Марина Дмитревская: Все фестивали «Пять вечеров» мы проводили в долг

В Санкт-Петербурге 11 февраля завершился юбилейный театральный фестиваль «Пять вечеров». Он посвящен великому драматургу Александру Моисеевичу Володину, чье 100-летие пришлось на 10 февраля. К сожалению, создатели этого фестиваля объявили, что в этом году он прошел последний раз. О причинах столь печального решения «Петербургскому авангарду» рассказала арт-директор фестиваля Марина Дмитревская, главный редактор и директор «Петербургского театрального журнала».
Марина Дмитриевская, предоставлено пресс-службой фестиваля "Пять вечеров"

17 февраля 2019.
Текст: Ирина Сорина. Фотографии предоставлены пресс-службой фестиваля "Пять вечеров".
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , .

Марина Юрьевна, расскажите, пожалуйста, о Володине: что он для вас? Чем он был вам так близок? Я знаю, что вы его очень любили, дружили, а сейчас с таким энтузиазмом делаете посвященный ему фестиваль. За что вы его любите?

«Любите» — не то слово. Володин — великий драматург, который реформировал наш театр и сделал драматической категорией человеческий талант. Как Островский — деньги, так Володин — талант. Я не видела легендарные «Пять вечеров», но в моей жизни спектакль Геннадия Опоркова «С любимыми не расставайтесь» был огромным впечатлением. Нет, я, наверно, не с того начала. В шестом классе в Доме Книги я купила книжку, первую его книжку, серенькую такую, и абсолютно зачитывалась ею. А книжки юности для нас значат очень много. И Володин со школьного детства, со «Звонят, откройте дверь», «Фокусника», «Похождений зубного врача» — это то, на чем я росла.

А потом, когда мы уже познакомились и последние десять лет его жизни дружили, я его очень понимала, он очень понимал меня. И даже одну книжку мне надписал: «Мариночка, доченька, несмотря на наследственность, проживи счастливее, чем жил я». Потому что, действительно, желание спрятаться от людей, абсолютная несдержанность, когда сталкиваешься с безобразием, неумение сказать «нет» и еще какие-то вещи в его характере были мне очень близки и понятны, поэтому он мне много искренне исповедовался, а я ему. У нас были откровенные отношения. При этом я всегда понимала, что он — Володин, и гордилась тем, что у нас такие короткие отношения. А вообще дружба и любовь не требуют мотивировок.

Но есть же какие-то качества, которые ты больше всего ценишь в близком тебе человеке. Я его не знала, но как я себе его представляю, он был как оголенный нерв, и очень интеллигентный. Несмотря на всем известную любовь к алкоголю.

Да, конечно, он был абсолютная нервная вибрация.

Вы 15 лет проводите фестиваль, посвященный Володину. И каждый раз возникают огромные сложности, финансовые проблемы…

Это была наша частная инициатива пятнадцать лет назад. Мы даже не думали, что так долго продержимся. Абсолютно все фестивали мы проводили в долг. И юбилейный тоже. И до сих пор не знаем, как сумеем погасить долги, потому что не знаем, какие средства выделит город, и никогда не знаем, даст ли нам что-то Министерство культуры РФ. Планировать афишу немыслимо. Последние три года заранее дает деньги Ленинградская область. Они идут через Театр на Литейном. Но атмосфера в этом театре сильно изменилась — здесь стало тяжело. Кроме того, команда и я вместе с нею постарели на 15 лет. У меня осталось довольно мало жизни, мне надо сделать какие-то свои дела, книжки, на моих плечах «Петербургский театральный журнал» — тоже необеспеченный финансово. Мы делаем фестиваль буквально вчетвером, у нас нет ни одной штатной единицы. Пятнадцать лет продержаться на волонтерстве — в России больше нет таких случаев.

Но все-таки очень жалко расставаться с фестивалем.

Если город, Комитет по культуре Петербурга найдет внутри себя какой-то ход и определит какую-то постоянную сумму, «поставит печку», от которой мы сможем плясать хотя бы раз в два года, мы, наверно, будем это продолжать. Но уже на других основаниях. Хотя не думаю, что город сам что-то предложит. Надо опять ходить, стучать во все двери, а сил на это нет. Виктор Рыжаков страшно занят в Москве: у него курс, у него театр, у него постановки, он вообще прилетает только на фестиваль. А тупая работа по организации падает на Юлию Воронцову – нашего замечательного исполнительного директора, Катю Миллер, которая сейчас курирует кинопрограмму и всегда оформляет фойе, Катю Строганову (пресс-служба), Свету Норман, которая продает билеты, и на меня. Вот и вся наша команда. Для такого огромного фестиваля это невозможно. Люди устали, устали люди.

А вы для себя в дальнейшем определились, что будет вместо фестиваля, чтобы имя Володина не было забыто, чтобы поддерживать интерес к его творчеству?

Конечно, Александра Моисеевича мы не бросим. В каких формах это будет продолжаться — пока не знаю. Нет времени подумать. Вот закончился фестиваль, после него я обычно заболеваю, потому что — перегруз. Но сейчас я не могу позволить себе заболеть, так как 11 февраля на практику пришли студенты, 14 февраля я читаю большую публичную лекцию, 15 февраля мне надо посмотреть спектакль и быстро написать про него, 16-17 февраля – лаборатория театра ЦЕХЪ. Далее я сажусь в самолет и лечу в город Тару, где поставили володинского «Зубного врача» и еще три спектакля. Возвращаясь из Тары, а это пять часов на машине от Омска, я посмотрю еще что-то в Омске, прилечу сюда, и мне нужно будет верстать номер. Я могу рассказать свою жизнь по дням до июня месяца. Это немыслимые нагрузки.

Вот пример, что пьесы Володина ставят даже в таких глубоко провинциальных городах. Почему? Он современен и сейчас?

Володин — не современный писатель, а классик. Сложность в том, что время стало достаточно тупое, без шестых чувств, а у него все построено на шестых чувствах.

Александр Володин

И такой вопрос: кого вы считаете продолжателем Володина. Неправильно. Кто близок ему по духу из современных авторов?

Таких нет.

А есть сейчас по-настоящему крупные драматурги?

По-своему крупный драматург Иван Вырыпаев. Это XXI век, а ХХ век построился в цепочку Чехов-Володин-Вампилов. Современная драматургия занята неталантливыми героями. Современная драматургия выбирает шум времени, а не пристальное рассмотрение человека. В этом смысле у Володина, по-моему, нет последователей. Да и у психологической драмы нет. Для этого надо иметь вкус держать увеличительное стекло над жизнью. А современные драматурги очень плоско понимают человека, они его конструируют.

И о вашей традиции в день рождения Александра Моисеевича Володина. Неужели в этом году это было в последний раз?

10 февраля мы, как всегда, поехали в Комарово, пили водку, закусывали бутербродами, читали стихи, отмечали столетие Александра Моисеевича. А вечером был концерт студентов Виктора Рыжакова «Оттепель», они пели песни 1960-х годов. Мы отлили маленьких Володиных (автор скульптуры Резо Габриадзе) и вручили их всем, кто долгое время проработал на фестивале. Каждый человек, находящийся в зале, получил рюмку с водкой и смог унести ее домой. На рюмке написано: «Не могу напиться с неприятными людьми». Так мы отпраздновали столетие.

пресс-конференция Пять вечеров

По поводу предложения увековечить имя Володина на карте города. Почему Васильевский остров, а не Петроградская сторона? Мне кажется назвать именем Володина любое место на Петроградской стороне – в этом гораздо больше смысла, поскольку именно с Петроградской стороной связана его жизнь.

Я с вами согласна. Спасибо Нике Стрижак за эту инициативу. Меня к этой истории не подключали, но я бы предложила переименовать улицу Ленина на Петроградской стороне в улицу Володина. Он там жил. Конечно, нужно, чтобы на Петроградской что-то было.

И все же, как в будущем будете отмечать 10 февраля?

Десятое число, конечно, остается десятым числом. Но честное слово, я никому ничего не должна.

Просто очень жалко расставаться…

Да, жалко. Но пусть кто-то еще постоит 15 лет с протянутой рукой и почувствует, как она устает. Пусть сопоставит суммы, которые дают другим фестивалям, и нашему… У меня закончился внутренний порох. Пройдет время и что-то само возникнет.

Володинский фестиваль

Беседовала  ИРИНА  СОРИНА

каэромания

Чисто петербургская «Каэромания»

Уже много лет действует Международный молодежный поэтический конкурс, который проводят Русский музей и Союз писателей Санкт-Петербурга. В день славянской письменности, 24 мая 2019 года, в Мраморном дворце состоится награждение победителей и финалистов Девятого конкурса имени К.Р. Номинации этого года включали темы «Сказки русской живописи», «Я к Вам пишу…» (письмо современной Татьяны пушкинскому Онегину), басню… Уже три года участвуют в конкурсе и молодые журналисты, пишущие о культуре и искусстве.

Маргарита Аброськина

Маргарита Аброськина: На сцене Александринки всегда чувствую реакцию зрителей

Маргарита Аброськина к своим 25 годам вполне уверено и стремительно делает карьеру актрисы. Казалось бы, совсем недавно она окончила Высшее театральное училище имени Щепкина по курсу Юрия Соломина. И вот Маргарита уже занята в пяти спектакля на сцене Александрийского театра. В ее активе уже есть и вполне обширная фильмография. А с 20 мая в эфире канала ТНТ стартует новый комедийный сериал «Толя робот» с участием молодой питерской актрисы.

20 лет после Войны

«Ночь музеев»: несколько вселенных в одном городе

В Северной столице прошла «Ночь музеев» — уникальное событие, позволяющее иначе взглянуть на культурные площадки города. В этом году в акции приняли участие более 120 музеев, галерей, библиотек и выставочных залов. Конечно, все они по-своему интересны. Но есть среди них пространства, удивительная и загадочная атмосфера которых никого не оставила равнодушным. Популярная акция больше всего привлекла посетителей в Ботанический сад, Артиллерийский музей и на студию «Ленфильм». Петербуржцы вышли в параллельный мир, где без труда можно было поболтать с Пушкиным и космонавтами, увидеть взрывающиеся «Тополя» и вполне мирные субтропики, погрузиться в морскую бездну без ущерба для здоровья, побродить по могилам классиков с фонариком и заглянуть за кулисы Блокадного театра.

Реюнион

«Реюнион» совместит вкусное с научным

Санкт-Петербургский государственный университет — старейшее учебное заведение России, основанное в 1724 году — проведет 18 мая фестиваль «Реюнион». Огромная историческая территория первого университета в самом центре города будет открыта весь день для всех заинтересованных. «Реюнион’295» — это попытка переосмыслить академическое наследие университета за почти 300 лет. В честь юбилея СПбГУ Ассоциация выпускников университета расширила традиционную встречу до масштабов городского фестиваля. «Петербургский авангард» предлагает гид по «Реюниону».

Детская деревня в Пушкине, Молодежный театр, Дружим домами

«Детская деревня – SOS» на сцене и за кулисами Молодежного театра

Благотворительная организация в помощь детям-сиротам «Детские деревни – SOS» в день своего 25-летия, 13 мая 2019 года, собрала друзей под крышей Молодежного театра на Фонтанке и устроила грандиозный праздник. В начале своего пути австрийский социальный педагог и создатель концепции «Детской деревни – SOS» Герман Гмайнер говорил: «Если построим в Австрии хотя бы три Детские деревни, можем считать, что жизнь прожита не зря». Сегодня же более 550 «Детских деревень – SOS» существуют в 135 странах мира на всех континентах.

Ленрезерв

Живое сердце «Ленрезерва»

В праздничные дни, связанные с событиями Великой Отечественной войны, в Петербурге открылась масштабная выставка Патриотического объединения «Ленрезерв» (Феодосийская улица, 4). Когда оказываешься внутри, удивляешься, почему она работает так редко. Кажется, что здесь могли бы собираться толпы посетителей каждые выходные. Но возможно, это правильное решение. Тот факт, что запросто увидеть предметы «Ленрезерва», когда заблагорассудится, не получится, в корне меняет отношение к ним, заставляя присматриваться к каждой детали. Экспозиция воспринимается уже как личный опыт, момент, который необходимо прочувствовать и закрепить в памяти.