Лина Тур Бонет: Нужно читать партитуры, как чужие письма

На XXII фестивале EarlyMusic 2 октября 2019 года выступит прославленная испанская скрипачка Лина Тур Бонет со своим ансамблем MUSIca ALcheMIca и своей любимой программой: скрипичные сонаты Арканджело Корелли оп. 5 в ее исполнении признаны одной из лучших интерпретаций в мире. О барочном Риме, Корелли и собственном методе перехода с барочной скрипки на современную и обратно Лина Тур Бонет рассказала корреспонденту «Петербургского авангарда» в преддверии петербургской премьеры.
Lina Tur Bonet©Pablo F. Juárez

26 сентября 2019.

Рубрика: Музеи / кино Театры / музыка. Тэги: .


Когда Вы начинаете готовить новую программу, много ли думаете о личности композитора, чью музыку собираетесь играть, углубляетесь ли в его биографию?

Я непременно вникаю как можно глубже в жизнь моего героя и мир, который его окружал, пытаюсь понять, почему он написал то или это. Перед записью сонат оп. 5 Арканджело Корелли я несколько раз ездила в Рим, чтобы надышаться духом города, в котором он жил, походить по улицам XVIII века. Рим той эпохи – город кардиналов и знати. И все эти богачи тратили кучу денег на искусство, строительство церквей, архитектуру, музыку. Они заказывали композиторам великолепные мессы и закатывали грандиозные балы.

На любом празднике, церковном или светском, требовалось множество музыкантов, и Корелли участвовал во всем прямо как современная звезда, без которой не обходится ни один рок-фестиваль. Корелли было всего 22 года, когда он приехал в Рим из Болоньи, где обучался контрапункту у Симонелли. Его оценили и начали поддерживать самые знатные горожане, он был нужен всем и сразу. Это слышно и в его музыке: в церковных сонатах виден профессионализм полифониста, а танцевальные части сонат да камера живописуют блестящие римские балы начала XVIII века.

Говорят, у Корелли был сложный характер…

Корелли был очень богат, ему хорошо платили, но в жизни он был сравнительно скромен, обходился без демонстративной роскоши, столь свойственной эпохе барокко. Я читала его завещание: в нем перечисляются не дома, мебель или драгоценности, а картины. Корелли за свою жизнь собрал 140 картин – живопись ему была интересней пышной жизни напоказ. Есть история о Генделе, который как-то раз дирижировал римским оркестром, концертмейстером которого был Корелли. Гендель по-немецки грубо шпынял музыкантов, а Корелли парировал его выпады с подчеркнутой вежливостью. Мне кажется, в жизни Корелли был весьма гармоничным, обходительным и милым человеком. Впрочем, в его музыке – особенно в Фолии, которую мы сыграем в Петербурге – слышна другая сторона его личности, страстная, неугомонная, очень живая.

Жизнелюбие и гармоничность… Не благодаря ли этим качествам, отраженным в творчестве, Корелли оказался столь важным композитором для XVIII века? Как известно, его влияние простиралось далеко за пределы Италии и его собственного жизненного пути.

У Корелли всего шесть сборников инструментальных сочинений, но значение их для всей европейской музыки барокко огромно. Сонаты оп. 5 изданы 1 января 1700 года – как символично! Корелли, несомненно, написал и играл их прежде, но умышленно выбрал для публикации такую дату. Эти опусы – само совершенство, они находятся словно бы в точке золотого сечения целой эпохи. В Фолии – изобретательность, энергия, безудержная фантазия, в церковных Первой и Пятой сонатах – идеальные пропорции, понимание разных стилей XVIII века, хорошее полифоническое письмо. Немаловажно, что сонаты Корелли дают большую свободу исполнителю, который волен добавлять орнаментику, даже импровизировать по своему вкусу: композитор доверяет своим коллегам-интерпретаторам. В Болонье Корелли учился у Леонардо Бруньоли, венецианца, который слыл мастером импровизации и украшений, и сам блистательно владел техникой вариаций.

Конечно, сонаты Корелли можно играть строго по нотам, и они будут звучать отлично, но можно добавлять собственные вариации к некоторым разделам: повторам танцев в сонатах да камера, медленным частям сонат да кьеза. Это как архитектурный памятник, как ваш Эрмитаж – он прекрасен сам по себе, но его интерьеры можно наполнять произведениями искусства. На протяжении XVIII века было издано около 50 разных версий с орнаментикой сонат Корелли оп. 5 Когда я выступала в Боливии, в одной из тамошних библиотек обнаружилась еще одна рукопись с вариациями его сонат – сейчас я готовлю ее к публикации. Представьте себе, это Латинская Америка! Корелли играли по всему миру, он был популярней нынешней Мадонны.

Кстати, занятно: в латиноамериканских странах барочная традиция жива до сих пор – современные композиторы пишут музыку в барочном стиле, прямо как Вивальди и Корелли.

Foto Lina Tur@Pablo Fernández Juárez _ Motera 2

Какие вариации сонат Корелли Вы исполните в Петербурге?

Когда мне заказали запись Сонат оп. 5, то попросили сделать собственные вариации. Поначалу я отказалась: страшно прикасаться к совершенной музыке, которую, к тому же, орнаментировали столько разных великих скрипачей XVIII столетия. Все же, охота пуще неволи: мы с клавесинистом ансамбля MUSIca AlcheMIca Дани Эспаса начали пробовать кое-что вместе, потом обыгрывать новые вариации в концертах… Конечно, я изучила все возможные источники XVIII века, и в своей работе опиралась на барочные законы риторики, которые изучала в Вене и Париже. В сущности, я просто усиливаю орнаментикой то, что заложено в самой музыке – ее аффекты, риторические фигуры, символику. И в Петербурге только одну сонату буду играть с чужими вариациями, все остальные – плод моего собственного творчества.

Вас знают по всему свету не только как барочную скрипачку. Вы играете и романтический, и современный репертуар на классической скрипке, причем, с неменьшим успехом. Как готовитесь к концертам, как «прыгаете» от барокко к романтизму и обратно?

Секрет простой – много занимаюсь. В детстве я училась игре на современной скрипке. В юности увлеклась музыкой барокко и на долгие годы отказалась от исполнения классико-романтического репертуара: это было необходимо, чтобы проникнуть в стиль и технику барокко, но мне все равно было жаль любимых вещей. Я играла романтиков дома, но не в концертах. Постепенно начала выносить на публику оба инструмента. Разница ведь не только в технике – другой смычок, другие струны, подбородник и т.д. – разница в подходе к звуку. В барокко – иерархия, сильные и слабые ноты, в классике и романтике – ровный звук. Это, кстати, следствие Французской революции – идея всеобщего равенства проникла и в музыку, из отношений между людьми – в отношения между нотами.

Сейчас у меня выработалась целая система, как переходить от старинной музыки к классической и современной. Бессмысленно выходить на концерты и пытаться копировать своих учителей, всего лишь стараясь не фальшивить, держать темп и играть красивым звуком. Важнее – уметь всматриваться в партитуру, искать в ней личное послание, адресованное тебе композитором. Это как читать чужие письма, которые написал кто-то давно умерший: нужно разобрать почерк, затем слова, а за ними – море чувств и целая жизнь.

Lina Tur©Pablo F Juárez.jpgё

На международном фестивале EarlyMusic-2019 Лина Тур Бонет и ансамбль MUSIca AlcheMIca выступят 2 октября, в 19.00, в Меншиковском дворце.

Сталин

Про Родину. Про Сталина

В день смерти Сталина в прокат вышел документальный фильм Сергея Лозницы «Прощание со Сталиным» («Государственные похороны»). О ложной гармонии, разрушающейся на экране с помощью статистики, — кинокритик Наталия Эфендиева.

Dmitry_Mirilenko_Coronavirus

Героиня на карантине: запираемся дома от вируса книгами и трансляциями

Пришлось в четырех стенах спасаться от коронавируса? Это повод узнать много нового — и бесплатно.

Аустерлиц

Театр текста или театр Сафоновой?

Автор «Петербургского Авангарда» разбирается в одном из самых сложных и важных спектаклей сезона.

Григорий Козлов

Актеры и режиссеры о Григории Козлове молвят слово

В 2020 году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. «Петербургский Авангард» вместе с «Мастерской» собрал смешные и трогательные истории о Мастере.

Виктория Исакова

Российские сериалы, которые мы ждём в 2020 году

Нынешний год обещает широкий выбор разноплановых многосерийных проектов, затрагивающих и страницы давней истории, и нынешнюю реальность. «Петербургский авангард» рассказывает об отечественных сериалах, которые должны выйти в 2020 году.

Григорий Козлов

В театре не должно быть духа соревнования. Цитатник Григория Козлова

В этом году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. Свой первый юбилей — 10 лет — в 2020 году отметит и сама «Мастерская». «Петербургский Авангард» сердечно поздравляет Григория Михайловича и публикует десять цитат Мастера о театре и не только.