Феликс Михайлов: Главное в зрителе — не пристрастия, а желание познавать

«Ленинград Центр» завершил сезон премьерой «Фавориты луны. Поцелуй». «Авангард» поговорил с художественным руководителем шоу-пространства Феликсом Михайловым, который рассказал о создании киноклуба, борьбе с «пластиковыми» картинами, проблемах выезда на гастроли и работе с Иваном Ургантом.
Феликс Михайлов

10 августа 2016.
Текст: Виктория Медведева, фото: предоставлены «Ленинград Центром»
Рубрика: Стиль жизни. Тэги: , , .

78
Столько сценических проектов провел «Ленинград Центр» за нынешний сезон.
Феликс Михайлов — режиссер театра, кино и телевидения, актер, сценарист и продюсер. Лауреат премии «ТЭФИ». Один из создателей и художественный руководитель «Ленинград Центра». Окончил ЛГИТМиК в 1992 году, после чего создал проект «Территория театра». Преподавал в СПбГАТИ. Сотрудничает с телеканалами «Первый», СТС, РЕН. Выступает режиссером-постановщиком в программах «Розыгрыш», «Звезды на льду», «Ледниковый период», «Цирк со звездами». На протяжении нескольких лет ставил церемонии открытия и закрытия Московского международного кинофестиваля, церемонии вручения кинопремии «Золотой орел». В «Ленинград Центре» создал шоу «Иллюзио. Повелитель грез» и «Фавориты луны. Поцелуй».

У «Ленинград Центра» имидж городского пространства нового формата, работающего на стыке культуры, развлечений и медиа. Нынешний театральный сезон стал вторым в истории площадки. Местные петербургские шоу востребованы?

— Безусловно. За последние два года у россиян резко повысился запрос на зрелищные мероприятия, люди все чаще стали посещать театральные шоу, мюзиклы, цирковые представления. Основная причина — потеря доверия к телевидению, не только к новостным программам, но и к развлекательному контенту. Все менее интересным для зрителя становится кино — в массе своей оно теперь слишком «пластиковое», компьютерное, из него медленно уходит реальная жизнь.

В сложившейся ситуации народ обратился за эмоциями к галереям и театрам: все хотят настоящего и живого — живого звука, живого артиста, живого тела, живого действия. Это зритель стремится найти в театральных пространствах.

Шоу «Ленинград Центра»

По вашим словам, все менее интересным для зрителя становится кино, тем не менее в ближайших планах «Ленинград Центра» — создание киноклуба и возобновление регулярных кинопоказов. С чем это связано?

— Мы располагаемся в легендарном здании бывшего кинотеатра «Ленинград»: здесь на протяжении 50 лет показывали кино, в том числе премьеры. Хотим вернуть традицию — в этом и заключается наша идея. Будем демонстрировать прокатное, современное кино, а также устраивать ретроспективы в сочетании с кинолекторием, чтобы напомнить людям о хорошем кино прошлого. Человек сможет выбрать, что ему ближе. Пойти на последнюю картину Тарантино или Бондарчука. Посмотреть старые добрые советские фильмы, киноклассику европейского или азиатского кинематографа.

На самом деле существуют много знаменитых картин, которые в российском прокате не шли и известны только узкому кругу людей. Например, есть русские мультики, которые получают международные награды и премии, но все равно этого никто не видит. Как раз такие вещи хотим представлять широкой публике в «Ленинград Центре».

Каким вы видите киноклуб? Будет ли он разделен по интересам?

— Мы не делим зрителей на категории. То есть нельзя сказать, что наши шоу ориентированы на человека, который любит хороший цирк или, наоборот, любит хорошую музыку. Как раз мы все это смешиваем. В кино будет то же самое. Никакого деления по пристрастиям. Есть понятие «человек любит кино». Он может смотреть картины Тарковского и тут же смотреть фильмы, сделанные по марвеловским комиксам. Все-таки определяющим является желание познавать, изучать кино и любить его.

Будете приглашать кинокритиков?

— Скорее всего, мы даже попросим их участвовать в создании программы. Вполне возможно, кто-то из них будет сопровождать сеансы рассказами, лекциями, объяснениями.

Сейчас готовим программу, посвященную победам на олимпиадах наших команд по спортивной гимнастике.


Вашей публике сегодня «16+» или «18+». Есть ли в планах сделать шоу для всей семьи?

— В новогодние праздники мы регулярно делаем семейные шоу. У нас есть даже новогодний сериал о приключениях снеговика, который мы сами придумали. Его с удовольствием смотрят и взрослые, и дети.

Этим летом на площадке «Ленинград Центра» снимали популярное телешоу «Вечерний Ургант». Чем вам запомнилась работа с Иваном Ургантом?

— Его начитанностью, образованностью и веселым нравом.

Иван Ургант в «Ленинград Центре»

Планирует ли «Ленинград Центр» устраивать шоу на открытом воздухе?

— Пока не задумывался об этом. Но в сентябре мы как партнеры и сопостановщики выступаем в проекте «Легенды спорта», который делает Алексей Немов в Москве на огромном стадионе «Мегаспорт». Сейчас вместе с ним готовим программу, посвященную победам на олимпиадах наших команд по спортивной гимнастике. Это первый большой совместный проект на подобной площадке. И совершенно отдельная театрально-спортивная постановка на основе нашей труппы.

А хотели бы гастролировать в других странах?

— У нас есть предложения. Пока все упирается в то, что на Западе сложно найти площадку, на которую мы сможем спокойно выехать и поместиться со всем тем, что нам нужно по оборудованию. Если помещение будет с таким же технологичным оснащением, как у нас, то, конечно, будет интересно сотрудничать. Но сейчас, чтобы выехать на гастроли, нужно заново воспроизвести все технические решения, которыми мы пользуемся: кинетическая люстра, медиаэкраны IMAX, световые технологии и другое. Многое из этого уникально и не имеет аналогов.

В целом на данный момент главная идея нашей работы в том, чтобы о нас узнали за рубежом и сюда, в Петербург, приезжали люди. Чтобы в том числе посетить представления «Ленинград Центра».

книги, библиотеки

Издательство Ивана Лимбаха и его планы

В 2018 году Издательство Ивана Лимбаха выпустит минимум девять новинок, которые порадуют книгочеев. И одним из первых изданий этого года станет собрание культурологических этюдов петербургского интеллектуала Александра Черноглазова «Приглашение к Реальному».

выставка Елены Марттила

Елена Марттила: история блокадного художника

Накануне 75-летия со Дня прорыва блокады Ленинграда в выставочных залах Союза художников (Большая Морская улица, 38) открылась выставка знаменитой блокадной художницы Елены Марттила «Миг между прошлым и будущим». Она также приурочена к 95-летию мастера, сделавшего центральной темой своего творчества героизм простых ленинградцев в осажденном городе.

7

Они были молодыми…

В январе народ России отмечает много праздников, но для петербуржцев есть две особые даты — 18 и 27 января — прорыв блокады Ленинграда и полное освобождение города от фашистских захватчиков, Ленинградский День Победы. Сейчас в Северной столице проходят мероприятия, связанные с этими датами: музеи и библиотеки открывают выставки и проводят лекции, театры дают концерты и спектакли. Все петербуржцы помнят и любят своих героев, бабушек и дедушек, отстоявших родной и самый прекрасный город на Земле. А в январе, с наступлением крещенских морозов, память сердца становится острее…

Источник жизни. Светлана Мучнова

Свет души и камня в «Тутти Кванти»

В творческом пространстве «Тутти Кванти», расположенном в самом центре Санкт-Петербурга, на улице Рылеева, 3, продолжается выставка Светланы Мучновой «Свет души» (или «Внутренний свет»). Работы художницы можно увидеть до 31 января. Арт-площадка «Тутти Кванти» в начале своего творческого пути (2012 год) занималась в основном путешествиями, праздниками, публичными мероприятиями — как коммерческими, так и независимыми. Но затем на этой почве было создано пространство, занимающееся выставками, поддержкой и пиаром художников и создателей авторских сувениров.

Дом культуры Ильича

Дом культуры без Ильича

Ведущее учреждение культуры Московского района Санкт-Петербурга 20 лет назад отказалось от имени, которым его назвали в советское время, но сохранило исторический облик и предназначение. Речь идет о Культурно-досуговом центре «Московский», который ранее назывался Дом культуры имени Ильича. Здание построено по проекту советского архитектора Николая Демкова и в наши дни оно признано памятником конструктивизма. В нем удивительно сочетаются суровость серых блоков и легкое настроение, витающее в этих стенах.

Белые ночи, Городской театр

Зимние «Белые ночи» в Русском музее

Странное это состояние — театр. Порой отсутствие красивых костюмов и декораций убивает всякий интерес, а иногда вдруг возбуждает такую фантазию, что удивляешься: откуда что берется в твоей, в общем, рациональной голове! В бездействии и безмолвии иногда такая бездна смысла, которой не найдешь и в самом страстном монологе. А вдруг случается и такое: придя на спектакль по Достоевскому, которого знаешь почти наизусть, вдруг понимаешь, что… ничего не понимаешь.