Илья Иофф: Совместное музыкальное переживание роднит людей

Заслуженный артист России Илья Иофф (скрипка) прославился как солист и ансамблист, выступая с такими выдающимися музыкантами, как Марта Аргерих, Марис Янсонс, Юрий Темирканов, Сергей Стадлер и Александр Рудин во многих странах Европы и в Америке. Илья Иофф исполняет произведения всех наиболее значительных авторов в истории музыки, писавших для скрипки — от Баха до Бернстайна. Музыкант является обладателем Специального приза на Конкурсе ARD в Мюнхене (Германия) и Первой премии на Конкурсе имени Джованни Виотти в Верчелли (Италия).
Илья Иофф, музыкант

28 февраля 2019.
Текст: Юлия Иванова. Фото предоставлено пресс-службой Петербургской филармонии.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , , .

С 1998 года он руководит камерным оркестром «Дивертисмент». Этот коллектив виртуозно исполняет сложнейшие шедевры русской и западноевропейской музыки различных эпох. Оркестр успешно гастролирует и сотрудничает с самыми известными композиторами современности — Сергеем Слонимским, Леонидом Десятниковым, Григорием Корчмаром, Настасьей Хрущевой, Павлом Кармановым, Владимиром Мартыновым. Многие из них доверяют Илье Иоффу первое исполнение написанных произведений. Помимо исполнительской деятельности музыкант ведет класс скрипки в Санкт-Петербургской консерватории. «Петербургский авангард» побеседовал с Ильей Иоффом о том, почему в оркестре не может быть демократии, неизбежности призвания и петербургском стиле в музыке.

Илья Иофф, музыкант

Илья Вениаминович, не секрет, что авангардная музыка не понятна широкой публике. Я имею ввиду, например, Concerto Grosso №1 Альфреда Шнитке, который вы считаете совершенством, или произведение Арво Пярта, которое «Дивертисмент» будет исполнять на концерте «Черное, белое и между…» 2 марта. Как образом вы надеетесь привить любовь слушателям к такого рода сочинениям?

Конечно, это подвижнический труд. Убежден, что помимо всего прочего, музыкант должен быть еще и миссионером. Основная масса меломанов требует, чтобы в той музыке, которую они слушают, была хорошая мелодия, и желательно — узнаваемая. Есть ряд музыкальных сочинений, которые гарантированно соберут зал, потому что публика их любит. И в этом нет ничего плохого, поскольку это великие произведения великих композиторов, проверенные столетиями.

Но мне кажется, что время идет вперед, и не менее талантливые современные композиторы подарили миру много хорошей музыки. Знаете, если взять аналогию из жизни, то было бы нелепо сегодня отказаться от современного комфортного автомобиля и передвигаться по улицам города на лошади. Я не умею водить машину, и если меня посадить за руль, то видимо, я испытаю то же самое, что и человек, который впервые слушает музыку Шнитке. При этом я абсолютно уверен, что если мне объяснить, на какие кнопки и рычаги нажимать, я полюблю вождение, и в автомобиле мне будет комфортно. Поэтому музыканты сейчас должны выступать проводниками в мир современной музыки. Нам нельзя руководствоваться исключительно желанием заработать деньги на полном зале — надо нести публике что-то прекрасное.

Человек, который слушает такую сложную музыку, как произведения Шнитке или Пярта, обязательно что-нибудь в ней найдет и захочет прийти на такие концерты снова и снова. Как показывает практика, к нам, на выступления камерного оркестра «Дивертисмент», ходит именно такая публика — ее интересуют сложные и не очевидные программы. Потому что мы стараемся делать это хорошо. Все-таки необходимо какое-то духовное усилие, надо поработать над музыкальным сочинением, какое бы оно ни было сложное. Вот именно тогда это произведение дойдет до умов и сердец слушателей. Я в этом уверен абсолютно!

Некоторые оркестры, чтобы стать понятнее, добавляют в свои выступления видео, 3D-мэппинги и тому подобное. Это необходимо или языка музыки достаточно?

Это издержки нашего времени — так называемое клиповое мышление, навязанное поп-культурой. Слушатель обленился настолько, что даже поп-музыку перестал воспринимать только на слух — ему потребовалось маленькое кино, объясняющее, про что поют или играют музыканты. Постепенно это все пришло и в академическую музыку. Я очень большой противник подобных спецэффектов.

Великий русский и американский драматический актер, театральный педагог, режиссер Михаил Чехов сказал когда-то, что всякое искусство стремится стать музыкой. Музыка предельно самодостаточна! И если кто-то не понимает сочинения какого-то композитора, то это проблема не сочинителя, а того, кто не пытается войти в прекрасный мир музыки. Нужно пробовать снова и снова, и все получится. Я уверен, что нет абсолютно закрытых для слушателя сочинений. Просто нужно провести какую-то духовную работу.

Банально говорить, что Петербург накладывает свой отпечаток на артистов и их творчество. Тем не менее, как бы вы определили этот особый петербургский стиль в музыке?

Во-первых, чувство меры — оно всегда отличало Петербург. Чувство такта, чувство вкуса, возможность найти гармонию в абсолютно любом жанре, — все это, безусловно, петербургский стиль. Он никуда не делся за последние 300 лет. За рубежом он узнаваем и высоко ценим.

Кто, на ваш взгляд, самый яркий представитель петербургского стиля в музыке?

Леонид Десятников. Я уже много раз говорил и еще раз повторю: мы живем в эпоху Десятникова. По крайней мере — в Петербурге. Это — один из самых уважаемых, авторитетных композиторов в академической музыке. Он ярчайший представитель петербургского духа. Несмотря на присущие ему иронию и сарказм, его отличает почти детская трогательность. Я обожаю его музыку и очень рад, что меня с этим композитором связывают теплые человеческие отношения.

В одном из интервью вы сказали, что демократия в оркестре — вещь иллюзорная, практически невозможная. Не считаете ли вы, что так же обстоят дела и в государстве?

Демократия предполагает, что народу предоставляют право выбора. Где-то я вычитал, что однажды народ уже спросили: кого освободить — Варавву или Христа. С тех пор мы знаем эту весьма поучительную и печальную историю.

Демократия должна быть очень выборочной и строго дозированной. Нельзя поручать решение вопросов репертуара или стилистики коллективу, потому что тогда начнется анархия. А она в музыкальном коллективе никогда не приводит к хорошему художественному результату. В оркестре должен быть человек, который диктует свою музыкальную и художественную волю и при этом несет за это полную ответственность. Я хотел бы быть таким — я к этом стремлюсь, по крайней мере — в том, что касается ответственности.

А что касается политики, то я придерживаюсь утопической точки зрения, что идеальный строй для страны — это не демократия, не республика, а меритократия, то есть — власть достойнейших.

А в консерватории, где вы преподаете, допустима демократия в отношениях со студентами?

Со своими учениками я стараюсь быть очень мягким человеком, хотя бы потому, что очень люблю детей. Тем не менее, мне довелось видеть, как одна студентка плакала после моего урока. Среди своих студентов я считаюсь относительно мягким человеком, но я предпочел бы быть еще мягче. Хотя иногда мне приходится делать то, что я не люблю — очень жестко диктовать свою волю. На жесткость я иду по жизненной необходимости, по принуждению обстоятельств.

Как вообще обстоят дела с музыкальным образованием в нашем городе?

Наше музыкальное образование сейчас находится в чудовищном состоянии. Дело в том, что сейчас преподают люди, которые сами получали образование в 1990-е годы. В нашей стране это время смутное, и тогда молодые люди — в возрасте между 15 и 30 годами — в основном были озабочены не тем, чтобы получить образование, а тем, чтобы заработать денег. Я ни в коем случае их не осуждаю. Но то, что тогда образование было вторичным, сказывается на современных студентах. Что им может дать человек, который сам не очень хорошо владеет своей профессией? А ведь девяностые к тому же совпали с опустошением страны, когда очень многие педагоги вынуждены были уехать за границу. Все это дало печальный результат.

Тем не менее, надежда на лучшее все-таки есть. Современная молодежь очень жадно поглощает информацию, имеет возможность слушать самую разнообразную музыку. Сейчас для студентов открыт весь мир. Компьютерная эра сделала доступной записи концертов самых выдающихся музыкантов. В моей молодости можно было только мечтать об этом.

Многие педагоги жалуются, что молодежь свергает авторитеты, но я нахожу в этом свои плюсы. Например, студент может поспорить со мной, заявив, что он был на мастер-классе какого-то известного исполнителя, и тот говорил совершенно противоположное тому, что заявляю я. Во-первых, это — информация и для меня интересная, а во-вторых — почему бы не обсудить это вместе.

Может ли врожденный талант, природная гениальность компенсировать отсутствие образования?

Я вам расскажу одну знаменитую историю. В первой половине ХХ века был такой легендарный скрипач Мирон Полякин. Однажды он играл в консерваторском классе Чакону Баха — репетировал в одиночестве. Его коллега услышал из коридора божественные звуки и зашел, чтобы послушать Полякина. Когда музыкант закончил играть, он увидел, что единственный слушатель сидит в слезах, бесконечно тронутый исполнением. Между тем, коллега Полякина был известен как эрудит, поэтому скрипач обратился к нему: «Как хорошо, что ты зашел! Я давно хотел тебя спросить, что такое Чакона?».

Думаю, что врожденное дарование может компенсировать недостаток образования, но для этого дарование должно быть уровня Мирона Полякина — то есть музыкант должен быть гениальным. В остальных случаях — я не уверен. Те музыканты, которых я ценю и чьи записи слушаю, на чьем искусстве я воспитывался и с кем мне посчастливилось общаться, — это не только одаренные, но еще и очень образованные люди с широчайшим кругозором.

Вы занимаетесь достаточно элитарной музыкой. А что вы думаете о более, так скажем, массовых жанрах — эстрада, например?

Для меня не существует позорного клейма эстрады, я не считаю, что это плохо. Я люблю эстраду, если это хорошая музыка. Например, два года назад «Дивертисмент» сделал по заказу «Петербург-концерта» проект ко Дню города. В программу вошли песни Василия Соловьева-Седого. Я очень любовно подошел к аранжировке его пьес, поэтому они получили такой филармонический налет. Весь этот проект очень нравится моим коллегам, с которыми мы это играем. В эстрадной музыке нет ничего плохого, а халтуре есть везде — и в академической музыке, и в эстраде.

Я сам многолетний и очень преданный поклонник джаза. У меня сложилась большая коллекция записей, я всегда принимаю участие в джазовых концертах, если меня друзья зовут где-то поиграть. Я очень дорожу моей дружбой с талантливейшими джазовыми музыкантами.

Тем не менее, в ближайшую субботу в Большом зале филармонии «Дивертисмент» будет исполнять очень непонятную и сложную музыку. Расскажите об этой программе, пожалуйста.

Эта программа — «Черное, белое и между…» — яркий пример моей концепции того, каким должен быть концерт. Чтобы я как профессионал проникся программой, мне необходимо, чтобы в ней была некая внутренняя драматургия. Именно так я выстроил концерт, который состоится 2 марта. Название ему дало сочинение Дирка Броссе. Под «Черное, белое и между…» были подобраны все произведения. Черное и белое несет много смыслов: это могут быть и клавиши, и состояние души. А между черным и белым в спектральном ряду есть зеленый, который равно удален от того и другого цвета. Зеленому в нашей программе соответствует пьеса Павла Карманова Green DNK.

Я надеюсь, что люди, которые придут на этот концерт, получат не просто некое перечисление знакомых и приятных мотивов, но и поймут, что «Дивертисмент» рассказал увлекательную историю с завязкой, развитием и кульминацией. Хочется, чтобы слушатели вместе с нами все это почувствовали и пережили, потому что соучастие в музыкальном приключении роднит и сближает. Надеюсь, что после этого концерта наших друзей-слушателей станет больше, потому что мы вместе переживем что-то очень важное.

Беседовала ЮЛИЯ ИВАНОВА

Послание к человеку

Итоги и призы «Послания к человеку»

XXIX международный фестиваль «Послание к человеку» подвел итоги. Кинофестиваль на протяжении многих лет удерживает лидирующее место среди российских киносмотров по количеству присланных заявок и географии участников. На отборочный тур было прислано более 3000 заявок из 98 стран. Для фестиваля были выбраны 70 из них. 20 сентября в Государственной Академической Капелле объявлены лучшие фильмы 2019 года.

Фестиваль в Тремсе

Кочующие фильмы фестиваля в Тромсё

С 19 по 29 сентября 2019 года новую программу «Фильмы с севера» Международного кинофестиваля в Тромсё посмотрят жители Мурманска, Апатитов, Петрозаводска, Северодвинска, Санкт-Петербурга и Москвы. В Северной столице киноленты можно будет посмотреть с 21 по 22 сентября в киноцентре «Родина». В своей новой программе «Фильмы с севера» Международный кинофестиваль в Тромсё ставит вопрос отношений. Быть вместе не легко, но человечество еще не придумало лучшего языка, чтобы говорить об этом, чем искусство. Фестивальные короткометражные картины, созданные авторами из Скандинавии и России – диалог о том, что не выразишь словами.

Игорь Шибанов, актер ТЮЗа, из личного архива

Игорь Шибанов: театр, театр и еще раз театр

Народный артист России Игорь Шибанов отмечает юбилей 14 сентября 2019 года. Обаятельный, с легкостью импровизирующий, глубокий и нестандартно мыслящий актер служит в ТЮЗе имени Брянцева с 1964 года. Выдающийся ученик Зиновия Корогодского к своему 75-летию — корифей труппы и любимец зрителей. За время работы в ТЮЗе артист сыграл более 90 ролей. Вспомним вошедшие в летопись театра художественные образы Игоря Шибанова, каждый из которых являет крупицу удивительного дарования артиста.

джазовый фестиваль "Большой джем", пресс-служба

Чудеса «Большого Джема» в Сестрорецке

В минувшие выходные, 7 и 8 сентября 2019 года, прошел пятый юбилейный джазовый фестиваль «Большой Джем», который ежегодно считается самым продолжительным джазовым openair-джемом в мире. Этот семейный фестиваль открыл свои двери в историческом центре Сестрорецка — на территории культурного креативного пространства «Петровский арсенал», где два дня звучал высококлассный джаз. Более 22 тысяч гостей фестиваля порадовал бесплатный вход и созданные организаторами лаундж-зоны. Все детские и спортивные зоны фестиваля работали абсолютно бесплатно, чтобы каждый желающий мог беспрепятственно все попробовать и во всем поучаствовать.

Мертвые души. Фото Юлии Смелкиной предоставлено пресс-службой Театра Ленсовета

Мертвые души: Поэма застоя

В апреле этого года в Театре имени Ленсовета состоялась премьера по поэме «Мертвые души» и другим текстам Николая Васильевича Гоголя. Режиссер постановки — Роман Кочержевский, уже получивший за спектакль «Золотой софит» в номинации «За лучший режиссерский дебют». Эта постановка ни на что не похожа – в прямом, изначальном смысле этих слов. Она не претендует на что-то чрезвычайное, из ряда вон, и ее выразительные средства напоминают те, что публика видит на других сценических площадках города. Но нет! отличия огромные.

Диорама Блокада Ленинграда

Ленинград — это Мы. Ленинград — это Я

На сцене театра «Суббота» 7 и 8 сентября 2019 года состоялись первые показы спектакля «872 дня. Голоса блокадного города». Премьера была приурочена к 75-й годовщине освобождения Ленинграда от блокады 1941-1944 годов. На основе «Блокадной книги» Алеся Адамовича и Даниила Гранина, текстов и дневников Лидии Гинзбург, Дмитрия Лихачева, Ирены Дубицкой, Геннадия Гора, Павла Зальцмана, Татьяны Великотной, Веры Берхман и других очевидцев труппа театра создала совершенно особый спектакль, который необходимо увидеть всем петербуржцам от мала до велика. В спектакле заняты артисты Софья Андреева, Иван Байкалов, Анна Васильева, Владислав Демьяненко, Марина Конюшко, Анастасия Резункова, Екатерина Рудакова, Григорий Сергеенко, Снежана Соколова, Оксана Сырцова, Григорий Татаренко, Владимир Шабельников, Дарья Шиханова, Кристина Якунина.