Надежда Крылова: Космос — неисчерпаемый источник вдохновения

Каких фильмов нам не хватает, что волнует подростков и почему премию «Оскар» получила короткометражка чилийского, а не российского режиссера? Интервью с педагогом, режиссером и директором Всероссийского кинофестиваля «Галактика 35 мм» Надеждой Крыловой.
Надежда Крылова

30 марта 2016.
Текст: Артем Мельник, фото: Григорий Москальчук, Игорь Хисамутдинов
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: , .

145
Столько фильмов прислали на фестиваль «Галактика 35 мм» в этом году.
Надежда Крылова родилась в 1987 году в Ленинграде. Окончила Госуниверситет аэрокосмического приборостроения. В 2015-м стала магистром искусств и гуманитарных наук по программе «Арт-критика» на Факультете свободных искусств и наук СПбГУ. С 2009 года работает в Доме молодежи Приморского района руководителем киностудии «Воображаемый космос». Снимает художественные и документальные фильмы, учит актерскому мастерству, основам режиссуры и операторского искусства. Автор идеи и директор ежегодного Всероссийского кинофестиваля детского и молодежного кино «Галактика 35 мм». Любимый фильм — «Все о моей матери» Педро Альмодовара. Творческая мечта — снять фильм по сценарию Ксавье Долана.

Как вы решили создать киностудию «Воображаемый космос»?

— Она появилась в 2009 году, до этого я сама снимала небольшое любительское кино. В какой-то момент поняла, что кино — это командная работа: нужны люди, чтобы вместе работать. На тот момент социальные сети были не так сильно развиты. Сейчас можно написать пост и быстро найти нужных людей. Тогда я подумала, что оптимальный вариант — научить ребят, тем более тех, которые к этому стремятся. Так начала складываться студия. Я сама училась на разных курсах, участвовала в лабораториях и киношколах. Вместе с ребятами осваивали кинопроизводство. Постепенно это стало выливаться в конкретную методику. Так и появилась киностудия «Воображаемый космос». Сейчас у нас есть режиссерский курс и курс актерского мастерства. Ребята занимаются по своему направлению, но часто сотрудничают, ведь режиссерам нужны актеры, а актерам хочется свой талант реализовывать в фильмах.

У студии большой послужной список, много наград, успешная методика преподавания. У вас есть профессиональные секреты?

— Мне кажется, важно самому постоянно реализовывать свой талант. То есть снимать, ставить для себя сложные задачи и успешно их достигать. А если не очень успешно, то при этом все равно получать опыт.

Выходит, тренер по хоккею обязательно должен играть в хоккей?

— Считаю, что в кино — да. Мне очень нравится постоянное самообразование. Первое мое образование не связано с кино (я инженер лазерных систем в ракетной технике и космонавтике), но параллельно я училась на кинокурсах. Особенно много мне дали лаборатория Александра Сокурова и школа Cinemotion. Потом поняла, что хочу академическое образование, что нужен более качественный и вдумчивый подход. И решила поступать на Факультет свободных искусств и наук СПбГУ.

Как уживаются физика космоса и хаос творчества, технарь и гуманитарий?

— Прекрасно уживаются, я с детства любила математику, мне нравились точные науки. Считаю, что режиссер должен быть не только творческой личностью, витать в облаках и что-то придумывать. Это должен быть человек, который четко понимает, чего он хочет и как к этому прийти. Потому что кино — это сложная конструкция, которую, если витать в облаках, довольно сложно построить четкой, устойчивой и интересной зрителям.

Студия называется «Воображаемый космос», первое образование у вас с космосом тоже связано. Почему так к нему тянет?

— В детстве мечтала стать летчиком, мне казалось: классно бороздить небо. Затем в какой-то момент узнала, что есть еще круче — есть космос! Космос — такое безграничное пространство, в котором возможно все, возможно реализовывать любые идеи, любые мечты. Мне кажется, в космосе даже возможна вечность. И искусство — это то, что может остаться в вечности. Такие разные аллегории вылились в то, что меня всегда волновала тема космоса. Поэтому киностудия — «Воображаемый космос». Космос — неисчерпаемый источник вдохновения, идей.

Какие трудности преодолеваете в работе? Как учите снимать фильмы?

— Когда ребята приходят, то сначала не очень понимают, что это непростой труд. Видят уже готовый фильм в кинотеатре и им кажется, что они могут так же. Но придется приложить много сил и терпения. Здесь важно не спугнуть, не давать сложные задачи сразу. Иначе они могут закопаться, опустить руки. Маленькими шагами надо подвести к съемке своих фильмов. Кино — это, естественно, творческая вещь. И еще нужно аккуратно относиться к оценке, критике работ. Потому что для многих это первая реализация своего таланта, и очень важно аккуратно высказать критику. Ведь критика — это в первую очередь анализ. Надо показать, что можно было сделать лучше, при этом не задеть их чувств и настроить на дальнейшую работу.

Если бы была такая возможность, я бы разделила «Оскар» между работами Бронзита и Варгаса.


А о чем снимают кино в студии? Что волнует детей?

— Я занимаюсь не только с детьми и подростками. Приходят и те, кому за 30. Мне нравится, что людям в любом возрасте есть что сказать. Темы меняются в зависимости от возраста, социального контекста, каждой личности. Если взять последние пару лет (из того, что ребята снимают и какие фильмы присылают на кинофестиваль «Галактика 35 мм»), я бы сказала, что многие начинают с автобиографических тем. То есть с событий, которым они были свидетелями или даже виновниками. Снимают именно то, что волнует их в данный момент. Может быть, через фильмы они пытаются ответить на вопросы, решить проблему или поделиться своим опытом решения. Еще вечные темы, от которых не уходят: отношения между людьми, взросление, любовь, смерть. Часто ребята снимают кино о современных событиях, в том числе связанных с политикой, с изменениями в окружающем мире.

Можете рассказать о работе, которая вас впечатлила, пробрала, тронула?

— В этом году на кинофестиваль «Галактика 35 мм» поступили 145 работ, я отсмотрела их все. И был один фильм, который вызвал у меня слезы. Это картина Эдуарда Желнина «Труша». Практически автобиографическая история про ребят в детдоме. Суровый мир, мужской мир, подростковый. Хотя в работе есть жесткие сильные сцены, фильм оставляет светлое чувство, в нем нет депрессивности и безысходности. Несмотря на события, которые происходят в нем, веришь в то, что добро все равно победит зло! К сожалению, сейчас молодежь снимает много мрачноватых фильмов. И мои ребята тоже касаются сложных, депрессивных тем. Мне, конечно, хочется,чтобы появлялось больше фильмов, которые затрагивают сложные темы, но все равно оставляют у зрителя надежду.

Гран-при

Получается, сначала была студия, и спустя время был создан фестиваль. Зачем он оказался нужен?

— В 2012 году взрослых еще не было на нашем курсе, я работала только с подростками. Вдохновлялась историями их жизни и снимала много фильмов на темы, особенно волнующие в юности. Тогда подумала, что подростков очень много, это огромная целевая аудитория, а фильмов о них и для них не хватает. При этом в нашей огромной стране наверняка есть энтузиасты, которые работают с подростками, снимают о них и для них, но по каким-то причинам мы их не видим. И я решила организовать фестиваль. Распространяла информацию и собирала фильмы. О детях и молодежи, для детей и молодежи.

Мы провели первый фестиваль в 2012 году в Доме молодежи. Нас поддержал Евгений Маркович Татарский, был нашим почетным гостем. Затем мы получили поддержку от государства. Сейчас это уже международного уровня фестиваль, которому этой осенью будет пять лет. С каждым годом ширится география, повышается уровень работ. И есть очень живой интерес публики — каждый год у нас аншлаг. Мы постоянно расширяем аудиторию, кинозал, но все равно не хватает мест для всех зрителей. Надеюсь, что скоро дойдем до крупнейших площадок Петербурга.

В этом году на «Оскар» был номинирован анимационный фильм петербургского режиссера Константина Бронзита «Мы не можем жить без космоса». Почему ему все-таки не досталась эта премия, как думаете?

— За 30 лет работы в кинематографе Константин Бронзит успел завоевать огромное количество сердец поклонников анимации. Его работу «Мы не можем жить без космоса» я увидела на фестивале «Послание к человеку». Трогательная и глубокая работа несомненно достойна «Оскара». Про фильм нельзя сказать, что он в чем-то не дотянул. Нет, он цельный и прекрасный в том состоянии, в котором сейчас видят его зрители. Статуэтку в этом году забрал фильм чилийского режиссера Габриэля Варгаса про трагичную судьбу циркового медведя. Думаю, члены жюри выбрали картину «Медвежья история», потому что сейчас очень актуальны темы защиты животных, угнетения слабых и крепости семьи, когда мир сотрясают войны и теракты. Если бы была такая возможность, я бы разделила награду между работами Бронзита и Варгаса.

Игорь Шибанов, актер ТЮЗа, из личного архива

Игорь Шибанов: театр, театр и еще раз театр

Народный артист России Игорь Шибанов отмечает юбилей 14 сентября 2019 года. Обаятельный, с легкостью импровизирующий, глубокий и нестандартно мыслящий актер служит в ТЮЗе имени Брянцева с 1964 года. Выдающийся ученик Зиновия Корогодского к своему 75-летию — корифей труппы и любимец зрителей. За время работы в ТЮЗе артист сыграл более 90 ролей. Вспомним вошедшие в летопись театра художественные образы Игоря Шибанова, каждый из которых являет крупицу удивительного дарования артиста.

джазовый фестиваль "Большой джем", пресс-служба

Чудеса «Большого Джема» в Сестрорецке

В минувшие выходные, 7 и 8 сентября 2019 года, прошел пятый юбилейный джазовый фестиваль «Большой Джем», который ежегодно считается самым продолжительным джазовым openair-джемом в мире. Этот семейный фестиваль открыл свои двери в историческом центре Сестрорецка — на территории культурного креативного пространства «Петровский арсенал», где два дня звучал высококлассный джаз. Более 22 тысяч гостей фестиваля порадовал бесплатный вход и созданные организаторами лаундж-зоны. Все детские и спортивные зоны фестиваля работали абсолютно бесплатно, чтобы каждый желающий мог беспрепятственно все попробовать и во всем поучаствовать.

Мертвые души. Фото Юлии Смелкиной предоставлено пресс-службой Театра Ленсовета

Мертвые души: Поэма застоя

В апреле этого года в Театре имени Ленсовета состоялась премьера по поэме «Мертвые души» и другим текстам Николая Васильевича Гоголя. Режиссер постановки — Роман Кочержевский, уже получивший за спектакль «Золотой софит» в номинации «За лучший режиссерский дебют». Эта постановка ни на что не похожа – в прямом, изначальном смысле этих слов. Она не претендует на что-то чрезвычайное, из ряда вон, и ее выразительные средства напоминают те, что публика видит на других сценических площадках города. Но нет! отличия огромные.

Диорама Блокада Ленинграда

Ленинград — это Мы. Ленинград — это Я

На сцене театра «Суббота» 7 и 8 сентября 2019 года состоялись первые показы спектакля «872 дня. Голоса блокадного города». Премьера была приурочена к 75-й годовщине освобождения Ленинграда от блокады 1941-1944 годов. На основе «Блокадной книги» Алеся Адамовича и Даниила Гранина, текстов и дневников Лидии Гинзбург, Дмитрия Лихачева, Ирены Дубицкой, Геннадия Гора, Павла Зальцмана, Татьяны Великотной, Веры Берхман и других очевидцев труппа театра создала совершенно особый спектакль, который необходимо увидеть всем петербуржцам от мала до велика. В спектакле заняты артисты Софья Андреева, Иван Байкалов, Анна Васильева, Владислав Демьяненко, Марина Конюшко, Анастасия Резункова, Екатерина Рудакова, Григорий Сергеенко, Снежана Соколова, Оксана Сырцова, Григорий Татаренко, Владимир Шабельников, Дарья Шиханова, Кристина Якунина.

Блокадный хлеб, фото Военно-медицинского музея

В городе проходят мероприятия в память о жертвах Блокады Ленинграда

В воскресенье, 8 сентября (12.00), в городе на Неве проходя публичные чтения списков погибших в Ленинграде во время блокады 1941-1944 годов. К акции Дня памяти присоединились: Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Музей Анны Ахматовой, Капелла, Дом журналиста, Дом актера, Театр “Балтийский дом”, Театр имени Ленсовета, Музей Достоевского, Российская национальная библиотека, библиотека Маяковского и ее филиалы, Библиотека Гоголя и многие другие площадки (более 30), список которых постоянно расширяется.

Светлана Лаврецова

Светлана Лаврецова: 98-й сезон ТЮЗа будет очень насыщенным

Санкт-Петербургский театр юных зрителей открывает сезон 1 сентября 2019 года, в унисон со школьниками, празднующими День знаний. Театр живет активной жизнью, являясь частью культурного наследия Санкт-Петербурга. Новый, 98-й, сезон будет наполнен премьерами, гастролями и грандиозными международными фестивалями. Директор ТЮЗа Светлана Лаврецова в интервью «Петербургскому авангарду» подвела итоги предыдущего года и поделилась планами на следующий. Она рассказала, какие премьеры запланированы в ТЮЗе и в каких городах спектакли театра можно будет посмотреть.