Иннокентий Волкоморов: Хотим, чтобы наша публика развивалась вместе с нами

На площади Островского с 27 по 29 июля в четырнадцатый раз пройдет международный «Петроджаз». В 2017 году он стал самым востребованным российским джазовым фестивалем на открытом воздухе. В этом году представители десяти стран станут участниками трехдневной программы, причем не только музыканты, но и танцоры будут перенимать эстафету джазовых импровизаций. В Санкт-Петербург едут более 25 коллективов из Аргентины, Дании, Испании, Германии, Израиля, Эстонии, Литвы, Латвии, России. Впервые участниками «Петроджаза» становятся музыканты из Норвегии, Болгарии, Аргентины и Республики Сербской. Хэдлайнерами станут не только иностранные коллективы, но и всемирно известный джазмен, руководитель Петербургской Джазовой филармонии Давид Голощекин.
Иннокентий Волкоморов

21 июля 2018.
Беседовала Елена Добрякова. Фотографии предоставлены организаторами фестиваля.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

«Петербургский авангард» побеседовал с президентом «Петроджаза» Иннокентием Волкоморовым о том, в каком настроении проходит подготовка к фестивалю и чем организаторы порадуют в будущем.

Иннокентий, как вы встречаете трудности?

На любые трудности мы реагируем бурным развитием, расширением наших действий и планов.

Возникает азарт?

Совершенно верно – рождается азарт преодолеть трудности. Надо каждый год ставить цель выше и выше, не успокаиваться, чтобы мы могли жить дальше. В 2014 году, когда «Петроджаз» покинул Петропавловскую крепость, мы утвердились на новой площадке, стали самодостаточны, нам не нужно оглядываться на западные аналоги. И мы сказали себе, что возвращаем джаз на танцплощадку, и стали делать танцевальный фестиваль. В первый же год мы заработали определенный авторитет в этой малознакомой вселенной.

Петроджаз

Можно ли увлечь джазом современную молодежь?

Наша задача – привлекать и объединять всех. Джаз – язык межкультурного, межконфессионального общения. Я бы специально такое сделал, чтобы на моей сцене выступали одновременно израильтяне с турками, индусы с англичанами, русские с украинцами. У нас здесь нет никаких противоречий. Курт Воннегут писал о «гранфаллоне», ложном понятии того, что нас разъединяет. Нам легче порой найти собеседника из Конго или Ганы, чем из соседнего дома. Главное, что нас объединяет — это любовь к живой импровизационной музыке.

Петроджаз

Но как вы определяете будущих участников «Петроджаза»? По каким критериям?

Есть несколько четких критериев отбора на наш фестиваль. Это – музыка, которую я люблю, и музыка, которая является интересным новым направлением. У нас есть эксперты, есть жюри, есть просто наши друзья, партнеры и знакомые, которые нам что-то советуют. Владимир Фейертаг, наш бессменный председатель жюри и ведущий, самый главный теоретик джаза, имеет стопроцентный, абсолютно безупречный вкус. Я ему полностью доверяю. Если нам обоим музыка одинаково понравилась, то это и есть главный критерий.

Петроджаз

Часто совпадают ваши вкусы?

На 90 процентов. Если Владимир Борисович рекомендует музыканта, то это всегда вызывает мой интерес, больший или меньший. И всегда надо учитывать, что музыкальный коллектив должен быть зажигательным. Увлечь музыкой предстоит несколько тысяч слушателей на площади.

Если пойдет дождь, музыкой можно и не удержать…

Мы не боимся этого. Мы разгоняем тучи. Не техническими средствами, а пожеланием, чтобы у нас была хорошая погода. Когда большое количество людей этого желают, то так и происходит. Когда во всем городе лил дождь, у нас его не было. Наши желания очень сильно влияют на нашу жизнь.

Мы настраиваемся только на добрые желания, на позитив. Наш джаз настроен на любовь и доброе отношение друг к другу. Лично я верующий человек, и моя вера существует вне всяких религий. Возможно, мне больше всего подойдет определение, которое дал бывший директор Датского института Финн Андерсен – просвещенный христианин. Проводя наш фестиваль, мы думаем о том, что должны зарядить толпу, стоящую перед сценой, светлыми чувствами. Мы приглашаем такие группы, которые могут дать что-то новое и позитивное нашей публике. Новые стили, звуки. Все в команде «Петроджаза» являются преподавателями и призваны обучать публику.

Мы развиваемся и хотим, чтобы наша публика развивалась вместе с нами. Чтобы любой человек, придя на «Петроджаз», становился чуть-чуть лучше и совершеннее. Чтобы приобрел для себя какие-то новые навыки и умения. Например, научился танцевать в стиле свинг, рисовать картину вместе с нашими художниками.

Петроджаз

На каком уровне находится музыкальное образование в России по сравнению с Европой, как вы считаете?

Железный занавес, который существовал несколько десятилетий, не мог не сказаться на нашей культуре. В России сильна педагогическая школа. Но ограничение в информации сильно обеднило уровень обучения. Фолкнер есть в библиотеке, а Оруэлла нет, Пушкин есть, а Гумилева нет. Пробелы огромные. Побывав в 1992 году в Англии, в музыкальной библиотеке, я узнал, что есть известный композитор Элгар, который по сути был английским Чайковским. Очень талантливый и плодовитый. Но в России ничего о нем не знали.

Моя дочь Настя, проучившись в Италии один год игре на арфе, была удивлена тому разнообразию музыкального материала, который осваивала там. А наши девочки в российских школах играют в определенном возрасте примерно 10 пьес, как это было много лет назад. Но самое главное — это то, что у нас сознательно отсекли джаз. В училище Мусоргского есть джазовый факультет. Но это мало меняет дело в общем музыкальном образовании. Все равно джаз остается эксклюзивом. Когда знаменитого джазмена Давида Голощекина пригласили преподавать в Педагогический университет имени Герцена, он столкнулся с мнением, что джаз – музыка несерьезная. Надо ли ее вообще изучать?

Джазовая импровизация в Европе идет как повышение квалификации музыканта. Это высший уровень музыкального образования, потому что это именно импровизация раскрепощает музыканта. У нас же это не ценится.

Петроджаз

Даже не то что не ценится. Джаза многие годы побаивались…

По инерции и сейчас побаиваются. Потому что джаз – это выход к свободе, выход за рамки. Мы и сейчас продолжаем быть в отрыве. Даже приемы, техника наши отличаются от западных.

И тем не менее «Петроджаз» движется в своем уникальном направлении?

Да, мы танцуем, даем мастер-классы по рисованию, будем проводить театральный фестиваль «Куранта», но уже осенью. Слово «куранта» является названием французского средневекового танца. «Куранта» — это уникальный, первый в России фестиваль пластических театров. В составе авторитетного театрального жюри будет актер и режиссер Андрей Носков. Он даст мастер-класс по актерскому мастерству, и мы вне конкурса покажем его моноспектакль, основанный на джазовой импровизации. Вместе с Андреем выступят выдающаяся джазовая пианистка, заместитель декана эстрадного факультета Института культуры Марина Рыбакова и талантливый джазовый трубач из Израиля Армен Асланян. В финале фестиваля состоится гала-концерт.

Ну и еще одна ступенька в нашей деятельности – издательская. Мы издали сборник рассказов «Легенды филфака». Его автор — ваш покорный слуга. Кроме того, вышел в свет «Хозяин бункера» Роберта Тальсона, написавшего роман в стиле братьев Стругацких. Эта книга была издана на английском, и в Америке разошлась с успехом. Раскрою секрет: за творческим псевдонимом прячется русскоязычный эстонка – моя жена, самая первая помощница и партнер в «Петроджазе» Юлия Волкоморова.

Желаем успеха фестивалю!

Иннокентий и Юлия Волкоморовы

Беседовала ЕЛЕНА ДОБРЯКОВА

Гете-институт

Гёте-институт дарит на свой юбилей Фестиваль немецкого кино

С 25 по 28 октября в киноцентре «Родина» пройдет Фестиваль немецкого кино. Публика сможет насладиться премьерами новейших немецких фильмов, которые уже принимали участие в Берлинском кинофестивале. Этот год стал для кинематографа Германии очень успешным, и четыре картины с Берлинале можно будет увидеть в рамках 15-го Фестиваля немецкого кино в Петербурге. Организатором мероприятия, как и в предыдущие 14 лет, выступает Гёте-институт, который в 2018-м отмечает 25-летие своей деятельности в Петербурге.

Андрей Плахов

Андрей Плахов: «Кино сверхреальности» — грань игрового и документального

Международный кинофестиваль с 30-летней историей — «Послание к человеку» — зарождался как смотр документальных фильмов, но за три десятка лет оброс программами анимации, экспериментального кино и игровых картин. Современный кинофестиваль не заканчивается на церемонии награждения — его эхо еще долго разносится по городам и странам.

Терем-квартет

«Терем-квартет»: Мурашка — главный критерий в музыке

Самый яркий инструментальный коллектив в России «Терем-квартет», создавший необычное и увлекательное музыкальное направление кроссовер, собирает на берегах Невы претендентов на «Золотую мурашку». С 22 октября в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга (набережная Мойки, 20) начнется V Международный музыкальный турнир «Терем Кроссовер». Он, как Ноев ковчег, берет на борт самых разнообразных исполнителей, играющих на классических, а подчас — необычных и редких, музыкальных инструментах. И эта музыка не укладывается ни в один формат или стиль. «Терем Кроссовер» — это всегда захватывающее приключение, которое преподносит сюрпризы и открытия, стирая границы музыкальных направлений и даже стран.

Татьяна Юрьева

Юбилей великого человека и верного друга

18 октября свой юбилей встречает яркая представительница петербургского арт-мира — Татьяна Семеновна Юрьева. Она носит гордое звание заслуженного деятеля искусств РФ, является доктором искусствоведения, профессором кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств, директором Музея современных искусств имени Дягилева СПбГУ.

Нужен ли искусству супермаркет?

В течение минувших выходных — 13 и 14 октября — петербургский Музей стрит-арта на шоссе Революции стал площадкой для выставки-ярмарки Sam Fair. На это время музей превратился в большой супермаркет, где художники сами оформили стенды своими работами, а любители и коллекционеры современного искусства смогли не только купить произведения, но и пообщаться с авторами. Среди участников — 120 художников и арт-объединений из разных регионов России. Также в программу были включены лекции, концерт, дискуссия, перформансы и тату-бар, а в одной из социальных сетей прошел онлайн-аукцион.

Cosmoscow-2018

Что сейчас покупают на выставках

Cosmoscow-2018 – арт-ярмарка современного искусства, которая раз в год предлагает вниманию публики актуальные работы российских художников, а также знакомит с лучшими галереями России. Это мероприятие собирает в одном месте всех ценителей, знатоков, коллекционеров, галеристов, художников и просто интересующихся искусством людей. Основательница успешнейшего арт-рынка страны – Маргарита Анатольевна Пушкина – искусствовед, коллекционер, директор Cosmoscow.