Георгий Штиль: Сергея Юрского, по сути, выгнали из Ленинграда

8 февраля в возрасте 83 лет ушел из жизни народный артист России Сергей Юрский. Причиной смерти актера стала остановка сердца. На протяжении двадцати лет он служил в петербургском Большом драматическом театре. Этот артист мыслил иначе, чем большинство, и раньше других понял, что происходит со страной и народом, вспоминает актер БДТ Георгий Штиль, который дал интервью корреспонденту Росбалта и рассказал, почему Юрский был вынужден покинуть Ленинград.
Георгий Штиль, фото Анны Глебовой

8 февраля 2019.
Текст: Дмитрий Глебов. Фото: Анна Глебова.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , .

Юрский был знаменит на весь Советский Союз. Отражалась ли как-то эта слава на общении с друзьями и коллегами?

На самом деле, он стал известным актером еще в студенческие годы. Им действительно восхищалась буквально вся страна. Но несмотря на это, общаться с ним было очень легко. Что мы часто и делали — наши гримерные в театре находились рядом. Именно Сережа в 1962 году придумал то, что потом стало одной из традиций БДТ — просить почетных гостей оставить свою подпись у нас на потолке. А среди них были и маршал Жуков, и художник Шагал, и лучшие артисты мира. Мы оберегаем эти автографы от всех ремонтов.

Сергей Юрский

Нередко вспоминают сложный характер главного режиссера БДТ Георгия Товстоногова. А какие отношения с ним были у Сергея Юрьевича?

Сережа был любимым актером Георгия Александровича. Товстоногов ценил в нем не только актера, но и мыслящего человека, интеллигента. В последние свои годы в БДТ Юрский поставил два спектакля. Они были очень хорошими, но сильно отличались от других постановок театра. Я сам слышал, как Товстоногов сказал ему: «Сережа, я дам тебе любую роль, какую ты только захочешь, но театр в театре мне не нравится».

На ваш взгляд, в чем заключался феномен Сергея Юрского как актера?

Он обладал феноменальной памятью. Я говорил ему: «Сережа, тебе надо было идти в разведку». Юрский брался за рассказ Чехова и вечером уже мог с ним выступать. Он замечательно подражал, играл на пианино, мог написать музыку. Юрский не просто читал стихи, а умел уловить и донести до зрителя авторский смысл. Сережа был образованным человеком и обаятельным актером, очень точным. Он работал на уровне лучших артистов БДТ. Посмотрите отрывки с ним в роли Чацкого, и все станет ясно. А монологи как будто писались про сегодняшний день.

Какие роли Сергея Юрьевича вы особенно цените?

Одна из любимых в театре — «Я, бабушка, Илико и Илларион». В постановке действуют два старика. Их играли Ефим Копелян и Сережа Юрский. Играли они просто безукоризненно. Это был просто фантастический актерский дуэт.

Очень люблю его в «Горе от ума». В «Божественной комедии» он сыграл Адама, а роль Евы исполнила Зинаида Шарко. Тоже замечательная постановка — смешная, но со смыслом. О его ролях в кино многие актеры могли только мечтать. Чего стоит один Остап Бендер в «Золотом теленке».

автографы в гримерке БДТ

Поэтому Юрский покинул БДТ?

Дело в другом. Он не ушел. Юрского, по сути, выгнали из Ленинграда. За то, что он был не просто артистом, а гражданином. То, что он был евреем, тоже сыграло свою роль. Он мыслил иначе, чем большинство, был самым настоящим шестидесятником. В определенный момент Юрскому просто перестали давать главные роли в кино — на этот счет действовало какое-то распоряжение. Многие уезжали в Москву, но я считаю, что ни у одного из них, включая Смоктуновского, Доронину, Борисова, не было таких ролей как в Ленинграде. Потому что Товстоногов был гениальным режиссером.

Вообще для меня Сережа навсегда останется одним из первых интеллигентов Ленинграда. Он понимал раньше и глубже всех нас то, что происходит со страной и народом. Я четыре года «отбарабанил» в армии. Когда Сталин умер, мы стояли на плацу, и я ревел так, будто умер мой папа. И только позже я все узнал и понял. А Сергей понимал это сразу.

Беседовал  ДМИТРИЙ  ГЛЕБОВ

Мертвые души Гоголя, предоставлено пресс-службой Театра на Васильевском

Бал у Сатаны на Васильевском острове

Театр на Васильевском не первый год радует зрителя неординарным и непредвзятым подходом к классике. Хотя очевидно, что именно такой подход гарантирует внимание публики. Но на сей раз этот островной театр превзошел себя, представив петербургскому зрителю премьеру по мотивам поэмы Николая Гоголя «Мертвые души». Эта постановка — вполне осознанный и удавшийся эксперимент, хорошо срежиссированный и подготовленный. Такие эксперименты стали модны в последнее время, но не всем и не всегда удается придать им глубокий смысл и внятную форму, доступную пониманию не только махровых критиков и театроведов, которые разглядят в постановке влияние Мейерхольда и Вахтангова, но и для простых смертных.

Премия Сергея Курехина

Культурный СПА-салон в Центре Курехина

В воскресенье, 21 апреля (19:00), в Санкт-Петербурге будут определены победители Премии имени Сергея Курехина. Единственная петербургская награда в области современного искусства отличается от столичных тем, что отдает предпочтение новаторским, революционным, концептуальным и мультижанровым проектам. Ведь именно эти принципы развивал Сергей Курехин вместе с «Поп-Механикой».
До 16 мая в Центре современного искусства имени Курехина на Лиговском проспекте, 73, продлится выставка проектов, вошедших в лонг-лист Премии Сергея Курехина. В экспозицию вошли 72 произведения, по которым можно оценить, как развивается современное искусство.

Валерий Фокин

Валерий Фокин покидает секретариат СТД

Художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин написал заявление на имя премьер-министра РФ Дмитрия Медведева и главы Минкультуры России Владимира Мединского о выходе из секретариата Союза театральных деятелей (СТД). Валерий Фокин объяснил, что сделал это в знак протеста против позиции союза по поводу объединения Александринки и Волковского театра.

Евгений Водолазкин, фото предоставлено писателем

Евгений Водолазкин: «Близкие друзья» – спектакль для театральных гурманов

В мире современной литературы есть множество фамилий, но мало имен. Евгений Водолазкин – один из немногих, чье творчество заняло определенную литературную нишу и нашло свою публику среди читателей разных социокультурных кругов. Романы «Соловьев и Ларионов», «Лавр» и «Авиатор» – удивительные произведения, отразившие особое отношение автора к историческому процессу и личности человека. Евгений Водолазкин – финалист престижных литературных премий, таких как «Национальный бестселлер», «Русский Букер», «НОС» и «Книга года», лауреат премий «Ясная Поляна», «Большая книга», «Русский Рим», Премии Александра Солженицына, национальной премии «Русские рифмы, Русское слово» и других.

Молодежный театр на Фонтанке, Нас обвенчает прилив

Неутоленная страсть в морской пене

Удивительное впечатление производит камерная сцена Молодежного театра на Фонтанке: как будто это красивая шкатулка из детства, в которой хранятся все дорогие сердцу ребенка сокровища — красивая шелковая ленточка от коробки конфет, ракушка из лета, флакон из-под маминых духов, красивый камешек и… что там еще приберегают дети, склонные мечтать? Спектакли, которые идут на этой сцене, — предельно лиричные, построенные на соприкосновении душ, удивительно трогательные. Они возвращают надежду, желание остановиться и заглянуть в себя, туда, где вроде бы все отжило, но вдруг понимаешь — нет, еще что-то бьется в ритме сердца.

Осень русского средневековья

Духовные поиски в эпоху перемен (фото)

До 13 мая в Корпусе Бенуа Государственного Русского музея продлится выставка «Осень русского Средневековья». В экспозицию вошли около 500 произведений из музейных собраний. Впервые посетителям представлена столь обширная картина развития изобразительного, монументального и декоративно-прикладного искусства в России от Смутного времени до 1700-х годов. На выставке можно увидеть образы и техники, распространенные в разные годы в Москве, Ярославле, Костроме, на русском Севере. Некоторые произведения демонстрируются впервые или с новой атрибуцией.