Роман Габриа: Мейерхольд поверил власти, которая его и уничтожила

В Музее Достоевского (Кузнечный переулок, 2) в субботу, 26 января, состоится премьера спектакля Романа Габриа «Мейерхольд». Режиссер репетирует с тремя артистами пьесу, которую написал он сам по архивным документам и воспоминаниям, связанным с жизнью и творчеством Всеволода Мейерхольда — легенды отечественной режиссуры, человека, оказавшего огромное влияние на мировой театр. Спектакль создается Театральной компанией «Открытое пространство».
Роман Габриа

23 января 2019.
Текст: Елена Добрякова. Фотографии Александра Палаева предоставлены создателями спектакля.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , .

Удивительное сходство артиста Анатолия Журавина с Мейерхольдом поражает. Иной раз кажется, что эпохи соединились, и к зрителю выходит сам Всеволод Эмильевич, переживающий именно в эти минуты драматические моменты… Следователь НКВД (артист Сергей Гвоздев), вмиг оборачивающийся завлитом театра — та враждебная среда, которая вела Мейерхольда к аресту, к его физической кончине. Рядом в черном латексном костюме — напоминание об образе Фосфорической женщины из мейерхольдовского спектакля «Баня» — Зинаида Райх (Алла Данишевская). Райх — верный сподвижник, вдохновительница, любовь всей жизни.

Роман Габриа рассказал корреспонденту «Петербургского авангарда» о Мейерхольде, противоречиях его характера, отношениях с властью и о том, что ждет зрителя на спектакле.

Роман Габриа

Роман, я увидела лишь кусочек вашей будущей работы. Какой период жизни Мейерхольда вы взяли?

Мы застаем Мейерхольда на пике его творческого поиска и вплоть до расстрела. Или уж я не знаю, что с ним произошло, есть различные предположения. Это 1934-1939 годы.

Как возникла эта тема?

Сама биография Мейерхольда подсказала тему. Ведь, как известно, нет лучшего сценариста, чем сама история. Стремительный, красивый взлет, и такое же пикирующее, трагическое падение.

Кажется, что ваш спектакль сложен, быстрая смена ролей, которые исполняют одни и те же артисты, без переодеваний, лишь жесты, интонации, свет. Зритель должен успевать улавливать эти переходы.

Да, мне хотелось, чтобы зритель легко понимал все смены эпизодов в смысле монтажа. Мне кажется, что спектакль о сложном человеке должен быть прост. Мы пытаемся рассказать о том, «что такое» Мейерхольд языком Мейерхольда. Так у нас появились видеоэкраны (видео-дизайн Александра Магелатова), эпизоды биомеханики, которые осуществил Николай Куглянт, электронный саунд от композитора Владислава Крылова и декорация, напоминающая конструктивистские щиты Любови Поповой из спектакля «Великодушный рогоносец».

«Мейерхольд»

Что вам открылось, когда вы прикоснулись к этому материалу?

Каких усилий стоило содержать этот огромный организм – ГосТИМ, в условиях, неудобных для искусства. При этом спектакли Мейерхольда, я так понимаю, не были политически провокационными. В условиях насильственного насаждения единого стиля — соцреализма — чуждым был сам мейерхольдовский язык, почерк. Вторая тема — это, конечно же, все противоречия Мейерхольда в области теории, подхода, которые и привели его к разрушению. Но другого пути и быть не могло. Вообще хочется, чтобы спектакль получился больше про людей. Про их проявления, внутреннюю какую-то жизнь. Зинаида Райх, ее связи на Лубянке — интересная тема. Кроме того, сложный треугольник с Есениным….

Сергей Есенин появится в спектакле?

Он будет присутствовать незримо, в отдельных репликах, в цитатах. И главное — на видео, в композицию которых войдут его посмертные фото. Как болевая вспышка. Шок. Вообще, это сложная и важная история: Есенин – Райх – Мейерхольд. Она у нас носит кодовое заглавие «Великодушный рогоносец». Особая тема — мировосприятие. Юрий Елагин в «Темном гении» интересно пишет о другом — нервном, демоническом Мейерхольде.

«Мейерхольд»

К какому выводу вы приходите в своем спектакле?

Вывод? Не знаю. Все выводы, пожалуй, дело зрителя. Мы заканчиваем репликой Мейерхольда: «Прoшу вернуть мое честное имя». Несмотря на то, что в 1956 году его реабилитировали, мы до сих пор знаем об этом человеке очень мало. В массовом сознании Мейерхольда нет. В свое время его имя было вычеркнуто из истории, изъято из книг — например, из «Моей жизни в искусстве» Станиславского.…Человека не просто уничтожили физически, было сделано все, чтобы от него и следа не осталось, словно его и не было.

С сохранением личного архива режиссера связана почти детективная история…

Да, архив Мейерхольда, благодаря дочери Есенина, попал к его ученику Сергею Эйзенштейну дня за два до полного опечатывания квартиры. И Сергей Михайлович сохранял этот архив на даче всю войну. Потом документы перемещались по каким-то домам. Опасно это было сохранять. Но все же чудо произошло — документы дошли до наших дней.

«Мейерхольд»

Сходство Анатолия Журавина с Мейерхольдом сыграло какую-то роль?

Да, удивительное сходство. Как-то все цепочкой потянулось. Мейерхольд. Загадочная биомеханика, разногласия с системой Станиславского…. Одна из наиболее запомнившихся мне институтских лекций — нашего уважаемого профессора Льва Иосифовича Гительмана, на которой он зачитал ставшее теперь знаменитым письмо Мейерхольда Молотову. Для меня важно и то, что великий режиссер построил такой театр, в котором в итоге не осталось ни одного большого артиста, в основном любители. Он разогнал всех. Настоящий диктатор, деспот. С ним нельзя было спорить. Как спичка зажигался — мог своего учителя растоптать, а потом боготворить. Чудовищные противоречия. Но он и пострадал больше всех.

Уехать он не мог?

Не мог, в отличие, например, от Михаила Чехова. Он поверил этой власти, которая его и уничтожила.

«Мейерхольд»

Сегодня есть театр, который наследовал бы мейерхольдовские традиции?

Конечно. По сути Мейерхольд и создал современный театр. Все открытия принадлежат ему. Если почитать его мечты о техническом устройстве идеального театра, о звуковом-световом оснащении, возможностях сцены и универсальных способностях артиста — это то, к чему стремится любой прогрессивный режиссер. Конечно, я имею в виду больших академических режиссеров, мастеров, у которых есть возможности. Например, спектакли Андрея Могучего — чем не Мейерхольд? А образность Юрия Бутусова? Или Антон Адасинский, у которого я работал, с его любовью к площадному театру? В той или иной степени — многие элементы «планеты Мейерхольд» отразились в сегодняшнем театре и в западном в том числе.

И вы, поставивший «Онегина» в «Приюте комедианта», — тоже Мейерхольд? В вашем спектакле так много неожиданного: и гротеска, и иронии. Почему, кстати, решили взять «Онегина»? Заезженная история ведь…

А кем заезженная?

Туминас, Кулябин.

«Мейерхольд»

И это все не в Петербурге. Как раз до сих пор не заезженная, не раскрученная, не исследованная в драматическом театре история. Я предложил актерам поменять угол зрения на всем известного со школы Онегина, подвергнуть сомнению романтику восприятия, сдуть книжную пыль.

Потому вы его голого положили в прозрачный стеклянный ящик – этакий святой в кубе?

Святой! – таким его нам и преподносят. Мне хотелось рассказать своего «Пушкина без пушкинистов». Вытащить его из этого ящика, из «ванны со льдом», швырнуть обратно в обстоятельства и посмотреть, а что он на самом деле натворил? Убил друга, разрушил жизни двум сестрам Лариным, вернулся в Петербург и преследует замужнюю Татьяну. Хорош святой! Может, поэтому я и решил сцену встречи Онегина с Татьяной в саду, через то, что он плюется в нее косточками. Слепой. Не видит в ней будущую женщину! А она потом поет и режет вены. Там много иронии.

«Мейерхольд»

Вы позовете на премьеру о Мейерхольде своих учителей – Григория Козлова, Антона Адасинского?

Обязательно, но не сразу. Вещь должна пожить, напитаться силой. Я верю, что такой спектакль сегодня нужен. Но мы предупреждаем зрителя, который привычно желает отдохнуть в театре: развлечься не получится.

Беседовала  ЕЛЕНА  ДОБРЯКОВА

«Мейерхольд»

Спектакль «Мейерхольд» также можно увидеть 22 февраля в Музее Достоевского и 9 февраля в Театре за Черной речкой.

Театр на Пролетарской

Настоящее искусство в пролетарском Доме культуры

Представители старшего поколения петербуржцев помнят о том, какую важную роль играла культурно-просветительская работа с населением в СССР. Традиция развития домов культуры началась в 1920-х годах прошлого столетия. Кто только этим не занимался! Советская интеллигенция, профсоюзы, колхозы, Советская Армия, пионерская организация. И до сих пор эти островки культуры объединяют людей, неравнодушных к искусству.

Мертвые души Гоголя, предоставлено пресс-службой Театра на Васильевском

Бал у Сатаны на Васильевском острове

Театр на Васильевском не первый год радует зрителя неординарным и непредвзятым подходом к классике. Хотя очевидно, что именно такой подход гарантирует внимание публики. Но на сей раз этот островной театр превзошел себя, представив петербургскому зрителю премьеру по мотивам поэмы Николая Гоголя «Мертвые души». Эта постановка — вполне осознанный и удавшийся эксперимент, хорошо срежиссированный и подготовленный. Такие эксперименты стали модны в последнее время, но не всем и не всегда удается придать им глубокий смысл и внятную форму, доступную пониманию не только махровых критиков и театроведов, которые разглядят в постановке влияние Мейерхольда и Вахтангова, но и для простых смертных.

Премия Сергея Курехина

Культурный СПА-салон в Центре Курехина

В воскресенье, 21 апреля (19:00), в Санкт-Петербурге будут определены победители Премии имени Сергея Курехина. Единственная петербургская награда в области современного искусства отличается от столичных тем, что отдает предпочтение новаторским, революционным, концептуальным и мультижанровым проектам. Ведь именно эти принципы развивал Сергей Курехин вместе с «Поп-Механикой».
До 16 мая в Центре современного искусства имени Курехина на Лиговском проспекте, 73, продлится выставка проектов, вошедших в лонг-лист Премии Сергея Курехина. В экспозицию вошли 72 произведения, по которым можно оценить, как развивается современное искусство.

Валерий Фокин

Валерий Фокин покидает секретариат СТД

Художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин написал заявление на имя премьер-министра РФ Дмитрия Медведева и главы Минкультуры России Владимира Мединского о выходе из секретариата Союза театральных деятелей (СТД). Валерий Фокин объяснил, что сделал это в знак протеста против позиции союза по поводу объединения Александринки и Волковского театра.

Евгений Водолазкин, фото предоставлено писателем

Евгений Водолазкин: «Близкие друзья» – спектакль для театральных гурманов

В мире современной литературы есть множество фамилий, но мало имен. Евгений Водолазкин – один из немногих, чье творчество заняло определенную литературную нишу и нашло свою публику среди читателей разных социокультурных кругов. Романы «Соловьев и Ларионов», «Лавр» и «Авиатор» – удивительные произведения, отразившие особое отношение автора к историческому процессу и личности человека. Евгений Водолазкин – финалист престижных литературных премий, таких как «Национальный бестселлер», «Русский Букер», «НОС» и «Книга года», лауреат премий «Ясная Поляна», «Большая книга», «Русский Рим», Премии Александра Солженицына, национальной премии «Русские рифмы, Русское слово» и других.

Молодежный театр на Фонтанке, Нас обвенчает прилив

Неутоленная страсть в морской пене

Удивительное впечатление производит камерная сцена Молодежного театра на Фонтанке: как будто это красивая шкатулка из детства, в которой хранятся все дорогие сердцу ребенка сокровища — красивая шелковая ленточка от коробки конфет, ракушка из лета, флакон из-под маминых духов, красивый камешек и… что там еще приберегают дети, склонные мечтать? Спектакли, которые идут на этой сцене, — предельно лиричные, построенные на соприкосновении душ, удивительно трогательные. Они возвращают надежду, желание остановиться и заглянуть в себя, туда, где вроде бы все отжило, но вдруг понимаешь — нет, еще что-то бьется в ритме сердца.