Людмила Улицкая: С властями дружить не надо

В Санкт-Петербурге с 15 по 22 сентября проходил Международный кинофестиваль документальных, короткометражных игровых, анимационных и экспериментальных фильмов «Послание к Человеку», который был основан в 1989 году режиссером-документалистом Михаилом Литвяковым. В этом году информационным спонсором фестиваля выступал Росбалт — интернет-портал, ставший синонимом независимости и свободы мнений представителей самых разных кругов общества.
Людмила Улицкая

30 сентября 2018.
Беседовала Ирина Сорина.
Рубрика: Литература Музеи / кино Стиль жизни Театры / музыка. Тэги: .

Этой системе координат отвечает и документальный фильм «Оскар», а главное его герой — легендарный художник Оскар Рабин, лидер советского неофициального искусства. Картину на кинофестивале «Послание к Человеку» представляла публике знаменитая писательница Людмила Улицкая, с которой удалось побеседовать корреспонденту «Петербургского авангарда».

«Оскар» — это вторая часть дилогии «От барака до Парижа». Первая часть — фильм «В поисках потерянного рая» — был посвящен художнице Валентине Кропивницкой, жене Оскара Рабина, дочери поэта и художника, главы Лианозовской группы Евгения Кропивницкого. В 2016 году эта картина получила премию «Ника».

Послание к Человеку

Дом Оскара Рабина недалеко от станции Лианозово был центром художественной жизни, объединив в конце 1950-х годов художников и поэтов, творчество которых искусствоведы описывают в таких терминах, как второй авангард, андеграунд и нон-конформизм. Все эти определения можно отнести не только к произведениям, но и к самому образу жизни героев фильма. Барак стал синонимом андеграунда, а поиски свободы и нового художественного языка в стране победившего соцреализма часто приводили к трагическим последствиям. В лучшем случае, как это случилось с героями фильма — к принудительной эмиграции, которая последовала после знаменитой «Бульдозерной выставки»…

Людмила Евгеньевна, как вам удается сохранять оптимизм в наше время и в нашей стране?

Я не позволяю себе впадать в депрессию. Причем всегда. Это — постоянный труд, которым должен заниматься каждый человек. Такая вот санитарная работа внутри себя. Плохого настроения быть не должно — вот внутренняя задача. Да, я знаю, что вокруг очень многое вызывает пессимизм, но я постоянно всем говорю: «Ребята, мы не должны этому поддаваться».

Более того, у меня такая наглая мысль, может быть, странная — нам, представителям моего поколения, очень повезло со временем. Мы бедность знали, конечно, как все послевоенные дети, но мы не знали голода. Больших войн на моей памяти не было, а те окраинные войны, которые были и есть, не коснулись меня и моей семьи. Мы получили прекрасное образование, мы много читали — так, как сегодняшнее поколение уже не читает. И советская жизнь дала некую особенность нашему общению: мы очень ценили друг друга, у нас был необычайно теплый круг, который, к счастью, сохранился. Мало какое сообщество может этим похвастаться. И это все продолжается.

Более того, открылись границы. Друзья, с которыми мы прощались навеки, теперь приезжают в Россию, а я могу поехать к ним, мы можем общаться. Я могу поехать в любую страну. Сегодня. Подчеркиваю — сегодня. Я вижу разные флуктуации, немножко хуже, немножко лучше. Сегодня немножко хуже, чем, скажем, было лет десять тому назад. Но тем не менее, я считаю, что нам очень повезло со временем.

Я видела совершенно не отравленную природу. Мы плыли на байдарках и пили воду из реки, совершенно не задумываясь, слили ли в нее кошмарные химические отходы. Нам и в голову это не приходило! Мы купались, плавали в диких бухтах в Крыму. Ничего этого уже нет, и наши дети этого уже не увидят. Поэтому я не жалуюсь на время. А власть мне никогда никакая не нравилась, у меня не было в жизни такого периода, чтобы мне нравилась власть.

Сейчас все вспоминают период свободы, пришедший на волне Перестройки…

Я — не человек Перестройки. Для меня все было ясно с младых лет. С раннего возраста я осознала, что с властями дружить не надо. Честно говоря, мне и не хочется. А все, что я про себя всегда знала — это то, что я не хочу от государства зависеть. И до сих пор мне это удавалось. Считаю это большой радостью: знаю, что не всем это удается. Но у меня это была рано поставленная задача. Помните, как Цветаева говорила: «Лучше моську наймусь купать». Вот, и я лучше моську наймусь купать, чем делать то, что мне не по душе. Что я никогда в жизни и не делала. Вот видите, значит это возможно. И это замечательно! Страх, в котором жили наши родители, он все-таки ушел. Где-то в спинном мозгу он холодит, этот страх. Но все равно, это совершенно другая история.

А у ваших современников, как вы думаете, есть страх сейчас?

У молодых людей его гораздо меньше, они гораздо более свободные, гораздо более бесстрашные. Причем, надо сказать, что наше государство, наша власть дает время от времени такие восхитительные комические моменты! А страх и смех — они между собой очень плохо совмещаются. Ну как можно этого бояться, когда такие комические фигуры занимают столь важные места в государстве.

Я знаю, что вы занимаетесь благотворительностью. Почему вы выбрали именно это направление — я имею ввиду хоспис? Это связано с какой-то личной историей?

Я ничего не выбирала. Это круг моей жизни. Моя покойная подруга Вера Миллионщикова организовала хоспис. А моя другая приятельница организовала свой маленький фонд помощи заключенным. Это все — круг моей жизни. Я никого не выбираю. Они все рядом со мной. Все что я могу делать, я делаю.

Кстати, мой оптимизм еще связан с тем, что в России никогда не было такого волонтерского и благотворительного движения, как сейчас. Среди моих подруг практически нет таких, которые бы не тратили свое время и деньги, чтобы делать то, что должно делать государство, но не делает. И такая возможность у нас есть.

Оскар Рабин – тоже яркий пример независимого человека. Но это относится ко всем художникам нонконформистам. Они не воевали с системой: она была просто вне их жизни. Почему из множества нонконформистов вас заинтересовал именно Оскар?

Трудно сказать. Никто его не выбирал. Фильм «Оскар» — это абсолютная случайность. Саша Смолянский, автор сценария картины, подружился с Оскаром. Они жили в одном районе, познакомились, много общались. Сначала Саша постоянно записывал. И в процессе их общения он понял, что хочет сделать фильм об Оскаре. И это первая картина Смолянского. Для него она стала неким жизненным поворотом. Кино получилось очень хорошее.

Да, их было много, художников-нонконформистов. Но Оскар Рабин достоин того, чтобы о нем снять фильм. Он замечательный человек, прекрасный художник.

Оскар Рабин не то чтобы самый модный, но самый известный художник того времени и того направления…

Я бы так не сказала. Просто он один из последних живых. Ровесников его достаточно мало. Это уходящая натура: 90 лет человеку! Счастье, что он на ногах, что он работает, что он подвижный. Это — чудо!

Беседовала  ИРИНА  СОРИНА

выставка Союз молодежи в Русском музее

«Союз молодежи» в Русском музее

До конца лета в Корпусе Бенуа Русского музея можно увидеть выставку «Союз молодежи». Она посвящена творческому пути петербургского общества художников-авангардистов. Это первая попытка представить обобщающий показ работ этой яркой группы. Организаторы постарались отойти от монографического или тематического однообразия и придать мероприятию атмосферу реальных выставок «Союза» 1910–1914 года.

Фестиваль Музыки мира, Музей музыки

«Музыки мира»: придворный оупен-эйр

Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства в четвертый раз проводит Петербургский международный этнический фестиваль «Музыки мира». С 10 по 11 августа 2019 года у Шереметевского дворца – Музея музыки на набережной Фонтанки, 34, в уникальной усадьбе XVIII века в самом центре Петербурга, на парадном дворе, в саду и в концертных залах соберутся лучшие этно-рок-, этно-джазовые и этно-электронные группы, переводящие традиционную музыку регионов России и сопредельных стран на современный музыкальный язык. Представляем участников.

театр "Суббота"

Начало «Субботы»

У порога «Субботы» на Звенигородской улице, 30, развернулась сцена под открытым небом: самый настоящий петербургский двор, провинциальный и столичный одновременно. Но уже здесь начинается тот самый «душевный заповедник», о котором говорил основатель театра Юрий Смирнов-Несвицкий. В новом сезоне заповедник «Субботы» вышел далеко за ее границы — у него появилось новое пространство и флигель, в котором будет жить микродраматический театр. Об этом рассказали художник театра Мария Смирнова-Несвицкая, главный режиссер театра Андрей Сидельников и директор Андрей Лобанов.

Экофестиваль в Курортном районе

Парк «Дубки» зовет на экофестиваль

В Курортном районе развернется Большой фестиваль экологии. В субботу, 3 августа, парк «Дубки» примет мероприятие, посвященное осознанному потреблению и здоровому образу жизни на планете земля, которая стала единственным домом для человечества во Вселенной. В красивейшем парке развернутся концерты, лекции экологов, выставки, эко-маркет, спектакли и киносеансы. В спортивную программу вошли заплывы по сапсерфингу, плоггинг, пешие и велосипедные забеги, йога под открытым небом.

Точка доступа

«Точка доступа» на пересечении старого и нового

С 15 по 30 июля в Северной столице проходит международный летний фестиваль «Точка доступа», уже ставший славной традицией и культурной визитной карточкой города. В этом году он входит в программу Театральной олимпиады — Санкт-Петербург до декабря является площадкой для театров со всех уголков мира, которые едут сюда со своими спектаклями, лекциями и мастер-классами.

Алексей Архиповский

Алексей Архиповский: Мои послания — в звуках

Музыкант Алексей Архиповский — уникальный балалаечник-виртуоз, услышать которого — большое счастье для поклонников как этнической, так и джазовой музыки. «Архиповский — смесь гитарных богов Стива Вая и Джеффа Бэка, и это на традиционном треугольном и трехструнном русском народном инструменте. Его техника захватывает дух, его звук всеобъемлющ. Яркая выразительность в его трактовке традиционных вещей вызывает мурашки по коже», — написал критик издания De Volkskrant (Нидерланды) о выступлении Алексея Архиповского на Jazz Zomer Fiets Tour в Гронингене, в августе 2006 года.