Олег Куликов: Живите в доме, и не рухнет дом

В Театре Эстрады имени Аркадия Райкина проходят репетиции спектакля «Дом». Премьера намечена на 28 и 29 октября. Одноименную пьесу Евгения Гришковца ставит режиссер Олег Куликов, известный своими работами в Театре на Литейном и в Молодежном театре на Фонтанке. Выбрав на главную роль худрука Театра Эстрады и заслуженного артиста России Юрия Гальцева, он, пожалуй, идет на сознательный риск. Широкий зритель до сих пор воспринимает Гальцева исключительно как комика.
Олег Куликов

13 октября 2017.
Беседовала Валерия Троицкая. Фотографии предоставлены пресс-службой Театра Эстрады.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , .

Олег Николаевич, переживаете за результат?

Все режиссеры, если они адекватны, переживают за результат. Неуверенность и волнение – это естественное состояние творческого человека. Мне посчастливилось работать в разных театрах – и в России, и за рубежом, всегда и везде одно и то же: страхи, сомнения, тревога… Зритель Театра Эстрады – особенный, я это прекрасно понимаю. Сюда приходят смеяться, но смех, как и радуга, имеет разные цвета.

Главной особенностью ваших спектаклей некоторые критики называют… меланхоличность. Согласны с этим утверждением?

Нет, не согласен. Настроение спектакля всегда связано с пьесой, с ее темой, ее содержанием и, конечно, с жанром. Все зависит от материала. Если тема требует минора, не хочется эмоционально насиловать ее и делать мажор. Хотя я сторонник юмора! Но не юмора, который ниже пояса или на кончике языка, а умного, тонкого юмора, который радует не только сердце, но и сознание. Вот вам пример: Аркадий Исаакович Райкин, в театре которого мы сейчас находимся! Почему его так любили и до сих пор боготворят как великого шута? У него всегда был юмор, который имел множество уровней. При этом он никогда не опускался до пошлости.

Евгений Гришковец – автор ироничный и сентиментальный. Это и ваше мироощущение?

В той или иной степени. Мы с Евгением Гришковцом – ровесники. И мне в его пьесе многое понятно на человеческом уровне. Думаю, Юрию Николаевичу Гальцеву этот автор тоже близок. «Дом» – это история о нашем поколении, о наших мечтах и разочарованиях. Это в некоторой степени…. «Полеты во сне и наяву». Помните прекрасный фильм с Олегом Ивановичем Янковским? Для поколения 1970-х годов прошлого века его персонаж был героем своего времени.

Юрий Гальцев

Игорь – главное действующее лицо пьесы «Дом» – мне представляется героем нашего времени. У него есть хорошая работа, квартирка, семья, верные друзья. Вырастил сына, посадил дерево. Осталось построить дом: это сокровенная мечта маленького мальчика. Здесь, если хотите, движение от ребенка, который выдумал себе жизнь, к итогу жизни. Что-то получилось, а что-то – не вполне.

Соответствует ли итог той картинке, которую мальчик нарисовал себе детской рукой? Это точно сформулировал немецкий философ Гингаузер. Он говорил, что творческие натуры в детстве выдумывают себе жизнь и потом пытаются как шапку натянуть этот идеалистический образ себе на голову. А шапка сопротивляется и не надевается! Отсюда разочарование, порой отчаяние – жизнь не сложилась! На самом деле она сложилась, и сложилась замечательно, просто по-другому, не так, как ты ее выдумал. В пьесе Евгения Гришковца это одна из главных тем: понимаем ли мы истинную суть нашей жизни. А «Дом» – это всего лишь поэтическое осмысление бытия, символ… Это не стены и не крыша, а люди, которые живут в этом доме. У китайцев один и тот же иероглиф обозначает «дом», и он же – «женщину». Какая глубокая философия!

Сюжет пьесы сохраните без изменений?

Конечно. Евгений Гришковец – прекрасный автор. Хотелось бы пойти за драматургом, быть рядом с ним, а не ломать его через колено собственных амбиций. Сейчас мы в середине пути, пробуем, отказываемся, ищем… ищем природу юмора, иногда сквозь слезы…

Олег Куликов

Спектакль будет близок публике вашего поколения. А заинтересует ли молодых зрителей?

Всем будет интересно. Во-первых, эта пьеса о нашем времени, о нас сегодняшних. Во-вторых, Евгений Гришковец, будучи автором актуальным, все же ставит извечно русские вопросы. Чеховские вопросы: что важно, а что – не очень, для чего мы живем, сложилась жизнь или жизнь проиграна… Бесконечные вопросы, которые человек задает себе ежедневно, чуть только ему перевалит за 40, и нет этим вопросам конца… Всему в жизни есть цена – счастливой семье, удачной карьере, победам и поражениям. Человек за все платит. Главный герой пьесы за свою детскую мечту расплачивается взрослым чеком – потерей иллюзий… Но он пытается бороться. Мне кажется, что иногда попытка – уже победа. Если трудился, стремился, действовал, но ничего не получилось – ты все же победил, и в первую очередь себя. Победа над собой дорогого стоит!

Не кажется ли вам, что это борьба с ветряными мельницами?

Вся наша жизнь – борьба с ветряными мельницами, если угодно. Мы ведь конечны. Зачем же тогда любить, мечтать, строить дома, ставить спектакли, стремиться к чему-то прекрасному, для чего? Если бы знать… Во всяком случае, мне кажется, что борьба – это уже победа.

Если я попрошу вас описать спектакль коротким предложением, какие это будут слова?

Вот строчка из стихотворения Арсения Тарковского: «Живите в доме, и не рухнет дом». (Стихотворение «Жизнь, жизнь», 1965 год.)

Юрий Гальцев

Послание к человеку

Итоги и призы «Послания к человеку»

XXIX международный фестиваль «Послание к человеку» подвел итоги. Кинофестиваль на протяжении многих лет удерживает лидирующее место среди российских киносмотров по количеству присланных заявок и географии участников. На отборочный тур было прислано более 3000 заявок из 98 стран. Для фестиваля были выбраны 70 из них. 20 сентября в Государственной Академической Капелле объявлены лучшие фильмы 2019 года.

Фестиваль в Тремсе

Кочующие фильмы фестиваля в Тромсё

С 19 по 29 сентября 2019 года новую программу «Фильмы с севера» Международного кинофестиваля в Тромсё посмотрят жители Мурманска, Апатитов, Петрозаводска, Северодвинска, Санкт-Петербурга и Москвы. В Северной столице киноленты можно будет посмотреть с 21 по 22 сентября в киноцентре «Родина». В своей новой программе «Фильмы с севера» Международный кинофестиваль в Тромсё ставит вопрос отношений. Быть вместе не легко, но человечество еще не придумало лучшего языка, чтобы говорить об этом, чем искусство. Фестивальные короткометражные картины, созданные авторами из Скандинавии и России – диалог о том, что не выразишь словами.

Игорь Шибанов, актер ТЮЗа, из личного архива

Игорь Шибанов: театр, театр и еще раз театр

Народный артист России Игорь Шибанов отмечает юбилей 14 сентября 2019 года. Обаятельный, с легкостью импровизирующий, глубокий и нестандартно мыслящий актер служит в ТЮЗе имени Брянцева с 1964 года. Выдающийся ученик Зиновия Корогодского к своему 75-летию — корифей труппы и любимец зрителей. За время работы в ТЮЗе артист сыграл более 90 ролей. Вспомним вошедшие в летопись театра художественные образы Игоря Шибанова, каждый из которых являет крупицу удивительного дарования артиста.

джазовый фестиваль "Большой джем", пресс-служба

Чудеса «Большого Джема» в Сестрорецке

В минувшие выходные, 7 и 8 сентября 2019 года, прошел пятый юбилейный джазовый фестиваль «Большой Джем», который ежегодно считается самым продолжительным джазовым openair-джемом в мире. Этот семейный фестиваль открыл свои двери в историческом центре Сестрорецка — на территории культурного креативного пространства «Петровский арсенал», где два дня звучал высококлассный джаз. Более 22 тысяч гостей фестиваля порадовал бесплатный вход и созданные организаторами лаундж-зоны. Все детские и спортивные зоны фестиваля работали абсолютно бесплатно, чтобы каждый желающий мог беспрепятственно все попробовать и во всем поучаствовать.

Мертвые души. Фото Юлии Смелкиной предоставлено пресс-службой Театра Ленсовета

Мертвые души: Поэма застоя

В апреле этого года в Театре имени Ленсовета состоялась премьера по поэме «Мертвые души» и другим текстам Николая Васильевича Гоголя. Режиссер постановки — Роман Кочержевский, уже получивший за спектакль «Золотой софит» в номинации «За лучший режиссерский дебют». Эта постановка ни на что не похожа – в прямом, изначальном смысле этих слов. Она не претендует на что-то чрезвычайное, из ряда вон, и ее выразительные средства напоминают те, что публика видит на других сценических площадках города. Но нет! отличия огромные.

Диорама Блокада Ленинграда

Ленинград — это Мы. Ленинград — это Я

На сцене театра «Суббота» 7 и 8 сентября 2019 года состоялись первые показы спектакля «872 дня. Голоса блокадного города». Премьера была приурочена к 75-й годовщине освобождения Ленинграда от блокады 1941-1944 годов. На основе «Блокадной книги» Алеся Адамовича и Даниила Гранина, текстов и дневников Лидии Гинзбург, Дмитрия Лихачева, Ирены Дубицкой, Геннадия Гора, Павла Зальцмана, Татьяны Великотной, Веры Берхман и других очевидцев труппа театра создала совершенно особый спектакль, который необходимо увидеть всем петербуржцам от мала до велика. В спектакле заняты артисты Софья Андреева, Иван Байкалов, Анна Васильева, Владислав Демьяненко, Марина Конюшко, Анастасия Резункова, Екатерина Рудакова, Григорий Сергеенко, Снежана Соколова, Оксана Сырцова, Григорий Татаренко, Владимир Шабельников, Дарья Шиханова, Кристина Якунина.