Марина Дмитревская: Все фестивали «Пять вечеров» мы проводили в долг

В Санкт-Петербурге 11 февраля завершился юбилейный театральный фестиваль «Пять вечеров». Он посвящен великому драматургу Александру Моисеевичу Володину, чье 100-летие пришлось на 10 февраля. К сожалению, создатели этого фестиваля объявили, что в этом году он прошел последний раз. О причинах столь печального решения «Петербургскому авангарду» рассказала арт-директор фестиваля Марина Дмитревская, главный редактор и директор «Петербургского театрального журнала».
Марина Дмитриевская, предоставлено пресс-службой фестиваля "Пять вечеров"

17 февраля 2019.
Текст: Ирина Сорина. Фотографии предоставлены пресс-службой фестиваля "Пять вечеров".
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , .

Марина Юрьевна, расскажите, пожалуйста, о Володине: что он для вас? Чем он был вам так близок? Я знаю, что вы его очень любили, дружили, а сейчас с таким энтузиазмом делаете посвященный ему фестиваль. За что вы его любите?

«Любите» — не то слово. Володин — великий драматург, который реформировал наш театр и сделал драматической категорией человеческий талант. Как Островский — деньги, так Володин — талант. Я не видела легендарные «Пять вечеров», но в моей жизни спектакль Геннадия Опоркова «С любимыми не расставайтесь» был огромным впечатлением. Нет, я, наверно, не с того начала. В шестом классе в Доме Книги я купила книжку, первую его книжку, серенькую такую, и абсолютно зачитывалась ею. А книжки юности для нас значат очень много. И Володин со школьного детства, со «Звонят, откройте дверь», «Фокусника», «Похождений зубного врача» — это то, на чем я росла.

А потом, когда мы уже познакомились и последние десять лет его жизни дружили, я его очень понимала, он очень понимал меня. И даже одну книжку мне надписал: «Мариночка, доченька, несмотря на наследственность, проживи счастливее, чем жил я». Потому что, действительно, желание спрятаться от людей, абсолютная несдержанность, когда сталкиваешься с безобразием, неумение сказать «нет» и еще какие-то вещи в его характере были мне очень близки и понятны, поэтому он мне много искренне исповедовался, а я ему. У нас были откровенные отношения. При этом я всегда понимала, что он — Володин, и гордилась тем, что у нас такие короткие отношения. А вообще дружба и любовь не требуют мотивировок.

Но есть же какие-то качества, которые ты больше всего ценишь в близком тебе человеке. Я его не знала, но как я себе его представляю, он был как оголенный нерв, и очень интеллигентный. Несмотря на всем известную любовь к алкоголю.

Да, конечно, он был абсолютная нервная вибрация.

Вы 15 лет проводите фестиваль, посвященный Володину. И каждый раз возникают огромные сложности, финансовые проблемы…

Это была наша частная инициатива пятнадцать лет назад. Мы даже не думали, что так долго продержимся. Абсолютно все фестивали мы проводили в долг. И юбилейный тоже. И до сих пор не знаем, как сумеем погасить долги, потому что не знаем, какие средства выделит город, и никогда не знаем, даст ли нам что-то Министерство культуры РФ. Планировать афишу немыслимо. Последние три года заранее дает деньги Ленинградская область. Они идут через Театр на Литейном. Но атмосфера в этом театре сильно изменилась — здесь стало тяжело. Кроме того, команда и я вместе с нею постарели на 15 лет. У меня осталось довольно мало жизни, мне надо сделать какие-то свои дела, книжки, на моих плечах «Петербургский театральный журнал» — тоже необеспеченный финансово. Мы делаем фестиваль буквально вчетвером, у нас нет ни одной штатной единицы. Пятнадцать лет продержаться на волонтерстве — в России больше нет таких случаев.

Но все-таки очень жалко расставаться с фестивалем.

Если город, Комитет по культуре Петербурга найдет внутри себя какой-то ход и определит какую-то постоянную сумму, «поставит печку», от которой мы сможем плясать хотя бы раз в два года, мы, наверно, будем это продолжать. Но уже на других основаниях. Хотя не думаю, что город сам что-то предложит. Надо опять ходить, стучать во все двери, а сил на это нет. Виктор Рыжаков страшно занят в Москве: у него курс, у него театр, у него постановки, он вообще прилетает только на фестиваль. А тупая работа по организации падает на Юлию Воронцову – нашего замечательного исполнительного директора, Катю Миллер, которая сейчас курирует кинопрограмму и всегда оформляет фойе, Катю Строганову (пресс-служба), Свету Норман, которая продает билеты, и на меня. Вот и вся наша команда. Для такого огромного фестиваля это невозможно. Люди устали, устали люди.

А вы для себя в дальнейшем определились, что будет вместо фестиваля, чтобы имя Володина не было забыто, чтобы поддерживать интерес к его творчеству?

Конечно, Александра Моисеевича мы не бросим. В каких формах это будет продолжаться — пока не знаю. Нет времени подумать. Вот закончился фестиваль, после него я обычно заболеваю, потому что — перегруз. Но сейчас я не могу позволить себе заболеть, так как 11 февраля на практику пришли студенты, 14 февраля я читаю большую публичную лекцию, 15 февраля мне надо посмотреть спектакль и быстро написать про него, 16-17 февраля – лаборатория театра ЦЕХЪ. Далее я сажусь в самолет и лечу в город Тару, где поставили володинского «Зубного врача» и еще три спектакля. Возвращаясь из Тары, а это пять часов на машине от Омска, я посмотрю еще что-то в Омске, прилечу сюда, и мне нужно будет верстать номер. Я могу рассказать свою жизнь по дням до июня месяца. Это немыслимые нагрузки.

Вот пример, что пьесы Володина ставят даже в таких глубоко провинциальных городах. Почему? Он современен и сейчас?

Володин — не современный писатель, а классик. Сложность в том, что время стало достаточно тупое, без шестых чувств, а у него все построено на шестых чувствах.

Александр Володин

И такой вопрос: кого вы считаете продолжателем Володина. Неправильно. Кто близок ему по духу из современных авторов?

Таких нет.

А есть сейчас по-настоящему крупные драматурги?

По-своему крупный драматург Иван Вырыпаев. Это XXI век, а ХХ век построился в цепочку Чехов-Володин-Вампилов. Современная драматургия занята неталантливыми героями. Современная драматургия выбирает шум времени, а не пристальное рассмотрение человека. В этом смысле у Володина, по-моему, нет последователей. Да и у психологической драмы нет. Для этого надо иметь вкус держать увеличительное стекло над жизнью. А современные драматурги очень плоско понимают человека, они его конструируют.

И о вашей традиции в день рождения Александра Моисеевича Володина. Неужели в этом году это было в последний раз?

10 февраля мы, как всегда, поехали в Комарово, пили водку, закусывали бутербродами, читали стихи, отмечали столетие Александра Моисеевича. А вечером был концерт студентов Виктора Рыжакова «Оттепель», они пели песни 1960-х годов. Мы отлили маленьких Володиных (автор скульптуры Резо Габриадзе) и вручили их всем, кто долгое время проработал на фестивале. Каждый человек, находящийся в зале, получил рюмку с водкой и смог унести ее домой. На рюмке написано: «Не могу напиться с неприятными людьми». Так мы отпраздновали столетие.

пресс-конференция Пять вечеров

По поводу предложения увековечить имя Володина на карте города. Почему Васильевский остров, а не Петроградская сторона? Мне кажется назвать именем Володина любое место на Петроградской стороне – в этом гораздо больше смысла, поскольку именно с Петроградской стороной связана его жизнь.

Я с вами согласна. Спасибо Нике Стрижак за эту инициативу. Меня к этой истории не подключали, но я бы предложила переименовать улицу Ленина на Петроградской стороне в улицу Володина. Он там жил. Конечно, нужно, чтобы на Петроградской что-то было.

И все же, как в будущем будете отмечать 10 февраля?

Десятое число, конечно, остается десятым числом. Но честное слово, я никому ничего не должна.

Просто очень жалко расставаться…

Да, жалко. Но пусть кто-то еще постоит 15 лет с протянутой рукой и почувствует, как она устает. Пусть сопоставит суммы, которые дают другим фестивалям, и нашему… У меня закончился внутренний порох. Пройдет время и что-то само возникнет.

Володинский фестиваль

Беседовала  ИРИНА  СОРИНА

Фестиваль в Тремсе

Кочующие фильмы фестиваля в Тромсё

С 19 по 29 сентября 2019 года новую программу «Фильмы с севера» Международного кинофестиваля в Тромсё посмотрят жители Мурманска, Апатитов, Петрозаводска, Северодвинска, Санкт-Петербурга и Москвы. В Северной столице киноленты можно будет посмотреть с 21 по 22 сентября в киноцентре «Родина». В своей новой программе «Фильмы с севера» Международный кинофестиваль в Тромсё ставит вопрос отношений. Быть вместе не легко, но человечество еще не придумало лучшего языка, чтобы говорить об этом, чем искусство. Фестивальные короткометражные картины, созданные авторами из Скандинавии и России – диалог о том, что не выразишь словами.

Игорь Шибанов, актер ТЮЗа, из личного архива

Игорь Шибанов: театр, театр и еще раз театр

Народный артист России Игорь Шибанов отмечает юбилей 14 сентября 2019 года. Обаятельный, с легкостью импровизирующий, глубокий и нестандартно мыслящий актер служит в ТЮЗе имени Брянцева с 1964 года. Выдающийся ученик Зиновия Корогодского к своему 75-летию — корифей труппы и любимец зрителей. За время работы в ТЮЗе артист сыграл более 90 ролей. Вспомним вошедшие в летопись театра художественные образы Игоря Шибанова, каждый из которых являет крупицу удивительного дарования артиста.

джазовый фестиваль "Большой джем", пресс-служба

Чудеса «Большого Джема» в Сестрорецке

В минувшие выходные, 7 и 8 сентября 2019 года, прошел пятый юбилейный джазовый фестиваль «Большой Джем», который ежегодно считается самым продолжительным джазовым openair-джемом в мире. Этот семейный фестиваль открыл свои двери в историческом центре Сестрорецка — на территории культурного креативного пространства «Петровский арсенал», где два дня звучал высококлассный джаз. Более 22 тысяч гостей фестиваля порадовал бесплатный вход и созданные организаторами лаундж-зоны. Все детские и спортивные зоны фестиваля работали абсолютно бесплатно, чтобы каждый желающий мог беспрепятственно все попробовать и во всем поучаствовать.

Мертвые души. Фото Юлии Смелкиной предоставлено пресс-службой Театра Ленсовета

Мертвые души: Поэма застоя

В апреле этого года в Театре имени Ленсовета состоялась премьера по поэме «Мертвые души» и другим текстам Николая Васильевича Гоголя. Режиссер постановки — Роман Кочержевский, уже получивший за спектакль «Золотой софит» в номинации «За лучший режиссерский дебют». Эта постановка ни на что не похожа – в прямом, изначальном смысле этих слов. Она не претендует на что-то чрезвычайное, из ряда вон, и ее выразительные средства напоминают те, что публика видит на других сценических площадках города. Но нет! отличия огромные.

Диорама Блокада Ленинграда

Ленинград — это Мы. Ленинград — это Я

На сцене театра «Суббота» 7 и 8 сентября 2019 года состоялись первые показы спектакля «872 дня. Голоса блокадного города». Премьера была приурочена к 75-й годовщине освобождения Ленинграда от блокады 1941-1944 годов. На основе «Блокадной книги» Алеся Адамовича и Даниила Гранина, текстов и дневников Лидии Гинзбург, Дмитрия Лихачева, Ирены Дубицкой, Геннадия Гора, Павла Зальцмана, Татьяны Великотной, Веры Берхман и других очевидцев труппа театра создала совершенно особый спектакль, который необходимо увидеть всем петербуржцам от мала до велика. В спектакле заняты артисты Софья Андреева, Иван Байкалов, Анна Васильева, Владислав Демьяненко, Марина Конюшко, Анастасия Резункова, Екатерина Рудакова, Григорий Сергеенко, Снежана Соколова, Оксана Сырцова, Григорий Татаренко, Владимир Шабельников, Дарья Шиханова, Кристина Якунина.

Блокадный хлеб, фото Военно-медицинского музея

В городе проходят мероприятия в память о жертвах Блокады Ленинграда

В воскресенье, 8 сентября (12.00), в городе на Неве проходя публичные чтения списков погибших в Ленинграде во время блокады 1941-1944 годов. К акции Дня памяти присоединились: Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Музей Анны Ахматовой, Капелла, Дом журналиста, Дом актера, Театр “Балтийский дом”, Театр имени Ленсовета, Музей Достоевского, Российская национальная библиотека, библиотека Маяковского и ее филиалы, Библиотека Гоголя и многие другие площадки (более 30), список которых постоянно расширяется.