Петр Востоков: Джаз и кинематограф — очень близки

В ДК Ленсовета 12 октября впервые в Санкт-Петербурге выступит Большой джазовый оркестр Петра Востокова. Коллектив представит программу «Джаз мирового кино», в которую вошли любимые всеми мелодии из фильмов «Серенада солнечной долины», «Волшебник страны Оз», «Вестсайдская история», а также более современных «Коттон Клаб», «Авиатор» и других. Трубач Петр Востоков рассказал корреспонденту «Петербургского авангарда» о предстоящем выступлении, творческих достижениях и планах.
Петр Востоков

4 октября 2017.
Беседовала Юлия Иванова.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Вы помните, когда и как Вас увлек джаз?

Мои родители не были музыкантами, но мама — страстная меломанка, и это ее идея — отдать меня в музыкальную школу. Я начал учиться играть на трубе с шести лет, занимался классической музыкой в Спецшколе имени Гнесиных. В последних классах, когда мне было 15-16 лет, мои друзья позвали меня играть в студенческий джазовый оркестр. И это меня увлекло так, что заканчивая школу, я был уверен, что буду поступать в вуз только на эстрадное отделение.

Каким было Ваше самое большое потрясение от джазового исполнителя?

В юности я запоем слушал записи джазовых музыкантов — тогда еще на кассетном магнитофоне. Ранее я никогда ничего подобного не слышал! Больше всего меня тогда впечатлила пластинка Чета Бейкера, которая так и называлась «Чет». Она полностью была посвящена балладам. Это диск конца 1950-х годов, в записи которого участвовали многие известные джазовые музыканты — например, пианист Билл Эванс, Пол Чемберс (контрабас)… Потом я изучил всю дискографию Чета Бейкера, но первая прослушанная запись до сих пор остается моей самой любимой.

Кроме того, я познакомился с искусством Чарли Паркера и Диззи Гиллеспи, которое мне казалось чем-то запредельным и невозможным. Тогда, в юности, я даже представить себе не мог, что так можно играть! И дело даже не в музыке, а в технике — быстро, идеально, высоко. С музыкальной точки зрения я даже плохо понимал, как им это удается. Очень рваная, необычная, экспрессивная музыка, которая зацепила за живое.

В нашей стране много известных музыкантов и любителей джаза. Как Вы считаете, можно сказать, что в России сложилась своя джазовая традиция?

Смысл этой музыки — в смешении всех культур и этнических традиций. Именно так джаз родился и развивался. Сейчас есть довольно много чисто европейских направлений — например, скандинавский джаз или французский. Мануш-джаз — чисто французское изобретение. Есть польский джаз, но российского, на мой взгляд, не существует. У нас есть отличные исполнители, но джаза, характерного именно для нашей страны, нет.

Есть кумиры, которым Вы подражаете?

Для меня джаз — это история. Становление джазового музыканта — это всегда период подражания кому-то, так что может быть, ранее я кого-то копировал. Сейчас для меня важны традиция, качество, форма. Уверен, что изучение этой музыки продлится до конца моей жизни. Я должен знать, как и что делают мои коллеги, знакомиться с манерой разных исполнителей и с разными джазовыми направлениями, которые постоянно возникают и будут возникать. Это необходимо именно для того, чтобы совершенствоваться, но ни в коем случае не подражать.

То же самое и с оркестром — что бы он ни играл, даже если это оригинальная музыка, он все равно отталкивается от традиций. И в джазовой, и в классической музыке существует определенная преемственность. Например, Шуберта можно считать продолжателем Бетховена, но при этом Шуберт не менее великий и гениальный композитор, чем Бетховен.

Петр Востоков

Бывали у Вас провалы или неудачи? И как Вы к ним относитесь?

В негативных событиях есть что-то философское… Знаете, мне бывает не по себе, когда очень хорошо прошел концерт. Это сложно объяснить… Отрицательный опыт для меня больше значит, чем положительный. Я считаю, что от провалов и неудач больше пользы. Это заставляет меня что-то изменить, много размышлять, советоваться с коллегами, с музыкантами оркестра, развиваться…

А когда все отлично, то в голову приходит мысль: «А что дальше?». В любом случае, вся жизнь — это череда белого и черного.

Моя музыкальная судьба складывалась по-разному. В какой-то период моей учебы в школе все шло хорошо, и я понимал, что музыкальная карьера — это мое. Потом начался подростковый возраст — мне было 14 лет, и в этот момент я перешел из обычной музыкальной школы в Гнесинскую.

Вот тут-то у меня начались трудности. Уровень ребят, которые учились в спецшколе с первого класса, был значительно выше. Я проучился в Гнесинке пять лет, и все это время не мог отделаться от ощущения, что нахожусь не в своей тарелке. Высокий уровень мастерства требовал больших усилий и многочасовых занятий, поэтому мне было очень тяжело. Причем теория музыки давалось легко, а исполнение на инструменте — не очень. Но когда я увлекся джазом, все эти проблемы оставили меня сами собой.

Как и когда Вы решили создать свой оркестр?

Интересно, что фактически я играю в разного рода оркестрах лет с девяти, еще со времен учебы в музыкальной школе. После поступления в Академию Гнесиных я играл в оркестре, которым руководит Анатолий Кролл. Затем меня позвали в Оркестр Лундстрема.

Сама идея создания нашего коллектива принадлежит не мне, а нашей вокалистке Дарье Антоновой. Она предложила объединить наших друзей, ребят из разных оркестров, единомышленников, чтобы играть ту музыку, которая нам нравится, самим выбирать репертуар и готовить концертные программы.

А уж после того, как появился наш оркестр, я вспомнил, что когда мне было 12-13 лет, я мечтал об этом. Музыканты моего коллектива — достаточно молодые люди, некоторые из них — мои ученики: группа трубачей состоит из моих выпускников и студентов. Вообще, половина оркестра — это выпускники Академии Гнесиных, где я и преподаю.

Каковы достижения в исполнительском и музыкальном плане, которыми Вы гордитесь?

Самое большое достижение последнего времени — наш оркестр записал свой диск. Мы сделали это абсолютно самостоятельно, не прибегая ни к чьей помощи, вложив собственные деньги. Наш коллектив вообще всегда все делает самостоятельно — без спонсоров.

Наша пластинка получилась, на мой взгляд, очень достойной. Я считаю, что мы взяли высокую планку. Диск вышел ровно месяц назад, его можно будет купить перед нашим выступлением в ДК Ленсовета. Для записи была арендована студия Мосфильма, в которую мы позвали публику — около сотни слушателей. Таким образом получилась как бы концертная запись, но с качественным звучанием. Именно этого мы и добивались — эффекта присутствия.

Кстати о концерте в ДК Ленсовета — «Джаз мирового кино». Почему возникла идея именно такой программы?

Мы и ранее делали что-то подобное: монтировали видеоролики из фильмов, которые сопровождали нашу музыку. У нас были шоу, сделанные по знаменитым мультфильмам, а также по мотивам старых американских фильмов, посвященных Хэллоуину. Одна из наших программ была составлена из джазовых произведений, посвященных поездам. У Дюка Эллингтона, например, очень много таких композиций. Мы сделали ретроспективную программу «Большой джазовый экспресс стучит колесами…», но к концу концерта поняли, что перегрузили своих слушателей. Поэтому наше выступление в ДК Ленсовета будет более динамичным.

Оркестр Петра Востокова

На нашем концерте будут танцы, в которых сможет поучаствовать любой желающий. В зрительном зале под танцплощадку будет отведена часть партера. На сцене запланировано несколько поставленных номеров. Эта часть не очень-то связана с кинематографом, но она не помешает, а внесет некоторое разнообразие.

А вообще музыка, которой мы занимаемся, и кинематограф — очень близки. Для знатока истории джаза 1920-1930-х годов очевидно, что он зарождался и развивался просто бок о бок с кинематографом. Джазовые музыканты частенько озвучивали немое кино, а известные биг-бенды принимали участие в съемках фильмов.

У Вас есть увлечения, не относящиеся к джазу? Вам нравится авангардное искусство — в музыке, в живописи, в театре?

Современное искусство — на любителя. Понимать его, может быть, даже и не надо. Его надо воспринимать. Если вы готовы его воспринимать, то это ваше. Похожая история — в живописи, литературе, поэзии. Это — для людей, которые любят подобное искусство.

Я лет пять назад был в Музее современного искусства на Манхэттене и пришел к выводу, что это любопытно, ничего подобного ранее я не видел, но второй раз туда не пойду. Мне кажется, что у этого искусства какое-то другое назначение — это послание, эксперимент или момент поиска новой формы.

Я отдаю предпочтение кинематографу, и видимо поэтому с удовольствием соединяю в своих концертных программах любимую музыку и кино. Я большой поклонник Вуди Аллена — и не только потому, что он делает прекрасные фильмы, но и потому что в них мне нравится саундтрек.

В принципе, мы могли бы делать свой концерт «Джаз мирового кино», просто играя любую джазовую композицию, потому что где-то Вуди Аллен ее уже использовал. Но наш концерт все-таки будет строиться на основе музыки из самых известных фильмов. Я буду давать какие-то свои комментарии, а от видеороликов мы отказались.

Чего Вы мечтаете достичь в вашей профессии и почему? О каком проекте размышляете?

У меня много планов, но я стараюсь далеко не загадывать. Джазовый оркестр — это всегда огромная работа, в отличие от джазового ансамбля, где все-таки важнее подготовка, импровизация, настроение.

В ближайшей перспективе у нашего коллектива будет несколько больших концертов в Москве, и один из которых — в Большом зале Московской консерватории. Для нашего оркестра это — огромное достижение. Выступление в одном из ведущих концертных залов мира, куда я с детства ходил слушать музыку, — значительное событие в творческой биографии. Мы подготовили особую программу, и это нельзя назвать джазом в чистом виде — скорее, симфоджазом. С нами будет выступать скрипичная группа. Готовим кое-что из так называемого прогрессив-джаза: эксперименты с валторной, арфой. Это будет очень интересная современная джазовая музыка. Может быть, привезем эту программу в Санкт-Петербург.

А пока мы сосредоточены на предстоящем концерте — от того, как он пройдет, будет зависеть, приедем ли мы еще раз в Северную столицу. Очень хочется, чтобы у нас была возможность вернуться в этот прекрасный город.

Подробности можно найти здесь.

Джаз мирового кино

Беседовала ЮЛИЯ  ИВАНОВА

Римас Туминас

Римас Туминас: Я верю, что воображение творит

В середине февраля началось празднование столетия БДТ. Можно сказать, что одним из подарков к юбилею театра стали гастроли московского Государственного академического театра имени Вахтангова. Труппа начала гастроли на сцене БДТ в Санкт-Петербурге с «Евгения Онегина» 19 и 20 февраля. «Дядю Ваню» по Чехову публика увидит 21 февраля, а 22 февраля – «Ветер шумит в тополях» по пьесе современного французского драматурга Жеральда Сиблейраса. Завершатся гастроли премьерой спектакля «Фальшивая нота».

Александр Секацкий

Александр Секацкий о старости: Старуха Шапокляк — пример для подражания

Известный петербургский философ, доцент кафедры социальной философии и философии истории СПбГУ Александр Секацкий стал частым гостем на Квартирниках в информационном агентстве «Росбалт». Очередная встреча была посвящена философии возраста. Ученый рассказал о старости с точки зрения метафизики и философии, рассмотрев ее как жизнь внутри жизни. «Петербургский авангард» предлагает своим читателям некоторые интересные тезисы выступления.

Квартира

Удивительная и теплая «Квартира»

«Петербургскому авангарду» хорошо знакомы те театры и так называемые творческие пространства, которые стремятся выглядеть необычно и странно, фактически строя на этом весь свой художественный почерк. Однако помимо них существуют и те творческие объединения, которые не кажутся «не такими как все» — они таковыми являются на самом деле. В их основе лежит исследование ментальных расстройств, создание комфортных условий для духовного развития инвалидов и терапия с помощью творчества. Все это на практике представляет собой сложный, непрерывный и не всегда благодарный труд, хотя в медиа-пространстве инклюзивные проекты представлены как очень популярное современное веяние.

Марина Дмитриевская, предоставлено пресс-службой фестиваля "Пять вечеров"

Марина Дмитриевская: Все фестивали «Пять вечеров» мы проводили в долг

В Санкт-Петербурге 11 февраля завершился юбилейный театральный фестиваль «Пять вечеров». Он посвящен великому драматургу Александру Моисеевичу Володину, чье 100-летие пришлось на 10 февраля. К сожалению, создатели этого фестиваля объявили, что в этом году он прошел последний раз. О причинах столь печального решения «Петербургскому авангарду» рассказала арт-директор фестиваля Марина Дмитревская, главный редактор и директор «Петербургского театрального журнала».

Андреас Ланэ

Андреас Ланэ: Игровой культуре в России помог бы новый «Тетрис»

14 февраля — не только день Святого Валентина, но и неофициальный и при этом широко отмечаемый в профессиональном мире День компьютерщика. 14 февраля 1946 года впервые был продемонстрирован первый работающий электронный компьютер ENIAC I (Electrical Numerical Integrator And Calculator). В честь всех причастных к празднику «Петербургский авангард» публикует интервью с Андреасом Ланэ — президентом Европейской федерации игровых архивов, музеев и проектов по сохранению игр (EFGAMP), одним из основателей Музея компьютерных игр в Берлине — первой в мире постоянной выставки цифровой интерактивной развлекательной культуры.

Лючия Ди Ламмермур

«Лючия ди Ламмермур» — шедевр романтического бельканто

В конце 2018 года в Мариинском театре состоялась премьера оперы Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур». В основе сюжета — романтическая трагедия Вальтера Скотта «Ламмермурская невеста». А сюжет этот, напоминающий «Ромео и Джульетту», меломелодраматичен: лорд Генри Эштон хочет выгодно выдать сестру за лорда Артура Бакло, в противном случае замок Эштона может вернуть себе сын его прежнего владельца Эдгар. Но Лючия влюблена в таинственного незнакомца, которым оказался тот самый Эдгар. Возлюбленный девушки должен уехать с поручением во Францию. Расставаясь, влюбленные клянутся в вечной любви (и, как обычно, в подобных случаях, жди скорой смерти).