Феликс Михайлов: Главное в зрителе — не пристрастия, а желание познавать

«Ленинград Центр» завершил сезон премьерой «Фавориты луны. Поцелуй». «Авангард» поговорил с художественным руководителем шоу-пространства Феликсом Михайловым, который рассказал о создании киноклуба, борьбе с «пластиковыми» картинами, проблемах выезда на гастроли и работе с Иваном Ургантом.
Феликс Михайлов

10 августа 2016.
Текст: Виктория Медведева, фото: предоставлены «Ленинград Центром»
Рубрика: Стиль жизни. Тэги: , , .

78
Столько сценических проектов провел «Ленинград Центр» за нынешний сезон.
Феликс Михайлов — режиссер театра, кино и телевидения, актер, сценарист и продюсер. Лауреат премии «ТЭФИ». Один из создателей и художественный руководитель «Ленинград Центра». Окончил ЛГИТМиК в 1992 году, после чего создал проект «Территория театра». Преподавал в СПбГАТИ. Сотрудничает с телеканалами «Первый», СТС, РЕН. Выступает режиссером-постановщиком в программах «Розыгрыш», «Звезды на льду», «Ледниковый период», «Цирк со звездами». На протяжении нескольких лет ставил церемонии открытия и закрытия Московского международного кинофестиваля, церемонии вручения кинопремии «Золотой орел». В «Ленинград Центре» создал шоу «Иллюзио. Повелитель грез» и «Фавориты луны. Поцелуй».

У «Ленинград Центра» имидж городского пространства нового формата, работающего на стыке культуры, развлечений и медиа. Нынешний театральный сезон стал вторым в истории площадки. Местные петербургские шоу востребованы?

— Безусловно. За последние два года у россиян резко повысился запрос на зрелищные мероприятия, люди все чаще стали посещать театральные шоу, мюзиклы, цирковые представления. Основная причина — потеря доверия к телевидению, не только к новостным программам, но и к развлекательному контенту. Все менее интересным для зрителя становится кино — в массе своей оно теперь слишком «пластиковое», компьютерное, из него медленно уходит реальная жизнь.

В сложившейся ситуации народ обратился за эмоциями к галереям и театрам: все хотят настоящего и живого — живого звука, живого артиста, живого тела, живого действия. Это зритель стремится найти в театральных пространствах.

Шоу «Ленинград Центра»

По вашим словам, все менее интересным для зрителя становится кино, тем не менее в ближайших планах «Ленинград Центра» — создание киноклуба и возобновление регулярных кинопоказов. С чем это связано?

— Мы располагаемся в легендарном здании бывшего кинотеатра «Ленинград»: здесь на протяжении 50 лет показывали кино, в том числе премьеры. Хотим вернуть традицию — в этом и заключается наша идея. Будем демонстрировать прокатное, современное кино, а также устраивать ретроспективы в сочетании с кинолекторием, чтобы напомнить людям о хорошем кино прошлого. Человек сможет выбрать, что ему ближе. Пойти на последнюю картину Тарантино или Бондарчука. Посмотреть старые добрые советские фильмы, киноклассику европейского или азиатского кинематографа.

На самом деле существуют много знаменитых картин, которые в российском прокате не шли и известны только узкому кругу людей. Например, есть русские мультики, которые получают международные награды и премии, но все равно этого никто не видит. Как раз такие вещи хотим представлять широкой публике в «Ленинград Центре».

Каким вы видите киноклуб? Будет ли он разделен по интересам?

— Мы не делим зрителей на категории. То есть нельзя сказать, что наши шоу ориентированы на человека, который любит хороший цирк или, наоборот, любит хорошую музыку. Как раз мы все это смешиваем. В кино будет то же самое. Никакого деления по пристрастиям. Есть понятие «человек любит кино». Он может смотреть картины Тарковского и тут же смотреть фильмы, сделанные по марвеловским комиксам. Все-таки определяющим является желание познавать, изучать кино и любить его.

Будете приглашать кинокритиков?

— Скорее всего, мы даже попросим их участвовать в создании программы. Вполне возможно, кто-то из них будет сопровождать сеансы рассказами, лекциями, объяснениями.

Сейчас готовим программу, посвященную победам на олимпиадах наших команд по спортивной гимнастике.


Вашей публике сегодня «16+» или «18+». Есть ли в планах сделать шоу для всей семьи?

— В новогодние праздники мы регулярно делаем семейные шоу. У нас есть даже новогодний сериал о приключениях снеговика, который мы сами придумали. Его с удовольствием смотрят и взрослые, и дети.

Этим летом на площадке «Ленинград Центра» снимали популярное телешоу «Вечерний Ургант». Чем вам запомнилась работа с Иваном Ургантом?

— Его начитанностью, образованностью и веселым нравом.

Иван Ургант в «Ленинград Центре»

Планирует ли «Ленинград Центр» устраивать шоу на открытом воздухе?

— Пока не задумывался об этом. Но в сентябре мы как партнеры и сопостановщики выступаем в проекте «Легенды спорта», который делает Алексей Немов в Москве на огромном стадионе «Мегаспорт». Сейчас вместе с ним готовим программу, посвященную победам на олимпиадах наших команд по спортивной гимнастике. Это первый большой совместный проект на подобной площадке. И совершенно отдельная театрально-спортивная постановка на основе нашей труппы.

А хотели бы гастролировать в других странах?

— У нас есть предложения. Пока все упирается в то, что на Западе сложно найти площадку, на которую мы сможем спокойно выехать и поместиться со всем тем, что нам нужно по оборудованию. Если помещение будет с таким же технологичным оснащением, как у нас, то, конечно, будет интересно сотрудничать. Но сейчас, чтобы выехать на гастроли, нужно заново воспроизвести все технические решения, которыми мы пользуемся: кинетическая люстра, медиаэкраны IMAX, световые технологии и другое. Многое из этого уникально и не имеет аналогов.

В целом на данный момент главная идея нашей работы в том, чтобы о нас узнали за рубежом и сюда, в Петербург, приезжали люди. Чтобы в том числе посетить представления «Ленинград Центра».

Андрей Плахов

Андрей Плахов: «Кино сверхреальности» — грань игрового и документального

Международный кинофестиваль с 30-летней историей — «Послание к человеку» — зарождался как смотр документальных фильмов, но за три десятка лет оброс программами анимации, экспериментального кино и игровых картин. Современный кинофестиваль не заканчивается на церемонии награждения — его эхо еще долго разносится по городам и странам.

Терем-квартет

«Терем-квартет»: Мурашка — главный критерий в музыке

Самый яркий инструментальный коллектив в России «Терем-квартет», создавший необычное и увлекательное музыкальное направление кроссовер, собирает на берегах Невы претендентов на «Золотую мурашку». С 22 октября в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга (набережная Мойки, 20) начнется V Международный музыкальный турнир «Терем Кроссовер». Он, как Ноев ковчег, берет на борт самых разнообразных исполнителей, играющих на классических, а подчас — необычных и редких, музыкальных инструментах. И эта музыка не укладывается ни в один формат или стиль. «Терем Кроссовер» — это всегда захватывающее приключение, которое преподносит сюрпризы и открытия, стирая границы музыкальных направлений и даже стран.

Татьяна Юрьева

Юбилей великого человека и верного друга

18 октября свой юбилей встречает яркая представительница петербургского арт-мира — Татьяна Семеновна Юрьева. Она носит гордое звание заслуженного деятеля искусств РФ, является доктором искусствоведения, профессором кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств, директором Музея современных искусств имени Дягилева СПбГУ.

Нужен ли искусству супермаркет?

В течение минувших выходных — 13 и 14 октября — петербургский Музей стрит-арта на шоссе Революции стал площадкой для выставки-ярмарки Sam Fair. На это время музей превратился в большой супермаркет, где художники сами оформили стенды своими работами, а любители и коллекционеры современного искусства смогли не только купить произведения, но и пообщаться с авторами. Среди участников — 120 художников и арт-объединений из разных регионов России. Также в программу были включены лекции, концерт, дискуссия, перформансы и тату-бар, а в одной из социальных сетей прошел онлайн-аукцион.

Cosmoscow-2018

Что сейчас покупают на выставках

Cosmoscow-2018 – арт-ярмарка современного искусства, которая раз в год предлагает вниманию публики актуальные работы российских художников, а также знакомит с лучшими галереями России. Это мероприятие собирает в одном месте всех ценителей, знатоков, коллекционеров, галеристов, художников и просто интересующихся искусством людей. Основательница успешнейшего арт-рынка страны – Маргарита Анатольевна Пушкина – искусствовед, коллекционер, директор Cosmoscow.

Марк Розовский

Марк Розовский: Нашей культуре ничего не грозит

В Петербурге радостное событие: Марк Розовский репетирует мюзикл «Бедная Лиза». Режиссер уже 35 лет является художественным руководителем московского театра «У Никитских ворот», автором сценариев к известным фильмам, драматургом, композитором и лауреатом многочисленных премий. Премьера мюзикла назначена на 26 октября в ТЮЗе имени Брянцева. Спектакль посвящен Георгию Товстоногову, что не удивительно: в 1973 году на Малой сцене БДТ состоялась премьера мюзикла «Бедная Лиза», принесшего известность Марку Розовскому.