Иннокентий Волкоморов: Хотим, чтобы наша публика развивалась вместе с нами

На площади Островского с 27 по 29 июля в четырнадцатый раз пройдет международный «Петроджаз». В 2017 году он стал самым востребованным российским джазовым фестивалем на открытом воздухе. В этом году представители десяти стран станут участниками трехдневной программы, причем не только музыканты, но и танцоры будут перенимать эстафету джазовых импровизаций. В Санкт-Петербург едут более 25 коллективов из Аргентины, Дании, Испании, Германии, Израиля, Эстонии, Литвы, Латвии, России. Впервые участниками «Петроджаза» становятся музыканты из Норвегии, Болгарии, Аргентины и Республики Сербской. Хэдлайнерами станут не только иностранные коллективы, но и всемирно известный джазмен, руководитель Петербургской Джазовой филармонии Давид Голощекин.
Иннокентий Волкоморов

21 июля 2018.
Беседовала Елена Добрякова. Фотографии предоставлены организаторами фестиваля.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

«Петербургский авангард» побеседовал с президентом «Петроджаза» Иннокентием Волкоморовым о том, в каком настроении проходит подготовка к фестивалю и чем организаторы порадуют в будущем.

Иннокентий, как вы встречаете трудности?

На любые трудности мы реагируем бурным развитием, расширением наших действий и планов.

Возникает азарт?

Совершенно верно – рождается азарт преодолеть трудности. Надо каждый год ставить цель выше и выше, не успокаиваться, чтобы мы могли жить дальше. В 2014 году, когда «Петроджаз» покинул Петропавловскую крепость, мы утвердились на новой площадке, стали самодостаточны, нам не нужно оглядываться на западные аналоги. И мы сказали себе, что возвращаем джаз на танцплощадку, и стали делать танцевальный фестиваль. В первый же год мы заработали определенный авторитет в этой малознакомой вселенной.

Петроджаз

Можно ли увлечь джазом современную молодежь?

Наша задача – привлекать и объединять всех. Джаз – язык межкультурного, межконфессионального общения. Я бы специально такое сделал, чтобы на моей сцене выступали одновременно израильтяне с турками, индусы с англичанами, русские с украинцами. У нас здесь нет никаких противоречий. Курт Воннегут писал о «гранфаллоне», ложном понятии того, что нас разъединяет. Нам легче порой найти собеседника из Конго или Ганы, чем из соседнего дома. Главное, что нас объединяет — это любовь к живой импровизационной музыке.

Петроджаз

Но как вы определяете будущих участников «Петроджаза»? По каким критериям?

Есть несколько четких критериев отбора на наш фестиваль. Это – музыка, которую я люблю, и музыка, которая является интересным новым направлением. У нас есть эксперты, есть жюри, есть просто наши друзья, партнеры и знакомые, которые нам что-то советуют. Владимир Фейертаг, наш бессменный председатель жюри и ведущий, самый главный теоретик джаза, имеет стопроцентный, абсолютно безупречный вкус. Я ему полностью доверяю. Если нам обоим музыка одинаково понравилась, то это и есть главный критерий.

Петроджаз

Часто совпадают ваши вкусы?

На 90 процентов. Если Владимир Борисович рекомендует музыканта, то это всегда вызывает мой интерес, больший или меньший. И всегда надо учитывать, что музыкальный коллектив должен быть зажигательным. Увлечь музыкой предстоит несколько тысяч слушателей на площади.

Если пойдет дождь, музыкой можно и не удержать…

Мы не боимся этого. Мы разгоняем тучи. Не техническими средствами, а пожеланием, чтобы у нас была хорошая погода. Когда большое количество людей этого желают, то так и происходит. Когда во всем городе лил дождь, у нас его не было. Наши желания очень сильно влияют на нашу жизнь.

Мы настраиваемся только на добрые желания, на позитив. Наш джаз настроен на любовь и доброе отношение друг к другу. Лично я верующий человек, и моя вера существует вне всяких религий. Возможно, мне больше всего подойдет определение, которое дал бывший директор Датского института Финн Андерсен – просвещенный христианин. Проводя наш фестиваль, мы думаем о том, что должны зарядить толпу, стоящую перед сценой, светлыми чувствами. Мы приглашаем такие группы, которые могут дать что-то новое и позитивное нашей публике. Новые стили, звуки. Все в команде «Петроджаза» являются преподавателями и призваны обучать публику.

Мы развиваемся и хотим, чтобы наша публика развивалась вместе с нами. Чтобы любой человек, придя на «Петроджаз», становился чуть-чуть лучше и совершеннее. Чтобы приобрел для себя какие-то новые навыки и умения. Например, научился танцевать в стиле свинг, рисовать картину вместе с нашими художниками.

Петроджаз

На каком уровне находится музыкальное образование в России по сравнению с Европой, как вы считаете?

Железный занавес, который существовал несколько десятилетий, не мог не сказаться на нашей культуре. В России сильна педагогическая школа. Но ограничение в информации сильно обеднило уровень обучения. Фолкнер есть в библиотеке, а Оруэлла нет, Пушкин есть, а Гумилева нет. Пробелы огромные. Побывав в 1992 году в Англии, в музыкальной библиотеке, я узнал, что есть известный композитор Элгар, который по сути был английским Чайковским. Очень талантливый и плодовитый. Но в России ничего о нем не знали.

Моя дочь Настя, проучившись в Италии один год игре на арфе, была удивлена тому разнообразию музыкального материала, который осваивала там. А наши девочки в российских школах играют в определенном возрасте примерно 10 пьес, как это было много лет назад. Но самое главное — это то, что у нас сознательно отсекли джаз. В училище Мусоргского есть джазовый факультет. Но это мало меняет дело в общем музыкальном образовании. Все равно джаз остается эксклюзивом. Когда знаменитого джазмена Давида Голощекина пригласили преподавать в Педагогический университет имени Герцена, он столкнулся с мнением, что джаз – музыка несерьезная. Надо ли ее вообще изучать?

Джазовая импровизация в Европе идет как повышение квалификации музыканта. Это высший уровень музыкального образования, потому что это именно импровизация раскрепощает музыканта. У нас же это не ценится.

Петроджаз

Даже не то что не ценится. Джаза многие годы побаивались…

По инерции и сейчас побаиваются. Потому что джаз – это выход к свободе, выход за рамки. Мы и сейчас продолжаем быть в отрыве. Даже приемы, техника наши отличаются от западных.

И тем не менее «Петроджаз» движется в своем уникальном направлении?

Да, мы танцуем, даем мастер-классы по рисованию, будем проводить театральный фестиваль «Куранта», но уже осенью. Слово «куранта» является названием французского средневекового танца. «Куранта» — это уникальный, первый в России фестиваль пластических театров. В составе авторитетного театрального жюри будет актер и режиссер Андрей Носков. Он даст мастер-класс по актерскому мастерству, и мы вне конкурса покажем его моноспектакль, основанный на джазовой импровизации. Вместе с Андреем выступят выдающаяся джазовая пианистка, заместитель декана эстрадного факультета Института культуры Марина Рыбакова и талантливый джазовый трубач из Израиля Армен Асланян. В финале фестиваля состоится гала-концерт.

Ну и еще одна ступенька в нашей деятельности – издательская. Мы издали сборник рассказов «Легенды филфака». Его автор — ваш покорный слуга. Кроме того, вышел в свет «Хозяин бункера» Роберта Тальсона, написавшего роман в стиле братьев Стругацких. Эта книга была издана на английском, и в Америке разошлась с успехом. Раскрою секрет: за творческим псевдонимом прячется русскоязычный эстонка – моя жена, самая первая помощница и партнер в «Петроджазе» Юлия Волкоморова.

Желаем успеха фестивалю!

Иннокентий и Юлия Волкоморовы

Беседовала ЕЛЕНА ДОБРЯКОВА

Олег Куликов

Олег Куликов: В театре мне важен эксперимент

В конце уходящего года поклонников Театра Эстрады имени Аркадия Райкина ждет сюрприз – 30 и 31 декабря здесь состоится премьера спектакля «Конопатая девчонка» с Юрием Гальцевым в главной роли. Ставит спектакль режиссер Олег Куликов. Ровно год назад на этой сцене он представил публике свой вариант пьесы Евгения Гришковца и Анны Матисон «Дом» и тоже вывел на сцену худрука театра. Причем в очень необычном для него образе. Олег Куликов рассказал «Петербургскому авангарду» о новой постановке.

Юрий Темирканов

«Площадь Искусств» под крылом Темирканова

Девятнадцатый международный фестиваль «Площадь Искусств» пройдет в этому году с 14 по 26 декабря и будет посвящен 80-летию выдающегося дирижера Юрия Темирканова. Публику ждет встреча с крупнейшими мастерами современности, среди которых — сам Юрий Темирканов, а также Марис Янсонс, Рудольф Бухбиндер, Гидон Кремер, Лейф Ове Андснес, Юрий Башмет, Денис Мацуев, Николай Луганский, Вадим Репин, Маттиас Гёрне, Камерный оркестр Concerto Köln, Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр филармонии и другие прославленные музыканты и коллективы.

режиссер Виталий Манский

Виталий Манский: Враги народа сидят в Министерстве культуры

В Санкт-Петербурге завершается кинофестиваль «Артдокфест». До 12 декабря он проходит в Северной столице параллельно с московскими показами. Из-за цензуры конкурсную часть ранее перенесли за рубеж, на площадку Рижского международного кинофестиваля. Президент «Артдокфеста», режиссер Виталий Манский рассказал о съемках раннего Путина и о новом витке борьбы Мединского с фестивалем «Артдокфест».

Денис Мацуев

Денис Мацуев и банда юных волшебников (фото)

Свое выступление знаменитый пианист Денис Мацуев анонсировал с нью-йоркских улиц за день до 5 декабря, пообещав слушателям классику и джаз, огромное количество сюрпризов, импровизацию, душевность и хорошее настроение. Однако к этому моменту почти все билеты и так уже были распроданы. Мацуевский «Джаз среди друзей» в БКЗ «Октябрьский» в представлении не нуждается – первый концерт с большим успехом состоялся в прошлом году.

Павел Сафонов

Павел Сафонов: Мольер не предал себя

На сцене Выборгского дворца культуры 8 и 9 декабря состоится петербургская премьера спектакля московского Театра Ленком — «Сны господина де Мольера» по пьесе Михаила Булгакова «Кабала святош». Премьера постановки собрала аншлаги, невиданные уже давно, а теперь и в Санкт-Петербурге билеты на «Сны господина де Мольера» стремительно разлетаются.

Андрей Носков

Андрей Носков: Я всегда обожал музыкальный театр

Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии готовит премьеру мюзикла «Девчонка на миллион», в основе которого – киносценарий известного советского фильма «Начальник Чукотки». Музыку к проекту написал актер и музыкант Максим Леонидов, который исполнит в нем одну из центральных ролей. Премьерные показы пройдут на сцене театра 8-10 февраля 2019 года. Над постановкой работает Андрей Носков – актер театра и кино, известный по работам на различных сценах Санкт-Петербурга – от ТЮЗа до БДТ, а с недавних пор освоивший еще и профессию режиссера. О новом спектакле, о фугах Баха и мюзикле Элтона Джона «Билли Эллиот» Андрей Носков рассказал в преддверии премьеры.