Лина Тур Бонет: Нужно читать партитуры, как чужие письма

На XXII фестивале EarlyMusic 2 октября 2019 года выступит прославленная испанская скрипачка Лина Тур Бонет со своим ансамблем MUSIca ALcheMIca и своей любимой программой: скрипичные сонаты Арканджело Корелли оп. 5 в ее исполнении признаны одной из лучших интерпретаций в мире. О барочном Риме, Корелли и собственном методе перехода с барочной скрипки на современную и обратно Лина Тур Бонет рассказала корреспонденту «Петербургского авангарда» в преддверии петербургской премьеры.
Lina Tur Bonet©Pablo F. Juárez

26 сентября 2019.

Рубрика: Музеи / кино Театры / музыка. Тэги: .


Когда Вы начинаете готовить новую программу, много ли думаете о личности композитора, чью музыку собираетесь играть, углубляетесь ли в его биографию?

Я непременно вникаю как можно глубже в жизнь моего героя и мир, который его окружал, пытаюсь понять, почему он написал то или это. Перед записью сонат оп. 5 Арканджело Корелли я несколько раз ездила в Рим, чтобы надышаться духом города, в котором он жил, походить по улицам XVIII века. Рим той эпохи – город кардиналов и знати. И все эти богачи тратили кучу денег на искусство, строительство церквей, архитектуру, музыку. Они заказывали композиторам великолепные мессы и закатывали грандиозные балы.

На любом празднике, церковном или светском, требовалось множество музыкантов, и Корелли участвовал во всем прямо как современная звезда, без которой не обходится ни один рок-фестиваль. Корелли было всего 22 года, когда он приехал в Рим из Болоньи, где обучался контрапункту у Симонелли. Его оценили и начали поддерживать самые знатные горожане, он был нужен всем и сразу. Это слышно и в его музыке: в церковных сонатах виден профессионализм полифониста, а танцевальные части сонат да камера живописуют блестящие римские балы начала XVIII века.

Говорят, у Корелли был сложный характер…

Корелли был очень богат, ему хорошо платили, но в жизни он был сравнительно скромен, обходился без демонстративной роскоши, столь свойственной эпохе барокко. Я читала его завещание: в нем перечисляются не дома, мебель или драгоценности, а картины. Корелли за свою жизнь собрал 140 картин – живопись ему была интересней пышной жизни напоказ. Есть история о Генделе, который как-то раз дирижировал римским оркестром, концертмейстером которого был Корелли. Гендель по-немецки грубо шпынял музыкантов, а Корелли парировал его выпады с подчеркнутой вежливостью. Мне кажется, в жизни Корелли был весьма гармоничным, обходительным и милым человеком. Впрочем, в его музыке – особенно в Фолии, которую мы сыграем в Петербурге – слышна другая сторона его личности, страстная, неугомонная, очень живая.

Жизнелюбие и гармоничность… Не благодаря ли этим качествам, отраженным в творчестве, Корелли оказался столь важным композитором для XVIII века? Как известно, его влияние простиралось далеко за пределы Италии и его собственного жизненного пути.

У Корелли всего шесть сборников инструментальных сочинений, но значение их для всей европейской музыки барокко огромно. Сонаты оп. 5 изданы 1 января 1700 года – как символично! Корелли, несомненно, написал и играл их прежде, но умышленно выбрал для публикации такую дату. Эти опусы – само совершенство, они находятся словно бы в точке золотого сечения целой эпохи. В Фолии – изобретательность, энергия, безудержная фантазия, в церковных Первой и Пятой сонатах – идеальные пропорции, понимание разных стилей XVIII века, хорошее полифоническое письмо. Немаловажно, что сонаты Корелли дают большую свободу исполнителю, который волен добавлять орнаментику, даже импровизировать по своему вкусу: композитор доверяет своим коллегам-интерпретаторам. В Болонье Корелли учился у Леонардо Бруньоли, венецианца, который слыл мастером импровизации и украшений, и сам блистательно владел техникой вариаций.

Конечно, сонаты Корелли можно играть строго по нотам, и они будут звучать отлично, но можно добавлять собственные вариации к некоторым разделам: повторам танцев в сонатах да камера, медленным частям сонат да кьеза. Это как архитектурный памятник, как ваш Эрмитаж – он прекрасен сам по себе, но его интерьеры можно наполнять произведениями искусства. На протяжении XVIII века было издано около 50 разных версий с орнаментикой сонат Корелли оп. 5 Когда я выступала в Боливии, в одной из тамошних библиотек обнаружилась еще одна рукопись с вариациями его сонат – сейчас я готовлю ее к публикации. Представьте себе, это Латинская Америка! Корелли играли по всему миру, он был популярней нынешней Мадонны.

Кстати, занятно: в латиноамериканских странах барочная традиция жива до сих пор – современные композиторы пишут музыку в барочном стиле, прямо как Вивальди и Корелли.

Foto Lina Tur@Pablo Fernández Juárez _ Motera 2

Какие вариации сонат Корелли Вы исполните в Петербурге?

Когда мне заказали запись Сонат оп. 5, то попросили сделать собственные вариации. Поначалу я отказалась: страшно прикасаться к совершенной музыке, которую, к тому же, орнаментировали столько разных великих скрипачей XVIII столетия. Все же, охота пуще неволи: мы с клавесинистом ансамбля MUSIca AlcheMIca Дани Эспаса начали пробовать кое-что вместе, потом обыгрывать новые вариации в концертах… Конечно, я изучила все возможные источники XVIII века, и в своей работе опиралась на барочные законы риторики, которые изучала в Вене и Париже. В сущности, я просто усиливаю орнаментикой то, что заложено в самой музыке – ее аффекты, риторические фигуры, символику. И в Петербурге только одну сонату буду играть с чужими вариациями, все остальные – плод моего собственного творчества.

Вас знают по всему свету не только как барочную скрипачку. Вы играете и романтический, и современный репертуар на классической скрипке, причем, с неменьшим успехом. Как готовитесь к концертам, как «прыгаете» от барокко к романтизму и обратно?

Секрет простой – много занимаюсь. В детстве я училась игре на современной скрипке. В юности увлеклась музыкой барокко и на долгие годы отказалась от исполнения классико-романтического репертуара: это было необходимо, чтобы проникнуть в стиль и технику барокко, но мне все равно было жаль любимых вещей. Я играла романтиков дома, но не в концертах. Постепенно начала выносить на публику оба инструмента. Разница ведь не только в технике – другой смычок, другие струны, подбородник и т.д. – разница в подходе к звуку. В барокко – иерархия, сильные и слабые ноты, в классике и романтике – ровный звук. Это, кстати, следствие Французской революции – идея всеобщего равенства проникла и в музыку, из отношений между людьми – в отношения между нотами.

Сейчас у меня выработалась целая система, как переходить от старинной музыки к классической и современной. Бессмысленно выходить на концерты и пытаться копировать своих учителей, всего лишь стараясь не фальшивить, держать темп и играть красивым звуком. Важнее – уметь всматриваться в партитуру, искать в ней личное послание, адресованное тебе композитором. Это как читать чужие письма, которые написал кто-то давно умерший: нужно разобрать почерк, затем слова, а за ними – море чувств и целая жизнь.

Lina Tur©Pablo F Juárez.jpgё

На международном фестивале EarlyMusic-2019 Лина Тур Бонет и ансамбль MUSIca AlcheMIca выступят 2 октября, в 19.00, в Меншиковском дворце.

Екатерина Айвазова, гример Театра музкомедии

Екатерина Айвазова: У нашей крови клубничный вкус

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» решил познакомить своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Одна из таких «невидимок» — Екатерина Айвазова, заведующая гримерным цехом Театра музкомедии, в котором она работает уже пять лет. Екатерина Айвазова по образованию актер драматического театра, но по профессии не успела поработать ни дня. Конечно, в первое время осваиваться в гримерном цехе было тяжело, потому что у нее не было опыта. Но желание учиться, совершенствоваться в мастерстве и огромный интерес помогли постепенно втянуться в работу.

Полина Фрадкина

Полина Фрадкина: Понимание музыки помогает ориентироваться в жизни

Пианистка Полина Фрадкина проведет в пресс-центре информационного агентства «Росбалт» лекцию «Музыка и эмоциональный интеллект. О пользе грусти». Она начала заниматься музыкой в пять лет, позже окончила Музыкальный лицей при Санкт-Петербургской консерватории, затем — Петербургскую консерваторию и аспирантуру, а также Академию музыки имени Рубина Тель-Авивского университета и Санкт-Петербургский Институт глубинной психологии. Сейчас Полина Фрадкина выступает как солирующая пианистка и лектор в России и за рубежом. Сотрудничает с современными композиторами, пишущими музыку специально для нее. Участвует в международных музыкальных фестивалях. Ее аудитория: от академических залов, таких как Капелла, Филармония и Концертный зал Мариинского театра, до арт-пространств, лофтов и джазовых клубов.

Елена Щелчкова

Елена Щелчкова: В обнаженке меня увлекает накал и незащищенность

В конце сентября 2019 года в арт-пространстве mArs на Марсовом поле, 3, состоялась выставка «Рисунки на обоях» Елены Щелчковой — художницы, создающей самобытную, загадочную и пронизанную темными лучами эротизма графику. Елена родилась в 1960 году в Зеленогорске, в литературной семье. Она была одаренным ребенком, с детства много читала и любила рисовать. Позже училась в Ленинградском художественно-графическом училище, попала в самое сердце петербургского андеграунда, подружилась с Олегом Котельниковым, Тимуром Новиковым и Владимиром Гооссом, за него она вышла замуж. Семья Щелчковых-Гоосс всегда привлекала к себе чуть ли не весь питерский андеграунд, а их дом стал одним из центров современной культуры.

Кадр из фильма "Грех" Андрея Кончаловского

В «Родине» — жаркий итальянский RIFF

До 8 декабря 2019 года в киноцентре «Родина» уже в шестой раз проходит Российско-итальянский кинофестиваль RIFF, самый крупный италоязычный кинофестиваль России. В этом году на RIFF в Петербурге представлена самая большая программа итальянских фильмов – 26 отборных премьер. Среди картин, которые нельзя пропустить: проект 2017 года «Чамбра» Мартина Скорсезе, мировая премьера которого состоялась на 70-м Каннском фестивале. Фильм был отобран от Италии претендентом в номинацию «Лучший фильм на иностранном языке» на 90-ю церемонию «Оскара», принимал участие в кинофестивале «Санденс», завоевал итальянский «Оскар» – премию «Давид ди Донателло» – и множество других наград.

Satori, Сергей Полунин

Просветление от Сергея Полунина

Сергей Полунин – имя широко известное не только в балетном мире. В этом можно было убедиться и совсем недавно: в городах России, в огромных залах — например, в Москве это был «Крокус Сити Холл» вместимостью до семи тысяч зрителей — прошел тур его программы «Сатори». А начался он в начале октября 2019 года представлением в петербургском БКЗ «Октябрьский», после чего танцовщики показали балет в шести городах России.

Дирижер Иван Демидов. Фото Daniel Biskup из личного архива Ивана Демидова.

Иван Демидов: Музыку, которой занимаюсь в данный момент, считаю лучшей на земле

Иван Демидов в 2009 году с отличием закончил теоретико-композиторское отделение Санкт-Петербургского музыкального училища имени Римского-Корсакова, а в 2014 году — Санкт-Петербургскую консерваторию имени Римского-Корсакова по классу оперно-симфонического дирижирования.

Он дирижировал в театре «Санкт-Петербург Опера» и в театре Санкт-Петербургской консерватории такими операми, как «Евгений Онегин» Чайковского, «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Паяцы» Леонковалло, а также многочисленными концертами симфонической музыки. Дирижировал оперой «Евгений Онегин» во время гастролей театра «Санкт-Петербургъ опера» в Ярославле (2014). С 2014 по 2017 год преподавал на кафедре оперной подготовки Санкт-Петербургской консерватории.