Надежда Чернякевич: Не современное искусство маргинально, а люди невежественны

Позади пятый по счету петербургский фестиваль «Арт-проспект». Мы беседуем с Надеждой Чернякевич, его участником и куратором проекта «Продуктивный класс», о непростых взаимоотношениях человека и современного искусства.
Надежда Чернякевич

6 октября 2016.
Текст: Анна Акопян, фото: предоставлены Надеждой Чернякевич
Рубрика: Стиль жизни. Тэги: , .

7
Столько раз проводился дискурс о современном искусстве в спальных районах Петербурга на базе мобильной образовательной платформы «Рядом», организованной Надеждой Чернякевич и ее коллегами.
Надежда Чернякевич родилась в Новороссийске. Первое образование получила на факультете социологии СПбГУ, после чего поступила на магистерскую программу «Кураторские исследования» факультета свободных наук и искусств. Проходила стажировку в галерее Calvert 22 в Лондоне. Училась по обмену в Праге на философском факультете Карлова университета.

В чем уникальность «Арт-проспекта»? Почему вы решили в нем участвовать?

— Особенность «Арт-проспекта» в том, что он выходит на улицы. Это возможность привлечь случайного зрителя, установить своего рода взаимосвязь между прохожим и увиденной им работой. Плюс в этом году, как мне кажется, очень важная тема фестиваля — диалог. Как раз тема, направленная на взаимодействие.

Какие цели вы ставили, создавая проект «Продуктивный класс»? В рамках фестиваля он включал серию кулинарных мастер-классов, к проведению которых приглашались пожилые жители.

— Поскольку это был абсолютный эксперимент, я не знала, каким будет результат. Но было крайне важно, чтобы появилась атмосфера тепла, семейная обстановка. Одним из моих тезисов был тот факт, что в городе мы все слишком отчуждены друг от друга и с незнакомцами практически не общаемся. Мой проект сплачивает людей, которые друг с другом в иной ситуации никак бы не столкнулись. Особенно это касается проблемы разных поколений, потому что в публичном пространстве молодежь и люди пожилого возраста крайне редко соприкасаются. Для меня это была возможность показать, что теплые отношения могут быть с кем угодно, если быть чуть внимательнее друг к другу.

Проект Надежды ЧернякевичНасколько сложно вам как куратору взаимодействовать с людьми?

— Для меня, человека, работающего в сфере искусства, очень важен зритель. Мы стараемся как можно больше общаться с людьми, максимально доходчиво объяснять, что подразумевает под собой современное искусство. В России к современному творчеству достаточно скептическое отношение, оно пока не вошло в повседневность. Поэтому, безусловно, частое взаимодействие со зрителями становится своего рода вдохновением.

Каким был ваш первый выставочный проект? Какие трудности возникали?

— Первую выставку «Бельмо» подготовила совместно с моей коллегой Яной Михалиной в центре Андрея Белого. Это был выпускной проект после окончания программы «Кураторские исследования» в СПбГУ. Безумно сложно было найти саму площадку. У нас были концепция, все договоренности с художниками, но элементарно не было места, в котором можно было все это разместить. Возникали также бюрократические сложности, поскольку финансировал нас университет. Когда нашли площадку, нужно было внутри пространства выстроить еще одно пространство. Из-за накладок с грузчиками будущие стены (огромные листы ДСП) пришлось без лифта тащить наверх. А один лист весил килограммов десять… Но потом Мария, заведующая центром, помогла нам, оплатив услуги грузчиков.

Кураторство подразумевают под собой процесс, контролируемый тобой «от» и «до». Это означает, что ты не просто придумываешь концепцию, договариваешься с художниками, но и выполняешь всю остальную работу. Мы, к примеру, красили и устанавливали стены самостоятельно, монтировали выставку, занимались пиаром. Нужно понимать, что на тебе лежит ответственность. Плюс когда ты новичок в этом деле, к тебе относятся с предельной осторожностью, даже недоверием.

Случалось, что люди приходили на вашу выставку и не понимали, что должны увидеть? Пытались ли вы сами донести идею до зрителя?

— Одной из базовых идей была вовлеченность зрителя, практически все дни работы выставки «Бельмо» мы находились в залах и с каждым посетителем обсуждали увиденное. Если человек высказывал какую-то негативную эмоцию, то не то чтобы говорили ему, как правильно, но наводящими вопросами спрашивали, почему он интерпретирует увиденное именно так и что он может еще представить. Через такое взаимодействие пытались сократить дистанцию между человеком и современным искусством.

Жительница дома вместо возмущений сказала сакраментальную фразу: «Наконец-то хоть что-то путное сделали с этим куском бетона».


Как сделать, чтобы людям стало больше нравиться современное искусство?

— Мне кажется, нужно избегать ситуации, когда искусство делается только ради искусства. Нужно показывать зрителю, что для него есть место в этом пространстве. Большая проблема современного искусства в том, что зритель чувствует себя некомфортно рядом с ним, ему кажется, что он может что-то не понять. Считаю, что это неправда. Современное искусство дает точку отсчета, с которой начинается главная мысль, развивается интерпретация, вдохновение. Какой-то поворот, который растревожит человека, заставит его мыслить по-новому.

Стрит-арт мешает сложившемуся образу Петербурга?

— Нет. Думаю, что уличное искусство позволяет по-новому взглянуть на архитектуру города. И опять-таки публичное искусство часто в первую очередь работает с контекстом. То есть это не просто какие-то бездумные рисунки, это хорошо вписанный в городской ландшафт элемент, добавляющий что-то новое. К примеру, после того, как была нарисована «Карта» Анастасии Скворцовой на стене одного из старых зданий, вышедшая на улицу жительница дома вместо возмущений сказала сакраментальную фразу: «Наконец-то хоть что-то путное сделали с этим куском бетона».

Проект Надежды Чернякевич

У вас уже есть идеи для следующего проекта?

— Да, у меня есть несколько идей, как раз с Яной Михалиной, моей коллегой по «Бельму». Это будет скорее всего видеопроект. Тоже интерактивный, направленный на общение со зрителем и на попытку сломать непонимание между человеком и современным искусством. Некая интерпретация самокритики современного искусства.

Планируете работать на зарубежных площадках?

— В идеале — да. Есть кураторские резиденции, для которых у меня заготовлено несколько идей. Надеюсь, что все получится.

Есть ли художники или деятели искусства, с которыми вы хотели бы сотрудничать в будущем?

— Из художников мне близки авторы, чьи работы говорят на языке искренности и поднимают гендерную тематику. Немного странно представлять сотрудничество, но меня очень вдохновляет творчество Лизы Морозовой, Ольги Чернышевой, Софи Калль и Трейси Эмин.

Кем видите себя через 10 лет?

— Куратором Венецианской биеннале (смеется). На самом деле сейчас понимаю, что мне очень нравится погружаться в теорию, поэтому хотелось бы заняться преподаванием. Планирую получить научную степень и начать преподавать, потому что преподавание — это своеобразная форма диалога. Мне кажется, современное искусство немного маргинально из-за того, что людям не хватает знаний. В нашем общем образовании, к сожалению, не так много внимания уделяется искусству. Фигура преподавателя может помочь исправить ситуацию, сформировав интерес к образному осмыслению действительности.

мюзикл Шелк, фото предоставлено пресс-службой Мюзик-холла

Мюзик-Холл в чувственном «Шелке»

На большой сцене театра «Мюзик-Холл» 18 октября 2019 года состоялась премьера мюзикла «Шелк», созданного по мотивам одноименного романа Алессандро Барикко. Это первая в России сценическая версия одного из самых популярных произведений современного европейского писателя в жанре мюзикла, красивая история о любви на фоне экзотичной Японии и изысканной Франции. Режиссер спектакля – Лев Рахлин.

Антон Танонов

Антон Танонов: Рад, когда рядом есть люди, которые вдохновляют

Музыка Антона Танонова снискала успех и популярность в России и за ее пределами. Продолжатель славных традиций Ленинградской-Петербургской композиторской школы, ученик классика современной музыки Сергея Слонимского, Танонов уже в самом начале своего творческого пути заявил о себе громкими премьерами своих сочинений. Неповторимый творческий почерк, необычный и смелый синтез идей академического искусства с технологией и принципами современной музыкальной жизни принесли Танонову небывалый для композиторов его возраста успех. Молодой композитор работает в разных жанрах: он автор произведений камерной, симфонической и электронной музыки. «Симфониетта» (2000), «In Techno и Самба» для симфонического оркестра (2003-2005), «25 мобильных прелюдий» для симфонического оркестра (2005), опера «Вий» (2005), рок-мюзикл «Вий» (2009), Концерт для синтезатора с оркестром (2008), балет «Шакунтала и Душьянта» (2008), Фантазия для сопрано и симфонического оркестра «Разлучница-зима» (2008-2009), Симфония (2009), балет «Похороны сардинки» (2011) – вот далеко не полный список произведений Танонова, исполненных в России, Австрии, Германии, Италии и США.

фестиваль "Брасс-Осень"

Медная осень в романтических тонах

Гала-концертом «Романтика классики и джаза» 15 октября 2019 года в Северной столице завершился международный фестиваль медных духовых инструментов «Брасс-Осень». Он проходил с 11 октября при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга и фонда культурных проектов «Городу и миру». Концерты и мастер-классы для молодых музыкантов приняли красивейшие залы Невского проспекта – Капелла, Дворец Белосельских-Белозерских, Концертный зал РНБ на Фонтанке.

"Женитьба Бальзаминова" в театре "Мастерская"

«Грезы любви» в «Мастерской»

Новый сезон 2019-2020 годов петербургский театр «Мастерская» открыл в конце августа 2019 года спектаклем «Грезы любви, или Женитьба Бальзаминова», прошедшим проверку временем и вниманием поклонников. И на протяжении всей наступившей осени, интересной еще и тем, что театру только что исполнилось девять лет, эта постановка задает на его подмостках легкий, остроумный тон с примесью задумчивости.

Режиссер Владимир Богатырев

Владимир Богатырев: Отрадно быть причастным к воспитанию чувств

В ТЮЗе имени Брянцева 10 октября 2019 года состоится премьера спектакля «Время Ч», основанного на рассказах Антона Чехова, в которых фигурируют дети и родители. Режиссер спектакля – Владимир Богатырев, ученик Зиновия Корогодского, работающий в ведущих театрах страны, лауреат многочисленных премий. Для режиссера – это уже четвертая работа в петербургском ТЮЗе. Постановка «Время Ч» анализирует глубинные вопросы становления человека – роль семьи в формировании личности и ответственности каждого за наше будущее. Почему анекдотические рассказы Чехова оказываются философскими притчами, а спектакль несет в себе позитивный заряд – читайте в интервью «Петербургского авангарда» с Владимиром Богатыревым.

торжественный вечер в Театре эстрады

День рождения Театра эстрады

На сцене Театра эстрады имени Райкина 4 октября 2019 года состоялся торжественный вечер, посвященный 80-летию со дня основания театра. В этот день зал был переполнен. В ходе официальной части прозвучали поздравления руководству и коллективу театра от правительства и Законодательного собрания Санкт-Петербурга. А затем начался праздник!