Михаил Шестаков: Выставка подарила мне бурю эмоций

До начала августа в пространстве «Артмуза» на Васильевском острове будет открыта выставка петербургского фотографа Михаила Шестакова. Его «Музы» — это серия из 18 фотографий, посвященных исследованию человеческой красоты. О появлении муз, вдохновении и многогранной женской красоте фотохудожник рассказал корреспонденту «Петербургского авангарда».
Михаил Шестаков

21 июля 2017.
Текст: Евгения Кудряшова Фото: Кирилл Костюков
Рубрика: Стиль жизни. Тэги: .

Михаил, скажи, как долго создавался проект?

— Первый кадр был сделан в январе 2015-го. Но тогда названия и идеи серии еще не было. Все это сформировалось где-то после третьей съемки, когда я понял, что отснятый материал можно объединить этим поэтичным названием. «Музы» — собственно, этим все сказано. Красота, которая вдохновляет.

Михаил Шестаков

Поскольку главное в этой серии — поиск модели, то съемки шли этакими всплесками: то много, то мало. Последний кадр, например, был сделан, после почти девятимесячного перерыва — в марте 2017-го.

Выставка для фотографа — это своего рода как концерт для музыканта. Мало просто писать песни и выкладывать в сеть. Нужно и живое выступление.

К выставке «Музы» я стремился с самого начала, и вот все получилось.

Михаил Шестаков

У тебя на снимках запечатлены исключительно девушки. Ты специально проигнорировал «мужскую линию»?

— В рамках серии «Музы» я считаю этот вопрос неуместным или бессмысленным. Музы в моем понимании (да и в понимании древних Греков) — это девушки. В рамках других серий я снимаю и парней, конечно.

Как ты находишь моделей для съемок?

— Я снимаю либо своих знакомых, либо пишу людям в социальных сетях. Иногда бывает, что я узнаю о каком-то человеке от своих знакомых, и он меня заинтересовывает. Ну, знаете, сарафанное радио.

Михаил Шестаков

А можешь подойти на улице к понравившемуся человеку и предложить ему попозировать?

— Могу, конечно, не вижу в этом сложности. Периодически так и делаю. Но надо понимать, что на улице я не снимаю — только в студии. Так что в любом случае общение о съемке переходит в Интернет.

Михаил Шестаков

Какими качествами должна обладать девушка, чтобы попасть к тебе в объектив?

— Во-первых, мне важен типаж. Тут я доверяю интуиции. Да, у меня выработался некий образ «моей модели», но все зависит от задач съемки.

В любом случае, фотография — визуальное искусство, так что, конечно, типаж модели — один из ключевых факторов. И вот тут я доверяю своим ощущениям. А именно: как модель соответствует тому, что мне хотелось бы показать. Мне кажется, отчасти так и вырабатывается авторский стиль. Это не разложишь по пунктам, это надо чувствовать.

Во-вторых, очень важна заинтересованность в том, что я делаю. Если нет хотя бы минимального уровня взаимопонимания, то лучше и не снимать.

И немаловажную роль играет уникальная история каждого персонажа.

Много моделей с фотографий пришло на открытие?

— Пятеро, кажется. Но далеко не все они из Питера, так что было бы странно, если бы вдруг пришли все.

А девушки на фотографиях — они все профессиональные модели?

— Конечно нет. Возможно, некоторые из них берут деньги за съемки, но ни для кого это не основная работа.

Михаил, а что ты потом будешь делать с распечатанными выставочными фотографиями? Со стен долой и в трубочку на шкаф?

— Эти работу будут и дальше жить, но уже в других пространствах. Здесь, в «Артмузе», выставка продлится до 3 августа. Потом эта серия будет выставляться в Архангельске. Затем «Муз» можно будет созерцать в Германии, в Нюрнберге. К тому же сейчас я веду переговоры с московскими галереями.

Это твоя первая выставка?

— Она первая только в плане подобного масштаба. У меня уже было несколько персональных фотовыставок. Я был участником групповых выставок. Некоторые фотографии были представлены даже в Государственном Русском музее.

Ты сам доволен выставкой? Результат превзошел ожидания?

— Очень доволен. Сам процесс ее подготовки и сам факт ее существования подарили мне бесценный опыт. К тому же я считаю, что выставка — это неотъемлемая часть жизни фотографа. Это способ делиться с живым зрителем тем, что делаешь.

На каком-то этапе я просто перестал ожидать чего-либо, потому что понятия не имел, как это все произойдет. Изначально, конечно, меня очень волновало, сколько же народу придет на открытие, какие-то технические и организационные вопросы. Но как только мы ее официально открыли — все сомнения и переживания как рукой смело.

Наверняка могу сказать, что эта выставка подарила мне бурю эмоций и энергии.

Есть ли у тебя любимая муза, которая бы вдохновляла больше всех остальных?

— В моей голове это не так работает. Если бы какая-то из них вдохновляла сильно меньше — то ее бы и не было на выставке. Так работает процесс отбора финальных кадров. Так что если и говорить о различиях, то можно сказать, что они вдохновляют немного по-разному. Но с одинаковой силой. Так что любимые — все.

Гете-институт

Гёте-институт дарит на свой юбилей Фестиваль немецкого кино

С 25 по 28 октября в киноцентре «Родина» пройдет Фестиваль немецкого кино. Публика сможет насладиться премьерами новейших немецких фильмов, которые уже принимали участие в Берлинском кинофестивале. Этот год стал для кинематографа Германии очень успешным, и четыре картины с Берлинале можно будет увидеть в рамках 15-го Фестиваля немецкого кино в Петербурге. Организатором мероприятия, как и в предыдущие 14 лет, выступает Гёте-институт, который в 2018-м отмечает 25-летие своей деятельности в Петербурге.

Андрей Плахов

Андрей Плахов: «Кино сверхреальности» — грань игрового и документального

Международный кинофестиваль с 30-летней историей — «Послание к человеку» — зарождался как смотр документальных фильмов, но за три десятка лет оброс программами анимации, экспериментального кино и игровых картин. Современный кинофестиваль не заканчивается на церемонии награждения — его эхо еще долго разносится по городам и странам.

Терем-квартет

«Терем-квартет»: Мурашка — главный критерий в музыке

Самый яркий инструментальный коллектив в России «Терем-квартет», создавший необычное и увлекательное музыкальное направление кроссовер, собирает на берегах Невы претендентов на «Золотую мурашку». С 22 октября в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга (набережная Мойки, 20) начнется V Международный музыкальный турнир «Терем Кроссовер». Он, как Ноев ковчег, берет на борт самых разнообразных исполнителей, играющих на классических, а подчас — необычных и редких, музыкальных инструментах. И эта музыка не укладывается ни в один формат или стиль. «Терем Кроссовер» — это всегда захватывающее приключение, которое преподносит сюрпризы и открытия, стирая границы музыкальных направлений и даже стран.

Татьяна Юрьева

Юбилей великого человека и верного друга

18 октября свой юбилей встречает яркая представительница петербургского арт-мира — Татьяна Семеновна Юрьева. Она носит гордое звание заслуженного деятеля искусств РФ, является доктором искусствоведения, профессором кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств, директором Музея современных искусств имени Дягилева СПбГУ.

Нужен ли искусству супермаркет?

В течение минувших выходных — 13 и 14 октября — петербургский Музей стрит-арта на шоссе Революции стал площадкой для выставки-ярмарки Sam Fair. На это время музей превратился в большой супермаркет, где художники сами оформили стенды своими работами, а любители и коллекционеры современного искусства смогли не только купить произведения, но и пообщаться с авторами. Среди участников — 120 художников и арт-объединений из разных регионов России. Также в программу были включены лекции, концерт, дискуссия, перформансы и тату-бар, а в одной из социальных сетей прошел онлайн-аукцион.

Cosmoscow-2018

Что сейчас покупают на выставках

Cosmoscow-2018 – арт-ярмарка современного искусства, которая раз в год предлагает вниманию публики актуальные работы российских художников, а также знакомит с лучшими галереями России. Это мероприятие собирает в одном месте всех ценителей, знатоков, коллекционеров, галеристов, художников и просто интересующихся искусством людей. Основательница успешнейшего арт-рынка страны – Маргарита Анатольевна Пушкина – искусствовед, коллекционер, директор Cosmoscow.