже закрыта. Но все залы, картины мы запечатлели в хорошем качестве, и посмотреть эту экспозицию онлайн сможет любой пользователь интернета. Посетители нашего сайта получат доступ к панорамной съемке, они смогут приблизить картины, рассмотреть их в деталях, прочитать описание или прослушать аудиокомментарии.

Вы очень активно работаете над «виртуализацией» коллекции. Не боитесь ли, что люди будут меньше ходить в настоящие музеи, отдавая предпочтение виртуальным?

Все опасения напрасны. На самом деле, чем больше мы показываем и рассказываем о произведениях искусства, тем больше у людей появляется интерес увидеть все своими глазами, почувствовать всеми фибрами своей души.

После наших лекций и занятий люди приходят к нам более подготовленными. Все-таки музей — отнюдь не развлекательный торговый центр, он не стремится за количеством. И если люди приходят туда осознанно, то это — большая победа.

И потом нельзя один раз увидеть картину и сказать: «Я ее уже видел». Между человеком и произведением искусства происходит диалог. Иногда возникает потребность видеть какую-то работу постоянно.

выставка Душа Петербурга

«Душа Петербурга»: от императора до хипстера

До 26 июня петербуржцы смогут полюбоваться всеми гранями и символами родного города на выставке «Душа Петербурга», в залах Особняка Румянцева (Английская набережная, 44). Экспозиция является художественно-просветительским проектом, существующим с 2009 года и сплотившим мастеров из разных поколений, избравших образ города центром своего творчества. Проект под руководством искусствоведа и художника Юрия Иваненко включает в себя ретроспективу из работ мастеров старой школы, хранившихся в частных собраниях, и картин современных художников.

Платоновский фестиваль

Много Петербурга на Платоновском фестивале

Платоновский фестиваль искусств, который в Воронеже проходит уже в девятый раз, можно без всяких скидок на провинцию назвать одним из ведущих и самых значимых и знаковых фестивалей России. Директор его все эти годы – ведущий театральный режиссер Михаил Бычков, которому удается собирать в Воронеж лучших представителей мирового искусства XXI века.

Тимур Новиков

«В Садах Тимура» — выставка эпохи Новикова

В Центре современного искусства имени Сергея Курехина 16 июня открылась выставка к 60-летию художника Тимура Новикова. Это знаковый момент: Новиков и Курехин были друзьями и творческими деятелями, формировавшими образ своей эпохи. Выставка названа «В Садах Тимура» и состоит из произведений, предоставленных семьей мастера и его друзьями и коллегами.

Ольга Черданцева

Ольга Черданцева: «Цветочная ассамблея» перенесет гостей Летнего сада во времена Петра I

В этом году впервые в Летнем саду свои цветочные ковры и гирлянды развернет XI Международный фестиваль «Императорские сады России», который всегда проходил в Михайловском саду. О том, почему праздник флористики и искусства поменял локацию, какой резонанс он получил на мировом уровне и что от него ждать в дальнейшем, «Петербургский авангард» побеседовал с Ольгой Черданцевей, главным хранителем садов Русского музея.

Радуга

Женский цвет «Радуги»

Международный театральный фестиваль «Радуга», в 19-й раз проведенный Санкт-Петербургским ТЮЗом имени Брянцева, открыл интересную особенность нынешнего времени: в режиссуру приходит все больше женщин. Совпало это или нет, но из 17 спектаклей, показанных на «Радуге», пять поставили женщины. Мы знаем немало примеров прекрасных женских работ в кино и в театре, и тем не менее по статистике режиссерская профессия – преимущественно мужская. Потому и захотелось провести небольшое исследование – какие же темы выбирают режиссеры-женщины?

Алексей Ерофеев

Алексей Ерофеев: Равнодушие к истории Петербурга ведет к его разрушению

Сотрудник Топонимической комиссии Санкт-Петербурга, известный краевед, историк и знаток города Алексей Ерофеев неоднократно был гостем «Квартирника» в пресс-центре «Росбалта». Он одним из первых на волне Перестройки в 1986 году начал активную деятельность, связанную с возвращением исторических названий улицам города. Свои знания о городской истории он изложил в нескольких книгах. Кроме того, Алексей Ерофеев активно занимается просветительской деятельностью, проводя экскурсии и семинары для школьников, поскольку убежден, что знание города защищает его от вандализма.