Маринэлла Лукинская: Артисты – существа не от мира сего

«Петербургский авангард» предлагает своим читателям историю Маринэллы Лукинской, заведующей женским костюмерным цехом Театра музыкальной комедии Петербурга. Мы продолжаем цикл интервью представителей театральных профессий, которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музкомедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице.
Костюмеры женской стороны. В центре - Маринэлла Лукинская

25 декабря 2019.
Текст: Дина Калинина, Фотографии предоставлены пресс-службой Театра музыкальной комедии.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Маринэлла Лукинская пришла в Театр музыкальной комедии пятнадцать лет назад. До этого она заведовала костюмерным цехом на Пятом телеканале, но в начале 2000-х годов в компании произошли кадровые изменения, начались сокращения, в результате которых многим пришлось уйти. Подруга уговорила Маринэллу присоединиться к костюмерному цеху Театра музкомедии.

Маринэлла, вы сразу же заняли руководящую позицию?

Нет. Женским костюмерным цехом в то время заведовала Татьяна Суворина. После ее ухода руководство легло на мои плечи. Сегодня у меня в команде – тринадцать человек. Работы хватает на всех.

Какие постановки были самыми сложными?

За прошедшее с момента моего прихода в театр время мы выпустили более пятидесяти спектаклей. Самые сложные из них по моей части – «Я другой такой страны не знаю» (ВКПБ), «Парижская жизнь» Жака Оффенбаха и «Герцогиня из Чикаго» Имре Кальмана. Сложность постановок – в большом количестве очень быстрых переодеваний артистов. Например, в «Герцогине из Чикаго» только у женского балета было семьдесят костюмов, семьдесят пар обуви и семьдесят головных уборов. Из них сорок надевалось в первом акте. Столько же, приблизительно, использовалось в бродвейском мюзикле «Чаплин» Кристофера Кёртиса. Но его сложность была в том, что в спектакле все время происходили так называемые обратные переодевания – то есть артист выходил в одном костюме, потом надевал второй, а после – переодевался обратно в первый. И надо было быстро подготовить его.

Женский головной убор, подготовленный к спектаклю Голливудская дива, Театр музыкальной комедии

Как вы готовитесь к спектаклям? Как справляетесь со столь обширным «гардеробом»?

Подготовка к таким спектаклям начинается обычно минимум за три часа: надо достать костюмы из хранилища, отгладить их, где требуется — подшить… Уже во время спектакля, по мере переодеваний вещи откладываются в стирку и чистку до следующего показа. Сложность хранения и поддержания в порядке театральных костюмов в том, что большая часть из них расшиты и декорированы вручную. Так что прежде чем отдать платья в химчистку, необходимо снять с них стразы и другие декоративные элементы, а по возвращении – нашить обратно. Это тоже часть нашей работы.

А бывает такое, что костюм совсем изнашивается на сцене? Какова его дальнейшая судьба?

За девяносто лет истории нашего театра накопилось очень много костюмов из спектаклей, вышедших из репертуара. Для их хранения требуется все больше места. Конечно, как и в других театрах, определенная часть из них используется – какие-то идут в концертные номера, какие-то увидели свет в рамках показов на фестивале «Оперетта-Парк». Но если спектакль сохраняется в репертуаре долго, бывает и так, что костюм приходится шить заново, потому что от интенсивной эксплуатации ткань истончается. Для начала он бережно реставрируется, однако если утраты масштабные, иногда заказывается новый.

Костюмы, подготовленные для переодевания за сценой на спектакль Чаплин, Театр музыкальной комедии

Надо ли любить театр, чтобы работать в нем?

Не всегда. Например, у меня в детские и юношеские годы произошла «передозировка» театром. Пока родители пытались заработать на жизнь, бабушки и прабабушки водили меня то в Кировский театр, то в Филармонию, то в Малый оперный – абонементы не переводились. Конечно, и Театр музыкальной комедии тоже входил в этот список. Так что «придыхания» по отношению к театру у меня нет. Возможно, это помогает в работе. А вообще должна сказать, что люди, приходящие работать в театр, делятся на две категории. Первая – это те, кто, отработав до первой зарплаты, сбегает. Но если человек остается на второй месяц, то, скорее всего, он приживется надолго.

Маринэлла Лукинская во время проведения спектакля Чаплин, Театр музыкальной комедии

Какими качествами, на ваш взгляд, должны «невидимые» работники театра?

Главное качество, которым надо обладать, работая в театре, – стрессоустойчивость. Необходимо понимать, что артисты, с которыми нам приходится работать в непосредственном контакте, – существа не от мира сего. Важно принимать этот факт и прощать любые выпады с их стороны. А лучше – жалеть. Второе качество – умение быстро принимать решение. Потому что театр – это здесь и сейчас. В любой момент что-то может пойти не так. Главное же для меня как руководителя – личный пример. Я прошла все ступеньки профессиональной лестницы и знаю изнутри каждый эпизод в нашей работе. Более того: в девяностые годы у меня было маленькое предприятие по пошиву сценического костюма. И до сих пор на некоторых сценах городских театров и в шоу-программах мои изделия еще в ходу. Весь технологический процесс — от раскроя до отделки — я знаю. Могу сама сшить сложный исторический костюм. Это тоже важно, но в определенном смысле мешает мне как зрителю, поскольку непредвзято смотреть ни фильмы, ни спектакли я не могу – сразу вижу: тут крой неправильный, тут волан не так сшит…

Костюмы спектакля Страна улыбок, Театр музыкальной комедии

Как изменились условия работы в театре за годы вашей карьеры?

За пятнадцать лет наш театр очень изменился. Появились масштабные спектакли, общий уровень очень вырос. Но с сожалением должна отметить, что атмосфера в театре стала исключительно рабочая, он перестал быть театром-домом, хотя я все равно его очень люблю и бесконечно уважаю моих коллег, с которыми работаю бок о бок.

Беседовала  ДИНА  КАЛИНИНА

Григорий Козлов

Актеры и режиссеры о Григории Козлове молвят слово

В 2020 году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. «Петербургский Авангард» вместе с «Мастерской» собрал смешные и трогательные истории о Мастере.

Виктория Исакова

Российские сериалы, которые мы ждём в 2020 году

Нынешний год обещает широкий выбор разноплановых многосерийных проектов, затрагивающих и страницы давней истории, и нынешнюю реальность. «Петербургский авангард» рассказывает об отечественных сериалах, которые должны выйти в 2020 году.

Григорий Козлов

В театре не должно быть духа соревнования. Цитатник Григория Козлова

В этом году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. Свой первый юбилей — 10 лет — в 2020 году отметит и сама «Мастерская». «Петербургский Авангард» сердечно поздравляет Григория Михайловича и публикует десять цитат Мастера о театре и не только.

Книги 2020

Книги с петербургской пропиской

Петербург для художественной и научно-популярной литературы — тема неисчерпаемая. Ежегодно выходит несколько десятков книг, посвященных городу. Автор «Петербургского авангарда» узнал, чего стоит ждать преданным читателям в 2020 году. Представляем вашему вниманию книги про Петербург, произведения петербургских авторов, и романы, действие которых происходит в Петербурге.

Оскар

«Паразиты» в топе

Фильм «Паразиты» завоевал четыре «Оскара» в главных номинациях. «Петербургский Авангард» размышляет об итогах премии.

Василий Соловьев-Седой

Василий Соловьев-Седой: Сейчас я бы не рискнул выйти и два часа читать Бродского без музыки

Внук советского классика, артист художественного слова Василий Соловьев-Седой рассказывает «Петербургскому Авангарду» о метаморфозах этого жанра, изменении театрального ландшафта и зрительского восприятия. Владимир Соловьев-Седой 12 февраля прочитает на Квартирнике несколько «зимних» произведений Александра Пушкина, Бориса Пастернака и Давида Самойлова.