Георгий Штиль: Сергея Юрского, по сути, выгнали из Ленинграда

8 февраля в возрасте 83 лет ушел из жизни народный артист России Сергей Юрский. Причиной смерти актера стала остановка сердца. На протяжении двадцати лет он служил в петербургском Большом драматическом театре. Этот артист мыслил иначе, чем большинство, и раньше других понял, что происходит со страной и народом, вспоминает актер БДТ Георгий Штиль, который дал интервью корреспонденту Росбалта и рассказал, почему Юрский был вынужден покинуть Ленинград.
Георгий Штиль, фото Анны Глебовой

8 февраля 2019.
Текст: Дмитрий Глебов. Фото: Анна Глебова.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , .

Юрский был знаменит на весь Советский Союз. Отражалась ли как-то эта слава на общении с друзьями и коллегами?

На самом деле, он стал известным актером еще в студенческие годы. Им действительно восхищалась буквально вся страна. Но несмотря на это, общаться с ним было очень легко. Что мы часто и делали — наши гримерные в театре находились рядом. Именно Сережа в 1962 году придумал то, что потом стало одной из традиций БДТ — просить почетных гостей оставить свою подпись у нас на потолке. А среди них были и маршал Жуков, и художник Шагал, и лучшие артисты мира. Мы оберегаем эти автографы от всех ремонтов.

Сергей Юрский

Нередко вспоминают сложный характер главного режиссера БДТ Георгия Товстоногова. А какие отношения с ним были у Сергея Юрьевича?

Сережа был любимым актером Георгия Александровича. Товстоногов ценил в нем не только актера, но и мыслящего человека, интеллигента. В последние свои годы в БДТ Юрский поставил два спектакля. Они были очень хорошими, но сильно отличались от других постановок театра. Я сам слышал, как Товстоногов сказал ему: «Сережа, я дам тебе любую роль, какую ты только захочешь, но театр в театре мне не нравится».

На ваш взгляд, в чем заключался феномен Сергея Юрского как актера?

Он обладал феноменальной памятью. Я говорил ему: «Сережа, тебе надо было идти в разведку». Юрский брался за рассказ Чехова и вечером уже мог с ним выступать. Он замечательно подражал, играл на пианино, мог написать музыку. Юрский не просто читал стихи, а умел уловить и донести до зрителя авторский смысл. Сережа был образованным человеком и обаятельным актером, очень точным. Он работал на уровне лучших артистов БДТ. Посмотрите отрывки с ним в роли Чацкого, и все станет ясно. А монологи как будто писались про сегодняшний день.

Какие роли Сергея Юрьевича вы особенно цените?

Одна из любимых в театре — «Я, бабушка, Илико и Илларион». В постановке действуют два старика. Их играли Ефим Копелян и Сережа Юрский. Играли они просто безукоризненно. Это был просто фантастический актерский дуэт.

Очень люблю его в «Горе от ума». В «Божественной комедии» он сыграл Адама, а роль Евы исполнила Зинаида Шарко. Тоже замечательная постановка — смешная, но со смыслом. О его ролях в кино многие актеры могли только мечтать. Чего стоит один Остап Бендер в «Золотом теленке».

автографы в гримерке БДТ

Поэтому Юрский покинул БДТ?

Дело в другом. Он не ушел. Юрского, по сути, выгнали из Ленинграда. За то, что он был не просто артистом, а гражданином. То, что он был евреем, тоже сыграло свою роль. Он мыслил иначе, чем большинство, был самым настоящим шестидесятником. В определенный момент Юрскому просто перестали давать главные роли в кино — на этот счет действовало какое-то распоряжение. Многие уезжали в Москву, но я считаю, что ни у одного из них, включая Смоктуновского, Доронину, Борисова, не было таких ролей как в Ленинграде. Потому что Товстоногов был гениальным режиссером.

Вообще для меня Сережа навсегда останется одним из первых интеллигентов Ленинграда. Он понимал раньше и глубже всех нас то, что происходит со страной и народом. Я четыре года «отбарабанил» в армии. Когда Сталин умер, мы стояли на плацу, и я ревел так, будто умер мой папа. И только позже я все узнал и понял. А Сергей понимал это сразу.

Беседовал  ДМИТРИЙ  ГЛЕБОВ

Юрий Смекалов

«Приют комедианта» совместит балет с драмой

В петербургском Пассаже открылась выставка «О чем молчит балет», которая предваряет премьеру нового спектакля хореографа Юрия Смекалова по сценарию Александра Цыпкина «Три товарища?». Показы пройдут 30 ноября и 1 декабря 2019 года, а также 21-22 января 2020 года. На спектакли этого года уже нет билетов, сообщил на открытии выставки директор «Приюта комедианта» Виктор Минков.

Коля Садовник на фоне своих картин

Коля Садовник: Во всеобщую методу счастья я не верю

Коля Садовник — петербургский художник, который работает в жанрах метафизической живописи, экспрессионизма, наивного искусства, эклектики и психореализма. Кроме того, он является основателем музыкального коллектива «Земля Сомнамбулы», выступающего в жанре психореализма уже более 10 лет на петербургской андеграундной сцене. Дебют состоялся летом 2017 года в Санкт-Петербургском Street Art Museum, где была выставлена философская семичастная работа «Зеленая комната» […]

Ирина Дудина

Ирина Дудина: Цель западной цивилизации — сокращение населения и тотальный контроль

Ирина Дудина известна как литератор, победитель первого петербургского слэма, автор множества поэтических сборников, культовой книги «Пение птиц в положении лежа», романов «Предводитель маскаронов», «Нежные и надломленные» и сборника «Богема с Невского проспекта». Ее стихи переведены на немецкий и английский языки. В частности, в Австрии в 2006 году была издана книга стихов билингва «Ад и рай».

выставка Константина Сомова в Русском музее

Поэзия линии и цвета

Выставка к 150-летию со дня рождения Константина Сомова (1869-1939) в Русском музее продлена до 17 ноября. На ней можно увидеть более ста пятидесяти работ из собраний Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств (музей-квартира Исаака Бродского) и частных коллекций.

мюзикл Шелк, фото предоставлено пресс-службой Мюзик-холла

Мюзик-Холл в чувственном «Шелке»

На большой сцене театра «Мюзик-Холл» 18 октября 2019 года состоялась премьера мюзикла «Шелк», созданного по мотивам одноименного романа Алессандро Барикко. Это первая в России сценическая версия одного из самых популярных произведений современного европейского писателя в жанре мюзикла, красивая история о любви на фоне экзотичной Японии и изысканной Франции. Режиссер спектакля – Лев Рахлин.

Антон Танонов

Антон Танонов: Рад, когда рядом есть люди, которые вдохновляют

Музыка Антона Танонова снискала успех и популярность в России и за ее пределами. Продолжатель славных традиций Ленинградской-Петербургской композиторской школы, ученик классика современной музыки Сергея Слонимского, Танонов уже в самом начале своего творческого пути заявил о себе громкими премьерами своих сочинений. Неповторимый творческий почерк, необычный и смелый синтез идей академического искусства с технологией и принципами современной музыкальной жизни принесли Танонову небывалый для композиторов его возраста успех. Молодой композитор работает в разных жанрах: он автор произведений камерной, симфонической и электронной музыки. «Симфониетта» (2000), «In Techno и Самба» для симфонического оркестра (2003-2005), «25 мобильных прелюдий» для симфонического оркестра (2005), опера «Вий» (2005), рок-мюзикл «Вий» (2009), Концерт для синтезатора с оркестром (2008), балет «Шакунтала и Душьянта» (2008), Фантазия для сопрано и симфонического оркестра «Разлучница-зима» (2008-2009), Симфония (2009), балет «Похороны сардинки» (2011) – вот далеко не полный список произведений Танонова, исполненных в России, Австрии, Германии, Италии и США.