Ирина Ярославцева: «Музыки мира» будут звучать в Шереметевском квартале

Этнический фестиваль «Музыки мира» пройдет в Шереметевском дворце – Музее музыки 11 и 12 августа уже в третий раз. Художественный руководитель фестиваля Ирина Ярославцева рассказала «Петербургскому авангарду», зачем академическому музею этно-рок и этно-джаз на открытом воздухе, кого хочет слышать широкая публика, и что нужно сделать на фестивале своими руками.
Ирина Ярославцева

4 августа 2018.
Фотографии предоставлены пресс-службой Музея музыки.
Рубрика: Музеи / кино Стиль жизни Театры / музыка. Тэги: , , , , .

 Зачем Музей театрального и музыкального искусства уже три года организует Этнический фестиваль «Музыки мира»? Что вы лично, как инициатор затеи, поняли для себя за это время?

Я убедилась, что мы начали очень правильную историю. В Петербурге много талантливых музыкантов, залы филармонии и театров переполнены. Но нам хотелось показать, что наша необъятная страна богата и другой, неклассической музыкальной культурой. А кто, если не мы, должны говорить об этом? Ведь Музей театрального и музыкального искусства хранит в Шереметевском дворце одну из самых крупных коллекций музыкальных инструментов, и более двух третей из 3500 экспонатов – это инструменты разных народов всего мира.

Мы поставили себе задачу показать, как сегодня звучат эти удивительные экзотические инструменты, и нам это удалось. Я сужу и по весьма восторженным откликам публики, и по тому как изменилось отношение к этно-музыке в самом музее, где прежде звучала в основном классика. Мы, сотрудники музея, открыли для себя целый мир, и теперь хочется поделиться им с как можно большим кругом людей. В этом году наш круг уже расширился: состав участников фестиваля «Музыки мира» определили сами слушатели.

Мы провели открытый интернет-конкурс среди молодых этно-исполнителей России и даже стран ближнего зарубежья, а победителей выбирало не только профессиональное жюри, но и все пользователи соцсетей, просто ставили лайки.

фестиваль Музыки мира

Какие условия были на конкурсе?

Непростые. Во-первых, владение теми или иными национальным инструментом…

Но ведь в современной этнике часто достаточно компьютерных сэмплов с экзотическими флейтами или вокалом, а в фолк-роке вообще прекрасно обходятся гитарами и барабанами?

Нам принципиально важно, чтобы в составе группы были мастера, играющие на традиционных инструментах своего региона. Но при этом они должны продемонстрировать собственный авторский взгляд на народную музыку.

То есть фольклорный вокальный ансамбль, который поет деревенские песни «как это было на самом деле», на конкурс «Музыки мира» заявиться не может?

Лучше бы, конечно, певцы еще и играли на чем-нибудь, как это водится в тех же деревнях. Но главное, и это второе обязательное условие конкурса и фестиваля, чтобы ансамбль «переводил» этнографический материал на тот или иной современный музыкальный язык. Мы устраиваем праздник для самой широкой публики и хотим, чтобы она легко понимала то, что мы говорим о глубинных национальных истоках той или иной культуры. Поэтому у нас кантеле и йоухикко, дудук и дарбука, дошпулуур и быызанчы будут звучать в сплаве с саксофоном, компьютером, рок-гитарами и ударной установкой.

фестиваль Музыки мира

Как вам понравились результаты конкурса? Не секрет, что экспертное сообщество и широкая публика, как правило, кардинально расходятся во мнениях о хорошей музыке, живописи или кино?

У нас, как выяснилось, действует другое правило: экспертное жюри и посетители соцсетей абсолютно сошлись во мнениях о первой и второй премии. Тувинская группа Khoomei Beat и «Сойма» из Великого Новгорода вышли в общие фавориты без малейших разногласий. Небольшие расхождения мы увидели в распределении второго-третьего мест: публике больше понравились петербуржцы «Ветер всем» и Ingervala, а профессиональное жюри с чуть большей охотой голосовало за белорусскую «Альтанку». Конкурс доказал, что наши заинтересованные слушатели чувствуют качественную музыку тонко и безошибочно. Своей публике нужно доверять. Так мы и делаем.

Насколько она обширна – ваша публика? Нет ли ощущения, что этно-музыка, как, скажем, классический джаз, это искусство для сравнительно небольшого круга ценителей и знатоков?

Но что такое музыка для всех? Мне кажется, ее просто не бывает. Сколько людей – столько мироощущений, языков, музык. Каждому свое. При этом, каждый день видя друг друга на улице, встречаясь глазами, мы не осознаем, что Петербург – очень многонациональный город: у нас живут люди более 130 национальностей. И за каждым из них – целая культура, узнавать которую, как минимум, интересно и полезно. На фестиваль приезжают представители разных регионов России со своим драгоценным национальным наследием, и делиться их творчеством – настоящее наслаждение. А петербуржцам не нужно ехать за тысячи километров на Восток, Юг или Север своей страны, чтобы погрузиться в невероятную экзотику. Можно просто прийти в Шереметевский дворец, сделать пару-тройку открытий и стать богаче.

фестиваль Музыки мира

Как на этот раз будет устроен фестиваль «Музыки мира»?

В этом году наш фестиваль впервые раскинется сразу на трех площадках. Гости сначала попадут на парадный двор Шереметевского дворца, где будут стоять национальные юрты с традиционным убранством и содержанием. Тут вам и материальная культура башкир или народов Русского севера, и тут же – нематериальная: песни, танцы, игры и сказания.

На дворе мы устроим большую ярмарку – представление народных ремесел и, главное, этнических инструментов, которые строят современные мастера. Александр Теплов, Илья Доброхотов, Иван Белоусов, Павел Щелков сами покажут свои гусли, балалайки, нюккельхарпы или кельские арфы, сами сыграют, сами расскажут об их истории.

Эта инструментальная тема продолжится в Музее музыки. Здесь каждый час, с 14:00 до 17:00, будут идти интерактивные экскурсии, в ходе которых можно будет поиграть на копиях музейных инструментов, а в концертном зале состоятся встречи с музыкантами – хедлайнерами фестиваля. Специальные гости праздника – известный гусляр-экспериментатор Ольга Глазова и алтайская мастерица горлового пения Чейнеш Байтушкина.

Пропускать редкий случай не только послушать, но и лично пообщаться с уникальными музыкантами, не советую. Из личного опыта прошлых фестивалей особенно рекомендую поучаствовать в коллективной импровизации на ханг-драмах и прочей перкуссии 11 августа – в Белом зале Шереметевского дворца, а 12 августа – прямо на траве. На хангах и глюкофонах можно издавать прекрасные звуки, даже не зная нотной грамоты и не умея играть ни на чем: ни с чем не сравнимый воодушевляющий опыт.

Ну а с 17:00 и в субботу, и в воскресенье мы все плавно перетечем в Фонтанный сад, где на большой открытой сцене пройдут концертные марафоны: от карельской группы Sattuma до московского этно-джазового суперпроекта Seven Eight Band и башкирских звезд «Аргымак».

фестиваль Музыки мира

В Фонтанном саду мы привыкли посещать концерты, кинопоказы и фестивали Музея Анны Ахматовой. А теперь там и вы обустроились?

Мы очень дружим с коллегами. Более того, вместе с Ахматовским музеем и Театром на Литейном мы разрабатываем амбициозный проект целого культурного кластера под брендом «Шереметевский квартал». Мы объединим творческие усилия в создании единого интересного пространства: первые результаты петербуржцы увидят, боюсь сглазить, зимой или весной следующего года.

Фестиваль три года собирает по всей стране этно-группы. Насколько это сложно? Перед вами широкий выбор или вы наблюдаете дефицит кадров в этой сфере?

Наша сложность – не в количестве хороших музыкальных проектов, а в их дислокации. Есть великолепные коллективы, которые живут так далеко, что нам просто не хватает средств, чтобы их привезти. Комитет по культуре неизменно поддерживает фестиваль, однако добраться до Петербурга из Якутии, Ханты-Мансийска, кавказских регионов дороже, чем из Европы. Мы ищем партнеров, может быть, слишком скромно и негромко, и на будущий год планируем посвятить фестиваль странам балтийского региона. Хотя в России еще столько интереснейшей музыки!

фестиваль Музыки мира

На сколько лет фестивалю хватит интересной российской музыки, как думаете?

Лет на девять. А потом появятся новые чудесные группы и мы продолжим работать.

Юлия Галкина

Юлия Галкина: Люди всегда интереснее, чем оконная фурнитура и дореволюционный паркет

В декабре в издательстве «Бомбора» вышла книга «Истории домов Петербурга, рассказанные их жителями». Ее написали краевед Максим Косьмин, который известен подписчикам в Инстаграме как maax_sf и журналистка Юлия Галкина, автор телеграм-канала fake empire. Фотографом выступил Антон Акимов, работавший над аналогичной книгой про московские дома. «Петербургский авангард» встретился с Юлией Галкиной, чтобы поговорить о книге, которую спустя месяц после ее выхода уже едва найдешь в книжных, о жителях домов, встречающих журналистов едва ли не со сковородкой, и о городе, где каждый район — это почти отдельный мир.

Виктор Косаковский

Ты меня больше не любишь!

Петербургский режиссер-документалист Виктор Косаковский не получит Оскар в этом году — его картина «Акварель» не попала в шорт-лист. В феврале на Берлинале он покажет новый фильм «Гунда», снова снятый на 96 кадров секунду (быстрее, чем «Хоббит»). По мнению режиссера, скоро все кинематографисты перейдут на этот стандарт скорости изображения. Автор «Петербургского Авангарда» рассказывает, как менялось отношение режиссера к герою и куда его приведет новая технология.

Рождество и Новый год

Театральные проводы 2019 года

Многие петербуржцы наверняка захотят провести 31 декабря 2019 года в приятной атмосфере театров, которые приготовили для взрослых и маленьких зрителей новогоднее меню на любой вкус — и веселое, и музыкальное, и романтичное, и задумчивое. Это касается не только больших залов и площадок, расположенных в центре города и всегда выглядящих респектабельно и празднично. Спальные районы Петербурга уже давно не отстают в стремлении к культурному и интеллектуальному досугу и не желают делать расслабляющий перерыв даже в главный праздник года.

Татьяна Семенова, реквизиторский цех Театра музыкальной комедии

Татьяна Семенова: Принесенные мной стаканы семь лет «работают» на сцене

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» знакомит своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Татьяна Семенова заведует реквизиторским цехом. Профессия реквизитора – одна из немногих в театре, которую не преподают ни в одном учебном заведении. Этому можно научиться только на месте. Главное – желание и хороший пример перед глазами.

Михаил Шемякин

Пикассо в диалоге с Шемякиным

До 5 апреля 2020 года в выставочном центре Михаила Шемякина на Садовой улице проходит необычная экспозиция — «Шемякин. Пикассо. Веласкес. Картины как модели. История трансформаций». Это еще один из способов великого художника современности совместить в познании мира и себя два подхода — научный и артистический. Мастера разных жанров и искусств обращаются к работам своих предшественников, чтобы получить вдохновение, воздать должное великому творцу или переосмыслить оригинал, а возможно — превзойти его. Обычно каждая индивидуальная реакция на старое произведение искусства представляет собой синтез намерений художника: зафиксировать, интерпретировать и учиться.

Костюмеры женской стороны. В центре - Маринэлла Лукинская

Маринэлла Лукинская: Артисты – существа не от мира сего

«Петербургский авангард» предлагает своим читателям историю Маринэллы Лукинской, заведующей женским костюмерным цехом Театра музыкальной комедии Петербурга. Мы продолжаем цикл интервью представителей театральных профессий, которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музкомедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице.