Русский музей: Революция Online

Потеряет ли Русский музей посетителей, когда все выставки будут доступны онлайн? И почему школьникам интересны картины о революции? Об этом корреспонденту «Петербургского авангарда» рассказали начальник службы «Виртуальный Русский музей» Мария Гладких и заведующая сектором организации мероприятий Центра мультимедиа Русского музея Анастасия Гордеева.
Мария Гладких и Анастасия Гордеева

4 декабря 2017.
Текст и фото: Петр Михайлов.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Благодаря современным технологиям, увидеть выставки, которые проходят в Санкт-Петербурге, можно за сотни километров от Северной столицы. В разных городах России и за рубежом работают больше 200 филиалов Русского музея. Их посетители получают доступ к играм по искусству, фильмам, виртуальным выставкам, статьям. Здесь же проходят кинопоказы, мастер-классы и лекции. В качестве полученных знаний можно не сомневаться — весь контент разрабатывают сотрудники Русского музея.

В интервью «Петербургскому авангарду» они рассказали о том, какие проекты подготовили к 100-летию Русской революции и какие сюрпризы ждут любителей живописи в грядущем году.

В этом году отмечается юбилей Октябрьской революции. А в Русском музее тоже происходит своеобразная «революция» — переход в виртуальный формат. На какой стадии она сейчас?

Революция в Русском музее в плане перехода в виртуальную реальность стартовала в 2003 году. Именно тогда мы начали открывать представительства в разных городах России. За эти годы появились новые технологии, и наш проект ждут изменения.

Какие именно?

Сейчас большая часть нашего онлайн-контента — фильмы об искусстве, игры, виртуальные туры, методические материалы — доступна только посетителям и сотрудникам представительств (филиалов) музея в разных городах России. Потому что медиатека устанавливается на стационарных компьютерах. Получить к ней доступ, скажем, из дома, не получится. В общем доступе в Глобальной Сети мы выкладываем лишь часть контента. А в будущем мы хотим, чтобы каждый человек мог зайти на наш сайт — и получить всю эту информацию. Это будет революционный переворот.

Когда это произойдет?

Возможно, уже к концу следующего года. Для начала нам нужно приобрести оборудование и запустить программное обеспечение. Мы очень рассчитываем на благотворительный фонд «Система», который осуществляет поддержку этого проекта.

А в ваши игры тоже можно будет онлайн играть?

Те программы, которые создавались до настоящего времени, были разработаны для персональных компьютеров. Поэтому нужно переделывать их под онлайн-версии или разрабатывать новые.

Несмотря на то, что мы выходим в онлайн, виртуальные представительства продолжат работать. Но открывать большое количество новых мы не планируем.

Давайте вернемся непосредственно к 100-летию революции. Как эту дату отметили в филиалах музея?

Мы сняли фильм «Две картины из одной эпохи. Праздники на Дворцовой». Он посвящен произведениям Василия Купцова «АНТ-20 “Максим Горький”» и Бориса Кустодиева «Праздник в честь 2-го конгресса Коминтерна 19 июля 1920 года. Демонстрация на площади Урицкого». Фильм позволяет зрителю почувствовать себя участником событий, изображенных на картинах, перенестись в эту эпоху.

На картине Кустодиева изображена непосредственно Дворцовая площадь, а произведение Купцова представляет нам взгляд в небо, рассказ о зарождении российской авиации, о политагитации. Фильм идет всего 15 минут, но рассказывать об этом периоде в творчестве художников можно много.

1

При помощи видеоконференцсвязи мы провели методические занятия для сотрудников виртуальных филиалов: рассказали, что происходило в Петрограде в это время, над чем работали художники, почему это изобразили. Постарались максимально подготовить специалистов к предстоящим занятиям и вопросам публики. После этого в филиалах прошли открытые показы. Где-то киносеансы совмещали с экскурсией по музею, где-то — с лекциями-беседами. А в одном из центров гостей учили рисовать агитационные плакаты.

Какой была ваша аудитория?

Самая разная — школьники, студенты, люди старшего возраста. К каждой встрече лекторы готовились заранее, им очень помогли наши методические занятия.

Как слушатели отреагировали на эти показы?

Взрослой аудитории понравилось, что после фильма они могли задать дополнительные вопросы. Очень много было политических вопросов, не касающихся искусства. Подчас нашим представителям приходилось возвращать аудиторию к теме творчества.

А для современных школьников в той эпохе многое является загадкой: почему люди носили такие шляпы, костюмы, почему нельзя было ставить рядом фигуру вождя и кого-то из его окружения и так далее. Эта эпоха для ребят — резко контрастная даже по цветоощущению.

Вообще когда герои со страниц учебника предстают перед вами в красках, живыми на полотнах художника, то вся история приобретает другой вид.

Возьмем, к примеру, работу Купцова «АНТ-20 “Максим Горький”». На картине изображен агитационный самолет. Это был большой лайнер с радиоустановкой и типографским станком, на котором печатали, а потом сбрасывали на город листовки. Пилот этого самолета Николай Журов трагически погиб. У школьников картина Купцова вызвала огромный интерес к истории самолетостроения той эпохи, ее героям. Дети захотели узнать больше, стали искать дополнительную информацию.

Василий Купцов, «АНТ-20 “Максим Горький”»

Какие еще мероприятия к 100-летию революции вы проводили?

У нас была серия онлайн-лекций, которые транслировались в представительствах и на сайте «Культура.РФ». Специалисты Академии Штиглица рассказали про двойной портрет Николая II и Ленина (они проводили реставрацию этой картины и сделали это открытие).

Николай и Ленин

Про «Искусство и революцию» прочитала лекцию кандидат искусствоведения Светлана Ершова. Ее рассказ — о том, как еще до 1917 года революция произошла в умах художников — людей, которые опережают, предвидят события. Еще одна лекция этого автора — о художниках соцреализма, «Революционный миф в русской живописи XX века». О том, как для нового времени стало необходимым иное искусство. Этим циклом мы постарались создать целостный образ революционной эпохи. Кстати, все эти лекции записаны и выложены на YouTube.

В планах у музея — создать виртуальную выставку «Мечты о мировом расцвете». Как это будет выглядеть?

Эта выставка проходила в корпусе Бенуа, сейчас она уже закрыта. Но все залы, картины мы запечатлели в хорошем качестве, и посмотреть эту экспозицию онлайн сможет любой пользователь интернета. Посетители нашего сайта получат доступ к панорамной съемке, они смогут приблизить картины, рассмотреть их в деталях, прочитать описание или прослушать аудиокомментарии.

Вы очень активно работаете над «виртуализацией» коллекции. Не боитесь ли, что люди будут меньше ходить в настоящие музеи, отдавая предпочтение виртуальным?

Все опасения напрасны. На самом деле, чем больше мы показываем и рассказываем о произведениях искусства, тем больше у людей появляется интерес увидеть все своими глазами, почувствовать всеми фибрами своей души.

После наших лекций и занятий люди приходят к нам более подготовленными. Все-таки музей — отнюдь не развлекательный торговый центр, он не стремится за количеством. И если люди приходят туда осознанно, то это — большая победа.

И потом нельзя один раз увидеть картину и сказать: «Я ее уже видел». Между человеком и произведением искусства происходит диалог. Иногда возникает потребность видеть какую-то работу постоянно.

Андрей Плахов

Андрей Плахов: «Кино сверхреальности» — грань игрового и документального

Международный кинофестиваль с 30-летней историей — «Послание к человеку» — зарождался как смотр документальных фильмов, но за три десятка лет оброс программами анимации, экспериментального кино и игровых картин. Современный кинофестиваль не заканчивается на церемонии награждения — его эхо еще долго разносится по городам и странам.

Терем-квартет

«Терем-квартет»: Мурашка — главный критерий в музыке

Самый яркий инструментальный коллектив в России «Терем-квартет», создавший необычное и увлекательное музыкальное направление кроссовер, собирает на берегах Невы претендентов на «Золотую мурашку». С 22 октября в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга (набережная Мойки, 20) начнется V Международный музыкальный турнир «Терем Кроссовер». Он, как Ноев ковчег, берет на борт самых разнообразных исполнителей, играющих на классических, а подчас — необычных и редких, музыкальных инструментах. И эта музыка не укладывается ни в один формат или стиль. «Терем Кроссовер» — это всегда захватывающее приключение, которое преподносит сюрпризы и открытия, стирая границы музыкальных направлений и даже стран.

Татьяна Юрьева

Юбилей великого человека и верного друга

18 октября свой юбилей встречает яркая представительница петербургского арт-мира — Татьяна Семеновна Юрьева. Она носит гордое звание заслуженного деятеля искусств РФ, является доктором искусствоведения, профессором кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств, директором Музея современных искусств имени Дягилева СПбГУ.

Нужен ли искусству супермаркет?

В течение минувших выходных — 13 и 14 октября — петербургский Музей стрит-арта на шоссе Революции стал площадкой для выставки-ярмарки Sam Fair. На это время музей превратился в большой супермаркет, где художники сами оформили стенды своими работами, а любители и коллекционеры современного искусства смогли не только купить произведения, но и пообщаться с авторами. Среди участников — 120 художников и арт-объединений из разных регионов России. Также в программу были включены лекции, концерт, дискуссия, перформансы и тату-бар, а в одной из социальных сетей прошел онлайн-аукцион.

Cosmoscow-2018

Что сейчас покупают на выставках

Cosmoscow-2018 – арт-ярмарка современного искусства, которая раз в год предлагает вниманию публики актуальные работы российских художников, а также знакомит с лучшими галереями России. Это мероприятие собирает в одном месте всех ценителей, знатоков, коллекционеров, галеристов, художников и просто интересующихся искусством людей. Основательница успешнейшего арт-рынка страны – Маргарита Анатольевна Пушкина – искусствовед, коллекционер, директор Cosmoscow.

Марк Розовский

Марк Розовский: Нашей культуре ничего не грозит

В Петербурге радостное событие: Марк Розовский репетирует мюзикл «Бедная Лиза». Режиссер уже 35 лет является художественным руководителем московского театра «У Никитских ворот», автором сценариев к известным фильмам, драматургом, композитором и лауреатом многочисленных премий. Премьера мюзикла назначена на 26 октября в ТЮЗе имени Брянцева. Спектакль посвящен Георгию Товстоногову, что не удивительно: в 1973 году на Малой сцене БДТ состоялась премьера мюзикла «Бедная Лиза», принесшего известность Марку Розовскому.