Олег Куликов: Живите в доме, и не рухнет дом

В Театре Эстрады имени Аркадия Райкина проходят репетиции спектакля «Дом». Премьера намечена на 28 и 29 октября. Одноименную пьесу Евгения Гришковца ставит режиссер Олег Куликов, известный своими работами в Театре на Литейном и в Молодежном театре на Фонтанке. Выбрав на главную роль худрука Театра Эстрады и заслуженного артиста России Юрия Гальцева, он, пожалуй, идет на сознательный риск. Широкий зритель до сих пор воспринимает Гальцева исключительно как комика.
Олег Куликов

13 октября 2017.
Беседовала Валерия Троицкая. Фотографии предоставлены пресс-службой Театра Эстрады.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , .

Олег Николаевич, переживаете за результат?

Все режиссеры, если они адекватны, переживают за результат. Неуверенность и волнение – это естественное состояние творческого человека. Мне посчастливилось работать в разных театрах – и в России, и за рубежом, всегда и везде одно и то же: страхи, сомнения, тревога… Зритель Театра Эстрады – особенный, я это прекрасно понимаю. Сюда приходят смеяться, но смех, как и радуга, имеет разные цвета.

Главной особенностью ваших спектаклей некоторые критики называют… меланхоличность. Согласны с этим утверждением?

Нет, не согласен. Настроение спектакля всегда связано с пьесой, с ее темой, ее содержанием и, конечно, с жанром. Все зависит от материала. Если тема требует минора, не хочется эмоционально насиловать ее и делать мажор. Хотя я сторонник юмора! Но не юмора, который ниже пояса или на кончике языка, а умного, тонкого юмора, который радует не только сердце, но и сознание. Вот вам пример: Аркадий Исаакович Райкин, в театре которого мы сейчас находимся! Почему его так любили и до сих пор боготворят как великого шута? У него всегда был юмор, который имел множество уровней. При этом он никогда не опускался до пошлости.

Евгений Гришковец – автор ироничный и сентиментальный. Это и ваше мироощущение?

В той или иной степени. Мы с Евгением Гришковцом – ровесники. И мне в его пьесе многое понятно на человеческом уровне. Думаю, Юрию Николаевичу Гальцеву этот автор тоже близок. «Дом» – это история о нашем поколении, о наших мечтах и разочарованиях. Это в некоторой степени…. «Полеты во сне и наяву». Помните прекрасный фильм с Олегом Ивановичем Янковским? Для поколения 1970-х годов прошлого века его персонаж был героем своего времени.

Юрий Гальцев

Игорь – главное действующее лицо пьесы «Дом» – мне представляется героем нашего времени. У него есть хорошая работа, квартирка, семья, верные друзья. Вырастил сына, посадил дерево. Осталось построить дом: это сокровенная мечта маленького мальчика. Здесь, если хотите, движение от ребенка, который выдумал себе жизнь, к итогу жизни. Что-то получилось, а что-то – не вполне.

Соответствует ли итог той картинке, которую мальчик нарисовал себе детской рукой? Это точно сформулировал немецкий философ Гингаузер. Он говорил, что творческие натуры в детстве выдумывают себе жизнь и потом пытаются как шапку натянуть этот идеалистический образ себе на голову. А шапка сопротивляется и не надевается! Отсюда разочарование, порой отчаяние – жизнь не сложилась! На самом деле она сложилась, и сложилась замечательно, просто по-другому, не так, как ты ее выдумал. В пьесе Евгения Гришковца это одна из главных тем: понимаем ли мы истинную суть нашей жизни. А «Дом» – это всего лишь поэтическое осмысление бытия, символ… Это не стены и не крыша, а люди, которые живут в этом доме. У китайцев один и тот же иероглиф обозначает «дом», и он же – «женщину». Какая глубокая философия!

Сюжет пьесы сохраните без изменений?

Конечно. Евгений Гришковец – прекрасный автор. Хотелось бы пойти за драматургом, быть рядом с ним, а не ломать его через колено собственных амбиций. Сейчас мы в середине пути, пробуем, отказываемся, ищем… ищем природу юмора, иногда сквозь слезы…

Олег Куликов

Спектакль будет близок публике вашего поколения. А заинтересует ли молодых зрителей?

Всем будет интересно. Во-первых, эта пьеса о нашем времени, о нас сегодняшних. Во-вторых, Евгений Гришковец, будучи автором актуальным, все же ставит извечно русские вопросы. Чеховские вопросы: что важно, а что – не очень, для чего мы живем, сложилась жизнь или жизнь проиграна… Бесконечные вопросы, которые человек задает себе ежедневно, чуть только ему перевалит за 40, и нет этим вопросам конца… Всему в жизни есть цена – счастливой семье, удачной карьере, победам и поражениям. Человек за все платит. Главный герой пьесы за свою детскую мечту расплачивается взрослым чеком – потерей иллюзий… Но он пытается бороться. Мне кажется, что иногда попытка – уже победа. Если трудился, стремился, действовал, но ничего не получилось – ты все же победил, и в первую очередь себя. Победа над собой дорогого стоит!

Не кажется ли вам, что это борьба с ветряными мельницами?

Вся наша жизнь – борьба с ветряными мельницами, если угодно. Мы ведь конечны. Зачем же тогда любить, мечтать, строить дома, ставить спектакли, стремиться к чему-то прекрасному, для чего? Если бы знать… Во всяком случае, мне кажется, что борьба – это уже победа.

Если я попрошу вас описать спектакль коротким предложением, какие это будут слова?

Вот строчка из стихотворения Арсения Тарковского: «Живите в доме, и не рухнет дом». (Стихотворение «Жизнь, жизнь», 1965 год.)

Юрий Гальцев

Иннокентий Волкоморов

Иннокентий Волкоморов: Хотим, чтобы наша публика развивалась вместе с нами

На площади Островского с 27 по 29 июля в четырнадцатый раз пройдет международный «Петроджаз». В 2017 году он стал самым востребованным российским джазовым фестивалем на открытом воздухе. В этом году представители десяти стран станут участниками трехдневной программы, причем не только музыканты, но и танцоры будут перенимать эстафету джазовых импровизаций.

В Санкт-Петербург едут более 25 коллективов из Аргентины, Дании, Испании, Германии, Израиля, Эстонии, Литвы, Латвии, России. Впервые участниками «Петроджаза» становятся музыканты из Норвегии, Болгарии, Аргентины и Республики Сербской. Хэдлайнерами станут не только иностранные коллективы, но и всемирно известный джазмен, руководитель Петербургской Джазовой филармонии Давид Голощекин.

Точка доступа. Трехгоршковая опера

«Точка доступа» началась с мест общего пользования

Самый изысканный фестиваль, который всегда радует любого заядлого театрала, «Точка доступа» начался в Северной столице с приема в Social Club 19 июля и представлением в дамском туалете отеля Hilton ExpoForum 20 июля. Последовательность посещений одного и другого места отнюдь не свидетельствует о том, что прием был гастрономически провальным. Роскошный туалет гостиницы выбран для необычного представления — «Трехгоршковой оперы», которая никак не скомпрометировала себя местом действия.

Синие носы, ПроТоАрт

Александр Шабуров: Современное искусство — это симуляция творческой деятельности

В петербургском Манеже 21-22 июля пройдет «ПроТоАрт» — фестиваль современного искусства, организованный по принципу иммерсивного спектакля. Пространство Манежа трансформируется в город будущего, созданный по фантазиям Мондриана, в зданиях и на площадях которого будет представлена современная живопись, скульптура, музыка, видеоарт, механические объекты, инсталляции, а гости смогут принять участие в творческом процессе, поставив себя на место художника.

«ПротоАрт» предлагает большую перфомативную программу: тут будет и московский Театр.doc со спектаклем Всеволода Лисовского, и финский перформер Пиа Линди, и Джулиен Хамильтон, обладатель многочисленных наград Европейских театральных фестивалей, основоположник модного сейчас в Европе направления physical theatre, и перфоманс «Живые шахматы», в ходе которого люди станут фигурами на доске, а управлять ими будет компьютерная программа.

Гатчинский дворец

Гатчинский дворец — эпицентр искусства

Так случилось, что Гатчинский дворцово-парковый ансамбль относительно недавно — в 1985 году — последним из пригородных дворцов вновь стал музеем. А до Великой Отечественной войны это был крупнейший из пригородных музеев и лучший по собранию произведений искусства. Помимо дворца, это еще и уникальный парковый ансамбль. Уже несколько лет они он становится главным местом притяжения, благодаря проводимым праздникам и концертам open air. Начало положила замечательная «Ночь музыки», которая состоялась с 7 на 8 июля, а продолжился праздник «Опереттой-парком».

Безликие

Спецпрограмма «Точки доступа»: новая грань привычного

Спецпрограмма летнего фестиваля искусств «Точка доступа», который в четвертый раз пройдет в Санкт-Петербурге с 19 июля по 5 августа, включает проекты, которые многие зрители могли уже видеть. Это — иммерсивные и site-specific-спектакли, проекты, предлагающие зрителю новый опыт восприятия и коммуникации с пространством. В рамках фестиваля они предстанут в обновленном виде. Не смотря на то, что эти постановки уже не первый сезон идут на различных площадках, они не теряют своей актуальности и привлекательности. Их объединяет активная роль зрителя в действе.

Центр мультимедиа Русского музея

Шесть самых невероятных спектаклей лета

Летний фестиваль искусств «Точка доступа» в четвертый раз пройдет в Санкт-Петербурге с 19 июля по 5 августа. Это — уникальное международное событие в мире театра, современного искусства и паблик-арта. В его программу вошли иммерсивные и site-specific-спектакли, проекты, предлагающие зрителю новый опыт восприятия и коммуникации с пространством.

Как всегда, программа фестиваля условно делится на три части: собственные спектакли «Точки доступа», созданные силами организаторов, гастрольные спектакли и спецпрограмма. «Петербургский авангард» представляет шесть самых ярких постановок — собственных и гастрольных.