Роман Габриа: Мейерхольд поверил власти, которая его и уничтожила

В Музее Достоевского (Кузнечный переулок, 2) в субботу, 26 января, состоится премьера спектакля Романа Габриа «Мейерхольд». Режиссер репетирует с тремя артистами пьесу, которую написал он сам по архивным документам и воспоминаниям, связанным с жизнью и творчеством Всеволода Мейерхольда — легенды отечественной режиссуры, человека, оказавшего огромное влияние на мировой театр. Спектакль создается Театральной компанией «Открытое пространство».
Роман Габриа

23 января 2019.
Текст: Елена Добрякова. Фотографии Александра Палаева предоставлены создателями спектакля.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , .

Удивительное сходство артиста Анатолия Журавина с Мейерхольдом поражает. Иной раз кажется, что эпохи соединились, и к зрителю выходит сам Всеволод Эмильевич, переживающий именно в эти минуты драматические моменты… Следователь НКВД (артист Сергей Гвоздев), вмиг оборачивающийся завлитом театра — та враждебная среда, которая вела Мейерхольда к аресту, к его физической кончине. Рядом в черном латексном костюме — напоминание об образе Фосфорической женщины из мейерхольдовского спектакля «Баня» — Зинаида Райх (Алла Данишевская). Райх — верный сподвижник, вдохновительница, любовь всей жизни.

Роман Габриа рассказал корреспонденту «Петербургского авангарда» о Мейерхольде, противоречиях его характера, отношениях с властью и о том, что ждет зрителя на спектакле.

Роман Габриа

Роман, я увидела лишь кусочек вашей будущей работы. Какой период жизни Мейерхольда вы взяли?

Мы застаем Мейерхольда на пике его творческого поиска и вплоть до расстрела. Или уж я не знаю, что с ним произошло, есть различные предположения. Это 1934-1939 годы.

Как возникла эта тема?

Сама биография Мейерхольда подсказала тему. Ведь, как известно, нет лучшего сценариста, чем сама история. Стремительный, красивый взлет, и такое же пикирующее, трагическое падение.

Кажется, что ваш спектакль сложен, быстрая смена ролей, которые исполняют одни и те же артисты, без переодеваний, лишь жесты, интонации, свет. Зритель должен успевать улавливать эти переходы.

Да, мне хотелось, чтобы зритель легко понимал все смены эпизодов в смысле монтажа. Мне кажется, что спектакль о сложном человеке должен быть прост. Мы пытаемся рассказать о том, «что такое» Мейерхольд языком Мейерхольда. Так у нас появились видеоэкраны (видео-дизайн Александра Магелатова), эпизоды биомеханики, которые осуществил Николай Куглянт, электронный саунд от композитора Владислава Крылова и декорация, напоминающая конструктивистские щиты Любови Поповой из спектакля «Великодушный рогоносец».

«Мейерхольд»

Что вам открылось, когда вы прикоснулись к этому материалу?

Каких усилий стоило содержать этот огромный организм – ГосТИМ, в условиях, неудобных для искусства. При этом спектакли Мейерхольда, я так понимаю, не были политически провокационными. В условиях насильственного насаждения единого стиля — соцреализма — чуждым был сам мейерхольдовский язык, почерк. Вторая тема — это, конечно же, все противоречия Мейерхольда в области теории, подхода, которые и привели его к разрушению. Но другого пути и быть не могло. Вообще хочется, чтобы спектакль получился больше про людей. Про их проявления, внутреннюю какую-то жизнь. Зинаида Райх, ее связи на Лубянке — интересная тема. Кроме того, сложный треугольник с Есениным….

Сергей Есенин появится в спектакле?

Он будет присутствовать незримо, в отдельных репликах, в цитатах. И главное — на видео, в композицию которых войдут его посмертные фото. Как болевая вспышка. Шок. Вообще, это сложная и важная история: Есенин – Райх – Мейерхольд. Она у нас носит кодовое заглавие «Великодушный рогоносец». Особая тема — мировосприятие. Юрий Елагин в «Темном гении» интересно пишет о другом — нервном, демоническом Мейерхольде.

«Мейерхольд»

К какому выводу вы приходите в своем спектакле?

Вывод? Не знаю. Все выводы, пожалуй, дело зрителя. Мы заканчиваем репликой Мейерхольда: «Прoшу вернуть мое честное имя». Несмотря на то, что в 1956 году его реабилитировали, мы до сих пор знаем об этом человеке очень мало. В массовом сознании Мейерхольда нет. В свое время его имя было вычеркнуто из истории, изъято из книг — например, из «Моей жизни в искусстве» Станиславского.…Человека не просто уничтожили физически, было сделано все, чтобы от него и следа не осталось, словно его и не было.

С сохранением личного архива режиссера связана почти детективная история…

Да, архив Мейерхольда, благодаря дочери Есенина, попал к его ученику Сергею Эйзенштейну дня за два до полного опечатывания квартиры. И Сергей Михайлович сохранял этот архив на даче всю войну. Потом документы перемещались по каким-то домам. Опасно это было сохранять. Но все же чудо произошло — документы дошли до наших дней.

«Мейерхольд»

Сходство Анатолия Журавина с Мейерхольдом сыграло какую-то роль?

Да, удивительное сходство. Как-то все цепочкой потянулось. Мейерхольд. Загадочная биомеханика, разногласия с системой Станиславского…. Одна из наиболее запомнившихся мне институтских лекций — нашего уважаемого профессора Льва Иосифовича Гительмана, на которой он зачитал ставшее теперь знаменитым письмо Мейерхольда Молотову. Для меня важно и то, что великий режиссер построил такой театр, в котором в итоге не осталось ни одного большого артиста, в основном любители. Он разогнал всех. Настоящий диктатор, деспот. С ним нельзя было спорить. Как спичка зажигался — мог своего учителя растоптать, а потом боготворить. Чудовищные противоречия. Но он и пострадал больше всех.

Уехать он не мог?

Не мог, в отличие, например, от Михаила Чехова. Он поверил этой власти, которая его и уничтожила.

«Мейерхольд»

Сегодня есть театр, который наследовал бы мейерхольдовские традиции?

Конечно. По сути Мейерхольд и создал современный театр. Все открытия принадлежат ему. Если почитать его мечты о техническом устройстве идеального театра, о звуковом-световом оснащении, возможностях сцены и универсальных способностях артиста — это то, к чему стремится любой прогрессивный режиссер. Конечно, я имею в виду больших академических режиссеров, мастеров, у которых есть возможности. Например, спектакли Андрея Могучего — чем не Мейерхольд? А образность Юрия Бутусова? Или Антон Адасинский, у которого я работал, с его любовью к площадному театру? В той или иной степени — многие элементы «планеты Мейерхольд» отразились в сегодняшнем театре и в западном в том числе.

И вы, поставивший «Онегина» в «Приюте комедианта», — тоже Мейерхольд? В вашем спектакле так много неожиданного: и гротеска, и иронии. Почему, кстати, решили взять «Онегина»? Заезженная история ведь…

А кем заезженная?

Туминас, Кулябин.

«Мейерхольд»

И это все не в Петербурге. Как раз до сих пор не заезженная, не раскрученная, не исследованная в драматическом театре история. Я предложил актерам поменять угол зрения на всем известного со школы Онегина, подвергнуть сомнению романтику восприятия, сдуть книжную пыль.

Потому вы его голого положили в прозрачный стеклянный ящик – этакий святой в кубе?

Святой! – таким его нам и преподносят. Мне хотелось рассказать своего «Пушкина без пушкинистов». Вытащить его из этого ящика, из «ванны со льдом», швырнуть обратно в обстоятельства и посмотреть, а что он на самом деле натворил? Убил друга, разрушил жизни двум сестрам Лариным, вернулся в Петербург и преследует замужнюю Татьяну. Хорош святой! Может, поэтому я и решил сцену встречи Онегина с Татьяной в саду, через то, что он плюется в нее косточками. Слепой. Не видит в ней будущую женщину! А она потом поет и режет вены. Там много иронии.

«Мейерхольд»

Вы позовете на премьеру о Мейерхольде своих учителей – Григория Козлова, Антона Адасинского?

Обязательно, но не сразу. Вещь должна пожить, напитаться силой. Я верю, что такой спектакль сегодня нужен. Но мы предупреждаем зрителя, который привычно желает отдохнуть в театре: развлечься не получится.

Беседовала  ЕЛЕНА  ДОБРЯКОВА

«Мейерхольд»

Спектакль «Мейерхольд» также можно увидеть 22 февраля в Музее Достоевского и 9 февраля в Театре за Черной речкой.

Андреас Ланэ

Андреас Ланэ: Игровой культуре в России помог бы новый «Тетрис»

14 февраля — не только день Святого Валентина, но и неофициальный и при этом широко отмечаемый в профессиональном мире День компьютерщика. 14 февраля 1946 года впервые был продемонстрирован первый работающий электронный компьютер ENIAC I (Electrical Numerical Integrator And Calculator). В честь всех причастных к празднику «Петербургский авангард» публикует интервью с Андреасом Ланэ — президентом Европейской федерации игровых архивов, музеев и проектов по сохранению игр (EFGAMP), одним из основателей Музея компьютерных игр в Берлине — первой в мире постоянной выставки цифровой интерактивной развлекательной культуры.

Лючия Ди Ламмермур

«Лючия ди Ламмермур» — шедевр романтического бельканто

В конце 2018 года в Мариинском театре состоялась премьера оперы Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур». В основе сюжета — романтическая трагедия Вальтера Скотта «Ламмермурская невеста». А сюжет этот, напоминающий «Ромео и Джульетту», меломелодраматичен: лорд Генри Эштон хочет выгодно выдать сестру за лорда Артура Бакло, в противном случае замок Эштона может вернуть себе сын его прежнего владельца Эдгар. Но Лючия влюблена в таинственного незнакомца, которым оказался тот самый Эдгар. Возлюбленный девушки должен уехать с поручением во Францию. Расставаясь, влюбленные клянутся в вечной любви (и, как обычно, в подобных случаях, жди скорой смерти).

картина Репина

Одно из крупнейших полотен Репина покидает Русский музей

Сегодня в Русском музее состоялся демонтаж картины Ильи Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения». Полотно размером четыре на восемь метров отправится на выставку в Третьяковскую галерею.

Георгий Штиль, фото Анны Глебовой

Георгий Штиль: Сергея Юрского, по сути, выгнали из Ленинграда

8 февраля в возрасте 83 лет ушел из жизни народный артист России Сергей Юрский. Причиной смерти актера стала остановка сердца. На протяжении двадцати лет он служил в петербургском Большом драматическом театре. Этот артист мыслил иначе, чем большинство, и раньше других понял, что происходит со страной и народом, вспоминает актер БДТ Георгий Штиль, который дал интервью корреспонденту Росбалта и рассказал, почему Юрский был вынужден покинуть Ленинград.

Премия Прорыв, офф-программа, Гамлет

Офф-программа премии «Прорыв»: Гамлет и Тутанхамон

Офф-программа театральной премии для молодых «Прорыв» приготовила для зрителя открытия, которые будут сделаны 1 и 2 марта 2019 года, накануне вручения самой награды — церемония запланирована на 4 марта. Каждый год премия представляет в Санкт-Петербурге яркие работы постановщиков из других регионов России. В этом году свои спектакли покажут два театра — новосибирский «Старый дом» и Псковский драматический театр.

актриса Надежда Шумилова

Надежда Шумилова: Стараюсь влюбиться в каждую роль

Таких актеров-старожилов, помнящих времена Зиновия Корогодского, в петербургском Театре юных зрителей, осталось двенадцать. Из их числа — актриса Надежда Шумилова, прекрасная, чуткая, восприимчивая, скромная и в то же время отчаянная, рисковая. Эти характеристики можно отнести к ней и как к человеку, и как к артистке. В конце января 2019 года Надежде Александровне исполнилось 65 лет. Корреспондент «Петербургского авангарда» поздравил актрису и побеседовал с ней о сюрпризах и превратностях актерской судьбы.