Надежда Шумилова: Стараюсь влюбиться в каждую роль

Таких актеров-старожилов, помнящих времена Зиновия Корогодского, в петербургском Театре юных зрителей, осталось двенадцать. Из их числа — актриса Надежда Шумилова, прекрасная, чуткая, восприимчивая, скромная и в то же время отчаянная, рисковая. Эти характеристики можно отнести к ней и как к человеку, и как к артистке. В конце января 2019 года Надежде Александровне исполнилось 65 лет. Корреспондент «Петербургского авангарда» поздравил актрису и побеседовал с ней о сюрпризах и превратностях актерской судьбы.
актриса Надежда Шумилова

7 февраля 2019.
Текст: Елена Добрякова. Фотографии из семейного архива Надежды Шумиловой.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Надежда, как строилась ваша дорога к театру? Это была детская мечта, судьба, случайность?

Детская мечта была стать хирургом. Я мечтала об этом несколько лет — надевала халат, запасалась бинтами и шприцами и лечила кукол.

И что же перебило эту мечту?

Наверное, то, что в третьем классе я попала в ТЮЗ и увидела спектакль «А с Алешкой мы друзья». Я просто влюбилась в главного героя Алешку, и мне казалось, что в театре как раз и происходит настоящая жизнь — интересная и насыщенная.

Видимо, от мамы мне передалась способность к актерству. Она была учительницей начальных классов и биологии. И очень здорово умела передавать характеры учеников, сослуживцев, когда приходила домой и делилась впечатлениями дня. Кстати, когда я уже стала актрисой ТЮЗа после окончания Ленинградской театральной академии, то играя вместе с Ольгой Волковой в спектакле «Трень-брень», вспомнила эти первые впечатления от ТЮЗа, и как ребенком горько плакала, когда узнала, что Алешку играл не мальчик, а моя чудесная партнерша по сцене Ольга Волкова. Мы обе повеселились, когда я ей это рассказывала.

Петербург не родной ваш город?

Не родной, но завязок с этим городом много. Я родилась в Великом Новгороде. Папа был первым секретарем горкома комсомола. Потом его направили в поселок имени Морозова на Ладожском озере, это в 40 километрах отсюда, он был назначен директором военного завода. А родилась я в знаменательный день — 27 января, в День снятия блокады.

Отец ушел в 17 лет на фронт добровольцем. Воевал на Ленинградском фронте, в танковых войсках. Недавно мы с мужем нашли в Государственном архиве тетрадный листок с описанием подвига моего отца — как он взял на себя командование ротой в районе Синявинских болот, когда ранили командира. В 17 лет он получил Орден Красной Звезды! Когда меня еще и близко не было, отец освобождал Ленинград, участвовал в прорыве блокады. Так что задолго до моего рождения этот город стал мне самым родным.

Надежда Шумилова в детстве

Когда решили поступать в театральный, вы уже знали, к какому педагогу надо идти?

Ничего я не знала. Все — цепочка случайностей. Подготовлена я к поступлению была, конечно, неплохо. В нашей школе в Морозовке было множество кружков, я спортом занималась, танцами — педагоги из Вагановки к нам приезжали. Книги я с пяти лет начала читать.

Набирал студентов на актерский курс в год моего поступления Игорь Горбачев, его я в кино видела. Можно было пойти к Зиновию Корогодскому. Его я совсем не знала. Рядом с ним в приемной комиссии сидел второй педагог Лев Додин. И вот я явилась перед ними. К тому времени отец уже не занимал прежней высокой должности, и жила наша семья довольно бедно. Меня одевала в институт вся Морозовка. Я пришла в английском сером костюме от соседки, в лаковых туфлях, которые мне дала подружка. Услышала, как Корогодский прошептал Додину: «Посмотри, какая Шумилова красивая».

Поступила я легко. Некоторые вещи во время учебы меня шокировали. Помню, как Корогодский посадил нас в полукруг, а среди студенток были уже ранее поступившие Лиана Жвания, Наталья Боровкова — на всех черные бадлоны, колготки, волосы стянуты в узел на затылке, и я испугалась. Мне казалось, это какое-то насилие над личностью. Я ж на воле росла, на природе, свободолюбивая была. Но потом привыкла, искупало то, что рядом были потрясающие личности.

Учеба закрутила, увлекла: ТЮЗ стал родным домом. И когда уже началось в моей биографии кино и появилась возможность перейти во взрослый театр, Горбачев приглашал в Пушкинский театр (теперь — Александринский), я все же не ушла никуда. Хотя настроение было чемоданное. Меня остановил Корогодский. Он приехал в девять утра в театр. Разговор этот хорошо помню: «Ты должна состояться тут». Уходят же люди друг от друга. Разводятся жены с мужьями. И я расставалась, замужем была дважды. Но вот когда любовь, никуда ты не уйдешь. Не потому не уйдешь, что деться некуда, а потому, что любовь. У меня с ТЮЗом вот такая любовь. И с мужем моим неразлучны уже более 30 лет.

Н. Шумилова с В. Федоровым, Н. Майдонюк, А. Хачинским. Квартет «Зеленая карета»

Вы состоялись в той мере, в какой хотели?

Как я мечтала, как хотела — нет, конечно. Я вообще о себе очень скромного мнения. Да, я честно работала, что и делаю до сих пор. Было много спектаклей, много фильмов, в которых снялась. Даже состоялась всесоюзная премьера в 1982 году картины «Надежда и опора», где я сыграла главную роль. Во всех кинотеатрах страны показывали этот довольно любопытный фильм.

Бывают актеры одной или двух ролей. Вот Татьяна Самойлова — она стала знаменитой после фильма «Летят журавли». Уже «Анна Каренина» не столь удачна. Или Николай Иванов, наш тюзовский артист — сколько бы лет ни прошло, а за ним тянется один и тот же шлейф — картина «Вечный зов». Ее часто показывают по телевидению, и потому Иванова знают даже на Камчатке. А вот другому нашему прекрасному артисту Игорю Шибанову не довелось сняться в популярной картине, и помнит его лишь старшее поколение зрителей ТЮЗа. Мне в смысле известности тоже не повезло. После той картины я не проснулась знаменитой.

Н. Шумилова с А. Ливановым, кинокартина «Людмила»

А с чего вы начали в ТЮЗе?

Первая роль была в спектакле «Весенние перевертыши» по Тендрякову, я еще на втором курсе училась. Корогодский ставил. В главной роли была занята Ира Соколова, которая играла Дюшку. Тоня Шуранова играла мать Дюшки, Коля Иванов — отца. А я играла девчонку, в которую Дюшка был беззаветно влюблен.

Я очень быстро перестала играть девочек, физические данные позволяли, а внутри я уже какая-то иная была. Но ролей было всегда много, из памятных назову Оксану в «Гибели эскадры», Женщины в «Кошке, которая гуляла сама по себе», Матери в «Бэмби». Корогодский учил, чтобы мы к любой мелочи, к любой малюсенькой роли относились очень серьезно. Сегодня — выход слуги с подносом, завтра — Гамлет. Это было коллективное творчество. Мы делали общее дело.

Надежда Шумилова в роли Натальи Гончаровой, "Весенние перевертыши"

А кино с чего началось?

С Одесской киностудии. Тоже случайно. Снимался Саша Хочинский. Его друг режиссер искал исполнительницу роли любимой девушки главного героя. Так меня и утвердили. Потом началась работа с Виктором Трегубовичем — это большой режиссер. Он утвердил меня на роль в картине «Трижды о любви». Сценарий принадлежит Будимиру Метальникову, тому, кто написал «Председателя». И когда начали снимать «Надежду и опору», то роль он написал специально для меня.

Потом на «Ленфильме» я снималась в фильме о революции «Людмила» — играла начальника бронепоезда. Сыграла роль невесты в фильме «Русский характер» по рассказу Алексея Толстого. Но картину в силу каких-то причин положили на полку. Я видела ее только на озвучке. Жалко.

Не препятствовал Корогодский вашей работе в кино?

Нет, не мешал. Он тепло ко мне относился. И видел, что я во многом актриса кино. Я от Госкино много ездила с разными компаниями актерскими. С Георгием Степановичем Жженовым мы как-то две недели в Корее были. И так сдружились! До конца его дней были неразлучны. Звонки, письма. Приезжал к нам в гости, ездили в Морозовку вместе. Потрясающий человек, национальный герой — порядочный, мужественный. У нас с ним была прямо какая-то космическая связь, духовная. Он давал мне читать главы своей автобиографической книги, где рассказывал, в том числе, как сидел в лагере по политической статье. В Москве снимались вместе, вели бесконечные увлекательные разговоры.

Надежда Шумилова с Георгием Жженовым в Корее

Не могу пожаловаться на отсутствие интересных встреч. В нашем театре побывало в гостях много прекрасных личностей. Зиновий Яковлевич старался приглашать их на лаборатории, просто на разговоры: это и Ахмадуллина, и Окуджава, и Познер, и Сенкевич. Мы ставили новеллы о любви «На два голоса». Я репетировала с Володиным. Он писал про женщин — как нектар с цветков собирал детали, черточки характеров. Смотрел на меня, как я гримируюсь, говорил: «Так, душится дешевыми духами». Ему важно было ухватить человеческое зерно.

Саша Хочинский прекрасно читал его стихи. На пятом этаже была экспериментальная сцена — там режиссеры нас видели в новом качестве в экспериментальных работах. Корогодский давал нам неожиданные роли, менял наши амплуа. Актеры по-новому раскрывались, и он это приветствовал. Я вот, например, сейчас зациклилась на ролях матерей. Хотя появилось разнообразие – могу сыграть и бабушку (улыбается).

Надержда Шумилова в роли Варвара, "Горячий камень"

Но сегодня вы могли бы сами подсказать режиссеру, что хотите сыграть какую-то роль в спектакле. Некоторые актеры так и делают.

Нет, я бы не смогла подойти к режиссеру и предложить себя. Уж очень скромна, и это очень плохо, я только страдала от этого. Помню, тот же Володин принес мне пьесу «Женщины и дети», чтобы я сделала самостоятельный спектакль. Приходит ко мне актриса: «Надюш, ты мне не дашь почитать пьесу?» — «Конечно, бери!». И куда-то на съемки уехала. Возвращаюсь, а актриса уже сделала эту пьесу.

И тем не менее в труппе ТЮЗе, кажется, мало зависти, интриг…

Да, согласна. В чем ценность Корогодского еще была? Он подбирал студентов не только по наличию таланта, но и по человеческим качествам. Сдирал уже на первом курсе с нас все наносное, дешевое, актерское. Быть, а не казаться. Вот какая есть, такой и оставайся. Выгонял из труппы, если не подходил человек. Он очень жестким был. И был очень проницательным. Сразу понимал, кто перед ним. Он знал про нас все. Мы даже одно время думали, что он за нами в камеры следит.

Что-то интересное из ролей появилось у вас сейчас в родном театре?

Не знаю, что получится из нашей работы с молодым режиссером Лизой Бондарь. Она ставит спектакль по повести Евгения Водолазкина «Близкие друзья». Это история немцев, которые пережили Вторую Мировую войну и дожили до наших дней, попали вновь в Россию. Этот спектакль будет о том, как война прошлась по судьбам людей, по их психике, как основательно перекорежила их характеры и представления о жизни.

Пришлось как-то перестраивать себя, ведь это взгляд не со сторон российского человека, а противника?

Нет, не пришлось. Перед войной простые люди одинаково беспомощны, они обязаны исполнять чужую волю. И я хорошо представляла, видя своего отца, что такое для него была война. Фронтовые 100 грамм стали привычкой на всю жизнь. Каково это — в 17 лет убивать людей? Это не может не менять человека, его характер. Он нес в себе страшную память. Видел, как погибали его товарищи. Он был дважды контужен, четырежды выпрыгивал из горящих танков. Память о войне его мучила и раньше времени заставила покинуть этот мир. Папа, несмотря на свои высшие образования, на ум, талант, не справился с своей отягощенной войной памятью.

И сегодня война — актуальная тема?

Конечно. Я была в Афганистане в разгар войны. Мы жили в крепости Бовиан. Там стояла действующая десантная часть. Были там с Колей Олялиным, Джемалом Мониава. Режиссер Али Хамраев снимал там фильм «Жаркое лето в Кабуле». Афганистан — серая мышиная страна. Дома — мазанки. Там было реально страшно.

съемки фильма "Жаркое лето в Кабуле", Афганистан

Как же вы мужественно поехали туда?

Детей у меня не было еще. Отвечала сама за себя. Мне было 20 с чем-то лет. Отчаянная была. Другое дело, что нашему поколению очень не повезло. В 1990-е кино совершенно не снимали. Десять лет промелькнуло, и вот уже личико не то. Быстротечная профессия наша. Я очень жалею, что не стала хирургом.

Но вы в любой профессии так же бы выкладывались, мне кажется.

Наверное. Вот мне звонят, говорят: «Прочтите сценарий». И я, как цирковая лошадь, встаю ни свет ни заря, мчусь на съемки ради нескольких эпизодов в сериале. Мне молодая киноактриса говорит: «Не боитесь за свое давление? Вы так на репетициях выкладываетесь». А я так считаю: не выложишься, ничего не получится.

Чего в театре не хватает?

Современных пьес о современных простых людях. У нас страна в стране. Кто-то живет-жирует, а большинство едва тянут лямку. Старушки в «Пятерочке» покупают лакомство — вафельки по красной цене — посмотришь, сердце щемит. Ради такой жизни они блокаду пережили, семьи тянули, детей без мужей растили? Конечно, очень нужна хорошая драматургия. Я не люблю фразу Станиславского «Нет маленьких ролей — есть маленькие артисты». Если пьесы дурацкие, то что сделаешь? Я бы хотела передавать настоящую боль, нерв.

Н. Шумилова с А. Повловцом в спектакле «На два голоса»

Я вам желаю прожить откровение с режиссером в замечательной пьесе.

Ну дай Бог, какую-нибудь бабку сыграю. Матерей сыграла достаточно. Вообще я считаю себя драматической актрисой. И очень хотела бы в пьесах Достоевского сыграть. Но я работала в ТЮЗе. Здесь другое требовалось.

Мне кажется, вы очень гармонично существуете…

Я скажу вам, что переживала разные времена: и достаток, и беспорточное время было. Весь первый курс проходила в школьной форме. Но я ценю все, что со мной случилось — и радость, и беды. Маму потеряла рано — было мне было 24 всего. Но сколько же доброты от нее я видела, всех моих девчонок она привечала, ночевали у нас в Морозовке мои сокурсницы, а наутро все их бельишко, постиранное мамой, сохло на веревочке. И всех мама кормила, всех выслушивала. Я тоже стала хорошей матерью. И хорошей бабушкой. И жена, наверное, хорошая. Муж мой был летчиком, и в 23 года получил серьезную травму в авиакатастрофе, которая потом сильно отразилась на здоровье.

Сейчас многое в доме на мне держится. Но я не сетую, живу заботами близких и люблю свою актерскую профессию. Иной раз и роль не та, и пьеса не очень, но я все равно стараюсь влюбиться в эту роль, найти какие-то интересные грани, раскопать глубину. Не надо сетовать, не надо жаловаться на жизнь. Надо ценить все хорошее, что с нами случается. Как говорил Александр Моисеевич Володин, стыдно быть несчастливым. Вот я и стараюсь этому следовать.

Беседовала  ЕЛЕНА  ДОБРЯКОВА

Театр на Пролетарской

Настоящее искусство в пролетарском Доме культуры

Представители старшего поколения петербуржцев помнят о том, какую важную роль играла культурно-просветительская работа с населением в СССР. Традиция развития домов культуры началась в 1920-х годах прошлого столетия. Кто только этим не занимался! Советская интеллигенция, профсоюзы, колхозы, Советская Армия, пионерская организация. И до сих пор эти островки культуры объединяют людей, неравнодушных к искусству.

Мертвые души Гоголя, предоставлено пресс-службой Театра на Васильевском

Бал у Сатаны на Васильевском острове

Театр на Васильевском не первый год радует зрителя неординарным и непредвзятым подходом к классике. Хотя очевидно, что именно такой подход гарантирует внимание публики. Но на сей раз этот островной театр превзошел себя, представив петербургскому зрителю премьеру по мотивам поэмы Николая Гоголя «Мертвые души». Эта постановка — вполне осознанный и удавшийся эксперимент, хорошо срежиссированный и подготовленный. Такие эксперименты стали модны в последнее время, но не всем и не всегда удается придать им глубокий смысл и внятную форму, доступную пониманию не только махровых критиков и театроведов, которые разглядят в постановке влияние Мейерхольда и Вахтангова, но и для простых смертных.

Премия Сергея Курехина

Культурный СПА-салон в Центре Курехина

В воскресенье, 21 апреля (19:00), в Санкт-Петербурге будут определены победители Премии имени Сергея Курехина. Единственная петербургская награда в области современного искусства отличается от столичных тем, что отдает предпочтение новаторским, революционным, концептуальным и мультижанровым проектам. Ведь именно эти принципы развивал Сергей Курехин вместе с «Поп-Механикой».
До 16 мая в Центре современного искусства имени Курехина на Лиговском проспекте, 73, продлится выставка проектов, вошедших в лонг-лист Премии Сергея Курехина. В экспозицию вошли 72 произведения, по которым можно оценить, как развивается современное искусство.

Валерий Фокин

Валерий Фокин покидает секретариат СТД

Художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин написал заявление на имя премьер-министра РФ Дмитрия Медведева и главы Минкультуры России Владимира Мединского о выходе из секретариата Союза театральных деятелей (СТД). Валерий Фокин объяснил, что сделал это в знак протеста против позиции союза по поводу объединения Александринки и Волковского театра.

Евгений Водолазкин, фото предоставлено писателем

Евгений Водолазкин: «Близкие друзья» – спектакль для театральных гурманов

В мире современной литературы есть множество фамилий, но мало имен. Евгений Водолазкин – один из немногих, чье творчество заняло определенную литературную нишу и нашло свою публику среди читателей разных социокультурных кругов. Романы «Соловьев и Ларионов», «Лавр» и «Авиатор» – удивительные произведения, отразившие особое отношение автора к историческому процессу и личности человека. Евгений Водолазкин – финалист престижных литературных премий, таких как «Национальный бестселлер», «Русский Букер», «НОС» и «Книга года», лауреат премий «Ясная Поляна», «Большая книга», «Русский Рим», Премии Александра Солженицына, национальной премии «Русские рифмы, Русское слово» и других.

Молодежный театр на Фонтанке, Нас обвенчает прилив

Неутоленная страсть в морской пене

Удивительное впечатление производит камерная сцена Молодежного театра на Фонтанке: как будто это красивая шкатулка из детства, в которой хранятся все дорогие сердцу ребенка сокровища — красивая шелковая ленточка от коробки конфет, ракушка из лета, флакон из-под маминых духов, красивый камешек и… что там еще приберегают дети, склонные мечтать? Спектакли, которые идут на этой сцене, — предельно лиричные, построенные на соприкосновении душ, удивительно трогательные. Они возвращают надежду, желание остановиться и заглянуть в себя, туда, где вроде бы все отжило, но вдруг понимаешь — нет, еще что-то бьется в ритме сердца.