Николай Рощин: Я мечтаю сильно удивиться в театре

Александринский театр запустил «Лабораторию 17» — конкурс для молодых режиссеров. Корреспондент «Петербургского авангарда» поговорил с руководителем проекта Николаем Рощиным и выяснил, зачем театральным режиссерам соревноваться друг с другом.
Николай Рощин

16 августа 2017.
Текст: Артем Мельник. Фото: Виктория Атаманчук.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , .

Конкурс назвали «Лаборатория 17». Семнадцать — это просто нынешний год или все же отсылка к 100-летию революции?

— Наверное, и то, и другое. Безусловно, мы надеемся, что наш проект окажется удачным и будет продолжение: «Лаборатория 18», «Лаборатория 19» и так далее. И в тоже время, хотя мы напрямую не связываем программу «Лаборатории» со 100-летием революции, то, что мы начинаем ее, прокладывая новый курс Новой сцены именно сейчас, в этом году — не случайность.

Зачем вы объявили открытый режиссерский конкурс? Кажется, такого творческого состязания за время существования площадки еще не было.

— Для меня очень важны открытость и честность выбора. Это принципиальный момент. Если я что и не люблю в театре, так это закулисной возни, игры втемную. Очень важно, чтобы были равные стартовые условия, чтобы финальный выбор был обоснован.

Во-вторых, сам формат лаборатории весьма специфический, требует уже на стадии заявки подробной постановочной разработки, сроки выпуска экстремально сжатые. Такие условия подходят далеко не всем режиссерам, здесь нужны инициатива и точное понимание-приятие правил с их стороны. Просто приглашать несколько «своих» наиболее перспективных людей не имеет смысла. Кроме того, такого рода состязания всегда интересны и полезны с точки зрения профессии.

Вы предлагаете два десятка конкретных пьес для инсценировки (при этом можно использовать и другие драматургические тексты). По какому критерию вы их выбрали?

— В данном случае мы сочли для себя возможным довериться опыту Натальи Степановны Скороход, которая уже не первый год ведет обучение молодых драматургов. Она предложила некий джентльменский набор, который, как мы надеемся, сможет помочь тем, кто не определился с выбором пьесы. Те же молодые режиссеры, которые имеют «своих» авторов, разумеется, ни к чему не принуждаются.

«В случае успешного показа руководство театра определяет срок проката спектакля». Скажите, а успешный показ — это что? Полный зал?

— Полный зал — это прекрасно! Какой режиссер не мечтает об этом. Но все мы знаем, что это далеко не главный показатель профессиональной состоятельности. Экспертный совет (еще до открытых показов зрителям) будет решать, насколько успешен спектакль.

«Наряду с точной фиксацией современных реалий, выйти к сущностному осмыслению аспектов бытия, к обретению новых форм сценической образности», — читаю в положении. Вы ждете спектаклей, которые вас сильно удивят?

— Я не просто жду, я мечтаю сильно удивиться в театре! Пока, если честно, театральный ландшафт разнообразием не радует. Наша задача как раз в том, чтобы обнаружить иное, непохожее, стремящееся мыслить самостоятельно… Я не жду спектаклей, которые мне понравятся, которые мне польстят, где я увижу себя. Я надеюсь помочь вырасти новому молодому театру. Пусть даже тот, который принять мне будет непросто. К тому же мы всегда должны ставить перед собой высокие художественные задачи, поэтому выделенная вами фраза для нас далеко не случайна.


 

Николай Рощин

Спектакль «Ворон». Николай Рощин получил за него премию «Золотая маска» в номинации «Работа художника» (автор фотографии Катерина Кравцова)


 

В коллегии конкурса очень разные режиссеры, с разными эстетическими вкусами — вы, Михаил Патласов и Семен Александровский. Что вас объединяет?

— Надеюсь, нас объединяет честное и искреннее желание развивать театр — это главное. Найти тех, кто начинает свой путь в профессии, что-то им подсказать, по возможности направить… Но самое главное — дать возможность сделать то, что именно хотят они, помогать раскрываться им самим, а не как часто происходит в таких ситуациях — самовыражаться. Здесь очень тонкая грань.

Как вообще вы будете договариваться и определять, кто выиграл, — ведь в жюри есть и театральные критики?

— Все, кто собрались в экспертном совете, несмотря на разность театральных профессий, взглядов и личных пристрастий, в первую очередь — отличные профессионалы, любящие и понимающие свое дело. Так что уверен: договоримся.

Вы уже год — главный режиссер Александринского театра. Можете подвести предварительные итоги своей работы? Расскажите, в чем заключается ваша роль на этой должности?

— Помимо собственно режиссерской деятельности, этот год дал мне огромный опыт работы над «несвоими» спектаклями. Я имею ввиду активное участие в выпусках спектаклей других режиссеров, не только организационное, но и творческое. Не могу сказать, что это опыт приятный… Всегда проще взять и переделать все по-своему… Так что это был сложный и болезненный для меня самого процесс. Но то, что он был полезен – без сомнения.

Наверное, без обретения этого умения прятать себя, свои вкусовые пристрастия, а в какой-то мере и индивидуальность, помогая в самых разных проектах, невозможно плодотворно работать на сверхзадачу театра. Для Национального театра, которым является Александринка, я вижу ее в поиске взаимодействия традиции и новаторства. И на этом пути те дебюты, для которых собственно и затевалась «Лаборатория 17», играют далеко не последнюю роль. Вот это я и могу назвать одним из тех предварительных итогов, о которых вы спрашиваете.

Кстати, вы как главный режиссер Александринского театра можете сформулировать его художественную идею?

— Если бы магистральная линия развития Александринского театра, которая строится на исследовании мирового классического наследия инструментарием современного поискового театра, была бы мне непонятна или не близка, то я бы не согласился быть здесь главным режиссером.


 

Николай Рощин

Режиссер, сценограф, создатель и художественный руководитель московского театра «А.Р.Т.О.». Окончил РАТИ-ГИТИС в 1997 году. В сентябре 2016 года стал главным режиссером Александринского театра. В Александринском театре поставил спектакли «Старая женщина высиживает», «Ворон» и «Баня», также является автором сценографии спектакля Валерия Фокина «Сегодня. 2016 — …».

Владимир Тюрин, рок-группа Астера

Владимир Тюрин: Запреты властей — это хороший пиар

Петербургская рок-команда «Астера» представляет в нашем городе один из самых интересных и красивых жанров альтернативной музыки — классический heavy metal. Сами музыканты называют свой стиль «Metal с добрым лицом». В 2018 году группа записала второй номерной альбом «Темный век» и в декабре презентовала его для своих поклонников. «Петербургский авангард» побеседовал с руководителем и гитаристом группы «Астера» Владимиром Тюриным о том, почему развитие и продвижение в России тяжелой музыки запаздывает по сравнению с Европой, в то время как рэп покоряет молодежь и телевидение.

Христос в темнице, предоставлено пресс-службой Манежа

Христос в ГУЛАГе

На выставке в петербургском Манеже умудрились создать странный синтез голливудского хоррора с русским севером. Есть в русском искусстве такое потрясающее явление, как деревянная скульптура XVII—XIX веков, иногда называемая «пермской» — по тому региону, где собраны, кажется, лучшие ее образцы. Пермская скульптура печальна и даже трагична. Как правило, это Христос, сидящий в темнице. Измученный. Окровавленный. В терновом венце. Ждущий казни и размышляющий о том, почему же его оставил Отче.

Светлана Лаврецова, директор ТЮЗа

Светлана Лаврецова: Детские театры должны быть в приоритете

Санкт-Петербургский ТЮЗ имени Брянцева входит в 2019 год с невероятным количеством планов и параллельно готовящихся премьер. Большое здание театра напоминает улей: тут и репетиции, и елки, и детские спектакли в течение дня, рядом с театром шумит новогодняя ярмарка с музыкой, веселыми коробейниками, катком. А вечером сюда идут взрослые зрители. В эти новогодние дни корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с директором ТЮЗа Светланой Лаврецовой.

дирижер Владимир Беглецов

В Петербургской филармонии состоится концерт к 55-летию Владимира Беглецова

В среду, 23 января (20:00), в Большом зале Петербургской филармонии имени Шостаковича (Михайловская улица, 2) состоится юбилейный концерт к 55-летию дирижера, заслуженного артиста России Владимира Беглецова. В программу включены сцены и арии из оперы Николая Римского-Корсакова «Снегурочка», а также оратория Сергея Прокофьева «На страже мира» на стихи Самуила Маршака для чтеца, солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра.

Фантазии Фарятьева в Приюте комедианта

«Фантазии Фарятьева» вне времени и пространства

Потери в театре трагичны как нигде: слишком ярко освещены подмостки, слишком много людей их видят. Уход из жизни драматурга Аллы Соколовой — огромная утрата для ее коллег по цеху и для преданной публики. Премьера ее «Фантазий Фарятьева» состоялась 21 декабря 2018 года, на следующий день после того, как стало известно о смерти автора, отчего постановка приобрела еще более пронзительное звучание. Впрочем в спектакле театра «Приют комедианта» трагическое тесно переплетено с комическим, смех со слезами, преходящее с вечным, что и отличает талантливые и глубокие произведения от остальных, быть может, тоже имеющих свой смысл.

Алексей Васильев, Сказ про Федота-стрельца

Алексей Васильев: У артиста должна быть гражданская позиция

Алексей Васильев пока мало известен широкой публике, хотя к своим 39 годам успел поработать во многих театрах Северной столицы и сняться в нескольких фильмах. Человек бескомпромиссный и ищущий, он не стал связывать свою жизнь ни с одним театральным коллективом, уйдя на «вольные хлеба». По словам Алексея, все в его жизни происходит случайно, хотя у стороннего наблюдателя по этому поводу возникают сомнения. Закончив школу с серебряной медалью, он с первого раза поступил в театральный вуз и завершил обучение с красным дипломом. А это редко кому удается сделать случайно!