Георгий Штиль: Сергея Юрского, по сути, выгнали из Ленинграда

8 февраля в возрасте 83 лет ушел из жизни народный артист России Сергей Юрский. Причиной смерти актера стала остановка сердца. На протяжении двадцати лет он служил в петербургском Большом драматическом театре. Этот артист мыслил иначе, чем большинство, и раньше других понял, что происходит со страной и народом, вспоминает актер БДТ Георгий Штиль, который дал интервью корреспонденту Росбалта и рассказал, почему Юрский был вынужден покинуть Ленинград.
Георгий Штиль, фото Анны Глебовой

8 февраля 2019.
Текст: Дмитрий Глебов. Фото: Анна Глебова.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , .

Юрский был знаменит на весь Советский Союз. Отражалась ли как-то эта слава на общении с друзьями и коллегами?

На самом деле, он стал известным актером еще в студенческие годы. Им действительно восхищалась буквально вся страна. Но несмотря на это, общаться с ним было очень легко. Что мы часто и делали — наши гримерные в театре находились рядом. Именно Сережа в 1962 году придумал то, что потом стало одной из традиций БДТ — просить почетных гостей оставить свою подпись у нас на потолке. А среди них были и маршал Жуков, и художник Шагал, и лучшие артисты мира. Мы оберегаем эти автографы от всех ремонтов.

Сергей Юрский

Нередко вспоминают сложный характер главного режиссера БДТ Георгия Товстоногова. А какие отношения с ним были у Сергея Юрьевича?

Сережа был любимым актером Георгия Александровича. Товстоногов ценил в нем не только актера, но и мыслящего человека, интеллигента. В последние свои годы в БДТ Юрский поставил два спектакля. Они были очень хорошими, но сильно отличались от других постановок театра. Я сам слышал, как Товстоногов сказал ему: «Сережа, я дам тебе любую роль, какую ты только захочешь, но театр в театре мне не нравится».

На ваш взгляд, в чем заключался феномен Сергея Юрского как актера?

Он обладал феноменальной памятью. Я говорил ему: «Сережа, тебе надо было идти в разведку». Юрский брался за рассказ Чехова и вечером уже мог с ним выступать. Он замечательно подражал, играл на пианино, мог написать музыку. Юрский не просто читал стихи, а умел уловить и донести до зрителя авторский смысл. Сережа был образованным человеком и обаятельным актером, очень точным. Он работал на уровне лучших артистов БДТ. Посмотрите отрывки с ним в роли Чацкого, и все станет ясно. А монологи как будто писались про сегодняшний день.

Какие роли Сергея Юрьевича вы особенно цените?

Одна из любимых в театре — «Я, бабушка, Илико и Илларион». В постановке действуют два старика. Их играли Ефим Копелян и Сережа Юрский. Играли они просто безукоризненно. Это был просто фантастический актерский дуэт.

Очень люблю его в «Горе от ума». В «Божественной комедии» он сыграл Адама, а роль Евы исполнила Зинаида Шарко. Тоже замечательная постановка — смешная, но со смыслом. О его ролях в кино многие актеры могли только мечтать. Чего стоит один Остап Бендер в «Золотом теленке».

автографы в гримерке БДТ

Поэтому Юрский покинул БДТ?

Дело в другом. Он не ушел. Юрского, по сути, выгнали из Ленинграда. За то, что он был не просто артистом, а гражданином. То, что он был евреем, тоже сыграло свою роль. Он мыслил иначе, чем большинство, был самым настоящим шестидесятником. В определенный момент Юрскому просто перестали давать главные роли в кино — на этот счет действовало какое-то распоряжение. Многие уезжали в Москву, но я считаю, что ни у одного из них, включая Смоктуновского, Доронину, Борисова, не было таких ролей как в Ленинграде. Потому что Товстоногов был гениальным режиссером.

Вообще для меня Сережа навсегда останется одним из первых интеллигентов Ленинграда. Он понимал раньше и глубже всех нас то, что происходит со страной и народом. Я четыре года «отбарабанил» в армии. Когда Сталин умер, мы стояли на плацу, и я ревел так, будто умер мой папа. И только позже я все узнал и понял. А Сергей понимал это сразу.

Беседовал  ДМИТРИЙ  ГЛЕБОВ

Карамарх, фото с сайта музея

#Керамарх#Музей#Санкт-Петербург

«Петербургский авангард» предлагает своим читателям текст о музее «Керамарх». Это — первый в России Музей архитектурной художественной керамики, который открылся менее года назад — в октябре 2018 года. Экспозиция музея представляет историю развития декоративной керамики в архитектуре и убранстве интерьера XVIII — начала ХХ века. В основу легли две коллекции: фонд архитектурных деталей Государственного музея истории Санкт-Петербурга и собрание Константина Лихолата, автора идеи и директора музея «Керамарх». Всего более 300 экспонатов, большая часть из которых были отреставрированы компанией «Паллада». Среди экспонатов — работы архитекторов А. П. Брюллова, Ф. И. Лидваля, А. И. Штакеншнейдера, У. Ульберга, а также известного художника-керамиста П. К. Ваулина. Некоторые уникальные предметы керамического искусства были спасены из разрушающихся старинных особняков, некоторые остались от уже утраченных и снесенных в советское время церквей; есть экспонаты, которые не выставлялись более 30 лет.

выставка Союз молодежи в Русском музее

«Союз молодежи» в Русском музее

До конца лета в Корпусе Бенуа Русского музея можно увидеть выставку «Союз молодежи». Она посвящена творческому пути петербургского общества художников-авангардистов. Это первая попытка представить обобщающий показ работ этой яркой группы. Организаторы постарались отойти от монографического или тематического однообразия и придать мероприятию атмосферу реальных выставок «Союза» 1910–1914 года.

Фестиваль Музыки мира, Музей музыки

«Музыки мира»: придворный оупен-эйр

Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства в четвертый раз проводит Петербургский международный этнический фестиваль «Музыки мира». С 10 по 11 августа 2019 года у Шереметевского дворца – Музея музыки на набережной Фонтанки, 34, в уникальной усадьбе XVIII века в самом центре Петербурга, на парадном дворе, в саду и в концертных залах соберутся лучшие этно-рок-, этно-джазовые и этно-электронные группы, переводящие традиционную музыку регионов России и сопредельных стран на современный музыкальный язык. Представляем участников.

театр "Суббота"

Начало «Субботы»

У порога «Субботы» на Звенигородской улице, 30, развернулась сцена под открытым небом: самый настоящий петербургский двор, провинциальный и столичный одновременно. Но уже здесь начинается тот самый «душевный заповедник», о котором говорил основатель театра Юрий Смирнов-Несвицкий. В новом сезоне заповедник «Субботы» вышел далеко за ее границы — у него появилось новое пространство и флигель, в котором будет жить микродраматический театр. Об этом рассказали художник театра Мария Смирнова-Несвицкая, главный режиссер театра Андрей Сидельников и директор Андрей Лобанов.

Экофестиваль в Курортном районе

Парк «Дубки» зовет на экофестиваль

В Курортном районе развернется Большой фестиваль экологии. В субботу, 3 августа, парк «Дубки» примет мероприятие, посвященное осознанному потреблению и здоровому образу жизни на планете земля, которая стала единственным домом для человечества во Вселенной. В красивейшем парке развернутся концерты, лекции экологов, выставки, эко-маркет, спектакли и киносеансы. В спортивную программу вошли заплывы по сапсерфингу, плоггинг, пешие и велосипедные забеги, йога под открытым небом.

Точка доступа

«Точка доступа» на пересечении старого и нового

С 15 по 30 июля в Северной столице проходит международный летний фестиваль «Точка доступа», уже ставший славной традицией и культурной визитной карточкой города. В этом году он входит в программу Театральной олимпиады — Санкт-Петербург до декабря является площадкой для театров со всех уголков мира, которые едут сюда со своими спектаклями, лекциями и мастер-классами.