Людмила Улицкая: С властями дружить не надо

В Санкт-Петербурге с 15 по 22 сентября проходил Международный кинофестиваль документальных, короткометражных игровых, анимационных и экспериментальных фильмов «Послание к Человеку», который был основан в 1989 году режиссером-документалистом Михаилом Литвяковым. В этом году информационным спонсором фестиваля выступал Росбалт — интернет-портал, ставший синонимом независимости и свободы мнений представителей самых разных кругов общества.
Людмила Улицкая

30 сентября 2018.
Беседовала Ирина Сорина.
Рубрика: Литература Музеи / кино Стиль жизни Театры / музыка. Тэги: .

Этой системе координат отвечает и документальный фильм «Оскар», а главное его герой — легендарный художник Оскар Рабин, лидер советского неофициального искусства. Картину на кинофестивале «Послание к Человеку» представляла публике знаменитая писательница Людмила Улицкая, с которой удалось побеседовать корреспонденту «Петербургского авангарда».

«Оскар» — это вторая часть дилогии «От барака до Парижа». Первая часть — фильм «В поисках потерянного рая» — был посвящен художнице Валентине Кропивницкой, жене Оскара Рабина, дочери поэта и художника, главы Лианозовской группы Евгения Кропивницкого. В 2016 году эта картина получила премию «Ника».

Послание к Человеку

Дом Оскара Рабина недалеко от станции Лианозово был центром художественной жизни, объединив в конце 1950-х годов художников и поэтов, творчество которых искусствоведы описывают в таких терминах, как второй авангард, андеграунд и нон-конформизм. Все эти определения можно отнести не только к произведениям, но и к самому образу жизни героев фильма. Барак стал синонимом андеграунда, а поиски свободы и нового художественного языка в стране победившего соцреализма часто приводили к трагическим последствиям. В лучшем случае, как это случилось с героями фильма — к принудительной эмиграции, которая последовала после знаменитой «Бульдозерной выставки»…

Людмила Евгеньевна, как вам удается сохранять оптимизм в наше время и в нашей стране?

Я не позволяю себе впадать в депрессию. Причем всегда. Это — постоянный труд, которым должен заниматься каждый человек. Такая вот санитарная работа внутри себя. Плохого настроения быть не должно — вот внутренняя задача. Да, я знаю, что вокруг очень многое вызывает пессимизм, но я постоянно всем говорю: «Ребята, мы не должны этому поддаваться».

Более того, у меня такая наглая мысль, может быть, странная — нам, представителям моего поколения, очень повезло со временем. Мы бедность знали, конечно, как все послевоенные дети, но мы не знали голода. Больших войн на моей памяти не было, а те окраинные войны, которые были и есть, не коснулись меня и моей семьи. Мы получили прекрасное образование, мы много читали — так, как сегодняшнее поколение уже не читает. И советская жизнь дала некую особенность нашему общению: мы очень ценили друг друга, у нас был необычайно теплый круг, который, к счастью, сохранился. Мало какое сообщество может этим похвастаться. И это все продолжается.

Более того, открылись границы. Друзья, с которыми мы прощались навеки, теперь приезжают в Россию, а я могу поехать к ним, мы можем общаться. Я могу поехать в любую страну. Сегодня. Подчеркиваю — сегодня. Я вижу разные флуктуации, немножко хуже, немножко лучше. Сегодня немножко хуже, чем, скажем, было лет десять тому назад. Но тем не менее, я считаю, что нам очень повезло со временем.

Я видела совершенно не отравленную природу. Мы плыли на байдарках и пили воду из реки, совершенно не задумываясь, слили ли в нее кошмарные химические отходы. Нам и в голову это не приходило! Мы купались, плавали в диких бухтах в Крыму. Ничего этого уже нет, и наши дети этого уже не увидят. Поэтому я не жалуюсь на время. А власть мне никогда никакая не нравилась, у меня не было в жизни такого периода, чтобы мне нравилась власть.

Сейчас все вспоминают период свободы, пришедший на волне Перестройки…

Я — не человек Перестройки. Для меня все было ясно с младых лет. С раннего возраста я осознала, что с властями дружить не надо. Честно говоря, мне и не хочется. А все, что я про себя всегда знала — это то, что я не хочу от государства зависеть. И до сих пор мне это удавалось. Считаю это большой радостью: знаю, что не всем это удается. Но у меня это была рано поставленная задача. Помните, как Цветаева говорила: «Лучше моську наймусь купать». Вот, и я лучше моську наймусь купать, чем делать то, что мне не по душе. Что я никогда в жизни и не делала. Вот видите, значит это возможно. И это замечательно! Страх, в котором жили наши родители, он все-таки ушел. Где-то в спинном мозгу он холодит, этот страх. Но все равно, это совершенно другая история.

А у ваших современников, как вы думаете, есть страх сейчас?

У молодых людей его гораздо меньше, они гораздо более свободные, гораздо более бесстрашные. Причем, надо сказать, что наше государство, наша власть дает время от времени такие восхитительные комические моменты! А страх и смех — они между собой очень плохо совмещаются. Ну как можно этого бояться, когда такие комические фигуры занимают столь важные места в государстве.

Я знаю, что вы занимаетесь благотворительностью. Почему вы выбрали именно это направление — я имею ввиду хоспис? Это связано с какой-то личной историей?

Я ничего не выбирала. Это круг моей жизни. Моя покойная подруга Вера Миллионщикова организовала хоспис. А моя другая приятельница организовала свой маленький фонд помощи заключенным. Это все — круг моей жизни. Я никого не выбираю. Они все рядом со мной. Все что я могу делать, я делаю.

Кстати, мой оптимизм еще связан с тем, что в России никогда не было такого волонтерского и благотворительного движения, как сейчас. Среди моих подруг практически нет таких, которые бы не тратили свое время и деньги, чтобы делать то, что должно делать государство, но не делает. И такая возможность у нас есть.

Оскар Рабин – тоже яркий пример независимого человека. Но это относится ко всем художникам нонконформистам. Они не воевали с системой: она была просто вне их жизни. Почему из множества нонконформистов вас заинтересовал именно Оскар?

Трудно сказать. Никто его не выбирал. Фильм «Оскар» — это абсолютная случайность. Саша Смолянский, автор сценария картины, подружился с Оскаром. Они жили в одном районе, познакомились, много общались. Сначала Саша постоянно записывал. И в процессе их общения он понял, что хочет сделать фильм об Оскаре. И это первая картина Смолянского. Для него она стала неким жизненным поворотом. Кино получилось очень хорошее.

Да, их было много, художников-нонконформистов. Но Оскар Рабин достоин того, чтобы о нем снять фильм. Он замечательный человек, прекрасный художник.

Оскар Рабин не то чтобы самый модный, но самый известный художник того времени и того направления…

Я бы так не сказала. Просто он один из последних живых. Ровесников его достаточно мало. Это уходящая натура: 90 лет человеку! Счастье, что он на ногах, что он работает, что он подвижный. Это — чудо!

Беседовала  ИРИНА  СОРИНА

Премия Сергея Курехина

Культурный СПА-салон в Центре Курехина

В воскресенье, 21 апреля (19:00), в Санкт-Петербурге будут определены победители Премии имени Сергея Курехина. Единственная петербургская награда в области современного искусства отличается от столичных тем, что отдает предпочтение новаторским, революционным, концептуальным и мультижанровым проектам. Ведь именно эти принципы развивал Сергей Курехин вместе с «Поп-Механикой».
До 16 мая в Центре современного искусства имени Курехина на Лиговском проспекте, 73, продлится выставка проектов, вошедших в лонг-лист Премии Сергея Курехина. В экспозицию вошли 72 произведения, по которым можно оценить, как развивается современное искусство.

Мертвые души Гоголя, предоставлено пресс-службой Театра на Васильевском

Бал у Сатаны на Васильевском острове

Театр на Васильевском не первый год радует зрителя неординарным и непредвзятым подходом к классике. Хотя очевидно, что именно такой подход гарантирует внимание публики. Но на сей раз этот островной театр превзошел себя, представив петербургскому зрителю премьеру по мотивам поэмы Николая Гоголя «Мертвые души». Эта постановка — вполне осознанный и удавшийся эксперимент, хорошо срежиссированный и подготовленный. Такие эксперименты стали модны в последнее время, но не всем и не всегда удается придать им глубокий смысл и внятную форму, доступную пониманию не только махровых критиков и театроведов, которые разглядят в постановке влияние Мейерхольда и Вахтангова, но и для простых смертных.

Валерий Фокин

Валерий Фокин покидает секретариат СТД

Художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин написал заявление на имя премьер-министра РФ Дмитрия Медведева и главы Минкультуры России Владимира Мединского о выходе из секретариата Союза театральных деятелей (СТД). Валерий Фокин объяснил, что сделал это в знак протеста против позиции союза по поводу объединения Александринки и Волковского театра.

Евгений Водолазкин, фото предоставлено писателем

Евгений Водолазкин: «Близкие друзья» – спектакль для театральных гурманов

В мире современной литературы есть множество фамилий, но мало имен. Евгений Водолазкин – один из немногих, чье творчество заняло определенную литературную нишу и нашло свою публику среди читателей разных социокультурных кругов. Романы «Соловьев и Ларионов», «Лавр» и «Авиатор» – удивительные произведения, отразившие особое отношение автора к историческому процессу и личности человека. Евгений Водолазкин – финалист престижных литературных премий, таких как «Национальный бестселлер», «Русский Букер», «НОС» и «Книга года», лауреат премий «Ясная Поляна», «Большая книга», «Русский Рим», Премии Александра Солженицына, национальной премии «Русские рифмы, Русское слово» и других.

Молодежный театр на Фонтанке, Нас обвенчает прилив

Неутоленная страсть в морской пене

Удивительное впечатление производит камерная сцена Молодежного театра на Фонтанке: как будто это красивая шкатулка из детства, в которой хранятся все дорогие сердцу ребенка сокровища — красивая шелковая ленточка от коробки конфет, ракушка из лета, флакон из-под маминых духов, красивый камешек и… что там еще приберегают дети, склонные мечтать? Спектакли, которые идут на этой сцене, — предельно лиричные, построенные на соприкосновении душ, удивительно трогательные. Они возвращают надежду, желание остановиться и заглянуть в себя, туда, где вроде бы все отжило, но вдруг понимаешь — нет, еще что-то бьется в ритме сердца.

Осень русского средневековья

Духовные поиски в эпоху перемен (фото)

До 13 мая в Корпусе Бенуа Государственного Русского музея продлится выставка «Осень русского Средневековья». В экспозицию вошли около 500 произведений из музейных собраний. Впервые посетителям представлена столь обширная картина развития изобразительного, монументального и декоративно-прикладного искусства в России от Смутного времени до 1700-х годов. На выставке можно увидеть образы и техники, распространенные в разные годы в Москве, Ярославле, Костроме, на русском Севере. Некоторые произведения демонстрируются впервые или с новой атрибуцией.