Коля Садовник: Во всеобщую методу счастья я не верю

Коля Садовник — петербургский художник, который работает в жанрах метафизической живописи, экспрессионизма, наивного искусства, эклектики и психореализма. Кроме того, он является основателем музыкального коллектива «Земля Сомнамбулы», выступающего в жанре психореализма уже более 10 лет на петербургской андеграундной сцене. Дебют состоялся летом 2017 года в Санкт-Петербургском Street Art Museum, где была выставлена философская семичастная работа «Зеленая комната» […]
Коля Садовник на фоне своих картин

8 ноября 2019.

Рубрика: Музеи / кино. Тэги: , .

Коля Садовник — петербургский художник, который работает в жанрах метафизической живописи, экспрессионизма, наивного искусства, эклектики и психореализма. Кроме того, он является основателем музыкального коллектива «Земля Сомнамбулы», выступающего в жанре психореализма уже более 10 лет на петербургской андеграундной сцене. Дебют состоялся летом 2017 года в Санкт-Петербургском Street Art Museum, где была выставлена философская семичастная работа «Зеленая комната» на тему времени и пространства как форм чистой чувственности, человека как поля боя мотивов. Корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с Колей Садовником.

Среди жанров, в которых вы работаете, встречаются определения «наивное искусство» и «психореализм». Какой душевный и творческий смысл в них вкладываете лично вы?

Наивное искусство — выделю, пожалуй, из такого обширного термина народный характер, чистосердечный взгляд на предметы (физические и нефизические), отсутствие выхолощенного «разумного» восприятия действительности. Психореализм – с обязательным прилагательным «субъективный», включает в себя слияние экспрессионизма с символизмом, новый термин в плане метаохватности, многомерности, множественности средств выражения. Некоторое отличие, например, от экспрессионизма — если там присутствует реакция на внешний мир, то в психореализме атрибуты «внешнего» могут нести отчасти второстепенный характер, не отражающий внешнюю событийность, например, а просто использоваться в качестве символа для отражения событийности «внутреннего».

Как вы считаете, связаны ли между собой искусство и проблемы человеческой психики, и в каких условиях легче творить неповторимые произведения — гармоничном уравновешенном состоянии или при неком надломе?

Безусловно связаны. Более того, это можно и нужно рассматривать как единое целое, поскольку существование вообще я рассматриваю как бесконечный творческий акт, где доподлинно установить границы между творцом и творением невозможно. Как правило, границей считается физика и нефизика. Насчет условий — можно же в различных условиях создавать, я против «самороботизации» человека. Как правило, во всем проявляется природный уклад, характер.

Среди ваших работ есть очень выразительные портреты, в том числе — с этническим и религиозным оттенком. Какие жизненные впечатления вдохновляют вас на их создание?

После путешествия по индийским Гималаям, а также древнему городу Варанаси, где религиозная сторона жизни просто зашкаливает, я написал серию работ «Метафизическая Индия». Помню, очень долго находился под впечатлением. Как было там 500 лет назад, так и происходит до сих пор – такая «живая дышащая история» в действии: заклинатели с совершенными кобрами, погребальные огни на гхате Маникарника, толпы различных людей, будто части единого организма, стекающиеся к матери Ганге, каждый вечер в шесть часов пуджа, и необъяснимая таинственная ритуальная магия в воздухе, звенящая о вечности. Незабываемый опыт.

выставка Николая Садовника

Вы часто соединяете в своих картинах живую природу и рукотворную технику. Как вы лично понимаете и воплощаете взаимоотношения между этими сферами?

Внедрение техники в природу сейчас носит уже тотальный характер, вплоть до замены природы техникой. В психике homo sapiens происходит бессознательный (затем осознанный) апокалипсический резонанс, поскольку мы — ветвь природы, но уже технически вытесняемся, наше вещество боится, это и отражается, например, в моем личном субъективном методе психореализма, отчасти ищущем уход в неопочвенничество как некоторый возврат к природным корням через техногенный индустриальный психосимвол во имя «спасения». Но этот страх — это одна сторона медали, нужно признать, что человек всегда искал решения о бессмертии, и возможно, в будущем, проблема оцифровки сознания, будет решена. Новый вид. Ubermensch. Сейчас я готовлю большое продолжение «Нижних садоводств», в котором явно будут прослеживаться элементы неопочвенничества, включая неолубок.

Расскажите о создании проекта «Зеленая комната», с которого началась ваша активная выставочная деятельность.

Работа затрагивала темы: человек как поле боя мотивов, проблематика выбора какого-либо решения. «Зеленая комната» выступает как психосимвол некоторого пространства-времени, в которое человек может проникнуть, приняв решение, сделав выбор. Было интересно поговорить о психосимволичной фиксации такого момента. Александр Мущенко (сооснователь петербургского Музея уличного искусства) дал согласие разместить работу в секретном цехе Х-1, насколько мне известно, она до сих пор находится там, и ее можно увидеть.

Что для вас значит музыкальное творчество, как вы охарактеризуете направление, в котором работает группа «Земля Сомнамбулы»?

Музыкой я занимаюсь с детства. «Земля Сомнамбулы» была задумана для переработки исключительно своего опытного сырья в метафизических вопросах, а также как некоторая самотерапия. Первые магнитозаписи, еще конца 1990-х годов, утрачены. Сейчас наше направление и интересы — это смесь русских постпсихоромансов с некоторым продолжением деятельности ОБЭРИУ. Сейчас пишем новый альбом. Выступаем редко. Ближайшая дата – 30 ноября, Ионотека.

выставка Николая Садовника

Продолжаете ли вы писать стихи, рождаются ли они в мгновенном порыве вдохновения или это вдумчивая и кропотливая работа?

Крайне редко, поскольку в стихах я сторонник мгновенного порыва вдохновения, так как очень ценно зафиксировать некоторое чувство, в данный конкретный момент закодировать его в слово. Еще в школьном возрасте с братом писали стихи. Если говорить о вдумчивой и кропотливой работе — то это, конечно, происходит, но уже в написании текстов, которые потом входят в репертуар «Земли Сомнамбулы».

Как вы относитесь к антиутопическим и апокалиптическим мотивам в изобразительном искусстве, часто ли сами к ним прибегаете?

Мир есть феномен, а значит, я принимаю возможность утопии и антиутопии. Апокалипсические мотивы очень приветствую, потому как ценю их эмоциональный потенциал.

Можете ли вы представить, каким метаморфозам подвергнется ваш стиль в отдаленной перспективе?

Метаморфозы конечно будут. И представить можно. Но результат будет непредсказуемый.

В связи с вашей выставкой «Нижние садоводства. Введение» в арт-пространстве mArs хотелось бы узнать: что вы думаете о теории, что весь мир может стать лучше, если каждый человек будет добросовестно возделывать собственный, личный сад?

Понимаете, так или иначе каждый из нас уже возделывает свой «сад», каждую секунду. Из эталонного сада мы были изгнаны. Лучший сад — детский. Некоторые сажают и еще как сажают. С точки зрения Шопенгауэра — снимите общественные «намордники» и получим, что человек человека может убить только ради того, чтобы смазать его жиром свои сапоги. Затем вопрос о свободе воли… И природной данности характеров. Нет, во всеобщую методу счастья я не верю. Но прецеденты счастливой жизни некоторых особей есть — значит, стоит пытаться найти для себя конкретно каждому золотосерединное равновесное решение, свой метод, не теоретический, а именно практический.

выставка Николая Садовника

Беседовала  ЛЮДМИЛА  СЕМЕНОВА

Рождество и Новый год

Театральные проводы 2019 года

Многие петербуржцы наверняка захотят провести 31 декабря 2019 года в приятной атмосфере театров, которые приготовили для взрослых и маленьких зрителей новогоднее меню на любой вкус — и веселое, и музыкальное, и романтичное, и задумчивое. Это касается не только больших залов и площадок, расположенных в центре города и всегда выглядящих респектабельно и празднично. Спальные районы Петербурга уже давно не отстают в стремлении к культурному и интеллектуальному досугу и не желают делать расслабляющий перерыв даже в главный праздник года.

Татьяна Семенова, реквизиторский цех Театра музыкальной комедии

Татьяна Семенова: Принесенные мной стаканы семь лет «работают» на сцене

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» знакомит своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Татьяна Семенова заведует реквизиторским цехом. Профессия реквизитора – одна из немногих в театре, которую не преподают ни в одном учебном заведении. Этому можно научиться только на месте. Главное – желание и хороший пример перед глазами.

Михаил Шемякин

Пикассо в диалоге с Шемякиным

До 5 апреля 2020 года в выставочном центре Михаила Шемякина на Садовой улице проходит необычная экспозиция — «Шемякин. Пикассо. Веласкес. Картины как модели. История трансформаций». Это еще один из способов великого художника современности совместить в познании мира и себя два подхода — научный и артистический. Мастера разных жанров и искусств обращаются к работам своих предшественников, чтобы получить вдохновение, воздать должное великому творцу или переосмыслить оригинал, а возможно — превзойти его. Обычно каждая индивидуальная реакция на старое произведение искусства представляет собой синтез намерений художника: зафиксировать, интерпретировать и учиться.

Костюмеры женской стороны. В центре - Маринэлла Лукинская

Маринэлла Лукинская: Артисты – существа не от мира сего

«Петербургский авангард» предлагает своим читателям историю Маринэллы Лукинской, заведующей женским костюмерным цехом Театра музыкальной комедии Петербурга. Мы продолжаем цикл интервью представителей театральных профессий, которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музкомедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице.

Светлана Воронцова, помощник режиссера в Театре музыкальной комедии

Светлана Воронцова: Мне дали прозвище «Главная по чрезвычайным ситуациям»

«Петербургский авангард» продолжает знакомить своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице. Следующий рассказ — о Светлане Воронцовой, которая вот уже 22 года работает в Театре музкомедии помощником директора труппы, помощником режиссера.

Легенды ретро fm

Торжество вечной молодости

В Ледовом дворце 21 декабря 2019 года свое 15-летие отметил фестиваль «Легенды ретро FM», объединяющий звезд 1970-х, 1980-х и 1990-х. Шоу артистов, пик популярности которых пришелся на вторую половину прошлого столетия, состоялось при полном аншлаге, смешав безудержное веселье с легкой грустью и обманув время. В этот раз в «Легендах» приняли участие зарубежные звезды E-Type, Dschinghis Khan, Ottawan, Lian Ross, Lou Bega, Thomas Anders. Из отечественных исполнителей – Татьяна Буланова, Ирина Салтыкова, Игорь Корнелюк и Сергей Васюта.