Коля Садовник: Во всеобщую методу счастья я не верю

Коля Садовник — петербургский художник, который работает в жанрах метафизической живописи, экспрессионизма, наивного искусства, эклектики и психореализма. Кроме того, он является основателем музыкального коллектива «Земля Сомнамбулы», выступающего в жанре психореализма уже более 10 лет на петербургской андеграундной сцене. Дебют состоялся летом 2017 года в Санкт-Петербургском Street Art Museum, где была выставлена философская семичастная работа «Зеленая комната» […]
Коля Садовник на фоне своих картин

8 ноября 2019.

Рубрика: Музеи / кино. Тэги: , .

Коля Садовник — петербургский художник, который работает в жанрах метафизической живописи, экспрессионизма, наивного искусства, эклектики и психореализма. Кроме того, он является основателем музыкального коллектива «Земля Сомнамбулы», выступающего в жанре психореализма уже более 10 лет на петербургской андеграундной сцене. Дебют состоялся летом 2017 года в Санкт-Петербургском Street Art Museum, где была выставлена философская семичастная работа «Зеленая комната» на тему времени и пространства как форм чистой чувственности, человека как поля боя мотивов. Корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с Колей Садовником.

Среди жанров, в которых вы работаете, встречаются определения «наивное искусство» и «психореализм». Какой душевный и творческий смысл в них вкладываете лично вы?

Наивное искусство — выделю, пожалуй, из такого обширного термина народный характер, чистосердечный взгляд на предметы (физические и нефизические), отсутствие выхолощенного «разумного» восприятия действительности. Психореализм – с обязательным прилагательным «субъективный», включает в себя слияние экспрессионизма с символизмом, новый термин в плане метаохватности, многомерности, множественности средств выражения. Некоторое отличие, например, от экспрессионизма — если там присутствует реакция на внешний мир, то в психореализме атрибуты «внешнего» могут нести отчасти второстепенный характер, не отражающий внешнюю событийность, например, а просто использоваться в качестве символа для отражения событийности «внутреннего».

Как вы считаете, связаны ли между собой искусство и проблемы человеческой психики, и в каких условиях легче творить неповторимые произведения — гармоничном уравновешенном состоянии или при неком надломе?

Безусловно связаны. Более того, это можно и нужно рассматривать как единое целое, поскольку существование вообще я рассматриваю как бесконечный творческий акт, где доподлинно установить границы между творцом и творением невозможно. Как правило, границей считается физика и нефизика. Насчет условий — можно же в различных условиях создавать, я против «самороботизации» человека. Как правило, во всем проявляется природный уклад, характер.

Среди ваших работ есть очень выразительные портреты, в том числе — с этническим и религиозным оттенком. Какие жизненные впечатления вдохновляют вас на их создание?

После путешествия по индийским Гималаям, а также древнему городу Варанаси, где религиозная сторона жизни просто зашкаливает, я написал серию работ «Метафизическая Индия». Помню, очень долго находился под впечатлением. Как было там 500 лет назад, так и происходит до сих пор – такая «живая дышащая история» в действии: заклинатели с совершенными кобрами, погребальные огни на гхате Маникарника, толпы различных людей, будто части единого организма, стекающиеся к матери Ганге, каждый вечер в шесть часов пуджа, и необъяснимая таинственная ритуальная магия в воздухе, звенящая о вечности. Незабываемый опыт.

выставка Николая Садовника

Вы часто соединяете в своих картинах живую природу и рукотворную технику. Как вы лично понимаете и воплощаете взаимоотношения между этими сферами?

Внедрение техники в природу сейчас носит уже тотальный характер, вплоть до замены природы техникой. В психике homo sapiens происходит бессознательный (затем осознанный) апокалипсический резонанс, поскольку мы — ветвь природы, но уже технически вытесняемся, наше вещество боится, это и отражается, например, в моем личном субъективном методе психореализма, отчасти ищущем уход в неопочвенничество как некоторый возврат к природным корням через техногенный индустриальный психосимвол во имя «спасения». Но этот страх — это одна сторона медали, нужно признать, что человек всегда искал решения о бессмертии, и возможно, в будущем, проблема оцифровки сознания, будет решена. Новый вид. Ubermensch. Сейчас я готовлю большое продолжение «Нижних садоводств», в котором явно будут прослеживаться элементы неопочвенничества, включая неолубок.

Расскажите о создании проекта «Зеленая комната», с которого началась ваша активная выставочная деятельность.

Работа затрагивала темы: человек как поле боя мотивов, проблематика выбора какого-либо решения. «Зеленая комната» выступает как психосимвол некоторого пространства-времени, в которое человек может проникнуть, приняв решение, сделав выбор. Было интересно поговорить о психосимволичной фиксации такого момента. Александр Мущенко (сооснователь петербургского Музея уличного искусства) дал согласие разместить работу в секретном цехе Х-1, насколько мне известно, она до сих пор находится там, и ее можно увидеть.

Что для вас значит музыкальное творчество, как вы охарактеризуете направление, в котором работает группа «Земля Сомнамбулы»?

Музыкой я занимаюсь с детства. «Земля Сомнамбулы» была задумана для переработки исключительно своего опытного сырья в метафизических вопросах, а также как некоторая самотерапия. Первые магнитозаписи, еще конца 1990-х годов, утрачены. Сейчас наше направление и интересы — это смесь русских постпсихоромансов с некоторым продолжением деятельности ОБЭРИУ. Сейчас пишем новый альбом. Выступаем редко. Ближайшая дата – 30 ноября, Ионотека.

выставка Николая Садовника

Продолжаете ли вы писать стихи, рождаются ли они в мгновенном порыве вдохновения или это вдумчивая и кропотливая работа?

Крайне редко, поскольку в стихах я сторонник мгновенного порыва вдохновения, так как очень ценно зафиксировать некоторое чувство, в данный конкретный момент закодировать его в слово. Еще в школьном возрасте с братом писали стихи. Если говорить о вдумчивой и кропотливой работе — то это, конечно, происходит, но уже в написании текстов, которые потом входят в репертуар «Земли Сомнамбулы».

Как вы относитесь к антиутопическим и апокалиптическим мотивам в изобразительном искусстве, часто ли сами к ним прибегаете?

Мир есть феномен, а значит, я принимаю возможность утопии и антиутопии. Апокалипсические мотивы очень приветствую, потому как ценю их эмоциональный потенциал.

Можете ли вы представить, каким метаморфозам подвергнется ваш стиль в отдаленной перспективе?

Метаморфозы конечно будут. И представить можно. Но результат будет непредсказуемый.

В связи с вашей выставкой «Нижние садоводства. Введение» в арт-пространстве mArs хотелось бы узнать: что вы думаете о теории, что весь мир может стать лучше, если каждый человек будет добросовестно возделывать собственный, личный сад?

Понимаете, так или иначе каждый из нас уже возделывает свой «сад», каждую секунду. Из эталонного сада мы были изгнаны. Лучший сад — детский. Некоторые сажают и еще как сажают. С точки зрения Шопенгауэра — снимите общественные «намордники» и получим, что человек человека может убить только ради того, чтобы смазать его жиром свои сапоги. Затем вопрос о свободе воли… И природной данности характеров. Нет, во всеобщую методу счастья я не верю. Но прецеденты счастливой жизни некоторых особей есть — значит, стоит пытаться найти для себя конкретно каждому золотосерединное равновесное решение, свой метод, не теоретический, а именно практический.

выставка Николая Садовника

Беседовала  ЛЮДМИЛА  СЕМЕНОВА

учебный театр на Моховой

Стартовал первый «Молодой театр. Санкт-Петербург»

В Петербурге стартовал первый фестиваль студенческих спектаклей российских театральных школ «Молодой театр. Санкт-Петербург» — он проходит с 16 по 20 ноября 2019 года. Лучшие учебные постановки зрителю представят студенты ведущих театральных вузов Москвы (ГИТИС), Новосибирска (НГТИ), Екатеринбурга (ЕГТИ), Ярославля (ЯГТИ) и Санкт-Петербурга (РГИСИ). Большинство событий фестиваля петербуржцы смогут посетить бесплатно. Вход на большинство событий фестиваля – свободный, по регистрации.

Юрий Смекалов

«Приют комедианта» совместит балет с драмой

В петербургском Пассаже открылась выставка «О чем молчит балет», которая предваряет премьеру нового спектакля хореографа Юрия Смекалова по сценарию Александра Цыпкина «Три товарища?». Показы пройдут 30 ноября и 1 декабря 2019 года, а также 21-22 января 2020 года. На спектакли этого года уже нет билетов, сообщил на открытии выставки директор «Приюта комедианта» Виктор Минков.

Коля Садовник на фоне своих картин

Коля Садовник: Во всеобщую методу счастья я не верю

Коля Садовник — петербургский художник, который работает в жанрах метафизической живописи, экспрессионизма, наивного искусства, эклектики и психореализма. Кроме того, он является основателем музыкального коллектива «Земля Сомнамбулы», выступающего в жанре психореализма уже более 10 лет на петербургской андеграундной сцене. Дебют состоялся летом 2017 года в Санкт-Петербургском Street Art Museum, где была выставлена философская семичастная работа «Зеленая комната» […]

Ирина Дудина

Ирина Дудина: Цель западной цивилизации — сокращение населения и тотальный контроль

Ирина Дудина известна как литератор, победитель первого петербургского слэма, автор множества поэтических сборников, культовой книги «Пение птиц в положении лежа», романов «Предводитель маскаронов», «Нежные и надломленные» и сборника «Богема с Невского проспекта». Ее стихи переведены на немецкий и английский языки. В частности, в Австрии в 2006 году была издана книга стихов билингва «Ад и рай».

выставка Константина Сомова в Русском музее

Поэзия линии и цвета

Выставка к 150-летию со дня рождения Константина Сомова (1869-1939) в Русском музее продлена до 17 ноября. На ней можно увидеть более ста пятидесяти работ из собраний Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств (музей-квартира Исаака Бродского) и частных коллекций.

мюзикл Шелк, фото предоставлено пресс-службой Мюзик-холла

Мюзик-Холл в чувственном «Шелке»

На большой сцене театра «Мюзик-Холл» 18 октября 2019 года состоялась премьера мюзикла «Шелк», созданного по мотивам одноименного романа Алессандро Барикко. Это первая в России сценическая версия одного из самых популярных произведений современного европейского писателя в жанре мюзикла, красивая история о любви на фоне экзотичной Японии и изысканной Франции. Режиссер спектакля – Лев Рахлин.