Олег Куликов: Живите в доме, и не рухнет дом

В Театре Эстрады имени Аркадия Райкина проходят репетиции спектакля «Дом». Премьера намечена на 28 и 29 октября. Одноименную пьесу Евгения Гришковца ставит режиссер Олег Куликов, известный своими работами в Театре на Литейном и в Молодежном театре на Фонтанке. Выбрав на главную роль худрука Театра Эстрады и заслуженного артиста России Юрия Гальцева, он, пожалуй, идет на сознательный риск. Широкий зритель до сих пор воспринимает Гальцева исключительно как комика.
Олег Куликов

13 октября 2017.
Беседовала Валерия Троицкая. Фотографии предоставлены пресс-службой Театра Эстрады.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , .

Олег Николаевич, переживаете за результат?

Все режиссеры, если они адекватны, переживают за результат. Неуверенность и волнение – это естественное состояние творческого человека. Мне посчастливилось работать в разных театрах – и в России, и за рубежом, всегда и везде одно и то же: страхи, сомнения, тревога… Зритель Театра Эстрады – особенный, я это прекрасно понимаю. Сюда приходят смеяться, но смех, как и радуга, имеет разные цвета.

Главной особенностью ваших спектаклей некоторые критики называют… меланхоличность. Согласны с этим утверждением?

Нет, не согласен. Настроение спектакля всегда связано с пьесой, с ее темой, ее содержанием и, конечно, с жанром. Все зависит от материала. Если тема требует минора, не хочется эмоционально насиловать ее и делать мажор. Хотя я сторонник юмора! Но не юмора, который ниже пояса или на кончике языка, а умного, тонкого юмора, который радует не только сердце, но и сознание. Вот вам пример: Аркадий Исаакович Райкин, в театре которого мы сейчас находимся! Почему его так любили и до сих пор боготворят как великого шута? У него всегда был юмор, который имел множество уровней. При этом он никогда не опускался до пошлости.

Евгений Гришковец – автор ироничный и сентиментальный. Это и ваше мироощущение?

В той или иной степени. Мы с Евгением Гришковцом – ровесники. И мне в его пьесе многое понятно на человеческом уровне. Думаю, Юрию Николаевичу Гальцеву этот автор тоже близок. «Дом» – это история о нашем поколении, о наших мечтах и разочарованиях. Это в некоторой степени…. «Полеты во сне и наяву». Помните прекрасный фильм с Олегом Ивановичем Янковским? Для поколения 1970-х годов прошлого века его персонаж был героем своего времени.

Юрий Гальцев

Игорь – главное действующее лицо пьесы «Дом» – мне представляется героем нашего времени. У него есть хорошая работа, квартирка, семья, верные друзья. Вырастил сына, посадил дерево. Осталось построить дом: это сокровенная мечта маленького мальчика. Здесь, если хотите, движение от ребенка, который выдумал себе жизнь, к итогу жизни. Что-то получилось, а что-то – не вполне.

Соответствует ли итог той картинке, которую мальчик нарисовал себе детской рукой? Это точно сформулировал немецкий философ Гингаузер. Он говорил, что творческие натуры в детстве выдумывают себе жизнь и потом пытаются как шапку натянуть этот идеалистический образ себе на голову. А шапка сопротивляется и не надевается! Отсюда разочарование, порой отчаяние – жизнь не сложилась! На самом деле она сложилась, и сложилась замечательно, просто по-другому, не так, как ты ее выдумал. В пьесе Евгения Гришковца это одна из главных тем: понимаем ли мы истинную суть нашей жизни. А «Дом» – это всего лишь поэтическое осмысление бытия, символ… Это не стены и не крыша, а люди, которые живут в этом доме. У китайцев один и тот же иероглиф обозначает «дом», и он же – «женщину». Какая глубокая философия!

Сюжет пьесы сохраните без изменений?

Конечно. Евгений Гришковец – прекрасный автор. Хотелось бы пойти за драматургом, быть рядом с ним, а не ломать его через колено собственных амбиций. Сейчас мы в середине пути, пробуем, отказываемся, ищем… ищем природу юмора, иногда сквозь слезы…

Олег Куликов

Спектакль будет близок публике вашего поколения. А заинтересует ли молодых зрителей?

Всем будет интересно. Во-первых, эта пьеса о нашем времени, о нас сегодняшних. Во-вторых, Евгений Гришковец, будучи автором актуальным, все же ставит извечно русские вопросы. Чеховские вопросы: что важно, а что – не очень, для чего мы живем, сложилась жизнь или жизнь проиграна… Бесконечные вопросы, которые человек задает себе ежедневно, чуть только ему перевалит за 40, и нет этим вопросам конца… Всему в жизни есть цена – счастливой семье, удачной карьере, победам и поражениям. Человек за все платит. Главный герой пьесы за свою детскую мечту расплачивается взрослым чеком – потерей иллюзий… Но он пытается бороться. Мне кажется, что иногда попытка – уже победа. Если трудился, стремился, действовал, но ничего не получилось – ты все же победил, и в первую очередь себя. Победа над собой дорогого стоит!

Не кажется ли вам, что это борьба с ветряными мельницами?

Вся наша жизнь – борьба с ветряными мельницами, если угодно. Мы ведь конечны. Зачем же тогда любить, мечтать, строить дома, ставить спектакли, стремиться к чему-то прекрасному, для чего? Если бы знать… Во всяком случае, мне кажется, что борьба – это уже победа.

Если я попрошу вас описать спектакль коротким предложением, какие это будут слова?

Вот строчка из стихотворения Арсения Тарковского: «Живите в доме, и не рухнет дом». (Стихотворение «Жизнь, жизнь», 1965 год.)

Юрий Гальцев

КАТАЖИНА МАЦКЕВИЧ, предоставлено пресс-службой Театра музыкальной комедии

Катажина Мацкевич: Театр музыкальной комедии помог мне раскрыться

В октябре 2019 года ведущая солистка Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии Катажина Мацкевич отметила первый творческий юбилей — десять лет на сцене. Дебютная роль Карлотты в спектакле «Гаспарон» по оперетте Карла Миллёкера принесла ей высшую театральную премию Санкт-Петербурга «Золотой софит». За минувшие десять лет Катажина не только сыграла почти все главные партии в классическом репертуаре театра, но и вышла за границы жанра, выступая в сложнейших оперных постановках на разных сценах мира. Об учителях и самокритике, о поддержке близких и любви к кофе артистка рассказала «Петербургскому авангарду» после торжественного вечера в честь ее творческого юбилея.

учебный театр на Моховой

Стартовал первый «Молодой театр. Санкт-Петербург»

В Петербурге стартовал первый фестиваль студенческих спектаклей российских театральных школ «Молодой театр. Санкт-Петербург» — он проходит с 16 по 20 ноября 2019 года. Лучшие учебные постановки зрителю представят студенты ведущих театральных вузов Москвы (ГИТИС), Новосибирска (НГТИ), Екатеринбурга (ЕГТИ), Ярославля (ЯГТИ) и Санкт-Петербурга (РГИСИ). Большинство событий фестиваля петербуржцы смогут посетить бесплатно. Вход на большинство событий фестиваля – свободный, по регистрации.

Юрий Смекалов

«Приют комедианта» совместит балет с драмой

В петербургском Пассаже открылась выставка «О чем молчит балет», которая предваряет премьеру нового спектакля хореографа Юрия Смекалова по сценарию Александра Цыпкина «Три товарища?». Показы пройдут 30 ноября и 1 декабря 2019 года, а также 21-22 января 2020 года. На спектакли этого года уже нет билетов, сообщил на открытии выставки директор «Приюта комедианта» Виктор Минков.

Коля Садовник на фоне своих картин

Коля Садовник: Во всеобщую методу счастья я не верю

Коля Садовник — петербургский художник, который работает в жанрах метафизической живописи, экспрессионизма, наивного искусства, эклектики и психореализма. Кроме того, он является основателем музыкального коллектива «Земля Сомнамбулы», выступающего в жанре психореализма уже более 10 лет на петербургской андеграундной сцене. Дебют состоялся летом 2017 года в Санкт-Петербургском Street Art Museum, где была выставлена философская семичастная работа «Зеленая комната» […]

Ирина Дудина

Ирина Дудина: Цель западной цивилизации — сокращение населения и тотальный контроль

Ирина Дудина известна как литератор, победитель первого петербургского слэма, автор множества поэтических сборников, культовой книги «Пение птиц в положении лежа», романов «Предводитель маскаронов», «Нежные и надломленные» и сборника «Богема с Невского проспекта». Ее стихи переведены на немецкий и английский языки. В частности, в Австрии в 2006 году была издана книга стихов билингва «Ад и рай».

выставка Константина Сомова в Русском музее

Поэзия линии и цвета

Выставка к 150-летию со дня рождения Константина Сомова (1869-1939) в Русском музее продлена до 17 ноября. На ней можно увидеть более ста пятидесяти работ из собраний Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств (музей-квартира Исаака Бродского) и частных коллекций.