Людмила Улицкая: С властями дружить не надо

В Санкт-Петербурге с 15 по 22 сентября проходил Международный кинофестиваль документальных, короткометражных игровых, анимационных и экспериментальных фильмов «Послание к Человеку», который был основан в 1989 году режиссером-документалистом Михаилом Литвяковым. В этом году информационным спонсором фестиваля выступал Росбалт — интернет-портал, ставший синонимом независимости и свободы мнений представителей самых разных кругов общества.
Людмила Улицкая

30 сентября 2018.
Беседовала Ирина Сорина.
Рубрика: Литература Музеи / кино Стиль жизни Театры / музыка. Тэги: .

Этой системе координат отвечает и документальный фильм «Оскар», а главное его герой — легендарный художник Оскар Рабин, лидер советского неофициального искусства. Картину на кинофестивале «Послание к Человеку» представляла публике знаменитая писательница Людмила Улицкая, с которой удалось побеседовать корреспонденту «Петербургского авангарда».

«Оскар» — это вторая часть дилогии «От барака до Парижа». Первая часть — фильм «В поисках потерянного рая» — был посвящен художнице Валентине Кропивницкой, жене Оскара Рабина, дочери поэта и художника, главы Лианозовской группы Евгения Кропивницкого. В 2016 году эта картина получила премию «Ника».

Послание к Человеку

Дом Оскара Рабина недалеко от станции Лианозово был центром художественной жизни, объединив в конце 1950-х годов художников и поэтов, творчество которых искусствоведы описывают в таких терминах, как второй авангард, андеграунд и нон-конформизм. Все эти определения можно отнести не только к произведениям, но и к самому образу жизни героев фильма. Барак стал синонимом андеграунда, а поиски свободы и нового художественного языка в стране победившего соцреализма часто приводили к трагическим последствиям. В лучшем случае, как это случилось с героями фильма — к принудительной эмиграции, которая последовала после знаменитой «Бульдозерной выставки»…

Людмила Евгеньевна, как вам удается сохранять оптимизм в наше время и в нашей стране?

Я не позволяю себе впадать в депрессию. Причем всегда. Это — постоянный труд, которым должен заниматься каждый человек. Такая вот санитарная работа внутри себя. Плохого настроения быть не должно — вот внутренняя задача. Да, я знаю, что вокруг очень многое вызывает пессимизм, но я постоянно всем говорю: «Ребята, мы не должны этому поддаваться».

Более того, у меня такая наглая мысль, может быть, странная — нам, представителям моего поколения, очень повезло со временем. Мы бедность знали, конечно, как все послевоенные дети, но мы не знали голода. Больших войн на моей памяти не было, а те окраинные войны, которые были и есть, не коснулись меня и моей семьи. Мы получили прекрасное образование, мы много читали — так, как сегодняшнее поколение уже не читает. И советская жизнь дала некую особенность нашему общению: мы очень ценили друг друга, у нас был необычайно теплый круг, который, к счастью, сохранился. Мало какое сообщество может этим похвастаться. И это все продолжается.

Более того, открылись границы. Друзья, с которыми мы прощались навеки, теперь приезжают в Россию, а я могу поехать к ним, мы можем общаться. Я могу поехать в любую страну. Сегодня. Подчеркиваю — сегодня. Я вижу разные флуктуации, немножко хуже, немножко лучше. Сегодня немножко хуже, чем, скажем, было лет десять тому назад. Но тем не менее, я считаю, что нам очень повезло со временем.

Я видела совершенно не отравленную природу. Мы плыли на байдарках и пили воду из реки, совершенно не задумываясь, слили ли в нее кошмарные химические отходы. Нам и в голову это не приходило! Мы купались, плавали в диких бухтах в Крыму. Ничего этого уже нет, и наши дети этого уже не увидят. Поэтому я не жалуюсь на время. А власть мне никогда никакая не нравилась, у меня не было в жизни такого периода, чтобы мне нравилась власть.

Сейчас все вспоминают период свободы, пришедший на волне Перестройки…

Я — не человек Перестройки. Для меня все было ясно с младых лет. С раннего возраста я осознала, что с властями дружить не надо. Честно говоря, мне и не хочется. А все, что я про себя всегда знала — это то, что я не хочу от государства зависеть. И до сих пор мне это удавалось. Считаю это большой радостью: знаю, что не всем это удается. Но у меня это была рано поставленная задача. Помните, как Цветаева говорила: «Лучше моську наймусь купать». Вот, и я лучше моську наймусь купать, чем делать то, что мне не по душе. Что я никогда в жизни и не делала. Вот видите, значит это возможно. И это замечательно! Страх, в котором жили наши родители, он все-таки ушел. Где-то в спинном мозгу он холодит, этот страх. Но все равно, это совершенно другая история.

А у ваших современников, как вы думаете, есть страх сейчас?

У молодых людей его гораздо меньше, они гораздо более свободные, гораздо более бесстрашные. Причем, надо сказать, что наше государство, наша власть дает время от времени такие восхитительные комические моменты! А страх и смех — они между собой очень плохо совмещаются. Ну как можно этого бояться, когда такие комические фигуры занимают столь важные места в государстве.

Я знаю, что вы занимаетесь благотворительностью. Почему вы выбрали именно это направление — я имею ввиду хоспис? Это связано с какой-то личной историей?

Я ничего не выбирала. Это круг моей жизни. Моя покойная подруга Вера Миллионщикова организовала хоспис. А моя другая приятельница организовала свой маленький фонд помощи заключенным. Это все — круг моей жизни. Я никого не выбираю. Они все рядом со мной. Все что я могу делать, я делаю.

Кстати, мой оптимизм еще связан с тем, что в России никогда не было такого волонтерского и благотворительного движения, как сейчас. Среди моих подруг практически нет таких, которые бы не тратили свое время и деньги, чтобы делать то, что должно делать государство, но не делает. И такая возможность у нас есть.

Оскар Рабин – тоже яркий пример независимого человека. Но это относится ко всем художникам нонконформистам. Они не воевали с системой: она была просто вне их жизни. Почему из множества нонконформистов вас заинтересовал именно Оскар?

Трудно сказать. Никто его не выбирал. Фильм «Оскар» — это абсолютная случайность. Саша Смолянский, автор сценария картины, подружился с Оскаром. Они жили в одном районе, познакомились, много общались. Сначала Саша постоянно записывал. И в процессе их общения он понял, что хочет сделать фильм об Оскаре. И это первая картина Смолянского. Для него она стала неким жизненным поворотом. Кино получилось очень хорошее.

Да, их было много, художников-нонконформистов. Но Оскар Рабин достоин того, чтобы о нем снять фильм. Он замечательный человек, прекрасный художник.

Оскар Рабин не то чтобы самый модный, но самый известный художник того времени и того направления…

Я бы так не сказала. Просто он один из последних живых. Ровесников его достаточно мало. Это уходящая натура: 90 лет человеку! Счастье, что он на ногах, что он работает, что он подвижный. Это — чудо!

Беседовала  ИРИНА  СОРИНА

Юрий Темирканов

«Площадь Искусств» под крылом Темирканова

Девятнадцатый международный фестиваль «Площадь Искусств» пройдет в этому году с 14 по 26 декабря и будет посвящен 80-летию выдающегося дирижера Юрия Темирканова. Публику ждет встреча с крупнейшими мастерами современности, среди которых — сам Юрий Темирканов, а также Марис Янсонс, Рудольф Бухбиндер, Гидон Кремер, Лейф Ове Андснес, Юрий Башмет, Денис Мацуев, Николай Луганский, Вадим Репин, Маттиас Гёрне, Камерный оркестр Concerto Köln, Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр филармонии и другие прославленные музыканты и коллективы.

режиссер Виталий Манский

Виталий Манский: Враги народа сидят в Министерстве культуры

В Санкт-Петербурге завершается кинофестиваль «Артдокфест». До 12 декабря он проходит в Северной столице параллельно с московскими показами. Из-за цензуры конкурсную часть ранее перенесли за рубеж, на площадку Рижского международного кинофестиваля. Президент «Артдокфеста», режиссер Виталий Манский рассказал о съемках раннего Путина и о новом витке борьбы Мединского с фестивалем «Артдокфест».

Денис Мацуев

Денис Мацуев и банда юных волшебников (фото)

Свое выступление знаменитый пианист Денис Мацуев анонсировал с нью-йоркских улиц за день до 5 декабря, пообещав слушателям классику и джаз, огромное количество сюрпризов, импровизацию, душевность и хорошее настроение. Однако к этому моменту почти все билеты и так уже были распроданы. Мацуевский «Джаз среди друзей» в БКЗ «Октябрьский» в представлении не нуждается – первый концерт с большим успехом состоялся в прошлом году.

Павел Сафонов

Павел Сафонов: Мольер не предал себя

На сцене Выборгского дворца культуры 8 и 9 декабря состоится петербургская премьера спектакля московского Театра Ленком — «Сны господина де Мольера» по пьесе Михаила Булгакова «Кабала святош». Премьера постановки собрала аншлаги, невиданные уже давно, а теперь и в Санкт-Петербурге билеты на «Сны господина де Мольера» стремительно разлетаются.

Андрей Носков

Андрей Носков: Я всегда обожал музыкальный театр

Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии готовит премьеру мюзикла «Девчонка на миллион», в основе которого – киносценарий известного советского фильма «Начальник Чукотки». Музыку к проекту написал актер и музыкант Максим Леонидов, который исполнит в нем одну из центральных ролей. Премьерные показы пройдут на сцене театра 8-10 февраля 2019 года. Над постановкой работает Андрей Носков – актер театра и кино, известный по работам на различных сценах Санкт-Петербурга – от ТЮЗа до БДТ, а с недавних пор освоивший еще и профессию режиссера. О новом спектакле, о фугах Баха и мюзикле Элтона Джона «Билли Эллиот» Андрей Носков рассказал в преддверии премьеры.

Русский музей, Карл Маркс

Путь марксизма: в хрустале, с Микки Маусом и Пушкиным (фото)

В этом году мир отметил 200-летний юбилей Карла Маркса, остающегося одним из самых значимых и ярких мыслителей не только XX века, но и всей мировой истории. Понятия «марксизм» и «марксисты» прочно укоренились, как некий маркер политических и социальных ориентиров, в разных поколениях. Русский музей в честь этого события подготовил большую и многогранную выставку «Карл Маркс навсегда», которую петербуржцы смогут посетить в течение всего декабря и новогодних каникул.