Ольга Черданцева: «Цветочная ассамблея» перенесет гостей Летнего сада во времена Петра I

В этом году впервые в Летнем саду свои цветочные ковры и гирлянды развернет XI Международный фестиваль «Императорские сады России», который всегда проходил в Михайловском саду. О том, почему праздник флористики и искусства поменял локацию, какой резонанс он получил на мировом уровне и что от него ждать в дальнейшем, «Петербургский авангард» побеседовал с Ольгой Черданцевой, главным хранителем садов Русского музея.
Ольга Черданцева

18 июня 2018.
Текст: Юлия Иванова.
Рубрика: Музеи / кино Стиль жизни. Тэги: , .

Она известна как руководитель ряда масштабных проектов в сфере ландшафтного проектирования и садово-паркового искусства, включая ежегодный международный фестиваль «Императорские сады России», благотворительные акции «Древо жизни» и «Дубки Петра Великого». Ольга Черданцева является соорганизатором ежегодной международной конференции по историческим садам в филиале Русского музея в Малаге (Испания). Она принимала участие в реставрации Михайловского сада и сада Михайловского замка, реставрации Летнего сада. Главный хранитель садов Русского музея участвовала в ландшафтных проектах музея на фестивале цветов в «Хемптон-Корте» (Великобритания), на фестивале ландшафтного дизайна «Шомон-сюр-Луар» (Франция), на Таллинском фестивале цветов (Эстония).

Летний сад

Ольга Альбертовна, можно сказать, что прошлогодний фестиваль до сих пор продолжается, но только на берегах Луары. Расскажите, пожалуйста, про «гастроли» вашего проекта во Франции.

В 2017 году наш фестиваль был посвящен теме русского авангарда. Французским коллегам настолько все понравилось, что они попросили сделать что-то подобное на Фестивале садов в Шомон-сюр-Луар (замок не берегу Луары). Мы много лет дружим с этим фестивалем, и ранее Русский музей уже принимал в нем участие: пять лет назад там был представлен проект по мотивам произведений Казимира Малевича.

Шомон-сюр-Луар

В этом году мне было приятно представить во Франции в составе команды дизайнера Ольги Подольской и бренд-менеджера Маргариты Сырцовой проект, реализованный при поддержке Русского музея, под названием «Авангарден». Он посвящен личности Маяковского, таланту Эль Лисицкого, переплетению жизни и творчества этих гениев. Проект вызвал бурный резонанс, мы получаем множество восторженных откликов. Мне кажется, что это — лишнее подтверждение тому, что в Европе сохраняется тяга к русскому искусству.

Мы очень благодарны сотрудникам французского фестиваля, которые нам активно помогали. Специально для Русского музея они создали дополнительную площадку. Дело в том, что обычно на фестивале в Шомон-сюр-Луар — 26 площадок, а для нас в этом году сделали 27-ю. Для композиции нам нужно было большое дерево, и французские коллеги подобрали и вычистили такой участок.

Яркий и необычный проект Русского музея расположился рядом с центральной дорожкой дворцового сада, а центром композиции стало дерево-сердце. От него исходит звук сердцебиения, при этом декор участка решен в красных тонах… Это все притягивает посетителей фестиваля, как магнит. Наш проект будет находиться в Шомон-сюр-Луар до конца октября. Так что еще немало гостей парка смогут на него полюбоваться.

Отрадно сознавать, что в наше довольно сложное время Русский музей создает связующую нить между культурами разных стран. Хочу отметить, что помимо Франции Русский музей представлял ландшафтные проекты в Лондоне и Таллинне.

Но ведь ваша деятельность не ограничивается фестивалями?

Конечно, наша епархия — это сады и территории вокруг дворцов Русского музея. Мы делаем все, чтобы они выглядели достойно. Прилегающие к дворцам парки — общедоступны, и с этим связаны некоторые сложности. Например, мы безуспешно боремся с тропинками, которые посетители прокладывают через наши газоны. Мы высаживали кусты, ставили кормушки для птиц, которые кстати кто-то просто унес. Нам конечно жалко, но может быть, кто-то стал счастливее с этой кормушкой…

Сколько людей работают над содержанием территорий Русского музея?

Наш отдел, который занимается садами, состоит из 25 человек. Мы работаем с подрядной организацией, в которой тоже примерно 25 человек. В отделе Русского музея работают специалисты, осуществляющие технический надзор. Они вырабатывают задания, заключают договоры на их выполнение, разрабатывают ландшафтные решения, обследуют растения. У наших специалистов есть уникальная система — она внедрена одной из первых в городе. Это — GIS BIS, благодаря которой я со своего смартфона могу увидеть, что происходит в наших садах. В этой программе сосредоточены все отчеты специалистов о состоянии растений, каждый кустик учтен. Мы очень этим гордимся!

Вам часто приходится сталкиваться с вредителями? И я имею ввиду отнюдь не насекомых…

Вандализм — это вообще большая проблема, и она касается не только России. Я бываю за рубежом, и к сожалению, коллеги тоже говорят о том, что находятся невоспитанные люди, портящие цветы, кусты, скамейки. Однажды после завершения реставрации в Летнем саду кто-то ночью забрался на его территорию и разбил вазы с розами. Непонятно, зачем и почему это было сделано. Видимо, у людей бывают отклонения в психике, и от этого никуда не деться. Как говорит наш директор Владимир Гусев, «музей был, есть и будет зоной повышенной опасности».

Поэтому мы должны быть готовыми к подобным потерям. Для нас главное — все быстро исправить, чтобы никто не заметил утраты. Надеемся, что создавая красивое пространство вокруг не менее красивых дворцов, мы сделаем лучше тех, кто туда приходит.

Летний сад

А какой коллектив работает над проведением «Императорских садов»?

Костяк команды Русского музея — это больше тридцати человек. Причем они из разных подразделений. Это и специалисты PR-отдела, и из отдела внешних связей, и пресс-служба, и экскурсоводы, и служба безопасности, и электрики… Да все так или иначе задействованы! Фестиваль — это огромный и сложный механизм.

На какие средства он проводится?

Фестиваль делается на деньги спонсоров, которые нас всегда поддерживали и поддерживают, даже в самые сложные времена. И мы им за это бесконечно благодарны. Примерный бюджет — 7-8 млн рублей, он складывается из затрат на цветы, которые наши подрядчики приобрели в этом году в Нидерландах, на организацию концертной программы, техническое обеспечение озвучки сада, печатную продукцию, рекламу, оплату труда людей, которые делают фестиваль, и так далее.

летний сад

Почему в этом году «Императорские сады России» перенесены в Летний сад?

На самом деле причин несколько. Во-первых, Летний сад — гораздо больше Михайловского, и центральная аллея Летнего значительно шире, чем любая аллея в Михайловском. Во-вторых, та история, которая развернется в этом году в Летнем саду, связана с Петром Великим, который и создал этот сад.

Триста лет назад, в 1718 году, император издал указ о проведении ассамблей. Правила ассамблей он сам придумывал и очень настойчиво внедрял этот способ времяпрепровождения среди российской знати. Первые ассамблеи проходили как раз в Летнем саду. Отсюда и название фестиваля — «Цветочная ассамблея».

Как известно, Петр I очень любил цветы: в одном из писем боярину Федору Стрешневу он велел «прислать цветы, кои пахнут». И на нашем фестивале будут такие цветы. Мы надеемся, что наши посетители смогут почувствовать их волшебный аромат. Кроме того, именно на нашей ассамблее впервые в России представлен парфюмированный фонтан. Мы уже провели пробное тестирование, и результат нам понравился. Так что Летний сад будет цвести и благоухать.

​А еще в этом году Русскому музею исполнилось 120 лет, и так совпало, что совсем недавно открыт после реставрации Летний дворец Петра I. Это для нас большое событие.

В-третьих, чисто техническая причина — ворота Михайловского сада со стороны Спаса-на-крови на время Чемпионата мира по футболу будут закрыты, потому что на Конюшенной площади расположена фан-зона.

Ольга Альбертовна, расскажите, что еще необычного мы увидим на фестивале?

Все фонтаны Летнего сада будут украшены цветами — такого  еще никто никогда не делал. У каждого фонтана — своя композиция со своей тематикой. Раскрывать всех секретов не буду — посетители все увидят на фестивале.

В берсо рядом с Парадным партером расположится уникальный проект от крымских коллег из Воронцовского дворца — «Русский исторический розарий».

Как известно, в Летнем саду есть огород, и эта тема не пройдет незамеченной. Там посетители увидят картины из овощей, смогут принять участие в мастер-классах по созданию таких букетов, как например, «Борщ». Это вообще стало модно в последнее время — дарить букеты из овощей или фруктов. По-моему, это очень красиво, вкусно и полезно.

А в куполе над музеефицированным фундаментом фонтана Лакоста расположится «Музей роз». У нас есть участники из социальных учреждений для детей с ограниченными возможностями, которые поддерживает Русский музей. Они придумали интересные ландшафтные инсталляции возле памятника Крылову на тему его басен.

огород Летнего сада

Надеюсь, мы сделаем прекрасный проект. И если в новом формате он понравится посетителям, то будем и дальше проводить фестивали в Летнем саду, чередуя с Михайловским.

Конечно, цены на билеты в Летний сад  будут дороже, но льготы сохранятся. А до 21 июня можно купить билеты подешевле — на сайтах «Кассир.ру», Русского музея и фестиваля.

Беседовала ЮЛИЯ ИВАНОВА

Послание к человеку

«Послание к Человеку» объявило триумфаторов

XXVIII международный фестиваль «Послание к Человеку» подвел итоги. На торжественной церемонии награждения присутствовали Фанни Ардан, Кристиан Бергер, Джем Коэн, Йорн Доннер, Сара Штерн, Алексей Учитель, Виктор Косаковский, Михаил Гусман, другие члены жюри, призеры, почетные гости фестиваля из более чем 20 стран. В качестве гостей, членов жюри, участников в юбилейном киносмотре приняли участие более 100 гостей из 22 стран мира.

фестиваль EarlyMusic

Абсолютная гармония EarlyMusic

C 27 сентября по 12 октября в Санкт-Петербурге будет проходить двадцать первый Международный фестиваль EarlyMusic. Ему оказывает поддержку Комитета по культуре Северной столицы. На самых престижных концертных площадках города будут представлены пять концертов, премьера барочного балета в трех новеллах и первый опыт освоения русского театра XVII века — постановка школьной драмы Симеона Полоцкого «Комедия о Навуходоносоре».

фестиваль в Эдинбурге

Триумф петербургского ТЮЗа в Эдинбурге

В Эдинбург (Шотландия) на знаменитый театральный фестиваль Fringe петербургский Театр юных зрителей привез премьеру прошлого сезона — спектакль «Контракт» — по остросоциальной пьесе английского драматурга Майка Бартлетта. Интересно, что Эдинбург — это родина драматурга. Каждый август в этот шотландский город съезжаются тысячи театров со всего мира…

Послание к человеку

«Послание к человеку» в диалоге с Северными странами

XXVIII Международный кинофестиваль документальных, короткометражных игровых, анимационных и экспериментальных фильмов «Послание к человеку» пройдет в Санкт-Петербурге с 15 по 22 сентября 2018 года. В эти же дни на берегах Невы откроется традиционная «Неделя Северных стран». Оба фестиваля решили вступить в диалог: в «Послание к человеку» включены показы документальных фильмов из Швеции, Исландии, Дании, Норвегии. Финляндия представила аж два фильма.

Этномеханика

Музыкальные эксперименты со всего мира

Новая сцена Александринского театра (набережная Фонтанки, 49) в субботу, 15 сентября, примет фестиваль «Этномеханика», который в девятый раз откроет для петербургской публики новые имена. Он представит кладезь оригинальности, экспериментов и звуков, собранных из разных уголков мира. Здесь отлично сочетаются турецкая народная музыка и сёрф, панк и фолк, медитативная музыка и рок, кумбия и техно, африканские ритмы и рейв, языческие пения и транс, арабские мотивы и электро, ритмические движения обрядового танца и современной дискотеки. «Петербургский авангард» знакомит читателей с коллективами, которые примут участие в фестивале.

Петроджаз-танец

«Петроджаз-танец»: Общение в движении

В Санкт-Петербурге с 15 по 30 сентября будет проходить третий международный фестиваль социального танца «Петроджаз-танец». Как сообщают организаторы, принять участие в нем может каждый желающий независимо от возраста и мастерства, потому что: во-первых, на фестивале будут проходить мастер-классы, а во-вторых — танцы созданы для общения.