Миша Маркер: Моя самая жесткая работа — «Пугало» терроризма

Интервью с уличным художником Мишей Маркером о том, где в Петербурге катастрофически не хватает стрит-арта и за что нужно уважать Петра Павленского.
Интервью с Мишей Маркером — Петербургский авангард

27 января 2016.

Рубрика: Стиль жизни. Тэги: , , .

5
работ включала первая уличная выставка Миши Маркера на Сенной площади. Художник повесил картины на стоявший там синий забор и удалился. Вернувшись вскоре, не застал на месте ни одной.
Миша Маркер — уличный художник и иллюстратор, работающий под псевдонимом. Известно, что родился 27 мая. Переехал в Петербург в 2012 году. Имеет высшее образование по специальности «учитель изобразительного искусства». В ноябре 2014 года начал заниматься стрит-артом. Посвящает картины и инсталляции проблемам политического, общественного и экологического характера. Его арт-объекты можно найти в центре Петербурга, в массовых местах. Среди работ — «Лолита», «День города», «Пугало», «Каре», «Ошибки молодости», «Все успел?» и другие. В 2015 году стал размещать принты со своими картинами на футболках.

Уличные художники часто берут псевдонимы и не афишируют лица, вы не исключение. Это дань моде или способ обезопасить себя?

— Как я прочел в соцсетях, слава Banksy (английского художника стрит-арта — прим. «Авангарда») не дает покоя многим. А если серьезно, то уличное искусство зачастую нелегально, поэтому нет смысла светить лицо.

С другой стороны, есть личность, а есть — произведение. И, мне кажется, важнее произведение, чем личность, которая за ним стоит. То есть я высказался, а дальше — смотрите сами…

Дистанцируетесь таким образом?

— Наверное, да.

И отпускаете свои работы в свободное плавание?

— Абсолютно, поэтому не слежу, куда они потом деваются. Мне не то чтобы совсем неинтересно, но я не зацикливаюсь на этом. Они созданы для улицы, там им и место. Что с ними дальше происходит — это уже взаимодействие их и общества.

Пишут, что ваши картины охотно забирают к себе домой…

— Я знаю один такой подтвержденный факт. Увидел совершенно случайно комментарий в паблике Underground Art от некой барышни, что моя работа «Лолита» пробыла у нее дома несколько месяцев. Ну, прекрасно, почему нет. Тем более крепления такие, что снять и забрать достаточно легко.

Есть мнение, что уличное искусство дает возможность высказаться «босоногим» художникам. Тем, у кого с детства не было возможности получить художественное образование, учиться в престижных академиях, завести связи, выставляться в хороших залах. Как было у вас?

— Я учитель рисования по образованию. Но не работаю в школе.

Не знаю, что послужило толчком именно к стрит-арту… Когда я жил в городе, в котором родился, там проводились всяческие выставки молодых художников, на них проходили отборы картин. Сидели члены Союза художников, такие бородатые, седые, в беретах. Я представлял свои работы — к художественной части претензий не было, но по содержанию они им не нравились. Уже тогда подумал: зачем мне галереи?

Вы оказались не в формате галерей?

— По смысловой части — да.

В Питере, например, много мест, где можно выставляться. Но туда ходит определенный круг лиц — они в принципе разбираются в том, что видят, и готовы к тому, что увидят. Мне интереснее посмотреть на реакцию людей, которые не готовы к восприятию искусства в данный момент.

Миша — ваше настоящее имя. Почему все-таки Маркер?

— Не знаю, никакой истории за этим не стоит. Почему бы и нет? Может, со временем я и придумаю какую-то легенду. Но смысла в этом не вижу. Просто Маркер и все. Хотя маркерами я не рисую.

А чем?

— Поначалу свои работы делал в Photoshop, потом рисовал акрилом. Со временем перестал отрисовывать, теперь просто распечатываю. У меня не галерейные темы, и смысла заморачиваться с рисованием «вживую» не вижу. Основная мысль — на картинке, а не в материале.

Ваш излюбленный жанр — портрет?

— Так получилось. Раньше у меня была пятидневная рабочая неделя. По вечерам выкраивал буквально минут 20-30 на то, чтобы каждый день рисовать. Мышкой в Photoshop быстро накидывал какие-то работы, и стали получаться такие вот люди, персонажи. Мне было интересно донести мысль в этой ограниченной форме. Сейчас работаю посменно, времени стало больше — буду создавать «большие» композиции. Хочется развиваться дальше. Останутся эти чуть-чуть дурацкие наивные формы и цвета, но стилистика немного изменится.

Миша Маркер. Интервью — Петербургский авангард

К слову о ваших с виду мультяшных формах и цветах. Нет желания попробовать себя в создании мультфильмов?

— Меня знакомые тоже по этому поводу спрашивали. Гипотетически — можно. Но, наверное, сам, один конкретно этим заниматься не буду. Для сотрудничества открыт, но пока мне хватает стрит-арта.

Можно ли сказать, что в последние годы стрит-арт наконец получил признание в России, даже в таком городе-музее, как Петербург? Популярность приобретают уличные художники. На протяжении почти двух месяцев, до конца января, у нас проходит Фестиваль городского искусства.

— Шаг определенный есть, несомненно. Художники, которые появляются, делают очень интересные работы. Но все-таки стрит-арта в Петербурге еще мало. У нас очень много глухих стен, которым можно придать удобоваримый вид. На том же Обводном канале, как выходишь из метро, есть три глухих фасада. Там прямо напрашивается какая-нибудь работа, что-то вроде «камень-ножницы-бумага». К сожалению, один фасад уже занят рекламным монитором. Но мне хотелось бы заняться этими фасадами. Если учесть формат, в котором я создаю работы, то смотрелось бы, мне кажется, здорово. Надо больше стрит-арта! Осмысленных, глубоких, даже провокационных работ. Они вырывают из обывательской реальности, позволяют отвлечься, что-то понять, просто улыбнуться. Ведь задача любого искусства — вызвать эмоции. А просто ходить по городу по давно изведанному маршруту — это грустно. Нужно что-то, что тебя бы «активировало».

Если ты социальные стороны пытаешься задеть в искусстве, нужно идти на провокацию.


Как вы выбираете места, где размещаете работы?

— По-разному. Иногда совершенно случайно, иногда специально подбираю место по тематике работы. Не буду скрывать, что немаловажным фактором является и проходимость, массовость, чтобы работу увидели как можно больше людей.

Бывают моменты, просто идешь по улице, и вдруг ее название или само место как-то подталкивают. К примеру, «Пугало» хотел повесить на улице Правды — с символичным названием. Обошел ее вдоль и поперек, но не нашел ничего подходящего. В итоге отправился чуть дальше, где начинается Большая Московская улица, и тут внутри щелкнуло: на заднем плане картины — Кремлевская стена, вполне подходящие ассоциации! Как раз на Большой Московской нашел место, где можно повесить. И улица Правды рядом.

Последнюю работу «Все успел?» думал разместить на Площади Восстания, там всегда люди торопятся. Но подходящего места опять не нашлось. Шел по Невскому и вдруг увидел квадратную водосточную трубу, что редкость. Померил ее — идеально подходит. Из таких мелочей и складывается.

Ваша инсталляция «Все успел?» появилась перед самым Новым годом. Вообще она была бы актуальна на вечно спешащем Невском всегда, не только перед праздниками. Есть ли у вас собственное «лекарство» от суеты большого города?

— Какого-то определенного рецепта нет. Сам город подсказывает тебе. И мне, в принципе, Петербург не кажется таким уж суетным, несмотря на массовость. Он кажется уютным и родным, собственно, поэтому я сюда и переехал.

Когда впервые побывал в Петербурге в осознанном возрасте, с первых шагов по перрону понял, что это мой город. Здесь круто — но в центре, должен заметить.

Ваши любимые и нелюбимые места в Петербурге?

— Нелюбимые — это «спальники». Все-таки спальные районы мало чем отличаются от периферии России. А центр люблю абсолютно весь. И загаженные дворы, и темные проходные. Неважно. Особенно люблю Стрелку Васильевского острова, хоть она и попсовая, конечно. Но там очень много проведено часов и в одиночестве, и с компанией. Это, наверное, самое любимое место.

Дата вашего рождения в соцсетях — 27 мая 1905 года. Сколько лет вам на самом деле?

— 27 мая — это правда. И я очень рад, что с Петербургом в один день родился. Почему 1905 год? Понравилась дата, само сочетание цифр. Мой настоящий возраст приближается к тридцати годам.

Судя по работам, вы старше. У ваших персонажей такие суровые, умудренные жизненным опытом лица (чего только стоит картина «День города»). Почему так, жизнь у них тяжелая?

— Возможно. Сложный вопрос…

Я всегда в творчестве затрагиваю какие-то проблемы. Творчество должно быть разным: кто-то рисует цветочки, милых животных, кто-то рисует трэш, проблемы. Тем оно и прекрасно, что отражает разные аспекты жизни. Меня вообще забавляют комментарии, когда пишут: «Искусство должно приносить радость». Искусство в принципе никому ничего не должно, априори. Оно разностороннее, как и наша жизнь.

Позитива у меня мало, согласен. Но такая сторона искусства. Признаю, что мои работы в некотором роде провокационны. Но если ты какие-то социальные стороны пытаешься задеть в искусстве, нужно идти на провокацию. Представьте себе ситуацию, что какому-то человеку в метро стало плохо. Если рядом стоящий увидел это и будет шептать, что нужна помощь, то его никто не услышит. А если он крикнет или громко скажет, то, возможно, человеку помогут.

Не боитесь провокационных, часто политических высказываний? К примеру, ваша антивоенная картина «Каре» посвящена игре «сильных мира сего», в которой они раскидываются картами-жизнями людей в своих экономических и политических интересах.

— Нет, не боюсь. На самом деле не думаю, что это к чему-то приведет. Каждый раз, когда вешаю работу, в голове крутится мысль, что вот сейчас ко мне подойдет какой-нибудь «дяденька-милиционер»…

Сердце бьется сильнее?

— Естественно, адреналин присутствует. И это тоже одна из составляющих стрит-арта, которая приносит кайф. Хотя по сути, особенно в большом городе, всем все равно, что ты там делаешь. Когда я вывешивал экологическую серию на Обводном канале, на горизонте появился полицейский автомобиль, проехал мимо, а я продолжал заниматься своим делом. Контактов с представителями закона у меня не было. Плохо это или хорошо, что будет, когда они появятся, — не знаю. Будем судить по факту.

Действительно провокационная и жесткая работа у меня была одна — «Пугало» терроризма на фоне Кремлевской стены. Но, наверное, ее не совсем правильно поняли…

Вся эта шумиха вокруг террора местами мне кажется надуманной, чтобы проще было контролировать народ. Когда люди живут в постоянном страхе, можно какие-то меры принимать, выгодные тебе, оправдываясь постоянной угрозой. Наверное, об этом «Пугало». Прежде всего, оно создано для людей. Чтобы человек понял, ведется он на эти угрозы или нет. Да, время неспокойное, тревожное. Но если жить в постоянном страхе, то когда же жить? Что-то надо отпускать и уводить на второй план, чтобы это не было первостепенным.

Фильтровать информацию?

— Вообще — невероятно надо фильтровать. Нужно как минимум из двух, четырех, десяти источников информацию брать. Потому что за каждым информационным источником кто-то стоит. Это не паранойя, это так и есть — мало независимых СМИ, которые печатают то, что думают, а не то, что им оплачивают. Так мне кажется.

Ваши идеи о терроре в чем-то перекликаются с творчеством Петра Павленского. Как относитесь к его нашумевшим акциям?

— Буквально вчера прочел интервью с Павленским. Специально за его творчеством не слежу, случайно попалось в Интернете. То, что он говорит, на самом деле отчасти мне близко. Последняя его акция на Лубянке, после которой он задержался в Москве на неопределенный срок, — это круто. Мне понравилось. Но это не юношеский восторг (о, он поджег дверь, ничего себе!). Я понимаю, что он хотел сказать, принимаю это, поддерживаю и уважаю.

Да, какой-то дестрой есть в поджигании двери, если рассматривать действия художника с точки зрения обывателя. Но он ведь понимал, что это была за дверь.

 

Игорь Шибанов, актер ТЮЗа, из личного архива

Игорь Шибанов: театр, театр и еще раз театр

Народный артист России Игорь Шибанов отмечает юбилей 14 сентября 2019 года. Обаятельный, с легкостью импровизирующий, глубокий и нестандартно мыслящий актер служит в ТЮЗе имени Брянцева с 1964 года. Выдающийся ученик Зиновия Корогодского к своему 75-летию — корифей труппы и любимец зрителей. За время работы в ТЮЗе артист сыграл более 90 ролей. Вспомним вошедшие в летопись театра художественные образы Игоря Шибанова, каждый из которых являет крупицу удивительного дарования артиста.

джазовый фестиваль "Большой джем", пресс-служба

Чудеса «Большого Джема» в Сестрорецке

В минувшие выходные, 7 и 8 сентября 2019 года, прошел пятый юбилейный джазовый фестиваль «Большой Джем», который ежегодно считается самым продолжительным джазовым openair-джемом в мире. Этот семейный фестиваль открыл свои двери в историческом центре Сестрорецка — на территории культурного креативного пространства «Петровский арсенал», где два дня звучал высококлассный джаз. Более 22 тысяч гостей фестиваля порадовал бесплатный вход и созданные организаторами лаундж-зоны. Все детские и спортивные зоны фестиваля работали абсолютно бесплатно, чтобы каждый желающий мог беспрепятственно все попробовать и во всем поучаствовать.

Мертвые души. Фото Юлии Смелкиной предоставлено пресс-службой Театра Ленсовета

Мертвые души: Поэма застоя

В апреле этого года в Театре имени Ленсовета состоялась премьера по поэме «Мертвые души» и другим текстам Николая Васильевича Гоголя. Режиссер постановки — Роман Кочержевский, уже получивший за спектакль «Золотой софит» в номинации «За лучший режиссерский дебют». Эта постановка ни на что не похожа – в прямом, изначальном смысле этих слов. Она не претендует на что-то чрезвычайное, из ряда вон, и ее выразительные средства напоминают те, что публика видит на других сценических площадках города. Но нет! отличия огромные.

Диорама Блокада Ленинграда

Ленинград — это Мы. Ленинград — это Я

На сцене театра «Суббота» 7 и 8 сентября 2019 года состоялись первые показы спектакля «872 дня. Голоса блокадного города». Премьера была приурочена к 75-й годовщине освобождения Ленинграда от блокады 1941-1944 годов. На основе «Блокадной книги» Алеся Адамовича и Даниила Гранина, текстов и дневников Лидии Гинзбург, Дмитрия Лихачева, Ирены Дубицкой, Геннадия Гора, Павла Зальцмана, Татьяны Великотной, Веры Берхман и других очевидцев труппа театра создала совершенно особый спектакль, который необходимо увидеть всем петербуржцам от мала до велика. В спектакле заняты артисты Софья Андреева, Иван Байкалов, Анна Васильева, Владислав Демьяненко, Марина Конюшко, Анастасия Резункова, Екатерина Рудакова, Григорий Сергеенко, Снежана Соколова, Оксана Сырцова, Григорий Татаренко, Владимир Шабельников, Дарья Шиханова, Кристина Якунина.

Блокадный хлеб, фото Военно-медицинского музея

В городе проходят мероприятия в память о жертвах Блокады Ленинграда

В воскресенье, 8 сентября (12.00), в городе на Неве проходя публичные чтения списков погибших в Ленинграде во время блокады 1941-1944 годов. К акции Дня памяти присоединились: Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Музей Анны Ахматовой, Капелла, Дом журналиста, Дом актера, Театр “Балтийский дом”, Театр имени Ленсовета, Музей Достоевского, Российская национальная библиотека, библиотека Маяковского и ее филиалы, Библиотека Гоголя и многие другие площадки (более 30), список которых постоянно расширяется.

Светлана Лаврецова

Светлана Лаврецова: 98-й сезон ТЮЗа будет очень насыщенным

Санкт-Петербургский театр юных зрителей открывает сезон 1 сентября 2019 года, в унисон со школьниками, празднующими День знаний. Театр живет активной жизнью, являясь частью культурного наследия Санкт-Петербурга. Новый, 98-й, сезон будет наполнен премьерами, гастролями и грандиозными международными фестивалями. Директор ТЮЗа Светлана Лаврецова в интервью «Петербургскому авангарду» подвела итоги предыдущего года и поделилась планами на следующий. Она рассказала, какие премьеры запланированы в ТЮЗе и в каких городах спектакли театра можно будет посмотреть.