Иннокентий Волкоморов: Хотим, чтобы наша публика развивалась вместе с нами

На площади Островского с 27 по 29 июля в четырнадцатый раз пройдет международный «Петроджаз». В 2017 году он стал самым востребованным российским джазовым фестивалем на открытом воздухе. В этом году представители десяти стран станут участниками трехдневной программы, причем не только музыканты, но и танцоры будут перенимать эстафету джазовых импровизаций. В Санкт-Петербург едут более 25 коллективов из Аргентины, Дании, Испании, Германии, Израиля, Эстонии, Литвы, Латвии, России. Впервые участниками «Петроджаза» становятся музыканты из Норвегии, Болгарии, Аргентины и Республики Сербской. Хэдлайнерами станут не только иностранные коллективы, но и всемирно известный джазмен, руководитель Петербургской Джазовой филармонии Давид Голощекин.
Иннокентий Волкоморов

21 июля 2018.
Беседовала Елена Добрякова. Фотографии предоставлены организаторами фестиваля.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

«Петербургский авангард» побеседовал с президентом «Петроджаза» Иннокентием Волкоморовым о том, в каком настроении проходит подготовка к фестивалю и чем организаторы порадуют в будущем.

Иннокентий, как вы встречаете трудности?

На любые трудности мы реагируем бурным развитием, расширением наших действий и планов.

Возникает азарт?

Совершенно верно – рождается азарт преодолеть трудности. Надо каждый год ставить цель выше и выше, не успокаиваться, чтобы мы могли жить дальше. В 2014 году, когда «Петроджаз» покинул Петропавловскую крепость, мы утвердились на новой площадке, стали самодостаточны, нам не нужно оглядываться на западные аналоги. И мы сказали себе, что возвращаем джаз на танцплощадку, и стали делать танцевальный фестиваль. В первый же год мы заработали определенный авторитет в этой малознакомой вселенной.

Петроджаз

Можно ли увлечь джазом современную молодежь?

Наша задача – привлекать и объединять всех. Джаз – язык межкультурного, межконфессионального общения. Я бы специально такое сделал, чтобы на моей сцене выступали одновременно израильтяне с турками, индусы с англичанами, русские с украинцами. У нас здесь нет никаких противоречий. Курт Воннегут писал о «гранфаллоне», ложном понятии того, что нас разъединяет. Нам легче порой найти собеседника из Конго или Ганы, чем из соседнего дома. Главное, что нас объединяет — это любовь к живой импровизационной музыке.

Петроджаз

Но как вы определяете будущих участников «Петроджаза»? По каким критериям?

Есть несколько четких критериев отбора на наш фестиваль. Это – музыка, которую я люблю, и музыка, которая является интересным новым направлением. У нас есть эксперты, есть жюри, есть просто наши друзья, партнеры и знакомые, которые нам что-то советуют. Владимир Фейертаг, наш бессменный председатель жюри и ведущий, самый главный теоретик джаза, имеет стопроцентный, абсолютно безупречный вкус. Я ему полностью доверяю. Если нам обоим музыка одинаково понравилась, то это и есть главный критерий.

Петроджаз

Часто совпадают ваши вкусы?

На 90 процентов. Если Владимир Борисович рекомендует музыканта, то это всегда вызывает мой интерес, больший или меньший. И всегда надо учитывать, что музыкальный коллектив должен быть зажигательным. Увлечь музыкой предстоит несколько тысяч слушателей на площади.

Если пойдет дождь, музыкой можно и не удержать…

Мы не боимся этого. Мы разгоняем тучи. Не техническими средствами, а пожеланием, чтобы у нас была хорошая погода. Когда большое количество людей этого желают, то так и происходит. Когда во всем городе лил дождь, у нас его не было. Наши желания очень сильно влияют на нашу жизнь.

Мы настраиваемся только на добрые желания, на позитив. Наш джаз настроен на любовь и доброе отношение друг к другу. Лично я верующий человек, и моя вера существует вне всяких религий. Возможно, мне больше всего подойдет определение, которое дал бывший директор Датского института Финн Андерсен – просвещенный христианин. Проводя наш фестиваль, мы думаем о том, что должны зарядить толпу, стоящую перед сценой, светлыми чувствами. Мы приглашаем такие группы, которые могут дать что-то новое и позитивное нашей публике. Новые стили, звуки. Все в команде «Петроджаза» являются преподавателями и призваны обучать публику.

Мы развиваемся и хотим, чтобы наша публика развивалась вместе с нами. Чтобы любой человек, придя на «Петроджаз», становился чуть-чуть лучше и совершеннее. Чтобы приобрел для себя какие-то новые навыки и умения. Например, научился танцевать в стиле свинг, рисовать картину вместе с нашими художниками.

Петроджаз

На каком уровне находится музыкальное образование в России по сравнению с Европой, как вы считаете?

Железный занавес, который существовал несколько десятилетий, не мог не сказаться на нашей культуре. В России сильна педагогическая школа. Но ограничение в информации сильно обеднило уровень обучения. Фолкнер есть в библиотеке, а Оруэлла нет, Пушкин есть, а Гумилева нет. Пробелы огромные. Побывав в 1992 году в Англии, в музыкальной библиотеке, я узнал, что есть известный композитор Элгар, который по сути был английским Чайковским. Очень талантливый и плодовитый. Но в России ничего о нем не знали.

Моя дочь Настя, проучившись в Италии один год игре на арфе, была удивлена тому разнообразию музыкального материала, который осваивала там. А наши девочки в российских школах играют в определенном возрасте примерно 10 пьес, как это было много лет назад. Но самое главное — это то, что у нас сознательно отсекли джаз. В училище Мусоргского есть джазовый факультет. Но это мало меняет дело в общем музыкальном образовании. Все равно джаз остается эксклюзивом. Когда знаменитого джазмена Давида Голощекина пригласили преподавать в Педагогический университет имени Герцена, он столкнулся с мнением, что джаз – музыка несерьезная. Надо ли ее вообще изучать?

Джазовая импровизация в Европе идет как повышение квалификации музыканта. Это высший уровень музыкального образования, потому что это именно импровизация раскрепощает музыканта. У нас же это не ценится.

Петроджаз

Даже не то что не ценится. Джаза многие годы побаивались…

По инерции и сейчас побаиваются. Потому что джаз – это выход к свободе, выход за рамки. Мы и сейчас продолжаем быть в отрыве. Даже приемы, техника наши отличаются от западных.

И тем не менее «Петроджаз» движется в своем уникальном направлении?

Да, мы танцуем, даем мастер-классы по рисованию, будем проводить театральный фестиваль «Куранта», но уже осенью. Слово «куранта» является названием французского средневекового танца. «Куранта» — это уникальный, первый в России фестиваль пластических театров. В составе авторитетного театрального жюри будет актер и режиссер Андрей Носков. Он даст мастер-класс по актерскому мастерству, и мы вне конкурса покажем его моноспектакль, основанный на джазовой импровизации. Вместе с Андреем выступят выдающаяся джазовая пианистка, заместитель декана эстрадного факультета Института культуры Марина Рыбакова и талантливый джазовый трубач из Израиля Армен Асланян. В финале фестиваля состоится гала-концерт.

Ну и еще одна ступенька в нашей деятельности – издательская. Мы издали сборник рассказов «Легенды филфака». Его автор — ваш покорный слуга. Кроме того, вышел в свет «Хозяин бункера» Роберта Тальсона, написавшего роман в стиле братьев Стругацких. Эта книга была издана на английском, и в Америке разошлась с успехом. Раскрою секрет: за творческим псевдонимом прячется русскоязычный эстонка – моя жена, самая первая помощница и партнер в «Петроджазе» Юлия Волкоморова.

Желаем успеха фестивалю!

Иннокентий и Юлия Волкоморовы

Беседовала ЕЛЕНА ДОБРЯКОВА

выставка Веры Ильиной

Город, который никогда не был молодым

В выставочном зале Музея печати на набережной реки Мойки до конца августа можно посетить экспозицию графических листов Веры Ильиной. Серия петербургских пейзажей озаглавлена «Красная нить: уходящее прошлое». Вера Ильина родилась в 1962 году и мечтала стать художником еще в детстве. Она закончила Рисовальные классы в Санкт-Петербургской Академии художеств имени Репина. В настоящее время занимается графикой, которой свойственна монохромная палитра, и основными инструментами являются соус, пастель, тушь, уголь, создает каллиграфические листы на базе русских исторических почерков. Но своей любимой техникой художница все же называет масляную живопись.

Владимир Фейертаг

Владимир Фейертаг: Публика всегда довольна

Владимира Фейертага без преувеличения можно назвать легендой российского джаза. Он первым в нашей стране написал книгу о джазе на русском языке: она вышла в 1960 году в издательстве «Музыка». Но задолго до этого события он руководил эстрадными и джазовыми коллективами. С 1966 года организовал в Ленинграде и других городах (Рига, Ярославль, Одесса, Донецк, Великий Новгород, Горький) джазовые филармонические абонементы и фестивали. С 1978 по 1992 год был художественным руководителем и ведущим ленинградского джазового фестиваля «Осенние ритмы». В 1990 году создал Ассоциацию джазовых музыкантов и менеджеров «Интерджаз», с помощью которой проводил ленинградские фестивали «Открытая музыка», организовывал фестивали в Калининграде, Мурманске и Витебске, а также отдельные концерты зарубежных музыкантов.

Geek Picnic

Geek Picnic: секс, ракеты и будущее

С 18 по 19 августа в ЦПКиО имени Кирова на Елагином острове пройдет восьмой фестиваль технологий, науки и искусства Geek Picnic. Будущее отношений и секса, эволюцию ракет и космической одежды, нейроинтерфейсы и теорию струн обсудят интересные эксперты и участники фестиваля. «Петербургский авангард» рассказывает, что посмотреть и послушать на Geek Picnic в этом году в Санкт-Петербурге.

Будь с городом!

«Будь с городом!»: Как это было (фото)

В воскресенье, 5 августа, на Дворцовой площади петербуржцы веселились на фестивале «Будь с городом!». Концерт, игры и квесты проходили в поддержку благотворительных организаций Санкт-Петербурга. Лучше всех смысл названия-призыва раскрыл руководитель волонтеров организации «Мята» Антон Кашкаров: «Город — это не улицы и фонтаны, это, прежде всего, люди, которые его населяют. Будьте с городом — будьте городом». Ему вторит вице-губернатор Константин Серов: «Наш город, переживший многое, знаменит тем, что всегда считал боль других и своей болью».

Музыки мира

Кого слушать на фестивале «Музыки мира»

С 11 по 12 августа в Шереметевском дворце (Музее музыки) в третий раз пройдет этнический фестиваль «Музыки мира». Сердце фестиваля – это, конечно, этническая музыка в блистательном исполнении современных звезд этно-рока и этно-джаза. А вены и артерии – это материальная культура, окружающая традиционную музыку разных регионов.
Самый этнический уикенд лета раскинется в центре Санкт-Петербурга, на набережной Фонтанки, 34, сразу на трех площадках. На парадном дворе Шереметевского дворца с 14:00 до 20:00 зрителей ждут башкирская, киргизская и тувинская юрты, уроки каллиграфии, акварели, рисунков хной и работы со стеклом, а главное – встречи с мастерами, которые строят этнические инструменты.

Дмитрий Мирапольский

Дмитрий Миропольский: Для России секретные службы — основа основ

Дмитрий Миропольский уже заслужил прозвище Петербургский Дюма. В августе издательство «АСТ» выпускает его новую книгу — роман «American’ец», посвященный приключениям и кругосветному путешествию, пожалуй, самого знаменитого русского авантюриста начала XIX века графа Федора Толстого.

Захватывающее повествование об этом ярком и противоречивом персонаже российской истории написал автор бестселлеров последних лет, названный «Медиаперсоной 2017 года», лауреат Национальной литературной премии «Золотое перо Руси» Дмитрий Миропольский. Его роман «1916/Война и Мир» вошел в лонг-лист премии «Национальный бестселлер», а по книге «1814/Восемнадцать-четырнадцать» были сняты одноименный фильм и сериал. Роман «Тайна трех государей» победил в литературном конкурсе «Книга года: Сибирь – Евразия», и только за первые месяцы после выхода в свет эта книга разошлась тиражом более 160 000 экземпляров.