Роман Габриа: Мейерхольд поверил власти, которая его и уничтожила

В Музее Достоевского (Кузнечный переулок, 2) в субботу, 26 января, состоится премьера спектакля Романа Габриа «Мейерхольд». Режиссер репетирует с тремя артистами пьесу, которую написал он сам по архивным документам и воспоминаниям, связанным с жизнью и творчеством Всеволода Мейерхольда — легенды отечественной режиссуры, человека, оказавшего огромное влияние на мировой театр. Спектакль создается Театральной компанией «Открытое пространство».
Роман Габриа

23 января 2019.
Текст: Елена Добрякова. Фотографии Александра Палаева предоставлены создателями спектакля.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , .

Удивительное сходство артиста Анатолия Журавина с Мейерхольдом поражает. Иной раз кажется, что эпохи соединились, и к зрителю выходит сам Всеволод Эмильевич, переживающий именно в эти минуты драматические моменты… Следователь НКВД (артист Сергей Гвоздев), вмиг оборачивающийся завлитом театра — та враждебная среда, которая вела Мейерхольда к аресту, к его физической кончине. Рядом в черном латексном костюме — напоминание об образе Фосфорической женщины из мейерхольдовского спектакля «Баня» — Зинаида Райх (Алла Данишевская). Райх — верный сподвижник, вдохновительница, любовь всей жизни.

Роман Габриа рассказал корреспонденту «Петербургского авангарда» о Мейерхольде, противоречиях его характера, отношениях с властью и о том, что ждет зрителя на спектакле.

Роман Габриа

Роман, я увидела лишь кусочек вашей будущей работы. Какой период жизни Мейерхольда вы взяли?

Мы застаем Мейерхольда на пике его творческого поиска и вплоть до расстрела. Или уж я не знаю, что с ним произошло, есть различные предположения. Это 1934-1939 годы.

Как возникла эта тема?

Сама биография Мейерхольда подсказала тему. Ведь, как известно, нет лучшего сценариста, чем сама история. Стремительный, красивый взлет, и такое же пикирующее, трагическое падение.

Кажется, что ваш спектакль сложен, быстрая смена ролей, которые исполняют одни и те же артисты, без переодеваний, лишь жесты, интонации, свет. Зритель должен успевать улавливать эти переходы.

Да, мне хотелось, чтобы зритель легко понимал все смены эпизодов в смысле монтажа. Мне кажется, что спектакль о сложном человеке должен быть прост. Мы пытаемся рассказать о том, «что такое» Мейерхольд языком Мейерхольда. Так у нас появились видеоэкраны (видео-дизайн Александра Магелатова), эпизоды биомеханики, которые осуществил Николай Куглянт, электронный саунд от композитора Владислава Крылова и декорация, напоминающая конструктивистские щиты Любови Поповой из спектакля «Великодушный рогоносец».

«Мейерхольд»

Что вам открылось, когда вы прикоснулись к этому материалу?

Каких усилий стоило содержать этот огромный организм – ГосТИМ, в условиях, неудобных для искусства. При этом спектакли Мейерхольда, я так понимаю, не были политически провокационными. В условиях насильственного насаждения единого стиля — соцреализма — чуждым был сам мейерхольдовский язык, почерк. Вторая тема — это, конечно же, все противоречия Мейерхольда в области теории, подхода, которые и привели его к разрушению. Но другого пути и быть не могло. Вообще хочется, чтобы спектакль получился больше про людей. Про их проявления, внутреннюю какую-то жизнь. Зинаида Райх, ее связи на Лубянке — интересная тема. Кроме того, сложный треугольник с Есениным….

Сергей Есенин появится в спектакле?

Он будет присутствовать незримо, в отдельных репликах, в цитатах. И главное — на видео, в композицию которых войдут его посмертные фото. Как болевая вспышка. Шок. Вообще, это сложная и важная история: Есенин – Райх – Мейерхольд. Она у нас носит кодовое заглавие «Великодушный рогоносец». Особая тема — мировосприятие. Юрий Елагин в «Темном гении» интересно пишет о другом — нервном, демоническом Мейерхольде.

«Мейерхольд»

К какому выводу вы приходите в своем спектакле?

Вывод? Не знаю. Все выводы, пожалуй, дело зрителя. Мы заканчиваем репликой Мейерхольда: «Прoшу вернуть мое честное имя». Несмотря на то, что в 1956 году его реабилитировали, мы до сих пор знаем об этом человеке очень мало. В массовом сознании Мейерхольда нет. В свое время его имя было вычеркнуто из истории, изъято из книг — например, из «Моей жизни в искусстве» Станиславского.…Человека не просто уничтожили физически, было сделано все, чтобы от него и следа не осталось, словно его и не было.

С сохранением личного архива режиссера связана почти детективная история…

Да, архив Мейерхольда, благодаря дочери Есенина, попал к его ученику Сергею Эйзенштейну дня за два до полного опечатывания квартиры. И Сергей Михайлович сохранял этот архив на даче всю войну. Потом документы перемещались по каким-то домам. Опасно это было сохранять. Но все же чудо произошло — документы дошли до наших дней.

«Мейерхольд»

Сходство Анатолия Журавина с Мейерхольдом сыграло какую-то роль?

Да, удивительное сходство. Как-то все цепочкой потянулось. Мейерхольд. Загадочная биомеханика, разногласия с системой Станиславского…. Одна из наиболее запомнившихся мне институтских лекций — нашего уважаемого профессора Льва Иосифовича Гительмана, на которой он зачитал ставшее теперь знаменитым письмо Мейерхольда Молотову. Для меня важно и то, что великий режиссер построил такой театр, в котором в итоге не осталось ни одного большого артиста, в основном любители. Он разогнал всех. Настоящий диктатор, деспот. С ним нельзя было спорить. Как спичка зажигался — мог своего учителя растоптать, а потом боготворить. Чудовищные противоречия. Но он и пострадал больше всех.

Уехать он не мог?

Не мог, в отличие, например, от Михаила Чехова. Он поверил этой власти, которая его и уничтожила.

«Мейерхольд»

Сегодня есть театр, который наследовал бы мейерхольдовские традиции?

Конечно. По сути Мейерхольд и создал современный театр. Все открытия принадлежат ему. Если почитать его мечты о техническом устройстве идеального театра, о звуковом-световом оснащении, возможностях сцены и универсальных способностях артиста — это то, к чему стремится любой прогрессивный режиссер. Конечно, я имею в виду больших академических режиссеров, мастеров, у которых есть возможности. Например, спектакли Андрея Могучего — чем не Мейерхольд? А образность Юрия Бутусова? Или Антон Адасинский, у которого я работал, с его любовью к площадному театру? В той или иной степени — многие элементы «планеты Мейерхольд» отразились в сегодняшнем театре и в западном в том числе.

И вы, поставивший «Онегина» в «Приюте комедианта», — тоже Мейерхольд? В вашем спектакле так много неожиданного: и гротеска, и иронии. Почему, кстати, решили взять «Онегина»? Заезженная история ведь…

А кем заезженная?

Туминас, Кулябин.

«Мейерхольд»

И это все не в Петербурге. Как раз до сих пор не заезженная, не раскрученная, не исследованная в драматическом театре история. Я предложил актерам поменять угол зрения на всем известного со школы Онегина, подвергнуть сомнению романтику восприятия, сдуть книжную пыль.

Потому вы его голого положили в прозрачный стеклянный ящик – этакий святой в кубе?

Святой! – таким его нам и преподносят. Мне хотелось рассказать своего «Пушкина без пушкинистов». Вытащить его из этого ящика, из «ванны со льдом», швырнуть обратно в обстоятельства и посмотреть, а что он на самом деле натворил? Убил друга, разрушил жизни двум сестрам Лариным, вернулся в Петербург и преследует замужнюю Татьяну. Хорош святой! Может, поэтому я и решил сцену встречи Онегина с Татьяной в саду, через то, что он плюется в нее косточками. Слепой. Не видит в ней будущую женщину! А она потом поет и режет вены. Там много иронии.

«Мейерхольд»

Вы позовете на премьеру о Мейерхольде своих учителей – Григория Козлова, Антона Адасинского?

Обязательно, но не сразу. Вещь должна пожить, напитаться силой. Я верю, что такой спектакль сегодня нужен. Но мы предупреждаем зрителя, который привычно желает отдохнуть в театре: развлечься не получится.

Беседовала  ЕЛЕНА  ДОБРЯКОВА

«Мейерхольд»

Спектакль «Мейерхольд» также можно увидеть 22 февраля в Музее Достоевского и 9 февраля в Театре за Черной речкой.

Игорь Шибанов, актер ТЮЗа, из личного архива

Игорь Шибанов: театр, театр и еще раз театр

Народный артист России Игорь Шибанов отмечает юбилей 14 сентября 2019 года. Обаятельный, с легкостью импровизирующий, глубокий и нестандартно мыслящий актер служит в ТЮЗе имени Брянцева с 1964 года. Выдающийся ученик Зиновия Корогодского к своему 75-летию — корифей труппы и любимец зрителей. За время работы в ТЮЗе артист сыграл более 90 ролей. Вспомним вошедшие в летопись театра художественные образы Игоря Шибанова, каждый из которых являет крупицу удивительного дарования артиста.

джазовый фестиваль "Большой джем", пресс-служба

Чудеса «Большого Джема» в Сестрорецке

В минувшие выходные, 7 и 8 сентября 2019 года, прошел пятый юбилейный джазовый фестиваль «Большой Джем», который ежегодно считается самым продолжительным джазовым openair-джемом в мире. Этот семейный фестиваль открыл свои двери в историческом центре Сестрорецка — на территории культурного креативного пространства «Петровский арсенал», где два дня звучал высококлассный джаз. Более 22 тысяч гостей фестиваля порадовал бесплатный вход и созданные организаторами лаундж-зоны. Все детские и спортивные зоны фестиваля работали абсолютно бесплатно, чтобы каждый желающий мог беспрепятственно все попробовать и во всем поучаствовать.

Мертвые души. Фото Юлии Смелкиной предоставлено пресс-службой Театра Ленсовета

Мертвые души: Поэма застоя

В апреле этого года в Театре имени Ленсовета состоялась премьера по поэме «Мертвые души» и другим текстам Николая Васильевича Гоголя. Режиссер постановки — Роман Кочержевский, уже получивший за спектакль «Золотой софит» в номинации «За лучший режиссерский дебют». Эта постановка ни на что не похожа – в прямом, изначальном смысле этих слов. Она не претендует на что-то чрезвычайное, из ряда вон, и ее выразительные средства напоминают те, что публика видит на других сценических площадках города. Но нет! отличия огромные.

Диорама Блокада Ленинграда

Ленинград — это Мы. Ленинград — это Я

На сцене театра «Суббота» 7 и 8 сентября 2019 года состоялись первые показы спектакля «872 дня. Голоса блокадного города». Премьера была приурочена к 75-й годовщине освобождения Ленинграда от блокады 1941-1944 годов. На основе «Блокадной книги» Алеся Адамовича и Даниила Гранина, текстов и дневников Лидии Гинзбург, Дмитрия Лихачева, Ирены Дубицкой, Геннадия Гора, Павла Зальцмана, Татьяны Великотной, Веры Берхман и других очевидцев труппа театра создала совершенно особый спектакль, который необходимо увидеть всем петербуржцам от мала до велика. В спектакле заняты артисты Софья Андреева, Иван Байкалов, Анна Васильева, Владислав Демьяненко, Марина Конюшко, Анастасия Резункова, Екатерина Рудакова, Григорий Сергеенко, Снежана Соколова, Оксана Сырцова, Григорий Татаренко, Владимир Шабельников, Дарья Шиханова, Кристина Якунина.

Блокадный хлеб, фото Военно-медицинского музея

В городе проходят мероприятия в память о жертвах Блокады Ленинграда

В воскресенье, 8 сентября (12.00), в городе на Неве проходя публичные чтения списков погибших в Ленинграде во время блокады 1941-1944 годов. К акции Дня памяти присоединились: Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Музей Анны Ахматовой, Капелла, Дом журналиста, Дом актера, Театр “Балтийский дом”, Театр имени Ленсовета, Музей Достоевского, Российская национальная библиотека, библиотека Маяковского и ее филиалы, Библиотека Гоголя и многие другие площадки (более 30), список которых постоянно расширяется.

Светлана Лаврецова

Светлана Лаврецова: 98-й сезон ТЮЗа будет очень насыщенным

Санкт-Петербургский театр юных зрителей открывает сезон 1 сентября 2019 года, в унисон со школьниками, празднующими День знаний. Театр живет активной жизнью, являясь частью культурного наследия Санкт-Петербурга. Новый, 98-й, сезон будет наполнен премьерами, гастролями и грандиозными международными фестивалями. Директор ТЮЗа Светлана Лаврецова в интервью «Петербургскому авангарду» подвела итоги предыдущего года и поделилась планами на следующий. Она рассказала, какие премьеры запланированы в ТЮЗе и в каких городах спектакли театра можно будет посмотреть.