Николай Рощин: Я мечтаю сильно удивиться в театре

Александринский театр запустил «Лабораторию 17» — конкурс для молодых режиссеров. Корреспондент «Петербургского авангарда» поговорил с руководителем проекта Николаем Рощиным и выяснил, зачем театральным режиссерам соревноваться друг с другом.
Николай Рощин

16 августа 2017.
Текст: Артем Мельник. Фото: Виктория Атаманчук.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , .

Конкурс назвали «Лаборатория 17». Семнадцать — это просто нынешний год или все же отсылка к 100-летию революции?

— Наверное, и то, и другое. Безусловно, мы надеемся, что наш проект окажется удачным и будет продолжение: «Лаборатория 18», «Лаборатория 19» и так далее. И в тоже время, хотя мы напрямую не связываем программу «Лаборатории» со 100-летием революции, то, что мы начинаем ее, прокладывая новый курс Новой сцены именно сейчас, в этом году — не случайность.

Зачем вы объявили открытый режиссерский конкурс? Кажется, такого творческого состязания за время существования площадки еще не было.

— Для меня очень важны открытость и честность выбора. Это принципиальный момент. Если я что и не люблю в театре, так это закулисной возни, игры втемную. Очень важно, чтобы были равные стартовые условия, чтобы финальный выбор был обоснован.

Во-вторых, сам формат лаборатории весьма специфический, требует уже на стадии заявки подробной постановочной разработки, сроки выпуска экстремально сжатые. Такие условия подходят далеко не всем режиссерам, здесь нужны инициатива и точное понимание-приятие правил с их стороны. Просто приглашать несколько «своих» наиболее перспективных людей не имеет смысла. Кроме того, такого рода состязания всегда интересны и полезны с точки зрения профессии.

Вы предлагаете два десятка конкретных пьес для инсценировки (при этом можно использовать и другие драматургические тексты). По какому критерию вы их выбрали?

— В данном случае мы сочли для себя возможным довериться опыту Натальи Степановны Скороход, которая уже не первый год ведет обучение молодых драматургов. Она предложила некий джентльменский набор, который, как мы надеемся, сможет помочь тем, кто не определился с выбором пьесы. Те же молодые режиссеры, которые имеют «своих» авторов, разумеется, ни к чему не принуждаются.

«В случае успешного показа руководство театра определяет срок проката спектакля». Скажите, а успешный показ — это что? Полный зал?

— Полный зал — это прекрасно! Какой режиссер не мечтает об этом. Но все мы знаем, что это далеко не главный показатель профессиональной состоятельности. Экспертный совет (еще до открытых показов зрителям) будет решать, насколько успешен спектакль.

«Наряду с точной фиксацией современных реалий, выйти к сущностному осмыслению аспектов бытия, к обретению новых форм сценической образности», — читаю в положении. Вы ждете спектаклей, которые вас сильно удивят?

— Я не просто жду, я мечтаю сильно удивиться в театре! Пока, если честно, театральный ландшафт разнообразием не радует. Наша задача как раз в том, чтобы обнаружить иное, непохожее, стремящееся мыслить самостоятельно… Я не жду спектаклей, которые мне понравятся, которые мне польстят, где я увижу себя. Я надеюсь помочь вырасти новому молодому театру. Пусть даже тот, который принять мне будет непросто. К тому же мы всегда должны ставить перед собой высокие художественные задачи, поэтому выделенная вами фраза для нас далеко не случайна.


 

Николай Рощин

Спектакль «Ворон». Николай Рощин получил за него премию «Золотая маска» в номинации «Работа художника» (автор фотографии Катерина Кравцова)


 

В коллегии конкурса очень разные режиссеры, с разными эстетическими вкусами — вы, Михаил Патласов и Семен Александровский. Что вас объединяет?

— Надеюсь, нас объединяет честное и искреннее желание развивать театр — это главное. Найти тех, кто начинает свой путь в профессии, что-то им подсказать, по возможности направить… Но самое главное — дать возможность сделать то, что именно хотят они, помогать раскрываться им самим, а не как часто происходит в таких ситуациях — самовыражаться. Здесь очень тонкая грань.

Как вообще вы будете договариваться и определять, кто выиграл, — ведь в жюри есть и театральные критики?

— Все, кто собрались в экспертном совете, несмотря на разность театральных профессий, взглядов и личных пристрастий, в первую очередь — отличные профессионалы, любящие и понимающие свое дело. Так что уверен: договоримся.

Вы уже год — главный режиссер Александринского театра. Можете подвести предварительные итоги своей работы? Расскажите, в чем заключается ваша роль на этой должности?

— Помимо собственно режиссерской деятельности, этот год дал мне огромный опыт работы над «несвоими» спектаклями. Я имею ввиду активное участие в выпусках спектаклей других режиссеров, не только организационное, но и творческое. Не могу сказать, что это опыт приятный… Всегда проще взять и переделать все по-своему… Так что это был сложный и болезненный для меня самого процесс. Но то, что он был полезен – без сомнения.

Наверное, без обретения этого умения прятать себя, свои вкусовые пристрастия, а в какой-то мере и индивидуальность, помогая в самых разных проектах, невозможно плодотворно работать на сверхзадачу театра. Для Национального театра, которым является Александринка, я вижу ее в поиске взаимодействия традиции и новаторства. И на этом пути те дебюты, для которых собственно и затевалась «Лаборатория 17», играют далеко не последнюю роль. Вот это я и могу назвать одним из тех предварительных итогов, о которых вы спрашиваете.

Кстати, вы как главный режиссер Александринского театра можете сформулировать его художественную идею?

— Если бы магистральная линия развития Александринского театра, которая строится на исследовании мирового классического наследия инструментарием современного поискового театра, была бы мне непонятна или не близка, то я бы не согласился быть здесь главным режиссером.


 

Николай Рощин

Режиссер, сценограф, создатель и художественный руководитель московского театра «А.Р.Т.О.». Окончил РАТИ-ГИТИС в 1997 году. В сентябре 2016 года стал главным режиссером Александринского театра. В Александринском театре поставил спектакли «Старая женщина высиживает», «Ворон» и «Баня», также является автором сценографии спектакля Валерия Фокина «Сегодня. 2016 — …».

Театр дождей

«Театр дождей» в «Доме, который построил Свифт»

«Театр дождей» нарастил жирок историй и юбилеев. Только недавно он отпраздновал 30-летие спектакля «Дом, который построил Свифт» и вот уже грядет новая дата — пятилетие «Белых флагов» по Нодару Думбадзе. «Театр дождей» удивительным образом общается со зрителями: выбирая уже ставшие классическими произведения, он подает их неожиданно, весело, но не легковесно. Этот мир наполнен мыслеформами, с помощью которых разговаривают артисты и все, кто хоть раз побывал в «Театре дождей». Как говорится, достаточно одного спектакля…

Александра Магелатова

Александра Магелатова: Зрители даже сами не знают, что они единомышленники

Александра Магелатова известна по ролям Гимназистки, написавшей письмо губернатору («Губернатор», режиссер Андрей Могучий) и Черного Ангела («Zholdak Dreams: похитители чувств», режиссер Андрий Жолдак), которые она сыграла на сцене БДТ. За роль Черного Ангела в этой постановке Александра Магелатова была номинирована на «Золотой софит» 2016 года. А в 2017 году ее номинировали на премию «Прорыв» за роль Гимназистки. В интервью «Петербургскому авангарду» актриса БДТ Александра Магелатова рассказала про репетиции с Андреем Могучим, как попала в главный театр Санкт-Петербурга и почему зрители играют особенную роль.

Театр Особняк

Живая комната в театре «Особняк»

Понятие «лирический хоррор» в российской культуре пока явно очень молодо. Пояснения ему, во всяком случае, ни один источник не дает. Среди поджанров литературы ужасов такого термина не встречается. Есть, правда, «романтические ужасы», где, согласно источникам, смешиваются черты любовной истории и элементы ужаса. Может быть, именно это имеют в виду постановщики спектаклей с такой формулировкой. Но поскольку содержание идет вразрез с этим предположением в плане «любовной истории», то скорее всего они преследуют другую задачу.

реставрация Оргии Котабринского

«Оргия»: смотреть и не дышать

В Русском музее проходит выставка «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме». Ее главным открытием стала картина Вильгельма Котабринского «Оргия». Этот тот редкий случай, когда реставратор выходит за грань возможного и невозможного, возвращая миру бесценный шедевр. Специально к выставке «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме» специалисты службы «Виртуальный Русский музей» при поддержке Благотворительного фонда «Система» создали фильм «Вильгельм Котарбинский. Искусством … мечтать». Его можно посмотреть в одном из залов Корпуса Бенуа, в котором расположилась экспозиция.

фильмы Хироси Тэсигахара

В «Родине» стартуют бесплатные показы фильмов легендарного японского режиссера

Генеральное консульство Японии в Санкт-Петербурге совместно с киноцентром «Родина» (Караванная улица, 12) представляют ретроспективу фильмов японского режиссера Хироси Тэсигахара. Вход на все киносеансы – свободный.

выставка Виталия Тюленева

Виталий Тюленев — сюрреалист «оттепели»

В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков (набережная канала Грибоедова. 103) проходит экспозиция работ необычного советского художника Виталия Тюленева. В соответствии с мечтательным изобразительным языком мастера она названа «Во сне и наяву».