Мария Ревякина: Мы привлекаем внимание к самым разным театральным жанрам и формам

В Санкт-Петербурге с 31 октября начнутся показы спектаклей «Золотой маски». В афише представлены московские премьеры прошедшего театрального сезона, уже заслужившие высокую оценку специалистов и зрителей. Среди постановок — «Барабаны в ночи» Театра имени Пушкина, «Изгнание» Театра имени Маяковского, а также «Анна Ахматова. Поэма без героя» Гоголь-центра в постановке Аллы Демидовой и Кирилла Серебренникова. Генеральный директор Российской национальной театральной премии «Золотая маска» Мария Ревякина в интервью «Петербургскому авангарду» рассказала о том, почему выбраны именно эти спектакли, как идет подготовка к театральному конкурсу и чем привлекают зарубежного зрителя русские театры.
Мария Ревякина

27 октября 2017.
Беседовала Юлия Иванова.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , .

Мария Евсеевна, по какому принципу отобраны постановки для показа в Санкт-Петербурге?

Замечу прежде всего, что мы уже в восьмой раз проводим программу «»Золотая маска» в Санкт-Петербурге». Формируя афишу, выбираем из новых постановок, премьер прошедшего сезона, ставших событием, из спектаклей резонансных, ярких, привлекших внимание экспертного сообщества. Мы приглашаем театры, которые с нами здесь или не бывали вовсе, или бывают редко.

Так, в этом году мы впервые привозим в Санкт-Петербург Театр имени Владимира Маяковского со спектаклем «Изгнание» Миндаугаса Карбаускиса по пьесе Марюса Ивашкявичюса и Гоголь-центр со спектаклем «Ахматова. Поэма без героя» Кирилла Серебренинкова и Аллы Демидовой. Театр имени Пушкина привозили в 2014 году с другим громким спектаклем Бутусова «Добрый человек из Сезуана», а в этот раз петербуржцы увидят постановку по ранней и не очень известной пьесе Брехта «Барабаны в ночи» с Александрой Урсуляк в одной из центральных ролей.

Естественно, мы очень надеемся, что эти спектакли — премьеры прошедшего сезона — будут отмечены Экспертным советом премии «Золотая маска», но это станет известно только 2 ноября по итогам заседания совета.

Спектакли нашей петербургской афиши сближает и то, что в их центре — современный человек, они касаются наших отношений с настоящим и прошлым. «Изгнание» — новая работа Карбаускиса по пьесе современного литовского драматурга Ивашкявичюса, важной фигуры не только для Литвы, для всего постсоветского культурного пространства, мыслителя, очень живо реагирующего на современную ситуацию, на вызовы и болевые точки текущего момента. Тема, поднятая им в пьесе «Изгнание» — тема миграции, разрыва с корнями, история мигранта, потерявшегося в другом, новом мире, но чужого и в на изменившейся родине, эта тема близка и понятна не только литовцам, она имеет отношение и к нам.

Представленные театры — все довольно известные. Нет желания продвигать необычные и менее раскрученные?

Такое желание есть, но для этого нам нужно действовать вместе с городом. Через два года, в 2019 году, у нас грядет юбилей, 25-летие «Золотой маски». И нам вместе с нашими коллегами и партнерами надо подумать, что хотелось бы показать петербургскому зрителю, возможно, сделать более подробной программу юбилейного фестиваля в Санкт-Петербурге. Может быть, включить в афишу спектакли, театры малой формы, или поисковый театр, эксперимент.

Известно, что лучшие постановки «Золотой маски» вывозят и в другие регионы России, и в Прибалтику, Белоруссию. Какова география региональной программы «Золотой маски» в этом году?

Мы были в Латвии: спектакли прошли в Риге, Лиепае, Вентспилсе. Почти параллельно — в Эстонии, и тоже не только в столице, Таллинне, но и в Нарве, Тарту, Силламяэ. В октябре-ноябре, помимо петербургской программы, показываем спектакли в Череповце, Костомукше, Петрозаводске, Норильске.

Чем определяется выбор программы для других регионов?

Для городов России, для Прибалтики, Израиля программу мы составляем, опираясь на мнение экспертов и прислушиваясь к партнерам в регионах и в этих странах. Например, в случае с Эстонией и Латвией к нам приезжают театральные критики из этих стран, эксперты, арт-директора фестивалей и в ходе «Золотой маски» отсматривают спектакли, выбирают. При составлении программы для регионов России мы всегда учитываем пожелания, мнения представителей регионов.

Интересно, за рубежом спектакли «Золотой маски» вызывают интерес исключительно у русскоязычной публики или нет?

В Латвии, действительно, так сложилось, что там больше русскоязычной публики. Но вот в Эстонии дела обстоят иначе. Наш первый фестиваль прошел там 13 лет назад, и на спектакли приходили люди, которые не знали русского языка, поэтому мы всегда используем либо наушники, либо титры. И там на наших спектаклях, в принципе, меньше русскоязычной публики.

Показательны в этом смысле интервью, которые записывают со зрителями после спектаклей: публика говорит исключительно на эстонском языке. И важно, например, когда после спектаклей (а так было после «Русского романа» Карбаускиса) зрители заявляют, что, мол, вот не читали Толстого никогда, но после спектакля с большим интересом возьмемся за его книги. Но в любом случае, все наши спектакли за пределами России — и в Латвии, и в Эстонии, и в Израиле — идут с переводом через наушники или с титрами на специальных экранах.

Вот уже несколько лет в некоторых российских регионах спектакли «Золотой маски» еще и транслируются в кинотеатрах. Насколько успешно этот проект развивается?

Я довольна тем, как реализуется проект. Он дает зрителям в разных городах России исключительную возможность посмотреть то, что они не могут увидеть вживую. Да и многие московские зрители ведь тоже не все могут попасть в театр. А у трансляции есть даже некоторые преимущества – например, крупные планы актеров, и это дорогого стоит.

Удивительно, но и в Москве, и в Санкт-Петербурге на трансляциях залы были переполнены. Проект существенно расширяет аудиторию театра, дарит возможность большему количеству зрителей увидеть лучшие спектакли страны, и это важнейший инструмент для популяризации театра. А ведь, собственно, в этом и состоит миссия фестиваля и премии «Золотая маска»: мы привлекаем внимание к самым разным театральным жанрам, явлениям, формам.

В связи с тем, что в афише есть постановка Серебренникова, не могу не спросить: как вы относитесь к его творчеству и к его аресту?

Мы привозим спектакль Серебренникова и Демидовой «Ахматова. Поэма без героя». И я считаю Кирилла ярким, значительным режиссером, наделенным талантом большой силы. Арест Кирилла — шаг слишком жесткий, идет следствие, ничья вина еще не доказана. Мне кажется, он мог бы работать, ставить спектакли и при этом давать показания.

Если и были сделаны финансовые ошибки в работе «Платформы», то эти ошибки можно исправлять, привлекать грамотных финансистов, бухгалтеров, финансовых директоров. Только такие профессионалы и должны работать с художниками.

Ваши открытия и откровения на «Золотой маске» или, шире, среди последних премьер?

Давайте я попробую припомнить и назвать недавние спектакли, потому что так много хорошего было за эти годы, что можно перечислять и перечислять.

А из последнего это и «Изгнание» Карбаускиса, и «Кому на Руси жить хорошо», и «Ахматова» Серебренникова, и «Барабаны в ночи» Юры Бутусова, а также «Карамазовы» Богомолова, «Царь Эдип» Туминаса, «Три сестры» и «Иванов» Кулябина, «Гамлет» Лепажа… Большой список получается, к счастью, много интересного в наших театрах!

Работа над следующей «Маской» уже началась?

Второго ноября экспертные советы представят участников фестиваля 2018 года, а также лонг-лист наиболее заметных спектаклей прошлого сезона. И уже в ноябре приступят к работе новые экспертные советы, которые будут работать на фестиваль 2019 года.

В заключение хотелось бы, чтобы вы рассказали о вашей любимой постановке, любимом актере или режиссере…

Тут, опять же, одним именем, одним названием невозможно ограничиться. Но если говорить о впечатлениях последнего времени, то мне запомнились «Кармен» Чернякова в Экс-ан-Провансе и несколько спектаклей Эдинбурского и Авиньонского фестивалей прошедшего лета.

Золотая маска

Российская национальная театральная премия «Золотая маска» учреждена в 1993 году Союзом театральных деятелей России и вручается спектаклям всех жанров театрального искусства: драма, опера, балет, современный танец, оперетта и мюзикл, театр кукол. «Золотая маска» – российский театральный фестиваль, весной каждого года представляющий в Москве наиболее значительные спектакли из городов России.

Отбор спектаклей-участников фестиваля и претендентов на премию осуществляют экспертные советы, в состав которых входят театральные критики. В жюри «Золотой маски» работают актеры, режиссеры, дирижеры, хореографы, театральные художники.

Особое внимание «Золотая маска» уделяет гастрольной деятельности, организуя программу «Лучшие спектакли в городах России и странах Балтии», а также международные гастрольные проекты.

«Золотая Маска» связана с Санкт-Петербургом прочными творческим узами. Петербургские театры ежегодно принимают участие в фестивале, становятся лауреатами премии «Золотая маска» и всегда находят у зрителей заинтересованный прием.

В 2000 и 2001 годах в Санкт-Петербурге были впервые организованы региональные проекты «Лучшие российские спектакли». В 2003 году в честь 300-летия города здесь была проведена полная конкурсная программа «Золотой маски». В 2009 году в Северной столице прошла большая программа спектаклей-лауреатов и номинантов премии. В 2014, 2015 и 2016 годах «Золотая маска» представила программы спектаклей в рамках Санкт-Петербургского международного культурного форума.

Беседовала ЮЛИЯ  ИВАНОВА

Игорь Шибанов, актер ТЮЗа, из личного архива

Игорь Шибанов: театр, театр и еще раз театр

Народный артист России Игорь Шибанов отмечает юбилей 14 сентября 2019 года. Обаятельный, с легкостью импровизирующий, глубокий и нестандартно мыслящий актер служит в ТЮЗе имени Брянцева с 1964 года. Выдающийся ученик Зиновия Корогодского к своему 75-летию — корифей труппы и любимец зрителей. За время работы в ТЮЗе артист сыграл более 90 ролей. Вспомним вошедшие в летопись театра художественные образы Игоря Шибанова, каждый из которых являет крупицу удивительного дарования артиста.

джазовый фестиваль "Большой джем", пресс-служба

Чудеса «Большого Джема» в Сестрорецке

В минувшие выходные, 7 и 8 сентября 2019 года, прошел пятый юбилейный джазовый фестиваль «Большой Джем», который ежегодно считается самым продолжительным джазовым openair-джемом в мире. Этот семейный фестиваль открыл свои двери в историческом центре Сестрорецка — на территории культурного креативного пространства «Петровский арсенал», где два дня звучал высококлассный джаз. Более 22 тысяч гостей фестиваля порадовал бесплатный вход и созданные организаторами лаундж-зоны. Все детские и спортивные зоны фестиваля работали абсолютно бесплатно, чтобы каждый желающий мог беспрепятственно все попробовать и во всем поучаствовать.

Мертвые души. Фото Юлии Смелкиной предоставлено пресс-службой Театра Ленсовета

Мертвые души: Поэма застоя

В апреле этого года в Театре имени Ленсовета состоялась премьера по поэме «Мертвые души» и другим текстам Николая Васильевича Гоголя. Режиссер постановки — Роман Кочержевский, уже получивший за спектакль «Золотой софит» в номинации «За лучший режиссерский дебют». Эта постановка ни на что не похожа – в прямом, изначальном смысле этих слов. Она не претендует на что-то чрезвычайное, из ряда вон, и ее выразительные средства напоминают те, что публика видит на других сценических площадках города. Но нет! отличия огромные.

Диорама Блокада Ленинграда

Ленинград — это Мы. Ленинград — это Я

На сцене театра «Суббота» 7 и 8 сентября 2019 года состоялись первые показы спектакля «872 дня. Голоса блокадного города». Премьера была приурочена к 75-й годовщине освобождения Ленинграда от блокады 1941-1944 годов. На основе «Блокадной книги» Алеся Адамовича и Даниила Гранина, текстов и дневников Лидии Гинзбург, Дмитрия Лихачева, Ирены Дубицкой, Геннадия Гора, Павла Зальцмана, Татьяны Великотной, Веры Берхман и других очевидцев труппа театра создала совершенно особый спектакль, который необходимо увидеть всем петербуржцам от мала до велика. В спектакле заняты артисты Софья Андреева, Иван Байкалов, Анна Васильева, Владислав Демьяненко, Марина Конюшко, Анастасия Резункова, Екатерина Рудакова, Григорий Сергеенко, Снежана Соколова, Оксана Сырцова, Григорий Татаренко, Владимир Шабельников, Дарья Шиханова, Кристина Якунина.

Блокадный хлеб, фото Военно-медицинского музея

В городе проходят мероприятия в память о жертвах Блокады Ленинграда

В воскресенье, 8 сентября (12.00), в городе на Неве проходя публичные чтения списков погибших в Ленинграде во время блокады 1941-1944 годов. К акции Дня памяти присоединились: Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Музей Анны Ахматовой, Капелла, Дом журналиста, Дом актера, Театр “Балтийский дом”, Театр имени Ленсовета, Музей Достоевского, Российская национальная библиотека, библиотека Маяковского и ее филиалы, Библиотека Гоголя и многие другие площадки (более 30), список которых постоянно расширяется.

Светлана Лаврецова

Светлана Лаврецова: 98-й сезон ТЮЗа будет очень насыщенным

Санкт-Петербургский театр юных зрителей открывает сезон 1 сентября 2019 года, в унисон со школьниками, празднующими День знаний. Театр живет активной жизнью, являясь частью культурного наследия Санкт-Петербурга. Новый, 98-й, сезон будет наполнен премьерами, гастролями и грандиозными международными фестивалями. Директор ТЮЗа Светлана Лаврецова в интервью «Петербургскому авангарду» подвела итоги предыдущего года и поделилась планами на следующий. Она рассказала, какие премьеры запланированы в ТЮЗе и в каких городах спектакли театра можно будет посмотреть.