Илья Мощицкий: Театр без провокации не нужен

Талантливый режиссер Илья Мощицкий ставит экспериментальные спектакли на разных площадках Петербурга. Готовит к выпуску «Летний день» в ТЮЗе имени Брянцева и «Холокост Кабарэ» на сцене музея «Эрарта». Илья рассказал, чем уникален творческий процесс в независимых театральных проектах, что роднит выбор спектакля с заполнением холодильника и почему у актеров формируется ироничное отношение к режиссерам.
Илья Мощицкий

28 апреля 2017.
Текст: Елизавета Ронгинская, фото: предоставлены Ильей Мощицким
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , , .

28
Столько спектаклей в творческом портфолио Ильи Мощицкого. Практически все они экспериментальны и вступают в активный диалог со зрителем.
Илья Мощицкий окончил РГИСИ по специальности «режиссура музыкального театра». Работал в музыкальных и драматических театрах России, на экспериментальных площадках и даже в передвижном цирковом шатре. Долгое время ставил спектакли в театре «Мюзик-Хол». В 2016-м создал кроссжанровый спектакль «Клоп» в Театре эстрады им. Райкина. Возглавляет киевский Независимый театр «Мизантроп», где выпустил спектакли «Приглашение на казнь» и «Три сестры», уже побывавшие на гастролях в Петербурге. Участник лаборатории режиссеров музыкального театра под руководством Кирилла Стрежнева. Член Союза театральных деятелей и Гильдии театральных режиссеров России.

Работа в ТЮЗе для вас — это судьба или стечение обстоятельств? Как произошла творческая встреча с Адольфом Шапиро?

— С Адольфом Яковлевлевичем мы встретились в аэропорту — вопрос о судьбе всегда возникает в таких случаях. Я верю в божественный хаос, в котором происходят знаковые эпизоды и судьбоносные встречи. Важно понять, что эта встреча будет иметь какие-то глобальные последствия в твоей судьбе.

К любой работе, которая возникает, отношусь самым что ни на есть амбициозным образом. Каждый раз считаю, что это будет самый лучший спектакль в моей жизни, у меня будут самые лучшие артисты, самая лучшая площадка. Вот сейчас-то все и произойдет! И уже 28 раз именно с таким запалом, замахом и заходом я начинаю заниматься постановкой.

Каков смысловой вектор вашего нового спектакля «Летний день» (по пьесе польского драматурга Славомира Мрожека)?

— Мы сейчас находимся в начале пути, но уже усугубили ситуацию на тысячу процентов. Основной вопрос этой пьесы — устройство вселенной и наше место в ней. Можем ли мы что-то поменять? Я достаточно часто задаю себе этот вопрос. Ведь на нашей земле многое возникает случайно, а многое — неслучайно. Все хотят знать, предрешено ли наше существование, можем ли мы менять исход событий и до какой степени можем. Я мог родиться в Нью-Йорке или Норильске — у меня могут быть разные исходные данные. Но я родился в Петербурге, и дальше возникают одни вопросы: если я буду колотить руками в стену, лежать на диване и ничего не делать — поменяется ли от этого исход моей жизни? И как я буду к этому относиться? Вопросов — миллиард. Эти вопросы человек задает не только себе, но и обществу. Нравится ли тебе ситуация, в которой ты находишься, готов ли ты жертвовать своим комфортом?..

Все режиссеры задают одни и те же вопросы, но важен тот угол зрения, с которым ты подходишь к постановке вопроса. Товстоногов говорил, что «спектакль-ответ» — всегда неправда, гораздо ценнее «спектакль-вопрос». Грамотное формулирование вопроса — это главная задача режиссера. Необходимо ставить вопросы, которые вызывают тревогу в твоей душе.

Вы работаете в молодом для ТЮЗа пространстве — на Новой сцене, которая недавно открылась премьерой «Розенкранц и Гильденстерн» Дмитрия Волкострелова. Комфортно ли вам на этой площадке?

— Новая сцена изначально задумана как экспериментальная, поэтому никаких смысловых противоречий у нас не возникает. Мне кажется, каждый спектакль должен быть экспериментальным: ты должен выбивать из зоны комфорта себя, своих соавторов, артистов и вступать со зрителем в откровенный диалог. Если театр не провоцирует, не идет со зрителем на резкий контакт, то зачем он нужен? Конечно, театр может быть развлекательным, но тогда пусть это будет Cirque du Soleil — требования должны быть очень высокими. Нужно определиться, каким видом театра ты занимаешься, и применять к себе, к своим коллегами и к зрителю самые высокие требования. Тогда спектакль будет заряжен маленьким шансом на успех.

Приходя в ТЮЗ, я понимал, что пространство будет камерное, свободное, открытое. Сложно, когда на площадку сформирован особый взгляд, — все время приходится вступать с ним в конфликт. Сейчас уже не работаю с театрами, в которых есть изначальные противоречия.

Илья Мощицкий

Что вы цените в артистах?

— Готовность к эксперименту. Артист XXI века — человек, который максимально гибок. Он работает с разными режиссерами, сегодня его просят одно, а завтра приходит другой режиссер и говорит: «Забудь, о чем говорили вчера». Думаю, при таком подходе у актера вырабатывается определенная ирония по отношению к режиссерам, но это даже хорошо. Артисту надо быть максимально гибким и пытаться объединиться с режиссером для достижения общей цели.

На мой взгляд, задача режиссера в том, чтобы заинтересовать, заинтриговать артистов. Многих людей заинтриговать не получается, и ты ищешь другие пути.

А какими качествами, на ваш взгляд, не должен обладать режиссер?

— Ни с той, ни с другой стороны не приветствуется инфантильность. Мы все дети XXI века, где царят жесткие правила. Во-первых, должна быть очень высокая скорость реакции. Во-вторых, в творческих профессиях не сформулирован четкий критерий. Театр — это не точная дисциплина. Режиссер — это человек, который слышит, воспринимает действительность, пропускает ее через себя, вступает в разговор со вселенной.

Сама идея, что профессии режиссера можно научить, порочна. В ней уже заложена ошибка — это то же самое, что научить человека быть поэтом. В театральном институте есть набор определенных дисциплин, но множество режиссеров работают без специального образования. Если человек гуманитарно образован, читает хорошие книги, то за полгода может самостоятельно познать необходимые дисциплины. А дальше важна практика: чем больше ты сталкиваешься с новым, тем быстрее развиваешься.

У нас очень тяжелые условия работы: приходится и табуреты носить, и за репетиции деньги не получать.


С 30 мая по 5 июня в ТЮЗе пройдет традиционный фестиваль «Радуга». Вы планируете его посетить?

— Знаю точно, что буду там каждый день — мне интересны все спектакли афиши. Я поражен перечнем имен на фестивале «Радуга». Уверен, что ТЮЗ будет заполнен всем цветом нашей театральной общественности.

Всегда советую зрителям провести минимальную работу перед походом в театр: посмотреть, кто режиссер, что за материал, прочитать анонс. В противном случае зритель приходит на спектакль и начинает удивляться: это не театр, это не Чехов, верните мне классику! В театре надо быть разборчивей, как и в жизни, ведь холодильник тоже можно заполнить по-разному.

Где бы вам еще хотелось поработать?

— На Новой сцене Александринского театра. Я всегда стремился работать много, вступать в противоборство со сложностями, которые возникают. Мне кажется, что несколько «зарубок» у меня уже появилось. Понял, что работу, которая мне изначально кажется бесполезной, не стоит и начинать. Лучше не пытаться переделать какой-то уже сложившийся организм, а делать спектакли в свободных, открытых пространствах — как я это делаю в «Эрарте», где работают артисты из МДТ, Александринского театра. На спектакль «Холокост Кабарэ» я позвал того, кого хотел. Конечно, в таком случае творческий процесс идет интенсивней и интересней — ты отталкиваешься от конкретных людей, которых хорошо знаешь. В независимый проект люди идут только потому, что им этого очень хочется. У нас очень тяжелые условия работы: приходится и табуреты носить, и за репетиции деньги не получать. Для создания чего-то стоящего необходима крепкая мотивация, и у ребят она есть.

Петербург — ваш театральный дом?

— Да, вне Петербурга я чувствую себя неуютно в творческом процессе. У меня есть незавимый проект в Киеве — театр «Мизантроп», где все работают только по любви. Но все равно после того, как определенный проект уже осуществлен, я бегу оттуда, возвращаюсь в Петербург и делаю что-то здесь. Конечно, это связано с возвращением домой.

Александр Секацкий

Александр Секацкий о старости: Старуха Шапокляк — пример для подражания

Известный петербургский философ, доцент кафедры социальной философии и философии истории СПбГУ Александр Секацкий стал частым гостем на Квартирниках в информационном агентстве «Росбалт». Очередная встреча была посвящена философии возраста. Ученый рассказал о старости с точки зрения метафизики и философии, рассмотрев ее как жизнь внутри жизни. «Петербургский авангард» предлагает своим читателям некоторые интересные тезисы выступления.

Квартира

Удивительная и теплая «Квартира»

«Петербургскому авангарду» хорошо знакомы те театры и так называемые творческие пространства, которые стремятся выглядеть необычно и странно, фактически строя на этом весь свой художественный почерк. Однако помимо них существуют и те творческие объединения, которые не кажутся «не такими как все» — они таковыми являются на самом деле. В их основе лежит исследование ментальных расстройств, создание комфортных условий для духовного развития инвалидов и терапия с помощью творчества. Все это на практике представляет собой сложный, непрерывный и не всегда благодарный труд, хотя в медиа-пространстве инклюзивные проекты представлены как очень популярное современное веяние.

Марина Дмитриевская, предоставлено пресс-службой фестиваля "Пять вечеров"

Марина Дмитриевская: Все фестивали «Пять вечеров» мы проводили в долг

В Санкт-Петербурге 11 февраля завершился юбилейный театральный фестиваль «Пять вечеров». Он посвящен великому драматургу Александру Моисеевичу Володину, чье 100-летие пришлось на 10 февраля. К сожалению, создатели этого фестиваля объявили, что в этом году он прошел последний раз. О причинах столь печального решения «Петербургскому авангарду» рассказала арт-директор фестиваля Марина Дмитревская, главный редактор и директор «Петербургского театрального журнала».

Андреас Ланэ

Андреас Ланэ: Игровой культуре в России помог бы новый «Тетрис»

14 февраля — не только день Святого Валентина, но и неофициальный и при этом широко отмечаемый в профессиональном мире День компьютерщика. 14 февраля 1946 года впервые был продемонстрирован первый работающий электронный компьютер ENIAC I (Electrical Numerical Integrator And Calculator). В честь всех причастных к празднику «Петербургский авангард» публикует интервью с Андреасом Ланэ — президентом Европейской федерации игровых архивов, музеев и проектов по сохранению игр (EFGAMP), одним из основателей Музея компьютерных игр в Берлине — первой в мире постоянной выставки цифровой интерактивной развлекательной культуры.

Лючия Ди Ламмермур

«Лючия ди Ламмермур» — шедевр романтического бельканто

В конце 2018 года в Мариинском театре состоялась премьера оперы Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур». В основе сюжета — романтическая трагедия Вальтера Скотта «Ламмермурская невеста». А сюжет этот, напоминающий «Ромео и Джульетту», меломелодраматичен: лорд Генри Эштон хочет выгодно выдать сестру за лорда Артура Бакло, в противном случае замок Эштона может вернуть себе сын его прежнего владельца Эдгар. Но Лючия влюблена в таинственного незнакомца, которым оказался тот самый Эдгар. Возлюбленный девушки должен уехать с поручением во Францию. Расставаясь, влюбленные клянутся в вечной любви (и, как обычно, в подобных случаях, жди скорой смерти).

картина Репина

Одно из крупнейших полотен Репина покидает Русский музей

Сегодня в Русском музее состоялся демонтаж картины Ильи Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения». Полотно размером четыре на восемь метров отправится на выставку в Третьяковскую галерею.