Клаудио Симонетти: Современные группы повторяют то, что Goblin сделал 40 лет назад

Итальянский композитор и клавишник Клаудио Симонетти прославился в первую очередь как автор музыки к культовым хоррорам Дарио Ардженто и Джорджа Ромеро. Недавно он посетил Россию вместе со своей собственной версией группы Goblin, которой в этом году исполнилось 44 года. Сегодня в ней нет никого из «золотого состава», кроме самого Клаудио. Однако это не мешает обновленному коллективу в свежих концертных аранжировках передавать напряженную атмосферу великих фильмов ужасов. Да и сам Клаудио не сидел в Goblin'е как привязанный — то уходя, то возвращаясь в группу, он успел сольно поработать с такими режиссерами, как Руджеро Деодато, Умберто Ленци, Лучио Фульчи и Ламберто Бава.
Клаудио Симонетти

30 мая 2019.
Текст: Дмитрий Глебов. Фото: Анна и Дмитрий Глебовы.
Рубрика: Стиль жизни Театры / музыка. Тэги: , .

Журналист «Петербургского авангарда» встретился с классиком «темных» саундтреков накануне концерта в рамках 23-го фестиваля SKIF.

Музыка группы Goblin сопровождает на экране сцены убийств и смерти. Вам не бывает страшно, когда вы ее создаете?

Я допускаю, что она может вызывать подобные эмоции у тех, кто слушает ее во время просмотра фильмов. Моя задача состоит именно в том, чтобы напугать людей, усилить то, что происходит на экране. Но сам я никогда не тревожусь, когда создаю ее.

Кто ваши слушатели сегодня? Предполагаю, что в основном это киноманы.

Если говорить о концертах, то на них я не играю только лишь музыку из фильмов ужасов. Мы исполняем и композиции с других моих альбомов. И люди знают их так же хорошо, как и саундтреки. Для меня стало большим сюрпризом, что где бы мы ни оказались, на наши концерты приходит молодежь. Что в Америки, что в Японии. Нас слушают люди, которым нет еще и 20 лет, а также мои ровесники, которым около 60.

Мне это, конечно, приятно, но я не могу ответить на вопрос — почему так происходит. Я был уверен, что мелодии, созданные 40 лет назад, уже не должны быть актуальными. Возможно, это связано с тем, что у современной музыки нет каких-либо особенностей. Поэтому молодежь находит более интересным старый стиль, в котором они видят что-то новое для себя. Очень многие группы сейчас повторяют то, что мы делали много лет назад.

Гоблин, Клаудио Симонетти

В первую очередь вас знают как автора музыки к фильмам Дарио Ардженто. Как началось ваше сотрудничество?

Я встретил Дарио в 1975 году. Наша звукозаписывающая компания была также продакшн-компанией фильма, который он снимал в то время. Это была картина «Кроваво-красное», и он искал группу, которая могла бы сделать для нее саундтрек. Наш продюсер представил нас. Дарио послушал музыку и решил, что она прекрасно впишется в фильм. Но я был большим поклонником Ардженто и до того, как познакомился с ним. К тому моменту я уже видел почти все его фильмы. Я вообще люблю фильмы ужасов.

Как он ставил задачу, работая с вами? Говорил что-нибудь вроде: «А здесь я хочу, чтобы все подпрыгнули от ужаса»?

Да, именно так и было. Он всегда знал конкретно, что ему нужно. В какие-то моменты он говорил, что хочет добиться определенного эффекта. После написания музыки Дарио слушал ее и выбирал, какой именно момент фильме идеально подойдет для нее.

Гоблин, Клаудио Симонетти

Каков рецепт создания идеального саундтрека к фильму ужасов?

Если честно — не знаю. Дело в том, что еще до встречи с Дарио, мы играли похожую музыку, но не для фильмов. Это был прогрессив-рок и готический рок. Но она хорошо подошла для кинематографа. Сотрудничество с Ардженто оказалось очень естественным, потому что нужно было исполнять то, что мы играли и до этого. А вообще у меня классическое образование — я закончил консерваторию. Но я всегда вдохновлялся прогрессив-группами 1970-х: Emerson, Lake & Palmer, King Crimson, Genesis, Yes. Благодаря этим коллективам, я и стал заниматься прогрессив-роком.

Гоблин, Клаудио Симонетти

Мастера классических фильмов ужасов часто критикуют современные образчики жанра. А как вам современный хоррор и его музыкальная составляющая?

В 1970-х, особенно в Италии, мы шли по пути Дарио Ардженто, и его стиля фильмов ужасов — «джалло». Но лично мне кажется, что работы Ардженто — это скорее не хоррор, а триллер. Потому что в них не так уж много брызгающей во все стороны крови, не такие уж они и ужасающие. Я думаю, что в тот период музыке в хорроре придавалось огромное значение. Вспомните «Экзорсиста» и «Хэллоуин». Сейчас есть хорошие фильмы ужасов, но музыка в них уже не так важна, как раньше.

Как вам ремейк «Суспирии» и новый саундтрек к нему от Тома Йорка из Radiohead? Помнится, он очень хвалил вашу музыку.

Мне не понравился ни фильм, ни музыка к нему. Я уважительно отношусь к Тому Йорку, он очень хороший музыкант. Но это не лучшая его работа. Это неплохая музыка, но она не звучит в фильме так, как нужно. Более того, она противоречит ему. Фильм, пожалуй, можно назвать неплохим, но концовка у него совсем не удалась.

Гоблин, Клаудио Симонетти

Другая ваша визитная карточка — музыка к фильму «Рассвет мертвецов». Чем запомнилась совместная работа с Джорджем Ромеро?

Во время работы над этой музыкой я никогда не встречался с ним. Дарио Ардженто поменял название фильма — в Италии «Рассвет мертвецов» шел как «Зомби». Также он решил изменить и оригинальную музыку для итальянского проката. Goblin создал свой саундтрек, но потом его оставили в том числе и для американской версии. Фильм вышел в 1978 году, но я впервые встретился с Ромеро в Италии три года назад, незадолго до его смерти. Помню, мы обсуждали огромную разницу между тем, что планировалось изначально, и тем, какую музыку написал Goblin. Ромеро планировал использовать композиции вроде тех, что звучали в фильмах ужасов 1950-х, и конечно, они не подходили для «Рассвета мертвецов». Он сказал, что был очень обрадован тем, как в итоге зазвучал фильм.

Гоблин, Клаудио Симонетти

У России сейчас сложный образ на международной арене. Вас не отговаривали от поездки к нам?

Нас никто не отговаривал, и страшно не было. Стереотипы будут существовать всегда. 30 лет назад они были гораздо сильнее, но сегодня мы все понимаем, что мир устроен сложнее. К тому же, благодаря глобализации, мы живем одним и тем же, носим одинаковые бренды, едим в одинаковых ресторанах. Пока впечатления от России у меня положительные, но наверное, я здесь слишком мало времени, чтобы судить адекватно. Могу сказать, что меня очень удивила публика на нашем московском концерте. Они знали каждую нашу композицию. Я такого не ожидал.

Гоблин, Клаудио Симонетти

И последний вопрос, который вам задавали, наверняка, очень часто. Почему Goblin?

Это название было выбрано звукозаписывающей компанией. До сих пор не знаю почему. Но должен сказать, что оно оказалось очень хорошим и принесло нам удачу.

Беседовал ДМИТРИЙ  ГЛЕБОВ


23-й Международный фестиваль SKIF прошел на Новой сцене Александринского театра 17 мая. Вместе с группой Goblin, ставшей хедлайнером фестиваля, в Петербурге выступили голландский исполнитель Thomas Azier, берлинский дуэт CEEYS, британские пост-рокеры Blurt, Lau Nau из Финляндии, белорус Егор Забелов и другие исполнители. Российская сцена была отдана молодым авангардным коллективам. В основу концепции фестиваля легли идеи Сергея Курехина, использованные им в проекте «Поп-механика». Кроме музыки, в программу фестиваля вошли перфомансы, художественные акции и видеоарт.

Юрий Смекалов

«Приют комедианта» совместит балет с драмой

В петербургском Пассаже открылась выставка «О чем молчит балет», которая предваряет премьеру нового спектакля хореографа Юрия Смекалова по сценарию Александра Цыпкина «Три товарища?». Показы пройдут 30 ноября и 1 декабря 2019 года, а также 21-22 января 2020 года. На спектакли этого года уже нет билетов, сообщил на открытии выставки директор «Приюта комедианта» Виктор Минков.

Коля Садовник на фоне своих картин

Коля Садовник: Во всеобщую методу счастья я не верю

Коля Садовник — петербургский художник, который работает в жанрах метафизической живописи, экспрессионизма, наивного искусства, эклектики и психореализма. Кроме того, он является основателем музыкального коллектива «Земля Сомнамбулы», выступающего в жанре психореализма уже более 10 лет на петербургской андеграундной сцене. Дебют состоялся летом 2017 года в Санкт-Петербургском Street Art Museum, где была выставлена философская семичастная работа «Зеленая комната» […]

Ирина Дудина

Ирина Дудина: Цель западной цивилизации — сокращение населения и тотальный контроль

Ирина Дудина известна как литератор, победитель первого петербургского слэма, автор множества поэтических сборников, культовой книги «Пение птиц в положении лежа», романов «Предводитель маскаронов», «Нежные и надломленные» и сборника «Богема с Невского проспекта». Ее стихи переведены на немецкий и английский языки. В частности, в Австрии в 2006 году была издана книга стихов билингва «Ад и рай».

выставка Константина Сомова в Русском музее

Поэзия линии и цвета

Выставка к 150-летию со дня рождения Константина Сомова (1869-1939) в Русском музее продлена до 17 ноября. На ней можно увидеть более ста пятидесяти работ из собраний Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств (музей-квартира Исаака Бродского) и частных коллекций.

мюзикл Шелк, фото предоставлено пресс-службой Мюзик-холла

Мюзик-Холл в чувственном «Шелке»

На большой сцене театра «Мюзик-Холл» 18 октября 2019 года состоялась премьера мюзикла «Шелк», созданного по мотивам одноименного романа Алессандро Барикко. Это первая в России сценическая версия одного из самых популярных произведений современного европейского писателя в жанре мюзикла, красивая история о любви на фоне экзотичной Японии и изысканной Франции. Режиссер спектакля – Лев Рахлин.

Антон Танонов

Антон Танонов: Рад, когда рядом есть люди, которые вдохновляют

Музыка Антона Танонова снискала успех и популярность в России и за ее пределами. Продолжатель славных традиций Ленинградской-Петербургской композиторской школы, ученик классика современной музыки Сергея Слонимского, Танонов уже в самом начале своего творческого пути заявил о себе громкими премьерами своих сочинений. Неповторимый творческий почерк, необычный и смелый синтез идей академического искусства с технологией и принципами современной музыкальной жизни принесли Танонову небывалый для композиторов его возраста успех. Молодой композитор работает в разных жанрах: он автор произведений камерной, симфонической и электронной музыки. «Симфониетта» (2000), «In Techno и Самба» для симфонического оркестра (2003-2005), «25 мобильных прелюдий» для симфонического оркестра (2005), опера «Вий» (2005), рок-мюзикл «Вий» (2009), Концерт для синтезатора с оркестром (2008), балет «Шакунтала и Душьянта» (2008), Фантазия для сопрано и симфонического оркестра «Разлучница-зима» (2008-2009), Симфония (2009), балет «Похороны сардинки» (2011) – вот далеко не полный список произведений Танонова, исполненных в России, Австрии, Германии, Италии и США.