Полина Фрадкина: Понимание музыки помогает ориентироваться в жизни

Пианистка Полина Фрадкина проведет в пресс-центре информационного агентства «Росбалт» лекцию «Музыка и эмоциональный интеллект. О пользе грусти». Она начала заниматься музыкой в пять лет, позже окончила Музыкальный лицей при Санкт-Петербургской консерватории, затем — Петербургскую консерваторию и аспирантуру, а также Академию музыки имени Рубина Тель-Авивского университета и Санкт-Петербургский Институт глубинной психологии. Сейчас Полина Фрадкина выступает как солирующая пианистка и лектор в России и за рубежом. Сотрудничает с современными композиторами, пишущими музыку специально для нее. Участвует в международных музыкальных фестивалях. Ее аудитория: от академических залов, таких как Капелла, Филармония и Концертный зал Мариинского театра, до арт-пространств, лофтов и джазовых клубов.
Полина Фрадкина

7 декабря 2019.
Текст: Артем Мельник.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , , .

Принципиальная установка творчества Полины Фрадкиной — стирание границ времени и жанров. Примером тому служат ее проект «Метамузыка» — о связи музыки и психологии, программы «Шопен и Антишопен», «Меланхолия», дуэт In-Temporalis с кубинским перкуссионистом Йоелем Госалесом, выступления с джазовыми музыкантами — трубачом и композитором Вячеславом Гайворонским, контрабасистом Владимиром Волковым и театром АХЕ, программа с певицей Гиттой-Марией Шеберг, виолончелистом Тобиасом Ван дер Пальсом и другими.

Корреспондент «Петербургского авангарда» поинтересовался у выдающегося музыканта Полины Фрадкиной, зачем исполнителю читать лекции и как экологично проживать негативные эмоции в музыке.

Полина Фрадкина

Когда и зачем вы стали проводить лекции-концерты?

Это приходило постепенно — то, что в музыке называется «poco a poco». Я из семьи музыковедов: мама моя при этом еще и лектор, поэтому разговоры о музыке у меня дома велись всегда. Не про то, где взять педаль и у кого из исполнителей звук лучше, а про осмысление музыки. К примеру, о том, как история влияла на музыкальную форму, как система ценностей в то или иное время формировала музыкальный язык.

Десять лет назад меня настиг кризис, передо мной возник ряд экзистенциальных вопросов: кто я, что я, зачем я, почему я. И в попытке помочь себе, я увлеклась психологией, начала учиться в Институте глубинной психологии. Со временем мое увлечение психологией склеилось с моими знаниями в области музыки. Я стала задумываться, как вообще музыка отражает нашу жизнь. Ведь музыка — особый мир со своими законами. Этот мир — отражение приобретенных человеком знаний о мироустройстве. В этом смысле можно провести аналогию между языком музыки и языком математики или речью. При этом есть такие уникальные черты, которые свойственны именно музыке. Они соотносятся с общими закономерностями, которые работают и для других областей знаний.

Некоторые музыканты предпочитают больше играть, чем рефлексировать…

Я считаю, что рефлексия и саморефлексия нам жизненно необходимы. Когда мне говорят: «К чему это бесконечное желание все анализировать? Ведь это может отвлекать от сиюминутных радостей жизни!» — я отвечаю, что это не так. Осознанное отношение к себе и к жизни только помогает, в том числе — в понимании того, в какие моменты мне нужно включить мозг, а в какие — отключить.

Если честно, меня расстраивает отсутствие осознанности у людей. Столько вокруг живет на одних рефлексах, сколько людей действует, исходя из каких-то навязанных схем! То, чем я занимаюсь, направлено на то, чтобы включить осознанность, чтобы развивать способность к принятию многогранности мира, используя язык музыки. В бесконечном потоке информации, в меняющейся на глазах реальности, в нашу эпоху постправды теряются ориентиры. Многих это пугает. Кто-то пытается нащупать ускользающую почву, часто в поиске этой почвы цепляясь за привычные традиционные модели со строгой иерархией, вертикальными отношениями, страхом потерять стабильность. Этому противостоит другая модель — стирание границ, свобода выбора, плюрализм, вообще принятие мысли о том, что мир многообразен. И этот глобальный процесс — данность; нам стоит учиться адаптироваться к изменениям. Если мы хотим, конечно, комфортно себя чувствовать в современном мире, и вообще, если мы хотим мира.

Влияет ли музыка определенным образом на психическое состояние человека?

Конечно! Знаете, это моя самая любимая тема. Что такое музыка? Формально, если подходить совсем емко — сочетание звучания и тишины. Или иными словами, некая волна, расположенная на разной высоте в разных комбинациях и протяженная во времени. Почему одни сочетания звуков-волн ведут нас в бой, другие успокаивают, какие-то вызывают грусть или тревогу, другие радость или страх? Почему мы испытываем единение с другими или, наоборот, погружаемся внутрь себя, забыв обо всем на свете под воздействием музыки? Мы получаем информацию от мира через слух еще в утробе матери. Слух у нас появляется раньше, чем зрение.

Правда ли, что Моцарт очевидно лечит, гармонизирует, благотворно влияет на организм?

Многие ученые этим увлечены идеей о том, как музыка влияет на нашу психику. Конечно, фактически, звук непосредственно воздействует на нас. Но простых ответов — «слушайте Моцарта, и будет вам добро», «слушайте тяжелый рок, и станете злыми и жестокими» — я бы остерегалась… Я против однобокости. Любая музыка нужна, любая эмоция важна. Нужно понимать, в чем ресурс этих эмоций. Музыка — сфера, где можно экологично проживать те эмоции, которые в жизни мы стараемся избегать. Но нам необходимо их принимать, чтобы была некая целостность, полный спектр переживаний. Но есть ряд эмоций, которые в нашей повседневной жизни не в почете — страх, гнев, грусть, тревога. Все хотят бесконечной радости. Если мы загоняем нежеланные чувства внутрь или же делаем вид, что их нет — от этого они не перестают существовать. И могут проявить себя в любой момент. В музыке же любая эмоция хороша. Кстати большинство шлягеров в любом жанре пропитаны разными видами грусти — от песен Стинга до симфоний Малера, от «Лунной сонаты» до шансона. В жизни мы грустить не любим, в музыке — хотим переживать эту эмоцию вновь и вновь. О пользе грусти я и буду говорить на встрече в «Росбалте».

В академической музыке сейчас возможен эпатаж?

Да, конечно. Много было любителей эпатажа, например, Прокофьев. Я сама люблю эпатаж! В моем репертуаре есть произведения еще одного любителя эпатажа — Георгия Ивановича Фиртича — композитора, который писал музыку к «Золотому теленку» (с Зиновием Гердтом) и к мультфильмам «Остров сокровищ», «Приключения капитана Врунгеля». Но в академической музыке он крайне радикален, даже гневлив. И его произведения полны эпатажных действий. Например, в Восьмой сонате, которую я играю, в конце исполнитель орет. Это всегда вызывает шок у публики. Идея автора в том, что в тот момент, когда ты достигаешь такой степени эмоционального накала, что одних только звуков рояля не хватает, возникает крик. Но эпатаж просто ради эпатажа — не мое. Это хорошо для подросткового возраста, но странно для зрелости. Эпатаж должен работать на образ, на художественную идею.

Какая у вас главная цель на предстоящей лекции?

Чем глубже мы знаем язык, тем шире горизонты нашего восприятия. Изучая язык музыки, мы учимся не только слушать ее более осознанно — мы получаем набор инструментов, который поможет лучше ориентироваться в жизни. Разговор пойдет о чувственной природе человека, о том, какой ресурс стоит за разными эмоциями. На ближайшей встрече — за эмоцией грусти. А более общая цель — прочувствовать весь спектр эмоций, от печали до радости, научиться их распознавать, принимать и проживать через музыку.

Беседовал  АРТЕМ  МЕЛЬНИК

Сталин

Про Родину. Про Сталина

В день смерти Сталина в прокат вышел документальный фильм Сергея Лозницы «Прощание со Сталиным» («Государственные похороны»). О ложной гармонии, разрушающейся на экране с помощью статистики, — кинокритик Наталия Эфендиева.

Dmitry_Mirilenko_Coronavirus

Героиня на карантине: запираемся дома от вируса книгами и трансляциями

Пришлось в четырех стенах спасаться от коронавируса? Это повод узнать много нового — и бесплатно.

Аустерлиц

Театр текста или театр Сафоновой?

Автор «Петербургского Авангарда» разбирается в одном из самых сложных и важных спектаклей сезона.

Григорий Козлов

Актеры и режиссеры о Григории Козлове молвят слово

В 2020 году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. «Петербургский Авангард» вместе с «Мастерской» собрал смешные и трогательные истории о Мастере.

Виктория Исакова

Российские сериалы, которые мы ждём в 2020 году

Нынешний год обещает широкий выбор разноплановых многосерийных проектов, затрагивающих и страницы давней истории, и нынешнюю реальность. «Петербургский авангард» рассказывает об отечественных сериалах, которые должны выйти в 2020 году.

Григорий Козлов

В театре не должно быть духа соревнования. Цитатник Григория Козлова

В этом году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. Свой первый юбилей — 10 лет — в 2020 году отметит и сама «Мастерская». «Петербургский Авангард» сердечно поздравляет Григория Михайловича и публикует десять цитат Мастера о театре и не только.