Клаудио Симонетти: Современные группы повторяют то, что Goblin сделал 40 лет назад

Итальянский композитор и клавишник Клаудио Симонетти прославился в первую очередь как автор музыки к культовым хоррорам Дарио Ардженто и Джорджа Ромеро. Недавно он посетил Россию вместе со своей собственной версией группы Goblin, которой в этом году исполнилось 44 года. Сегодня в ней нет никого из «золотого состава», кроме самого Клаудио. Однако это не мешает обновленному коллективу в свежих концертных аранжировках передавать напряженную атмосферу великих фильмов ужасов. Да и сам Клаудио не сидел в Goblin'е как привязанный — то уходя, то возвращаясь в группу, он успел сольно поработать с такими режиссерами, как Руджеро Деодато, Умберто Ленци, Лучио Фульчи и Ламберто Бава.
Клаудио Симонетти

30 мая 2019.
Текст: Дмитрий Глебов. Фото: Анна и Дмитрий Глебовы.
Рубрика: Стиль жизни Театры / музыка. Тэги: , .

Журналист «Петербургского авангарда» встретился с классиком «темных» саундтреков накануне концерта в рамках 23-го фестиваля SKIF.

Музыка группы Goblin сопровождает на экране сцены убийств и смерти. Вам не бывает страшно, когда вы ее создаете?

Я допускаю, что она может вызывать подобные эмоции у тех, кто слушает ее во время просмотра фильмов. Моя задача состоит именно в том, чтобы напугать людей, усилить то, что происходит на экране. Но сам я никогда не тревожусь, когда создаю ее.

Кто ваши слушатели сегодня? Предполагаю, что в основном это киноманы.

Если говорить о концертах, то на них я не играю только лишь музыку из фильмов ужасов. Мы исполняем и композиции с других моих альбомов. И люди знают их так же хорошо, как и саундтреки. Для меня стало большим сюрпризом, что где бы мы ни оказались, на наши концерты приходит молодежь. Что в Америки, что в Японии. Нас слушают люди, которым нет еще и 20 лет, а также мои ровесники, которым около 60.

Мне это, конечно, приятно, но я не могу ответить на вопрос — почему так происходит. Я был уверен, что мелодии, созданные 40 лет назад, уже не должны быть актуальными. Возможно, это связано с тем, что у современной музыки нет каких-либо особенностей. Поэтому молодежь находит более интересным старый стиль, в котором они видят что-то новое для себя. Очень многие группы сейчас повторяют то, что мы делали много лет назад.

Гоблин, Клаудио Симонетти

В первую очередь вас знают как автора музыки к фильмам Дарио Ардженто. Как началось ваше сотрудничество?

Я встретил Дарио в 1975 году. Наша звукозаписывающая компания была также продакшн-компанией фильма, который он снимал в то время. Это была картина «Кроваво-красное», и он искал группу, которая могла бы сделать для нее саундтрек. Наш продюсер представил нас. Дарио послушал музыку и решил, что она прекрасно впишется в фильм. Но я был большим поклонником Ардженто и до того, как познакомился с ним. К тому моменту я уже видел почти все его фильмы. Я вообще люблю фильмы ужасов.

Как он ставил задачу, работая с вами? Говорил что-нибудь вроде: «А здесь я хочу, чтобы все подпрыгнули от ужаса»?

Да, именно так и было. Он всегда знал конкретно, что ему нужно. В какие-то моменты он говорил, что хочет добиться определенного эффекта. После написания музыки Дарио слушал ее и выбирал, какой именно момент фильме идеально подойдет для нее.

Гоблин, Клаудио Симонетти

Каков рецепт создания идеального саундтрека к фильму ужасов?

Если честно — не знаю. Дело в том, что еще до встречи с Дарио, мы играли похожую музыку, но не для фильмов. Это был прогрессив-рок и готический рок. Но она хорошо подошла для кинематографа. Сотрудничество с Ардженто оказалось очень естественным, потому что нужно было исполнять то, что мы играли и до этого. А вообще у меня классическое образование — я закончил консерваторию. Но я всегда вдохновлялся прогрессив-группами 1970-х: Emerson, Lake & Palmer, King Crimson, Genesis, Yes. Благодаря этим коллективам, я и стал заниматься прогрессив-роком.

Гоблин, Клаудио Симонетти

Мастера классических фильмов ужасов часто критикуют современные образчики жанра. А как вам современный хоррор и его музыкальная составляющая?

В 1970-х, особенно в Италии, мы шли по пути Дарио Ардженто, и его стиля фильмов ужасов — «джалло». Но лично мне кажется, что работы Ардженто — это скорее не хоррор, а триллер. Потому что в них не так уж много брызгающей во все стороны крови, не такие уж они и ужасающие. Я думаю, что в тот период музыке в хорроре придавалось огромное значение. Вспомните «Экзорсиста» и «Хэллоуин». Сейчас есть хорошие фильмы ужасов, но музыка в них уже не так важна, как раньше.

Как вам ремейк «Суспирии» и новый саундтрек к нему от Тома Йорка из Radiohead? Помнится, он очень хвалил вашу музыку.

Мне не понравился ни фильм, ни музыка к нему. Я уважительно отношусь к Тому Йорку, он очень хороший музыкант. Но это не лучшая его работа. Это неплохая музыка, но она не звучит в фильме так, как нужно. Более того, она противоречит ему. Фильм, пожалуй, можно назвать неплохим, но концовка у него совсем не удалась.

Гоблин, Клаудио Симонетти

Другая ваша визитная карточка — музыка к фильму «Рассвет мертвецов». Чем запомнилась совместная работа с Джорджем Ромеро?

Во время работы над этой музыкой я никогда не встречался с ним. Дарио Ардженто поменял название фильма — в Италии «Рассвет мертвецов» шел как «Зомби». Также он решил изменить и оригинальную музыку для итальянского проката. Goblin создал свой саундтрек, но потом его оставили в том числе и для американской версии. Фильм вышел в 1978 году, но я впервые встретился с Ромеро в Италии три года назад, незадолго до его смерти. Помню, мы обсуждали огромную разницу между тем, что планировалось изначально, и тем, какую музыку написал Goblin. Ромеро планировал использовать композиции вроде тех, что звучали в фильмах ужасов 1950-х, и конечно, они не подходили для «Рассвета мертвецов». Он сказал, что был очень обрадован тем, как в итоге зазвучал фильм.

Гоблин, Клаудио Симонетти

У России сейчас сложный образ на международной арене. Вас не отговаривали от поездки к нам?

Нас никто не отговаривал, и страшно не было. Стереотипы будут существовать всегда. 30 лет назад они были гораздо сильнее, но сегодня мы все понимаем, что мир устроен сложнее. К тому же, благодаря глобализации, мы живем одним и тем же, носим одинаковые бренды, едим в одинаковых ресторанах. Пока впечатления от России у меня положительные, но наверное, я здесь слишком мало времени, чтобы судить адекватно. Могу сказать, что меня очень удивила публика на нашем московском концерте. Они знали каждую нашу композицию. Я такого не ожидал.

Гоблин, Клаудио Симонетти

И последний вопрос, который вам задавали, наверняка, очень часто. Почему Goblin?

Это название было выбрано звукозаписывающей компанией. До сих пор не знаю почему. Но должен сказать, что оно оказалось очень хорошим и принесло нам удачу.

Беседовал ДМИТРИЙ  ГЛЕБОВ


23-й Международный фестиваль SKIF прошел на Новой сцене Александринского театра 17 мая. Вместе с группой Goblin, ставшей хедлайнером фестиваля, в Петербурге выступили голландский исполнитель Thomas Azier, берлинский дуэт CEEYS, британские пост-рокеры Blurt, Lau Nau из Финляндии, белорус Егор Забелов и другие исполнители. Российская сцена была отдана молодым авангардным коллективам. В основу концепции фестиваля легли идеи Сергея Курехина, использованные им в проекте «Поп-механика». Кроме музыки, в программу фестиваля вошли перфомансы, художественные акции и видеоарт.

Карамарх, фото с сайта музея

#Керамарх#Музей#Санкт-Петербург

«Петербургский авангард» предлагает своим читателям текст о музее «Керамарх». Это — первый в России Музей архитектурной художественной керамики, который открылся менее года назад — в октябре 2018 года. Экспозиция музея представляет историю развития декоративной керамики в архитектуре и убранстве интерьера XVIII — начала ХХ века. В основу легли две коллекции: фонд архитектурных деталей Государственного музея истории Санкт-Петербурга и собрание Константина Лихолата, автора идеи и директора музея «Керамарх». Всего более 300 экспонатов, большая часть из которых были отреставрированы компанией «Паллада». Среди экспонатов — работы архитекторов А. П. Брюллова, Ф. И. Лидваля, А. И. Штакеншнейдера, У. Ульберга, а также известного художника-керамиста П. К. Ваулина. Некоторые уникальные предметы керамического искусства были спасены из разрушающихся старинных особняков, некоторые остались от уже утраченных и снесенных в советское время церквей; есть экспонаты, которые не выставлялись более 30 лет.

выставка Союз молодежи в Русском музее

«Союз молодежи» в Русском музее

До конца лета в Корпусе Бенуа Русского музея можно увидеть выставку «Союз молодежи». Она посвящена творческому пути петербургского общества художников-авангардистов. Это первая попытка представить обобщающий показ работ этой яркой группы. Организаторы постарались отойти от монографического или тематического однообразия и придать мероприятию атмосферу реальных выставок «Союза» 1910–1914 года.

Фестиваль Музыки мира, Музей музыки

«Музыки мира»: придворный оупен-эйр

Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства в четвертый раз проводит Петербургский международный этнический фестиваль «Музыки мира». С 10 по 11 августа 2019 года у Шереметевского дворца – Музея музыки на набережной Фонтанки, 34, в уникальной усадьбе XVIII века в самом центре Петербурга, на парадном дворе, в саду и в концертных залах соберутся лучшие этно-рок-, этно-джазовые и этно-электронные группы, переводящие традиционную музыку регионов России и сопредельных стран на современный музыкальный язык. Представляем участников.

театр "Суббота"

Начало «Субботы»

У порога «Субботы» на Звенигородской улице, 30, развернулась сцена под открытым небом: самый настоящий петербургский двор, провинциальный и столичный одновременно. Но уже здесь начинается тот самый «душевный заповедник», о котором говорил основатель театра Юрий Смирнов-Несвицкий. В новом сезоне заповедник «Субботы» вышел далеко за ее границы — у него появилось новое пространство и флигель, в котором будет жить микродраматический театр. Об этом рассказали художник театра Мария Смирнова-Несвицкая, главный режиссер театра Андрей Сидельников и директор Андрей Лобанов.

Экофестиваль в Курортном районе

Парк «Дубки» зовет на экофестиваль

В Курортном районе развернется Большой фестиваль экологии. В субботу, 3 августа, парк «Дубки» примет мероприятие, посвященное осознанному потреблению и здоровому образу жизни на планете земля, которая стала единственным домом для человечества во Вселенной. В красивейшем парке развернутся концерты, лекции экологов, выставки, эко-маркет, спектакли и киносеансы. В спортивную программу вошли заплывы по сапсерфингу, плоггинг, пешие и велосипедные забеги, йога под открытым небом.

Точка доступа

«Точка доступа» на пересечении старого и нового

С 15 по 30 июля в Северной столице проходит международный летний фестиваль «Точка доступа», уже ставший славной традицией и культурной визитной карточкой города. В этом году он входит в программу Театральной олимпиады — Санкт-Петербург до декабря является площадкой для театров со всех уголков мира, которые едут сюда со своими спектаклями, лекциями и мастер-классами.