Олег Куликов: Живите в доме, и не рухнет дом

В Театре Эстрады имени Аркадия Райкина проходят репетиции спектакля «Дом». Премьера намечена на 28 и 29 октября. Одноименную пьесу Евгения Гришковца ставит режиссер Олег Куликов, известный своими работами в Театре на Литейном и в Молодежном театре на Фонтанке. Выбрав на главную роль худрука Театра Эстрады и заслуженного артиста России Юрия Гальцева, он, пожалуй, идет на сознательный риск. Широкий зритель до сих пор воспринимает Гальцева исключительно как комика.
Олег Куликов

13 октября 2017.
Беседовала Валерия Троицкая. Фотографии предоставлены пресс-службой Театра Эстрады.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , .

Олег Николаевич, переживаете за результат?

Все режиссеры, если они адекватны, переживают за результат. Неуверенность и волнение – это естественное состояние творческого человека. Мне посчастливилось работать в разных театрах – и в России, и за рубежом, всегда и везде одно и то же: страхи, сомнения, тревога… Зритель Театра Эстрады – особенный, я это прекрасно понимаю. Сюда приходят смеяться, но смех, как и радуга, имеет разные цвета.

Главной особенностью ваших спектаклей некоторые критики называют… меланхоличность. Согласны с этим утверждением?

Нет, не согласен. Настроение спектакля всегда связано с пьесой, с ее темой, ее содержанием и, конечно, с жанром. Все зависит от материала. Если тема требует минора, не хочется эмоционально насиловать ее и делать мажор. Хотя я сторонник юмора! Но не юмора, который ниже пояса или на кончике языка, а умного, тонкого юмора, который радует не только сердце, но и сознание. Вот вам пример: Аркадий Исаакович Райкин, в театре которого мы сейчас находимся! Почему его так любили и до сих пор боготворят как великого шута? У него всегда был юмор, который имел множество уровней. При этом он никогда не опускался до пошлости.

Евгений Гришковец – автор ироничный и сентиментальный. Это и ваше мироощущение?

В той или иной степени. Мы с Евгением Гришковцом – ровесники. И мне в его пьесе многое понятно на человеческом уровне. Думаю, Юрию Николаевичу Гальцеву этот автор тоже близок. «Дом» – это история о нашем поколении, о наших мечтах и разочарованиях. Это в некоторой степени…. «Полеты во сне и наяву». Помните прекрасный фильм с Олегом Ивановичем Янковским? Для поколения 1970-х годов прошлого века его персонаж был героем своего времени.

Юрий Гальцев

Игорь – главное действующее лицо пьесы «Дом» – мне представляется героем нашего времени. У него есть хорошая работа, квартирка, семья, верные друзья. Вырастил сына, посадил дерево. Осталось построить дом: это сокровенная мечта маленького мальчика. Здесь, если хотите, движение от ребенка, который выдумал себе жизнь, к итогу жизни. Что-то получилось, а что-то – не вполне.

Соответствует ли итог той картинке, которую мальчик нарисовал себе детской рукой? Это точно сформулировал немецкий философ Гингаузер. Он говорил, что творческие натуры в детстве выдумывают себе жизнь и потом пытаются как шапку натянуть этот идеалистический образ себе на голову. А шапка сопротивляется и не надевается! Отсюда разочарование, порой отчаяние – жизнь не сложилась! На самом деле она сложилась, и сложилась замечательно, просто по-другому, не так, как ты ее выдумал. В пьесе Евгения Гришковца это одна из главных тем: понимаем ли мы истинную суть нашей жизни. А «Дом» – это всего лишь поэтическое осмысление бытия, символ… Это не стены и не крыша, а люди, которые живут в этом доме. У китайцев один и тот же иероглиф обозначает «дом», и он же – «женщину». Какая глубокая философия!

Сюжет пьесы сохраните без изменений?

Конечно. Евгений Гришковец – прекрасный автор. Хотелось бы пойти за драматургом, быть рядом с ним, а не ломать его через колено собственных амбиций. Сейчас мы в середине пути, пробуем, отказываемся, ищем… ищем природу юмора, иногда сквозь слезы…

Олег Куликов

Спектакль будет близок публике вашего поколения. А заинтересует ли молодых зрителей?

Всем будет интересно. Во-первых, эта пьеса о нашем времени, о нас сегодняшних. Во-вторых, Евгений Гришковец, будучи автором актуальным, все же ставит извечно русские вопросы. Чеховские вопросы: что важно, а что – не очень, для чего мы живем, сложилась жизнь или жизнь проиграна… Бесконечные вопросы, которые человек задает себе ежедневно, чуть только ему перевалит за 40, и нет этим вопросам конца… Всему в жизни есть цена – счастливой семье, удачной карьере, победам и поражениям. Человек за все платит. Главный герой пьесы за свою детскую мечту расплачивается взрослым чеком – потерей иллюзий… Но он пытается бороться. Мне кажется, что иногда попытка – уже победа. Если трудился, стремился, действовал, но ничего не получилось – ты все же победил, и в первую очередь себя. Победа над собой дорогого стоит!

Не кажется ли вам, что это борьба с ветряными мельницами?

Вся наша жизнь – борьба с ветряными мельницами, если угодно. Мы ведь конечны. Зачем же тогда любить, мечтать, строить дома, ставить спектакли, стремиться к чему-то прекрасному, для чего? Если бы знать… Во всяком случае, мне кажется, что борьба – это уже победа.

Если я попрошу вас описать спектакль коротким предложением, какие это будут слова?

Вот строчка из стихотворения Арсения Тарковского: «Живите в доме, и не рухнет дом». (Стихотворение «Жизнь, жизнь», 1965 год.)

Юрий Гальцев

Трезвые

Премьера «Трезвых» состоится в «Упсала цирке»

Спектакль «Трезвые» покажут на площадке «Упсала цирка» (Свердловская набережная, 44Ф) 28 и 29 ноября (20:00). Эту постановку подготовили артисты театрального товарищества «Комик-трест» во главе с Наталией Фиссон при участии актера Андрея Урганта, солиста группы «Аукцыон» Олега Гаркуши и художника Дмитрия Шагина. Они рассказали о предстоящей премьере на пресс-конференции.

Диана Вишнева

Context. Diana Vishneva закрылся большим гала-концером в Мариинском

Вечером воскресенья, 19 ноября, на исторической сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге прошло торжественное закрытие пятого Международного фестиваля современной хореографии Context. Diana Vishneva. Зрители вечера увидели выступления ведущих балетных артистов из Великобритании, США, Германии, Нидерландов.

Плоды Просвещения

«Плоды Просвещения»: Сад познания средь серых многоэтажек

Созданное в торгово-развлекательном комплексе «Гранд Каньон» (проспект Энгельса, 154А) пространство для детских игр и развития под названием «Дивный город» — яркий пример того, что хорошие намерения иногда все же находят своих адресатов. Для тех петербуржцев, которым довелось жить на северной окраине города — ближайшей станцией метро является «Проспект Просвещения». Здесь, среди не слишком приветливых и живописных пейзажей, тусклых зимой и удушливых летом, «Дивный город» — это прекрасная возможность видеть красивое, наслаждаться им и прививать эту привычку своим детям.

Хосейн Нуршаг

Хосейн Нуршаг: То, что требует усилия для сохранения, уже умерло

В концертном зале «Колизей» 22 ноября выступят иранские музыканты с программой «Ушедший караван». Публика сможет насладиться авазом — уникальным аутентичным иранским пением в сопровождении исфаханского ансамбля «Фераг». Солировать будет певец Хосейн Нуршаг, который рассказал «Петербургскому авангарду», как рождается аваз, почему не стыдно плакать, что разделяет Россию и Иран и надо ли сохранять традиции.

Олег Виноградов, Николай Цискаридзе

«Балетмейстер» завершил первый день работы МКФ

Гала-концерт «Балетмейстер» в БКЗ «Октябрьский» был посвящен 80-летию известного балетмейстера Олега Виноградова, а также 60-летию его творческой деятельности. Грандиозный вечер балета включен в программу VI Международного культурного форума, который в эти дни проходит в Санкт-Петербурге.

Премия Аврора

Боярский, Дунаевский и Дога дали старт «Авроре»

В Санкт-Петербурге 15 ноября прошла торжественная церемония вручения первой Музыкальной премии кино и телевидения «Аврора». В этот вечер гости торжества, которое состоялось в киноцентре «Родина» (Караванная улица, 12), стали свидетелями уникального мероприятия, нацеленного на повышение качества музыкального оформления отечественных фильмов и увеличение количества музыкальных кинокартин.