Михаил Шестаков: Выставка подарила мне бурю эмоций

До начала августа в пространстве «Артмуза» на Васильевском острове будет открыта выставка петербургского фотографа Михаила Шестакова. Его «Музы» — это серия из 18 фотографий, посвященных исследованию человеческой красоты. О появлении муз, вдохновении и многогранной женской красоте фотохудожник рассказал корреспонденту «Петербургского авангарда».
Михаил Шестаков

21 июля 2017.
Текст: Евгения Кудряшова Фото: Кирилл Костюков
Рубрика: Стиль жизни. Тэги: .

Михаил, скажи, как долго создавался проект?

— Первый кадр был сделан в январе 2015-го. Но тогда названия и идеи серии еще не было. Все это сформировалось где-то после третьей съемки, когда я понял, что отснятый материал можно объединить этим поэтичным названием. «Музы» — собственно, этим все сказано. Красота, которая вдохновляет.

Михаил Шестаков

Поскольку главное в этой серии — поиск модели, то съемки шли этакими всплесками: то много, то мало. Последний кадр, например, был сделан, после почти девятимесячного перерыва — в марте 2017-го.

Выставка для фотографа — это своего рода как концерт для музыканта. Мало просто писать песни и выкладывать в сеть. Нужно и живое выступление.

К выставке «Музы» я стремился с самого начала, и вот все получилось.

Михаил Шестаков

У тебя на снимках запечатлены исключительно девушки. Ты специально проигнорировал «мужскую линию»?

— В рамках серии «Музы» я считаю этот вопрос неуместным или бессмысленным. Музы в моем понимании (да и в понимании древних Греков) — это девушки. В рамках других серий я снимаю и парней, конечно.

Как ты находишь моделей для съемок?

— Я снимаю либо своих знакомых, либо пишу людям в социальных сетях. Иногда бывает, что я узнаю о каком-то человеке от своих знакомых, и он меня заинтересовывает. Ну, знаете, сарафанное радио.

Михаил Шестаков

А можешь подойти на улице к понравившемуся человеку и предложить ему попозировать?

— Могу, конечно, не вижу в этом сложности. Периодически так и делаю. Но надо понимать, что на улице я не снимаю — только в студии. Так что в любом случае общение о съемке переходит в Интернет.

Михаил Шестаков

Какими качествами должна обладать девушка, чтобы попасть к тебе в объектив?

— Во-первых, мне важен типаж. Тут я доверяю интуиции. Да, у меня выработался некий образ «моей модели», но все зависит от задач съемки.

В любом случае, фотография — визуальное искусство, так что, конечно, типаж модели — один из ключевых факторов. И вот тут я доверяю своим ощущениям. А именно: как модель соответствует тому, что мне хотелось бы показать. Мне кажется, отчасти так и вырабатывается авторский стиль. Это не разложишь по пунктам, это надо чувствовать.

Во-вторых, очень важна заинтересованность в том, что я делаю. Если нет хотя бы минимального уровня взаимопонимания, то лучше и не снимать.

И немаловажную роль играет уникальная история каждого персонажа.

Много моделей с фотографий пришло на открытие?

— Пятеро, кажется. Но далеко не все они из Питера, так что было бы странно, если бы вдруг пришли все.

А девушки на фотографиях — они все профессиональные модели?

— Конечно нет. Возможно, некоторые из них берут деньги за съемки, но ни для кого это не основная работа.

Михаил, а что ты потом будешь делать с распечатанными выставочными фотографиями? Со стен долой и в трубочку на шкаф?

— Эти работу будут и дальше жить, но уже в других пространствах. Здесь, в «Артмузе», выставка продлится до 3 августа. Потом эта серия будет выставляться в Архангельске. Затем «Муз» можно будет созерцать в Германии, в Нюрнберге. К тому же сейчас я веду переговоры с московскими галереями.

Это твоя первая выставка?

— Она первая только в плане подобного масштаба. У меня уже было несколько персональных фотовыставок. Я был участником групповых выставок. Некоторые фотографии были представлены даже в Государственном Русском музее.

Ты сам доволен выставкой? Результат превзошел ожидания?

— Очень доволен. Сам процесс ее подготовки и сам факт ее существования подарили мне бесценный опыт. К тому же я считаю, что выставка — это неотъемлемая часть жизни фотографа. Это способ делиться с живым зрителем тем, что делаешь.

На каком-то этапе я просто перестал ожидать чего-либо, потому что понятия не имел, как это все произойдет. Изначально, конечно, меня очень волновало, сколько же народу придет на открытие, какие-то технические и организационные вопросы. Но как только мы ее официально открыли — все сомнения и переживания как рукой смело.

Наверняка могу сказать, что эта выставка подарила мне бурю эмоций и энергии.

Есть ли у тебя любимая муза, которая бы вдохновляла больше всех остальных?

— В моей голове это не так работает. Если бы какая-то из них вдохновляла сильно меньше — то ее бы и не было на выставке. Так работает процесс отбора финальных кадров. Так что если и говорить о различиях, то можно сказать, что они вдохновляют немного по-разному. Но с одинаковой силой. Так что любимые — все.

Театр дождей

«Театр дождей» в «Доме, который построил Свифт»

«Театр дождей» нарастил жирок историй и юбилеев. Только недавно он отпраздновал 30-летие спектакля «Дом, который построил Свифт» и вот уже грядет новая дата — пятилетие «Белых флагов» по Нодару Думбадзе. «Театр дождей» удивительным образом общается со зрителями: выбирая уже ставшие классическими произведения, он подает их неожиданно, весело, но не легковесно. Этот мир наполнен мыслеформами, с помощью которых разговаривают артисты и все, кто хоть раз побывал в «Театре дождей». Как говорится, достаточно одного спектакля…

Александра Магелатова

Александра Магелатова: Зрители даже сами не знают, что они единомышленники

Александра Магелатова известна по ролям Гимназистки, написавшей письмо губернатору («Губернатор», режиссер Андрей Могучий) и Черного Ангела («Zholdak Dreams: похитители чувств», режиссер Андрий Жолдак), которые она сыграла на сцене БДТ. За роль Черного Ангела в этой постановке Александра Магелатова была номинирована на «Золотой софит» 2016 года. А в 2017 году ее номинировали на премию «Прорыв» за роль Гимназистки. В интервью «Петербургскому авангарду» актриса БДТ Александра Магелатова рассказала про репетиции с Андреем Могучим, как попала в главный театр Санкт-Петербурга и почему зрители играют особенную роль.

Театр Особняк

Живая комната в театре «Особняк»

Понятие «лирический хоррор» в российской культуре пока явно очень молодо. Пояснения ему, во всяком случае, ни один источник не дает. Среди поджанров литературы ужасов такого термина не встречается. Есть, правда, «романтические ужасы», где, согласно источникам, смешиваются черты любовной истории и элементы ужаса. Может быть, именно это имеют в виду постановщики спектаклей с такой формулировкой. Но поскольку содержание идет вразрез с этим предположением в плане «любовной истории», то скорее всего они преследуют другую задачу.

реставрация Оргии Котабринского

«Оргия»: смотреть и не дышать

В Русском музее проходит выставка «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме». Ее главным открытием стала картина Вильгельма Котабринского «Оргия». Этот тот редкий случай, когда реставратор выходит за грань возможного и невозможного, возвращая миру бесценный шедевр. Специально к выставке «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме» специалисты службы «Виртуальный Русский музей» при поддержке Благотворительного фонда «Система» создали фильм «Вильгельм Котарбинский. Искусством … мечтать». Его можно посмотреть в одном из залов Корпуса Бенуа, в котором расположилась экспозиция.

фильмы Хироси Тэсигахара

В «Родине» стартуют бесплатные показы фильмов легендарного японского режиссера

Генеральное консульство Японии в Санкт-Петербурге совместно с киноцентром «Родина» (Караванная улица, 12) представляют ретроспективу фильмов японского режиссера Хироси Тэсигахара. Вход на все киносеансы – свободный.

выставка Виталия Тюленева

Виталий Тюленев — сюрреалист «оттепели»

В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков (набережная канала Грибоедова. 103) проходит экспозиция работ необычного советского художника Виталия Тюленева. В соответствии с мечтательным изобразительным языком мастера она названа «Во сне и наяву».