Олег Куликов: В театре мне важен эксперимент

В конце уходящего года поклонников Театра Эстрады имени Аркадия Райкина ждет сюрприз – 30 и 31 декабря здесь состоится премьера спектакля «Конопатая девчонка» с Юрием Гальцевым в главной роли. Ставит спектакль режиссер Олег Куликов. Ровно год назад на этой сцене он представил публике свой вариант пьесы Евгения Гришковца и Анны Матисон «Дом» и тоже вывел на сцену худрука театра. Причем в очень необычном для него образе. Олег Куликов рассказал «Петербургскому авангарду» о новой постановке.
Олег Куликов

17 декабря 2018.
Текст: Валерия Троицкая. Фотографии Риммы Львовой и Оксаны Ковтун предоставлены пресс-службой Театра Эстрады им. А.Райкина.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , .

Олег Николаевич, как возникла идея этого спектакля?

Когда мы ставили спектакль спектакль «Дом», мы с Юрием Николаевичем много общались. Это естественно, когда режиссер и артист стремятся лучше узнать друг друга. В какой-то момент мы стали вспоминать детство, школу, юность. И Юра рассказал мне о своих родителях, о первой любви, об учебе в Ленинградском театральном институте, о многочисленных гастролях по стране и не только. Я почувствовал, что из этих воспоминаний – смешных, грустных, трогательных, фарсовых – можно сделать интересный спектакль, личностную историю, персональный взгляд на время. Вскоре придумалась и история спектакля: канун Нового года, провинциальный аэропорт, Гальцев застревает там из-за нелетной погоды вместе с другими пассажирами. И начинаются разговоры, воспоминания…

Юрий Гальцев, Конопатая девчонка

Раскройте секрет, кто такая «Конопатая девчонка»? Это реальный персонаж или цитата из советской школьной песни?

Это поэтический образ. У каждого мужчины живет в памяти образ первой любви, чистый и светлый.

Когда смотришь спектакль «Дом», ловишь себя на мысли, что перед тобой не артист Юрий Гальцев, а он сам, человек без маски…

В большинстве своем зрители знают только одну из граней этого одаренного человека – образ «телевизионный»… В спектакле «Дом» Гальцев виртуозно работает как драматический артист. В новом спектакле он вообще будет играть самого себя – человека с большим сердцем и душой. Но юмор никто не отменял, в конце концов, мы же в Театр Эстрады.

Это ваша вторая работа на этой сцене. Раньше вы ставили в драматических театрах. У вас сложилось представление, каким должен быть эстрадный спектакль?

Мне кажется, границы жанров в театре XXI века несколько размыты. Давно «все смешалось в доме Облонских»: и обостренный театр Брехта, и итальянские комедии конца XVIII века. Сколько сейчас откровенно скучных и неинтересных постановок в театрах комедий? И сколько ярких работ, наполненных хорошим юмором, в драматических театрах? Сейчас жанр – условность. Я верю, что спектакль может быть каким угодно, кроме скучного.

Юрий Гальцев, Конопатая девчонка

То есть при создании нового спектакля об ожиданиях зрителя вы не думали?

Я не связывал себя какими-то правилами, ожиданиями и законами жанра. Хотя в «Конопатой девчонке» будет и музыка, и песни, и пластика, и монологи. Режиссер не должен обслуживать публику, которая считает: я пришел в Театр Эстрады отдохнуть, давайте, смешите меня! Мне кажется, сейчас театр не несет в себе развлекательную функцию. С появлением телевидения, а, тем более, интернета, театр освободился от чистого развлечения. У театра нет возможности превзойти их по зрелищности. Театр – это человек человеку о человеке. Я уверен, сейчас в театр ходят люди думающие, которые хотят увидеть интересную, близкую им историю и поразмышлять о ней вместе с творцами.

Как вы относитесь к режиссерам, которые говорят, что ставят не для зрителя?

Философски. Подобные заявления чаще всего – лукавство. Но таких режиссеров я не осуждаю, понимаю их позицию. Если этот театр – его лаборатория, то он имеет право ставить «для себя», «для поиска». Существуют такие театры? Да, существуют. К счастью, сохранились и театры для зрителя. А есть театры, которые гордо утверждают, что их цель – развитие человека, его духовности. При этом работают в нем – непрофессионалы и даже дети… Пусть растут все цветы, всем хватит места.

Вы согласны с утверждением, что в театре у нас кризис?

Не помню времени, когда бы, не говорили, что у нас сегодня кризис! Кризис! Театр закончился! Смешно! Лет через двадцать скорее всего наше время будут называть периодом «невероятно бурного развития сценического искусства». Лицом к лицу – лица не увидать. Театр – это живой организм и он развивается в независимости от нашего суждения о нем. А кризис – он всегда! Кризис в головах, а не в театре.

Но вам ближе классический театр, а не новые веяния?

Я не делю театр на классы. Мне важен эксперимент. Каждый спектакль – это риск, возможность сделать что-то новое. Получится или нет? Никто не знает до премьеры. Главное – не бояться, не загонять себя в какие-то рамки, быть внутренне свободным.

Юрий Гальцев, Конопатая девчонка

У этой внутренней свободы есть границы?

Да, есть. Для меня – пошлость, чернуха, мат, непрофессионализм, агрессия к зрителю…

Олег Николаевич, вы сейчас случайно не даете характеристику многих современных театральных постановок?

У каждого своя точка зрения, свое видение, как надо ставить: у режиссера, у критика, у зрителя… Мне самому претит копеечный эпатаж! Но режиссеров, которые его используют, я не виню. И не думаю, что их нужно как-то переделывать.

То есть вы – против цензуры?

Нет, на сегодняшний день я почти за цензуру. Цензура необходима для повышения художественного уровня спектаклей. Я сейчас не касаюсь политических вопросов цензуры. Но какие раньше на «Ленфильме» были редакторы и цензоры! Высочайший уровень отбора, высочайший уровень профессионализма, интеллекта. Если нужно, делали перемонтаж, переписывали сценарии, добивались пересъемки. Сейчас художественный уровень слабо кому интересен, деньги есть – фильм снимают. А в театре, конечно, очень хочется настоящих, глубоких пьес. Хорошая пьеса – бриллиант.

Олег Куликов

Режиссеру сложно найти талантливую пьесу среди изобилия текстов?

Непросто. Но встречаются. Раньше пьесы проходили через настоящие жернова, через жесточайшую цензуру. Следили не только за политикой, но и за художественным уровнем. Володин, Розов, Вампилов, Зорин – они прошли сложный путь и победили, их талант превозмог все преграды.

Беседовала  ВАЛЕРИЯ  ТРОИЦКАЯ

Игорь Шибанов, актер ТЮЗа, из личного архива

Игорь Шибанов: театр, театр и еще раз театр

Народный артист России Игорь Шибанов отмечает юбилей 14 сентября 2019 года. Обаятельный, с легкостью импровизирующий, глубокий и нестандартно мыслящий актер служит в ТЮЗе имени Брянцева с 1964 года. Выдающийся ученик Зиновия Корогодского к своему 75-летию — корифей труппы и любимец зрителей. За время работы в ТЮЗе артист сыграл более 90 ролей. Вспомним вошедшие в летопись театра художественные образы Игоря Шибанова, каждый из которых являет крупицу удивительного дарования артиста.

джазовый фестиваль "Большой джем", пресс-служба

Чудеса «Большого Джема» в Сестрорецке

В минувшие выходные, 7 и 8 сентября 2019 года, прошел пятый юбилейный джазовый фестиваль «Большой Джем», который ежегодно считается самым продолжительным джазовым openair-джемом в мире. Этот семейный фестиваль открыл свои двери в историческом центре Сестрорецка — на территории культурного креативного пространства «Петровский арсенал», где два дня звучал высококлассный джаз. Более 22 тысяч гостей фестиваля порадовал бесплатный вход и созданные организаторами лаундж-зоны. Все детские и спортивные зоны фестиваля работали абсолютно бесплатно, чтобы каждый желающий мог беспрепятственно все попробовать и во всем поучаствовать.

Мертвые души. Фото Юлии Смелкиной предоставлено пресс-службой Театра Ленсовета

Мертвые души: Поэма застоя

В апреле этого года в Театре имени Ленсовета состоялась премьера по поэме «Мертвые души» и другим текстам Николая Васильевича Гоголя. Режиссер постановки — Роман Кочержевский, уже получивший за спектакль «Золотой софит» в номинации «За лучший режиссерский дебют». Эта постановка ни на что не похожа – в прямом, изначальном смысле этих слов. Она не претендует на что-то чрезвычайное, из ряда вон, и ее выразительные средства напоминают те, что публика видит на других сценических площадках города. Но нет! отличия огромные.

Диорама Блокада Ленинграда

Ленинград — это Мы. Ленинград — это Я

На сцене театра «Суббота» 7 и 8 сентября 2019 года состоялись первые показы спектакля «872 дня. Голоса блокадного города». Премьера была приурочена к 75-й годовщине освобождения Ленинграда от блокады 1941-1944 годов. На основе «Блокадной книги» Алеся Адамовича и Даниила Гранина, текстов и дневников Лидии Гинзбург, Дмитрия Лихачева, Ирены Дубицкой, Геннадия Гора, Павла Зальцмана, Татьяны Великотной, Веры Берхман и других очевидцев труппа театра создала совершенно особый спектакль, который необходимо увидеть всем петербуржцам от мала до велика. В спектакле заняты артисты Софья Андреева, Иван Байкалов, Анна Васильева, Владислав Демьяненко, Марина Конюшко, Анастасия Резункова, Екатерина Рудакова, Григорий Сергеенко, Снежана Соколова, Оксана Сырцова, Григорий Татаренко, Владимир Шабельников, Дарья Шиханова, Кристина Якунина.

Блокадный хлеб, фото Военно-медицинского музея

В городе проходят мероприятия в память о жертвах Блокады Ленинграда

В воскресенье, 8 сентября (12.00), в городе на Неве проходя публичные чтения списков погибших в Ленинграде во время блокады 1941-1944 годов. К акции Дня памяти присоединились: Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Музей Анны Ахматовой, Капелла, Дом журналиста, Дом актера, Театр “Балтийский дом”, Театр имени Ленсовета, Музей Достоевского, Российская национальная библиотека, библиотека Маяковского и ее филиалы, Библиотека Гоголя и многие другие площадки (более 30), список которых постоянно расширяется.

Светлана Лаврецова

Светлана Лаврецова: 98-й сезон ТЮЗа будет очень насыщенным

Санкт-Петербургский театр юных зрителей открывает сезон 1 сентября 2019 года, в унисон со школьниками, празднующими День знаний. Театр живет активной жизнью, являясь частью культурного наследия Санкт-Петербурга. Новый, 98-й, сезон будет наполнен премьерами, гастролями и грандиозными международными фестивалями. Директор ТЮЗа Светлана Лаврецова в интервью «Петербургскому авангарду» подвела итоги предыдущего года и поделилась планами на следующий. Она рассказала, какие премьеры запланированы в ТЮЗе и в каких городах спектакли театра можно будет посмотреть.