Лина Тур Бонет: Нужно читать партитуры, как чужие письма

На XXII фестивале EarlyMusic 2 октября 2019 года выступит прославленная испанская скрипачка Лина Тур Бонет со своим ансамблем MUSIca ALcheMIca и своей любимой программой: скрипичные сонаты Арканджело Корелли оп. 5 в ее исполнении признаны одной из лучших интерпретаций в мире. О барочном Риме, Корелли и собственном методе перехода с барочной скрипки на современную и обратно Лина Тур Бонет рассказала корреспонденту «Петербургского авангарда» в преддверии петербургской премьеры.
Lina Tur Bonet©Pablo F. Juárez

26 сентября 2019.

Рубрика: Музеи / кино Театры / музыка. Тэги: .


Когда Вы начинаете готовить новую программу, много ли думаете о личности композитора, чью музыку собираетесь играть, углубляетесь ли в его биографию?

Я непременно вникаю как можно глубже в жизнь моего героя и мир, который его окружал, пытаюсь понять, почему он написал то или это. Перед записью сонат оп. 5 Арканджело Корелли я несколько раз ездила в Рим, чтобы надышаться духом города, в котором он жил, походить по улицам XVIII века. Рим той эпохи – город кардиналов и знати. И все эти богачи тратили кучу денег на искусство, строительство церквей, архитектуру, музыку. Они заказывали композиторам великолепные мессы и закатывали грандиозные балы.

На любом празднике, церковном или светском, требовалось множество музыкантов, и Корелли участвовал во всем прямо как современная звезда, без которой не обходится ни один рок-фестиваль. Корелли было всего 22 года, когда он приехал в Рим из Болоньи, где обучался контрапункту у Симонелли. Его оценили и начали поддерживать самые знатные горожане, он был нужен всем и сразу. Это слышно и в его музыке: в церковных сонатах виден профессионализм полифониста, а танцевальные части сонат да камера живописуют блестящие римские балы начала XVIII века.

Говорят, у Корелли был сложный характер…

Корелли был очень богат, ему хорошо платили, но в жизни он был сравнительно скромен, обходился без демонстративной роскоши, столь свойственной эпохе барокко. Я читала его завещание: в нем перечисляются не дома, мебель или драгоценности, а картины. Корелли за свою жизнь собрал 140 картин – живопись ему была интересней пышной жизни напоказ. Есть история о Генделе, который как-то раз дирижировал римским оркестром, концертмейстером которого был Корелли. Гендель по-немецки грубо шпынял музыкантов, а Корелли парировал его выпады с подчеркнутой вежливостью. Мне кажется, в жизни Корелли был весьма гармоничным, обходительным и милым человеком. Впрочем, в его музыке – особенно в Фолии, которую мы сыграем в Петербурге – слышна другая сторона его личности, страстная, неугомонная, очень живая.

Жизнелюбие и гармоничность… Не благодаря ли этим качествам, отраженным в творчестве, Корелли оказался столь важным композитором для XVIII века? Как известно, его влияние простиралось далеко за пределы Италии и его собственного жизненного пути.

У Корелли всего шесть сборников инструментальных сочинений, но значение их для всей европейской музыки барокко огромно. Сонаты оп. 5 изданы 1 января 1700 года – как символично! Корелли, несомненно, написал и играл их прежде, но умышленно выбрал для публикации такую дату. Эти опусы – само совершенство, они находятся словно бы в точке золотого сечения целой эпохи. В Фолии – изобретательность, энергия, безудержная фантазия, в церковных Первой и Пятой сонатах – идеальные пропорции, понимание разных стилей XVIII века, хорошее полифоническое письмо. Немаловажно, что сонаты Корелли дают большую свободу исполнителю, который волен добавлять орнаментику, даже импровизировать по своему вкусу: композитор доверяет своим коллегам-интерпретаторам. В Болонье Корелли учился у Леонардо Бруньоли, венецианца, который слыл мастером импровизации и украшений, и сам блистательно владел техникой вариаций.

Конечно, сонаты Корелли можно играть строго по нотам, и они будут звучать отлично, но можно добавлять собственные вариации к некоторым разделам: повторам танцев в сонатах да камера, медленным частям сонат да кьеза. Это как архитектурный памятник, как ваш Эрмитаж – он прекрасен сам по себе, но его интерьеры можно наполнять произведениями искусства. На протяжении XVIII века было издано около 50 разных версий с орнаментикой сонат Корелли оп. 5 Когда я выступала в Боливии, в одной из тамошних библиотек обнаружилась еще одна рукопись с вариациями его сонат – сейчас я готовлю ее к публикации. Представьте себе, это Латинская Америка! Корелли играли по всему миру, он был популярней нынешней Мадонны.

Кстати, занятно: в латиноамериканских странах барочная традиция жива до сих пор – современные композиторы пишут музыку в барочном стиле, прямо как Вивальди и Корелли.

Foto Lina Tur@Pablo Fernández Juárez _ Motera 2

Какие вариации сонат Корелли Вы исполните в Петербурге?

Когда мне заказали запись Сонат оп. 5, то попросили сделать собственные вариации. Поначалу я отказалась: страшно прикасаться к совершенной музыке, которую, к тому же, орнаментировали столько разных великих скрипачей XVIII столетия. Все же, охота пуще неволи: мы с клавесинистом ансамбля MUSIca AlcheMIca Дани Эспаса начали пробовать кое-что вместе, потом обыгрывать новые вариации в концертах… Конечно, я изучила все возможные источники XVIII века, и в своей работе опиралась на барочные законы риторики, которые изучала в Вене и Париже. В сущности, я просто усиливаю орнаментикой то, что заложено в самой музыке – ее аффекты, риторические фигуры, символику. И в Петербурге только одну сонату буду играть с чужими вариациями, все остальные – плод моего собственного творчества.

Вас знают по всему свету не только как барочную скрипачку. Вы играете и романтический, и современный репертуар на классической скрипке, причем, с неменьшим успехом. Как готовитесь к концертам, как «прыгаете» от барокко к романтизму и обратно?

Секрет простой – много занимаюсь. В детстве я училась игре на современной скрипке. В юности увлеклась музыкой барокко и на долгие годы отказалась от исполнения классико-романтического репертуара: это было необходимо, чтобы проникнуть в стиль и технику барокко, но мне все равно было жаль любимых вещей. Я играла романтиков дома, но не в концертах. Постепенно начала выносить на публику оба инструмента. Разница ведь не только в технике – другой смычок, другие струны, подбородник и т.д. – разница в подходе к звуку. В барокко – иерархия, сильные и слабые ноты, в классике и романтике – ровный звук. Это, кстати, следствие Французской революции – идея всеобщего равенства проникла и в музыку, из отношений между людьми – в отношения между нотами.

Сейчас у меня выработалась целая система, как переходить от старинной музыки к классической и современной. Бессмысленно выходить на концерты и пытаться копировать своих учителей, всего лишь стараясь не фальшивить, держать темп и играть красивым звуком. Важнее – уметь всматриваться в партитуру, искать в ней личное послание, адресованное тебе композитором. Это как читать чужие письма, которые написал кто-то давно умерший: нужно разобрать почерк, затем слова, а за ними – море чувств и целая жизнь.

Lina Tur©Pablo F Juárez.jpgё

На международном фестивале EarlyMusic-2019 Лина Тур Бонет и ансамбль MUSIca AlcheMIca выступят 2 октября, в 19.00, в Меншиковском дворце.

фестиваль "Брасс-Осень"

Медная осень в романтических тонах

Гала-концертом «Романтика классики и джаза» 15 октября 2019 года в Северной столице завершился международный фестиваль медных духовых инструментов «Брасс-Осень». Он проходил с 11 октября при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга и фонда культурных проектов «Городу и миру». Концерты и мастер-классы для молодых музыкантов приняли красивейшие залы Невского проспекта – Капелла, Дворец Белосельских-Белозерских, Концертный зал РНБ на Фонтанке.

"Женитьба Бальзаминова" в театре "Мастерская"

«Грезы любви» в «Мастерской»

Новый сезон 2019-2020 годов петербургский театр «Мастерская» открыл в конце августа 2019 года спектаклем «Грезы любви, или Женитьба Бальзаминова», прошедшим проверку временем и вниманием поклонников. И на протяжении всей наступившей осени, интересной еще и тем, что театру только что исполнилось девять лет, эта постановка задает на его подмостках легкий, остроумный тон с примесью задумчивости.

Режиссер Владимир Богатырев

Владимир Богатырев: Отрадно быть причастным к воспитанию чувств

В ТЮЗе имени Брянцева 10 октября 2019 года состоится премьера спектакля «Время Ч», основанного на рассказах Антона Чехова, в которых фигурируют дети и родители. Режиссер спектакля – Владимир Богатырев, ученик Зиновия Корогодского, работающий в ведущих театрах страны, лауреат многочисленных премий. Для режиссера – это уже четвертая работа в петербургском ТЮЗе. Постановка «Время Ч» анализирует глубинные вопросы становления человека – роль семьи в формировании личности и ответственности каждого за наше будущее. Почему анекдотические рассказы Чехова оказываются философскими притчами, а спектакль несет в себе позитивный заряд – читайте в интервью «Петербургского авангарда» с Владимиром Богатыревым.

торжественный вечер в Театре эстрады

День рождения Театра эстрады

На сцене Театра эстрады имени Райкина 4 октября 2019 года состоялся торжественный вечер, посвященный 80-летию со дня основания театра. В этот день зал был переполнен. В ходе официальной части прозвучали поздравления руководству и коллективу театра от правительства и Законодательного собрания Санкт-Петербурга. А затем начался праздник!

цикл концертов «Музыка во всем» в РНБ

«Смышленые коты» ищут музыку во всем

Программой «Музыка, кино, театр, живопись», прошедшей 29 сентября 2019 года в Концертном зале Российской национальной библиотеки (набережная реки Фонтанки, 36), завершился цикл концертов «Музыка во всем», организованный Фондом культурных проектов «Городу и миру». Художественный руководитель проекта, петербургский композитор Ирина Вакуленко во вступительном слове определила прошедшую серию музыкальных программ как «концертный сериал».

Лендок

Лендок покажет «Фильмы без проката»

На киностудии «Лендок» (набережная Крюкова канала, 14) со 2 по 13 октября 2019 года будет проходить киномарафон фестивальных картин, многие из которых прогремели на конкурсах, завоевав главные призы, но не получили прокатной судьбы. Это — совместный проект единственной документальной киностудии России и фестиваля «Окно в Европу».