Илья Мощицкий: Театр без провокации не нужен

Талантливый режиссер Илья Мощицкий ставит экспериментальные спектакли на разных площадках Петербурга. Готовит к выпуску «Летний день» в ТЮЗе имени Брянцева и «Холокост Кабарэ» на сцене музея «Эрарта». Илья рассказал, чем уникален творческий процесс в независимых театральных проектах, что роднит выбор спектакля с заполнением холодильника и почему у актеров формируется ироничное отношение к режиссерам.
Илья Мощицкий

28 апреля 2017.
Текст: Елизавета Ронгинская, фото: предоставлены Ильей Мощицким
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , , .

28
Столько спектаклей в творческом портфолио Ильи Мощицкого. Практически все они экспериментальны и вступают в активный диалог со зрителем.
Илья Мощицкий окончил РГИСИ по специальности «режиссура музыкального театра». Работал в музыкальных и драматических театрах России, на экспериментальных площадках и даже в передвижном цирковом шатре. Долгое время ставил спектакли в театре «Мюзик-Хол». В 2016-м создал кроссжанровый спектакль «Клоп» в Театре эстрады им. Райкина. Возглавляет киевский Независимый театр «Мизантроп», где выпустил спектакли «Приглашение на казнь» и «Три сестры», уже побывавшие на гастролях в Петербурге. Участник лаборатории режиссеров музыкального театра под руководством Кирилла Стрежнева. Член Союза театральных деятелей и Гильдии театральных режиссеров России.

Работа в ТЮЗе для вас — это судьба или стечение обстоятельств? Как произошла творческая встреча с Адольфом Шапиро?

— С Адольфом Яковлевлевичем мы встретились в аэропорту — вопрос о судьбе всегда возникает в таких случаях. Я верю в божественный хаос, в котором происходят знаковые эпизоды и судьбоносные встречи. Важно понять, что эта встреча будет иметь какие-то глобальные последствия в твоей судьбе.

К любой работе, которая возникает, отношусь самым что ни на есть амбициозным образом. Каждый раз считаю, что это будет самый лучший спектакль в моей жизни, у меня будут самые лучшие артисты, самая лучшая площадка. Вот сейчас-то все и произойдет! И уже 28 раз именно с таким запалом, замахом и заходом я начинаю заниматься постановкой.

Каков смысловой вектор вашего нового спектакля «Летний день» (по пьесе польского драматурга Славомира Мрожека)?

— Мы сейчас находимся в начале пути, но уже усугубили ситуацию на тысячу процентов. Основной вопрос этой пьесы — устройство вселенной и наше место в ней. Можем ли мы что-то поменять? Я достаточно часто задаю себе этот вопрос. Ведь на нашей земле многое возникает случайно, а многое — неслучайно. Все хотят знать, предрешено ли наше существование, можем ли мы менять исход событий и до какой степени можем. Я мог родиться в Нью-Йорке или Норильске — у меня могут быть разные исходные данные. Но я родился в Петербурге, и дальше возникают одни вопросы: если я буду колотить руками в стену, лежать на диване и ничего не делать — поменяется ли от этого исход моей жизни? И как я буду к этому относиться? Вопросов — миллиард. Эти вопросы человек задает не только себе, но и обществу. Нравится ли тебе ситуация, в которой ты находишься, готов ли ты жертвовать своим комфортом?..

Все режиссеры задают одни и те же вопросы, но важен тот угол зрения, с которым ты подходишь к постановке вопроса. Товстоногов говорил, что «спектакль-ответ» — всегда неправда, гораздо ценнее «спектакль-вопрос». Грамотное формулирование вопроса — это главная задача режиссера. Необходимо ставить вопросы, которые вызывают тревогу в твоей душе.

Вы работаете в молодом для ТЮЗа пространстве — на Новой сцене, которая недавно открылась премьерой «Розенкранц и Гильденстерн» Дмитрия Волкострелова. Комфортно ли вам на этой площадке?

— Новая сцена изначально задумана как экспериментальная, поэтому никаких смысловых противоречий у нас не возникает. Мне кажется, каждый спектакль должен быть экспериментальным: ты должен выбивать из зоны комфорта себя, своих соавторов, артистов и вступать со зрителем в откровенный диалог. Если театр не провоцирует, не идет со зрителем на резкий контакт, то зачем он нужен? Конечно, театр может быть развлекательным, но тогда пусть это будет Cirque du Soleil — требования должны быть очень высокими. Нужно определиться, каким видом театра ты занимаешься, и применять к себе, к своим коллегами и к зрителю самые высокие требования. Тогда спектакль будет заряжен маленьким шансом на успех.

Приходя в ТЮЗ, я понимал, что пространство будет камерное, свободное, открытое. Сложно, когда на площадку сформирован особый взгляд, — все время приходится вступать с ним в конфликт. Сейчас уже не работаю с театрами, в которых есть изначальные противоречия.

Илья Мощицкий

Что вы цените в артистах?

— Готовность к эксперименту. Артист XXI века — человек, который максимально гибок. Он работает с разными режиссерами, сегодня его просят одно, а завтра приходит другой режиссер и говорит: «Забудь, о чем говорили вчера». Думаю, при таком подходе у актера вырабатывается определенная ирония по отношению к режиссерам, но это даже хорошо. Артисту надо быть максимально гибким и пытаться объединиться с режиссером для достижения общей цели.

На мой взгляд, задача режиссера в том, чтобы заинтересовать, заинтриговать артистов. Многих людей заинтриговать не получается, и ты ищешь другие пути.

А какими качествами, на ваш взгляд, не должен обладать режиссер?

— Ни с той, ни с другой стороны не приветствуется инфантильность. Мы все дети XXI века, где царят жесткие правила. Во-первых, должна быть очень высокая скорость реакции. Во-вторых, в творческих профессиях не сформулирован четкий критерий. Театр — это не точная дисциплина. Режиссер — это человек, который слышит, воспринимает действительность, пропускает ее через себя, вступает в разговор со вселенной.

Сама идея, что профессии режиссера можно научить, порочна. В ней уже заложена ошибка — это то же самое, что научить человека быть поэтом. В театральном институте есть набор определенных дисциплин, но множество режиссеров работают без специального образования. Если человек гуманитарно образован, читает хорошие книги, то за полгода может самостоятельно познать необходимые дисциплины. А дальше важна практика: чем больше ты сталкиваешься с новым, тем быстрее развиваешься.

У нас очень тяжелые условия работы: приходится и табуреты носить, и за репетиции деньги не получать.


С 30 мая по 5 июня в ТЮЗе пройдет традиционный фестиваль «Радуга». Вы планируете его посетить?

— Знаю точно, что буду там каждый день — мне интересны все спектакли афиши. Я поражен перечнем имен на фестивале «Радуга». Уверен, что ТЮЗ будет заполнен всем цветом нашей театральной общественности.

Всегда советую зрителям провести минимальную работу перед походом в театр: посмотреть, кто режиссер, что за материал, прочитать анонс. В противном случае зритель приходит на спектакль и начинает удивляться: это не театр, это не Чехов, верните мне классику! В театре надо быть разборчивей, как и в жизни, ведь холодильник тоже можно заполнить по-разному.

Где бы вам еще хотелось поработать?

— На Новой сцене Александринского театра. Я всегда стремился работать много, вступать в противоборство со сложностями, которые возникают. Мне кажется, что несколько «зарубок» у меня уже появилось. Понял, что работу, которая мне изначально кажется бесполезной, не стоит и начинать. Лучше не пытаться переделать какой-то уже сложившийся организм, а делать спектакли в свободных, открытых пространствах — как я это делаю в «Эрарте», где работают артисты из МДТ, Александринского театра. На спектакль «Холокост Кабарэ» я позвал того, кого хотел. Конечно, в таком случае творческий процесс идет интенсивней и интересней — ты отталкиваешься от конкретных людей, которых хорошо знаешь. В независимый проект люди идут только потому, что им этого очень хочется. У нас очень тяжелые условия работы: приходится и табуреты носить, и за репетиции деньги не получать. Для создания чего-то стоящего необходима крепкая мотивация, и у ребят она есть.

Петербург — ваш театральный дом?

— Да, вне Петербурга я чувствую себя неуютно в творческом процессе. У меня есть незавимый проект в Киеве — театр «Мизантроп», где все работают только по любви. Но все равно после того, как определенный проект уже осуществлен, я бегу оттуда, возвращаюсь в Петербург и делаю что-то здесь. Конечно, это связано с возвращением домой.

выставка Веры Ильиной

Город, который никогда не был молодым

В выставочном зале Музея печати на набережной реки Мойки до конца августа можно посетить экспозицию графических листов Веры Ильиной. Серия петербургских пейзажей озаглавлена «Красная нить: уходящее прошлое». Вера Ильина родилась в 1962 году и мечтала стать художником еще в детстве. Она закончила Рисовальные классы в Санкт-Петербургской Академии художеств имени Репина. В настоящее время занимается графикой, которой свойственна монохромная палитра, и основными инструментами являются соус, пастель, тушь, уголь, создает каллиграфические листы на базе русских исторических почерков. Но своей любимой техникой художница все же называет масляную живопись.

Владимир Фейертаг

Владимир Фейертаг: Публика всегда довольна

Владимира Фейертага без преувеличения можно назвать легендой российского джаза. Он первым в нашей стране написал книгу о джазе на русском языке: она вышла в 1960 году в издательстве «Музыка». Но задолго до этого события он руководил эстрадными и джазовыми коллективами. С 1966 года организовал в Ленинграде и других городах (Рига, Ярославль, Одесса, Донецк, Великий Новгород, Горький) джазовые филармонические абонементы и фестивали. С 1978 по 1992 год был художественным руководителем и ведущим ленинградского джазового фестиваля «Осенние ритмы». В 1990 году создал Ассоциацию джазовых музыкантов и менеджеров «Интерджаз», с помощью которой проводил ленинградские фестивали «Открытая музыка», организовывал фестивали в Калининграде, Мурманске и Витебске, а также отдельные концерты зарубежных музыкантов.

Geek Picnic

Geek Picnic: секс, ракеты и будущее

С 18 по 19 августа в ЦПКиО имени Кирова на Елагином острове пройдет восьмой фестиваль технологий, науки и искусства Geek Picnic. Будущее отношений и секса, эволюцию ракет и космической одежды, нейроинтерфейсы и теорию струн обсудят интересные эксперты и участники фестиваля. «Петербургский авангард» рассказывает, что посмотреть и послушать на Geek Picnic в этом году в Санкт-Петербурге.

Будь с городом!

«Будь с городом!»: Как это было (фото)

В воскресенье, 5 августа, на Дворцовой площади петербуржцы веселились на фестивале «Будь с городом!». Концерт, игры и квесты проходили в поддержку благотворительных организаций Санкт-Петербурга. Лучше всех смысл названия-призыва раскрыл руководитель волонтеров организации «Мята» Антон Кашкаров: «Город — это не улицы и фонтаны, это, прежде всего, люди, которые его населяют. Будьте с городом — будьте городом». Ему вторит вице-губернатор Константин Серов: «Наш город, переживший многое, знаменит тем, что всегда считал боль других и своей болью».

Музыки мира

Кого слушать на фестивале «Музыки мира»

С 11 по 12 августа в Шереметевском дворце (Музее музыки) в третий раз пройдет этнический фестиваль «Музыки мира». Сердце фестиваля – это, конечно, этническая музыка в блистательном исполнении современных звезд этно-рока и этно-джаза. А вены и артерии – это материальная культура, окружающая традиционную музыку разных регионов.
Самый этнический уикенд лета раскинется в центре Санкт-Петербурга, на набережной Фонтанки, 34, сразу на трех площадках. На парадном дворе Шереметевского дворца с 14:00 до 20:00 зрителей ждут башкирская, киргизская и тувинская юрты, уроки каллиграфии, акварели, рисунков хной и работы со стеклом, а главное – встречи с мастерами, которые строят этнические инструменты.

Дмитрий Мирапольский

Дмитрий Миропольский: Для России секретные службы — основа основ

Дмитрий Миропольский уже заслужил прозвище Петербургский Дюма. В августе издательство «АСТ» выпускает его новую книгу — роман «American’ец», посвященный приключениям и кругосветному путешествию, пожалуй, самого знаменитого русского авантюриста начала XIX века графа Федора Толстого.

Захватывающее повествование об этом ярком и противоречивом персонаже российской истории написал автор бестселлеров последних лет, названный «Медиаперсоной 2017 года», лауреат Национальной литературной премии «Золотое перо Руси» Дмитрий Миропольский. Его роман «1916/Война и Мир» вошел в лонг-лист премии «Национальный бестселлер», а по книге «1814/Восемнадцать-четырнадцать» были сняты одноименный фильм и сериал. Роман «Тайна трех государей» победил в литературном конкурсе «Книга года: Сибирь – Евразия», и только за первые месяцы после выхода в свет эта книга разошлась тиражом более 160 000 экземпляров.