Любовь Леонтьева: Пространств, похожих на «Бутылку», в России больше нет

В Новой Голландии 29 июля открылся павильон «Бутылка», третье по счету отреставрированное историческое здание в самом атмосферном месте Северной столицы. Архитектор и проектировщик «Бутылки» Любовь Леонтьева рассказала «Петербургскому авангарду», как бывшая тюрьма превратилась в арт-пространство.
архитектор Любовь Леонтьева

30 июля 2017.
Текст и фото: Анна Котанова
Рубрика: Стиль жизни. Тэги: .


Любовь, в первую очередь, хотелось бы узнать об истории «Бутылки». Насколько нам известно, это бывшая тюрьма?

— Да, совершенно верно. Здание «Бутылки» — это бывшая военно-морская тюрьма, построенная в XIX веке. Потом здесь находились швейные, столярные мастерские, госпиталь.

Бутылка в Новой Голландии

А что представляет собой здание сегодня? Можно ли назвать его галереей?

— Это, скорее, не галерея, а многофункциональное пространство, где под одной крышей собраны различные заведения, работающие в сферах дизайна, моды, гастрономии и спорта. Мы хотели создать единую зону, напоминающую небольшую городскую улицу, по которой гуляют жители. Весь первый этаж это, по сути, и есть небольшая городская торговая улочка, замкнутая в кольцо.

Бутылка в Новой Голландии

С чем связано такое необычное название здания?

— Из-за характерной формы, которая напоминает бутылочное горлышко, в народе за тюрьмой закрепилось название «Бутылка» Отсюда, согласно легенде, и произошло выражение «не лезь в бутылку» — оказаться в тюрьме никому не хотелось. Поэтому название нашего здания историческое, и мы решили его не изменять.

Бутылка в Новой Голландии

Изменили ли вы облик этого исторического сооружения?

— Коренных изменений не произошло. Форма, фасад и внутреннее строение практически остались прежними, но мы провели большую реставрационную работу. Мы создали новый дизайн, поменяли интерьер. В здании сейчас установлены два лифтовых подъемника в стиле Art Deco, восстановлены по оригинальным чертежам двери, а также отреставрированы кирпичная кладка, лестницы и ажурные чугунные перила.

Бутылка в Новой Голландии

Как долго проходил процесс реставрации?

— Реставрационные работы заняли почти два года. Мы оснастили здание современными коммуникациями, мощной вентиляционной системой. Конечно, восстановили и внешний облик. Нашей задачей было создание четырех непохожих друг на друга пространств, объединенных общей идеей. Так мы и создали дизайн четырех этажей здания, у каждого из которых — свой уникальный стиль. Основными декораторскими материалами стали латунь, чугун и деревянные молдинги. Все очень гармонично сочетается между собой, генерируя общую творческую атмосферу.

Бутылка в Новой Голландии

В «Бутылке» расположился книжный магазин Московского музея современного искусства «Гараж». У этого музея особый дизайнерский стиль. Сохранился ли он в интерьере книжного магазина?

— «Гараж» — это единственный арендатор, которому мы создавали дизайн. Стиль московского музея отличается от стиля книжного магазина в «Бутылке». Но наши партнеры нам доверились, и команда Новой Голландии рискнула создать интерьер на свой вкус. Мы использовали большое количество латуни, покрасили стены в насыщенный, глубокий цвет, поставили яркую мебель. Нашему сегодняшнему гостю, директору музея «Гараж» Антону Белову, все очень понравилось.

Бутылка в Новой Голландии

Есть ли в Санкт-Петербурге многофункциональные пространства, похожие на «Бутылку»?

— Я рискну утверждать, что ни в Северной столице, ни в одном другом городе России аналогичных пространств нет. Это действительно что-то новое и необычное. Качество работы всей команды Новой Голландии — на высочайшем уровне.

Бутылка в Новой Голландии

Стала ли «Бутылка» частью единого стиля Новой Голландии или все-таки это здание чем-то отличается?

— Парк острова с павильонами, зданиями «Кузня», «Дом Коменданта», а теперь и «Бутылкой» — это, конечно же, единый комплекс. Мы можем это увидеть в интерьере и отделке построек. Нам было важно, чтобы площадки гармонировали между собой, и, как мне кажется, мы смогли добиться этой гармонии.

Бутылка в Новой Голландии

Любовь, а какова целевая аудитория «Бутылки»? Можно ли говорить о возрастных ограничениях?

— Я бы не сказала, что здесь есть какие-то возрастные ограничения, ведь Новая Голландия — это современный городской парк, площадка для разнообразных культурных программ и спортивных мероприятий. Сюда ежедневно приходят люди разного возраста. «Бутылка» также открыта для каждого. К тому же во внутреннем дворике расположена малая сцена парка с собственной программой концертов, кинопоказов и других событий, доступных для разных возрастных групп. Мы ждем абсолютно каждого и надеемся, что «Бутылка» станет центром притяжения жителей и гостей Санкт-Петербурга.

Бутылка в Новой Голландии

Здание бывшей военной тюрьмы на острове Новая Голландия было построено в 1828 году архитектором  Александром Штаубертом. Проект трехэтажного кольцеобразного строения общей площадью 6000 кв. м с внутренним двором был реализован в рекордные по тем временам сроки — менее чем за два года.

Бутылка в Новой Голландии

Вместе с «Бутылкой» открыт существенный отрезок территории современного острова и увеличилась парковая площадь, доступная для посетителей Новой Голландии. Вместе с завершением реставрации «Бутылки» закончился первый этап восстановления и реорганизации объектов острова. Следующий корпус – со стороны площади Труда – по плану откроется в 2019 году.

Бутылка в Новой Голландии

Дизайн общих пространств и все детали интерьеров разработали архитектурное бюро Ludi Architects и Любовь Леонтьева совместно с командой проекта «Новая Голландия: культурная урбанизация». Обновленный парк вместе с павильонами, зданиями «Кузня», «Дом Коменданта» и «Бутылка» задуман как единое пространство. Поэтому все решения и приемы перекликаются в интерьерах, навигации и отделке этих построек.

Римас Туминас

Римас Туминас: Я верю, что воображение творит

В середине февраля началось празднование столетия БДТ. Можно сказать, что одним из подарков к юбилею театра стали гастроли московского Государственного академического театра имени Вахтангова. Труппа начала гастроли на сцене БДТ в Санкт-Петербурге с «Евгения Онегина» 19 и 20 февраля. «Дядю Ваню» по Чехову публика увидит 21 февраля, а 22 февраля – «Ветер шумит в тополях» по пьесе современного французского драматурга Жеральда Сиблейраса. Завершатся гастроли премьерой спектакля «Фальшивая нота».

Александр Секацкий

Александр Секацкий о старости: Старуха Шапокляк — пример для подражания

Известный петербургский философ, доцент кафедры социальной философии и философии истории СПбГУ Александр Секацкий стал частым гостем на Квартирниках в информационном агентстве «Росбалт». Очередная встреча была посвящена философии возраста. Ученый рассказал о старости с точки зрения метафизики и философии, рассмотрев ее как жизнь внутри жизни. «Петербургский авангард» предлагает своим читателям некоторые интересные тезисы выступления.

Квартира

Удивительная и теплая «Квартира»

«Петербургскому авангарду» хорошо знакомы те театры и так называемые творческие пространства, которые стремятся выглядеть необычно и странно, фактически строя на этом весь свой художественный почерк. Однако помимо них существуют и те творческие объединения, которые не кажутся «не такими как все» — они таковыми являются на самом деле. В их основе лежит исследование ментальных расстройств, создание комфортных условий для духовного развития инвалидов и терапия с помощью творчества. Все это на практике представляет собой сложный, непрерывный и не всегда благодарный труд, хотя в медиа-пространстве инклюзивные проекты представлены как очень популярное современное веяние.

Марина Дмитриевская, предоставлено пресс-службой фестиваля "Пять вечеров"

Марина Дмитриевская: Все фестивали «Пять вечеров» мы проводили в долг

В Санкт-Петербурге 11 февраля завершился юбилейный театральный фестиваль «Пять вечеров». Он посвящен великому драматургу Александру Моисеевичу Володину, чье 100-летие пришлось на 10 февраля. К сожалению, создатели этого фестиваля объявили, что в этом году он прошел последний раз. О причинах столь печального решения «Петербургскому авангарду» рассказала арт-директор фестиваля Марина Дмитревская, главный редактор и директор «Петербургского театрального журнала».

Андреас Ланэ

Андреас Ланэ: Игровой культуре в России помог бы новый «Тетрис»

14 февраля — не только день Святого Валентина, но и неофициальный и при этом широко отмечаемый в профессиональном мире День компьютерщика. 14 февраля 1946 года впервые был продемонстрирован первый работающий электронный компьютер ENIAC I (Electrical Numerical Integrator And Calculator). В честь всех причастных к празднику «Петербургский авангард» публикует интервью с Андреасом Ланэ — президентом Европейской федерации игровых архивов, музеев и проектов по сохранению игр (EFGAMP), одним из основателей Музея компьютерных игр в Берлине — первой в мире постоянной выставки цифровой интерактивной развлекательной культуры.

Лючия Ди Ламмермур

«Лючия ди Ламмермур» — шедевр романтического бельканто

В конце 2018 года в Мариинском театре состоялась премьера оперы Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур». В основе сюжета — романтическая трагедия Вальтера Скотта «Ламмермурская невеста». А сюжет этот, напоминающий «Ромео и Джульетту», меломелодраматичен: лорд Генри Эштон хочет выгодно выдать сестру за лорда Артура Бакло, в противном случае замок Эштона может вернуть себе сын его прежнего владельца Эдгар. Но Лючия влюблена в таинственного незнакомца, которым оказался тот самый Эдгар. Возлюбленный девушки должен уехать с поручением во Францию. Расставаясь, влюбленные клянутся в вечной любви (и, как обычно, в подобных случаях, жди скорой смерти).