Ольга Черданцева: «Цветочная ассамблея» перенесет гостей Летнего сада во времена Петра I

В этом году впервые в Летнем саду свои цветочные ковры и гирлянды развернет XI Международный фестиваль «Императорские сады России», который всегда проходил в Михайловском саду. О том, почему праздник флористики и искусства поменял локацию, какой резонанс он получил на мировом уровне и что от него ждать в дальнейшем, «Петербургский авангард» побеседовал с Ольгой Черданцевой, главным хранителем садов Русского музея.
Ольга Черданцева

18 июня 2018.
Текст: Юлия Иванова.
Рубрика: Музеи / кино Стиль жизни. Тэги: , .

Она известна как руководитель ряда масштабных проектов в сфере ландшафтного проектирования и садово-паркового искусства, включая ежегодный международный фестиваль «Императорские сады России», благотворительные акции «Древо жизни» и «Дубки Петра Великого». Ольга Черданцева является соорганизатором ежегодной международной конференции по историческим садам в филиале Русского музея в Малаге (Испания). Она принимала участие в реставрации Михайловского сада и сада Михайловского замка, реставрации Летнего сада. Главный хранитель садов Русского музея участвовала в ландшафтных проектах музея на фестивале цветов в «Хемптон-Корте» (Великобритания), на фестивале ландшафтного дизайна «Шомон-сюр-Луар» (Франция), на Таллинском фестивале цветов (Эстония).

Летний сад

Ольга Альбертовна, можно сказать, что прошлогодний фестиваль до сих пор продолжается, но только на берегах Луары. Расскажите, пожалуйста, про «гастроли» вашего проекта во Франции.

В 2017 году наш фестиваль был посвящен теме русского авангарда. Французским коллегам настолько все понравилось, что они попросили сделать что-то подобное на Фестивале садов в Шомон-сюр-Луар (замок не берегу Луары). Мы много лет дружим с этим фестивалем, и ранее Русский музей уже принимал в нем участие: пять лет назад там был представлен проект по мотивам произведений Казимира Малевича.

Шомон-сюр-Луар

В этом году мне было приятно представить во Франции в составе команды дизайнера Ольги Подольской и бренд-менеджера Маргариты Сырцовой проект, реализованный при поддержке Русского музея, под названием «Авангарден». Он посвящен личности Маяковского, таланту Эль Лисицкого, переплетению жизни и творчества этих гениев. Проект вызвал бурный резонанс, мы получаем множество восторженных откликов. Мне кажется, что это — лишнее подтверждение тому, что в Европе сохраняется тяга к русскому искусству.

Мы очень благодарны сотрудникам французского фестиваля, которые нам активно помогали. Специально для Русского музея они создали дополнительную площадку. Дело в том, что обычно на фестивале в Шомон-сюр-Луар — 26 площадок, а для нас в этом году сделали 27-ю. Для композиции нам нужно было большое дерево, и французские коллеги подобрали и вычистили такой участок.

Яркий и необычный проект Русского музея расположился рядом с центральной дорожкой дворцового сада, а центром композиции стало дерево-сердце. От него исходит звук сердцебиения, при этом декор участка решен в красных тонах… Это все притягивает посетителей фестиваля, как магнит. Наш проект будет находиться в Шомон-сюр-Луар до конца октября. Так что еще немало гостей парка смогут на него полюбоваться.

Отрадно сознавать, что в наше довольно сложное время Русский музей создает связующую нить между культурами разных стран. Хочу отметить, что помимо Франции Русский музей представлял ландшафтные проекты в Лондоне и Таллинне.

Но ведь ваша деятельность не ограничивается фестивалями?

Конечно, наша епархия — это сады и территории вокруг дворцов Русского музея. Мы делаем все, чтобы они выглядели достойно. Прилегающие к дворцам парки — общедоступны, и с этим связаны некоторые сложности. Например, мы безуспешно боремся с тропинками, которые посетители прокладывают через наши газоны. Мы высаживали кусты, ставили кормушки для птиц, которые кстати кто-то просто унес. Нам конечно жалко, но может быть, кто-то стал счастливее с этой кормушкой…

Сколько людей работают над содержанием территорий Русского музея?

Наш отдел, который занимается садами, состоит из 25 человек. Мы работаем с подрядной организацией, в которой тоже примерно 25 человек. В отделе Русского музея работают специалисты, осуществляющие технический надзор. Они вырабатывают задания, заключают договоры на их выполнение, разрабатывают ландшафтные решения, обследуют растения. У наших специалистов есть уникальная система — она внедрена одной из первых в городе. Это — GIS BIS, благодаря которой я со своего смартфона могу увидеть, что происходит в наших садах. В этой программе сосредоточены все отчеты специалистов о состоянии растений, каждый кустик учтен. Мы очень этим гордимся!

Вам часто приходится сталкиваться с вредителями? И я имею ввиду отнюдь не насекомых…

Вандализм — это вообще большая проблема, и она касается не только России. Я бываю за рубежом, и к сожалению, коллеги тоже говорят о том, что находятся невоспитанные люди, портящие цветы, кусты, скамейки. Однажды после завершения реставрации в Летнем саду кто-то ночью забрался на его территорию и разбил вазы с розами. Непонятно, зачем и почему это было сделано. Видимо, у людей бывают отклонения в психике, и от этого никуда не деться. Как говорит наш директор Владимир Гусев, «музей был, есть и будет зоной повышенной опасности».

Поэтому мы должны быть готовыми к подобным потерям. Для нас главное — все быстро исправить, чтобы никто не заметил утраты. Надеемся, что создавая красивое пространство вокруг не менее красивых дворцов, мы сделаем лучше тех, кто туда приходит.

Летний сад

А какой коллектив работает над проведением «Императорских садов»?

Костяк команды Русского музея — это больше тридцати человек. Причем они из разных подразделений. Это и специалисты PR-отдела, и из отдела внешних связей, и пресс-служба, и экскурсоводы, и служба безопасности, и электрики… Да все так или иначе задействованы! Фестиваль — это огромный и сложный механизм.

На какие средства он проводится?

Фестиваль делается на деньги спонсоров, которые нас всегда поддерживали и поддерживают, даже в самые сложные времена. И мы им за это бесконечно благодарны. Примерный бюджет — 7-8 млн рублей, он складывается из затрат на цветы, которые наши подрядчики приобрели в этом году в Нидерландах, на организацию концертной программы, техническое обеспечение озвучки сада, печатную продукцию, рекламу, оплату труда людей, которые делают фестиваль, и так далее.

летний сад

Почему в этом году «Императорские сады России» перенесены в Летний сад?

На самом деле причин несколько. Во-первых, Летний сад — гораздо больше Михайловского, и центральная аллея Летнего значительно шире, чем любая аллея в Михайловском. Во-вторых, та история, которая развернется в этом году в Летнем саду, связана с Петром Великим, который и создал этот сад.

Триста лет назад, в 1718 году, император издал указ о проведении ассамблей. Правила ассамблей он сам придумывал и очень настойчиво внедрял этот способ времяпрепровождения среди российской знати. Первые ассамблеи проходили как раз в Летнем саду. Отсюда и название фестиваля — «Цветочная ассамблея».

Как известно, Петр I очень любил цветы: в одном из писем боярину Федору Стрешневу он велел «прислать цветы, кои пахнут». И на нашем фестивале будут такие цветы. Мы надеемся, что наши посетители смогут почувствовать их волшебный аромат. Кроме того, именно на нашей ассамблее впервые в России представлен парфюмированный фонтан. Мы уже провели пробное тестирование, и результат нам понравился. Так что Летний сад будет цвести и благоухать.

​А еще в этом году Русскому музею исполнилось 120 лет, и так совпало, что совсем недавно открыт после реставрации Летний дворец Петра I. Это для нас большое событие.

В-третьих, чисто техническая причина — ворота Михайловского сада со стороны Спаса-на-крови на время Чемпионата мира по футболу будут закрыты, потому что на Конюшенной площади расположена фан-зона.

Ольга Альбертовна, расскажите, что еще необычного мы увидим на фестивале?

Все фонтаны Летнего сада будут украшены цветами — такого  еще никто никогда не делал. У каждого фонтана — своя композиция со своей тематикой. Раскрывать всех секретов не буду — посетители все увидят на фестивале.

В берсо рядом с Парадным партером расположится уникальный проект от крымских коллег из Воронцовского дворца — «Русский исторический розарий».

Как известно, в Летнем саду есть огород, и эта тема не пройдет незамеченной. Там посетители увидят картины из овощей, смогут принять участие в мастер-классах по созданию таких букетов, как например, «Борщ». Это вообще стало модно в последнее время — дарить букеты из овощей или фруктов. По-моему, это очень красиво, вкусно и полезно.

А в куполе над музеефицированным фундаментом фонтана Лакоста расположится «Музей роз». У нас есть участники из социальных учреждений для детей с ограниченными возможностями, которые поддерживает Русский музей. Они придумали интересные ландшафтные инсталляции возле памятника Крылову на тему его басен.

огород Летнего сада

Надеюсь, мы сделаем прекрасный проект. И если в новом формате он понравится посетителям, то будем и дальше проводить фестивали в Летнем саду, чередуя с Михайловским.

Конечно, цены на билеты в Летний сад  будут дороже, но льготы сохранятся. А до 21 июня можно купить билеты подешевле — на сайтах «Кассир.ру», Русского музея и фестиваля.

Беседовала ЮЛИЯ ИВАНОВА

Виктория Исакова

Российские сериалы, которые мы ждём в 2020 году

Нынешний год обещает широкий выбор разноплановых многосерийных проектов, затрагивающих и страницы давней истории, и нынешнюю реальность. «Петербургский авангард» рассказывает об отечественных сериалах, которые должны выйти в 2020 году.

Григорий Козлов

В театре не должно быть духа соревнования. Цитатник Григория Козлова

В этом году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. Свой первый юбилей — 10 лет — в 2020 году отметит и сама «Мастерская». «Петербургский Авангард» сердечно поздравляет Григория Михайловича и публикует десять цитат Мастера о театре и не только.

Книги 2020

Книги с петербургской пропиской

Петербург для художественной и научно-популярной литературы — тема неисчерпаемая. Ежегодно выходит несколько десятков книг, посвященных городу. Автор «Петербургского авангарда» узнал, чего стоит ждать преданным читателям в 2020 году. Представляем вашему вниманию книги про Петербург, произведения петербургских авторов, и романы, действие которых происходит в Петербурге.

Оскар

«Паразиты» в топе

Фильм «Паразиты» завоевал четыре «Оскара» в главных номинациях. «Петербургский Авангард» размышляет об итогах премии.

Василий Соловьев-Седой

Василий Соловьев-Седой: Сейчас я бы не рискнул выйти и два часа читать Бродского без музыки

Внук советского классика, артист художественного слова Василий Соловьев-Седой рассказывает «Петербургскому Авангарду» о метаморфозах этого жанра, изменении театрального ландшафта и зрительского восприятия. Владимир Соловьев-Седой 12 февраля прочитает на Квартирнике несколько «зимних» произведений Александра Пушкина, Бориса Пастернака и Давида Самойлова.

Андрей Зорин

Отправить бы Толстого к психотерапевту…

В декабре издательство «Новое литературное обозрение» выпустило краткую биографию Льва Толстого, которую написал Андрей Зорин. «Петербургский авангард» объясняет, чем же так хороша очередная книга о классике.