Георгий Штиль: Сергея Юрского, по сути, выгнали из Ленинграда

8 февраля в возрасте 83 лет ушел из жизни народный артист России Сергей Юрский. Причиной смерти актера стала остановка сердца. На протяжении двадцати лет он служил в петербургском Большом драматическом театре. Этот артист мыслил иначе, чем большинство, и раньше других понял, что происходит со страной и народом, вспоминает актер БДТ Георгий Штиль, который дал интервью корреспонденту Росбалта и рассказал, почему Юрский был вынужден покинуть Ленинград.
Георгий Штиль, фото Анны Глебовой

8 февраля 2019.
Текст: Дмитрий Глебов. Фото: Анна Глебова.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , .

Юрский был знаменит на весь Советский Союз. Отражалась ли как-то эта слава на общении с друзьями и коллегами?

На самом деле, он стал известным актером еще в студенческие годы. Им действительно восхищалась буквально вся страна. Но несмотря на это, общаться с ним было очень легко. Что мы часто и делали — наши гримерные в театре находились рядом. Именно Сережа в 1962 году придумал то, что потом стало одной из традиций БДТ — просить почетных гостей оставить свою подпись у нас на потолке. А среди них были и маршал Жуков, и художник Шагал, и лучшие артисты мира. Мы оберегаем эти автографы от всех ремонтов.

Сергей Юрский

Нередко вспоминают сложный характер главного режиссера БДТ Георгия Товстоногова. А какие отношения с ним были у Сергея Юрьевича?

Сережа был любимым актером Георгия Александровича. Товстоногов ценил в нем не только актера, но и мыслящего человека, интеллигента. В последние свои годы в БДТ Юрский поставил два спектакля. Они были очень хорошими, но сильно отличались от других постановок театра. Я сам слышал, как Товстоногов сказал ему: «Сережа, я дам тебе любую роль, какую ты только захочешь, но театр в театре мне не нравится».

На ваш взгляд, в чем заключался феномен Сергея Юрского как актера?

Он обладал феноменальной памятью. Я говорил ему: «Сережа, тебе надо было идти в разведку». Юрский брался за рассказ Чехова и вечером уже мог с ним выступать. Он замечательно подражал, играл на пианино, мог написать музыку. Юрский не просто читал стихи, а умел уловить и донести до зрителя авторский смысл. Сережа был образованным человеком и обаятельным актером, очень точным. Он работал на уровне лучших артистов БДТ. Посмотрите отрывки с ним в роли Чацкого, и все станет ясно. А монологи как будто писались про сегодняшний день.

Какие роли Сергея Юрьевича вы особенно цените?

Одна из любимых в театре — «Я, бабушка, Илико и Илларион». В постановке действуют два старика. Их играли Ефим Копелян и Сережа Юрский. Играли они просто безукоризненно. Это был просто фантастический актерский дуэт.

Очень люблю его в «Горе от ума». В «Божественной комедии» он сыграл Адама, а роль Евы исполнила Зинаида Шарко. Тоже замечательная постановка — смешная, но со смыслом. О его ролях в кино многие актеры могли только мечтать. Чего стоит один Остап Бендер в «Золотом теленке».

автографы в гримерке БДТ

Поэтому Юрский покинул БДТ?

Дело в другом. Он не ушел. Юрского, по сути, выгнали из Ленинграда. За то, что он был не просто артистом, а гражданином. То, что он был евреем, тоже сыграло свою роль. Он мыслил иначе, чем большинство, был самым настоящим шестидесятником. В определенный момент Юрскому просто перестали давать главные роли в кино — на этот счет действовало какое-то распоряжение. Многие уезжали в Москву, но я считаю, что ни у одного из них, включая Смоктуновского, Доронину, Борисова, не было таких ролей как в Ленинграде. Потому что Товстоногов был гениальным режиссером.

Вообще для меня Сережа навсегда останется одним из первых интеллигентов Ленинграда. Он понимал раньше и глубже всех нас то, что происходит со страной и народом. Я четыре года «отбарабанил» в армии. Когда Сталин умер, мы стояли на плацу, и я ревел так, будто умер мой папа. И только позже я все узнал и понял. А Сергей понимал это сразу.

Беседовал  ДМИТРИЙ  ГЛЕБОВ

Сергей Курехин

По следам «Поп-механики»

Выставка к 65-летию Сергея Курехина проходит в центре его имени на Лиговском проспекте. Сергею Курехин — легендарная личность, один из главных петербургских героев конца ХХ века, гениальный композитор и пианист, создатель и руководитель уникального оркестра «Поп-механика», автор музыки к кинофильмам и основатель звукозаписывающей фирмы, организатор своего Центра космических исследований и собиратель кактусов, издатель и библиофил, которому в этом году исполнилось бы 65 лет.

Камерный театр "Круг"

Русская готика в театре «Круг»

Камерный драматический театр «Круг» на Касимовской улице, 5, в Санкт-Петербурге придерживается тех позиций, от которых все дальше отходят «большие», парадные театры, являющиеся культурным лицом Санкт-Петербурга, — это «психологический театр, во всем многообразии жанров исследующий жизнь человеческого духа». «Петербургский авангард» продолжает свой рассказ о небольших и мало известных театрах Северной столицы, притаившихся как в центре города, так и в самых отдаленных его уголках.

Радуга, ТЮЗ, Нора

«Радуга»: Много философии и особая эстетика

Международный театральный фестиваль «Радуга» оставил богатое послевкусие. В Петербурге много фестивалей, но «Радуга» — особый. В нем есть широкий спектр экспериментов и свободного режиссерского поиска. Санкт-Петербургский ТЮЗ проводит фестиваль уже в двадцатый раз. Старая афиша, встретившаяся у проходной «Красного треугольника», напомнила, с чего начинался фестиваль этого года. Со спектакля знаменитого англичанина Питера Брука «Узник».

Томас Азир

Томас Азир: самое главное в жизни — это делиться настоящим

23-й Международный фестиваль SKIF прошел на Новой сцене Александринского театра две недели назад. За хедлайнером — культовой группой Goblin — несколько потерялись остальные участники: берлинский дуэт CEEYS, британцы Blurt, Lau Nau из Финляндии, белорус Егор Забелов и другие. «Петербургский аванград» много лет поддерживает проекты ЦСИ имени Сергея Курёхина, и на этот раз корреспонденту агентства удалось в общей суматохе фестиваля не проглядеть очень неординарное и интересное выступление молодого нидерландского исполнителя Томаса Азира. Судя по реакции аудитории, его уже ждут здесь снова. Сразу после окончания своего очередного европейского тура Томас дал интервью нашему корреспонденту.

спектакль Нора

Номофобия по мотивам Ибсена

В рамках XX Международного фестиваля «Радуга», который на днях завершился в Петербурге, 23 и 24 мая состоялись показы спектакля «Нора, или Кукольный дом» Тимофея Кулябина. Швейцарский театр Шаушпильхаус играет спектакль уже полгода, и за это время критиками было написано множество противоречивых статей. Спектакль анализирует мультимедийное пространство современного человека, границы личного и общественного, а также готовность на поступок. На протяжении всего спектакля герои общаются с помощью мобильных телефонов, подчеркивающих огромное расстояние между близкими людьми.

Клаудио Симонетти

Клаудио Симонетти: Современные группы повторяют то, что Goblin сделал 40 лет назад

Итальянский композитор и клавишник Клаудио Симонетти прославился в первую очередь как автор музыки к культовым хоррорам Дарио Ардженто и Джорджа Ромеро. Недавно он посетил Россию вместе со своей собственной версией группы Goblin, которой в этом году исполнилось 44 года. Сегодня в ней нет никого из «золотого состава», кроме самого Клаудио. Однако это не мешает обновленному коллективу в свежих концертных аранжировках передавать напряженную атмосферу великих фильмов ужасов. Да и сам Клаудио не сидел в Goblin’е как привязанный — то уходя, то возвращаясь в группу, он успел сольно поработать с такими режиссерами, как Руджеро Деодато, Умберто Ленци, Лучио Фульчи и Ламберто Бава.