Мария Ревякина: Мы привлекаем внимание к самым разным театральным жанрам и формам

В Санкт-Петербурге с 31 октября начнутся показы спектаклей «Золотой маски». В афише представлены московские премьеры прошедшего театрального сезона, уже заслужившие высокую оценку специалистов и зрителей. Среди постановок — «Барабаны в ночи» Театра имени Пушкина, «Изгнание» Театра имени Маяковского, а также «Анна Ахматова. Поэма без героя» Гоголь-центра в постановке Аллы Демидовой и Кирилла Серебренникова. Генеральный директор Российской национальной театральной премии «Золотая маска» Мария Ревякина в интервью «Петербургскому авангарду» рассказала о том, почему выбраны именно эти спектакли, как идет подготовка к театральному конкурсу и чем привлекают зарубежного зрителя русские театры.
Мария Ревякина

27 октября 2017.
Беседовала Юлия Иванова.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , .

Мария Евсеевна, по какому принципу отобраны постановки для показа в Санкт-Петербурге?

Замечу прежде всего, что мы уже в восьмой раз проводим программу «»Золотая маска» в Санкт-Петербурге». Формируя афишу, выбираем из новых постановок, премьер прошедшего сезона, ставших событием, из спектаклей резонансных, ярких, привлекших внимание экспертного сообщества. Мы приглашаем театры, которые с нами здесь или не бывали вовсе, или бывают редко.

Так, в этом году мы впервые привозим в Санкт-Петербург Театр имени Владимира Маяковского со спектаклем «Изгнание» Миндаугаса Карбаускиса по пьесе Марюса Ивашкявичюса и Гоголь-центр со спектаклем «Ахматова. Поэма без героя» Кирилла Серебренинкова и Аллы Демидовой. Театр имени Пушкина привозили в 2014 году с другим громким спектаклем Бутусова «Добрый человек из Сезуана», а в этот раз петербуржцы увидят постановку по ранней и не очень известной пьесе Брехта «Барабаны в ночи» с Александрой Урсуляк в одной из центральных ролей.

Естественно, мы очень надеемся, что эти спектакли — премьеры прошедшего сезона — будут отмечены Экспертным советом премии «Золотая маска», но это станет известно только 2 ноября по итогам заседания совета.

Спектакли нашей петербургской афиши сближает и то, что в их центре — современный человек, они касаются наших отношений с настоящим и прошлым. «Изгнание» — новая работа Карбаускиса по пьесе современного литовского драматурга Ивашкявичюса, важной фигуры не только для Литвы, для всего постсоветского культурного пространства, мыслителя, очень живо реагирующего на современную ситуацию, на вызовы и болевые точки текущего момента. Тема, поднятая им в пьесе «Изгнание» — тема миграции, разрыва с корнями, история мигранта, потерявшегося в другом, новом мире, но чужого и в на изменившейся родине, эта тема близка и понятна не только литовцам, она имеет отношение и к нам.

Представленные театры — все довольно известные. Нет желания продвигать необычные и менее раскрученные?

Такое желание есть, но для этого нам нужно действовать вместе с городом. Через два года, в 2019 году, у нас грядет юбилей, 25-летие «Золотой маски». И нам вместе с нашими коллегами и партнерами надо подумать, что хотелось бы показать петербургскому зрителю, возможно, сделать более подробной программу юбилейного фестиваля в Санкт-Петербурге. Может быть, включить в афишу спектакли, театры малой формы, или поисковый театр, эксперимент.

Известно, что лучшие постановки «Золотой маски» вывозят и в другие регионы России, и в Прибалтику, Белоруссию. Какова география региональной программы «Золотой маски» в этом году?

Мы были в Латвии: спектакли прошли в Риге, Лиепае, Вентспилсе. Почти параллельно — в Эстонии, и тоже не только в столице, Таллинне, но и в Нарве, Тарту, Силламяэ. В октябре-ноябре, помимо петербургской программы, показываем спектакли в Череповце, Костомукше, Петрозаводске, Норильске.

Чем определяется выбор программы для других регионов?

Для городов России, для Прибалтики, Израиля программу мы составляем, опираясь на мнение экспертов и прислушиваясь к партнерам в регионах и в этих странах. Например, в случае с Эстонией и Латвией к нам приезжают театральные критики из этих стран, эксперты, арт-директора фестивалей и в ходе «Золотой маски» отсматривают спектакли, выбирают. При составлении программы для регионов России мы всегда учитываем пожелания, мнения представителей регионов.

Интересно, за рубежом спектакли «Золотой маски» вызывают интерес исключительно у русскоязычной публики или нет?

В Латвии, действительно, так сложилось, что там больше русскоязычной публики. Но вот в Эстонии дела обстоят иначе. Наш первый фестиваль прошел там 13 лет назад, и на спектакли приходили люди, которые не знали русского языка, поэтому мы всегда используем либо наушники, либо титры. И там на наших спектаклях, в принципе, меньше русскоязычной публики.

Показательны в этом смысле интервью, которые записывают со зрителями после спектаклей: публика говорит исключительно на эстонском языке. И важно, например, когда после спектаклей (а так было после «Русского романа» Карбаускиса) зрители заявляют, что, мол, вот не читали Толстого никогда, но после спектакля с большим интересом возьмемся за его книги. Но в любом случае, все наши спектакли за пределами России — и в Латвии, и в Эстонии, и в Израиле — идут с переводом через наушники или с титрами на специальных экранах.

Вот уже несколько лет в некоторых российских регионах спектакли «Золотой маски» еще и транслируются в кинотеатрах. Насколько успешно этот проект развивается?

Я довольна тем, как реализуется проект. Он дает зрителям в разных городах России исключительную возможность посмотреть то, что они не могут увидеть вживую. Да и многие московские зрители ведь тоже не все могут попасть в театр. А у трансляции есть даже некоторые преимущества – например, крупные планы актеров, и это дорогого стоит.

Удивительно, но и в Москве, и в Санкт-Петербурге на трансляциях залы были переполнены. Проект существенно расширяет аудиторию театра, дарит возможность большему количеству зрителей увидеть лучшие спектакли страны, и это важнейший инструмент для популяризации театра. А ведь, собственно, в этом и состоит миссия фестиваля и премии «Золотая маска»: мы привлекаем внимание к самым разным театральным жанрам, явлениям, формам.

В связи с тем, что в афише есть постановка Серебренникова, не могу не спросить: как вы относитесь к его творчеству и к его аресту?

Мы привозим спектакль Серебренникова и Демидовой «Ахматова. Поэма без героя». И я считаю Кирилла ярким, значительным режиссером, наделенным талантом большой силы. Арест Кирилла — шаг слишком жесткий, идет следствие, ничья вина еще не доказана. Мне кажется, он мог бы работать, ставить спектакли и при этом давать показания.

Если и были сделаны финансовые ошибки в работе «Платформы», то эти ошибки можно исправлять, привлекать грамотных финансистов, бухгалтеров, финансовых директоров. Только такие профессионалы и должны работать с художниками.

Ваши открытия и откровения на «Золотой маске» или, шире, среди последних премьер?

Давайте я попробую припомнить и назвать недавние спектакли, потому что так много хорошего было за эти годы, что можно перечислять и перечислять.

А из последнего это и «Изгнание» Карбаускиса, и «Кому на Руси жить хорошо», и «Ахматова» Серебренникова, и «Барабаны в ночи» Юры Бутусова, а также «Карамазовы» Богомолова, «Царь Эдип» Туминаса, «Три сестры» и «Иванов» Кулябина, «Гамлет» Лепажа… Большой список получается, к счастью, много интересного в наших театрах!

Работа над следующей «Маской» уже началась?

Второго ноября экспертные советы представят участников фестиваля 2018 года, а также лонг-лист наиболее заметных спектаклей прошлого сезона. И уже в ноябре приступят к работе новые экспертные советы, которые будут работать на фестиваль 2019 года.

В заключение хотелось бы, чтобы вы рассказали о вашей любимой постановке, любимом актере или режиссере…

Тут, опять же, одним именем, одним названием невозможно ограничиться. Но если говорить о впечатлениях последнего времени, то мне запомнились «Кармен» Чернякова в Экс-ан-Провансе и несколько спектаклей Эдинбурского и Авиньонского фестивалей прошедшего лета.

Золотая маска

Российская национальная театральная премия «Золотая маска» учреждена в 1993 году Союзом театральных деятелей России и вручается спектаклям всех жанров театрального искусства: драма, опера, балет, современный танец, оперетта и мюзикл, театр кукол. «Золотая маска» – российский театральный фестиваль, весной каждого года представляющий в Москве наиболее значительные спектакли из городов России.

Отбор спектаклей-участников фестиваля и претендентов на премию осуществляют экспертные советы, в состав которых входят театральные критики. В жюри «Золотой маски» работают актеры, режиссеры, дирижеры, хореографы, театральные художники.

Особое внимание «Золотая маска» уделяет гастрольной деятельности, организуя программу «Лучшие спектакли в городах России и странах Балтии», а также международные гастрольные проекты.

«Золотая Маска» связана с Санкт-Петербургом прочными творческим узами. Петербургские театры ежегодно принимают участие в фестивале, становятся лауреатами премии «Золотая маска» и всегда находят у зрителей заинтересованный прием.

В 2000 и 2001 годах в Санкт-Петербурге были впервые организованы региональные проекты «Лучшие российские спектакли». В 2003 году в честь 300-летия города здесь была проведена полная конкурсная программа «Золотой маски». В 2009 году в Северной столице прошла большая программа спектаклей-лауреатов и номинантов премии. В 2014, 2015 и 2016 годах «Золотая маска» представила программы спектаклей в рамках Санкт-Петербургского международного культурного форума.

книги, библиотеки

Издательство Ивана Лимбаха и его планы

В 2018 году Издательство Ивана Лимбаха выпустит минимум девять новинок, которые порадуют книгочеев. И одним из первых изданий этого года станет собрание культурологических этюдов петербургского интеллектуала Александра Черноглазова «Приглашение к Реальному».

выставка Елены Марттила

Елена Марттила: история блокадного художника

Накануне 75-летия со Дня прорыва блокады Ленинграда в выставочных залах Союза художников (Большая Морская улица, 38) открылась выставка знаменитой блокадной художницы Елены Марттила «Миг между прошлым и будущим». Она также приурочена к 95-летию мастера, сделавшего центральной темой своего творчества героизм простых ленинградцев в осажденном городе.

7

Они были молодыми…

В январе народ России отмечает много праздников, но для петербуржцев есть две особые даты — 18 и 27 января — прорыв блокады Ленинграда и полное освобождение города от фашистских захватчиков, Ленинградский День Победы. Сейчас в Северной столице проходят мероприятия, связанные с этими датами: музеи и библиотеки открывают выставки и проводят лекции, театры дают концерты и спектакли. Все петербуржцы помнят и любят своих героев, бабушек и дедушек, отстоявших родной и самый прекрасный город на Земле. А в январе, с наступлением крещенских морозов, память сердца становится острее…

Источник жизни. Светлана Мучнова

Свет души и камня в «Тутти Кванти»

В творческом пространстве «Тутти Кванти», расположенном в самом центре Санкт-Петербурга, на улице Рылеева, 3, продолжается выставка Светланы Мучновой «Свет души» (или «Внутренний свет»). Работы художницы можно увидеть до 31 января. Арт-площадка «Тутти Кванти» в начале своего творческого пути (2012 год) занималась в основном путешествиями, праздниками, публичными мероприятиями — как коммерческими, так и независимыми. Но затем на этой почве было создано пространство, занимающееся выставками, поддержкой и пиаром художников и создателей авторских сувениров.

Дом культуры Ильича

Дом культуры без Ильича

Ведущее учреждение культуры Московского района Санкт-Петербурга 20 лет назад отказалось от имени, которым его назвали в советское время, но сохранило исторический облик и предназначение. Речь идет о Культурно-досуговом центре «Московский», который ранее назывался Дом культуры имени Ильича. Здание построено по проекту советского архитектора Николая Демкова и в наши дни оно признано памятником конструктивизма. В нем удивительно сочетаются суровость серых блоков и легкое настроение, витающее в этих стенах.

Белые ночи, Городской театр

Зимние «Белые ночи» в Русском музее

Странное это состояние — театр. Порой отсутствие красивых костюмов и декораций убивает всякий интерес, а иногда вдруг возбуждает такую фантазию, что удивляешься: откуда что берется в твоей, в общем, рациональной голове! В бездействии и безмолвии иногда такая бездна смысла, которой не найдешь и в самом страстном монологе. А вдруг случается и такое: придя на спектакль по Достоевскому, которого знаешь почти наизусть, вдруг понимаешь, что… ничего не понимаешь.