Марк Розовский: Нашей культуре ничего не грозит

В Петербурге радостное событие: Марк Розовский репетирует мюзикл «Бедная Лиза». Режиссер уже 35 лет является художественным руководителем московского театра «У Никитских ворот», автором сценариев к известным фильмам, драматургом, композитором и лауреатом многочисленных премий. Премьера мюзикла назначена на 26 октября в ТЮЗе имени Брянцева. Спектакль посвящен Георгию Товстоногову, что не удивительно: в 1973 году на Малой сцене БДТ состоялась премьера мюзикла «Бедная Лиза», принесшего известность Марку Розовскому.
Марк Розовский

8 октября 2018.
Беседовала Елизавета Ронгинская. Фотографии репетиций сделаны Анной Гилевой и предоставлены пресс-службой Театра у Никитских ворот.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с режиссером о том, почему он решил еще раз поработать над повестью Николая Карамзина, заветах Товстоногова и русской культуре.

Марк Розовский

Марк Григорьевич, как возникла идея поставить в ТЮЗе спектакль «Бедная Лиза»?

С петербургским ТЮЗом я знаком давно: был дружен с Корогодским-старшим, Корогодским-младшим. Светлана Васильевна Лаврецова, заступив на должность директора театра, однажды оказалась в одной делегации с моей женой, директором театра «У Никитских ворот», Татьяной Ревзиной. Между ними возникла какая-то общность на фоне директорской профессии, которая, безусловно, непроста в наши времена. Они подружились и стали общаться. Так что теплые отношения с ТЮЗом у меня давно. В театре долгое время шел мой спектакль «Энтин-шоу»: это был детский игровой спектакль на популярные песенки моего друга Юрия Энтина.

Бедная Лиза, Марк Розовский

Инициатива постановки  мюзикла «Бедная Лиза» исходила от Адольфа Шапиро, художественного руководителя проектов театра. Адольф Яковлевич – авторитетный, талантливый режиссер и театральный деятель. Я долгое время думал над его предложением: в 1973 году спектакль «Бедная Лиза» был рожден на Малой сцене БДТ при поддержке Георгия Товстоногова. Возвращаться вновь к этой работе – большая ответственность. Поскольку я занимаюсь театром «У Никитских ворот», мне было сложно найти время, чтобы сразу откликнуться на предложение Адольфа Шапиро. Оно было несколько раз повторено, и в прошлом году на фестивале «Радуга» мы окончательно договорились о постановке.

Бедная Лиза, Марк Розовский

На «Радуге» в рамках научно-практической конференции вы обсуждали спектакли молодых режиссеров. Какие требования вы выдвигаете перед начинающими творцами?

Мы полемизировали о профессионализме молодых: я ратую за любой эксперимент в театре, но мотивированный, а также за грамотный разбор и чистоту формы. Существует два главных завета Товстоногова, которые он отстаивал в советском театре: верность автору и умение, как он говорил, простроить спектакль. Верность автору должна быть не буквальной: надо уметь докопаться до истины, распознать все мотивировки, внутренние связи. Быть верным миросознанию автора, который в нашем случае творил в конце 18 века, был не только писателем, но и историком – самое главное.

Второй урок Товстоногова касается технологии – того, что он называл «простройка». Сейчас многие  режиссеры делают несколько блестящих эпизодов в спектакле, а остальные сцены оказываются проходными. Товстоногов учил искусству композиции – верному соотношению частей, переходу из жанра в жанр, от комедии, где царит импровизация, фарс, легкость и волшебство актерского изъявления, до трагедии.

Бедная Лиза, Марк Розовский

Товстоногов объяснял, что если режиссер поверхностен, не может разобраться ни в мотивировках, ни в образных ходах, то убедительности на сцене будет мало. Сегодня есть множество приемов, когда отсутствие мотивировок можно замаскировать: например, актер начинает кричать, говорить скороговоркой, пластично двигаться – и зритель очаровывается визуальным разнообразием. Но русская театральная школа предполагает, что театр переживания переплетается с театром представления. Мы транжирим самобытность нашего театра, ибо хотим угнаться за международным трендом, а свой собственный бриллиант-то, что получили от Золотого, Серебряного века, мы довольно часто нивелируем.

Бедная Лиза, Марк Розовский

Несмотря на то, что сегодня культура атакована бескультурьем – нашей культуре ничего не грозит. Культура – это некая незыблемая гармония, сколько ее ни кусай, ни раздирай, она сохраняется в целостности. А искусство должно быть заразительным и убедительным, при этом очень неожиданным. Товстоногов, когда я принес ему «Бедную Лизу» и «Историю лошади», молниеносно откликнулся на мои предложения, хотя это было совершенно вне языка БДТ. Товстоногов имел широту знания, и это качество важно и для современного художника.

Бедная Лиза, Марк Розовский

В чем заключается новизна взгляда на произведение Карамзина «Бедная Лиза» спустя 45 лет?

Премьерный спектакль – не копия спектакля БДТ и даже не копия того спектакля, который идет на сцене театра «У Никитских ворот». Мне очень интересно вновь поработать с этим материалом. В ТЮЗе совершенно иное пространство, работает другой художник, играет самобытный оркестр и, главное, раскрываются другие актерские индивидуальности.

Весь фокус в том, что «Бедная Лиза» – шедевр Кармазина на все времена: великая русская литература началась именно с этого произведения. Это очень прозрачная история, написанная как притча и требующая моралите. Сам Карамзин писал эту повесть как некий урок обществу, которое растеряло критерии нравственности – в России 18 века царили грубейшие нравы. Я сейчас ставлю «Капитанскую дочку», описывающую времена пугачевщины. Пушкин, который пошел вослед Карамзину и стал историком, писал «Историю пугачевского бунта» и описывал такие страшные вещи, что волосы встают дыбом.

Бедная Лиза, Марк Розовский

Сейчас определенная дикость нравов тоже имеет место быть: я, уже находясь в Петербурге, услышал, что кто-то жарит шашлыки на Медном всаднике. Это не просто вызов всей культуре, городу, русской истории – это вызов каждому из нас. Потому что это делают люди, которые пользуются смартфонами и находятся среди нас. Театр, конечно, не может переменить нравы, но может рассказать, что такое любовь и обман, чистота и грязь, с детских лет привить любовь к идеалу и вере.

Бедная Лиза, Марк Розовский

Произведение Карамзина написано в традициях сентиментализма. Бердяев писал, что «сентиментальность – оборотная сторона жестокости». Согласны ли вы с этим утверждением?

Николай Бердяев, размышляя об этом, подразумевал определенный контекст: Ленин отдавая приказы «расстрелять», «повесить», мог в это же время фотографироваться с кошечкой на руках. Так же и Гитлер, при всей его жестокости, был мил с собачкой. Но в нашем спектакле раскрывается другая сентиментальность. Я воспринимаю сентиментальность Карамзина как обостренную чувственность.

Бедная Лиза, Марк Розовский

Этого так не хватает нам сейчас: даже в любви царит забытовление, нет возвышенности. Поэтому Пушкин кажется чужим современному человеку: пушкинские изъявления  в любви воспринимаются как что-то пародийное. Тема взаимоотношения полов – первооснова человеческого существования. Если теряется искренность, чистота взаимоотношений, то сразу возникают беды, разрывы, несчастные дети. Тема всей российской культуры – грех и ответственность за него. «Бедная Лиза» начала эту тему, которая абсолютно актуальна до сих пор, я в этом убежден.

Бедная Лиза, Марк Розовский

Марк Григорьевич, расскажите об артистах, занятых в мюзикле.

Я сказал в начале репетиций: вы все будете купаться в своих ролях. Артисты посмотрели на меня с недоверием, но по мере погружения в материал, они настолько увлеклись им, что раскрылись с удивительных сторон. У нас все четыре роли – главные. Сейчас, когда работа близится к финалу, я могу сказать, что не просто доволен – я в восторге от их отдачи, стараний, трепетности, желания слышать режиссера.

Артисты все разные – в спектакле репетируют почти два состава. У нас очень разные по психофизике Эрасты: в исполнении Никиты Марковского и Константина Федина. Спектакль один, но артисты настолько диаметральны, что с каждым возникает совершенно новое прочтение. Обе Лизы тоже очень разные – это Анна Мигицко и Мария Хрущева. Маша – лиричная, воздушная, нежная, органичная, Аня поразила своей мощью, темпераментом, энергическими запасами.

Бедная Лиза, Марк Розовский

Алексей Титков играет роль Леонида, который ведет спектакль. У Алексея русское нутро, в нем есть мудрость и культура, он очень любит и знает русскую историю, и все делает на высшем уровне. Роль Матери исполняют две актрисы: Лилиан Наврозашвили и Мария Соснякова. Казалось бы, это служебная роль, но в нашем мюзикле образ матери развит – в ней переплетается и юмор, и православные идеи. Мария более ироничная и комедийная, узнаваемая, Лилиан привносит интеллектуальную сторону в роль, они обе игровые, импровизаторские. Это была контактная, взаимная, творческая работа с артистами, и я получил удовольствие от каждой репетиции  с ними.

Бедная Лиза, Марк Розовский

Почему вы решили открыть текст Карамзина поэтически-музыкальным ключом?

Прочтение требовало дополнений к Карамзину, уже нашего понимания текста. В зонгах заключены грандиозные философские смыслы – все, о чем я говорил выше. Это наше с Юрием Ряшенцевым, автором стихов, понимание произведения и его значимости в культуре. Это не спектакль с песенками, а именно зонгами в понимании брехтовского театра. Этот прием дает возможность отчуждения, авторского и актерского комментария – все это и есть в нашей театральной «Бедной Лизе».

Бедная Лиза, Марк Розовский

В Петербурге был когда-то один важный для меня человек, который помог мне уяснить все многообразие карамзинского текста – литературовед Георгий Макогоненко. Сюжет повести «Бедная Лиза» – это надводная часть произведения, а восемь девятых спрятаны за сюжетом. В повести заключена вся русская история, культура, взаимоотношения Востока и Запада. «Бедная Лиза» не потому бедная, что она крестьянка и не имеет собственности, а потому, что была обманута. Повесть Кармазина кульминировала век просвещения, основной идеей которого было уважение к личности независимо от социального статуса. Вся прелесть «Бедной Лизы» – и тогда и сегодня – это нарастающая волна любви, которая сметает все преграды. Как иначе учить любить, как анализировать, если любовь истощилась, если не обращаться  к культовому произведению Карамзина?

Бедная Лиза, Марк Розовский

Беседовала  ЕЛИЗАВЕТА  РОНГИНСКАЯ

Александр Секацкий

Александр Секацкий о старости: Старуха Шапокляк — пример для подражания

Известный петербургский философ, доцент кафедры социальной философии и философии истории СПбГУ Александр Секацкий стал частым гостем на Квартирниках в информационном агентстве «Росбалт». Очередная встреча была посвящена философии возраста. Ученый рассказал о старости с точки зрения метафизики и философии, рассмотрев ее как жизнь внутри жизни. «Петербургский авангард» предлагает своим читателям некоторые интересные тезисы выступления.

Квартира

Удивительная и теплая «Квартира»

«Петербургскому авангарду» хорошо знакомы те театры и так называемые творческие пространства, которые стремятся выглядеть необычно и странно, фактически строя на этом весь свой художественный почерк. Однако помимо них существуют и те творческие объединения, которые не кажутся «не такими как все» — они таковыми являются на самом деле. В их основе лежит исследование ментальных расстройств, создание комфортных условий для духовного развития инвалидов и терапия с помощью творчества. Все это на практике представляет собой сложный, непрерывный и не всегда благодарный труд, хотя в медиа-пространстве инклюзивные проекты представлены как очень популярное современное веяние.

Марина Дмитриевская, предоставлено пресс-службой фестиваля "Пять вечеров"

Марина Дмитриевская: Все фестивали «Пять вечеров» мы проводили в долг

В Санкт-Петербурге 11 февраля завершился юбилейный театральный фестиваль «Пять вечеров». Он посвящен великому драматургу Александру Моисеевичу Володину, чье 100-летие пришлось на 10 февраля. К сожалению, создатели этого фестиваля объявили, что в этом году он прошел последний раз. О причинах столь печального решения «Петербургскому авангарду» рассказала арт-директор фестиваля Марина Дмитревская, главный редактор и директор «Петербургского театрального журнала».

Андреас Ланэ

Андреас Ланэ: Игровой культуре в России помог бы новый «Тетрис»

14 февраля — не только день Святого Валентина, но и неофициальный и при этом широко отмечаемый в профессиональном мире День компьютерщика. 14 февраля 1946 года впервые был продемонстрирован первый работающий электронный компьютер ENIAC I (Electrical Numerical Integrator And Calculator). В честь всех причастных к празднику «Петербургский авангард» публикует интервью с Андреасом Ланэ — президентом Европейской федерации игровых архивов, музеев и проектов по сохранению игр (EFGAMP), одним из основателей Музея компьютерных игр в Берлине — первой в мире постоянной выставки цифровой интерактивной развлекательной культуры.

Лючия Ди Ламмермур

«Лючия ди Ламмермур» — шедевр романтического бельканто

В конце 2018 года в Мариинском театре состоялась премьера оперы Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур». В основе сюжета — романтическая трагедия Вальтера Скотта «Ламмермурская невеста». А сюжет этот, напоминающий «Ромео и Джульетту», меломелодраматичен: лорд Генри Эштон хочет выгодно выдать сестру за лорда Артура Бакло, в противном случае замок Эштона может вернуть себе сын его прежнего владельца Эдгар. Но Лючия влюблена в таинственного незнакомца, которым оказался тот самый Эдгар. Возлюбленный девушки должен уехать с поручением во Францию. Расставаясь, влюбленные клянутся в вечной любви (и, как обычно, в подобных случаях, жди скорой смерти).

картина Репина

Одно из крупнейших полотен Репина покидает Русский музей

Сегодня в Русском музее состоялся демонтаж картины Ильи Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения». Полотно размером четыре на восемь метров отправится на выставку в Третьяковскую галерею.