Лена Шейдлина: Известность открывает новые возможности

В творческом кластере «АртМуза» (13-я линия Васильевского острова, 70-72) 10 июля завершилась выставка #ВселеннаяШейдлина. Каждый посетитель мог не только посмотреть на мир глазами известной фотохудожницы Лены Шейдлиной, но и стать частью уникального перформанса.
Лена Шейдлина

12 июля 2017.
Текст и фото: Евгения Кудряшова
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Выставка представляет собой 10 стационарных фотостудий с реквизитами самых узнаваемых фотографий российского Instagram. Блогер-миллионик Лена Шейдлина, придумавшая и опубликовавшая снимки, рассказала «Петербургскому авангарду» об итогах своей первой персональной выставки, о вдохновении и о том, как не бояться быть собой.

Как рождалась идея этой выставки?

— Идея возникла как шутка или игра… Я подумала, что раз могу позволить себе это сейчас, то обязательно должна сделать. Но считаю, что на этой выставке представлено не совсем то, что хотелось бы. Мне важно, чтобы посетители, прикасаясь к моим экспонатам, чувствовали больше, чем просто какие-то стены, предметы.

Лена Шейдлина

А эта экспозиция больше напоминает первый визит новых друзей, которые пришли ко мне на чай. И это не совсем знакомство с семьей, и не совсем знакомство со мной. Вот следующая экспозиция будет более личной.

Лена Шейдлина

Конечно, эта выставка создавалась с учетом того, что посетители могут чувствовать себя свободно, без какого-либо контроля. Однако эта бесконтрольность создала хаос: они, например, все любят ломать, что меня очень расстроило. Тут все можно трогать, но они делают это не так, как я. Даже если это пожарный гидрант, я его беру в руки так, будто это моя любимая кошка. Я отношусь бережно ко всем предметам. Единственное, что мне нужно проработать — это чтобы мои экспонаты были очень прочными, чтобы они выдержали даже метеоритный дождь.

Что тебя вдохновляет?

— Меня вдохновляет спокойствие и комфорт, когда я могу творить без каких-либо обязательств — например, для какого-то рекламного проекта. Когда ты полностью свободен и не хочешь лениться, не хочешь даже смотреть фильмы, гулять, а хочешь просто творить. И когда ты творишь, каждый твой снимок становится стимулом для развития, принося новые идеи.

Лена Шейдлина

Рецепт вдохновения настолько прост, что он складывается из пары ингредиентов: спокойствие и ты. Конечно, необходимо еще и поставить себе определенную цель. Не нужно ждать, что тебе с неба упадет яблоко и ты что-то создашь. Не нужно говорить себе, что ты ленивый и что-то не сможешь. Потому что в это можно поверить, и тогда действительно ничего не получится…

Лена Шейдлина

Может, тебя вдохновляют картины, фотографии, книги?

— Нет, эта история немного не про меня. Хотя когда я хожу в музеи и смотрю на картины, написанные маслом, то мне хочется рисовать. А что касается моих идей, то я не тот человек, который продолжает чье-то творчество, исходит из чьей-то стилистики. Я черпаю все из моего собственного мира — из детских воспоминаний, возможно, из историй родных и близких, их рассказов о своей жизни. Это все откладывается в наших клетках и подсознании.

Я, конечно, хочу видеть шире, хочу читать больше книг. Но для каждого занятия нужно время. Если я читаю книгу, рисую или фотографирую, то я больше ничего не могу делать. Полагаю, что гнаться за двумя зайцами — бессмысленно. Эта черта моего характера мне не очень нравится, но зато когда я посвящаю один день какому-то любимому занятию, то полностью в него погружаюсь, и у меня нет ни секунды, чтобы выдохнуть.

Ты можешь вспомнить свою самую неординарную съемку?

— Самая первая — она, конечно, самая яркая. Это именно тот реквизит, который представлен тут. Например, маска с инопланетянином. Я ее создавала из каркаса маски, которая была куплена в каком-то карнавальном магазине за тысячу рублей.

Лена Шейдлина

Когда мы делали ее с подругой и моим молодым человеком, то тут был чистый энтузиазм. И когда все получилось, именно это стало толчком для глубокого погружения в творческий процесс и арт-фотографию.

Лена Шейдлина

Ты очень яркая личность. Можешь посоветовать, как не бояться самовыражаться?

— Главное — создать свой стиль. Быть яркой — это не просто надеть на себя броские и разноцветные вещи. Яркость, в первую очередь, зависит от твоего внутреннего состояния. Когда ты смотришь в зеркало и видишь там уверенного человека, а главное — чувствуешь себя уверенно, то и все остальные люди будут тебя так воспринимать.

Когда меня спрашивают насчет влияния окружающих, зависимости от чужого мнения, одобрения или неодобрения, я вместо ответа задаю один вопрос: «А эти люди для тебя важны?». Если мне отвечают «нет», то это и есть ответ на заданный мне вопрос. Если «да» — то нужно выяснить причину. Если ваши миры не совпадают, если никто не хочет идти на компромисс, то лучше отказаться от этих людей. Есть и другой вариант — принять их замечания, поработать над собой и стать лучше.

 Лена Шейдлина

Я всегда одевалась как хотела. Я не слежу за модными тенденциями. Люблю секонд-хэнды, а не Dior, Chanel и другие дорогие марки. Я люблю хэнд-мэйд, когда молодые дизайнеры гонятся не за коммерческой историей, а в первую очередь — создают одежду для себя.

Лена Шейдлина

На выставке слышала диалог между мамой и дочерью лет одиннадцати. Девочка сказала ей, что хочет быть известной, как Лена. Известность — это круто?

— Да. Во всяком случае, это дает возможности, на достижение которых при других обстоятельствах приходится тратить много времени. Например, в плане путешествий или брендов, с которыми я мечтала работать. Известность дает возможность проявить себя, потому что у тебя есть аудитория.

Чувствуешь ли ты ответственность за тех, кто следует за тобой?

— Иногда, когда я говорю своим зрителям «будь ярким, будь необычным», они принимают новый образ и страдают от этого. Их не понимают родители и окружение. Тогда я чувствую себя виноватой, потому что я это пропагандирую.

Лена Шейдлина

Я — за естественность, но я не против косметологии и различных хирургических вмешательств, если человек будет чувствовать себя после этого увереннее. Все — в разумных пределах. Главное — вовремя остановиться. Я стараюсь одеваться так, как мне нравится, как мне уютно. Я знаю, что в России к этому относятся спокойно, особенно — если вовремя улыбнуться тому человеку, который на тебя засмотрелся.

Будут ли еще выставки?

— Мне, безусловно, хочется. Но я постараюсь не повторять старый опыт. Я уже знаю, какие новые инсталляции покажу… В ближайшем будущем планирую воплотить свои идеи и находки. Зачем отказываться, если это нравится людям? А это самое главное.

Лена Шейдлина

Театр Особняк

Живая комната в театре «Особняк»

Понятие «лирический хоррор» в российской культуре пока явно очень молодо. Пояснения ему, во всяком случае, ни один источник не дает. Среди поджанров литературы ужасов такого термина не встречается. Есть, правда, «романтические ужасы», где, согласно источникам, смешиваются черты любовной истории и элементы ужаса. Может быть, именно это имеют в виду постановщики спектаклей с такой формулировкой. Но поскольку содержание идет вразрез с этим предположением в плане «любовной истории», то скорее всего они преследуют другую задачу.

реставрация Оргии Котабринского

«Оргия»: смотреть и не дышать

В Русском музее проходит выставка «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме». Ее главным открытием стала картина Вильгельма Котабринского «Оргия». Этот тот редкий случай, когда реставратор выходит за грань возможного и невозможного, возвращая миру бесценный шедевр. Специально к выставке «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме» специалисты службы «Виртуальный Русский музей» при поддержке Благотворительного фонда «Система» создали фильм «Вильгельм Котарбинский. Искусством … мечтать». Его можно посмотреть в одном из залов Корпуса Бенуа, в котором расположилась экспозиция.

фильмы Хироси Тэсигахара

В «Родине» стартуют бесплатные показы фильмов легендарного японского режиссера

Генеральное консульство Японии в Санкт-Петербурге совместно с киноцентром «Родина» (Караванная улица, 12) представляют ретроспективу фильмов японского режиссера Хироси Тэсигахара. Вход на все киносеансы – свободный.

выставка Виталия Тюленева

Виталий Тюленев — сюрреалист «оттепели»

В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков (набережная канала Грибоедова. 103) проходит экспозиция работ необычного советского художника Виталия Тюленева. В соответствии с мечтательным изобразительным языком мастера она названа «Во сне и наяву».

40-летие Театра Бориса Эйфмана

В Петербурге появится детский театр балета Бориса Эйфмана

Во вторник, 13 февраля (20:00), на сцене Александринского театра (площадь Островского, 6) состоится спектакль-концерт «Вчера, сегодня, завтра», посвященный 40-летию Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана. На днях знаменитый хореограф встретился с журналистами, чтобы рассказать о том, что ждет его театр и академию в будущем.

кадр из фильма "Статский советник", Олег Меньшиков

Новая книга Акунина: Фандорин побежден

Заканчивая 20-летнюю эпопею, писатель, уже не живущий в России, подводит черту под попыткой слить либеральные и охранительные чувства в одну идеологию.
Найти добро и благородство там, где их быть не могло, не удалось ни герою, ни его создателю.