Михаил Шестаков: Выставка подарила мне бурю эмоций

До начала августа в пространстве «Артмуза» на Васильевском острове будет открыта выставка петербургского фотографа Михаила Шестакова. Его «Музы» — это серия из 18 фотографий, посвященных исследованию человеческой красоты. О появлении муз, вдохновении и многогранной женской красоте фотохудожник рассказал корреспонденту «Петербургского авангарда».
Михаил Шестаков

21 июля 2017.
Текст: Евгения Кудряшова Фото: Кирилл Костюков
Рубрика: Стиль жизни. Тэги: .

Михаил, скажи, как долго создавался проект?

— Первый кадр был сделан в январе 2015-го. Но тогда названия и идеи серии еще не было. Все это сформировалось где-то после третьей съемки, когда я понял, что отснятый материал можно объединить этим поэтичным названием. «Музы» — собственно, этим все сказано. Красота, которая вдохновляет.

Михаил Шестаков

Поскольку главное в этой серии — поиск модели, то съемки шли этакими всплесками: то много, то мало. Последний кадр, например, был сделан, после почти девятимесячного перерыва — в марте 2017-го.

Выставка для фотографа — это своего рода как концерт для музыканта. Мало просто писать песни и выкладывать в сеть. Нужно и живое выступление.

К выставке «Музы» я стремился с самого начала, и вот все получилось.

Михаил Шестаков

У тебя на снимках запечатлены исключительно девушки. Ты специально проигнорировал «мужскую линию»?

— В рамках серии «Музы» я считаю этот вопрос неуместным или бессмысленным. Музы в моем понимании (да и в понимании древних Греков) — это девушки. В рамках других серий я снимаю и парней, конечно.

Как ты находишь моделей для съемок?

— Я снимаю либо своих знакомых, либо пишу людям в социальных сетях. Иногда бывает, что я узнаю о каком-то человеке от своих знакомых, и он меня заинтересовывает. Ну, знаете, сарафанное радио.

Михаил Шестаков

А можешь подойти на улице к понравившемуся человеку и предложить ему попозировать?

— Могу, конечно, не вижу в этом сложности. Периодически так и делаю. Но надо понимать, что на улице я не снимаю — только в студии. Так что в любом случае общение о съемке переходит в Интернет.

Михаил Шестаков

Какими качествами должна обладать девушка, чтобы попасть к тебе в объектив?

— Во-первых, мне важен типаж. Тут я доверяю интуиции. Да, у меня выработался некий образ «моей модели», но все зависит от задач съемки.

В любом случае, фотография — визуальное искусство, так что, конечно, типаж модели — один из ключевых факторов. И вот тут я доверяю своим ощущениям. А именно: как модель соответствует тому, что мне хотелось бы показать. Мне кажется, отчасти так и вырабатывается авторский стиль. Это не разложишь по пунктам, это надо чувствовать.

Во-вторых, очень важна заинтересованность в том, что я делаю. Если нет хотя бы минимального уровня взаимопонимания, то лучше и не снимать.

И немаловажную роль играет уникальная история каждого персонажа.

Много моделей с фотографий пришло на открытие?

— Пятеро, кажется. Но далеко не все они из Питера, так что было бы странно, если бы вдруг пришли все.

А девушки на фотографиях — они все профессиональные модели?

— Конечно нет. Возможно, некоторые из них берут деньги за съемки, но ни для кого это не основная работа.

Михаил, а что ты потом будешь делать с распечатанными выставочными фотографиями? Со стен долой и в трубочку на шкаф?

— Эти работу будут и дальше жить, но уже в других пространствах. Здесь, в «Артмузе», выставка продлится до 3 августа. Потом эта серия будет выставляться в Архангельске. Затем «Муз» можно будет созерцать в Германии, в Нюрнберге. К тому же сейчас я веду переговоры с московскими галереями.

Это твоя первая выставка?

— Она первая только в плане подобного масштаба. У меня уже было несколько персональных фотовыставок. Я был участником групповых выставок. Некоторые фотографии были представлены даже в Государственном Русском музее.

Ты сам доволен выставкой? Результат превзошел ожидания?

— Очень доволен. Сам процесс ее подготовки и сам факт ее существования подарили мне бесценный опыт. К тому же я считаю, что выставка — это неотъемлемая часть жизни фотографа. Это способ делиться с живым зрителем тем, что делаешь.

На каком-то этапе я просто перестал ожидать чего-либо, потому что понятия не имел, как это все произойдет. Изначально, конечно, меня очень волновало, сколько же народу придет на открытие, какие-то технические и организационные вопросы. Но как только мы ее официально открыли — все сомнения и переживания как рукой смело.

Наверняка могу сказать, что эта выставка подарила мне бурю эмоций и энергии.

Есть ли у тебя любимая муза, которая бы вдохновляла больше всех остальных?

— В моей голове это не так работает. Если бы какая-то из них вдохновляла сильно меньше — то ее бы и не было на выставке. Так работает процесс отбора финальных кадров. Так что если и говорить о различиях, то можно сказать, что они вдохновляют немного по-разному. Но с одинаковой силой. Так что любимые — все.

Иван Пинженин

Иван Пинженин: Хочу завести вечный двигатель обмена энергией

Петербургский поэт и музыкант Иван Пинженин родом из Екатеринбурга. Он сотрудничает со многими современными музыкантами и рок-группами. Его первая книга «В моем magazine» вышла в петербургском издательстве «Геликон Плюс» в 2012 году. К слову сказать, это издательство основано писателем Александром Житинским, который одним из первых обратился к созданию летописи российской рок-музыки.

двор Санкт-Петербурга

Новые пешеходные маршруты в Петербурге: свет и тень

Санкт-Петербург — город, который невозможно узнать до конца. Все три столетия он развивается, меняется, преподносит сюрпризы своим жителям, а уж гостям на этот город и вовсе невозможно насмотреться. Вот недавно новые пешеходные маршруты по Северной столице предложило предприятие «Ленсвет» и петербургских архитектор Екатерина Новикова.

Елена Боброва

Елена Боброва: Петербуржцы заново открывают свой город

В город, кажется, пришла теплая погода. Уже открылся сезон катаний на велосипедах и череда городских праздников для любителей двухколесных: 18 мая состоится традиционная акция «На работу на велосипеде», а 3 июня на фестивале ЗСД будет велопробег. Корреспондент «Петербургского Авангарда» поговорил с Еленой Бобровой — велогидом по Санкт-Петербургу.

Босх и Брейгель

Северное Возрождение в Северной столице

В одном из самых популярных арт-пространств Санкт-Петербурга «Этажи» до конца мая можно посетить выставку «Босх и Брейгель. Мистические образы и тайны», посвященную творчеству двух величайших мастеров Северного Возрождения. Оба художника мало изучены и их наследие невелико в количественном смысле, однако сложно оспорить ценность их вклада в мировую культуру. В России их работ нет ни в музеях, ни в частных собраниях, поэтому «Этажи» собрали на своей площадке качественные репродукции наиболее известных картин, и объявили девизом мероприятия лозунг «Мистическому городу — мистическая выставка».

Уланбек Баялиев

Уланбек Баялиев: «Зимняя сказка» Шекспира примеряет маску комедии

«Зимняя сказка» — предпоследняя пьеса, написанная Уильямом Шекспиром и уже не для «Глобуса». По некоторым источникам, пьесу сыграли при дворе короля за пять лет до смерти драматурга. Пьеса грустна, хотя жанр ее — трагикомедия, а название по-детски волшебное и безоблачное. На самом деле все полно предгрозового настроения и ощущения близкого конца — жизнь автора на излете, пора подводить итоги.

Конюшенная площадь

Театр ЦЕХЪ: мастерская футуризма среди памятников прошлого

Один из самых авангардных театров Санкт-Петербурга ЦЕХЪ расположен в потаенном уголке ядра культурной жизни и общественной активности города — на Конюшенной площади, в одном из скрытых корпусов большого нарядного здания. Неформальный храм нимфы субкультур и андеграунда обставлен по-молодежному аскетично и неприхотливо. Ведь в пору юности людям не нужны элегантные интерьеры, мягкие кресла, изысканное меню и избыток деталей. Для бунтарских порывов все это не более чем рамки и условности. Это естественное явление, но если бунт происходит ради самого бунта, он приводит лишь к разрушениям.