Игорь Бутман: Джаз сближает и настраивает на диалог

Петербург ждет «Триумф джаза» — XVII международный фестиваль состоится 30 марта в ДК им. Горького. Организует это джазовое событие мирового уровня народный артист РФ Игорь Бутман. Знаменитый саксофонист рассказал «Авангарду» о роли Петербурга в его творческой судьбе, о зарубежных гостях фестиваля, о культурном уровне нашего зрителя и о том, как джаз, рожденный в США, помогает русским и американцам понять друг друга.
Игорь Бутман

20 февраля 2017.
Текст: Любовь Костерина, фото: из архива Игоря Бутмана
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , , , .

17
лет назад Игорь Бутман выступал в Кремле во время первой встречи президента России Владимира Путина и президента США Билла Клинтона, после чего американец назвал музыканта «самым великим джазовым саксофонистом из ныне живущих».
Лауреат Госпремии РФ, народный артист РФ Игорь Бутман родился в 1961 году в Ленинграде. Окончил Ленинградское музыкальное училище им. Мусоргского по классу саксофона. Участвовал в концертах и записях «Популярной механики» Сергея Курехина, «Кино» и «Аквариума». Получил в The Berklee College of Music в Бостоне диплом по специальностям «концертный саксофонист» и «композитор». В 2012-м Оркестру Игоря Бутмана присвоили статус государственного, коллектив стал Московским джазовым оркестром. Арт-директор «Джаз-клуба Игоря Бутмана на Таганке», владелец российско-американского джазового лейбла Butman Music. Президент авторского совета РАО, продюсер 11 крупнейших фестивалей, среди них «Триумф джаза» ,«Акваджаз», «World Jazz festival», «Джазовые сезоны в Ленинских Горках».

«Триумф джаза» проводится в Петербурге с 2013 года. Что для вас выступление в этом городе?

— Конечно, в Петербурге шикарный зритель. И, конечно, для меня это город, где я родился и жил, где отец познакомил меня с джазом. Друзьями нашей семьи были выдающиеся музыканты. Огромный опыт — музыкальный и человеческий — я получил в джаз-клубе «Квадрат» и в ансамбле Давида Семеновича Голощекина.

В общем, все, что в моей жизни было хорошего, заложено в этом городе, в Ленинграде-Петербурге!

Петербург и джаз — понятия, можно сказать, одного порядка, а вот провинция и джаз — большой вопрос. Я впервые услышала ваш саксофон в небольшом сибирском городе Новокузнецке, на фестивале в джаз-клубе «Геликон». Джаз одинаково любят и в больших, и в маленьких городах?

— Джаз-клуб «Геликон», его основатель Анатолий Берестов и губернатор Кемеровской области Аман Тулеев поддержали джаз в самые сложные времена, в 90-е годы. Многие джазовые музыканты из разных городов приезжали тогда в Сибирь, где могли выступить и заработать на жизнь вот на таких фестивалях. Организовывали их в Новокузнецке настоящие энтузиасты джаза.

На мой взгляд, во всех городах любят джаз. В России очень много людей любопытных (в хорошем смысле), талантливых, творчески подготовленных. Все-таки музыкальное образование наших людей дает о себе знать. Общая интеллектуальность и интеллигентность зрителей в нашей стране очень приличная, это я после многих гастролей по Европе и США могу сказать. Всегда большое удовольствие выступать в российских городах.

Игорь Бутман

«Триумф джаза» охватывает только Москву и Петербург. Нет ли у вас желания расширить его географию?

— Мы уже делаем джазовые фестивали по городам России, только называются они не «Триумф джаза», а иначе. В Челябинске это Фестиваль джаза и музыкального юмора, в Саранске — «Вейсэ-джаз», в Сочи — «Акваджаз»… Недавно помогли провести фестиваль «Джазовая провинция», объединяющий несколько городов. Сейчас помогаем организовать, найти финансы и подобрать артистов для фестиваля «Джаз над Волгой» в Ярославле, который пройдет буквально за два дня до «Триумфа джаза». Приглашенные нами музыканты перемещаются, и получается такой гастрольный тур джаза.

В Петербурге в этом году в рамках фестиваля запланирован один концерт, в ДМ имени Горького. Раньше проводили больше, в том числе совместно с Филармонией джазовой музыки Давида Голощекина. В этом году не делаем, не хватает времени — выступления артистов уже расписаны по другим городам.

Сейчас над какими-то совместными проектами с петербургской Филармонией джазовой музыки вы работаете?

— У нас есть большие интересные совместные планы. Давиду Семеновичу надо отдать должное: в филармонии отлично поставлено дело. Там удивительная атмосфера, великолепное наполнение программ, выступает много молодежи. И в афише даже для меня не всегда есть место (смеется).

Вы заметили, что много выступает молодежи. Есть мнение, что у нас в стране вообще джазовый бум — обилие фестивалей, молодые люди слушают и сами играют джаз…

— Абсолютно согласен, что интерес к джазу сегодня очень большой. Но музыкантам нельзя расслабляться, думать, что это будет продолжаться вечно. Мы должны предлагать новые идеи, интересные составы, включать какие-то молодежные вещи.

Московский джазовый оркестр

Все-таки зритель сейчас более искушен, благодаря Интернету имеет больше возможностей слушать и видеть самые разные образцы современной музыки. По отношению к новым технологиям мы должны быть конкурентноспособны. Ведь музыкант — это не просто человек, который научился играть и все. Это целый комплекс — от выработки идеи до оттачивания мастерства, плюс отношение к концерту как к чему-то самому важному в своей жизни.

«Триумф джаза» состоится уже в 17-й раз. Чем фестиваль этого года особенный для вас?

— Каждый фестиваль для меня особенный. Это новая веха, новые артисты и новые проблемы…

Нынешний год для меня ознаменован тем, что ровно 30 лет назад, в 1987 году, я уехал в Америку, чтобы учиться, играть, делать музыкальную карьеру. Там я познакомился со многими яркими артистами, и теперь хочу, чтобы они познакомились с поклонниками хорошей музыки в России.

С теми, кто категорично и агрессивно настроен, кто огульно обвиняет Россию, приходится заканчивать отношения.


На фестиваль приедут ваши американские друзья?

— Обязательно. В этом году на «Триумфе джаза» выступит один из моих друзей, музыкант, которым я восхищаюсь, саксофонист Крис Поттер. Мы познакомились еще на конкурсе имени Телониуса Монка в Вашингтоне в 1991 году.

Очень важно участие в фестивале выдающегося басиста, пятикратного обладателя премии «Грэмми» Крисчена Макбрайда. Он приезжал в Россию на концерт к моему юбилею, создал своим выступлением большой ажиотаж. Провел мастер-класс в Академии музыки имени Гнесиных, куда было просто не попасть. Крисчен поражает своей виртуозностью, знанием музыки и при этом открытостью, большой душевностью.

Игорь Бутман и другие джазмены

В связи с непростой ситуацией во внешней политике возникают ли у вас проблемы с приглашением в Россию западных звезд джаза? Или джаз вне политики?

— Джаз, к сожалению, не получается вывести из политики. У джазменов есть свое мнение по общественно-политическим вопросам. Сейчас многие из моих коллег-музыкантов имеют претензии к нынешнему президенту США Дональду Трампу, они демократы и поддерживали кандидатуру Хиллари Клинтон. Многие из них говорят нелицеприятные вещи в адрес нашей страны и нашего президента. Я с ними спорю, но что радует — у нас все-таки идет диалог, мы прислушиваемся к аргументам друг друга. Они знают, что я знаком с ситуацией в России изнутри, а не по публикациям в СМИ.

Но с некоторыми музыкантами не получается найти понимание. С теми, кто категорично и агрессивно настроен, кто огульно обвиняет Россию, приходится заканчивать отношения. Мы приглашаем на фестиваль тех людей, которые во всяком случае готовы услышать нашу точку зрения, рассмотреть и проанализировать информацию с другой стороны.

У музыки нет границ, она над всеми проблемами, она объединяет. Даже если у нас противоположные взгляды на различные вещи, мы можем выслушать друг друга, услышать и постараться изменить жизнь к лучшему. Потому что все в конечном счете зависит от нас, от людей. Не от роботов или машин, несмотря на все плоды технической революции.

Театр дождей

«Театр дождей» в «Доме, который построил Свифт»

«Театр дождей» нарастил жирок историй и юбилеев. Только недавно он отпраздновал 30-летие спектакля «Дом, который построил Свифт» и вот уже грядет новая дата — пятилетие «Белых флагов» по Нодару Думбадзе. «Театр дождей» удивительным образом общается со зрителями: выбирая уже ставшие классическими произведения, он подает их неожиданно, весело, но не легковесно. Этот мир наполнен мыслеформами, с помощью которых разговаривают артисты и все, кто хоть раз побывал в «Театре дождей». Как говорится, достаточно одного спектакля…

Александра Магелатова

Александра Магелатова: Зрители даже сами не знают, что они единомышленники

Александра Магелатова известна по ролям Гимназистки, написавшей письмо губернатору («Губернатор», режиссер Андрей Могучий) и Черного Ангела («Zholdak Dreams: похитители чувств», режиссер Андрий Жолдак), которые она сыграла на сцене БДТ. За роль Черного Ангела в этой постановке Александра Магелатова была номинирована на «Золотой софит» 2016 года. А в 2017 году ее номинировали на премию «Прорыв» за роль Гимназистки. В интервью «Петербургскому авангарду» актриса БДТ Александра Магелатова рассказала про репетиции с Андреем Могучим, как попала в главный театр Санкт-Петербурга и почему зрители играют особенную роль.

Театр Особняк

Живая комната в театре «Особняк»

Понятие «лирический хоррор» в российской культуре пока явно очень молодо. Пояснения ему, во всяком случае, ни один источник не дает. Среди поджанров литературы ужасов такого термина не встречается. Есть, правда, «романтические ужасы», где, согласно источникам, смешиваются черты любовной истории и элементы ужаса. Может быть, именно это имеют в виду постановщики спектаклей с такой формулировкой. Но поскольку содержание идет вразрез с этим предположением в плане «любовной истории», то скорее всего они преследуют другую задачу.

реставрация Оргии Котабринского

«Оргия»: смотреть и не дышать

В Русском музее проходит выставка «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме». Ее главным открытием стала картина Вильгельма Котабринского «Оргия». Этот тот редкий случай, когда реставратор выходит за грань возможного и невозможного, возвращая миру бесценный шедевр. Специально к выставке «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме» специалисты службы «Виртуальный Русский музей» при поддержке Благотворительного фонда «Система» создали фильм «Вильгельм Котарбинский. Искусством … мечтать». Его можно посмотреть в одном из залов Корпуса Бенуа, в котором расположилась экспозиция.

фильмы Хироси Тэсигахара

В «Родине» стартуют бесплатные показы фильмов легендарного японского режиссера

Генеральное консульство Японии в Санкт-Петербурге совместно с киноцентром «Родина» (Караванная улица, 12) представляют ретроспективу фильмов японского режиссера Хироси Тэсигахара. Вход на все киносеансы – свободный.

выставка Виталия Тюленева

Виталий Тюленев — сюрреалист «оттепели»

В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков (набережная канала Грибоедова. 103) проходит экспозиция работ необычного советского художника Виталия Тюленева. В соответствии с мечтательным изобразительным языком мастера она названа «Во сне и наяву».