Олег Куликов: В театре мне важен эксперимент

В конце уходящего года поклонников Театра Эстрады имени Аркадия Райкина ждет сюрприз – 30 и 31 декабря здесь состоится премьера спектакля «Конопатая девчонка» с Юрием Гальцевым в главной роли. Ставит спектакль режиссер Олег Куликов. Ровно год назад на этой сцене он представил публике свой вариант пьесы Евгения Гришковца и Анны Матисон «Дом» и тоже вывел на сцену худрука театра. Причем в очень необычном для него образе. Олег Куликов рассказал «Петербургскому авангарду» о новой постановке.
Олег Куликов

17 декабря 2018.
Текст: Валерия Троицкая. Фотографии Риммы Львовой и Оксаны Ковтун предоставлены пресс-службой Театра Эстрады им. А.Райкина.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , .

Олег Николаевич, как возникла идея этого спектакля?

Когда мы ставили спектакль спектакль «Дом», мы с Юрием Николаевичем много общались. Это естественно, когда режиссер и артист стремятся лучше узнать друг друга. В какой-то момент мы стали вспоминать детство, школу, юность. И Юра рассказал мне о своих родителях, о первой любви, об учебе в Ленинградском театральном институте, о многочисленных гастролях по стране и не только. Я почувствовал, что из этих воспоминаний – смешных, грустных, трогательных, фарсовых – можно сделать интересный спектакль, личностную историю, персональный взгляд на время. Вскоре придумалась и история спектакля: канун Нового года, провинциальный аэропорт, Гальцев застревает там из-за нелетной погоды вместе с другими пассажирами. И начинаются разговоры, воспоминания…

Юрий Гальцев, Конопатая девчонка

Раскройте секрет, кто такая «Конопатая девчонка»? Это реальный персонаж или цитата из советской школьной песни?

Это поэтический образ. У каждого мужчины живет в памяти образ первой любви, чистый и светлый.

Когда смотришь спектакль «Дом», ловишь себя на мысли, что перед тобой не артист Юрий Гальцев, а он сам, человек без маски…

В большинстве своем зрители знают только одну из граней этого одаренного человека – образ «телевизионный»… В спектакле «Дом» Гальцев виртуозно работает как драматический артист. В новом спектакле он вообще будет играть самого себя – человека с большим сердцем и душой. Но юмор никто не отменял, в конце концов, мы же в Театр Эстрады.

Это ваша вторая работа на этой сцене. Раньше вы ставили в драматических театрах. У вас сложилось представление, каким должен быть эстрадный спектакль?

Мне кажется, границы жанров в театре XXI века несколько размыты. Давно «все смешалось в доме Облонских»: и обостренный театр Брехта, и итальянские комедии конца XVIII века. Сколько сейчас откровенно скучных и неинтересных постановок в театрах комедий? И сколько ярких работ, наполненных хорошим юмором, в драматических театрах? Сейчас жанр – условность. Я верю, что спектакль может быть каким угодно, кроме скучного.

Юрий Гальцев, Конопатая девчонка

То есть при создании нового спектакля об ожиданиях зрителя вы не думали?

Я не связывал себя какими-то правилами, ожиданиями и законами жанра. Хотя в «Конопатой девчонке» будет и музыка, и песни, и пластика, и монологи. Режиссер не должен обслуживать публику, которая считает: я пришел в Театр Эстрады отдохнуть, давайте, смешите меня! Мне кажется, сейчас театр не несет в себе развлекательную функцию. С появлением телевидения, а, тем более, интернета, театр освободился от чистого развлечения. У театра нет возможности превзойти их по зрелищности. Театр – это человек человеку о человеке. Я уверен, сейчас в театр ходят люди думающие, которые хотят увидеть интересную, близкую им историю и поразмышлять о ней вместе с творцами.

Как вы относитесь к режиссерам, которые говорят, что ставят не для зрителя?

Философски. Подобные заявления чаще всего – лукавство. Но таких режиссеров я не осуждаю, понимаю их позицию. Если этот театр – его лаборатория, то он имеет право ставить «для себя», «для поиска». Существуют такие театры? Да, существуют. К счастью, сохранились и театры для зрителя. А есть театры, которые гордо утверждают, что их цель – развитие человека, его духовности. При этом работают в нем – непрофессионалы и даже дети… Пусть растут все цветы, всем хватит места.

Вы согласны с утверждением, что в театре у нас кризис?

Не помню времени, когда бы, не говорили, что у нас сегодня кризис! Кризис! Театр закончился! Смешно! Лет через двадцать скорее всего наше время будут называть периодом «невероятно бурного развития сценического искусства». Лицом к лицу – лица не увидать. Театр – это живой организм и он развивается в независимости от нашего суждения о нем. А кризис – он всегда! Кризис в головах, а не в театре.

Но вам ближе классический театр, а не новые веяния?

Я не делю театр на классы. Мне важен эксперимент. Каждый спектакль – это риск, возможность сделать что-то новое. Получится или нет? Никто не знает до премьеры. Главное – не бояться, не загонять себя в какие-то рамки, быть внутренне свободным.

Юрий Гальцев, Конопатая девчонка

У этой внутренней свободы есть границы?

Да, есть. Для меня – пошлость, чернуха, мат, непрофессионализм, агрессия к зрителю…

Олег Николаевич, вы сейчас случайно не даете характеристику многих современных театральных постановок?

У каждого своя точка зрения, свое видение, как надо ставить: у режиссера, у критика, у зрителя… Мне самому претит копеечный эпатаж! Но режиссеров, которые его используют, я не виню. И не думаю, что их нужно как-то переделывать.

То есть вы – против цензуры?

Нет, на сегодняшний день я почти за цензуру. Цензура необходима для повышения художественного уровня спектаклей. Я сейчас не касаюсь политических вопросов цензуры. Но какие раньше на «Ленфильме» были редакторы и цензоры! Высочайший уровень отбора, высочайший уровень профессионализма, интеллекта. Если нужно, делали перемонтаж, переписывали сценарии, добивались пересъемки. Сейчас художественный уровень слабо кому интересен, деньги есть – фильм снимают. А в театре, конечно, очень хочется настоящих, глубоких пьес. Хорошая пьеса – бриллиант.

Олег Куликов

Режиссеру сложно найти талантливую пьесу среди изобилия текстов?

Непросто. Но встречаются. Раньше пьесы проходили через настоящие жернова, через жесточайшую цензуру. Следили не только за политикой, но и за художественным уровнем. Володин, Розов, Вампилов, Зорин – они прошли сложный путь и победили, их талант превозмог все преграды.

Беседовала  ВАЛЕРИЯ  ТРОИЦКАЯ

Борис Березовский

Горячий февраль Бориса Березовского

В Большом зале Петербургской филармонии февраль 2019 года выдался на редкость интересным. Состоялось несколько событийных концертов. «Петербургский авангард» посетил некоторые из них и решил рассказать своим читателям. Начнем с последнего — на сцене Большого зала выступил знаменитый пианист Борис Березовский, редкий гость в Санкт-Петербурге.

Марина Колдобская, предоставлено художницей

Марина Колдобская: Фрики украшают жизнь

Художник и журналист Марина Колдобская окончила ЛВХПУ имени Веры Мухиной. Входит в состав Товарищества «Свободная культура» и Культурного Европарламента. Марина Колдобская известна как участница первой в России женской арт-группы «Я люблю тебя, Жизнь!» (1991) и организатор женской арт-группы «Любимые люди» (1995).

ТЮЗ, режиссер Елизавета Бондарь

Во всем есть музыка

На Малой сцене Санкт-Петербургского Театра юных зрителей оперный режиссер Лиза Бондарь поставила драматический спектакль по повести известного писателя, обладателя множества литературных премий Евгения Водолазкина «Близкие друзья». Премьера постановки состоялась 6 марта, а 7 марта состоится второй показ. Приглашение на постановку в ТЮЗ молодого режиссера из Москвы Елизаветы Бондарь можно отнести к новаторству и поискам нового пути в разговоре с современным зрителем.

Театр Karlsson Haus

Karlsson Haus бесстрашно отпраздновал 13

22 февраля театр Karlsson Haus отметил свой 13-й день рождения в любимой обстановке — уютной и загадочной, как все его спектакли. История этого кукольного и фигуративного театра началась с флигеля на набережной Фонтанки, где появился петербургский домик героя Астрид Линдгрен, и состоялась премьера спектакля «Мой Карлсон». Роль повзрослевшего Малыша в нем сыграл Борис Константинов, который в настоящее время является художественным руководителем Театра кукол Сергея Образцова.

Пьеро делла Франческа в Эрмитаже

Пьеро в городе Петра

В Россию впервые привезли работы одного из выдающихся итальянских художников и математиков. Лучшим местом для экспозиции оказался Петербург. Толпа гостей и репортеров теснилась у входа в Пикетный зал Эрмитажа. Путь им преграждала широкая лента. Директор музея Михаил Пиотровский произнес короткую прочувствованную речь о том, что давно мечтал о выставке Пьеро делла Франческа — шедевры этого мастера никогда еще не пересекали границы России. И вот, наконец, 11 картин и фресок, а также редчайшие рукописи из музеев Италии, Испании, Франции и частных коллекций представляются в Петербурге.

Выставка Якоба Йорданса

В Эрмитаже открыта выставка Якоба Йорданса

В Николаевском зале Эрмитажа открылась выставка «Якоб Йорданс (1593—1678). Картины и рисунки из собраний России», которая продлится до 26 мая. Жемчужиной коллекции стало знаменитое полотно «Оплакивание Христа», хранившееся в Александро-Невской лавре 225 лет и впервые покинувшее ее стены. Зрителям представлены картины всех жанров, в которых работал художник, и все этапы его творчества — с середины 1610-х до середины 1660-х годов.