Миша Маркер: Моя самая жесткая работа — «Пугало» терроризма

Интервью с уличным художником Мишей Маркером о том, где в Петербурге катастрофически не хватает стрит-арта и за что нужно уважать Петра Павленского.
Интервью с Мишей Маркером — Петербургский авангард

27 января 2016.

Рубрика: Стиль жизни. Тэги: , , .

5
работ включала первая уличная выставка Миши Маркера на Сенной площади. Художник повесил картины на стоявший там синий забор и удалился. Вернувшись вскоре, не застал на месте ни одной.
Миша Маркер — уличный художник и иллюстратор, работающий под псевдонимом. Известно, что родился 27 мая. Переехал в Петербург в 2012 году. Имеет высшее образование по специальности «учитель изобразительного искусства». В ноябре 2014 года начал заниматься стрит-артом. Посвящает картины и инсталляции проблемам политического, общественного и экологического характера. Его арт-объекты можно найти в центре Петербурга, в массовых местах. Среди работ — «Лолита», «День города», «Пугало», «Каре», «Ошибки молодости», «Все успел?» и другие. В 2015 году стал размещать принты со своими картинами на футболках.

Уличные художники часто берут псевдонимы и не афишируют лица, вы не исключение. Это дань моде или способ обезопасить себя?

— Как я прочел в соцсетях, слава Banksy (английского художника стрит-арта — прим. «Авангарда») не дает покоя многим. А если серьезно, то уличное искусство зачастую нелегально, поэтому нет смысла светить лицо.

С другой стороны, есть личность, а есть — произведение. И, мне кажется, важнее произведение, чем личность, которая за ним стоит. То есть я высказался, а дальше — смотрите сами…

Дистанцируетесь таким образом?

— Наверное, да.

И отпускаете свои работы в свободное плавание?

— Абсолютно, поэтому не слежу, куда они потом деваются. Мне не то чтобы совсем неинтересно, но я не зацикливаюсь на этом. Они созданы для улицы, там им и место. Что с ними дальше происходит — это уже взаимодействие их и общества.

Пишут, что ваши картины охотно забирают к себе домой…

— Я знаю один такой подтвержденный факт. Увидел совершенно случайно комментарий в паблике Underground Art от некой барышни, что моя работа «Лолита» пробыла у нее дома несколько месяцев. Ну, прекрасно, почему нет. Тем более крепления такие, что снять и забрать достаточно легко.

Есть мнение, что уличное искусство дает возможность высказаться «босоногим» художникам. Тем, у кого с детства не было возможности получить художественное образование, учиться в престижных академиях, завести связи, выставляться в хороших залах. Как было у вас?

— Я учитель рисования по образованию. Но не работаю в школе.

Не знаю, что послужило толчком именно к стрит-арту… Когда я жил в городе, в котором родился, там проводились всяческие выставки молодых художников, на них проходили отборы картин. Сидели члены Союза художников, такие бородатые, седые, в беретах. Я представлял свои работы — к художественной части претензий не было, но по содержанию они им не нравились. Уже тогда подумал: зачем мне галереи?

Вы оказались не в формате галерей?

— По смысловой части — да.

В Питере, например, много мест, где можно выставляться. Но туда ходит определенный круг лиц — они в принципе разбираются в том, что видят, и готовы к тому, что увидят. Мне интереснее посмотреть на реакцию людей, которые не готовы к восприятию искусства в данный момент.

Миша — ваше настоящее имя. Почему все-таки Маркер?

— Не знаю, никакой истории за этим не стоит. Почему бы и нет? Может, со временем я и придумаю какую-то легенду. Но смысла в этом не вижу. Просто Маркер и все. Хотя маркерами я не рисую.

А чем?

— Поначалу свои работы делал в Photoshop, потом рисовал акрилом. Со временем перестал отрисовывать, теперь просто распечатываю. У меня не галерейные темы, и смысла заморачиваться с рисованием «вживую» не вижу. Основная мысль — на картинке, а не в материале.

Ваш излюбленный жанр — портрет?

— Так получилось. Раньше у меня была пятидневная рабочая неделя. По вечерам выкраивал буквально минут 20-30 на то, чтобы каждый день рисовать. Мышкой в Photoshop быстро накидывал какие-то работы, и стали получаться такие вот люди, персонажи. Мне было интересно донести мысль в этой ограниченной форме. Сейчас работаю посменно, времени стало больше — буду создавать «большие» композиции. Хочется развиваться дальше. Останутся эти чуть-чуть дурацкие наивные формы и цвета, но стилистика немного изменится.

Миша Маркер. Интервью — Петербургский авангард

К слову о ваших с виду мультяшных формах и цветах. Нет желания попробовать себя в создании мультфильмов?

— Меня знакомые тоже по этому поводу спрашивали. Гипотетически — можно. Но, наверное, сам, один конкретно этим заниматься не буду. Для сотрудничества открыт, но пока мне хватает стрит-арта.

Можно ли сказать, что в последние годы стрит-арт наконец получил признание в России, даже в таком городе-музее, как Петербург? Популярность приобретают уличные художники. На протяжении почти двух месяцев, до конца января, у нас проходит Фестиваль городского искусства.

— Шаг определенный есть, несомненно. Художники, которые появляются, делают очень интересные работы. Но все-таки стрит-арта в Петербурге еще мало. У нас очень много глухих стен, которым можно придать удобоваримый вид. На том же Обводном канале, как выходишь из метро, есть три глухих фасада. Там прямо напрашивается какая-нибудь работа, что-то вроде «камень-ножницы-бумага». К сожалению, один фасад уже занят рекламным монитором. Но мне хотелось бы заняться этими фасадами. Если учесть формат, в котором я создаю работы, то смотрелось бы, мне кажется, здорово. Надо больше стрит-арта! Осмысленных, глубоких, даже провокационных работ. Они вырывают из обывательской реальности, позволяют отвлечься, что-то понять, просто улыбнуться. Ведь задача любого искусства — вызвать эмоции. А просто ходить по городу по давно изведанному маршруту — это грустно. Нужно что-то, что тебя бы «активировало».

Если ты социальные стороны пытаешься задеть в искусстве, нужно идти на провокацию.


Как вы выбираете места, где размещаете работы?

— По-разному. Иногда совершенно случайно, иногда специально подбираю место по тематике работы. Не буду скрывать, что немаловажным фактором является и проходимость, массовость, чтобы работу увидели как можно больше людей.

Бывают моменты, просто идешь по улице, и вдруг ее название или само место как-то подталкивают. К примеру, «Пугало» хотел повесить на улице Правды — с символичным названием. Обошел ее вдоль и поперек, но не нашел ничего подходящего. В итоге отправился чуть дальше, где начинается Большая Московская улица, и тут внутри щелкнуло: на заднем плане картины — Кремлевская стена, вполне подходящие ассоциации! Как раз на Большой Московской нашел место, где можно повесить. И улица Правды рядом.

Последнюю работу «Все успел?» думал разместить на Площади Восстания, там всегда люди торопятся. Но подходящего места опять не нашлось. Шел по Невскому и вдруг увидел квадратную водосточную трубу, что редкость. Померил ее — идеально подходит. Из таких мелочей и складывается.

Ваша инсталляция «Все успел?» появилась перед самым Новым годом. Вообще она была бы актуальна на вечно спешащем Невском всегда, не только перед праздниками. Есть ли у вас собственное «лекарство» от суеты большого города?

— Какого-то определенного рецепта нет. Сам город подсказывает тебе. И мне, в принципе, Петербург не кажется таким уж суетным, несмотря на массовость. Он кажется уютным и родным, собственно, поэтому я сюда и переехал.

Когда впервые побывал в Петербурге в осознанном возрасте, с первых шагов по перрону понял, что это мой город. Здесь круто — но в центре, должен заметить.

Ваши любимые и нелюбимые места в Петербурге?

— Нелюбимые — это «спальники». Все-таки спальные районы мало чем отличаются от периферии России. А центр люблю абсолютно весь. И загаженные дворы, и темные проходные. Неважно. Особенно люблю Стрелку Васильевского острова, хоть она и попсовая, конечно. Но там очень много проведено часов и в одиночестве, и с компанией. Это, наверное, самое любимое место.

Дата вашего рождения в соцсетях — 27 мая 1905 года. Сколько лет вам на самом деле?

— 27 мая — это правда. И я очень рад, что с Петербургом в один день родился. Почему 1905 год? Понравилась дата, само сочетание цифр. Мой настоящий возраст приближается к тридцати годам.

Судя по работам, вы старше. У ваших персонажей такие суровые, умудренные жизненным опытом лица (чего только стоит картина «День города»). Почему так, жизнь у них тяжелая?

— Возможно. Сложный вопрос…

Я всегда в творчестве затрагиваю какие-то проблемы. Творчество должно быть разным: кто-то рисует цветочки, милых животных, кто-то рисует трэш, проблемы. Тем оно и прекрасно, что отражает разные аспекты жизни. Меня вообще забавляют комментарии, когда пишут: «Искусство должно приносить радость». Искусство в принципе никому ничего не должно, априори. Оно разностороннее, как и наша жизнь.

Позитива у меня мало, согласен. Но такая сторона искусства. Признаю, что мои работы в некотором роде провокационны. Но если ты какие-то социальные стороны пытаешься задеть в искусстве, нужно идти на провокацию. Представьте себе ситуацию, что какому-то человеку в метро стало плохо. Если рядом стоящий увидел это и будет шептать, что нужна помощь, то его никто не услышит. А если он крикнет или громко скажет, то, возможно, человеку помогут.

Не боитесь провокационных, часто политических высказываний? К примеру, ваша антивоенная картина «Каре» посвящена игре «сильных мира сего», в которой они раскидываются картами-жизнями людей в своих экономических и политических интересах.

— Нет, не боюсь. На самом деле не думаю, что это к чему-то приведет. Каждый раз, когда вешаю работу, в голове крутится мысль, что вот сейчас ко мне подойдет какой-нибудь «дяденька-милиционер»…

Сердце бьется сильнее?

— Естественно, адреналин присутствует. И это тоже одна из составляющих стрит-арта, которая приносит кайф. Хотя по сути, особенно в большом городе, всем все равно, что ты там делаешь. Когда я вывешивал экологическую серию на Обводном канале, на горизонте появился полицейский автомобиль, проехал мимо, а я продолжал заниматься своим делом. Контактов с представителями закона у меня не было. Плохо это или хорошо, что будет, когда они появятся, — не знаю. Будем судить по факту.

Действительно провокационная и жесткая работа у меня была одна — «Пугало» терроризма на фоне Кремлевской стены. Но, наверное, ее не совсем правильно поняли…

Вся эта шумиха вокруг террора местами мне кажется надуманной, чтобы проще было контролировать народ. Когда люди живут в постоянном страхе, можно какие-то меры принимать, выгодные тебе, оправдываясь постоянной угрозой. Наверное, об этом «Пугало». Прежде всего, оно создано для людей. Чтобы человек понял, ведется он на эти угрозы или нет. Да, время неспокойное, тревожное. Но если жить в постоянном страхе, то когда же жить? Что-то надо отпускать и уводить на второй план, чтобы это не было первостепенным.

Фильтровать информацию?

— Вообще — невероятно надо фильтровать. Нужно как минимум из двух, четырех, десяти источников информацию брать. Потому что за каждым информационным источником кто-то стоит. Это не паранойя, это так и есть — мало независимых СМИ, которые печатают то, что думают, а не то, что им оплачивают. Так мне кажется.

Ваши идеи о терроре в чем-то перекликаются с творчеством Петра Павленского. Как относитесь к его нашумевшим акциям?

— Буквально вчера прочел интервью с Павленским. Специально за его творчеством не слежу, случайно попалось в Интернете. То, что он говорит, на самом деле отчасти мне близко. Последняя его акция на Лубянке, после которой он задержался в Москве на неопределенный срок, — это круто. Мне понравилось. Но это не юношеский восторг (о, он поджег дверь, ничего себе!). Я понимаю, что он хотел сказать, принимаю это, поддерживаю и уважаю.

Да, какой-то дестрой есть в поджигании двери, если рассматривать действия художника с точки зрения обывателя. Но он ведь понимал, что это была за дверь.

 

Фотограф Таисия Овод, Предоставлено Молодежным театром на Фонтанке

«Театр в объективе» показал мастеров

В Молодежном театре на Фонтанке назвали имена победителей Второго конкурса молодых фотографов. Первый конкурс «Театр в объективе» состоялся в 2018 году. Он был учрежден Молодежным театром на Фонтанке при участии Комитета по культуре Санкт-Петербурга и Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Мик Мосс, Antimatter

Мик Мосс: Когда сочиняю, я — хирург, который оперирует сам себя

Группа Antimatter посетила Россию месяц назад с очередным туром, представив публике свой новый альбом Black Market Enlightenment и очаровав зрителей настолько, что никто не хотел ее отпускать — общение продолжалось и после концертов. С тех пор Мик Мосс успел вернуться домой, получить номинацию на премию Progressive Music Awards и рассказать «Петербургскому авангарду» о впечатлениях о концертах в России, музыке в целом и о том, как и почему он создает свои песни — нам показалось важным продолжить разговор, который начался месяц назад.

Сергей Курехин

По следам «Поп-механики»

Выставка к 65-летию Сергея Курехина проходит в центре его имени на Лиговском проспекте. Сергей Курехин — легендарная личность, один из главных петербургских героев конца ХХ века, гениальный композитор и пианист, создатель и руководитель уникального оркестра «Поп-механика», автор музыки к кинофильмам и основатель звукозаписывающей фирмы, организатор своего Центра космических исследований и собиратель кактусов, издатель и библиофил, которому в этом году исполнилось бы 65 лет.

Камерный театр "Круг"

Русская готика в театре «Круг»

Камерный драматический театр «Круг» на Касимовской улице, 5, в Санкт-Петербурге придерживается тех позиций, от которых все дальше отходят «большие», парадные театры, являющиеся культурным лицом Санкт-Петербурга, — это «психологический театр, во всем многообразии жанров исследующий жизнь человеческого духа». «Петербургский авангард» продолжает свой рассказ о небольших и мало известных театрах Северной столицы, притаившихся как в центре города, так и в самых отдаленных его уголках.

Радуга, ТЮЗ, Нора

«Радуга»: Много философии и особая эстетика

Международный театральный фестиваль «Радуга» оставил богатое послевкусие. В Петербурге много фестивалей, но «Радуга» — особый. В нем есть широкий спектр экспериментов и свободного режиссерского поиска. Санкт-Петербургский ТЮЗ проводит фестиваль уже в двадцатый раз. Старая афиша, встретившаяся у проходной «Красного треугольника», напомнила, с чего начинался фестиваль этого года. Со спектакля знаменитого англичанина Питера Брука «Узник».

Томас Азир

Томас Азир: самое главное в жизни — это делиться настоящим

23-й Международный фестиваль SKIF прошел на Новой сцене Александринского театра две недели назад. За хедлайнером — культовой группой Goblin — несколько потерялись остальные участники: берлинский дуэт CEEYS, британцы Blurt, Lau Nau из Финляндии, белорус Егор Забелов и другие. «Петербургский аванград» много лет поддерживает проекты ЦСИ имени Сергея Курёхина, и на этот раз корреспонденту агентства удалось в общей суматохе фестиваля не проглядеть очень неординарное и интересное выступление молодого нидерландского исполнителя Томаса Азира. Судя по реакции аудитории, его уже ждут здесь снова. Сразу после окончания своего очередного европейского тура Томас дал интервью нашему корреспонденту.