Мария Семушкина: Я хочу, чтобы «Усадьба Jazz» стал причиной для приезда в Россию

Мария Семушкина — идеолог и основательница ежегодного международного фестиваля «Усадьба Jazz». Она создала event-агентство ArtMania и является его генеральным директором. Идея проведения джазового фестиваля родилась в 2003 году. И уже в мае 2004 года в усадьбе Архангельское на трех сценах прошел первый музыкальный фестиваль «Усадьба Jazz». Это грандиозное мероприятие сразу было задумано так, чтобы объединить джаз-рок, блюз, фанк, world music, lounge и множество других направлений. Фестиваль собирает и объединяет на несколько дней музыкантов со всего мира — и уже известных, и начинающих. В Архангельском фестиваль проходил шесть лет. В 2011 году было принято решение провести фестиваль на Елагином острове в Санкт-Петербурге. Список зарубежных участников «Усадьбы Jazz» значительно расширился. Кроме того, появилась сцена независимого рока. Ряд фестивалей проходил в Екатеринбурге, Воронеже, Сочи, Казани.
Мария Семушкина

22 июля 2018.

Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Директор фестиваля «Усадьба Jazz» Мария Семушкина рассказала корреспонденту «Петербургского авангарда» о современных российских аристократах и своей амбициозной мечте.

Мария, «Усадьба Jazz» проходит в последние выходные июля. На них приходится очень много фестивалей: VKFest, Present Perfect, «Петроджаз». Как будете со всеми монстрами конкурировать?

Знаете, я, с одной стороны, волнуюсь, потому что много разных мероприятий, инфоповодов, но, тем не менее, с другой стороны, я очень хорошо знаю нашу аудиторию, которая достаточно избирательна. Скажем, есть определенный контингент людей, который придет только к нам. Это достаточно зрелая аудитория, в основном семейная, она вряд ли пойдет на фестиваль «ВКонтакте», потому что это не их музыка. И, скорее всего, не пойдет на Present Perfect.

Я даже не волнуюсь по поводу «Петроджаза», где мы, казалось бы, вообще полностью совпадаем: у нас просто другой статус и другой уровень артистов. Какой мы бы хотели видеть нашу публику? Это — люди сознательные, свободные, с хорошим вкусом и культурным бэкграундом. Уверена, что в Санкт-Петербурге их немало.

Я как раз хотел спросить про современных аристократов. Я был несколько раз на «Усадьбе Jazz» и могу точно сказать, что аудитория отличается от публики на других фестивалях. Так получилось, к вам приходит современная аристократия. Кстати, одна из сцен на фестивале так называется «Аристократ». Как так получилось, что за 15 лет сформировалась такая публика? Современный аристократ в России — каким вы его видите?

Моя любимая тема! Начиная первый фестиваль, я еще не так глубоко была погружена в историю усадеб и тех семей, которые ими владели. Но с годами, выбирая площадки (Архангельское, усадьбы династии Голицына и Юсупова, Ольденбургских, Расторгуевых-Харитоновых), узнавала все больше и больше. Безусловно, нами утрачены те координаты, в которых жила русская аристократия. Но, тем не менее, новые аристократы уже появились. Они скромны и элегантны, коллекционируют предметы искусства и уж точно любят хорошую музыку.

Кто-то уже родился в семье интеллектуалов, кто-то сам к этому пришел. Новый аристократ в любом случае — человек пытливый, умный, ищущий. Надеюсь, что этих людей в России будет все больше. А «Усадьба Jazz» — именно то событие, которое дает людям повод немного возвыситься над самими собой, почувствовать связь с серьезной культурой. Мы наполняем новой энергией пространства старинных усадеб. Есть надежда, что новые аристократы впитают те же ценности, что и прежние владельцы русских усадеб. И им не захочется покидать Россию в поисках своей ниши, лучших условий для жизни, творчества и бизнеса. А наш фестиваль им в этом поможет.

Петербуржцы считают, что Санкт-Петербург — особенный город. «Усадьба Jazz» здесь отличается от фестивалей в других городах России?

Безусловно! Начнем с того, что фестивальная площадка — это музей. Да, в других регионах площадки — тоже музеи. Но здесь работает определенный контингент людей, для которых культура, памятники архитектуры и то, как они к этому относятся, — это святое. Москва — более коммерческий город — там расчет включается в первую очередь.

В Санкт-Петербурге — очень восприимчивая аудитория. Здесь публика более европейская: когда я за ней наблюдаю, у меня всегда такое ощущение, что я нахожусь в Стокгольме, Копенгагене или Париже. Петербургский слушатель — более подготовленный, интеллектуальный. А Москву надо постоянно удивлять суперзвездами и громкими премьерами. Хотя в любом крупном городе нашей страны можно найти представителей русской интеллигенции, которые могут хорошо вписаться в любую столичную компанию аристократов духа.

Вы проводите фестиваль уже 15 лет. Можете сказать про самый сложный год?

Это было в Москве — самым сложным был 2012 год. Мы сделали невероятно дорогую программу с огромным набором известных артистов. Два дня джаза на пяти сценах – везде хедлайнеры, бюджет невероятный. И нам просто не повезло с погодой: было холодно и очень сильный дождь. Из-за этого мы не смогли привлечь достаточно зрителей и оказались в жутких убытках.

Еще одним тяжелым воспоминанием стал 2015 год. Тогда нам предложили уйти из Архангельского, чтобы получить государственную поддержку. В итоге господдержку мы не получили, произошла смена власти, и вообще мы оказались никому не нужны. Я была практически сломлена, но нашла силы пойти дальше.

Последние годы формат большого городского фестиваля меняется: скажем, если раньше он был только музыкальным, то сейчас постоянно предлагаются дополнительные развлечения. Недавно в Москве был фестиваль, где к джазу добавились шахматы. Музыка не то что отодвигается на задний план, но становится одним из развлечений. Она уже не самоценна?

Нет, я так не считаю. Мы были одними из первых, кто вообще создал такой проект — у нас появились детские площадки, дизайнерский маркет. Но для чего это нужно? Все очень просто: нам важно привлечь гораздо более широкую аудиторию к нашей музыке. Нам нужно, чтобы у джаза появились новые и умные слушатели. Люди идут на некий праздник, на атмосферу, и это делают все фестивали. Поверьте, я видела практически все главные музыкальные фестивали в мире.

Немузыкальные активности нужны, чтобы объединить людей, которых привлекают разные стороны искусства. Есть любители театра, а есть публика, сосредоточенная на изобразительном искусстве. И мне хочется эти потоки увлечь в одно русло, направив в наше пространство. Эти знатоки обогащают нас, а мы — их, объединяя на почве музыки.

Мария Семушкина

Вы когда-то сказали, что хотите делать русский Монтрё. С тех пор прошло 15 лет. Вы приблизились к этому идеалу?

Вообще мне нравится Монтрё — это символ Швейцарии, как сыр или часы. Когда ты приезжаешь в Женеву, что ты видишь? «Монтрё джаз кафе», «Монтрё джаз шоп». Они стали частью национальной культуры. Все отели забиты на сезон проведения фестиваля. К тому же это — удивительной красоты место на берегу Женевского озера. Я хочу, чтобы «Усадьба Jazz» тоже стал аргументом для приезда в Россию. Русская усадьба и джаз — редкое сочетание. Но это, к сожалению, я не смогу сделать без государственной поддержки.

Мы единственный российский фестиваль, о котором знают на Западе. «Усадьба Jazz» проходит в шести городах — это федеральный проект. В этом году первый раз на фестиваль пришел министр культуры Владимир Мединский. С удивлением он узнал, что «Усадьба Jazz» проводится в нескольких городах. И вот это показательно — разобщенность государственных институтов и бизнеса.

А самый счастливый фестиваль какой?

Самый счастливый фестиваль – солнечный! Хотя и во время дождя бывают сильные эмоции. Например, таким впечатляющим было прошлогоднее выступление группы «Аукцыон» под дождем. Вообще «Усадьба Jazz» — про счастье, про новую философию жизни. Я в какой-то момент научилась разделять: можно не заработать, но фестиваль будет фееричным. Так получилось недавно в Москве: все шли навстречу друг другу и улыбались.

Сейчас уникальное время — музыка способна всех нас объединить, несмотря на войны и конфликты. Поэтому «Усадьба Jazz» предлагает фееричное, изысканное музыкальное наслаждение. Джаз — родившийся в сплаве культур, вобравший музыкальные традиции разных континентов — именно он нам и нужен сегодня.

Беседовал  АРТЕМ  МЕЛЬНИК

Олег Куликов

Олег Куликов: В театре мне важен эксперимент

В конце уходящего года поклонников Театра Эстрады имени Аркадия Райкина ждет сюрприз – 30 и 31 декабря здесь состоится премьера спектакля «Конопатая девчонка» с Юрием Гальцевым в главной роли. Ставит спектакль режиссер Олег Куликов. Ровно год назад на этой сцене он представил публике свой вариант пьесы Евгения Гришковца и Анны Матисон «Дом» и тоже вывел на сцену худрука театра. Причем в очень необычном для него образе. Олег Куликов рассказал «Петербургскому авангарду» о новой постановке.

Юрий Темирканов

«Площадь Искусств» под крылом Темирканова

Девятнадцатый международный фестиваль «Площадь Искусств» пройдет в этому году с 14 по 26 декабря и будет посвящен 80-летию выдающегося дирижера Юрия Темирканова. Публику ждет встреча с крупнейшими мастерами современности, среди которых — сам Юрий Темирканов, а также Марис Янсонс, Рудольф Бухбиндер, Гидон Кремер, Лейф Ове Андснес, Юрий Башмет, Денис Мацуев, Николай Луганский, Вадим Репин, Маттиас Гёрне, Камерный оркестр Concerto Köln, Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр филармонии и другие прославленные музыканты и коллективы.

режиссер Виталий Манский

Виталий Манский: Враги народа сидят в Министерстве культуры

В Санкт-Петербурге завершается кинофестиваль «Артдокфест». До 12 декабря он проходит в Северной столице параллельно с московскими показами. Из-за цензуры конкурсную часть ранее перенесли за рубеж, на площадку Рижского международного кинофестиваля. Президент «Артдокфеста», режиссер Виталий Манский рассказал о съемках раннего Путина и о новом витке борьбы Мединского с фестивалем «Артдокфест».

Денис Мацуев

Денис Мацуев и банда юных волшебников (фото)

Свое выступление знаменитый пианист Денис Мацуев анонсировал с нью-йоркских улиц за день до 5 декабря, пообещав слушателям классику и джаз, огромное количество сюрпризов, импровизацию, душевность и хорошее настроение. Однако к этому моменту почти все билеты и так уже были распроданы. Мацуевский «Джаз среди друзей» в БКЗ «Октябрьский» в представлении не нуждается – первый концерт с большим успехом состоялся в прошлом году.

Павел Сафонов

Павел Сафонов: Мольер не предал себя

На сцене Выборгского дворца культуры 8 и 9 декабря состоится петербургская премьера спектакля московского Театра Ленком — «Сны господина де Мольера» по пьесе Михаила Булгакова «Кабала святош». Премьера постановки собрала аншлаги, невиданные уже давно, а теперь и в Санкт-Петербурге билеты на «Сны господина де Мольера» стремительно разлетаются.

Андрей Носков

Андрей Носков: Я всегда обожал музыкальный театр

Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии готовит премьеру мюзикла «Девчонка на миллион», в основе которого – киносценарий известного советского фильма «Начальник Чукотки». Музыку к проекту написал актер и музыкант Максим Леонидов, который исполнит в нем одну из центральных ролей. Премьерные показы пройдут на сцене театра 8-10 февраля 2019 года. Над постановкой работает Андрей Носков – актер театра и кино, известный по работам на различных сценах Санкт-Петербурга – от ТЮЗа до БДТ, а с недавних пор освоивший еще и профессию режиссера. О новом спектакле, о фугах Баха и мюзикле Элтона Джона «Билли Эллиот» Андрей Носков рассказал в преддверии премьеры.