Полина Фрадкина: Понимание музыки помогает ориентироваться в жизни

Пианистка Полина Фрадкина проведет в пресс-центре информационного агентства «Росбалт» лекцию «Музыка и эмоциональный интеллект. О пользе грусти». Она начала заниматься музыкой в пять лет, позже окончила Музыкальный лицей при Санкт-Петербургской консерватории, затем — Петербургскую консерваторию и аспирантуру, а также Академию музыки имени Рубина Тель-Авивского университета и Санкт-Петербургский Институт глубинной психологии. Сейчас Полина Фрадкина выступает как солирующая пианистка и лектор в России и за рубежом. Сотрудничает с современными композиторами, пишущими музыку специально для нее. Участвует в международных музыкальных фестивалях. Ее аудитория: от академических залов, таких как Капелла, Филармония и Концертный зал Мариинского театра, до арт-пространств, лофтов и джазовых клубов.
Полина Фрадкина

7 декабря 2019.
Текст: Артем Мельник.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , , .

Принципиальная установка творчества Полины Фрадкиной — стирание границ времени и жанров. Примером тому служат ее проект «Метамузыка» — о связи музыки и психологии, программы «Шопен и Антишопен», «Меланхолия», дуэт In-Temporalis с кубинским перкуссионистом Йоелем Госалесом, выступления с джазовыми музыкантами — трубачом и композитором Вячеславом Гайворонским, контрабасистом Владимиром Волковым и театром АХЕ, программа с певицей Гиттой-Марией Шеберг, виолончелистом Тобиасом Ван дер Пальсом и другими.

Корреспондент «Петербургского авангарда» поинтересовался у выдающегося музыканта Полины Фрадкиной, зачем исполнителю читать лекции и как экологично проживать негативные эмоции в музыке.

Полина Фрадкина

Когда и зачем вы стали проводить лекции-концерты?

Это приходило постепенно — то, что в музыке называется «poco a poco». Я из семьи музыковедов: мама моя при этом еще и лектор, поэтому разговоры о музыке у меня дома велись всегда. Не про то, где взять педаль и у кого из исполнителей звук лучше, а про осмысление музыки. К примеру, о том, как история влияла на музыкальную форму, как система ценностей в то или иное время формировала музыкальный язык.

Десять лет назад меня настиг кризис, передо мной возник ряд экзистенциальных вопросов: кто я, что я, зачем я, почему я. И в попытке помочь себе, я увлеклась психологией, начала учиться в Институте глубинной психологии. Со временем мое увлечение психологией склеилось с моими знаниями в области музыки. Я стала задумываться, как вообще музыка отражает нашу жизнь. Ведь музыка — особый мир со своими законами. Этот мир — отражение приобретенных человеком знаний о мироустройстве. В этом смысле можно провести аналогию между языком музыки и языком математики или речью. При этом есть такие уникальные черты, которые свойственны именно музыке. Они соотносятся с общими закономерностями, которые работают и для других областей знаний.

Некоторые музыканты предпочитают больше играть, чем рефлексировать…

Я считаю, что рефлексия и саморефлексия нам жизненно необходимы. Когда мне говорят: «К чему это бесконечное желание все анализировать? Ведь это может отвлекать от сиюминутных радостей жизни!» — я отвечаю, что это не так. Осознанное отношение к себе и к жизни только помогает, в том числе — в понимании того, в какие моменты мне нужно включить мозг, а в какие — отключить.

Если честно, меня расстраивает отсутствие осознанности у людей. Столько вокруг живет на одних рефлексах, сколько людей действует, исходя из каких-то навязанных схем! То, чем я занимаюсь, направлено на то, чтобы включить осознанность, чтобы развивать способность к принятию многогранности мира, используя язык музыки. В бесконечном потоке информации, в меняющейся на глазах реальности, в нашу эпоху постправды теряются ориентиры. Многих это пугает. Кто-то пытается нащупать ускользающую почву, часто в поиске этой почвы цепляясь за привычные традиционные модели со строгой иерархией, вертикальными отношениями, страхом потерять стабильность. Этому противостоит другая модель — стирание границ, свобода выбора, плюрализм, вообще принятие мысли о том, что мир многообразен. И этот глобальный процесс — данность; нам стоит учиться адаптироваться к изменениям. Если мы хотим, конечно, комфортно себя чувствовать в современном мире, и вообще, если мы хотим мира.

Влияет ли музыка определенным образом на психическое состояние человека?

Конечно! Знаете, это моя самая любимая тема. Что такое музыка? Формально, если подходить совсем емко — сочетание звучания и тишины. Или иными словами, некая волна, расположенная на разной высоте в разных комбинациях и протяженная во времени. Почему одни сочетания звуков-волн ведут нас в бой, другие успокаивают, какие-то вызывают грусть или тревогу, другие радость или страх? Почему мы испытываем единение с другими или, наоборот, погружаемся внутрь себя, забыв обо всем на свете под воздействием музыки? Мы получаем информацию от мира через слух еще в утробе матери. Слух у нас появляется раньше, чем зрение.

Правда ли, что Моцарт очевидно лечит, гармонизирует, благотворно влияет на организм?

Многие ученые этим увлечены идеей о том, как музыка влияет на нашу психику. Конечно, фактически, звук непосредственно воздействует на нас. Но простых ответов — «слушайте Моцарта, и будет вам добро», «слушайте тяжелый рок, и станете злыми и жестокими» — я бы остерегалась… Я против однобокости. Любая музыка нужна, любая эмоция важна. Нужно понимать, в чем ресурс этих эмоций. Музыка — сфера, где можно экологично проживать те эмоции, которые в жизни мы стараемся избегать. Но нам необходимо их принимать, чтобы была некая целостность, полный спектр переживаний. Но есть ряд эмоций, которые в нашей повседневной жизни не в почете — страх, гнев, грусть, тревога. Все хотят бесконечной радости. Если мы загоняем нежеланные чувства внутрь или же делаем вид, что их нет — от этого они не перестают существовать. И могут проявить себя в любой момент. В музыке же любая эмоция хороша. Кстати большинство шлягеров в любом жанре пропитаны разными видами грусти — от песен Стинга до симфоний Малера, от «Лунной сонаты» до шансона. В жизни мы грустить не любим, в музыке — хотим переживать эту эмоцию вновь и вновь. О пользе грусти я и буду говорить на встрече в «Росбалте».

В академической музыке сейчас возможен эпатаж?

Да, конечно. Много было любителей эпатажа, например, Прокофьев. Я сама люблю эпатаж! В моем репертуаре есть произведения еще одного любителя эпатажа — Георгия Ивановича Фиртича — композитора, который писал музыку к «Золотому теленку» (с Зиновием Гердтом) и к мультфильмам «Остров сокровищ», «Приключения капитана Врунгеля». Но в академической музыке он крайне радикален, даже гневлив. И его произведения полны эпатажных действий. Например, в Восьмой сонате, которую я играю, в конце исполнитель орет. Это всегда вызывает шок у публики. Идея автора в том, что в тот момент, когда ты достигаешь такой степени эмоционального накала, что одних только звуков рояля не хватает, возникает крик. Но эпатаж просто ради эпатажа — не мое. Это хорошо для подросткового возраста, но странно для зрелости. Эпатаж должен работать на образ, на художественную идею.

Какая у вас главная цель на предстоящей лекции?

Чем глубже мы знаем язык, тем шире горизонты нашего восприятия. Изучая язык музыки, мы учимся не только слушать ее более осознанно — мы получаем набор инструментов, который поможет лучше ориентироваться в жизни. Разговор пойдет о чувственной природе человека, о том, какой ресурс стоит за разными эмоциями. На ближайшей встрече — за эмоцией грусти. А более общая цель — прочувствовать весь спектр эмоций, от печали до радости, научиться их распознавать, принимать и проживать через музыку.

Беседовал  АРТЕМ  МЕЛЬНИК

Рождество и Новый год

Театральные проводы 2019 года

Многие петербуржцы наверняка захотят провести 31 декабря 2019 года в приятной атмосфере театров, которые приготовили для взрослых и маленьких зрителей новогоднее меню на любой вкус — и веселое, и музыкальное, и романтичное, и задумчивое. Это касается не только больших залов и площадок, расположенных в центре города и всегда выглядящих респектабельно и празднично. Спальные районы Петербурга уже давно не отстают в стремлении к культурному и интеллектуальному досугу и не желают делать расслабляющий перерыв даже в главный праздник года.

Татьяна Семенова, реквизиторский цех Театра музыкальной комедии

Татьяна Семенова: Принесенные мной стаканы семь лет «работают» на сцене

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» знакомит своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Татьяна Семенова заведует реквизиторским цехом. Профессия реквизитора – одна из немногих в театре, которую не преподают ни в одном учебном заведении. Этому можно научиться только на месте. Главное – желание и хороший пример перед глазами.

Михаил Шемякин

Пикассо в диалоге с Шемякиным

До 5 апреля 2020 года в выставочном центре Михаила Шемякина на Садовой улице проходит необычная экспозиция — «Шемякин. Пикассо. Веласкес. Картины как модели. История трансформаций». Это еще один из способов великого художника современности совместить в познании мира и себя два подхода — научный и артистический. Мастера разных жанров и искусств обращаются к работам своих предшественников, чтобы получить вдохновение, воздать должное великому творцу или переосмыслить оригинал, а возможно — превзойти его. Обычно каждая индивидуальная реакция на старое произведение искусства представляет собой синтез намерений художника: зафиксировать, интерпретировать и учиться.

Костюмеры женской стороны. В центре - Маринэлла Лукинская

Маринэлла Лукинская: Артисты – существа не от мира сего

«Петербургский авангард» предлагает своим читателям историю Маринэллы Лукинской, заведующей женским костюмерным цехом Театра музыкальной комедии Петербурга. Мы продолжаем цикл интервью представителей театральных профессий, которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музкомедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице.

Светлана Воронцова, помощник режиссера в Театре музыкальной комедии

Светлана Воронцова: Мне дали прозвище «Главная по чрезвычайным ситуациям»

«Петербургский авангард» продолжает знакомить своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице. Следующий рассказ — о Светлане Воронцовой, которая вот уже 22 года работает в Театре музкомедии помощником директора труппы, помощником режиссера.

Легенды ретро fm

Торжество вечной молодости

В Ледовом дворце 21 декабря 2019 года свое 15-летие отметил фестиваль «Легенды ретро FM», объединяющий звезд 1970-х, 1980-х и 1990-х. Шоу артистов, пик популярности которых пришелся на вторую половину прошлого столетия, состоялось при полном аншлаге, смешав безудержное веселье с легкой грустью и обманув время. В этот раз в «Легендах» приняли участие зарубежные звезды E-Type, Dschinghis Khan, Ottawan, Lian Ross, Lou Bega, Thomas Anders. Из отечественных исполнителей – Татьяна Буланова, Ирина Салтыкова, Игорь Корнелюк и Сергей Васюта.