Игорь Бутман: Джаз сближает и настраивает на диалог

Петербург ждет «Триумф джаза» — XVII международный фестиваль состоится 30 марта в ДК им. Горького. Организует это джазовое событие мирового уровня народный артист РФ Игорь Бутман. Знаменитый саксофонист рассказал «Авангарду» о роли Петербурга в его творческой судьбе, о зарубежных гостях фестиваля, о культурном уровне нашего зрителя и о том, как джаз, рожденный в США, помогает русским и американцам понять друг друга.
Игорь Бутман

20 февраля 2017.
Текст: Любовь Костерина, фото: из архива Игоря Бутмана
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , , , .

17
лет назад Игорь Бутман выступал в Кремле во время первой встречи президента России Владимира Путина и президента США Билла Клинтона, после чего американец назвал музыканта «самым великим джазовым саксофонистом из ныне живущих».
Лауреат Госпремии РФ, народный артист РФ Игорь Бутман родился в 1961 году в Ленинграде. Окончил Ленинградское музыкальное училище им. Мусоргского по классу саксофона. Участвовал в концертах и записях «Популярной механики» Сергея Курехина, «Кино» и «Аквариума». Получил в The Berklee College of Music в Бостоне диплом по специальностям «концертный саксофонист» и «композитор». В 2012-м Оркестру Игоря Бутмана присвоили статус государственного, коллектив стал Московским джазовым оркестром. Арт-директор «Джаз-клуба Игоря Бутмана на Таганке», владелец российско-американского джазового лейбла Butman Music. Президент авторского совета РАО, продюсер 11 крупнейших фестивалей, среди них «Триумф джаза» ,«Акваджаз», «World Jazz festival», «Джазовые сезоны в Ленинских Горках».

«Триумф джаза» проводится в Петербурге с 2013 года. Что для вас выступление в этом городе?

— Конечно, в Петербурге шикарный зритель. И, конечно, для меня это город, где я родился и жил, где отец познакомил меня с джазом. Друзьями нашей семьи были выдающиеся музыканты. Огромный опыт — музыкальный и человеческий — я получил в джаз-клубе «Квадрат» и в ансамбле Давида Семеновича Голощекина.

В общем, все, что в моей жизни было хорошего, заложено в этом городе, в Ленинграде-Петербурге!

Петербург и джаз — понятия, можно сказать, одного порядка, а вот провинция и джаз — большой вопрос. Я впервые услышала ваш саксофон в небольшом сибирском городе Новокузнецке, на фестивале в джаз-клубе «Геликон». Джаз одинаково любят и в больших, и в маленьких городах?

— Джаз-клуб «Геликон», его основатель Анатолий Берестов и губернатор Кемеровской области Аман Тулеев поддержали джаз в самые сложные времена, в 90-е годы. Многие джазовые музыканты из разных городов приезжали тогда в Сибирь, где могли выступить и заработать на жизнь вот на таких фестивалях. Организовывали их в Новокузнецке настоящие энтузиасты джаза.

На мой взгляд, во всех городах любят джаз. В России очень много людей любопытных (в хорошем смысле), талантливых, творчески подготовленных. Все-таки музыкальное образование наших людей дает о себе знать. Общая интеллектуальность и интеллигентность зрителей в нашей стране очень приличная, это я после многих гастролей по Европе и США могу сказать. Всегда большое удовольствие выступать в российских городах.

Игорь Бутман

«Триумф джаза» охватывает только Москву и Петербург. Нет ли у вас желания расширить его географию?

— Мы уже делаем джазовые фестивали по городам России, только называются они не «Триумф джаза», а иначе. В Челябинске это Фестиваль джаза и музыкального юмора, в Саранске — «Вейсэ-джаз», в Сочи — «Акваджаз»… Недавно помогли провести фестиваль «Джазовая провинция», объединяющий несколько городов. Сейчас помогаем организовать, найти финансы и подобрать артистов для фестиваля «Джаз над Волгой» в Ярославле, который пройдет буквально за два дня до «Триумфа джаза». Приглашенные нами музыканты перемещаются, и получается такой гастрольный тур джаза.

В Петербурге в этом году в рамках фестиваля запланирован один концерт, в ДМ имени Горького. Раньше проводили больше, в том числе совместно с Филармонией джазовой музыки Давида Голощекина. В этом году не делаем, не хватает времени — выступления артистов уже расписаны по другим городам.

Сейчас над какими-то совместными проектами с петербургской Филармонией джазовой музыки вы работаете?

— У нас есть большие интересные совместные планы. Давиду Семеновичу надо отдать должное: в филармонии отлично поставлено дело. Там удивительная атмосфера, великолепное наполнение программ, выступает много молодежи. И в афише даже для меня не всегда есть место (смеется).

Вы заметили, что много выступает молодежи. Есть мнение, что у нас в стране вообще джазовый бум — обилие фестивалей, молодые люди слушают и сами играют джаз…

— Абсолютно согласен, что интерес к джазу сегодня очень большой. Но музыкантам нельзя расслабляться, думать, что это будет продолжаться вечно. Мы должны предлагать новые идеи, интересные составы, включать какие-то молодежные вещи.

Московский джазовый оркестр

Все-таки зритель сейчас более искушен, благодаря Интернету имеет больше возможностей слушать и видеть самые разные образцы современной музыки. По отношению к новым технологиям мы должны быть конкурентноспособны. Ведь музыкант — это не просто человек, который научился играть и все. Это целый комплекс — от выработки идеи до оттачивания мастерства, плюс отношение к концерту как к чему-то самому важному в своей жизни.

«Триумф джаза» состоится уже в 17-й раз. Чем фестиваль этого года особенный для вас?

— Каждый фестиваль для меня особенный. Это новая веха, новые артисты и новые проблемы…

Нынешний год для меня ознаменован тем, что ровно 30 лет назад, в 1987 году, я уехал в Америку, чтобы учиться, играть, делать музыкальную карьеру. Там я познакомился со многими яркими артистами, и теперь хочу, чтобы они познакомились с поклонниками хорошей музыки в России.

С теми, кто категорично и агрессивно настроен, кто огульно обвиняет Россию, приходится заканчивать отношения.


На фестиваль приедут ваши американские друзья?

— Обязательно. В этом году на «Триумфе джаза» выступит один из моих друзей, музыкант, которым я восхищаюсь, саксофонист Крис Поттер. Мы познакомились еще на конкурсе имени Телониуса Монка в Вашингтоне в 1991 году.

Очень важно участие в фестивале выдающегося басиста, пятикратного обладателя премии «Грэмми» Крисчена Макбрайда. Он приезжал в Россию на концерт к моему юбилею, создал своим выступлением большой ажиотаж. Провел мастер-класс в Академии музыки имени Гнесиных, куда было просто не попасть. Крисчен поражает своей виртуозностью, знанием музыки и при этом открытостью, большой душевностью.

Игорь Бутман и другие джазмены

В связи с непростой ситуацией во внешней политике возникают ли у вас проблемы с приглашением в Россию западных звезд джаза? Или джаз вне политики?

— Джаз, к сожалению, не получается вывести из политики. У джазменов есть свое мнение по общественно-политическим вопросам. Сейчас многие из моих коллег-музыкантов имеют претензии к нынешнему президенту США Дональду Трампу, они демократы и поддерживали кандидатуру Хиллари Клинтон. Многие из них говорят нелицеприятные вещи в адрес нашей страны и нашего президента. Я с ними спорю, но что радует — у нас все-таки идет диалог, мы прислушиваемся к аргументам друг друга. Они знают, что я знаком с ситуацией в России изнутри, а не по публикациям в СМИ.

Но с некоторыми музыкантами не получается найти понимание. С теми, кто категорично и агрессивно настроен, кто огульно обвиняет Россию, приходится заканчивать отношения. Мы приглашаем на фестиваль тех людей, которые во всяком случае готовы услышать нашу точку зрения, рассмотреть и проанализировать информацию с другой стороны.

У музыки нет границ, она над всеми проблемами, она объединяет. Даже если у нас противоположные взгляды на различные вещи, мы можем выслушать друг друга, услышать и постараться изменить жизнь к лучшему. Потому что все в конечном счете зависит от нас, от людей. Не от роботов или машин, несмотря на все плоды технической революции.

Проект TONALi

Уроки музыки с немецким акцентом

Если школьники не идут на концерты классической музыки, то музыканты сами придут в школы. Пожалуй, таков посыл проекта «Звуки перемены». Молодые музыканты из Германии несколько месяцев общались по Интернету с петербургскими школьниками, после чего встретились с ними лично и совместно организовали концерты.

Русский музей, виртуальный тур

Пять петербургских музеев, которые можно посетить онлайн

Искусство, как и все в современном мире, стремится в Интернет. Чтобы прикоснуться к прекрасному, теперь не обязательно выходить из дома, стоять в очереди и тратить деньги. Петербургские музеи постепенно обзаводятся онлайн-турами, которые «Авангард» решил протестировать.

Игорь Бутман

Игорь Бутман: Джаз сближает и настраивает на диалог

Петербург ждет «Триумф джаза» — XVII международный фестиваль состоится 30 марта в ДК им. Горького. Организует это джазовое событие мирового уровня народный артист РФ Игорь Бутман. Знаменитый саксофонист рассказал «Авангарду» о роли Петербурга в его творческой судьбе, о зарубежных гостях фестиваля, о культурном уровне нашего зрителя и о том, как джаз, рожденный в США, помогает русским и американцам понять друг друга.

«Тень стрелка» в МДТ

Пять спектаклей Камерной сцены МДТ, которые надо видеть

Сегодня Камерная сцена МДТ — Театра Европы напоминает те благословенные времена, когда Ксения Раппопорт, Данила Козловский и Лиза Боярская еще не стали звездами, и цены на билеты в партер не поднимались до 12 тыс. На Камерной сцене осталось все по-прежнему, но именно здесь как нигде понимаешь, почему это лучшая труппа и почему МДТ настойчиво предлагает зрителю сложный, нужный и очень важный разговор о человеке и мире.

Крейсер «Аврора»

Шесть главных событий 2016 года в культуре Петербурга

В уходящем году культурные скрепы Петербурга пошатнулись было, как положение проекта «Диалоги», но все вернулось на круги своя. На Петроградскую набережную вернулась «Аврора», на улицу Рубинштейна — Сергей Довлатов… 2016-й был непростым во многих отношениях, и культурные вехи напоминают о его противоречиях.

Константин Битеев

Константин Битеев: На телешоу нужно быть самобытным

Талантливый музыкант из Петербурга Константин Битеев стал сенсацией на украинском телепроекте «Х-фактор». Он покорил судей и зрителей авторскими песнями о бывшей девушке, которую до сих пор любит. Константин рассказал «Авангарду», что остается за кадром шоу, с какими проблемами сталкиваются участники, почему его песни так понравились молодым мамам и как на самом деле относятся к музыкантам из России украинские зрители.